Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основания и направления исследований социальных представлений об отцовстве и норм маскулинности 17
1.1. Социально-психологический ракурс изучения феномена отцовства в изменяющихся условиях 17
1.1.1. Анализ феномена отцовства в российских и зарубежных исследованиях .17
1.1.2. Отцовство в системе семейных отношений 40
1.2. Теоретические подходы, направления и перспективы исследований феномена маскулинности 44
1.2.1. Концептуализация понятия «маскулинность» 45
1.2.2. Изучение феномена маскулинности в России и за рубежом 49
1.3. Теоретико-методологические основания исследований проблематики отцовства и маскулинности в условиях социальных изменений 57
1.3.1. Парадигма социального конструкционизма как основа современных социально-психологических исследований 57
1.3.2. Основные подходы к исследованию социальных представлений 63
1.3.3. Исследования феноменов отцовства и маскулинности в социальных представлениях молодёжи и репрезентациях СМИ 71
Глава 2. Организация и методы исследования социальных представлений об отцовстве и норм маскулинности 77
2.1. Программа и этапы исследования социальных представлений об отцовстве и норм маскулинности 77
2.2. Методы и методики эмпирического исследования 90
Глава 3. Результаты эмпирического исследования социальных представлений об отцовстве и норм маскулинности 100
3.1. Результаты исследования социальных представлений молодых мужчин об отцовстве 100
3.1.1. Общая характеристика социальных представлений, установок и мнений молодых мужчин о поведении в рамках отцовской роли 100
3.1.2. Характеристика эмпирической типологии социальных представлений о поведении в рамках отцовской роли 119
3.2. Результаты анализа социальных представлений об отцовстве у молодых мужчин с различной степенью приверженности нормами традиционалистской маскулинности 129
3.2.1. Исследование степени приверженности молодых мужчин нормам традиционалистской маскулинности 129
3.2.2. Сравнение содержания социальных представлений об отцовстве у молодых мужчин, ориентированных на нормы модернизированной и традиционалистской маскулинности 131
3.3. Результаты исследования содержания социальных представлений об отцовстве в группах молодых мужчин, характеризующихся различными условиями социализации 136
3.4. Результаты исследования репрезентаций отцовства в печатной прессе и тематических Интернет-сайтах 142
3.4.1. Результаты исследования освещённости проблематики отцовства в печатной прессе 142
3.4.2. Результаты исследования социальных представлений об отцовстве в тематических Интернет-изданиях 145
Выводы 157
Заключение 165
Приложения 189
- Теоретические подходы, направления и перспективы исследований феномена маскулинности
- Парадигма социального конструкционизма как основа современных социально-психологических исследований
- Методы и методики эмпирического исследования
- Исследование степени приверженности молодых мужчин нормам традиционалистской маскулинности
Теоретические подходы, направления и перспективы исследований феномена маскулинности
Данный параграф посвящён теоретическому осмыслению отцовства как социально-психологического феномена. Для характеристики степени разработанности проблематики отцовства в рамках социально-психологического знания проводится анализ зарубежных и отечественных исследований, в которых затрагиваются различные аспекты тематики отцовства, прослеживаются этапы становления исследований отцовства. Выявление сущности отцовства неразрывно связано с определением места данного феномена в системе близких понятий (материнство, родительство), а также прояснением специфики современных тенденций трансформации отцовства. В условиях социальных изменений особую значимость приобретает изучение отцовства как социально конструируемого феномена, с акцентом на его социальной, культурной и исторической обусловленности. Важным в этой связи становится анализ социальных представлений об отцовстве, существующих в современном российском обществе. Такой ракурс исследования феномена отцовства представляется весьма продуктивным в рамках парадигмы социального конструкционизма, которая задаёт магистральный вектор развития современной социальной психологии [Андреева Г.М., 2009].
Анализ различных аспектов отцовства можно встретить в трудах философов, историков, этнографов, социологов, демографов, психологов, юристов. В данном исследовании отцовство рассматривается как социально 18 психологический феномен. В связи с этим целесообразно акцентировать внимание на характеристике работ, посвящённых изучению феномена отцовства, которые выполнены в рамках социологии и психологии (как родительских дисциплин социальной психологии [Андреева Г.М., 2001]), а также проанализировать степень разработанности данной проблематики в социально-психологических исследованиях.
Рассмотрим основные подходы к изучению отцовства, разрабатываемые в рамках отечественных исследований. Понятие «отцовство» входит в научный оборот только в конце 80-х годов ХХ века [Гурко Т.А., 2003, с. 43–44]. Феномен отцовства как самостоятельный предмет исследования в трудах российских учёных появляется относительно недавно. Тематика работ, в которых исследуется отцовство, в основном сосредоточена вокруг проблем семьи, материнства, родительства [Гурко Т.А., 1997; 2000; 2003; Дементьева И.Ф., 2001; Исупова О.Г., 2000; Соколюк Н.В., 2009; Филиппова Г.Г., 2002.; Шапошникова Т.Е., 2010]. Проблематика отцовства в данных работах затрагивается фрагментарно.
Отечественные исследования, посвящённые проблемам отцовства, можно классифицировать по различным параметрам. Если в качестве отправной точки принять такой фактор как «область научного знания», то можно сделать вывод, что работы, связанные с проблематикой отцовства, не являются прерогативой какой-то одной дисциплины. В рамках психологических дисциплин проблематика отцовства находит своё отражение в социальной психологии [Клёцина И.С., 2009; Кокоренко В.Л., 2009; Носкова М.В., 2010], в психологии семьи [Борисенко Ю.В., 2010; Дементьева И.Ф., 2001; Лукина А.А., 2008; Марковская И.М., 2003; Рахманова В.К., 2008], в психологии развития [Акимова М.К., Усцева М.Н., 2010; Белогай К.Н., Алфёрова Ю.С., 2007; Борисенко (Евсеенкова) Ю.В., 2006; 2007; Борисенко Ю.В., Белогай К.Н., 2007; Борисенко (Евсеенкова) Ю.В., Портнова А.Г., 2003; 2006; Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В., 2004; 2005; Калина О.Г., 2006; Старостина Л.Д., 2008; Туманова Е.В., Филиппова Е.В., 2007], в педагогической психологии [Акимова М.К., Усцева М.Н., 2010; Калина О.Г., 2008; Овчарова Р.В., Токарева Ю.А., 2005; Токарева Ю.А., 2010; 2010a; 2012; Шапошникова Т.Е., 2010], психологии личности [Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г., 2003; Игнатова О.В., 2009; 2010; Игнатова О.В., Косов А.В., 2010; Манёров Р.В., 2008; 2013; Овчарова Р.В., Токарева Ю.А., 2010; Рахманова В.К., 2008].
Тема отцовства также разрабатывается в социологии [Ангелова Е., Тёмкина А., 2009; Гурко Т.А., 1997; 2000; 2003; Исупова О.Г., 2000; 2009; Мальцева Д.В., 2010; Рыбалко И.В., 2006; Соколюк Н.В., 2009; Стасенко О.В., 2010]. Кроме того, среди отечественных исследований в рамках изучаемой проблематики встречаются работы исторической, культурологической, демографической направленности [Казнин Л.Н., 2010; Калабихина И.Е., 2009; Протопопов С.С., 2009; Т.Б. Рябова, 1996].
Следующий параметр, на основе которого можно классифицировать исследования отцовства, соответствует выделенным И.С. Коном подходам к пониманию отцовства. В своих работах он отмечает, что для адекватного анализа такого феномена как отцовство необходимо обратиться к английским терминам «fatherhood» (отцовство в как социальный институт) и «fathering» (отцовство как практическая деятельность). Для анализа отцовства как целостного явления важно учитывать различия между данными подходами и при исследовании выбирать соответствующие методы и источники [Кон И.С., 2005, с. 3].
При изучении отцовства как социального института особое внимание обращается на анализ функционирования общественных норм, на содержание роли отца, выясняется, какие требования к отцу предъявляются в конкретном обществе. При рассмотрении отцовства в практическом ракурсе, как деятельности мужчин по воспитанию детей, раскрываются такие аспекты как осознание готовности к отцовству, принятие мужчиной отцовской роли, особенности детско-родительских отношений. На уровне всего общества отцовство можно рассматривать как элемент социальной системы, анализируя его взаимосвязь с другими социальными институтами и его включённость в процесс сохранения и передачи социокультурного опыта следующим поколениям
Парадигма социального конструкционизма как основа современных социально-психологических исследований
Выделенные гендерные линзы, с одной стороны, посредством дискурсов культуры и социальных институтов задают для мужчин и женщин различные условия существования, характеризующиеся неравным доступом к тем или иным ресурсам; с другой стороны, в ходе социализации происходит внутреннее принятие индивидом данных линз как нормативных компонентов культуры, и последующее стремление конструировать личность, опираясь на эти нормы [Бэм С., 2004]. В изложенной концепции подчёркивается важность акцентирования внимания на социально конструируемом характере гендерных отношений и характеристик.
Гендерный подход в социогуманитарном знании заявляет о себе в качестве оппозиционного по отношению к исследованиям отношений между полами, выполненным в рамках классической парадигмы. Традиционно изучение указанных вопросов базировалось на убеждённости «в необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности» [Клёцина И.С., 2011, с. 108]. В ракурсе гендерного подхода проводится критический анализ указанных исследовательских принципов. Отношения между мужчинами и женщинами с позиции гендерного подхода анализируются через призму власти и доминирования. При этом обращается внимание на значимость анализа дифференциации ролей и иерархии статусов как на уровне общественных отношений (в экономике, политике), так и в сфере межличностных отношений [Клёцина И.С., 2011, с. 108]. Это позволяет рассматривать гендерный подход в качестве продуктивной концептуальной основы для анализа семейных отношений.
В психологических исследованиях наработан достаточно обширный материал, посвящённый изучению проблематики семейных отношений в различных ракурсах. Большинство из этих исследований носят прикладной аспект, характеризуются ярко выраженной практической направленностью. Однако не менее важно исследовать вопросы, касающиеся межличностных отношений в семье, супружеских/партнёрских, детско-родительских, межпоколенческих взаимодействий на теоретическом уровне, с привлечением адекватных современной реальности теоретико-методологических концепций для обоснования данных, полученных в процессе изучения практических, прикладных аспектов семейной проблематики. Отмеченные принципы (учёт социокультурного и исторического контекста, акцентирование внимания на специфике современных трансформационных процессов при изучении родительства, отцовства и материнства) успешно реализуются в рамках гендерного подхода, в связи с чем он представляется наиболее продуктивным для развития исследований в области психологии семьи и семейных отношений.
Теория социальных представлений в рамках современного социально-психологического знания выступает одной из продуктивных концепций, позволяющих исследовать явления и процессы, происходящие в ситуации социальных изменений.
Данное научное направление, зародившееся в 70-е гг. XX века в рамках французской школы социальной психологии [см.: Якимова Е.В., 1996], в настоящее время представляет собой разветвлённую сеть научных школ и подходов. Исследователи выделяют в рамках теории социальных представлений несколько основных направлений в зависимости от конкретного объекта исследования, например, изучение представления как формы дискурса, анализ взаимосвязи представлений и практического опыта субъекта, функционирование социальных представлений в системе межгрупповых отношений и др. [Шихирев П.Н., 1999, с. 277 - 278].
Теория социальных представлений встроена в парадигму социального конструкционизма. Однако в методологическом плане она отличается от других подходов, развиваемых в рамках данной парадигмы. Основные различия касаются интерпретации механизмов выработки нового знания. Выработка знания происходит в процессе коммуникации, содержательные аспекты социального взаимодействия людей отражаются в научном, политическом, медийном дискурсе. В качестве носителей знания выступают большие социальные группы, а не отдельные индивиды. Выработка социальных представлений происходит, как правило, в условиях недостатка информации, на фоне быстро меняющейся ситуации [Емельянова Т.П., 2006, с. 33]. Теория социальных представлений ориентирована на анализ обыденных представлений, которые используются людьми в коммуникации в процессе повседневного взаимодействия.
Как отмечают исследователи, теория социальных представлений представляет собой специфическую социально-психологическую концепцию, позволяющую изучать явления и процессы, происходящие в современном изменяющемся мире. Целостное исследование социально-психологических феноменов возможно только с учётом их анализа в контексте культурных, исторических и макросоциальных условий [Wagner W. et al., 1999].
Социальные представления рассматриваются С. Московичи с точки зрения функций, которые они выполняют в обществе. Прежде всего, социальные представления выступают в качестве своеобразного инструмента познания. Описание, классификация и объяснение явлений и событий окружающего мира – ключевое предназначение социальных представлений. Выступая в качестве теорий, объясняющих социальную реальность в рамках определённой когнитивной структуры, они одновременно и конструируют, задают формат интерпретаций окружающей действительности.
Процессы описания и объяснения здесь неразрывно связаны и детерминируют друг друга. Т.П. Емельянова, поясняя специфику познавательной функции социальных представлений, указывает, что в процессе познания информационные элементы преобразуются в репрезентативно-образные, и индивид воспринимает социальную реальность через призму имеющихся интересов, желаний, представлений [Емельянова Т.П., 2006, с. 33].
Методы и методики эмпирического исследования
В отношении таких характеристик отцовского поведения как «Личностная значимость» и «Осведомлённость, компетентность» представления большинства респондентов свидетельствуют о высоком уровне отцовской вовлечённости (90,5% опрошенных придерживаются представления о высокой личностной значимости отцовства для мужчины, а представления о необходимости высокой степени осведомлённости отца о потребностях и нуждах ребёнка поддержали 78,7%)
По параметру «Доступность» в представлениях респондентов очевидно наличие двух тенденций, соответствующих ориентации на высокую и низкую степень отцовской вовлечённости. По показателям «Физическая доступность» и «Психологическая доступность» для 41,1% и 41,7% респондентов характерна позиция, отражающая высокую степень отцовской вовлечённости. Это означает солидарность с представлением о том, что отец должен стремиться инвестировать временные и психологические ресурсы – проведение времени с ребёнком, тесный эмоциональный контакт с ребёнком. Противоположной позиции придерживаются 44,6% и 38,1% опрошенных - в отношении физической и психологической доступности соответственно. Эти данные свидетельствуют о тенденции, соответствующей низкой отцовской вовлечённости. В отношении такого параметра как доступность это означает физическую и психологическую дистанцированность отца, его необязательную включённость в общение и взаимодействие с ребёнком, эмоциональную отстранённость.
По показателям, отражающим характер и стиль взаимодействия отца с ребёнком, представления, соответствующие разной степени отцовской вовлечённости распределились следующим образом: 31,9% составляют представления о высокой степени отцовской вовлечённости, предполагающие непосредственность взаимодействия отца и ребёнка, 37,4% - представления о низкой степени отцовской вовлечённости, подразумевающие, что, как правило, взаимоотношения отца и ребёнка осуществляются при посредничестве матери, 30,7% - представления, отражающие среднюю степень отцовской вовлечённости, предполагающие, что взаимодействие отца с ребёнком характеризуется ситуативной опосредованностью; относительно стиля взаимодействия отца с ребёнком доля представлений, предполагающих низкую степень вовлечённости отца, составила 68,6% (доминантно-зависимый стиль), доля представлений о вовлечённости средней степени – 17,1%, доля представлений, соответствующих высокой степени вовлечённости - 14,2% (стиль взаимодействия, основанный на равенстве партнёров).
Как было отмечено в главе 2, в качестве значимого измерения анализа содержания социальных представлений выступает такая характеристика как распределение родительских обязанностей. Распределение ответов респондентов по указанной характеристике содержится в таблице 8.
По показателям, отражающим вклад отца и матери в выполнение родительских обязанностей («Вклад отца и матери в повседневную заботу о ребёнке», «Вклад отца и матери в деятельность по уходу за маленькими детьми») наблюдается преобладание представлений, соответствующих высокой степени схожести отцовского и материнского поведения в отношении ответственности за повседневное взаимодействие с ребёнком (72,5% респондентов разделяют представления о необходимости равного участия в данной деятельности обоих родителей) и разброс мнений при оценке утверждения, касающегося ответственности за заботу о маленьких детях (45,6% респондентов высказались в пользу необходимости равного участия отца наряду с матерью в данной деятельности, 40,8% опрошенных придерживаются представлений о том, что уход и забота о маленьких детях включена в сферу ответственности матери, а не отца).
Показатель «Вклад отца и матери в материальное обеспечение семьи», представленный двумя утверждениями: «Ответственность матери за материальное благополучие семьи и детей должна быть такой же, как и у отца» и «Ценность мужчины как отца определяется величиной его заработка и успешностью как профессионала» оказался наиболее дискуссионным. С одной стороны, по данному показателю сохраняется некоторый перевес в сторону представлений о низком уровне схожести отцовского и материнского поведения (54,2% респондентов указали на значимость представлений об отце, как, прежде всего, о кормильце и добытчике). С другой стороны, очевидно превалирование представлений, отражающих возможность равного вклада матери в финансовое обеспечение семьи (58,6%), что указывает на тенденции переосмысления содержания ответственности матери и отца в семье, и, в частности – к иной расстановке акцентов в рамках отцовской роли - за счёт ориентации на равноправное распределение семейных обязанностей.
Полученные результаты свидетельствуют, во-первых, о преобладании социальных представлений, отражающих высокий уровень отцовской вовлечённости и высокую степень схожести материнского и отцовского поведения в рамках семейной сферы, что соответствует фиксируемым исследователями тенденциям трансформации отцовства в направлении модернизации и индивидуализации; во-вторых, о некоторой противоречивости социальных представлений об отцовском поведении (признание личностной значимости отцовства для мужчины, а также важности равного участия отца и матери в воспитании детей, с одной стороны, и более выраженная ориентация на доминантно-зависимый стиль взаимодействия, с другой).
Характеристика социальных установок молодых мужчин о поведении в рамках отцовской роли В исследовании анализировались также социальные установки молодых мужчин, отражающие их позицию определённым образом действовать в ситуациях, связанных с исполнением родительской роли в будущем. При изучении социальных установок в фокус исследования попали такие ключевые параметры, характеризующие отцовское поведение, как осведомлённость, компетентность мужчины в отношении будущей родительской роли; предпочитаемый стиль взаимодействия с ребёнком; физическая и психологическая доступность отца для ребёнка, а также характеристика вклада отца в материальное обеспечение семьи и возможности баланса между семейной и профессиональной сферами.
Рисунок 3 демонстрирует распределение установок респондентов в отношении готовности проявлять компетентность в рамках родительской роли, т.е. быть в курсе относительно возрастных особенностей ребёнка, понимать его потребности и запросы.
Исследование степени приверженности молодых мужчин нормам традиционалистской маскулинности
Среди всех статей, представленных на анализируемых сайтах, 31,6% обладают чётко выраженной направленностью, 53,6% содержат два ведущих лейтмотива, а для 14,8% характерно сочетание трёх кодов рассматриваемой категории. В большинстве публикаций (84,7%) фигурирует подкатегория «Фактологические статьи», в связи с чем можно сделать вывод, что основной задачей авторов является информирование аудитории относительно различных событий, связанных с отцовством, описание новых тенденций в этой области, сообщение интересных фактов об отцовстве и т.п. В 20,5% статей фактологическая направленность является основной («В Коми учредили "отцовский капитал"»2; «Российские мужчины рассказали, какие они отцы…»3). Следующей по распространённости является подкатегория «Превентивные статьи», она встречается в 55,9% всех публикаций, а 8,7% Интернет-статей однозначно могут быть отнесены к данному типу (например, «Папочка, не бойся меня!» 4; Мой папа — самый лучший! 10 правильных шагов» 5).
Подкатегория «Биографические статьи» выявлена в 35,5% публикаций. В качестве самостоятельной подкатегории она зафиксирована в 2,4% всех публикаций, но, как правило, элементы биографических описаний встречаются в статьях наряду с изложением фактов, информации о событиях, мероприятиях, статистических данных (17,8%). И ещё одна подкатегория «Проблемные статьи» встречается в 6,9% публикаций. Данная подкатегория зафиксирована только в сочетании с другими подкатегориями (фактологические и проблемные статьи -2,1%; фактологические, проблемные и превентивные статьи - 3,6%; фактологические, проблемные и биографические статьи - 1,2%).
Следующая категория анализа, позволяющая охарактеризовать информационную составляющую репрезентаций отцовства, была обозначена как «Тема/проблема, освещаемая в публикации». В качестве подкатегорий выступили основные темы, которые затрагивались в изучаемых публикациях. Подкатегории выделялись, исходя из цели и задач работы, и корректировались в процессе
Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 25, существует три ключевых темы, в контексте которых описывается отцовство в Интернет публикациях. Самыми распространёнными (42,8%) являются статьи, затрагивающие вопросы воспитания детей, предлагающие практические советы по взаимодействию с ребёнком, по вопросам ухода, организации свободного времени. Интерес к данной проблематике вытекает из целевой направленности сайтов об отцовстве, призванных дать информацию о содержании отцовской роли.
Дополнительный анализ публикаций, содержащих указанную тематику, позволяет выделить широкий диапазон ситуаций, в которых находит отражение деятельность, связанная с прикладными аспектами детско-родительского взаимодействия: от ситуации планирования ребёнка и беременности, охватывая период становления родительских чувств, первые месяцы после рождения ребёнка, младенчество, дошкольный возраст, подготовка детей к школе, подростковый период и взаимоотношения со взрослыми детьми (cм., например: «Как научить папу играть с ребенком» 6, «Отцы и дети: роль отца в воспитании»7, «Опыт отцовства: мифы и реальность» 8, «Принимаем ванну с папой?» 9, «Ваш ребенок – эмо? Это не страшно!»10).
Второй по частоте встречаемости (26,8% от всех публикаций), является тематика, связанная с описанием инициатив, направленных на поддержку отцовства. В статьях этого типа, как правило, содержится информация об организациях и инициативных группах, занятых привлечением внимания общественности к проблемам отцовства, о мероприятиях, направленных на создание положительного образа отца, на продвижение идей ответственного отцовства. (См., например: «Блог-дневник о папе и ребенке» 11, «Во Владимире установят памятник отцу» 12, «Каждый папа – супер! (День отца в Череповце -2009)» 13).
Ещё одна группа публикаций, выявленная при анализе подкатегории «Контекст описания отцовства», объединена развлекательной тематикой. Это статьи, в которых приводятся интересные факты об отцовстве, описываются юмористические истории, т.е. предлагается информация, которая способна стимулировать интерес аудитории за счёт новизны и необычности