Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические механизмы формирования зрительного образа Майер Надежда Яковлевна

Психологические механизмы формирования зрительного образа
<
Психологические механизмы формирования зрительного образа Психологические механизмы формирования зрительного образа Психологические механизмы формирования зрительного образа Психологические механизмы формирования зрительного образа Психологические механизмы формирования зрительного образа Психологические механизмы формирования зрительного образа Психологические механизмы формирования зрительного образа Психологические механизмы формирования зрительного образа Психологические механизмы формирования зрительного образа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Майер Надежда Яковлевна. Психологические механизмы формирования зрительного образа : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 1998 197 c. РГБ ОД, 61:99-19/221-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Категория зрительного образа в психологии 10

1.1 Основные направления изучения зрительного образа в психологии 10

1.2 Структура зрительного образа 31

1.3 Характеристика процесса формирования зрительного образа 53

Глава 2. Система психологических механизмов формирования зрительного образа 60

2.1 Генерализованные психологические механизмы формирования зрительного образа 60

2.2 Структурирующие психологические механизмы формирования зрительного образа 78

2.3. Операторные психологические механизмы формирования зрительного образа 88

Глава 3. Экспериментальное исследование системы психологических механизмов формирования зрительного образа 98

3.1 Организация и методы экспериментальной работы 98

3.2 Анализ результатов экспериментального изучения генерализованных психологических механизмов формирования зрительного образа 111

3.3 Анализ результатов экспериментального изучения операторных психологических механизмов формирования зрительного образа 125

Заключение 146

Библиография 150

Приложения

Введение к работе

Образ является одной из центральных категорий психологической науки. Говоря о значении зрительного образа, необходимо обратиться прежде всего к накоплению человеком жизненного опыта вообще, на котором, собственно, и зиждется умственный процесс.

Обычно под знаниями подразумевается система разнообразных сведений, правил и законов. Но, обычно, к знаниям не причисляются мириады образов, формирующихся в непрекращающемся перцептивном процессе. А между тем, в качестве структурной единицы умственных операций образ вполне может быть равноценен философской или какой-либо иной дефиниции, поскольку без соотнесения с некоторыми известными фактами невозможно усвоение нового материала. Исходя из этого всякий изучаемый нами целостный образ оказывается нужным для последующих определений понятий и других абстрактных положений. Более того, ввиду непрерывности и чрезвычайной динамичности восприятия предметного мира, зрительные образы, сколько бы их не накапливалось в нашем опыте, используются индивидом на практике гораздо чаще, чем общие знания. Вполне очевидно, что именно образы восприятия создают основу для человеческих знаний. Это объясняется тем, что образы необходимы для постоянно совершаемых в уме актов сопоставления и обобщений, анализа и синтеза, и следовательно, именно на их основе формируется абстрактное мышление. Отсюда, образ, с одной стороны, лежит в основе представлений и понятий человека об объективной действительности, а с другой стороны - сам представляет собой одну из основных форм знания о мире.

Богатство и разнообразие образной сферы является необходимым условием успешности деятельности и поведения человека, а также показателем его духовной культуры. Тем более это касается зрительного образа, поскольку известно, что 80% информации человек получает именно через зрительное восприятие. 4t Попытки объяснить природу образа, его структуру, закономерности # формирования осуществлялись ещё философами древности: Аристотелем, Платоном, Анаксагором, Демокритом и др. На протяжении всей истории психологии проблемы сущности и порождения образа оставались актуальными. Так, огромный вклад в разработку данного вопроса внесли в своё время Гален, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Н.Н. Ланге, И.М. Сеченов и др. Изучение образа велось в разных плоскостях - от построения теоретических моделей образной сферы, до простого описания продуктов сенсорного процесса.

Психология и психофизиология сенсорных процессов принадлежит к числу наиболее развитых разделов психологической науки. Именно в этих областях впервые были применены экспериментальные методы исследования и приёмы точной математической обработки получаемых результатов. Здесь было получено наибольшее количество проверенных фактов и экспериментально обоснованных общих положений. Однако психологический аспект формирования образа долгое время рассматривался как «приложение» к его физиологическому субстрату.

В современной науке большой вклад в объяснение природы образа внесли представители гештальтпеихологии, структурной, когнитивной, деятельностной и других теоретических направлений как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Среди них наиболее известные: Д.Д. Гибсон, Д.Э. Гибсон, Д. Брунер, Ж. Пиаже, Р. Грегори, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Б.М. Величковский, В.А. Барабанщиков и др. В рамках названных направлений исследований решались проблемы целостности образа, его структурной организации, логики порождающих его процессов на микро-, макро- и мегауровне. Таким образом, были выявлены свойства образа, его компоненты, основные факторы, влияющие на его формирование.

Однако осталось и много нерешённых проблем. В частности, степень детерминированности образа тем или иным фактором, наиболее благоприятные условия формирования образа в различных ситуациях, психологические механизмы формирования образа и т.д.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы интериоризации в умственном плане субъекта наиболее оптимальной системы психологических механизмов, определяющих создание зрительного образа, послужили основанием выбора темы исследования: «Психологические механизмы формирования зрительного образа».

В этой связи, нами поставлена следующая цель данного исследования: выявить и изучить психологические механизмы формирования зрительного образа. В нашем понимании психологические механизмы формирования зрительного образа - это психологическая система средств, условий, принципов, причинных связей, на базе которых формируется зрительный образ.

Для достижения поставленной цели мы выдвинули гипотезу, имеющую шесть основных допущений:

1. Формирование различных типов образов обусловлено различными системами психологических механизмов.

2. Существуют психологические механизмы, инициирующие формирование зрительного образа.

3. Существуют психологические механизмы, струтпурирующие динамику перцептивного процесса.

4. Существуют компоненты системы психологических механизмов, корректирующие формирование зрительного образа.

5. Для каждого субъекта может быть своя система психологических механизмов, наиболее эффективная для формирования зрительного образа.

6. Данная система может быть сформирована и закреплена в опыте в виде фиксированной установки на восприятие методом поэтапного формирования умственных действий.

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ результатов психологических исследований проблем перцептивного процесса и формирования зрительного образа.

2. Выявить структуру, типы и критерии адекватности зрительного образа.

3. Определить закономерности динамики зрительного образа.

4. Выявить психологические механизмы, инициирующие, структурирующие зрительный образ и обеспечивающие его динамику.

5. Исследовать продуктивность выявленных психологических механизмов, обеспечивающих формирование зрительного образа.

Исходя из этого объектом исследования является процесс формирования зрительного образа.

Соответственно, предмет исследования - психологические механизмы формирования зрительного образа. Исследование можно разделить на четыре основных этапа:

1. Теоретический анализ основных направлений изучения зрительного образа в психологии.

2. Изучение психологической природы зрительного образа.

3. Исследование процесса формирования зрительного образа.

4. Изучение психологических механизмов формирования зрительного образа. Методологической основой данной работы являются принцип единства

психики и деятельности, принцип детерминизма, системный анализ и личностно - деятельностный подход.

С одной стороны, мы выделили систему общих психологических механизмов, детерминирующих зрительный образ, формирование которого понимается нами как перцептивная деятельность. С другой стороны, в результате проведения экспериментального исследования мы пришли к выводу

о чрезвычайном разнообразии влияющих на зрительное восприятие факторов, сочетаний различных психологических механизмов, что свидетельствует о высокой степени субъективности процесса формирования зрительного образа. Подобный результат позволил нам индивидуализировать формирующий эксперимент, основой которого является метод поэтапного формирования умственных действий.

Методы исследования. В ходе исследования использованы следующие методы: монографическое изучение, тестирование с помощью тестов-опросников Р.Б. Кеттеяла, Д. Роттера, А. Мехрабиана - М.Ш. Магомед-Эминова, Ч.Д. Снилбергера - Ю.Л. Ханина, В.М. Русалова, объективного теста Шварцдандера, шкального теста самооценки; словесный отчёт; метод поэтапного формирования умственных действий. Результаты исследования обрабатывались методами контент-анализа и математической статистики (измерение мер центральной тенденции, корреляционный анализ, G-критерий знаков).

Научная новизна данной работы заключается в том, что в ходе исследования были выявлены и изучены основные индивидуально-типологические особенности, детерминирующие формирование зрительного образа (генерализованные психологические механизмы); структурирующие перцептивный процесс компоненты образа мира (структурирующие психологические механизмы) и являющиеся формами последних операторные психологические механизмы; обоснованы условия формирования индивидуальной системы психологических механизмов, являющихся основой зрительного восприятия.

Теоретическая значимость исследования состоит, во-первых, в систематизации по логико-историческому принщшу направлений, подходов, теорий зрительного восприятия; во-вторых, в классификации по ряду критериев и определении основных параметров зрительного образа.

Практическая значимость выполяенной работы заключаешь в психологическом обосновании закономерностей моделирования 4 индивидуальной системы психологических механизмов, на базе которых формируется наиболее полный, осмысленный, целостный, конкретизированный зрительный образ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В качестве генерализованных психологических механизмов формирования зрительного образа выступают свойства темперамента, особенности организации активности человека, факторное поле субъекта, компоненты его мотивационной сферы.

2. Система структурирующих психологических механизмов, являющихся основой формирования зрительного образа, включаег сенсорно - перцептивный код, перцептивный план, перцептивную схему, перцептивную категорию. В

—А результате опосредования зрительного восприятия различными операциями, структурирующие психологические механизмы могут принимать формы, обнаруживающие специфические особенности: упорядоченный или неупорядоченный перцептивный план; перцептивная схема, актуализированная либо в результате визуальной группировки, либо в результате еериации; перцептивная категория, принимающая форму достраивания, смысловой классификации, ассоциации или креативного механизма. Данные формы представляют собой операторные психологические механизмы формирования зрительного образа.

3. Соотношения психологических механизмов разных уровней, обеспечивающих формирование зрительного образа, многообразны. Отсюда, важно определить общие закономерности их соотношения и влияния на перцептивный процесс для моделирования индивидуальной системы • психологических механизмов, детерминирующих зрительный образ, и интериоризации этой системы методом поэтапного формирования умственных действий.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в тезисах докладов «Возможные пути устранения проблем механического запоминания», «Психологическое обоснование работы над словом», «Факторы продуктивности памяти», «Психологические теории зрительного образа», «Представления о природе зрительного образа как один из компонентов теоретической подготовки преподавателя изобразительного искусства», «Субъективные факторы, определяющие формирование образа в учебном процессе» , обсуждавшихся на региональных научно-практических конференциях «Психология активности личности» в г. Новосибирске (1996), «Подготовка учителя начальных классов в условиях аксиологической парадигмы образования» в г. г. Новокузнецке, Ленинске - Кузнецком (1997), «Профессиональное самоопределение молодёжи и рынок труда» в г. Абакане (1998).

Внедрение. Выявленные закономерности моделирования индивидуальной системы психологических механизмов формирования зрительного образа используются в преподавании курса методики изобразительного искусства с практикумом в Ленинск - Кузнецком педагогическом колледже и отражены в рабочей программе по данному предмету.

Основные направления изучения зрительного образа в психологии

Современная психология восприятия представляет собой достаточно пеструю картину разнообразных подходов, теорий и частных концепций, направленных на упорядочение непрерывно расширяющегося потока эмпирических данных. Чрезвычайное разнообразие экспериментальных данных не позволяет на данном этапе создать единую теорию образа. Тем не менее, упорядочение концепций в учении о восприятии по какому-либо основанию представляется возможным. Попытки систематизировать теории образа осуществлялись и ранее [В. А. Ганзен,1974, Л.Б. Ительсон J 972, А.П. Сабощук,1961, B.C. Тюхтин,1963 и др.]. Однако для этих целей обычно выбирался какой-либо один критерий: роль деятельности в построении перцептивного образа, историческая хронология и т.п. Мы предприняли попытку систематизировать теории образа по нескольким критериям, исходя из логико-исторического принципа. Данный принцип классификации представляет собой синтез исторического подхода, в рамках которого освещается хронологическое развитие того или иного направления, и логического подхода, позволяющего проанализировать современное состояние проблемы изучения зрительного образа.

Основаниями для систематизации концепций послужили ключевые проблемы психологии образа, вызывающие наибольшие расхождения среди исследователей перцептивных процессов.

К таким проблемам можно отнести: 1 Изучение природы образа с материалистических либо идеалистических позиций. 2 Понимание механизмов генезиса перцептивного процесса с точки зрения ведущей роли эфферентного либо афферентного звена.

3 Исследование зрительного образа в психологическом, физиологическом либо информационном аспектах.

4 Акцентирование исследований на форме либо содержании зрительного образа.

5 Современные тенденции изучения зрительного образа с точки зрения его формы, содержания, порождающих его процессов.

В исследовании первой проблемы можно выделить две концепции в понимании зрительного восприятия: идеалистическую, либо материалистическую. Материалисты, как известно, исходят из того, что образ носит объективный характер, в нём отражаются существующие независимо от субъекта явления окружающего мира: природа, физический мир, материя. Идеалисты же декларируют первичность образа по отношению к реальной действительности, признавая его как исходную данность.

Первые материалистические воззрения на природу образа можно обнаружить уже у философов древности: Демокрита, Эмпедокла и др. В XVII - XVIII вв. материалистическое направление изучения перцептивных процессов приобретает механистический характер. Это связано с открытием ряда физических законов, получивших признание в психологии в виде "корпускулярной" теории психики, сформулированной Дж. Локком. Согласно ей "атомами" психической реальности являются ощущения, в которых фиксируются отдельные признаки вещей. Из них с помощью ассоциаций складываются сложные психические образы восприятия. Далее подобные взгляды развивались в теориях аесоционистов и бихевиористов.

Основной «минус» такого подхода - игнорирование активности субъекта в перцептивном процессе. Дальнейшее развитие материалистического направления в трудах Г. Гельмгольца, Н.Н. Ланге иццр,, а также представителей деятельностной и стохастической теорий характеризуется частичным преодолением этого недостатка. Однако личностная активность так и не стала ведущей детерминантой в трактовке перцепции.

Идеалистический подход к пониманию образа также зародился еще в Древнем Мире. Здесь, напротив, личностная активность являлась главной, а норой и единственной детерминантой формирования образа. Так, Платон представлял образ как результат внутренней работы ума. Активность определяется тем, что сами идеи есть активное мужское начало, материя -начало женское, пассивное, а чувственные образы - детище обоих. Значение чувственных образов - вызвать душу к деятельности, заставить "вспомнить" "забытое" ею знание; с другой стороны, чувственному знанию должно предшествовать интеллектуальное. Взгляды Платона в дальнейшем развитии философской мысли повторяются, например, у И. Канта, который полагал, что перцептивный образ возникает в результате синтеза чувственных данных с помощью априорных форм созерцания. В современной психологии взгляд, согласно которому перцептивный образ является результатом подведения сенсорных данных под врожденные субъективные формы, развивается _л функционалистами, гештальтистами и некоторыми другими представителями различных теорий восприятия.

Генерализованные психологические механизмы формирования зрительного образа

Так, по степени обобщенности мы выделили группы психологических механизмов: генерализированные, являющиеся психологической основой чувственного образа и координирующие его в процессе перцептивного отражения, структурирующие, обеспечивающие непрерывность перцепции, операторные, непосредственно участвующие в отражении и переработке зрительной информации.

По критерию константности психологические механизмы можно классифицировать как базовые (константные), которые обеспечивают формирование любого зрительного образа, и динамические (переменные), избирательно детерминирующие перцептивный процесс в зависимости от ситуации.

В данном параграфе мы рассмотрим генерализированные психологические механизмы формирования зрительного образа. Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к выводу, что к названной категории могут быть отнесены определённые личностные особенности, свойственные субъекту отражения и коррелирующие с параметрами сформированности образа.

Так, определенный отпечаток на процесс перцептивного отражения накладывает тип темперамента. По наблюдениям В.А. Ганзена [1974], конституциональные типы Кречмера в этом ракурсе могут быть описаны с точки зрения особенностей их образной сферы.

Шизотимики - устойчивы в восприятии, склонны к анализу. У них наблюдается высокая способность к расщеплению, склонность к выделению частностей, к абстракции, чрезвычайная восприимчивость к движениям и внимание к формам, высокая тенденция к постижению целостной картины, сдерживание эмоциональных проявлений. Шшотимики способны к удерживанию в памяти нескольких параллельных рядов информации, что указывает на высокую динамичность образа Функционирование нескольких различных установок у людей с таким типом темперамента говорит об очень насыщенном содержании образа, обусловленном в соответствии с указанной особенностью, увеличением релевантных признаков.

Циклотимики - эмоционально неустойчивые. Их отличает склонность к синтетическому восприятию, слабая способность к расщеплению, сложности с абстрагированием, чистота восприятия цвета и тона, сведение всего комплекса форм к целостному образу, открытое выражение эмоций.

Однако психологическим механизмом формирования зрительного образа является, скорее, не тип темперамента в целом, а определённые его свойства, от которых зависят некоторые параметры сформированности образа. В частности, В.М. Русалов выделяет как основные свойства темперамента, определяющие индивидуально-типологические особенности любой деятельности и поведения субъекта, - эргачность, темп реакций, эмоциональность, пластичность [В.М.Русалов,1986]. Под эргичностъю Русалов понимает степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность - это лёгкость переключения с одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп -скорость выполнения отдельных действий, операций, движений. Эмоциональность - склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.

Организация и методы экспериментальной работы

На заключительном этапе исследования нами был проведён эксперимент, позволивший определить степень детерминации зрительного образа базовыми генерализованными психологическими механизмами, влияние динамических генерализованных механизмов на выбор субъектом определённых операторных механизмов, зависимость характеристик зрительного образа от опосредующей его формирование системы психологических механизмов

В психологической науке разработан достаточно широкий спектр экспериментальных методик изучения зрительного образа. Упорядочить данные исследований можно, определив основные «точки» расхождений в организации эксперимента. Прежде всего, исследования имели различные цели. Так, в гештальтпсихологии внимание акцентировалось на закономерностях структурирования зрительного образа в зависимости от характеристик объекта [Ч.Осгуд,1975, К.Коффка,1975 и др.]; в деятельностных теориях учёных интересуют принципы обеспечения движения перцепции с помощью приспособительных действий и перцептивных операций анализа и синтеза [П.Я.Гальперин, 1957, А.В.Запорожец,Л.А.Венгер и др.,1967, А.П.Неёлова, 1968 и др.]; в рамках информационной концепции изучались закономерности перевода видимой объективной реальности в зрительные образы [А.А.Братко, 1969; 1979, N.H.Mackworth,1976 и др.]; представители когнитивной психологии исследуют роль образов в общей, структуре познавательной активности субъекта [Б.М.Величковский, 1973,1982; У.Найссер,1981] и т. д. два этапа, которые мы обозначили как констатирующий и формирующий эксперименты.

Психологический словарь [1990] трактует эксперимент как «один из основных... методов научного познания вообще, психологического исследования, в частности», [с. 457] Эксперимент характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми переменными психической реальности и регистрацию сопутствующих изменений в поведении исследуемого. Эксперимент осуществляется в целях подтверждения гипотезы и может дифференцироваться как констатирующий, направленный на нахождение корреляции между переменными, и формируюшдй, подразумевающий прослеживание изменений психики в процессе активного воздействия исследователя на исследуемого. Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться констатацией фактов, а через создание специальных условий раскрывать закономерности психического развития.

В рамках констатирующего эксперимента мы исследовали взаимосвязь психологических механизмов и критериев сформированности образа, и использовали следующие психодиагностические методы и методики: тесты -опросники (Р.Б. Кеттелла, Ч.Д. Спилбергера, Д. Роттера, В.М. Русалова), шкальный тест на определение особенностей самооценки, вариант объективного теста на измерение уровня притязаний Шварцландера, словесный отчёт, контент-анализ, методы математической статистики (измерение меры центральной тенденции, G-критерий знаков, корреляционный анализ).

Тесты - опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения. Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6 - 7). Пункты теста могут быть прямыми, апеллирующими либо непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно Исходя из этого, для исследования выбирается и разный экспериментальный материал: от «двойных» рисунков [Р.Липер,1975], изображений, стимулирующих возникновение зрительных иллюзий [Ч.Осгуд,1975], геометрических форм и других абстрактных фигур [В.А.Ганзен,1974, Н.Д.Завалов, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко,1986]; знаков [Б.Ф.Ломов,1966] до реальных ситуаций и их моделей [Е.Ф.Волкова,1996]. Известные отличия можно обнаружить и в организации процедуры и условий исследования. Разнообразие в этом смысле достигается, в основном, за счёт использования, так называемых, искусственных методов, включающих ограничение времени восприятия [ М.С.Шехтер,1981], поля зрения [А.Д.Логвиненко,1987], использования специальных очков [А.Д.Логвиненко,1968], стереоскопа, псевдоскопа [А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др., 1967], стабилизации изображения относительно сетчатки [В.П.Зинченко, Н.Ю.Вергилес,1969] и т. п. Наконец, расхождения в результатах исследования образа обусловлены различными способами регистрации и обработки данных. Практикуется использование, с одной стороны, современных технических средств [М.С.Шехтер,1981, В.А.Барабанщиков,1990], с другой стороны, различных форм отчёта (описание образа графическим либо вербальным алфавитом) [Н.Н.Волков, 1952, А.П.Неёлова, 1968, СВ.Филина, 1995 и др.]

Похожие диссертации на Психологические механизмы формирования зрительного образа