Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Кригер Галина Николаевна

Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири
<
Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кригер Галина Николаевна. Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири : 19.00.01 Кригер, Галина Николаевна Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири (На примере телеутского этноса) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Кемерово, 2005 179 с. РГБ ОД, 61:05-19/657

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. САМОСОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 10

1.1. Теоретические аспекты изучения самосознания в зарубежной и течественной психологии 10

1.2. Структурно-содержательные компоненты самосознания 35

1.3. Проблема этнического самосознания в современной психологии 62

1.4. Выводы 90

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ 96

2.1. Общая характеристика исследуемой группы 96

2.2. Методы сбора и анализа эмпирических данных 105

2.3. Выводы 116

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ТЕЛЕУТОВ 118

3.1. Общая характеристика этнического самосознания телеутов 118

3.2. Факторная структура этнического самосознания телеутов 143

3.3. Выводы 155

Заключение 157

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 160

ПРИЛОЖЕНИЯ 175

Введение к работе

В современных условиях возрастает потребность в психологических знаниях об этническом в личности, что необходимо для сохранения стабильности межэтнических отношений в поликультурном обществе. Изучение этнопсихологических феноменов имеет большое значение для управления социальными процессами, связанными с этничностью.

На фоне интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности нарастает ценностное отношение к личности в традиционном обществе и этническое самосознание в этом случае является тем фактором, который определяет своеобразие народа, выступает как одно из главных условий его формирования и функционирования. В последние годы наблюдается актуализация интереса к проблеме общепсихологического анализа этнического самосознания и этнической идентичности (B.C. Агеев, Е.П. Белинская, А.А. Бучек, Е.Б. Весна, Б.А. Вяткин, Е.Н. Галкина, А.И. Донцов, Л.М. Дробижева, Т.Ц. Дугарова, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, B.C. Мухина, А.А. Налчад-жян, А.П. Оконешникова, О.Л. Романова, Р.Д. Санжаева, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, Ю.В. Филиппов, В.Ю. Хо-тинец, М.С. Яницкий и др.). При этом среди психологов нет единства взглядов на структуру и функции самосознания, выделение специфики содержания этнического самосознания.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей этнического самосознания коренного малочисленного народа Сибири - телеутов. Важность исследования структурно-содержательных характеристик этнического самосознания телеутов связана с проблемой возрождения и сохранения этнокультурного потенциала личности малочисленного народа.

Исследований, посвященных изучению особенностей самосознания коренных малочисленных народов, крайне мало, а общепсихологические исследования на материале телеутского этноса практически полностью отсутствуют. Отдельные особенности телеутского этноса рассматривались в ряде исследований в области истории, этнографии, антропологии, лингвистики (А.В. Анохин, В.И. Вербицкий, И.Г. Гмелин, А.Г. Данилин, Н.П. Дыренкова, СП. Крашенинников, Л.П. Потапов, В.В. Радлов, Г.И. Спасский, Д.А. Функ). Наиболее активно проблема этнического своеобразия телеутов начала разрабатываться с конца 80-х гг. XX в. В основном это исследования в контексте изучения культурно-исторических процессов (Д.В. Кацюба, А.Р. Ким, А.В. Кимеев, Р.В. Николаев, А.Н. Садовой, В.В. Стрик, В.В. Туев, Г.Г. Фиса-кова). Собственно же психологических исследований особенностей этнического самосознания телеутов до настоящего времени не проводилось.

Таким образом, недостаточная изученность психологических особенностей этнического самосознания телеутов, объективная необходимость сохранения и развития самобытности коренного малочисленного народа региона определили актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности структурно-содержательных характеристик самосознания телеутов как коренного малочисленного народа Сибири.

Объект исследования: этническое самосознание.

Предмет исследования: особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания телеутов как коренного малочисленного народа.

Гипотеза исследования: этническое самосознание коренного малочисленного народа Сибири - телеутов характеризуется особенностями проявления этнической идентичности, этностереотипов, ценностных ориентации, осознания значимости собственной этнической принадлежности. На общепсихологическом уровне этническое самосознание телеутов детерминирова

но ценностями культуры, языка, этнической среды, а поэтому отличается специфичностью содержания.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме самосознания, к выделению компонентов его структуры.

2. Раскрыть структурно-содержательные характеристики этнического самосознания.

3. Изучить особенности этнокультурной среды, в которой формируется этническое самосознание коренного малочисленного народа Сибири -телеутов.

4. Выявить специфические структурно-содержательные характеристики самосознания телеутского этноса.

Методологической основой исследования явились: положение об этническом самосознании как частном случае общепсихологической категории сознания (Г.М. Андреева, Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, Г.Г. Шпет); положение о единстве сознания и деятельности, принципы историзма, развития, личностного и системного подходов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн).

Теоретической основой нашего исследования являются представления о культурно-исторических корнях этнического самосознания (Л.С. Выготский, Б.Ф. Поршнев), развитии этнического самосознания как компонента личностного самосознания (B.C. Мухина, В.В. Столин), об особенностях структурно-содержательных характеристик этнического самосознания (В.П. Левкович, А.А. Налчаджян, В.Ю. Хотинец).

Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:

теоретический анализ психологической, историко этнологической литературы по теме исследования, синтез теоретического и эмпирического материала, обобщение;

анкетный опрос для изучения этнопсихологического своеобразия телеутов;

тест Дж. Таусенда в модификации Л.Г. Почебут для изучения культурной ориентации телеутов;

тест «Кто Я?» М. Куна, Г. Макпартленда, изучение самооценочных характеристик самосознания телеутов;

выявление самооценки методом ранжирования с целью определения уровня самооценки, представлений телеутов о «Я-идеальном» и «Я-реальном»;

тест «Личностный дифференциал» A.M. Эткинда с целью получения информации о субъективных аспектах отношений испытуемых к самим себе, самооценок значения фактора: оценки, силы, активности;

самоактуализационный тест Э. Шостром, предполагающий изучение степени выраженности показателей самоактуализации у данного народа и взаимосвязи этих показателей с самооценкой;

тест уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынки-ной, A.M. Эткинда, предназначенный для изучения степени выраженности локуса контроля;

тест «Ценностные ориентации» Ш. Шварца с целью выявления преобладающих типов мотивационных целей на личностном и поведенческом уровнях;

тест ценностных ориентации М. Рокича. В качестве единицы анализа этнического самосознания мы рассматривали ценностные ориентации с точки зрения их содержательной стороны и степени близости личностных и групповых (этнокультурных) ценностей;

тест Р. Инглхарта в модификации М.С. Яницкого по выявлению ориентации испытуемых на ценности адаптации, социализации или индивидуализации;

16 факторный опросник Р. Кеттелла с целью изучения личностных характеристик телеутов и особенностей «характера» народа; установление взаимосвязей факторов опросника и показателей по шкалам личностного дифференциала.

При обработке полученных результатов исследования применялись методы статистической обработки данных: определение достоверности различий средних величин по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ; факторный анализ; качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Расчеты выполнены с использованием программ «Statistica 5.5» и «Statistica 99 Edition».

База исследования.

Эмпирическую базу исследования составили представители коренного малочисленного народа - телеуты, проживающие в с. Беково, с. Заречное (Улус), с. Шанда, п. Черта Беловского района Кемеровской области. В исследовании приняли участие 375 представителей телеутского этноса, в т.ч. 31,6% мужского и 68,4 % женского пола, в возрасте от 18 до 70 лет, средний возраст 39,8 лет. В качестве контрольных групп исследовались: русские - 131 человек, из них 21 % мужского и 79 % женского пола в возрасте от 18 до 63 лет, средний возраст испытуемых составил 32,5 лет; татары - 70 человек, из них 31,4 % мужского и 68,6 % женского пола, в возрасте от 24 до 80 лет, средний возраст испытуемых - 41,3 лет. Всего в исследовании приняло участие 576 представителей различных этнических групп, проживающих на одной территории.

Достоверность результатов и надежность методов исследования обеспечивалась опорой на совокупность исходных методологических и теоретических положений отечественной психологии, комплексом научных ме

тодов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, а также проверкой статистической значимости полученных данных.

Научная новизна заключается в том, что в результате исследования впервые выделены структурно-содержательные характеристики самосознания телеутов как коренного малочисленного народа Сибири; выявлена степень выраженности компонентов этнического самосознания; раскрыта их специфика.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить представление о структурно-содержательных характеристиках этнического самосознания у представителей конкретных этнических групп.

Практическая значимость исследования заключается в возможности определять психологические особенности этнического самосознания конкретных этнических групп, в объективной необходимости сохранения и развития самобытности телеутского этноса как представителей коренного малочисленного народа Сибири. Полученные результаты могут использоваться психологами в практике этнопсихологического консультирования и психокоррекци-онной работы, в системе повышения квалификации преподавателей, в прогнозировании социокультурного развития Беловского района Кемеровской области. Эмпирический и теоретический материал диссертационного исследования используется в преподавании курсов «Этническая психология», «Этнология», «История Сибири», «Антропология».

Апробация и внедрение результатов. Полученные в исследовании данные были представлены в докладах и статьях на научно-теоретических и научно-практических конференциях: IV Всероссийской научной конференции «Наука и образование» (Белово, 2003); V Международной научной конференции «Наука и образование» (Белово, 2004); Интернет - конференции «Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность» (Красноярск, 2004); юбилейной Международной научно-практической конференции «Ва

лихановские чтения - 10» (Кокшетау, Казахстан, 2005); VI Конгрессе этнографов и антропологов России (Санкт-Петербург, 2005); II Международной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашов, 2005).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общест-венных наук Беловского института (филиала) Кемеровского государственного университета, кафедр общей психологии и психологии развития, социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета. Результаты исследования используются в учебном процессе Беловского института (филиала) Кемеровского государственного университета. По материалам диссертации опубликовано 8 научных работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этническое самосознание коренного малочисленного народа Сибири — телеутов характеризуется следующими особенностями его содержания: высокой значимостью представлений об историческом прошлом своего народа; устойчивостью осознания своей тождественности с этнической общностью; преобладанием ценности семейной идентичности; позитивным отношением к собственной этнической принадлежности; близостью авто - и гетеростерео- типов; большей значимостью традиционных ценностей в регуляции собственного поведения; приверженностью к сохранению языка, культуры, традиций, обычаев своего народа.

2. Структура этнического самосознания телеутов может быть представлена в виде четырехфакторной модели, основными элементами которой являются личностные ценности, социальные нормы, ответственность и самореализация, определяющие специфичность содержания этнического самосознания телеутского этноса.

Теоретические аспекты изучения самосознания в зарубежной и течественной психологии

Проблема самосознания, являясь важнейшей психологической проблемой, неизменно привлекала к себе внимание исследователей на всех этапах развития психологической науки.

Приступая к изучению данной темы, следует проанализировать ее ключевые понятия с целью определения границы изучаемого явления.

В философском энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Самосознание - убеждение в ценности собственной личности, переживание единства и специфичности Я как существа, наделённого мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)» [156, 403].

СИ. Ожегов обозначает самосознание как полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе [115].

В психологическом словаре дается следующее определение: «Самосознание — высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, это образ себя, отношение к себе» [134,585].

Самосознание - относительно устойчивая, более или менее осознанная структура представлений индивида о самом себе, включающая изначальные основы самосознания (притязания на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; притязания на социальное признание; притязания на признание своей сущности как представителя пола); историю их развития во времени (прошлое, настоящее, будущее) и существование в социальном пространстве (самость личности, долг перед людьми, права среди других) [114]. Наиболее близкими к понятию «самосознание» являются понятия «Я -концепция», «Я - эго», «Я - образ».

В психологических словарях термин «Я - эго», «Я - образ» чаще трактуется как результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой в отношении прошлого, настоящего и будущего. Понятие «Я» всегда соотносится и нередко даже сливается, с одной стороны, с понятием личности, а с другой - с понятием самосознания. «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В тоже время самосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым.

Самое общее значение термина «Я» - самость, т.е. интегральная целостность, «одноличность», «подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Самость - это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания. Понятие идентичности, широко употребляемое в психологической и социологической литературе, обозначает не формальное тождество субъекта самому себе («Я»=«Я»), а его осознанную принадлежность к определенной категории людей («социальная идентичность», «половая идентичность» и т.п.), т.е. некоторый аспект личности и ее самосознания [75, 25].

Понятие «Я» всегда остается двойственным. Ибо, как заметил уже И. Кант, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: 1) «Я» как субъект мышления, рефлексирующее «Я» и 2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства. В психологической литературе первое «Я» обычно называется активным, действующим, субъектным или экзистенциальным «Я» («Эго»), а второе — объектным, рефлективным, феноменальным, категориальным «Я» или «образом Я», «понятием Я», «Я - концепцией» и т.п. [75, 26]. «Я - концепцию» следует рассматривать как систему самовосприятий, складывающуюся на основе интеракций с окружающей средой, относительно устойчивую систему выражения множественных Я, систему установок, направленных на самого себя, включающую на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий и выражающую систему отношений к себе, к людям и миру [67].

Общая характеристика исследуемой группы

Особый интерес сегодня представляет изучение этнического самосознания таких регионов России, где проживают русские и другие народы со своей традиционной культурой. Рассмотрение особенностей аккультурации сопряженных в одном геоисторическом пространстве этносов с мировым сообществом и друг с другом в условиях традиционного межэтнического взаимодействия - актуальная не только для психологии как науки, но для России и для мирового сообщества в целом проблема [107, 121].

В аспекте нашего исследования, на наш взгляд, представляется интересным анализ самосознания телеутов как представителей малочисленных народов Сибири. В настоящее время процесс пробуждения этнического самосознания, самосохранения и самовыживания коренного малочисленного народа, их стремление возродить и даже реконструировать традиционный образ жизни своих предков, культуру, обычаи, язык и многое другое приобретает особый неповторимый оттенок, поэтому и конечный продукт - психика, как форма жизнедеятельности этноса - будет представлять собой специфическое явление. Причинами актуализации этнического самосознания являются, прежде всего, приостановление процесса исчезновения коренного малочисленного народа, эндогамные браки; слабая адаптация к меняющимся условиям жизни, ввиду укоренившегося традиционного образа жизни; минимальные возможности выживания в условиях рынка.

В анализе общей характеристики группы мы опираемся на идеи культурно-исторической концепции, разработанной Л.С. Выготским. Россия — многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия -основное или даже единственное место обитания. Коренные народы России составляют 93 % населения, из них свыше 81 % - русские. Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически - это группы народов Поволжья и Урала, народы Северного Кавказа, народы Сибири и Севера [25].

В.В Собольников. придерживается следующей классификации этносов Сибирского региона: русскоязычное население, постоянно проживающее в Сибири и трансформирующееся в русский субэтнос (новорусское образование — «сибиряки»); этносы, имеющие свои государственно-национальные объединения (буряты, тувинцы и т.д.); коренные малочисленные народы Сибири и Севера. В группе народов Сибири выделяется малочисленная народность - телеуты. Малочисленные народы - народы России, сохранившие за многовековую историю развития страны свои языки, самобытную культуру, способы ведения традиционного хозяйствования и промыслов и отличающиеся небольшой численностью своих представителей. Анализируя малочисленные народы Сибири и Севера, В.В. Собольников отмечает следующие их характеристики: «дезинтегрированные этнолингвистические общности, для которых характерны хрупкая демографическая плотность, дисперсность расселения, этнокультурная мозаичность и слабая внутри этническая коммуникативность», вместе с тем, «они достаточно организованы, имеют собственную идентификацию, определенный статус и традиционную культуру» [136,55].

Особенности телеутского этноса рассматривались в ряде исследований в области истории, этнографии, антропологии, лингвистики. Уникальные описания телеутов были сделаны в XVIII и XIX веках (И.Г. Гмелин, И.Г. Георги, И.П. Фальк, Д.А. Функ, В.В. Радлов, СП. Крашенинников, Г.И. Спас ский, В.И. Вербицкий). В XX столетии вопросы изучения особенностей этнической культуры телеутов рассматривались этнографами А.В. Анохиным, А.Г. Данилиным, Н.П. Дыренковой, Л.П. Потаповым. В литературе названных авторов описывается происхождение телеутов, их историческое прошлое, место проживания, жилище, одежда, язык, религиозные представления, свадебные обряды.

Наиболее активно проблема этнического своеобразия телеутов начала разрабатываться с конца 80-х гг. XX века. В основном это исследования в контексте изучения культурно-исторических процессов (Д.В. Кацюба, Р.В. Николаев, В.В. Стрик, А.В. Кимеев, В.В. Туев, А.Р. Ким, Г.Г. Фисакова, А.Н. Садовой). Собственно же психологических исследований особенностей этнического самосознания телеутов до настоящего времени не проводилось.

Телеуты - древние аборигены Сибири. Эта народность тюркского происхождения. В научной литературе телеутов относят к этнографической группе южных алтайцев на основании их общего с южными алтайцами происхождения, но новейшие исследования по истории, этнографии, антропологи и языку опровергают такое утверждение и показывают непрерывное самостоятельное этническое развитие телеутской народности, а не утрату ею основных этнических характеристик.

Общая характеристика этнического самосознания телеутов

Предметом диагностики в нашем исследовании явились следующие характеристики этнического самосознания:

1. Когнитивная (содержательная) сторона этнического самосознания:

- этническая идентичность или отождествление с этносом, проявляющаяся в этнониме;

- этностереотипы — представления об особенностях своего (автостереотипы) и других (гетеростереотипы) этносов;

- особенности осознания этноинтегрирующих и этнодифференцирую-щих признаков.

2. Эмоциональная сторона этнического самосознания:

- уровень осознания значимости собственной этнической принадлежности;

- ценностно-смысловое отношение к членству в этнической группе.

3. Поведенческая сторона этнического самосознания:

- аттитюды в отношении собственной и других этнических групп;

- стратегии межгруппового взаимодействия;

- ценностные ориентации как регуляторы социального поведения личности.

Результаты исследования когнитивной (содержательной) стороны этнического самосознания телеутов.

С целью изучения представлений об особенностях этнокультурного мира использовался анкетный опрос (Приложение 1), тест культурно-ценностных ориентации Дж. Таусенда, тест «Кто Я?» М. Куна, Г. Макпарт ленда. Исследование позволило выявить, что большинство телеутов отчетливо осознает себя членом своей этнической группы (93%). Характер этнической идентичности определяется, прежде всего, предпочтением языка (таблица 2). На вопрос анкеты «Почему телеутский язык Вы считаете родным?» были получены ответы: «потому что национальный язык» (68%); «потому что родители - телеуты» (27%); «потому что я - телеут(ка)» (5%). При этом большинство опрашиваемых русский язык считают языком межэтнического общения, в семьях пользуются тем или иным языком в зависимости от национальности гостей, близких, друзей и т.д.

В свою очередь, в группе русских принадлежность матери к русскому этносу составила: 87,1%; родной язык матери: русский - 97,0%; национальная принадлежность отца: русский - 90,2%; родной язык отца: русский - 96,9%. Среди опрашиваемых в группе русских 99% считают своим родным языком русский. В группе татар национальная принадлежность матери к татарскому этносу составила: 82,6%; родной язык матери: татарский занимает 7,2%, в то время как русский - 84,1%; национальная принадлежность отца составила -88,2% татарин; родной язык отца: татарский занимает 11,6%, и 79,9% - русский. Среди опрашиваемых в группе татар 58,8% считают своим родным языком татарский.

Чтобы считать себя членом определенного этноса, надо не только родиться от его представителей, но и подтверждать свою принадлежность своими действиями, своими знаниями, прежде всего, быть носителем своего языка. Уровень идентичности определяется, прежде всего, субъективным предпочтением языка, а не его реальным использованием [55, 81]. Телеуты, проживая на одной территории совместно с русскими и татарами, не утрачивают свои знания о родном языке (в отличие от татар в нашем исследовании). К признакам, связывающим человека с этнической общностью, относятся духовная, материальная и социально-нормативная культура.

Похожие диссертации на Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири