Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Шумский Владимир Борисович

Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ
<
Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шумский Владимир Борисович. Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Шумский Владимир Борисович; [Место защиты: Гос. ун-т - Высш. шк. экономики].- Москва, 2008.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-19/28

Содержание к диссертации

Введение

1. Философские основания экзистенциальной психологии и психотерапии 8

1.1 Философия экзистенции - С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр 9

1.2 Персоналистическая традиция в философии 29

1.3 Личность и экзистенция 43

2. Теоретические концепции экзистенциальной психологии 48

2.1 Предметная область экзистенциальной психологии 48

2.2 Теоретические концепции онтологического направления 52

2.3 Теоретические концепции персоналистического направления 84

2.4 Взаимосвязь онтологической и персоналистической тематики в экзистенциальной психологии 118

3. Методология практики экзистенциальной психотерапии 123

3.1 Общие методологические принципы экзистенциальной психотерапии 123

3.2 Методология психотерапии онтологического направления 133

3.3 Методология психотерапии персоналистического направления 144

3.4 Стадии становления методологии экзистенциальной психотерапии 155

Заключение 160

Литература 163

Введение

Введение к работе

В начале XXI столетия экзистенциальная психология получает все более и более широкое распространение в России. Ситуация перехода от советской системы к западному пути развития вызвала у большинства людей огромные социальные и идеологические потрясения, связанные с лишением чувства принадлежности к могучему государству, потерей консолидирующей и возвышающей общественной идеи, девальвацией' нравственных ценностей и т.д. Круг внимания экзистенциальной психологии как раз и составляет проблематика человека, поставленного перед необходимостью самостоятельно, в смятении и сомнениях, определять свою идентичность и ценности, ради которых он живет. Развитие собственной индивидуальности становится одновременно и задачей, и способом справиться с новой социальной реальностью.

Общая ситуация в психологии, характеризующаяся движением от естественнонаучной парадигмы к. гуманитарной, от объясняющего подхода к понимающему, от изучения человека как изолированного объекта к рассмотрению неразрывной связи человека и мира также способствует развитию и распространению экзистенциальной психологии и стремлению к активному обмену идеями с ней со стороны других психологических направлений. Параллельно происходит рост популярности экзистенциальной психотерапии, которая за последние десятилетия получила качественное развитие от дополнения («добавки») к другим психотерапевтическим направлениям до самостоятельной целостной психотерапевтической системы.

Экзистенциальная психология и психотерапия - явление неоднородное, в котором есть несколько направлений, развивающихся достаточно независимо друг от друга.

Эти направления базируются на некоторых общих основания, но имеют также и значительные отличия как в плане своих теоретических представлений, так и в плане психотерапевтической практики. Вместе с тем в психологической литературе, отечественной и зарубежной, ощущается недостаток работ, в которых были бы систематизированы, с выделением общего и отличного, разные направления экзистенциальной психологии.

Имеющиеся историко-психологические работы связаны либо с отдельным направлением экзистенциальной психологии (В. Бланкенбург, А.В. Лаврухин, Г.М. Кучинский, Я. Нидлмен, Е. Craig), либо ограничиваются описанием концепций нескольких авторов (Д.А. Баранникова, В.В. Летуновский, A. van Kaam, R. May, I. Yalom). Наиболее фундаментальной в данной сфере представляется вышедшая еще в 1985 г. работа A.M. Руткевича «От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа». Следует отметить, что в указанных работах присутствует описание различных авторских подходов, но не содержится анализ детерминант развития экзистенциальной психологии как направления.

В отечественной философии и психологии тематика, относящаяся к области экзистенциальной психологии, представлена достаточно широко, однако не оформлена в единую систему. Следует особо выделить российских философов, активно развивавших идеи экзистенциальной онтологии и персонализма: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Л. Франка, Л.И. Шестова. Пионером привнесения идей экзистенциализма в отечественную психологию, с нашей точки зрения, является Л. Рубинштейн, итоговая работа которого «Человек и мир» (1976 г.) имеет ярко выраженную экзистенциальную направленность. Среди современных авторов следует отметить работы К.А. Абульхановой, раскрывающие принцип субъекта в психологии, деятельностно-смысловой подход Д.А. Леонтьева, психологию бытия В.В. Знакова, постмодернистские экзистенциальные эссе А.И. Сосланда. Отказ от философии марксизма'как базиса отечественной психологии ознаменовался мощным развитием персоналистической тематики в работах таких ведущих отечественных психологов, как Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, А.Б. Орлов, В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадриков. Популяризации экзистенциальной психотерапии способствуют работы Л. Братченко, В.В. Летуновского, Е.С. Мазур. И.Н. Семенов и Г.И. Давыдова предложили оригинальную модель экзистенциально-рефлексивной психотерапии. Можно предположить, что отечественная психология стоит перед задачей создания собственной версии экзистенциальной психологии. Решению такой задачи может способствовать анализ зарубежной экзистенциальной психологии и психотерапии, который представлен в настоящей диссертационной работе.

Таким образом, актуальность выбранной темы с точки зрения истории психологии определяется необходимостью диахронической и системно-структурной реконструкции экзистенциальной психологии как одного из ведущих направлений современной психологии. Актуальность работы с точки зрения самой экзистенциальной психологии связана с необходимостью внутреннего упорядочивания разных авторских подходов и выявления детерминант развития как теоретических моделей, так и методического обеспечения психотерапевтической практики. В работе также разрабатьшается проблематика психологии личности, связанная с вычленением в экзистенциальной психологии персоналистического направления и анализом этого направления.

Объектом исследования выступают труды представителей различных направлений западноевропейской и североамериканской экзистенциальной психологии: • Dasein-анализа (Л. Бинсвангер, М. Босс, Ж. Кондрау); • американской экзистенциальной психологии (Р. Мэй, И. Ялом, Дж.

Бьюдженталь, Мадди); • третьей венской школы психотерапии (экзистенциальный анализ и логотерапия - В. Франкл, А. Лэнгле); • британской экзистенциальной психологии и психотерапии (Р. Лэйнг, Э. Спинелли, Э. ван Дорцен); • итальянского экзистенциального анализа (А. Меркурио).

Предмет исследования - представленные в авторских текстах теоретические концепции экзистенциальной психологии и методология практики экзистенциальной психотерапии.

Цель исследования - выявление существенных дифференциаций и конкретизации, которые происходят в предметной области экзистенциальной психологии и объяснение их влияния на развитие психологических теорий и психотерапевтической практики.

Задачи исследования: Деконструкция и последующая реконструкция философских оснований экзистенциальной психологии и психотерапии.

Сравнительное рассмотрении различных направлений экзистенциальной психологии на уровне: • философского базиса; • теоретико-психологических концепций; • методического обеспечения психотерапевтической практики.

Методы исследования: тематический анализ, категориальный анализ, содержательно-хронологический и сравнительно-сопоставительный анализ.

Методологическую основу исследования составили принципы историкопсихологического анализа, общий подход к пониманию и интерпретации текстов (Ю.М. Лотман, Е.Б. Старовойтенко), феноменологическая герменевтика (Г.Г. Шпет, М. Хайдеггер, П. Рикер, Х.-Г. Гадамер); методология исследования связана с комплексным подходом: работой на пересечении философии, истории психологии, психологии личности и психотерапии.

Научная новизна исследования. В отличие от традиционных представлений о том, что экзистенциальная психология занимается исключительно онтологической проблематикой, в настоящей диссертации показано, что в предметную область экзистенциальной психологии входит также и проблематика личности. Введено понятие «персоналистическое направление в экзистенциальной психологии и психотерапии».

Впервые показано, как в современной экзистенциальной психологии соединяются «бытийный» и «личностный» подходы к пониманию человека.' Теоретическая значимость исследования. Проведена предметнометодологическая дифференциация онтологической и персоналистической проблематик в экзистенциальной психологии. Раскрыта содержательная связь ведущих концепций экзистенциальной психологии и психотерапии с онтологической и персоналистической тематикой. Предложено объяснение генезиса методического обеспечения экзистенциальной психотерапии.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории психологии, психологии личности, экзистенциальной психологии. Значение исследования для практики связано также с уточнением оснований методического обеспечения экзистенциальной психотерапии. Это может способствовать совершенствованию процесса подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов, обеспечивая его материалом для рефлексивного овладения теоретикометодологическим базисом, на котором основаны конкретные способы практической работы с пациентами.

На защиту выносятся следующие положения:
1. В экзистенциальной психологии и психотерапии можно выделить два направления - онтологическое и персоналистическое - в соответствии с разной исходной теоретической установкой. Исходная установка онтологического направления — экзистенция (существование) предшествует эссенции (сущности); исходная установка персоналистического направления - эссенция предшествует экзистенции.

2. Персоналистическое направление в качестве философского базиса имеет не только философию экзистенции, но, главным образом, персоналистическую философскую традицию христианской культуры.

3. Психологические концепции онтологического и персоналистического направлений дополняют друг друга. Первые концентрируются в основном на экспликации структуры экзистенции, вторые — на описании процессов достижения экзистенции.

4. Персоналистическое направление внесло решающий вклад в становление экзистенциальной психотерапии. Разработка специфических для экзистенциальной психотерапии методов диагностики и коррекции психических нарушений оказалась возможной благодаря модели внутренних процессов поэтапного приближения к экзистенции.

Философия экзистенции - С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр

Основателем экзистенциальной философии принято считать датского философа первой половины XIX века С. Кьеркегора. Именно благодаря его работам понятие «экзистенция» стало применяться исключительно к человеку и обозначать специфический, присущий только человеку, способ бытия.

Полемизируя с концепцией Г.В.Ф. Гегеля, в которой специфика человеческого существования в качестве философской проблемы не находила себе места и отдельный человек полагался лишь ничего не значащим моментом в саморазвертывании абсолютного духа, С. Кьеркегор в центр своей философии в качестве первичного фактора поставил единичного человека и постоянно критиковал растворение индивидуальности в коллективности и универсальности. По его мнению, абстракции, отвлеченные понятия и-умозрительные спекуляции неизбежно приводят к игнорированию ценности жизни отдельного человека. Тем самым С. Кьеркегором была сформулирована основная установка экзистенциальной философии - установка на субъективность, на конкретный человеческий опыт, на его личное переживание, на стремление соединить непосредственность опыта с философской рефлексией.

С. Кьеркегор выделял три стадии, или три типа, бытия человека: эстетическая стадия - слепое следование чувственным желаниям с целью получение удовольствия; моральная стадия - стремление жить в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле, быть хорошим гражданином, сознающим свои обязанности и ответственность; религиозная стадия — человек вступает в непосредственное отношения с Высшим субъектом, Богом.

Согласно С. Кьеркегору, экзистенция состоит из синтеза конечного и бесконечного, вечного и временного, свободы и необходимости. Синтез осуществляет дух, или. Я: «Я человека — это отношение, которое относится к себе самому и вместе с тем к другому» (Кьеркегор, 1993, с.255). Отметим, что, по мнению О.И. Ставцевой, терминология С. Кьеркегора расплывчата, так что «можно говорить о переходе друг в друга кьер- кегоровских понятий дух-я-синтех-экзистенция» (Ставцева, 1998, с.47). Тем не менее можно сказать, что, по С. Кьеркегору, экзистенция (или, что то же самое, деятельность по исполнению экзистенции) состоит в синтетическом отношении себя-к самому себе и не является однократным усилием, поскольку синтез должен осуществляться постоянно. А это, в свою очередь, характеризует экзистенцию как постоянно связанную с необходимостью выбора, постоянно находящуюся в становлении.

С. Кьеркегор описывает обращение к экзистенции не позитивным, а негативным способом: то есть, нечто принуждает человека прийти к экзистенции - а именно, страх и отчаяние. Решившись пережить страх и отчаяние, человек познает себя как дух и свободу. И оказывается, что только его внешняя жизнь подчинена необходимости, а экзистенция, внутренняя жизнь человека свободна и принадлежит только ему одному. Однако она требует выбора своего подлинного Я, тогда как большинство людей просто пассивно.отдается воле волн жизни. В этой связи С. Кьеркегор приводит пример с пьяным крестьянином, который, заснув в своей повозке, позволяет лошадям бежать как им вздумается. Так как вожжи находятся!в его руках, то может создаться впечатление, что он правит повозкой. Однако на самом деле лошади бегут сами по себе, и поэтому много тех, кто существует, но в то же время не «экзистирует».

Таким образом, С. Кьеркегор заложил основы описания трудно формализуемого понятия экзистенции как самобытия субъективности: экзистенция - это отношение к самому себе и одновременно отношение к иному; в этом двойном соотнесении человек как субъект собственной жизни должен постоянно делать выбор своей внутренней позиции и своего поведения.

Предметная область экзистенциальной психологии

Для того, чтобы подойти к рассмотрению теоретических концепций, очертим предметную область экзистенциальной психологии и покажем, какое место в ней занимает онтологическая и персоналистическая тематика.

«Главный предмет экзистенциальной психологии — смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты», - пишет Ю. В. Тихонравов (Тихонравов, 1998, с.6). По мнению В. В. Знакова, предметом экзистенциальной психологии являются такие глобальные проблемы, как жизнь и смерть человека, свобода и детерминизм, моральный выбор и ответственность, общение и одиночество, смысл и бессмысленность, абсурдность существования (Знаков, 2001, с. 14). Д. А. Леонтьев говорит о том, что «фактически экзистенциальная психология является психологией? само детерминируемой личности ... под углом зрения объекта и предметной области, экзистенциальная психология предстает как психология взаимоотношений человека с жизненным миром, взятым как целое» (Леонтьев, 20016, с.5). А. Джиорджи считает, что «главной программой экзистенциальной психологии стало придание жизненному опыту со всеми его

сложностями и во всех его конкретных проявлениях статуса легитимного предмета изучения психологии» (Джиорджи, 2003, с.1003), а согласно П. Вонг (Wong, 2004, p.l), экзистенциальная психология есть зрелая позитивная психология того, как остаться самим собой и достойно жить и умереть в напряженном пространстве конфликтов, пронизывающих человеческое существование — борьбы добра и зла, надежды и отчаяния, любви и ненависти, мужества и неуверенности в себе, стремления к свободе и необходимости жить в сообществе.

Наряду с неоднозначностью представлений о предмете экзистенциальной психологии можно встретить и разные мнения об области ее применения. Например, Д. А. Леонтьев полагает, что «экзистенциальная, психология особенно необходима в двух крайних случаях — в трагических ситуациях, перед лицом смерти, невосполнимой потери, разрушения личности, и в ситуации самотрансценденции - выхода личности за свои пределы, стремления вверх, к безграничному развитию, не вызванному никакой житейской необходимостью и потому необъяснимому» (Леонтьев, 2001, с.6), тогда как с точки зрения П. Вонг «экзистенциальная психология должна стать практической психологией каждого дня» (Wong, 2004, p.l).

Отсутствие конкретности в определении предмета экзистенциальной психологии, на наш взгляд, связано со спецификой самого понятия «экзистенция». Если выделить основные элементы его философских описаний - отношение к самому себе и одновременно к иному, необъективируемое свободное бытие человека, способ бытия человека как личности, глубинная сердцевина человека - то можно соотнести приведенные выше варианты определения предмета экзистенциальной психологии с тем или иным аспектом философских описаний.

Наибольшие затруднения при определении предмета, с нашей точки зрения, связаны с тем, что экзистенция - это не то, что человек «имеет», но то, что он в своей глубинной сердцевине «есть». Как «свободное бытие», экзистенция не может быть зафиксирована и опредмечена, она не имеет физической субстанции и поэтому не наблюдаема. Человек не способен сделать себя как экзистенцию объектом собственного рассмотрения, не переставая быть субъектом - субъект представляет собой «место», из которого наблюдают, но там, где находится это место, не может быть предмета. В. Франки в этой связи ссылается на древнеиндийские Веды: «То, что видит, не может быть увиденным; то, что слышит, не может быть услышанным; то, что думает, о том нельзя думать» (Ргапк1, 1979, 8.24). И поэтому, вероятно, следует говорить не о предмете экзистенциальной психологии, а лишь о предметной области, которую мы можем обозначить следующим образом: экзистенциальная психология рассматривает человека как возвышающегося над биологическими заданностями и влиянием социума; человека как субъекта собственной жизни, способного принимать свободные и ответственные решения; человека, который во все времена и во всех культурах стоит перед одними и теми же «вечными вопросами», или «предельными данностями» бытия.

Общие методологические принципы экзистенциальной психотерапии

В самом общем виде цель экзистенциальной терапии можно сформулировать как содействие в достижении аутентичности, или подлинности - в достижение соответствия бытия человека некоторым характеристикам, которые тот или иной автор полагает присущими экзистенции. Такими характеристиками могут считаться реализация способности принимать свободные решения и нести за них ответственность, открытость миру, следование голосу совести, жизнь с чувством внутреннего согласия.

Специфика экзистенции, состоящая в необъективируемости, единичности и неповторимости, свободе от какого-либо принуждения извне, очевидно, нуждается в такой методологии психотерапии, которая в полной мере соответствовала бы этим особенностям. Если воспользоваться классификацией К. Ясперса, то экзистенциальную психотерапию можно отнести к «понимающей» терапии, принципиально отличающейся от психотерапии «объясняющей». Объясняющий подход сводит каждый конкретный случай к некоторой общей теории или закономерности так, что субъектность человека исчезает: человек рассматривается как объект и редуцируется к совокупности тех или иных психических процессов, физиологических или социальных функций. Понимающий подход, напротив, видит в человеке свободного субъекта и стремится постичь субъективный и каждый раз уникальный смысл переживаний и суждений конкретного человека. Согласно понимающей психотерапии, «ни консультант, ни терапевт не смогут достичь успеха, если не поймут дилемму пациента с точки зрения самого пациента», поскольку «миллионы смертных будут переживать затруднительные положения миллионами способов» (Олпорт, 2002, с.449).

Базисом методологии экзистенциальной терапии, с нашей точки зрения, являются феноменология и диалог.

В психотерапевтической практике феноменология используется как метод постижения субъективных смыслов пациента, как метод понимания того, как сам пациент переживает себя и свою жизненную ситуацию. Феноменологический метод, или феноменологическая установка понимания, может быть лучше описана в сравнении с другими герменевтическими парадигмами психотерапии: интерпретативной, естественнонаучной и системной.

Интерпретативная герменевтика характерна для различных направлений глубинной психологии. Здесь для того, чтобы понять поведение, мышление и переживания человека, необходимо, отказавшись от непосредственно данного, объяснять их с помощью определенных, не связанных с опытом схем. Ключом к пониманию являются положения той или иной теории глубинной психологии. Практически любой содержательный элемент опыта пациента становится символом чего-то иного, в ортодоксальном психоанализе это «иное» есть сексуальность. Например, пациент рассказывает сон, элементами которого выступают сигара или бананы. Стандартная психоаналитическая интерпретация: сигара и бананы символизируют вытесненные фаллические желания, значит, психодинамика данного пациента получила фиксацию на фаллической стадии развития — следовательно, нужно анализировать эдипову ситуацию, так как теория говорит, что если кому-либо снится подобное, следует в первую очередь разбирать его отношения с матерью. Психоаналитик, таким образом, постоянно находится в позиции подозревающего, потому что считает: то, о чем сообщает пациент, всегда представляет собой попытку скрыть нечто совсем другое, о чем речь идет «на самом деле». В этой связи психоанализ можно рассматривать как метод просвещения, который полагает, что как только пациент придет к осознанию бессознательных детерминант своего поведения и переживет ранее подавляемые чувства, болезненная симптоматика исчезнет сама собой.

Похожие диссертации на Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ