Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие Левченко Анна Викторовна

Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие
<
Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Левченко Анна Викторовна. Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Левченко Анна Викторовна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2009.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/116

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исследование отцовства в психологии 13

1.1. Социально-исторический аспект трансформации института отцовства 13

1.2. Понятие об отцовстве и исследования личностных аспектов отцовства 24

1.3. Представление об отцовстве: анализ понятия и исследования 30

1.4. Факторы, определяющие отцовство и представление о нем 37

Глава 2. Факторы. обусловливающие представления об отцовстве 41

2.1. Межпоколенная трансляция жизненных сценариев и образ отца 41

2.2. Отсутствие отца в семейной структуре как детерминанта представлений об отцовстве 54

2.3. Особенности представлений об идеальном отце 62

2.4. Приоритетность семейных ценностей как условие реализации отцовства 68

2.5. Период ожидания и рождения ребенка как детерминанта представлений о собственном отцовстве 71

Глава 3. Эмпирическое исследование представлений о собственном отцовстве у мужчин и факторов, их обусловливающих 84

3.1. Характеристика выборки 84

3.2. Методы и процедура исследования 87

3.3. Представления мужчин о себе как об отце и их обусловленность объективными факторами 102

3.4. Исследование субъективных факторов представлений об отцовстве 107

3.4.1. Образ собственною отца у мужчин 107

3.4.2. Характеристика образа идеального отца 116

3.4.3. Характеристика иерархии семейных ценностей мужчин 122

3.4.4 Взаимосвязи между субъективными факторами 128

3.5. Представления мужчин о себе как об отце и их обусловленность субъективными факторами 137

Заключение 149

Библиография 152

Приложение 165

Введение к работе

Актуальность. Проблемы родительства отражают кризисное состояние современной семьи. Увеличение числа разводов и неполных семей, малодетноеть семьи, феминизация и, как следствие, изменение роли отца, а также, с одной стороны, утрата значимости отцовства как такового, нереализоваиность собственного отцовства, с другой стороны, появление новых ценностей и новых возможности для личностной реализации в выполнении отцовской роли - это неполный круг проблем, требующий внимания психологон-црактиков и исследователей.

Изучение родительства в психологии связано с различными аспектами его проявления. Прежде всего, это влияние, которое оказывают родители па становление личное пі ребенка. Мо есть и другой аспект - значение родительства для личности самих родителей, как матери, так и отца. Традиционно для мужчины личностное развитие фокусировалось на его профессиональной сфере, вместе с гем, полная реализация возможна при гармоничном сочетании его профессиональных достижений и состоятельности как мужа и отца. И если проблемы материнства достаточно разработаны (Н.В. Самоукииа, Е.Г. Смирнова, Г.Г. Филиппова. Т.К. Хозяпиова и др.). то проблемы отцовства значительно реже исследуются психологами. При этом многочисленные исследования родительства разрознены, нет единого концептуального подхода (Р.В. Овчарона).

В определениях, даваемых отцовству, также нет единства мнений, чаще присутствует критерий кровного родства, который отражает биологическую сторону отцовства. Ю.В. Борисенко определяет отцовство через проявление личпостно-смыслоиой сферы мужчины, дополняя выполняемыми в семье специфическими для мужчины функциями. К. Кенфилд, фокусируясь на содержательно-нравственной стороне отношений отца с ребенком, наделяет отцовство такими обязательными компонентами как забота, участие, постоянство, осведомленность.

Что касается исследований отцовства, то чаще оно рассматривается с точки зрения социальнс—психологическош подхода как социокультурный феномен. Многими исследователями подтверждается вывод о том. что ролевые функции отцовства меняются в зависимости от особенностей семейного уклада, принятого в обществе (В.И: Дружинин, И.С. Кон и др.). Отцовство рассматривается и как часть личностной сферы мужчины. Д.С. Лкивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полиостью созревают мужские черты личности - потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Пели у л;енщины материнская любовь проявляется благодаря «первичной материнской заботе», то у мужчин забота о ребенке преобразуется в продукт родительской любви. Переживание отцовской любви ведет к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность, а также отцовство положительно влияет на самооценку и самореализацию мужчины (Л.В. Богатырева, Л.А. Коростьшева и др.).

Указанные трансформации являются показателями раздачи» личности мужчины, его зрелости. Вместе с тем, к таким изменениям в большей степени будет готов мужчина, у которого сложились представления о том, каким должен быть отец как таковой, и как он сам готов реадизовывпть собственное отцовство. Таким образом, исследование представлений о собственном отцовстве у мужчин является актуальным дли реализации ими данной роли и последующего их личностного развития.

Вместе с тем важно зпать, как склады кается представление о собственном отцовстве, какими факторами определяется содержательная сторона изучаемого феномена. Но детерминанты и факюры, влияющие на формирование представлении об отцовстве, остаются без внимания исследователей. Даже такие очевидные объективные факторы, как пример собственного отца, уже имеющийся опыт собственного родительства будут по-разному сказываться на смысле и содержании собственного отцовства. Также не исследовано влияние таких внутренних, субъективных факторов, как отношения с собственным отцом, позитивный и негативный эталон отца, система ценностей индивида, » том числе семейных ценностей и др. Поэтому в исследовании была поставленії цель: изучить особенности представлений о собственном отцовстве у мужчин и обусловленность этих представлений объективными и субъективными факторами.

Объект исследования: отцовство.

Предмет исследования: представления о собственном Отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие,

Гипотезы исследовании:

1) представление о собственном отцовстве имеет выраженную специфику, обусловленную объективными факторами: полная или неполная родительская семья, наличие или отсутствие ребенка у мужчины; и субъективными факторами: образ своего отца, образ идеального отца, иерархия семейных ценностей;

2) объективный фактор «наличие/отсутствие собственных детей» в большей степени обусловливает представления мужчины о собственном отцовстве по сравнению с фактором «полная/неполная родительская семья»;

3) степень обусловленности представлении о собственном отцовстве субъективными факторами будет иметь разную выраженность: мужчины чаще ориентируются на собственную систему семейных ценностей, по сравнению с образами своего и идеального отца*

Для достижения цели исследования и проверки гипотез были поставлены следующие задачи.

Теоретические; анализ понятий «отцовство», «представление об отцовстве» на основе имеющихся іі психологической литературе данных; изучение содержательных характеристик (функций и компонентов), входящих в представления мужчин о себе как об отце; выявление факторов, обусловливающих представления мужчин о собственном отцовстве.

Методические и эмпирические: формирование йыборки. соответствующей целям исследования; подбор и апробирование методик, позволяющих исследовать особенности представлений о собственном отцовстве и факторы, их обусловливающие;

3) проведение диагностики, количественного и качественного анализа данных; -1) интерпретация полученных результатов и формулирование выводов. Теоретико-методологической базой исследования послужили: принципы системности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), развития (Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский и др.), взаимодействия внешних и внутренних условий, объективных отношении, в которые включается человек (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, С.Л. Рубинштейн и др.); современные концепции семейных отношений и роднтсльства (А.И. Антонов, В.Н. Дружинин, Р.В. Овчарова, и др.), концепции межпоколенной трансляции стиля жизни (Э. Берн, М. Боуэн, Э. Шеффер); - теоретико-эмпирические исследования отцовства (Л.В. Богатырева, Ю.В. Борнсенко, К. Кснфилд, И.С. Кон, Т.С. Кудрявцева и др.).

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2005-2006 гг.): изучение научной литературы по проблеме исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулирование основных гипотез исследования, подбор соответствующих методов и методик исследования.

На втором этапе (2006-2007 гг.) решались задачи: разработка схемы эмпирического исследовании, проведение пилотажных исследований, разработка, апробация и корректировка диагностического комплекса, исследующего представления об отцовстве, сбор эмпирических данных.

На третьем обобщающем этапе (2008-2009 гг.) производилась систематизация и обработка эмпирических данных, статистический анализ полученных результатов, определение взаимосвязи особенностей представлений о собственном отцовстве с факторами: полная (неполная) родиіельская семья, наличие (отсутствие) ребенка у мужчины, образ своего отца, образ идеального отца, иерархия семейных ценностей. На основании полученных материалов были проанализированы, обобщены и интерпретированы результаты, сформулированы выводы.

15 работе использовались следующие методы и методики:

1) метод теоретического анализа; 2) эмпирические методики; метод наблюдения. беседы, а также психодиагностические методики: модифицированная методика К. Кенфилда «Я как отец» [65], биографическая анкета, модифицированный опросник «Подросток оценивает родителя» Л.И. Вассермана [32], метод незаконченных предложений, методика «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой [107], проективная методика «Расстановка манекенов», разработанная СИ. Воронкиной и А.В. Левченко, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой [35, 112]; 3) методы количественной обработки данных: анализ средних значений, корреляционный анализ, вычисление значимости различий. Данные обрабатывались с помощью статистической компьютерной ироіраммьі Statistics 6.0.

Надёжность и достоверность определяется соответствием целей и задач исследования основным теоретическим положениям; использованием количественных и качественных диагностических процедур: согласованностью результатов, полученных качественными и количественными методиками; применением статистических методов обработки полученных данных; согласованностью результатов эмпирическою исследования и теоретических положений работы.

Характерне гака выборки. Выборка состоит из юношей и мужчин. Объём выборки составил 129 человек в возрасте от 17 до 35 лет. Из них:

38 респондентов, воспитанных в полной родительской семье (с отцами), имеют собственных детей;

59 респондентов, воспитанных в полной родительской семье (с отцами), не имеющие собственных детей на момент исследования;

32 респондентов воспитанных в неполной родительской семье (без отцов), не имеющие собственных детей на момент исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем.

Теоретически обоснована целесообразность рассмотрения комплексного влияния факторов, объективных и субъективных, на представления мужчин о собственном отцовстве. К объективным факторам отнесены: наличие или отсутствие отца п родительской семье, наличие или отсутствие ребенка у мужчины, стереотипы, существующие в обществе и транслируемые в средствах массовой информации. К субъективным факторам отнесены: образ собственного отца, образ идеального отца, иерархия семейных ценностей.

Предлагается рассматривать представления о собственном отцовстве у мужчины как образ выполнения им функций отца - защитной, ментальной, презентативпой, социализирующей (И.С. Кон), при реализации которых проявляются такие компоненты отцовства, как «участие», «постоянство», «осведомленность», «забота» (К. Кепфидя).

Предлагается комплекс методических процедур для диагностики представлений мужчин о себа как об отце, содержащий модифицированные для целей исследования методы и методики, а именно: методику К. Келфилда «Я как отец», метод незаконченных предложений, опросник «Подросток оценивает родителя» Л.И. Васссрмаиа, а также опросник А.Ы. Волковой и Т.М. Трапезниковой дли определения иерархии семенных ценностей, опросник «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, биографическую анкету, проективный метод «Расстановка манекенов», разработанный в соавторстве с СИ. Вороикииой.

Впервые описана связь компонентов «участие», «постоянство», «осведомленность», «забота», входящих в представления о себе как об отце, с факторами: полная/неполная родительская семья; налнчие/отсутсгвие у мужчины собственного ребенка; образ собственного отца; образ идеального отца; иерархия семейных ценностей.

Установлено, что в представлениях о собственном отцовстве наиболее выраженным у мужчин является компонент «осведомленность», наименее — компонент «забота», который еще в меньшей степени представлен у мужчин без детей.

Выявлено, что мужчины-отцы считают себя более заботливыми, постоянными, осведомленными, но при этом компонент «участие» выражен у них ниже, чем у мужчин, не имеющих детей.

Дана характеристика субъективных факгоров (образ собственного отца, образ идеального отца, иерархия семейных ценностей), а также исследованы их дифференцированные особенности, проявленные в группах респондентов «полная семья, с детьми», «полная семья, без детей», «неполная семья, без детей».

Определены особенности обусловленности представлений о собственном отцовстве субъективными факторами. У всех опрошенных мужчин компоненты представлений о собственном отцовстве «участие», «осведомленность», «забота» связаны со многими семеііньїми ценностями. Компоненты «участие» и «забота» обусловлены характеристиками позитивного интереса образа отца, а «постоянство» - его последовательностью. Из идеала отца только когнитивная составляющая связана с «постоянством» и «заботой» в представлении мужчины о себе как об отце. В каждой группе респондентов выявлены особенности представлений о собственпом отцовстве. обусловленные субъективными факторами.

Практический значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в консультативной и психотерапевтической работе с семьей, при построешги программ сопровождения родительства, тренингов, ориентированных на формирование психологической готовности к родитсльству. Эмпирические данные могут быть использованы отцами для повышения психологической и педагогической компетентности, а также для определения адекватности собственных представлений об отцовстве. Выводы теоретической и эмпирической части диссертационного исследования можно использовать при разработке учебных курсов по психологии семьи, психологии развития, психологии родительства, тендерной психологии для студентов, магистрантов и аспирантов психологических факультетов, отделений социальной работы, повышения квалификации психологов, педагогов, социологов, социальных работников. На основе результатов также люгуг быть разработаны методические рекомсндаїціи для студентов и преподавателей по подготовке к лекционным и практическим занятиям, организации самостоятельной работы студентов, по подготовке к курсовому и дипломному проектированию, а также для повышения квалификации психологов, специализирующихся в области семейной психологии и психологии детс ко-родительских отношений. Практическую диагностическую ценность имеет комплекс методов изучения представлений об отцовстве, в том числе разработанный в соавторстве с Зоронкиной СИ. проекгикный метод «Расстановка маиекенок», который может применяться в паучных исследованиях и практических целях. Проведена апробация анкеты «Я как отец» К. Кепфилда на выборке российских мужчин.

Полиженин, ныпоспмые на защиту:

1. Представления о собственном отцовстве у мужчин, включающие компоненты «участие», «постоянство», «осведомленность», «забота», обусловлены следующими факторами: объективными - наличие или отсутствие отца в родительской семье мужчины, наличие или отсутствие собственного ребенка у пего; а также субъективными - образ своего отца, оораз идеального отца, иерархия семейных ценностей.

Компоненты представлений об отцовстве у мужчин выражены в разной степени. Наиболее выраженной является «осведомленность» как знание о потребностях. возможностях ребенка и событиях в его жизни. Менее всего в представлениях присутствует компонент «забота» как умение и готовность выразить ребенку свое позитивное отношение и поддержку.

Обусловленность представлений о собственном отцовстве объективными факторами заключается в следующем: фактор «полная/неполная семья» обусловливает различия в представлениях о собственном отцовстве только по компоненту «постоянство», который в большей степени выражен у мужчин из полных семей: фактор ^наличие/отсутствие собственных детей» обусловливает различия в представлениях о собственном отцовстве по всем компонентам: мужчины с детьми считают себя более заботливыми, постоянными, осведомленными, по при атом компонент «участие» выражен у них ниже, чем у мужчин, не имеющих детей.

4. Субъективные факторы, обусловливающие представления об отцовстве, характеризуются следующим: - образ своего отца у мужчин всей выборки характеризуется преимущественно как гармоничный. Вместе с тем, у мужчин из группы «неполная семья» отмечается тенденция к более негативной оценке своего отца; - в образе идеального отца у всех мужчин эмоциональная составляющая представлена меньше, чем когнитивная и поведенческая. При этом в целом идеал отца более позитивен в группе мужчин с детьми, у которых когнитивная составляющая представлена более идеализированной. У мужчин, выросших без отцов, идеал ко всем трем составляющим выглядит менее идеализированным и безупречным; - родительегсо как семейная ценность для всех респондентов, независимо от iin групповой принадлежности, находится по значимости на втором месте после собственной социальной активности.

5. Обусловленность представлений о собственном отцовстве у мужчин субъективными факторами заключается в следующем: общим для всех респондентов является обусловленность их представлений о собственном отцовстве системой семейных ценностей и отсутствием ориентации на обрів идеального отца; в группе «полная семья, без детей» все компоненты, входящие в представления о себе как об отце, связаны с образом своего отца, у которого выражены эмоциональная близость, позитивный интерес, отсутствие враждебности и непоследовательности. В группе «неполная семья, без детей» лишь «постоянство» обусловлено последовательностью своего отца, а «забота» - семейными ценностями. Группа «полная семья, с детьми» в собственных представлениях ориентируется только на собственней систему ценностей.

Апробации работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах: научно-практических конференциях факультета управления КубГУ «Человек, сообщество, управление: взгляд молодого исследователя» (Краснодар, 2005, 2006, 2007, 2008), 111 Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2005). региональных научно-практических конференциях «Социальная сфера Кубани: экономические и социально-психологические аспекты развития» (ИЭиУМиСС, Краснодар, 2006, 2007. 2008), XI Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медицинские, педагогические, психологические, экологические аспекты» (Калуга. 2007), IV Всероссийском съезде РПО «Психология - будущему России» (Ростов, 2007), Межвузовской научно-практической конференции «Молодежь -Краснодарскому краю» (ИЭиУМиСС, Краснодар. 2007), Всероссийском научно-практическом семинаре «Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход» (Краснодар, 2007), Мелсиународной научно-практической конференции «Мужское и мужественное в современной культуре» (Санкт-Петербург, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в системе семейных отношений» (Краснодар, 2009).

На основании полученных результатов разработан и реализуется курс «Психологическая готовность к родительству» в рамках учебной дисциплины «Спецтрепингн и еулервизин» (ИЭиУМиСС). Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования- используются при осуществлении консультирования детско-родительских отношений, сопровождения роднтельства в психологических центрах «Л-Реал», «ДНК».

Теоретические положения и результаты исследования излагались на методологических семинарах и заседаниях кафедр психологии личности и общей психологии КубГУ, социальной психологии Института экономики и управления МиСС с 2005 по 2009 гг.

По теме диссертационного исследования опубликовано 20 научных работ, 3 из которых опубликованы в изданиях списка ВАК.

Структура и объём /іииссртадин. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 214 источников, из которых 22 на иностранном языке, и приложения. В текст диссертации включены рисунки и таблицы.

Понятие об отцовстве и исследования личностных аспектов отцовства

Феномен отцовства - многоаспектное явление. Выраженная биосоциалыюсть природы отцовства отражает его сложность и многогранность. При попытке определения отцовства сталкиваемся с тем, что единой дефиниции термина в литературе нут. «Толковый словарь русского языка» Ожегова СИ. и Шведова H.IO. определяет «отцовство» только как кровное родство между отцом и его ребенком (детьми). ограничивая тем самым только биологическую компоненту этого понятия [109]. Среди прочих словарных определений слова «отец» можно выделить трактовки: «мужчина по отношению к своим детям»; «самец по отношению к своим детенышам»; «люди предшествующих поколений». Как кровная связь лиц — это явление биологическое, но, являясь одновременно связью между людьми, отношением, оно высыпает в качестве социального и психологического явления. Психологи отмечают, что отцовство является системным образованием, имеющим свою структуру, уровни, функции (Т.Н. Андреева, И.С. Кон, Р.В, Овчарова и др.).

Различия в теоретических подходах исследования отцовства в психологии определяются отнесенностью к психологической школе. В психоаналитическом направлении рассматривается роль отца в психосексуальном развитии ребенка (М. Клятій, Ф. и Р.Л. Тайсон, 3. Фрейд, Д.Э. Шарф). С позиций социального научения, отцовство сводится к взаимовызоанмому стимул-реактивному поведению отца и ребенка- Это поведение изменяется в процессе взаимного научения (А. Бандура). В культурно-историческом подходе поведение отца рассматривается в качестве источника развития ребенка как субъекта познавательной активности, самосознания, общения (Д. Акивис, Ю.В. Бражник. Й. Лянгмейер, Л.А. Макухина, 3. Магейчшс и др.).

Выделяются также подходы в изучении отцовства в зависимости от аспекта изучаемого феномена. Отцовство в психологии рассматривается с точки зрения социальной, культурно-исторической обусловленности, что характеризует социально-психологический аспект исследований (В.И. Дружинин. Ш Здравомыслова, И.С. Кон). В рамках данного направления отцовство изучается как социальная роль, отражающая ее социально—пей хологическис характеристики. В последнее время все больше исследователей обращаются к изучению другого аспекта отцовства — личностного (Ю.В. Ьорисенко, И.С. Кои, Р.В. Овчарова, І-Ї.Л. Фстпскии и др.). Так, Р.В. Овчарова определяет родительство (в том числе, отцовство) как «интегральное психолопіческос образование личности, включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношении и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания» [107. с. 13]. Ю.В. Борисенко также относит отцовство к «категории психологии личности» [21].

Реальная практика отца как проявление его личности отражается, прежде всего, через функции, им выполняемые, которые рассматриваются многими психологами. Согласно Э. Фромму, основная функция отца - функция социального контроля (отец является носителем требований, дисциплины, санкции) [170]. А. Адлер, раскрывая воспитательную функцию отца, писал о том. что отец должен поощрять активность ребенка, направленную на развитие социальной компетентное ти, что иомолсет ребенку преодолеть комплекс некомпетентности [179]. В отечественных исследованиях таклее обсуждаются функции отцовства. О.Л. Карабанова рассматривает- семейпые функции и их распределение между родителями [62]. Р.В. Овчарова сопоставляет функции с понятием родительетва, в которое включается отцовство. И.С. Кои пишет, что отец, чаше всего, позиционируется как а) кормилец, б) персонификация власти и дисциплинатор, в) пример для подражания и г) непосредственный наставник: по впесемейной, общественно-трудовой деятельности. Ю.В. Борисенко в своем определении отцовства, опираясь на уже выделенные И.С. Коном функции, называет следующие: защитная (как кормилец и защитник); презеитативная (как персонификация власти, воспитатель и высший дисщшлинизатор); ментальная (как пример для подражания): социализирующая (как наставник во внесемейной общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм, фигура, обеспечивающая связь поколений) [21. с. 63 J.

В модели 1С Кенфилда понятие отцовство раскрывается как нравственная, гуманистическая характеристика поведения отца. Он исходит из положения, что отцовство базируется на четырех обязанностях, которые автор сравнивает с «четырьмя стенами дома, опорой, которая держит все строение» - участие, постоянство, осведомленность, забота со стороны отца. По мнению К. Кенфилда, к любой деятельности отца можно применить все четыре составляющие. Компонент отцовства «Участие» - это частота совместной с детьми деятельности, обеспечение жизнспно важной среды для восполнения нужд детей. «Постоянство» как составляющая отцовства включает в себя предсказуемость в отношениях с детьми, отсутствие резких перемен в настроении, следование ранее установленным методам воспитания детей. Здравое постоянство должно быть достаточно твердым в отношении основных ценностей, но достаточно гибким, чтобы восполнять изменяющиеся потребности детей. Под «Осведомленностью» К. Ксифилд подразумевает понимание отцом изменений в ребенке по мере его роста. Отец знает, что нужно его ребенку, чтобы вырасти зрелым и ответственным человеком. Компонент «Забота» включает умение отца подбодрить ребенка, похвалить, выразить нежность

Представление об отцовстве: анализ понятия и исследования

Понятие «представление об отцовстве» редко обсуждается, в литературе нет и определении этого понятия. Поэтому обратимся к более общим понятиям «представление» и «представление о родительстве». В общем плане представление трактуют как предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания [168. В узком смысле - появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира после того, как представляемое объективно уже не присутствует [126]. Большинство представлений представления прошлого (воспоминания), но они также могут относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением, предчувствием, заботой, страхом и т.п.) или являться результатом свободной і ісрсработки восприятий (фантастические представления). Связь представлений с будущим можно рассматривать как установки существенные элементы мышления. Интересно обратиться также к другому значению понятия «представление»: психический акт, посредством которого мыслимое. предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познанное в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. Представление является результатом этого процесса [126]. Поскольку представления возникают в отсутствии относящихся к ним объектов, они обычно менее детальны, чем восприятия, но более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Единичные представления в отличие от общих более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, по в них содержится обобщение, т.к. они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов [126]. Р.В. Овчарова, характеризуя представления об идеальном родителе, дает следующее определение: «представление о родительстве - наглядный образ этого явления, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего, в родительской семье) путем его воображения. Оно менее яркое и менее детализированное, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но более обобщенное и схематизированное» [107, с. 73]. В него входят образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, когнитивные схемы (планирование), образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом. Для того чтобы выявить специфику представлений об отцовстве, из выше приведенных определений выделим основную характеристику представлений: обобщенное гь образа, относящегося как к прошлому, так и к будущему; представления можно рассматривать как установки и как планируемую цель. Если соотнести эти определения с отцовством, то содержание целей и установок отца - их реальная практика, которая характеризуется функциями и компонентами отцовства. Синтезируя понятия «отцовство» (которое обсуждалось в п. \.2) и «представление», можно рассматривать представления об отцовстве как образ выполнения мужчиной функций отца - защитной, ментальной, презентативной, социализирующей (Ю.В. Борисеико, И.С. Кон), при реализации которых проявляются такие компоненты отцовства, как «участие», «постоянство», «осведомленность», «забота» (1С Кенфилд). Отметим, что носителем данных представлений, в отличие от представлений о собственном отцовстве, может быть как мужчина, так и женщина: каждый из них мыслит, вспоминает и ожидает, планирует или предполагает, как именно будут реализоваться отцовские функции в его собственной семье. Представления о собственном отцовстве формируются исключительно в сознании мужчин, но, в зависимости оттого, есть ребенок у мужчины или нет, представления будут иметь разное значение для них. Для мужчин, у которых еще нет детей, представления о собственном отцовстве будут предпосылкой к психологической готовности будущего отцовства; выполняя роль установок, обобщенных знаний, они стану г основой, на которой в последующем будут строиться их отношения с ребенком. Представления о собственном отцовстве у мужчин, имеющих детей, будут выступать в качестве реальных целей взаимодействия, определять их действия. От того, насколько сформированы, наполнены и адекватны функциям представления мужчин, будут определяться эффективность отцовства. Остановимся на исследованиях, в которых изучены некоторые особенности представлений об отцовстве и их формировании. В среднем, к 18-23 годам формируются основные представления об отцовстве, характерные для этого периода: молодые люди считают необходимым планировать рождение детей и рассматривают это как перспективу следующих пяти лет. Принимая социальные стереотипы современности как собственное мнение, молодые люди полагают, что отец для ребенка является образцом для подражания, воспитывает физически и духовно, социально поддерживает, дает чувство уверенности и себе, зашиту. Эти положения подтверждаются результатами исследовании Ю.Н. Борпсенко относительно качеств идеального отца у мужчин, не имеющих детей. Выли выделены ответственность, доброжелательность, любовь, забота, признание ребенка как ценного существа, справедливость, дисциллинироваїшость как качества идеального отца [21]. Представления об отцовстве базируются на способности и готовности исполнять ряд функций и семенной сисіеме: хозяйственно-бытовую, репродуктивную, сексуапыю-эрогическую, функции воспитания детей, духовного общения, социального контроля и опеки, эмоциональной поддержки и принятия (психотерапевтическую) [62]. В последние десятилетия значительно возросла роль последней функции, включая эмпатито и привязанность как реализацию аффилнативной потребности человека, что является спецификой современной семьи. Современная семья, утверждая себя в качестве «психотерапевтического союза», связана с созданием уникальных условий для саморазвития и самореализации личное пи как для супругов, так и для детей.

Отсутствие отца в семейной структуре как детерминанта представлений об отцовстве

Говоря об отсутствии отца в семейной структуре, следует отметить, что этому могут быть несколько причин- Объективная причина - изначальное отсутствие отца в семейной структуре пли же его смерть. В последнем случае, возможно, ребенок имел какой-либо опыт взаимодействия с этим родителем, в зависимости от возраста ребенка, в котором отец ушел из жизни.

Однако все чаще отсутствующим отцом называют мужчин» которые не в силах принимать должного участия в воспитании по социальным причинам: развод супругов в большинстве случаев создает дистанцию близким взаимоотношениям отца и ребенка. Другая причина коренится в необходимости много работать, и тогда ребенок практически не видит своего отца, количество их контактов минимально. Ость также влияние субъективного отношения мужчины к воспитательским обязанностям, когда физически он находится в семье, располагает свободным временем, но добровольно отстраняется от контактов, и в данном случае степень его вовлеченности достаточно низкая.

Рост числа разводов и неполных семей, современные методы искусственного оплодотворения, развивающаяся практика воспитания детей в лесбийских парах [71, 72] все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, ч го ставит перед психологической наукой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании для психического развития детей, их сексуальной идентичности, эмоционального благополучия [61]. Падает влияние отца в случае развода. Современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев -матерью, приводит, как было отмечено еще в начале XX пека П.П. Блонским, к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, прерыванию идентичности, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем. По словам развеленных отцов, только треть из них видит своих детей часто и может заниматься их воспитанием. Жены оценивают положение пессимистичнее, говоря об отсутствии отношений между отцом и ребенком вдвое чаще. Причина этого - не в нежелании отцов, а в настрое разведенных женщин. Лишь 17% опрошенных женщин сказали, что хотели бы более частых контактов отца с детьми, а 41% предпочли бы, чтобы таких контактов не было вовсе [72].

В наше время, когда в семьях оба родителя работают и имеют общественные обязанности, когда требования к семейному воспитанию, по сравнению с прежними временами, значительно выросли, ребенок особенно нуждается в любви и заботе и отца, и матери. Неумение родителей строить семейные отношения приводит к тому, что при разводе супругов ребенок теряет семью. Практическая проблема состоит в том, чтобы во всех случаях, когда контакт с ушедшим из семьи не противоречит интересам ребенка, достичь договоренности, которая делала бы этот контакт возможным. Если воспитывающий ребенка родитель запрещает контакты с другим родителем, возможно, ребенок станет идеализировать того, кто от него удалей: этот идеал будет противопоставлен тому, кого ребенок каждый день видит рядом. В идеале ребенок будет черпать силы, чтобы утвердиться и укрепиться в своем сопротивлении воспитателю. После развода дсти-остаются с матерью, после чего их общение с отцами ограничивается или вовсе прекращается. Происходит это не потому, что мужчины теряют интерес к общению с ребенком, а в связи с тем, что бывшие жены часто препятствуют таким контактам. Здесь необходимо обратить внимание па то, что настроенность отца на контакты с детьми даже в случае развода все же в существенной мере зависит от уровня психологической готовности к отцовству, от степени сформирован ноет и и адекватности представлений мужчины об" отцовстве. В случае осознанности собственной ответственности и причастности к судьбе ребенка мужчина не прекратит родительствовать даже «на расстоянии» или при появлении другого партнера в жизни бывшей супруги. Но контакты полезны только в том случае, если разведенные родители занимают в ртом вопросе разумную позицию. Для родителя, не получившего право на воспитание, отношения с ребенком часто становятся существенным содержанием его жизни, дающим ему силы для выполнения профессиональных и общественных обязанностей.

Следует отметить, что образ отца у ребенка любого возраста из неполной семьи экспериментально практически не исследован. Это осложняется отсутствием подходящей психодиагностической методики, позволяющей изучать у ребенка образ отца даже в случае отсутствия непосредственных контактов с ним. Опросник РВІ (father) Г. Паркера нацелен па изучение особенностей восприятия отца па основе опыта реальных отношений с ним ребенка. Немногочисленные исследования особенностей образа отца у детей и связи с их личностными особенностями обычно не учитывают пол и возраст ребенка, что является существенным недостатком, так как формирование отцовского образа может быть в значительной мере связано с половозрастными особенностями ребенка.

В неполной семье, по сравнению с полной, существует опасность возникновения и усиления тенденций к крайностям воспитания, к отвергающему отношению матери к ребенку, переносящей на него свои негативные чувства. Д.Н. Исаев, В.Е; Каган указывают, что наиболее опасна для ребенка неполная семья, образовавшаяся на самых ранних этапах его жизни, когда идет интенсивная социализация, освоение половых ролей. Отсутствие отца сказывается в пассивности и неуверенности женщины в себе. Оценка ее внешности отцом — важнейший фактор самоуважения девочки [58, 60].

Часто высказывается мнение, что для маленького ребенка в возрасте 1-2 лег лучше всего вообще оборвать контакты с родителем, покинувшим семью по различным причинам, пока еще нет прочных связей. Против этого имеются следующие аргументы; отношения создаются с первых дней жизни ребенка, если родители заботятся о нем и удовлетворяют его физические и психические потребности. Отсутствие одного из родителей ребенок воспринимает как потерю, даже если он пока не может это выразить. Предположение, что родитель, получивший право на воспитание, позаботится о «новом» отце или «новой» матери, справедливо только отчасти. Многие разведенные больше не женятся, или второй брак тоже оказывается непрочным.

Представления мужчин о себе как об отце и их обусловленность объективными факторами

В данном параграфе приводятся результаты исследования, связанные с изучением компонентов в представлениях о собственном отцовстве у молодых мужчин. В качестве компонентов собственного отцовства выступают следующие: «участие», «постоянство», «осведомленность», «забота». Для определения уровня выраженности каждого из них использовалась модифицированная для цели нашего исследования методика К. Кенфилда «Я как отец» {65).

Проанализирован данные совокупной выборки (в данной методике приняли участие 125 человек), мы выявили общие тенденции представлений о себе как об отце у опрашиваемых мужчин, а также то. какими отцами видят себя мужчины каждой респондентской группы в зависимости от объективных факторов. Полученные данные представлены в Таблице 5. Оценки изучаемых компонентов, как по всей выборке, так и в каждой группе, находятся на среднем уровне.

В представлениях о себе как об отце у всех мужчин наибольшее значение имеет «осведомленность», приближаясь к верхней границе диапазона средних значений: респонденты в роли отца видят себя как осознающих нужды своих детей, знающих, как они растут, меняются по мере взросления, информированных о физических и интеллектуальных возможностях ребенка. Обпгая осведомленность расширяет видение нужд ребенка на разных этапах развития. Осведомленный отец знает сильные и слабые стороны своего ребенка, что его радует, смущает, ободряет, пугает или ранит. Человек, который знает своих детей, приобретает уверенность в них - редкое и драгоценное качество отцовства.

Средний показатель компонента «забот» в наибольшей степени приближен к нижней границе диапазона средних значений, а «участие» (как сотрудничество, сонмеотная деятельность) и «постоянство» (как последовательность, надежность. предсказуемость) занимают промежуточное положение. Хотя оценки двух последних компонентов также находятся в пределах средних значенийу они больше соответствуют центральному положению в этом диапазоне - без тяготения к какой-либо границе. Таким образом, обобщенная картина представления о собственном отцовстве на основе полученных результатов выглядит следующим образом. Мужчины считают, что важно знать ребенка и его нужды, лключатъем в совместную с ним деятельность, быть последовательным в воспитательных воздействиях, быть для ребенка предсказуемым. Только после этого мужчины как отцы готовы выражать свою любовь и нежность, поддерживать, хвалить и пр. Возможно, что для мужчин исследуемой выборки прерогатива бьпь заботливым, в первую очередь, отдается матери ребенка, для которой более естественно реализовывать эти традиционно приписываемые женщинам функции.

Результаты, отражающие обусловленность представлении мужчин о собственном отцовстве объективными факторами «наличие или отсутствие отца в родительской семье» респондента и «наличие или отсутствие собственного ребенка» представлены в Таблице 6.

Из таблицы видно, что между группами, различающимися по тому, полной или неполной была родительская семья респондента в детстве, существуют достоверные различия по фактору «постоянство». Мужчины, выросшие в семье без отца, в меньшей степени считают, что им как отцам важно быть предсказуемыми, всегда выполняющими свои обещания, определенными в споите ожиданиях и требованиях. Вероятно, это связано с тем, что данное качество отца не было знакомо сыновьям, воспитанием которых занималась преимущественно мать и, возможно, кто-то еще. но не отец: на пороге собственного отцовства эти мужчины могут не придавать необходимого значения данному качеству отца, которое не оказывало влияния на их собственное личностное становление. Возможен и другой повод для некоторого игнорирования «постоянства» в структуре собственного отцовства мужчин, для которых родной пана был «воскресным», и его «предсказуемость, регулярность» ассоциируется, прежде нсего, с посещениями сына в отведенное для этого время.

Мужчины, имеющие детей, по сравнению с мужчинами без детей, в представлениях о себе как об отце придают большее значение «заботе», «осведомленности», «постоянству», что, скорее всего, для них уже естественно проявлять в отношении своих детей. В свою очередь, мужчины без детей в будущем представляют себя отцами, в большей мере принимающими «участие» в жизни ребенка. Возможно, в своих мечтах им легче увидеть себя отцами, проводящими время вместе с детьми - в играх, занятиях спортом, в совместном проведении досуга, посещающими какие-либо мероприятия. То есть собственное отцовство для них, скорее, «делание», а ие «чувство панне»,

В целом, количество достоверных различий позволяет заключить, что из двух объективных факторов на представления о собственном отцовстве в большей мере влияет фактор наличия ребенка у мужчины, чем фактор полной или неполной родительской семьи. Т.е. фактор «наличие ребенка» обусловливает в представлениях о собственном отцовстве у мужчин выраженность таких компонентов как «постоянство», «осведомленность», «забота», а отсутствие собственного ребенка - «участие». Фактор «полная родительская семья» актуализирует в представлениях о собственном отцовстве компонент «постоянство».

Как уже отмечалось при характеристике выборки, сочетание объективных факторов позволило нам выделить три группы респондентов: 1 группа - мужчины из полных родительских семей, имеющие собственных детей; 2 группа - мужчины из полных родительских семей, не имеющие детей; 3 группа - мужчины, воспитанные и семье без отца, не имеющие детей.

Похожие диссертации на Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие