Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Устина Юлия Николаевна

Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности
<
Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Устина Юлия Николаевна. Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Устина Юлия Николаевна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т].- Казань, 2008.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/86

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕСТО ЧЕСТОЛЮБИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 10

1.1. Честолюбие как предмет философско-психологического анализа 10

1.2. Честолюбие как этическая характеристика личности 23

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕСТОЛЮБИЯ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТРЖАМИ В ШИРОКОМ ВОЗРАСТНОМ ДИАПАЗОНЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 43

2.1. Организация экспериментального исследования честолюбия 43

2.2. Создание и оценка эффективности методики измерения честолюбия.. 60

2.3. Исследование половозрастных особенностей честолюбия 65

2.4. Сопряженность честолюбия с личностными характеристиками 69

2.5. Личностные особенности учащихся с высоким, средним и низким уровнями честолюбия 109

ВЫВОДЫ 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

ЛИТЕРАТУРА 119

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Эффективное взаимодействие человека с окружающим миром во многом обусловлено особенностями его нравственного развития. Основу нравственного развития человека составляют этические характеристики, качественное своеобразие которых выступает одним из значимых факторов успешной реализации личностью ее жизненных стратегий. Вместе с тем, на фоне динамичных общественных преобразований, трансформаций в морали и нравственности (моральном сознании), меняется содержание некоторых этических характеристик, происходит переосмысление их роли в жизнедеятельности человека. Данный факт определяет введение вопросов нравственной, этической психологии личности в круг наиболее ключевых и актуальных, что подтверждается значительным интересом к данной тематике со стороны ведущих исследователей (Б.С.Братуся, А.В.Брушлинского, А.Л.Журавлева, В.П.Зинченко, В.В.Знакова, Д.А.Леонтьева, В.Д.Шадрикова и др.) и становлением нового направления — этической психологии (Л.М.Попов).

В настоящее время прослеживается научная тенденция к переходу от констатации нравственных черт к их изучению и теоретическому осмыслению. При этом обычно исследуются отдельные нравственные черты: ответственность (К.А.Абульханова, К.Муздыбаев, Ж.Пиаже, А.А.Реан, Дж.Роттер, С.Л.Рубинштейн), эгоизм, зависть (К.Муздыбаев), циничность (Л.М.Попов, П.Н.Устин), доверие (А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко, В.С.Сафонов, А.В.Сидоренков, Т.П.Скрипкина, Э.Эриксон), совесть (М.И.Воловикова, Э.Фромм).

Одной из таких этических характеристик личности, значимость которой в психологической организации человека все больше признается исследователями, выступает честолюбие. Несмотря на широкую распространенность использования понятия честолюбия при описании психологического портрета личности (например, делового человека, стремящегося к успеху), данная характеристика не является х глубоко

изученной в плане ее дифференциации с другими, сходными характеристиками (мотивация достижения, одобрения, признания, власти, соперничество, превосходство), а также со стороны ее строения, психологических механизмов проявления и развития.

Честолюбие выступает качеством человека, содержательно включающим его стремление к достижениям. Однако, несмотря на данный позитивный аспект честолюбия, отношение к нему, как к нравственной, этической характеристике неоднозначно. С одной стороны, оно признается этически-конструктивным качеством, определяющим как позитивное развитие человека, так и его эффективное взаимодействие с окружающим миром, с другой - этически-деструктивным, синонимичным эгоизму, гордыне и тщеславию. Данное противоречие явилось источником научной проблемы выявления особенностей честолюбия, решение которой предполагает получение научно-значимого результата, пополняющего базу данных этической, нравственной психологии.

Цель: выделить честолюбие как явление этической, нравственной психологии личности и выявить его сопряженность с личностными характеристиками в широком возрастном диапазоне становления личности.

Объект: нравственно-этическая составляющая личности.

Предмет: особенности честолюбия как явления этической, нравственной психологии личности.

Гипотеза: честолюбие выступает как черта, которая имеет собственное психологическое содержание, соотносится с морально-нравственным уровнем развития личности и оказывает позитивное влияние на личностные характеристики человека.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ понятия честолюбия, соотнести его с другими психологическими характеристиками личности и определить место в психологической организации человека как субъекта развития.

  2. Выделить основные конструкты честолюбия как личностной характеристики, определить их психологическое содержание и на основе

этого создать, апробировать и стандартизировать валидную методику измерения честолюбия.

3. Определить зависимость уровня честолюбия от пола и возраста, установить характер влияния честолюбия на ряд личностных характеристик и соотнести уровень их представленности с уровнями развития честолюбия в широком возрастном диапазоне становления личности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили принципиальные положения современной психологии, определяющие направление психологических исследований и теоретическое обоснование полученных знаний. Это основные положения субъектно-деятельностной теории (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский), концепция психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов), теория черт (Р.Кеттел, Г.Олпорт), работы, раскрывающие содержание нравственной, этической психологии личности (А.Л.Журавлев, В.В.Знаков, В.П.Зинченко, В.Д.Шадриков, М.И.Воловикова).

Методы и методики исследования включали теоретический анализ проблемы, методы сбора и обработки эмпирических фактов. Экспериментальное исследование честолюбия проводилось методом поперечных срезов. В качестве диагностического инструментария выступили методики: Авторская методика измерения честолюбия, Личностный опросник Р.Кеттела 16-PF, Тест «Добро-Зло» (Л.М.Попов, А.П.Кашин), Опросник мотивации одобрения (Д.Марлоу), Опросник мотивации достижения (Т.Элерс), Тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев), Самоактуализационный тест (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман и др.), Методика измерения уровня субъективного контроля Дж.Роттера (в адаптации Е.Ф.Бажиной и др.).

Аппарат математической статистики при обработке данных включал: методы сравнения двух выборок (критерий t-Стьюдента), корреляционный анализ (r-Пирсон), дисперсионный анализ (ANOVA), дискриминантный анализ.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены репрезентативностью выборки, подбором

соответствующего целям и задачам исследования диагностического инструментария, который отвечает критериям валидности, надежности и репрезентативности, использованием адекватного аппарата математической статистики при обработке эмпирических данных.

Выборку исследования составили учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов ВУЗов. Выборка учащихся школы включала 190 человек с возрастными границами от 11 до 16 лет. В выборку студентов вошли 118 человек с возрастными границами от 17 лет до 21 года.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые:

Показано, что честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает этической чертой, которая определяется предметным содержанием ряда понятий (мотивация достижения, одобрения, признания, власти, соперничество, превосходство).

Разработана и апробирована методика измерения честолюбия, которая является валидным и надежным методом диагностики этой характеристики учащихся средних и высших учебных заведений.

Установлено, что честолюбие отличается универсальным и устойчивым характером на протяжении исследуемого возрастного периода становления личности.

Доказано, что честолюбие влияет на ряд характерологических черт, характеристик этического слоя, мотивации достижения, параметров самоотношения, способности к самоактуализации и интернальности личности.

Сформулировано представление о трех уровнях проявления в личности «честолюбия». В каждом случае дана соотнесенность проявленного уровня честолюбия личности с уровнем представленности других личностных черт: радикализма, мотивации достижения, интегрального самоотношения,

«добра», дипломатичности, доминантности и ожидаемого отношения от других.

Теоретическая значимость. Результаты диссертационного исследования позволяют конкретизировать честолюбие как нравственно-этическую детерминанту поведения личности и вносят вклад в раздел этической психологии личности, существенно дополняя концепцию психологической организации человека как субъекта развития. Специальное исследование честолюбия раскрывает особенности его влияния на ряд личностных характеристик и дает представление о трех уровнях проявления честолюбия в личности.

Практическая значимость.

Разработанная методика измерения честолюбия для учащихся может быть использована в воспитательных и образовательных учреждениях для работы с молодежью в широком возрастном диапазоне становления личности с целью диагностирования уровня развития данной характеристики.

Данные о содержательном наполнении честолюбия и особенностях его взаимосвязей с личностными характеристиками могут быть использованы в практической психологии при создании программ формирования честолюбия.

Результаты исследования типологических особенностей учащихся при
различных уровнях развития честолюбия обеспечивают

дифференцированный подход к организации мероприятий, способствующих личностному росту.

Апробация результатов исследования. Теоретические и экспериментальные положения диссертационной работы обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Интересы личности, общества и государства: взаимодействие и взаимообусловленность» (Казань, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы формирования конкурентоспособного специалиста» (Бузулук, 2007), III Всероссийской научно-практической конференции с

международным участием «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики» (Казань, 2007), Международной научно-практической конференции «Евразийский мир: многообразие и единство» (Казань, 2007), V Международной научной конференции «(Пост)современность и наука: социология в поисках себя и общества» (Харьков, 2007), XIV Международной научной конференции «Ломоносов -2007» (Москва, 2007). Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний» (Казань, 2008), Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2008» (Санкт-Петербург, 2008).

Основное содержание работы отражено в 9 публикациях автора. Положения, выносимые на защиту:

1. Честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса-
психологической организации человека как субъекта развития и
саморазвития, выступает самостоятельной этической чертой. Этически-
конструктивный или этически-деструктивный характер данной черты
определяется общим уровнем развития человечности, отражающей
качественное своеобразие нравственно-этического слоя личности.

  1. Созданная авторская методика измерения честолюбия, в основу которой положены основные признаки данной характеристики (стремление или желание, слава и признание; реальные поступки и достижения; превосходство, значимая группа) выступает валидным и надежным инструментом диагностики честолюбия учащихся средних и высших учебных заведений в широком возрастном диапазоне становления личности.

  2. Экспериментально показано, что честолюбие отличается устойчивым и универсальным характером. Данное положение подтверждается отсутствием влияния пола и возраста на данную характеристику в выборке учащихся средних и высших учебных заведений.

  3. Честолюбие оказывает влияние на характерологические черты (увеличивает отзывчивость, эмоциональную устойчивость, доминантность,

смелость, радикализм и снижает мечтательность), на характеристики этического слоя, мотивацию достижения, параметры самоотношения (интегрального самоотношения, аутосимпатии и самоинтереса), способность к самоактуализации (компетентность во времени, ценностные ориентации, сензитивность, самоуважение, самопринятие и принятие агрессии) и интернальность личности, особенно в зоне ответственности за личные успехи и достижения.

Структура работы определена задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы (150 наименований) и приложений. В работе представлены 23 рисунка и 14 таблиц. Основное содержание диссертации изложено на 118 страницах машинописного текста.

Честолюбие как предмет философско-психологического анализа

Проблема нравственного, этического начала в психологии имеет особую актуальность, так как включает не только вопросы теоретической констатации активности личности во взаимодействии с другими людьми, но и вопросы практической реализации технологий развития гармоничного поведения. В этой связи одним из перспективных направлений в исследованиях выступает изучение отдельных нравственных, этических характеристик (черт, ценностей, потребностей, качеств и тд.). В данном контексте имеются работы, раскрывающие проблему ответственности (К.А.Абульханова [2,3,4], К.Муздыбаев [80], Ж.Пиаже [92], Дж.Роттер [135], С.Л.Рубинштейн [111], А.А.Реан [105] и др.), эгоизма (К.Муздыбаев [79]), зависти (К.Муздыбаев [78]), циничности (Л.М.Попов, П.Н.Устин [122]), доверия (А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко [39], В.С.Сафонов [113], А.В.Сидоренков [115], Т.П.Скрипкина [117], Э.Эриксон [144] и др.), совести (М.И.Воловикова [25], Э.Фромм [129]).

Предметом нашего диссертационного исследования выступило честолюбие - психологическая характеристика, которая традиционно рассматривается в рамках этического, нравственного описания поведения человека. Концептуальной базой работы является психологическая модель человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов [97-99]). В данной модели с позиций системно-структурного подхода дается представление о психологической организации человека, под которой понимается все то, что принято называть его внутренним миром. Основная цель теоретической части диссертационного исследования заключается в определении места честолюбия в психологической организации человека, что предполагает, прежде всего, философско-психологический анализ понятия «честолюбие». Логика такого анализа определяется феноменологическим описанием честолюбия в контексте словарно-энциклопедических, философских (включая философско-религиозных) и психологических источников с последующим выделением основных содержательных конструктов данного понятия. Данная задача решатся в параграфе 1.1. «Честолюбие как предмет философско-психологического анализа».

Обращение к отечественной словарно-энциклопедической литературе позволило выделить следующие определения понятия «честолюбие».

В словаре по этике под редакцией А.А.Гусейнова и И.С.Кона честолюбие трактуется как «социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради общественных почестей, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни». Оно связано с «желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды». Также указано, что в том случае если честолюбие станет «характерным свойством поведения человека», то оно приобретет «значение позитивного морального качества личности» [120]. В определении В.И.Даля уточняется, что «...честолюбивый человек, страстный к чинам, отличиям, ко славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям, а по сим видам» [35]. Д.Н.Ушаков определяет честолюбие как «любовь к почестям, жажду к почестям, стремление к ним» [16], а С.Ю.Ожегов и Н.В.Шведова как «жажда известности, почестей, стремление к почетному положению» [87]. В толковом словаре Н.Е.Яценко честолюбие трактуется как: «стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни» [147].

Честолюбие как этическая характеристика личности

В предлагаемой работе честолюбие понимается как этическая характеристика. Несмотря на то, что этика, прежде всего, понимается как философская категория, ее психологическое содержание все чаще отмечается современными исследователями. Рост интереса к нравственным основаниям человека в русле психологии происходит в русле более широкой проблематики - духовного развития человека. Возвращение духовности в психологию, как непременного атрибута человеческого бытия определяется необходимостью обращения к целостному человеку, к его сущности. Однако само понимание духовности, как показано в исследовании В.В. Знакова[46], имеет различные основания. Ряд авторов рассматривает духовность как результат приобщения к общечеловеческим ценностям (Л.М.Аболин [1], В.П.Зинченко [44,45], Д.А.Леонтьев [62,63], В.Ф.Петренко [91], В.И.Слободчиков [118], В.Д.Шадриков [138-140] и др.). Другие определяют духовность как результат особых духовных состояний, когда личность путем трансценденции, постигает внутреннюю сущность различных сторон бытия (А.И.Зеличенко [43], В.А.Пономаренко [95,96], Т.А.Флоренская [124], В.Франкл [127] и др.). Третьи - как источник и результат самореализации человека, когда он сам начинает конструировать собственную личность, осознавая общечеловеческие ценности (Г.А.Балл [9], С.Б.Крымский [58], А.Маслоу [72], Л.М.Попов [97-99], К.Роджерс [107], С.Л.Рубинштейн [111], Э.Фромм [130], К.Ясперс [146] и др.). Часть авторов обращается к духовности как к сакральной сущности самого человека и отражению его божественной природы (Б.С.Братусь [17,18], С.Л.Франк [125,126] и др.). Таким образом, несмотря на различные подходы в понимании духовности, авторы сходятся в том, что данный феномен сводится к постижению человеком внутренних смыслов внешних явлений и объектов, которые приобретают для него ценность.

Другой значимый аспект духовности, который подчеркивается во всех подходах - взаимоотношения человека с миром, центральным моментом которых являются отношения с другими людьми. Основополагающая функция духовности, как считает большинство исследователей, заключается в обеспечении гармоничного сосуществования человеческого сообщества и его дальнейшего развития. Под отношением человека, согласно В.Н.Мясищеву, можно понимать «сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях» [82, с.48]. Отношения в социально-психологическом пространстве проявляются через процессы межличностного взаимодействия, в основе которых лежат объективно переживаемые и в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Следовательно, одним из атрибутов духовности человека выступает его этическая направленность, которая отражает характер самореализации личности в ее взаимоотношениях с окружающими людьми.

В психологии этический подход в изучении нравственности был заложен в работах С.Л.Рубинштейна в русле субъектно-деятельностной концепции. Акцентируя и фокусируя внимание на социальной сущности человека, автор пишет: «Этический субъект самоопределяется, и, самоопределяясь, он впервые самоосуществляется в своих деяниях.

Организация экспериментального исследования честолюбия

Для изучения честолюбия как этической черты личности, в период с 2005 по 2007 год нами было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе средней общеобразовательной школы №54 г. Казани, Казанского государственного университета и Института экономики, управления и права (ИЭУП).

Реализация экспериментальной программы осуществлялась по следующему алгоритму:

Создать и апробировать авторскую методику измерения честолюбия для учащихся школ (средние и старшие классы) и вузов (1-5 курсы).

Организовать и провести квазиэкспериментальное исследование личностных особенностей учащихся с высоким, средним и низким уровнем развития честолюбия.

Изучить возрастные особенности честолюбия и сопряженных с ним характеристик в период со среднего школьного возраста до юношества (с 11 лет до 21 года)

Общий объем испытуемых, участвовавших в исследовании, составил 438 человек, из которых в соответствии с экспериментальными задачами были сформированы следующие выборки.

Общая выборка. В нее вошли учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов. Возрастные границы составили диапазон от 11 лет до 21 года. Половое соотношение представлено 94 испытуемыми мужского пола и 214 испытуемыми женского. Общий объем — 308 человек.

В соответствии с задачами второго этапа исследования, из общей выборки испытуемых также были сформированы следующие группы.

Выборка учащихся школы. Ее объем составил 190 человек с возрастными границами от 11 до 17 лет. Из них 63 учащихся мужского пола и 127 учащихся женского пола. Данная выборка школьников включала следующие группы:

Выборка учащихся средних классов. В нее вошли учащиеся шестого класса (59 человек) и седьмого класса (19 человек) в возрасте 11-13 лет.

Выборка учащихся подросткового возраста. В нее вошли учащиеся восьмого класса (22 человека) и девятого класса (48 человек) в возрасте 14-15 лет.

Выборка учащихся старших классов. В нее вошли учащиеся десятого класса (28 человек) и одиннадцатого класса (14 человек) в возрасте 16-17 лет.

Выборка студентов. Ее объем составил 118 человек с возрастными границами оті 7 лет до 21 года. Из них 31 учащийся мужского пола и 87 учащихся женского. Данная выборка включила в себя следующие группы:

Учащиеся младших курсов. В нее вошли студенты первого(16 человек) и второго курсов (45 человек) в возрасте от 18-20 лет.

Учащиеся старших классов. В нее вошли студенты третьего (33 человека) и четвертого курсов (24 человека) в возрасте20-21 лет.

Также для апробации авторской методики была сформирована тестовая выборка. В нее вошли 130 человек - учащихся вузов со 2-го по 5-й курсы.

Описание исследования честолюбия

Для достижения поставленной цели экспериментального этапа исследования, в соответствии с алгоритмом экспериментальной программы, нами были последовательно решены следующие задачи.

Похожие диссертации на Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности