Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Панов Дмитрий Александрович

Личность как субъект предметно-пространственной среды дома
<
Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Личность как субъект предметно-пространственной среды дома Личность как субъект предметно-пространственной среды дома
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Панов Дмитрий Александрович. Личность как субъект предметно-пространственной среды дома : 19.00.01 Панов, Дмитрий Александрович Личность как субъект предметно-пространственной среды дома (Дизайнер и пользователь) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Краснодар, 2005 221 с. РГБ ОД, 61:06-19/105

Содержание к диссертации

Введение

1 ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СРЕДООБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Средовая идентификация личности в контексте субъектного подхода 18

1.1.1 Субъектный подход в психологии: анализ работ предшественников и современное состояние 18

1.1.2 Средовые потребности и средовая идентичность личности 30

1.1.3 Средообразование как самоактуализация личности 38

1.2 Личностный фактор в психологии среды 44

1.2.1 Теория, феноменология, методология психологии среды 47

1.2.1.1 Возникновение психологии среды и основные направления исследований 48

1.2.2 Взаимосвязь средового и субъектного подходов в изучении личности 61

1.3 Дизайн как процесс и явление: психологический аспект 67

1.3.1 Дизайн как результат синтеза техническо-объективного и семантико-субъективного научного знания 67

1.3.2 Историко-культурные закономерности стилей средового дизайна как предметное отражение быстро меняющегося мира 70

1.3.3 Социально-экономическая роль дизайна как объективный аспект депривирующих эффектов воздействия социо-культурных обстоятельств на индивидуальное бытие личности 73

1.3.4 Дизайн-проектирование и наука «гармонии и меры» как теоретическое основание интерпретации аутентичного личности предметно-пространственного окружения 79

Выводы по главе 1 87

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, ПРОЦЕДУР И МЕТОДИК ИССЛЕДОВНИЯ 91

2.1 Стандартные опросные процедуры 92

2.2 Исследования с участием групп студентов художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна (ХГФиФАД) 94

2.3 Исследования с участием пользователей предметно- пространственной среды (людей, не имеющих отношения к профессиональному средообразованию) 95

2.4 Смешанные исследования с участием профессионалов средообразования (действующие средовые дизайнеры) и непрофессионалов (пользователей) 98

2.4.1 Системный опрос пользователей различных возрастных групп и профессий 98

2.4.2 Системный опрос работающих дизайнеров средового дизайна 101

2.4.3 Активизация обсуждений проблем взаимодействия дизайнера с заказчиком на двух специализированных форумах дизайнеров 103

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ИХИНТЕРПРЕЦИЯ 105

3.1 Результаты исследований психологической репрезентации приватной предметно-пространственной среды (ППС) 105

3.1.1 Подтверждение актуальности и конкретизация проблем исследования субъекта ППС 105

3.1.2 Психологическая репрезентация понятия «дом» субъектами средообразования и доминирующие сенсоры восприятия 109

3.1.3 Выявленная феноменология средовой идентификации 113

3.2 Анализ психологических особенностей профессиональных субъектов средообразования (дизайнеров) и субъектов-пользователей ППС 116

3.2.1 Интерпретация исследований профессионально ориентированных субъектов предметно-пространственного средообразования 117

3.2.1.1 Психологические отличия студентов, профориентированных на работу в области дизайна, от студентов-«художников» 117

3.2.1.2 Динамика личностных особенностей субъектов, ориентированных на работу в области дизайна, в процессе профессионального становления 121

3.2.2 Сравнение психологических особенностей профессионально ориентированных субъектов средообразования (дизайнеров) и субъектов-пользователей первичной ППС 132

3.2.2.1 Анализ исследований психологических особенностей личности профессиональных субъектов средообразования (дизайнеров) и субъектов-пользователей ППС 132

3.2.2.2 Психологическая репрезентация стилей интерьера субъектов производственного и потребительского средообразования ППС 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

БИБЛИОГРАФИЯ 160

Введение к работе

Рассматривая средообразование как основополагающий фактор аутентичности бытия и самореализации личности (З.И. Рябикина, Г.М. Андреева, Ю.Г. Па-нюкова), ученые приходят к выводам, что процессы, связанные с этим преобразованием, реализуются не отдельным человеком, а по сути своей являются общественными (В.И. Пузанов). Среда (техносфера) структурирована и отделена от сути человека (М. Хейдметс).

Люди теряют свою индивидуальность, с каждым годом крепнет барьер, отделяющий человека от полноценного взаимодействия со средой, миром. Приверженцы субъектного подхода (К.А. Абульханова, Б.С. Братусь, А.В. Брушлин-ский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина) обеспокоены общественными процессами, которые не способствуют аутентичности, тождественности отдельного человека (субъекта) с окружающим миром. В попытке предложить конструкт, позволяющий объективировать субъективное, перечисленные психологи предлагают использовать категорию «бытийные пространства». Важным методическим шагом является включение транзакциональной парадигмы, разработанной американскими психологами среды (I. Altman, К.Н. Craik, G. Moore, G. Winkel и др.), в контекст психологии личности. З.И. Рябикина, осуществив этот научный прием, актуализировала научное рассмотрение предметно-пространственного параметра бытийных пространств, изучаемых субъектным подходом как методом получения научного знания в психологии личности.

Анализируя различные аспекты жилой среды человека с позиции ее соответствия иерархии реализуемых личностью потребностей, можно заключить устойчивые связи характеристик жилой среды (дома, квартиры) не только с базовыми, но и с самыми высшими потребностями. Например, с потребностью в самореализации (А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Э. Эриксон). Средообразование есть преобразование субъектом предметно-пространственной среды (далее ППС) дома (квартиры), этот процесс рассматривается как деятельность субъекта, в которой он реализует свойственную ему потребность в самореализации (Г.М. Андреева, А.В. Бурмистрова, З.И. Рябикина). При этом объекты дизайна и характер их преобразования в процессе реализации дизайн-проектов нельзя рассматривать вне традиций, обычаев, социальной символики, присущих конкретному социуму, поскольку личностный смысл совершаемых средовых преобразований всегда обусловлен социальным, культурно-историческим контекстом, субъектом которого является этнически определенный социум (Е.Б. Му-рина, В.И. Пузанов). Таким образом, осуществляя исследование в области психологических проблем конкретного человека как субъекта ППС, следует учитывать, что по своим задачам оно интердисциплинарно (В.И. Вернадский, Э.С. Кульпин).

В данном исследовании усилия сосредоточены на изучении ППС (Г.М. Андреева, Р. Баркер, В. Иттельсон, З.И. Рябикина, Э. Холл, К. Холахан, Х.Э. Штейнбах и В.И. Еленский), в которой (как в одном из бытийных пространств личности) воплощены результаты активности субъекта. Моделирование ППС получило в современном дискурсе обозначение «дизайн». Проблемы дизайна рассматриваются в исследовании в контексте различных отмечаемых практиками и научным сообществом тенденций. Эта тема представляется актуальной с экономической точки зрения в масштабах страны, активно строящей жилье для своих граждан, но в то же время она актуальна с психологической точки зрения для каждого человека, реализующего свою индивидуальную жизнедеятельность в стенах определенным образом организованного жилища (Г.М. Андреева, Ю.Г. Панюкова и др.).

Дизайн рассматривается как показатель и детерминант новых отношений в обществе (Д. Кантор). Так как он связан с рынком, промышленностью, материальными ресурсами, - он имеет высокий динамизм развития и тесную связь с современными цивилизационными процессами. Общественные науки следуют за такими «первичными» процессами в обществе и сохраняют свою актуальность, если им удается сохранить теоретическую и методическую гибкость (В.И. Вернадский, В.И. Пузанов и др.). Именно поэтому в данном исследовании в русле проблем психологии личности рассматриваются дизайн и все его след ствия и сопутствующие обстоятельства: экономические, закономерности развития истории искусств, техническая эстетика, специфика развития традиций сре-дообразования и ее концентрированные показатели (знак, символ), которые находят отражение в архетипе познавательных, ценностно-эстетических, поведенческих качеств индивида (исследования К.Г. Юнга, Р. Соммера, «когнитивная карта» К.Линча). Основой же является личностная идентификация, которая проявляется в данной работе в разных ключах «Образа-Я»: в социальной (Э. Берне, Дж. Тернер, Г. Тэджфел, Э. Эриксон) и предметно-пространственной среде (Г.М. Андреева, А.В. Бурмистрова, О. Ньюман, З.И. Рябикина и др.), в реализации.профессиональных (дизайнеры) и потребительских (пользователи) потребностей, которые осуществляются в процессе выполнения дизайн-проекта и использования объекта дизайна (пользователь-дизайнер как субъекты потребления и производства среды). То есть речь идет о проблеме формирования субъектности (С.Л. Рубинштейн и др.) и разработки вопросов психологической поддержки, целью которой является содействие развитию личности по пути самоактуализации (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский).

Жилую среду формируют дизайнеры, помещая пользователей в эту среду. Поэтому в качестве самостоятельной задачи предпринятого исследования выделяется проблема взаимодействия двух субъектов среды - дизайнера и клиента (пользователя ППС).

Средообразование происходит по инициативе и при постоянном взаимодействии обеих сторон. Сложность взаимодействия определяется тем, что при таком активном сотворчестве (обусловленном характеристиками частного жизненного пространства пользователя и уровнем профессиональной компетентности дизайнера) нужно выйти на согласованный результат, устраивающий обе стороны. Для этого дизайнер должен адекватно представлять запросы клиента. Как правильно понять этот запрос? Можно ли быть уверенным, что описание клиентом желаемого дизайна (дома, квартиры, комнаты) после реализации проекта действительно даст ему чувство удовлетворения? Практика показывает, что согласованный проект нередко после его воплощения вызывает у клиента чувство неудовлетворенности и разочарования. Подобными вопросами депри-вирующих эффектов предметно-пространственной среды на психологическое состояние человека занимались, в основном, зарубежные психологи: К. Хола-хан, Э. Холл (проксемика) и др. В ходе исследований применялись разработанные американскими психологами методы РОЕ (исследования объектов средо-вого дизайна, сданных в эксплуатацию), методы PDR (исследования, проводящиеся до непосредственного строительства объектов средового дизайна) и др.

Актуальность настоящей работы обусловлена коренными изменениями отношений в нашем обществе и, соответственно, на рынке дизайна среды и архитектуры. Наступил период адресного (индивидуального, контекстуального) проектирования, которое особенно актуально для оформления рекреационной, приватной среды. Быстро изменяющийся мир обнажает массу проблем, связанных с базовым аспектом существования человека - средообразованием. Отсутствует системная проработка взаимодействий средового дизайнера и заказчика, существует недостаточная теоретизация социо-физической среды, недостаточное осмысление средовых потребностей современного человека.

В настоящее время быстро изменяющийся мир, связи нового качества оставляют позади общественные науки, поскольку суммированные в них знания теряют актуальность. Научные представления необходимо обновлять, объединяя междисциплинарный опыт, а главное - стремиться породнить интердисциплинарную теорию и практику (В.И. Вернадский и др.).

Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется, прежде всего, практическим запросом нашего времени, а также необходимостью научного переосмысления имеющихся теоретических подходов к проблеме средообразования как определяющего фактора аутентичного/неаутентичного бытия личности. Предметно-пространственный аспект бытийных пространств субъекта является первичным и наиболее очевидным, но он не достаточно психологически осмыслен. Среди малочисленных отечественных авторов, изучающих ППС как аспект бытийных пространств субъекта можно назвать А.В. Бурмистрову и З.И. Рябикину. На проблему личной идентичности с ППС дома обратила внимание Г.М. Андреева. Нет психологических исследований, обращенных к проблемам взаимодействия субъектов производства и потребления приватной предметно-пространственной среды. Знание того, что современное средообразование контролируется индустрией, а жизненное пространство все чаще называют «техносферой», «искусственной средой» заставляет обратить внимание на феномен производства и потребления жилой среды. В обсуждениях эмпирически подтвержденных фактов того, что жилая среда первична (И. Альтман), выступает основой личностной идентичности с окружающим миром (Г.М. Андреева), остается в стороне факт того, что речь идет об актах потребления этих общественно организованных сред (через индустрию дизайна). Таким образом, формирование предметно-пространственной среды современного человека обусловлено деятельностью дизайнеров, которые являются субъектами производства общественно потребляемой среды. Процесс производства и потребления первичной среды субъекта, выступающей в роли одного из ключевых показателей аутентичного бытия человека, совершенно не изучен

Интеграция дизайна среды и психологии личности позволяет формировать интердисциплинарный средовой подход как метод получения научного знания, и выполняет этот научный заказ.

Цель исследования - выявить личностные особенности субъекта профессионального средообразования (дизайнера) и различия в «образе дома» дизайнера и пользователя (потенциального клиента).

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие исследовательские задачи:

1. Проанализировать и систематизировать научные представления о личности как субъекте средообразования; для этого раскрыть содержание субъектного и средового подходов в психологии; сформировать категориально-понятийный аппарат, создающий возможности для осмысления и интерпретации исследуемой феноменологии.

2. Разработать исследовательскую программу, подобрать и апробировать психологический инструментарий для изучения личностных особенностей субъектов средообразования и выявления характеристик «образа дома».

3. Выявить психологическое своеобразие профессиональных субъектов средообразования (дизайнеров).

4. Определить характер изменения личностных особенностей профессиональных субъектов средообразования (дизайнеров) в процессе профессионализации.

5. Раскрыть психологическое содержание «образа дома» субъекта-пользователя приватной ППС и его отличие от «образа дома» субъекта-дизайнера.

6. Выявить особенности направленности субъектов профессионального средообразования (дизайнеров) на отношения с клиентом (субъектом-пользователем ППС).

Объектом исследования являются субъекты средообразования (дизайнер и пользователь).

Предметом исследования являются личностные особенности профессиональных субъектов средообразования (дизайнеров) и «образ дома» дизайнера и пользователя (потенциального клиента). Гипотезы исследования

1. Средовые дизайнеры характеризуются личностными психологическими особенностями, отличающими их от других индивидов художественной направленности.

2. В процессе профессионального становления личностные качества дизайнеров изменяются: возрастает уровень креативности, преобладающие у студентов профильных факультетов образное и знаковое мышление в большей мере уравновешиваются предметным мышлением, возрастает направленность на коммуникацию.

3. Направленность субъектов профессионального средообразования (дизайнеров) на воплощение в дизайн-проекте творческого замысла, отражающего их личностное своеобразие, может вступать в противоречие с направленностью пользователей приватной ППС на реализацию потребности в архитектурной средовой идентификации.

4. «Образ дома» в значительной степени определяется личностными смыслами, ценностными и эстетическими переживаниями, обусловленными событийно-биографическими особенностями личности.

Теоретико-методологической основой исследования выступают ведущие идеи гуманистической психологии, изложенные в трудах К. Гольдштейна, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и др., принципиальные позиции личностно ориентированного подхода, изложенные в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и получившие свое развитие в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Д.А. Леонтьева, А.В. Петровского и В.А. Петровского, З.И. Рябикиной и других современных исследователей, основные положения субъектного подхода, отраженные в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, В.В. Знакова и др. Транзакциональная и социо-физическая парадигмы, разработанные американскими психологами среды (I. Altman, К.Н. Craik, G. Moore, G. Winkel и др.), введены З.И. Рябикиной в контекст психологии личности, что позволяет обсуждать предметно-пространственный параметр бытийных пространств личности.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической литературы и литературных источников по проблемам дизайна; тестирование, анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка; количественный и качественный анализ эмпирических данных, собранных в процессе исследования.

В процессе сбора эмпирического материала использовались следующие методики: тест Р.Б. Кеттелла (16 PF), опросник Дж. Холланда, опросник на определение профиля мышления и уровня креативности, модифицированная опрос ная процедура «Двери восприятия» У. Беттса, семантический дифференциал, анкетирование (5 авторских анкет), анализ материалов интернет-конференций.

В исследовании применялись следующие процедуры количественного и качественного анализа: графический анализ, ранжирование, контент-анализ, аналитическое сравнение, анализ единичных случаев.

База исследования. Эмпирическое исследование проводилось в течение двух лет в Кубанском государственном университете, а также с привлечением работников фирм средового дизайна и непрофессионалов средообразования различных возрастных категорий. Контингент респондентов: студенты художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна КубГУ (90 человек); работающие средовые дизайнеры (33 человека); пользователи ГШС, не имеющие отношения к профессиональному средообразованию, различного возраста, пола, различных профессий и социально-материального статуса - 89 человек. Общее количество респондентов, привлеченных к исследованию, составило 212 человек.

Надежность, обоснованность и достоверность научных положений и выводов, представленных в диссертации, обеспечивается организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием апробированных методик, комплексным применением взаимодополняющих диагностических процедур, репрезентативностью выборки, применением адекватных методов обработки и анализа полученных данных, согласованностью результатов эмпирического исследования и теоретической концепции.

Научная новизна исследования заключается в том, что: - С позиции субъектного подхода в психологии эксплицируются принципы средообразования (- направленность личности на самоактуализацию в процессе средообразования; - направленность личности на обретение и поддержку своей идентичности в процессе средообразования; - принцип со-бытия взаимодействующих в процессе средообразования субъектов; - направленность личности на аутентичное бытие в приватной предметно-пространственной среде), что позволяет по-новому определить проблемы личности в ее бытийных пространст вах, позволяя рассматривать транзакции личности с предметно-пространственной средой в контексте проблемы аутентичного/неаутентичного бытия субъекта.

- Установлено, что «образ дома» в меньшей степени обусловлен особенностями сенсорной организации личности и в большей степени событийно-биографическими особенностями ее бытия.

- Показано, что в представлениях субъектов восприятия и оценивания характеристики приватной ППС (дом, квартира) содержательно связаны с психологическими особенностями личности. Различные стили интерьера (классицизм, модерн, эклектика, хай-тек) представлены в сознании субъектов оценивания как различающиеся психологические сущности.

- Теоретически и на материале эмпирического исследования обосновано то, что дом (жилая среда) выступает основой идентификации личности, поэтому предметно-пространственные показатели приватной среды (дом, квартира) определяют аутентичность/неаутентичность ее бытия.

- Выявлены основные противоречия, характеризующие профессиональное становление личности дизайнера, обусловливающие переживаемые в процессе профессионализации проблемы, а также направление в изменениях личностных особенностей:

(а) свойственное личности художественного типа преобладание образного и знакового мышления вступает в противоречие с существующими в процессе создания и воплощения дизайн-проекта физическими ограничениями на преобразование, что предполагает необходимость хорошо развитого предметного мышления;

(б) свойственная личности художественного типа креативность, ориентация на создание проекта, в котором, прежде всего, находит выражение ее творческая натура, на автономность в процессе его создания вступает в противоречие с требованиями профессии, предполагающей активные кон

такты с клиентами, готовность считаться с их представлениями и предпочтениями, поскольку дом (квартира) создается для них.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в обосновании актуальности и эвристичности объединения субъектного и средового подходов для решения задач психологической поддержки личности в приватном (дом, квартира) пространстве ее бытия;

- в рассмотрении личностного фактора как детерминанты восприятия, оценивания и интерпретации приватной предметно-пространственной среды;

- в рассмотрении проблем дизайна приватной предметно-пространственной среды (дом, квартира) с позиции свойственного личности стремления к идентичности и к переживанию аутентичности бытия;

- в осмыслении проблем современного дизайна с позиции гуманистической персонологии и субъектного подхода.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для поддержки личности как субъекта средообразова-ния, при оказании помощи по организации первичной предметно-пространственной среды (дом, квартира) с учетом психологических особенностей пользователей. Разработанные диагностические инструменты могут найти применение в работе дизайнера с клиентом, в консультативной практике. Полученные данные могут использоваться при подготовке учебных курсов по психологии среды, общей и социальной психологии, психологии личности, а так же при проведении занятий с дизайнерами.

Положения, выносимые на защиту:

1. В представлениях субъектов восприятия и оценивания предметно пространственной среды (как дизайнеров, так и пользователей) характеристики приватной ППС (дом, квартира) содержательно связаны с психологическими особенностями живущей в этих условиях личности.

Различные стили интерьера (классицизм, модерн, эклектика, хай-тек) представлены в сознании субъектов восприятия и оценивания предметно-пространственной среды (как дизайнеров, так и пользователей) как различающиеся психологические сущности. Например, классицизм ассоциируется с силой, доминантностью и закрытостью для контактов, интровертированностью.

Восприятие и оценивание предметно-пространственной среды дома (квартиры) в меньшей степени обусловлено особенностями сенсорной организации личности и в большей степени ценностными, эстетическими предпочтениями, основанными на событийно-биографических особенностях ее бытия.

Предметно-пространственная среда дома (квартиры) выступает основой идентификации личности. Она обусловливает формирование как личностной, так и социальной идентичности, а также чувство аутентичночти/неаутентичности бытия.

Субъекты различаются по степени ориентированности на средовую предметно-пространственную идентификацию с приватной ППС. У менее чувствительных к характеристикам приватной ППС субъектов в личностных репрезентациях экзистенциальные ориентации на средовую идентичность менее актуализированы.

Факторы средовой идентичности личности в приватной ППС обусловлены ее прагматичной, эмоциональной и социальной направленностью.

Выбор профессии дизайнера, как правило, делают люди художественного типа, которым свойственно преобладание образного и знакового мышления, что вступает в противоречие с существующими в процессе создания и воплощения дизайн-проекта физическими ограничениями на преобразование. Это противоречие обусловливает изменения, происходящие с личностью дизайнера в процессе профессионализации. Образное и знаковое мышление уравновешиваются развитием предметного мышления.

8. Людям художественного типа, выбирающим работу дизайнера в качестве своей профессиональной деятельности, свойственна ориентация на создание творческого продукта, в котором находит выражение их творческая натура, на автономность в процессе его создания. Это вступает в противоречие с требованиями профессии, предполагающей активные контакты с клиентами, готовность считаться с их представлениями и предпочтениями, поскольку дом (квартира) создается для них. Это противоречие обусловливает усиление коммуникативной направленности в процессе профессионализации.

9. У дизайнеров профессиональное отношение к предметно-пространственной среде переходит в жизненные «акцентуации»: дизайнеры более мобильны по отношению к переменам в приватной ППС, в ценностных аспектах понятия «дом» в большей степени фигурируют ориентации на «престиж, вещи, успех», в отличие от пользователей, которые на соответствующее место поставили ценность «гости, друзья, близкие».

Апробация исследования. Основные положения работы докладывались на методологических семинарах на кафедре психологии личности и общей психологии КубГУ с 2003 по 2005гг., а также на конференциях: IX Всероссийской научно-практической конференции 18-20 сентября 2003г. «Инновационные процессы в высшей школе», КубГТУ Краснодар 2004; X Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции 23-26 сентября 2004г. «Инновационные процессы в высшей школе», КубГТУ, Краснодар 2004; Всероссийском научно-практическом семинаре, Краснодар, 19-20 ноября 2004г. «Психологическая поддержка личности в различных пространствах ее бытия», КубГУ, Краснодар, 2005; ежегодной Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков, Москва 10-13 февраля 2005 г.; Второй Международной научной конференции 22-24 сентября 2005г. «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», Балашов, 2005.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на 174 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения; содержит 11 рисунков, 12 таблиц и 13 приложений. Библиографический список насчитывает 209 наименований, из них 50 - на иностранных языках.

Субъектный подход в психологии: анализ работ предшественников и современное состояние

Важной составной частью современной психологии являются знания о субъекте. Эту линию анализа психологической феноменологии развивают работы К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, А.Н. Славской, [2,18,19,20,21,52,53,130,132] и др.

Субъектный подход, как отмечает З.И. Рябикина, «побуждает к переосмыслению всей системы научных представлений и к реинтерпретации многих результатов, достигнутых психологией на предыдущих этапах» [132].

Вслед за перечисленными психологами-современниками в диссертационном проекте осуществляется анализ сложившихся теоретических положений отечественной психологии, обосновывается целесообразность субъектного подхода и уточняется способы и объекты самореализации личности.

Упоминание о самореализации личности открывает приверженность сторонников субъектного подхода к идеям гуманистической психологии, родоначальником которой является А. Маслоу [90,189,190,191]. Его идеи нашли отклик среди психологов всего мира, среди которых Э. Эриксон и К.Р. Роджерс [126,155,195,196]. Близка позиция, высказанная Ю.Г. Абрамовой, которая считает, что характерной особенностью развития научного знания на современном этапе является его своеобразная гуманитарно-экологическая ориентация [1].

Кризисное состояние психологической науки оценивают многие ученые: Л.И. Воробьева, М.С. Гусельцева, А.Н. Леонтьев, В.А. Мазилов, Ч. Миллс, А.В. Юревич [22,43,80,87,98].

З.И. Рябикина, констатируя некоторый кризис методологии и теории отечественной психологии, в своей статье «Личность как субъект формирования бытийных пространств» подчеркивает необходимость оздоровления советской/постсоветской психологической науки, сместившейся в область «обезличенной», «социально-деятельностной» феноменологии. Автор отмечает: «Вследствие социально-деятельностного редукционизма личность потеряла свою «живую человеческую натуру» и присущность конкретному индивиду, т.е. индивидуальность» [132].

Расширение понятия «личность», в отечественной психологии повлекло появление синонимов: «индивидуальность» и «субъект». Понятие «индивидуальность» позволило включить в структуру рассматриваемых личностных феноменов индивидное или организмическое (Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин [6,95] и др.), а также задало ориентацию на рассмотрение единичного, своеобразного в личности. Понятие «субъект» сфокусировало внимание на поиске и рассмотрении источников, причин активности в самом человеке (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн [128] и др.).

Осмысляя целесообразность применения категории «бытие» в дискурсах психологического характера, З.И. Рябикина в двух недавних статьях развивает учение о преобразовательных аспектах в различных «бытийных пространствах». В отличие от субъективизации объективного, присущей экзистенциальной психологии, в контексте субъектного подхода лейтмотивом в анализе отношения «личность - бытие» является объективация субъективного. Таким образом, субъектный подход представляет фокусировку внимания на различные бытийные пространства, в которых субъект, производя акты преобразования, объективизирует свое «Я», т.е. самоактуализируется. Личность самоактуализируется, реорганизуя объективные пространства своей жизни в соответствии со структурой личностных смыслов и преобразуя тем самым их в пространства своего бытия. Объективные пространства, предварявшие и обусловливающие ее становление (организм, события среды, сложившиеся в социуме модели поведения), становятся бытийными пространствами личности, ее продолжением и частью [130]. Среди всевозможных бытийных пространств можно назвать профессиональное бытие и структурирование личностью своего свободного времени, поддержку чувства личностной идентичности через организацию предметно-пространственной среды и аутентичность временного параметра бытия, близкие отношения со значимыми людьми и партнерство в деловых переговорах.

В контексте данной диссертационной работы обсуждается личностная идентификация на примере предметно-пространственной среды дома, т.к. реализация ключевой способности субъекта преобразовывать внешнее по законам внутреннего, в первую очередь, касается приватной среды. Анализируя различные аспекты жилой среды человека с позиции ее соответствия иерархии реализуемых личностью потребностей, приходим к заключению о связи характеристик жилой среды (дома, квартиры) не только с базовыми потребностями, но и с самыми высшими. Дом, определяемый многими как «сакральный символ самости (self)» [171], приобретает все больший интерес в обществе. Это обусловлено возрастанием уровня жизни, а следовательно, - трансформацией системы потребностей и повышением требований к социономическим дисциплинам и к сфере обслуживания.

Исследования с участием пользователей предметно- пространственной среды (людей, не имеющих отношения к профессиональному средообразованию)

Проводились опросы с применением авторских и модифицированных опросных процедур:

а) первый опрос пользователей. Принимали участие студенты, не имеющие отношения к профессиональному средообразованию, возраст - от 20 до 22, в количестве 30 человек. Анкета получает следующее обозначение - А2 (см. Приложение 3). Вопросы этой анкеты такие, как:

Является ли для Вас оформление квартиры (дома) предметом размышления?

Считаете ли Вы, что в условиях нашей современной жизни, вопросы дизайна квартиры (дома) стали очень актуальными?

Вы довольны тем, как оформлена Ваша квартир (дом)?

Можете ли Вы сказать, что Ваша квартира (дом) является отражением Вашей личности?

Какую стратегию в отношениях с дизайнером Вы бы предпочли?

и т.п. выявляют заинтересованность людей в вопросах жилой среды, а следовательно, - открывают возможность доказать актуальность темы научного исследования. Просьба проранжировать аспекты ППС жилища, волнующие респондентов, позволяет выявить особо важные проявления жилой среды с точки зрения субъекта потребления предметно-пространственной среды. Появляется возможность увидеть картину потребностей, связанных с поднимаемыми в контексте работы темами. Достоинство этой анкеты в том, что в ней фигурируют просьбы зафиксировать свои суждения в открытой форме. Происходит первоначальный зондаж личностных аспектов, связанных с восприятием ППС, феноменом средовой идентичности. На фоне обустройства ППС, заостряется внимание на контекстуальном взаимодействии дизайнера и клиента. Результаты этой анкеты послужили импульсом для создания последующих авторских анкет, релевантных исследованию.

б) модернизированная опросная процедура, проводимая с помощью пользо вателей: «Двери восприятия». Код опросной процедуры - A3 (см. Приложе ние 4). В роли пользователей, выступили 19 человек различных профессий, обоих полов в возрасте от 19 до 55 лет. Отличается также уровень социального статуса респондентов. В основу этой опросной процедуры легла методика У. Беттса. Цель этой опросной процедуры - выявить доминирующий сенсор вос приятия респондента через оценивание живости элементов, представляющих воздействие на пять видов чувств. По аналогии с методикой У. Беттса были раз работаны суждения, определяющие доминирующие сенсоры восприятия у оп рашиваемых. Было представлено 25 описаний различных проявлений внешней среды, представляющих ассоциативное воздействие на виды восприятия, кото рых выделено пять (зрительное, звуковое, тактильное, вкусовое, обонятельное). Соответственно, эти 25 характеристик включали в себя по пять ассоциаций на каждый способ восприятия (к примеру, от исходного варианта, предложенного У. Беттсом: «цвета флага страны», было уточнено - «цвета флага России», и добавлено еще четыре элемента, вызывающие зрительные образы: вид капель с обратной стороны стекла, портрет Ленина, вид человека негроидной расы и бликов на воде). По такому же принципу проведена работа с остальными ука занными У. Беттсом описаниями, касающимися оставшихся четырех видов чувств. Далее эти характеристики были скомпонованы, снабжены пятью про нумерованными ячейками, в соответствии с пятибалльной системой оценива ния и помещены на бланк (см. Приложение 4).

в) мини-сочинение «Опишите место, в котором живете (дом, квартира, комната)». В этом эмпирическом мероприятии (анкета А4), попросили участ вовать тех же 19 человек, которые прошли процедуру анкетирования «Двери восприятия» (68% - респонденты до 25 лет, 32%- старше 25 лет), что позволяет произвести сравнительный анализ, совместив показатели доминирующих сен соров восприятия с свободным описанием приватной среды. Бланк выглядит следующим образом - на горизонтально ориентированном листе вверху напечатана просьба: «Опишите место, в котором живете (дом, квартира, комната)», а остальное поле оставлено для ответа. Для удобства ответов - лист размечен.

Подтверждение актуальности и конкретизация проблем исследования субъекта ППС

Для опроса использовалась анкета А2 (см. Приложение 3), разработанная в процессе данного исследования. Респондентам задавались вопросы о степени их заинтересованности различными аспектами приватной среды. В основном вопросы подразумевали однозначные ответы (Вы довольны тем, как оформлена Ваша квартир (дом)?

Можете ли Вы сказать, что Ваша квартира (дом), является отражением Вашей личности? и т.д.).

Два пункта анкеты характеризуются свободным изложением респондентом своих суждений (В Вашем разговоре с дизайнером, какие темы Вы считаете обязательными? Если Вы недовольны тем, как оформлена Ваша квартира (дом), перечислите то, что Вас не устраивает и проранжируйте по степени значимости.) (см. Приложение 3).

Анализ результатов анкеты А2 (см. Приложение 3.1) позволил констатировать следующее:

а) Характеризуя свое отношение к организации ППС дома (квартиры), опраши ваемые продемонстрировали свой интерес к проблемам средового дизайна (97% выборки);

б) 94 % респондентов согласились с тем, что, анализируя жилое помещение, можно сделать выводы о личности жильца;

в) 60% респондентов подтвердили свою готовность в случае реорганизации ППС своего дома (квартиры) обратиться за помощью к дизайнеру (при соответствующих материальных возможностях). На уточняющий вопрос о степени доверия дизайнеру ответы респондентов разделились следующим образом. 97% респондентов утверждают, что они активно корректировали бы действия ди зайнера. 3% - отстранили бы его от работы совсем и сделали бы все сами. Ни один из респондентов не согласился с утверждением «не вмешивались бы в его работу, полностью доверили бы ему дизайн квартиры (дома)»;

г) На вопрос: «Какие темы в ходе разговора с дизайнером о проекте Вашего жилища Вы считаете необходимым затронуть?», - опрашиваемые ответили следующим образом: наибольшее количество ответов содержали в себе характеристики ППС, которые можно назвать предметными - 39% (цветовая гамма, характер освещения, стиль, функциональность и т.д.). Собственно психологические характеристики включали в себя 7% ответов (готов «сообщить ему (дизайнеру) некоторые данные о себе, своей личности, о том настроении, которое у меня бывает чаще всего, о том, как я хочу себя чувствовать в комнате» и т.п.). 27% ответов собирательные, т.е. это ответы, которые включали элементы предметного и психологического («должна быть гармония», «следует воплотить идею», тема «зонирования помещений» и пр.). 27% респондентов затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Анкетирование субъектов ориентированных на профессиональное средо-образование (студентов ХГФ и ФАД) производилось с помощью анкеты А1 (см. Приложение 2). Полученные данные позволяют констатировать следующее:

На средовой дизайн ориентированны те, кто хочет стать дизайнерами (д-ХГФ - 55%; х-ХГФ - 25%; ФАД - 44%). «Художники» в равной степени предпочитают предметный и средовой дизайн (25%)

Похожие диссертации на Личность как субъект предметно-пространственной среды дома