Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Гришенина Юлия Алексеевна

Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов
<
Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гришенина Юлия Алексеевна. Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Гришенина Юлия Алексеевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Рязань, 2009.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/181

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА КАК ФЕНОМЕНА СОЗНАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТА ГОВОРЕНИЯ В РЕЧИ

1.1. Специфика отражения человеком окружающей действительности 12

1.2. Психологическое содержание образа мира человека 22

1.3. Проявления особенностей субъекта говорения в речевой деятельности 42

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА МИРА РОССИЙСКИХ, ИНДИЙСКИХ И АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ

2.1. Национальные особенности ценностного сознания как компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов 66

2.2. Этнокультурные особенности смысложизненных ориентации российских, индийских

и африканских студентов 87

Глава 3. ПРОЯВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА МИРА РОССИЙСКИХ, ИНДИЙСКИХ И АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В ТЕКСТЕ КАК ПРОДУКТЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Проявления национальных особенностей ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов в лингвистических характеристиках текстов как продуктов их речевой деятельности 102

3.2. Представленность национальных особенностей ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов в психологических компонентах речевых действий 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 163

ПРИЛОЖЕНИЯ 181

Введение к работе

Актуальность исследования. В центре внимания современной психологической науки находятся вопросы о природе личности, о факторах, определяющих развитие субъекта, его поведение, а также о внутреннем мире человека. При этом основной остается проблема отражения в сознании, познания и понимания личностью окружающей действительности, которая, несмотря на глубину предлагаемых концепций и активно расширяющиеся научные поиски, до сих пор не имеет окончательного решения и относится к числу постоянно актуальных и наиболее сложных.

Как известно, одной из базовых характеристик сознания человека является его способность не только отражать действительность, но и порождать особую субъективную реальность интерпретации мира [Королёва 2006] - «образ мира», под которым понимается порождаемая человеком и постоянно развивающаяся в процессе формирования сознания целостная многоуровневая система интегрированных явлений реальности, обусловленная его принадлежностью к определенной культуре, в которой находят отражение накопленный опыт людей, выработанные ими правила и образцы межличностного поведения и самовыражения, образ жизни, а также культурные традиции.

Исследование особенностей национального сознания, в частности особенностей интерпретации окружающей действительности теми или иными народами, в которых отражается мировоззрение той или иной этнической общности, представляет особый интерес в связи с нарастающим напряжением межэтнических отношений в современном мире.

При этом реализация целостного мироотношения конкретным обществом предполагает выработку и усвоение системы значений на основе ценностей, которые являются базой для формирования системы личностных смыслов.

На становление и развитие образа мира в сознании большое влияние
оказывают знаковые языковые системы, которые, опосредуя процессы
взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, воздействуют
на формирование языкового сознания и речевого поведения языковой
личности. К настоящему времени исследованы проявления в речи
особенностей возраста, образования, эмоциональной, мотивационной и
интеллектуальной сфер языковых личностей, частных (замкнутость,
озабоченность, осмотрительность, принципиальность, властность) или более
общих личностных характеристик (экстраверсии-интроверсии,

экстернальности-интернальности, различных типов саморегуляции психической активности), однако ценностно-смысловая составляющая образа мира до сих пор не была предметом специального изучения.

Проблема исследования заключается в том, что пока ещё малоизученными остаются национальные особенности сознания, в том числе сознания языкового, представителей России, Индии и Африки, которые в течение столетий привлекают внимание ученых. А кроме того, недостаточно используются возможности речевой диагностики этнокультурных особенностей в структуре сознания личности.

Объектом исследования является ценностно-смысловой компонент образа мира и речевая деятельность студентов.

Предмет исследования — национальные особенности ценностно-смыслового компонента образа мира и текста как продукта речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов.

Цель исследования - выявить национальные особенности ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов и их проявления в тексте как продукте речевой деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Сознание российских, индийских и африканских студентов, обладая способностью к активному конструированию образа мира, определяется системой ценностей и смыслов, которая обусловливается их

жизненным опытом, системой социальных связей и принадлежностью к определенной культуре.

2. Национальные особенности ценностно-смыслового компонента образа мира студентов проявляются в лингвистических и психологических характеристиках текста как продукта речевой деятельности.

В соответствии с поставленной целью и сформулированными гипотезами в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1) провести теоретический анализ исследований психологического
содержания образа мира личности и проявлений субъекта говорения в
речевой деятельности;

2) выявить национальные особенности системы ценностей
российских, индийских и африканских студентов;

3) проанализировать смысложизненные ориентации российских,
индийских и африканских студентов как характеристики их образа мира;

  1. установить выраженность национальных особенностей ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов в лингвистических характеристиках текста как продукта их речевой деятельности;

  2. определить проявления национальных особенностей ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов в психологических компонентах речевых действий.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили основные положения культурно-исторического и деятельностного подходов к исследованию сознания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконии, В.В. Давыдов и др.); принципы системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Э.А. Голубева, А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, А.В. Петровский, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельдштейн и др.); концепции образа мира (А.Н. Леонтьев, ЕЛО. Артемьева, В.В. Петухов,

С.Д. Смирнов, В.П. Серкин, Е.А. Климов и др.); труды специалистов по этнопсихологии (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Ирхин, И.С. Кон, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, А.А. Леонтьев, СВ. Лурье, В.Ф. Петренко, Е.Н. Резников, Т.Г. Стефаненко и др.); концепция целостного изучения проявлений личности и её свойств в речи (Н.А. Фомина).

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что

в результате теоретического анализа исследований психологического содержания образа мира как феномена сознания в качестве основных его структурных составляющих выделены ценностный и смысловой компоненты, которые опосредуются национальной спецификой процесса социализации;

определены национально-культурные особенности ценностного сознания российского, индийского и африканского этносов: при общей приверженности российских, индийских и африканских студентов общечеловеческим, личностио значимым ценностям, они по-разному относятся к ценностям когнитивного, экзистенциального и духовного характера, составляющим основу общественного сознания;

выявлены национальные особенности системы смыслов
российских, индийских и африканских студентов, проявляющиеся в
различном отношении к временным показателям осмысленности жизни и
локусу контроля (при сходных осмысленности целей, контроле за своей
жизнью и общем уровне осмысленности жизни); различных факторах,
влияющих на общую осмысленность их жизни, а также в отношении к
экзистенциальному, гедонистическому, статусному, коммуникативному,
семейному и когнитивному смыслам;

показаны возможности речевой диагностики
этнопсихологической специфики сознания, в частности ценностных и
смысловых образований личности российских, индийских и африканских
студентов по их речи (лингвистическим характеристикам текста как

продукта речевой деятельности и психологическим компонентам речевых действий).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что осуществленное в ней исследование этнокультурной специфики сознания, в частности ценностных и смысловых образований образа мира как его составляющих, и продуктов речевой деятельности представителей России, Индии и Африки вносит вклад в расширение имеющихся научных представлений о сознании, и языковом сознании в том числе, образе мира человека, о возможностях речевой диагностики личности, её индивидуальных и национальных особенностей.

Кроме того, полученные в диссертации данные развивают концепцию целостного изучения проявлений личности в речи Н.А. Фоминой, демонстрируя возможности использования речевой деятельности ' для диагностики национальных языковых и психологических особенностей представителей различных этносов.

Практическая ценность исследования состоит в том, что его теоретические положения и эмпирические данные могут быть использованы специалистами в социально-психологических, кросс-культурных и междисциплинарных исследованиях по изучению национальных особенностей сознания; прогнозирования социально-культурного развития различных этносов и формирования позитивных межнациональных отношений.

Материалы диссертации могут быть использованы также в учебных курсах по этнопсихологии, общей психологии, психологии речи, психологии личности, психолингвистике или стать основой для разработки спецкурсов по проблемам сознания и ценностно-смысловой сферы личности.

Кроме того, учет представленных в работе общих и этнокультурных особенностей ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов, которые находят отражение в их

речевой деятельности, поможет преподавателям в практическом осуществлении индивидуального подхода в их обучении и воспитании.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2004 — 2006 гг.) анализировалась научная литература по проблеме исследования и определялись основные теоретические положения диссертационной работы; формулировался методологический аппарат, составлялась программа экспериментального исследования, определялись и осваивались методики.

На втором этапе (2006 - 2007 гг.) были исследованы особенности ценностных ориентации и смысловой сферы российских, индийских и африканских студентов.

На третьем этапе (2007 - 2008 гг.) был осуществлен анализ выраженности национальных особенностей ценностно-смыслового компонента образа мира студентов в лингвистических и психологических характеристиках их речевой деятельности.

Методы и методики исследования. В диссертационной работе
использовались методика ценностных ориентации М. Рокича; методика
исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова; тест
смысложизненных ориентации Д-А. Леонтьева; методика

поликомпонентиого многоуровневого анализа текста Н.А. Фоминой.

Результаты исследования обрабатывались с помощью статистических методов: t-критерия Стыодента, критерия Пирсона хи-квадрат, F-критерия Фишера, кластерного анализа, многомерного шкалирования, линейных уравнений множественной регрессии (с использованием пакетов Statistica for Windows 6.0, STADIA SPSS for Windows 13.0).

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются исходными теоретико-методологическими основами, репрезентативностью выборки, использованием адекватных целям и задачам исследования методов и

конкретных методик, а также использованием различных методов статистической обработки полученных данных. Положения, выносимые на защиту:

  1. Образ мира российских, индийских и африканских студентов как система интегрированных явлений реальности, являясь проявлением их сознания, определяется системой ценностей и смыслов и обуславливается принадлежностью к определенной культуре.

  2. Ценностное сознание российских студентов определяется группой ценностей личной жизни, самореализации, социальной активности и социальных достижений, индийских - личностно-значимыми и утилитарно-практическими, духовными и нравственными ценностями, а африканских — личностно значимыми, эстетическими, гностическими и экзистенциальными ценностями и ценностью самореализации.

  3. В системе личностных смыслов российских студентов высокая общая осмысленность жизни в целом и осмысленность всех её составляющих, индийских - высокая степень осознания своих жизненных целей и устойчивая положительная оценка прожитой жизни, африканских — значительная осмысленность будущего, достаточно осознанный контроль за своей жизнью при средней удовлетворенности процессом, эмоциональной насыщенностью, результативностью текущей жизни и самореализацией. Для россиян наиболее важен семейный, индийцев — статусный, а африканцев -экзистенциальный смыслы, что определяется их национальным сознанием.

4. Образ мира как совокупность ценностных и смысловых
образований личности российских, индийских и африканских студентов
проявляется в лингвистических характеристиках их речевой деятельности.
Менее объемные тексты российских студентов наиболее связны, с
множеством пространственно-временных, причинных категорий и
отношений признака, в них часты повторы и минимум смысловых категорий
условия. Тексты индийских студентов отличаются большей лексической
насыщенностью, частым использованием категорий Цели при

незначительном количестве категорий пространства, а африканских — наибольшим объемом, вниманием к смысловым отношениям условия при игнорировании отношений признака.

5. Национальными особенностями психологических характеристик речевых действий россиян можно считать большие эмоциональность, коммуникативную ориентированность и речевой самоконтроль при меньшей оригинальности и максимальном среди всех групп количестве нарушений логичности и целостности текстов; индийцев - высокую социоцентрическую направленность мотивации, наибольшую склонность к проявлениям силы воли, планомерности действий и их анализу, а также минимальное количество форм сослагательного наклонения глаголов; африканцев — наибольшие оригинальность, логичность и последовательность при невысокой эмоциональности и минимальном использовании форм повелительного наклонения.

Эмпирическая база исследования. Исследование, в котором принимали участие 75 российских, 40 индийских и 40 африканских студентов 1-ого курса в возрасте от 18 до 20 лет, проводилось на базе Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина; кафедры латинского языка и русского языка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, а также докладывались на международных («Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», г.Рязань, 2007г.; «Язык и коммуникация в контексте культуры», г.Рязань, 2007г.; «Письмо И.П. Павлова к молодежи - духовно-нравственный ориентир современной науки и образования», г.Рязань, 2008г.; «Актуальные проблемы психолингвистики», Украина,

2006г., 2007г., 2008г.; «Язык. - Сознание. - Культура. - Социум», г.Саратов, 2008г.); межрегиональных («Проблемы развития личности», г.Рязань, 2004г., 2006г.; «Проблемы формирования личности в современном обществе», г.Рязань, 2005г.); межвузовских («Личность в межкультурном пространстве», г.Москва, 2005г.; «Философский, психологический и педагогический аспекты рефлекса цели в контексте психологии безопасности», г.Рязань, 2007г.) и Всероссийской («Россия XXI века: пути и перспективы развития», г.Москва, 2007г.) научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (210 наименований) и 23 приложений. Объём диссертации составляет 180 страниц.

По теме диссертации опубликовано 16 работ

Специфика отражения человеком окружающей действительности

В последние десятилетия наметилось изменение парадигмы гуманитарного знания в сторону антропоцентризма и на стыке существующих наук начали формироваться новые исследовательские области, направленные на изучение человека в многообразии его взаимоотношений с окружающим миром.

Для обеспечения стабильности своей жизнедеятельности человек, проявляя себя как разумное существо, стремится осознать себя как часть мира и сам мир.

Осуществляя мироопределение, человек активно и пассивно, рационально и иррационально получает, усваивает и обобщает разнородную информацию о природных, социальных и духовных явлениях многореального мира, обнаруживает и раздвигает собственные горизонты мировидения, непрерывно переструктурирует совокупность своих представлений о том, каков есть мир на самом деле [Беляев 2004]. Представление предметного и социального мира составляет основу психической (сознательной) жизни и деятельности субъекта: весь окружающий субъекта мир должен стать для него целостной психической реальностью, т.е. должен быть открыт, представлен ему определенным образом [Петухов 1984]. Проблема построения человеком субъективной реальности ставится в прямую зависимость с одной из фундаментальных способностей человека отражать окружающую действительность, т.е. «вычерпывать» содержание из окружающей действительности и насыщать им всю психику [Брушлинский 1996; Рубинштейн 1997]. Поэтому анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологической науки.

При этом контекст рассмотрения проблемы о внутренних закономерностях организации мировосприятия современного человека неизбежно связан с поиском ответов на вопросы о сущности самого человека, о специфических чертах, присущих человеку и выделяющих его в этом мире, и о природе познания человеком окружающей действительности.

Определенность мироотношения находит свое концентрированное выражение в устремленности индивидуума к приданию человекоразмерности всему, что его окружает и что воспринимается им как «весь Мир» [Беляев 2004]. Особую роль в определении специфически человеческого играет способность субъекта надстраивать над природой свой рукотворный мир и в процессе преобразования мира создавать новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия существования, которые не даны ему природой в готовом виде.

Мир раскрывается человеку посредством структур, которые образуют единое пространство человеческого бытия, включающее в себя весь субъективный опыт в синтезе с интериоризированным и трансформированным социокультурным опытом, центром которого выступает сознание личности в совокупности с самосознанием.

Национальные особенности ценностного сознания как компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов

Согласно концепции М. Рокича, феномен ценности оказывает непосредственное влияние на поведение и установки индивидов как членов общества, поэтому категория ценности является важнейшей в контексте социальных наук [Rockeach 1979].

Он различает два класса ценностей: терминальные (ценности-цели), определяемые как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные (ценности-средства), в которых запечатлены одобряемые в данном обществе средства достижения целей и которые рассматриваются как определенные свойства, черты характера людей, имеющие широкое распространение в этнической общности. Ценности-цели, являясь стратегическими в плане их формирования и распространения среди этнической общности, представляют собой ядро, сущностную характеристику ценностно-ориентационных устремлений этнической группы, фиксируют реально существующие важные, значимые, эмоционально привлекательные и смыслообразующие ценности в жизнедеятельности народа и сосредоточивают перспективу развития подавляющего большинства его представителей [Резников 2006: 211]. Инструментальные ценности представляют собой убеждения в том, что определенный образ действий с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

К терминальным ценностям относятся активная деятельная жизнь; жизненная мудрость; здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; общественное признание; познание; продуктивная жизнь; развитие; развлечения; свобода; счастливая семейная жизнь; счастье других; творчество и уверенность в себе; к инструментальным — аккуратность; воспитанность; высокие запросы; жизнерадостность; исполнительность; независимость; непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность; ответственность; рационализм; самоконтроль; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; твердая воля; терпимость; широта взглядов; честность; эффективность в делах и чуткость.

Структура ценностных ориентации использовалась студентов исследовалась с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, которая хорошо известна и широко используется для выявления национальных особенностей ценностных ориентации этнических обществ (Е.В. Багреева, 2002; Ю.К. Бутринова, 2002; В.М. Бызова, 1998; Э.Э. Кибизова, 1999; Н.В. Колиогло, 2003; Е.Н. Резников 2002,2003, 2006; В.А. Садов, 2003, Н.А. Товуу, 2002; Н.П. Фетискин, 2003; В.А. Ядов, 1979). По мнению Е.Н. Резникова, эта методика достаточно проста и удобна для выявления ценностных ориентации разных народов, в частности терминальных ценностей, в которых отражены жизненно важные явления жизнедеятельности многих этносов, свойственные подавляющему большинству их представителей [Резников 2006: 208].

Студентам предъявлялись два списка ценностей, которым они присваивали ранговые номера в зависимости от их значимости в их жизнедеятельности (Приложение 1).

Нами была проанализирована типология ценностей по их месту в статусно - иерархической структуре ценностного сознания членов российского, индийского и африканского обществ.

Проявления национальных особенностей ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов в лингвистических характеристиках текстов как продуктов их речевой деятельности

Методика целостного, многомерно-функционального анализа речевой деятельности, точнее, текста как ее продукта, позволяющая раскрыть речевую деятельность в ее основных чертах, связях и отношениях, выявить ее структуру и механизмы регуляции, а также дающая возможность более полной и глубокой характеристики индивидуальности субъекта речевой деятельности, была разработана Н.А. Фоминой на базе теоретического положения А.И. Крупнова о поликомпонентной, многомерно-функциональной организации актов поведения и деятельности человека.

По мнению А.И. Крупнова, единицей анализа индивидуальных проявлений личности человека могут служить конкретные акты поведения и деятельности - действия, представляющие собой системные, многопризнаковые (поликомпонентные) образования, которые включают в себя функциональное единство мотивационных, эмоциональных, когнитивных, операциональных, регуляторных и результативных характеристик, составляющих его внутреннюю природу и общепсихологическую структуру [Крупнов 1990: 3-5].

Динамику и характер всех видов деятельности определяет мотив, который вместе с целью образует своего рода "вектор" деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор, являясь высшим регулятором деятельности, выступает в роли системообразующего фактора, который определенным образом организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности [Ломов 1984: 206]. Деятельность всегда предметна и мотивированна -непредметной, немотивированной деятельности не существует [Зимняя 1989: 79].

Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности [Рубинштейн 1957: 255], да и само психическое как процесс есть нечто динамическое [Брушлинский 1982: 3]. Каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели, в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение [Леонтьев 1969: 26]. Эта динамическая система представляет собой операциональный механизм деятельности.

Похожие диссертации на Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов