Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Творчество и креативность в системе общепсихологических явлений 12
1.2. Феномен коммуникативной креативности 34
1.3. Коммуникативная креативность в условиях групповой деятельности 57
1.4. Методы исследования креативности в психологии 68
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКА ТИВНОЙ КРЕА ТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
2.1. Корреляционное исследование взаимосвязи креативности в интеллектуальной деятельности и коммуникативной креативности 84
2.2. Организация и методы основного эксперимента, изучающего влияние коммуникативной креативности субъекта на результативность групповой деятельности 96
2.3. Анализ результатов основного экспериментального исследования 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 125
ПРИЛОЖЕНИЯ 137
- Творчество и креативность в системе общепсихологических явлений
- Феномен коммуникативной креативности
- Корреляционное исследование взаимосвязи креативности в интеллектуальной деятельности и коммуникативной креативности
Введение к работе
Актуальность исследования.
Уровень развития психологической науки, и в частности таких ее областей как психология личности, психология творчества, связан с нахождением решений многих социально-экономических, образовательных, культурных задач. Человек, обладающий достаточно высоким творческим потенциалом, всегда был интересен для науки не только в связи с возможностью создания нового оригинального продукта, но и в связи со способностью совершенствовать процессы и средства, приводящие к высокой продуктивности, а также готовностью меняться, развиваться в соответствии с изменчивостью современного мира.
В последние десятилетия возникла явно выраженная потребность в рациональном управлении творческой деятельностью - тип социального заказа изменился. Конечно, людей, обладающих творческими способностями, выделяли из общей массы, ценили, пытались максимально использовать их потенциал. Но их появление в социуме считали случайным, возможным благодаря уникальному сочетанию биологических, наследственных факторов, никоим образом не зависящим от желания и активности самого общества. Позже, в условиях глобализации рынка, интенсификации науки, внедрения новых технологий, растущей конкуренции возникла социальная потребность в «креативах», в терминах социальной психологии способностей (А.А. Бодалев, 1984) - появилась «общественная потребность в определенных способностях» [18]; зародилась идея индуцированной («наведенной») креативности, появились попытки сознательно, намеренно ее формировать и культивировать. Стало очевидным, что надо постоянно повышать творческий потенциал ученых и других специалистов, а для этого - целенаправленно формировать творческих работников, создавать наиболее благоприятную мотивацию творческой деятельности, отыскивать средства, стимулирующие успешное протекание творческого акта, приближаться к оптимальной организации творческих коллективов.
Значительно трансформируется и система требований, предъявляемых образовательному процессу и сторонам, включенным в педагогическую деятельность: и в педагогах, и в учащихся приветствуются самостоятельность, инициативность, творческий подход к делу. Современная система образования должна нацеливать учащегося не на пассивное накапливание информации и опыта, а сформировывать у него потребность и умение мыслить, причем мыслить самостоятельно и творчески; и особую актуальность приобретает развитие способностей, позволяющих находить оптимальные решения при неопределенности условий и многовариантности ответов.
Давно замечено, что в таких условиях люди предпочитают решать свои проблемы, обсуждая их в семье, советуясь с друзьями и коллегами, то есть в коммуникативном процессе. Психология менеджмента также предлагает коллективные методы поиска оригинальных решений. Это позволяет предположить, что общение людей, которое основано на проблемной ситуации, вызывает взаимную стимуляцию участников и сопровождается генерацией новых идей - процесс креативного общения, - можно использовать в качестве средства решения описанных выше задач. Таким образом, разработка и внедрение приемов креативного общения в педагогическую практику способствует развитию у учащихся психологических черт, соответствующих требованиям современной жизни. Креативность становится качеством желаемым, ценным и нужным. Естественным образом возникает вопрос о том, как возможно этим качеством овладеть, актуализировать имеющийся потенциал или развить в себе и других креативные способности. И при развитии креативности необходимо признать важность принципа взаимодействия, ценность общения и значимость групповой работы. Актуальность работы видится и в том, что ее проблематика лежит на пересечении многих психологических дисциплин и направлений практической деятельности: психологии личности, психологии творчества, социальной, педагогической психологии, психологии конфликта, психологии управления. Всегда актуальной является и задача повышения эффективности совместной деятельности малых групп, и одно из возможных ее решений -правильное их комплектование, определенная структура и композиция.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется тем, что теоретическая разработка вопросов, касающихся самого понятия креативности, структуры творческого потенциала, места изучаемого феномена в системе личностных конструктов недостаточна и требует дополнения; что отсутствует однозначность в методических подходах, средствах диагностики и приемах развития креативности, а новое средство познания творческих способностей в сфере общения, возможно, повлечет за собой разработку и применение необходимых для этого новых технологий; что появился определенный социальный запрос на формирование и развитие нового типа личности, характеризующегося особым складом мышления, коммуникативно креативными способностями, сензитивностью к «побочному», нестандартному, новому, оригинальному, способностью и готовностью к кардинальным изменениям и преобразованиям.
Цель диссертационной работы состоит в теоретико-экспериментальном исследовании феномена коммуникативной креативности и выявлении зависимости эффективности совместной деятельности малой группы от ее композиционного в отношении коммуникативной креативности состава.
Объектом исследования выступает феномен коммуникативной креативности. Предмет исследования - явление коммуникативной креативности в условиях совместной деятельности учебной группы.
Гипотезы исследования:
Являясь творческим элементом личности, коммуникативная креативность должна обнаруживать взаимосвязь с интеллектуальной креативностью.
Коммуникативная креативность как феномен творчества обнаруживается достаточно эффективно, если в условиях совместного решения задач в составе группы имеются индивидуумы, обладающие всеми показателями креативности общения (легкости, гибкости, оригинальности), причем каждый из них обладает высоким значением хотя бы одного из этих показателей.
Данные цель и гипотезы обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач:
1) выявить по материалам работ отечественных и зарубежных авторов основные подходы в исследованиях психологии творчества, креативности, включая специфику креативного поведения личности в условиях межличностного общения;
2) дать сущностную характеристику понятия «коммуникативная креативность», определить ее психодиагностические показатели и средства развития;
3) осуществить сравнительный комплексный анализ и установить характер связи феноменов интеллектуальной и коммуникативной креативности;
4) изучить характер влияния коммуникативной креативности на результат совместной деятельности учебных групп. Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин, С. Л. Рубинштейн, К. Урбан); принцип взаимодействия (Я.А. Пономарев и др.); концептуальные положения психологии творчества, креативности, социальной психологии творчества (В.И. Андреев, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Б.М. Кедров, В.Н. Куницына, Л.М. Попов, И.Э. Стрелкова, Б.М. Теплов, Т. Амабайл); психометрический (Дж. Гилфорд, С. Медник, Э. Торранс) и интегральный (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин и др.) подходы к идентификации креативности.
Методы исследования и обработки полученного материала: теоретический анализ; наблюдение; эксперимент; тестирование креативности по методикам Дж. Гилфорда и Э. Торранса, тестирование коммуникативной креативности методом рисуночных ситуаций, центральная идея которого предложена И.Э. Стрелковой; моделирование групповой работы в условиях проблемной ситуации на примере деловой игры, метод экспертных оценок; методы обработки полученных данных, включающие проверку статистической гипотезы, корреляционный анализ.
Эмпирическая база исследования. Испытуемыми в предварительном
исследовании были выпускники химико-экологического лицея г. Энгельса и студенты 1-го курса отделения социологии Саратовского госуниверситета; всего 51 человек в возрасте 16-20 лет. Массив испытуемых, участвовавших в основном эксперименте, составили учащиеся 7-10 классов общеобразовательных учебных заведений г. Саратова и студенты 2-4 курсов ПИ СГУ; всего 523 человека в возрасте 13-22 лет, составившие 88 групп в среднем по 6 человек в группе.
Достоверность и объективность полученных данных обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических и теоретических позиций; использованием методов, адекватных логике исследования, его цели и задачам; апробацией выбранных методик на уровне пилотажного исследования; репрезентативностью выборки; обоснованностью и надежностью применяемого математико-статистического аппарата; сочетанием количественного и качественного анализа фактического материала.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
• В психологию творчества вводится понятие «коммуникативная креативность» как способность субъекта нестандартно и эффективно создавать новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора, способность к открытию принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной коммуникативной задачи. Наиболее выраженными характеристиками коммуникативной креативности являются: легкость в создании многочисленных вариантов поведения индивида, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, использовании разнообразных приемов поведения, оригинальность, которая проявилась в создании нестандартных способов решения ситуаций проблемного характера.
• Определены этапы и система средств косвенного стимулирования коммуникативной креативности различного уровня значимости у субъектов, включенных в учебную группу. На первом этапе в процессе психодиагностики выявляются лица, демонстрирующие различного уровня способности к легкости, гибкости и оригинальности при выполнении тестовых заданий. Средством косвенного стимулирования коммуникативной креативности является набор рисуночных проблемных ситуаций, позволяющих вести их интерпретацию шаблонно или нестандартно, демонстрируя основные атрибуты коммуникативной креативности: легкость, гибкость, оригинальность. На втором этапе осуществляется целенаправленная комплектация экспериментальных групп, в каждую из которых вводятся испытуемые, каждый из которых обладает высоким значением хотя бы одного из трех показателей коммуникативной креативности. На третьем - в процессе самостоятельного разрешения проблемных ситуаций складываются групповые субъекты различного уровня коммуникативной креативности. Ведущим признаком коммуникативной креативности, существенно влияющим на эффективность совместной деятельности, является легкость группового общения; причем, результат деятельности по выработке группой совместного решения, как значимого условия коммуникативной креативности, определяется совокупным вкладом характеристик всех членов группы, а не влиянием наиболее креативного носителя легкости. • Разработана и получила подтверждение система способов влияния коммуникативной креативности на эффективность совместной деятельности малой учебной группы. Она проявилась в том, что включение в малую группу индивидов, демонстрирующих высокие значения отдельных показателей коммуникативной креативности, повышает эффективность группового решения задач.
Практическая ценность работы.
Разработан и предлагается для практического использования подход к формированию учебных групп по принципу представленности в них лиц с коммуникативной креативностью, что существенно повышает результативность деятельности группы. Данный принцип комплектации учебных групп может быть распространен на формирование студенческих групп при проведении семинарских и практических занятий по предметам естественно-научного, физико-математического и гуманитарного профиля. Полученные результаты могут быть также использованы на отделениях и факультетах психологии при разработке психодиагностических методик, специальных программ, направленных на развитие творческого потенциала личности и группы, учебных спецкурсов и семинаров по проблемам психологии личности, педагогической и социальной психологии.
Положения, выносимые на защиту.
• Коммуникативная креативность представляет собой способность личности нестандартно и эффективно создавать новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора, способность к открытию принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной коммуникативной задачи. Наиболее выраженными когнитивно-поведенческими показателями коммуникативной креативности являются: легкость в создании большого количества вариантов поведения, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, оригинальность в создании нестандартных способов разрешения коммуникативных ситуаций.
• Коммуникативная креативность, являясь творческим элементом личности, обнаруживает прямую значимую связь с интеллектуальной креативностью и наряду с ней может быть включена в структуру общих способностей.
• Оптимальными условиями для проявления коммуникативной креативности является межличностное общение и взаимодействие субъектов в процессе решения проблемных ситуаций. Наличие в малой группе индивидов, демонстрирующих высокие значения отдельных показателей коммуникативной креативности, значительно повышает эффективность группового решения задач. Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международной конференции «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), ежегодных итоговых научно-практических конференциях Педагогического института Саратовского государственного университета (1997 - 2001). Материалы диссертации обсуждались на кафедре психологии Казанского государственного университета, на кафедре педагогической психологии Педагогического института СГУ. Результаты исследования были использованы при разработке и чтении лекционного спецкурса «Психология общения», а также проведении лекционных и практических занятий по общей и социальной психологии со студентами различных факультетов ПИ СГУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 155 наименований, 26 из которых на иностранных языках, и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Творчество и креативность в системе общепсихологических явлений
Психология творчества - область знания, изучающая создание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности: в науке, технике, искусстве.
Общество долгое время не имело острой практической потребности в психологии творчества. Таланты появлялись как бы сами собой, они стихийно делали открытия, создавали шедевры литературы, музыки, живописи, архитектуры. Существование объективных законов творчества человека фактически отрицалось. В творчестве видели наиболее полно свободу проявления человеческого духа, неподдающуюся научному анализу (Я.А. Пономарев, 1990) [102]. Идея целенаправленного повышения эффективности созидания новых, оригинальных, общественно значимых ценностей серьезно не ставилась.
На начальных этапах своего становления и развития психология творчества сводилась к описанию обстоятельств, сопутствующих творческой деятельности и подкреплялась, как правило, ссылками на автобиографические признания, самонаблюдения поэтов, художников, мыслителей. На рубеже XIX-XX столетий вслед за исследованиями художественного и научно-философского творчества появились исследования естественнонаучного творчества, а несколько позднее - и технического. В них уже более строго очерчивался предмет исследования; были выявлены некоторые общие для всех видов творчества обстоятельства. Все это оказало благотворное влияние на продуктивность изучения творчества. Однако принципы исследования в основном изменились мало. Это был все тот же эмпирический вид знаний.
Лишь в середине XX века возникла явно выраженная потребность в рациональном управлении творческой деятельностью - тип социального заказа резко изменился. Такой сдвиг в социальной стимуляции был вызван научно-технической революцией - качественным скачком, поставившим экономику в существенную зависимость от достижений науки. Конечно, людей, обладающих творческими способностями, выделяли из общей массы, ценили, пытались максимально использовать их потенциал. Но их появление в социуме считали случайным, возможным благодаря уникальному сочетанию биологических, наследственных факторов, никоим образом не зависящим от желания и активности самого общества. Позже, в условиях глобализации рынка, интенсификации науки, внедрения новых технологий, растущей конкуренции возникла социальная потребность в креативах, и зародилась идея индуцированной («наведенной», спровоцированной) креативности, появились попытки сознательно, намеренно ее формировать и культивировать. Стало очевидным, что темп развития науки нельзя постоянно наращивать лишь путем увеличения числа вовлекаемых в нее людей. Надо постоянно повышать творческий потенциал ученых и других специалистов, а для этого -целенаправленно формировать творческих работников, создавать наиболее благоприятную мотивацию творческой деятельности, отыскивать средства, стимулирующие успешное протекание творческого акта, приближаться к оптимальной организации творческих коллективов и тому подобное. Тем не менее, несмотря на актуальность данной проблематики, в психологической науке до сих пор не существует единого подхода к трактовке понятия, определению природы, проблеме феноменологии творчества и креативности [90, 15,72].
Феномен коммуникативной креативности
На основании изучения феноменов творчества, творческого потенциала, креативности многими исследователями делается вывод о том, что область креативных проявлений охватывает все основные сферы психической активности человека. Все большее распространение получает комплексный взгляд на креативность: рассматривается функциональная структура взаимодействующих когнитивных и личностных составляющих творческой личности, а также взаимозависимость индивида и его окружения на протяжении всего процесса творческой деятельности. Следовательно, творческий потенциал человека должен проявляться и в сфере социальных контактов, межличностного взаимодействия. Использование технологии мозгового штурма, нацеленное на поиск эффективного производственного решения; слаженная командная активность знатоков в играх «Что? Где? Когда?»; взаимодействие музыкантов в процессе джазовой импровизации -все это реальные жизненные модели, на которых определенно вырисовывается явление коммуникативной креативности: наличествует в том или ином виде проблемная ситуация, провоцирующая творческую активность индивидов, но оригинальный, новый продукт рождается именно благодаря общению, творческому взаимодействию людей. Подобные условия наилучшим образом раскрывают способность личности к продуцированию большого количества вариантов поведения и реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия, к гибкому изменению реагирования, использованию разных приемов и тактик поведения и к новизне, необычности идей, нестандартности отношения к коммуникативным ситуациям и нестандартности их разрешения (И.Э. Стрелкова, А.Л. Южанинова) [115]. Как и в любой области человеческой деятельности, в сфере общения жизнь людей представляет собой процесс непрерывного накопления опыта, то есть сбора и упорядочения этого огромного запаса навыков, которые и дают нам возможность реагировать даже на ничтожнейшие осколки сигналов. Чем больший опыт в соответствующей области накоплен заранее, тем яснее выражена психологическая «установка» и тем в большей степени предопределена реакция [122]. Казалось бы, налицо - отсутствие творческих начал. Но с другой стороны, в процессе живого общения между людьми его участники духовно обогащают друг друга, выражают, преобразуют, развивают свои мысли и чувства. Главное здесь - не сопоставление самих по себе идей, теорий или позиций, а именно диалог их авторов - субъектов, приводящий к их духовному развитию. Участникам общения необходимо не только использовать уже имеющийся у него интеллектуально-эмоциональный опыт, но и развить его дальше [22]. В фокус наших научных интересов попадает именно этот аспект феноменологии креативности - творческое общение, коммуникативная креативность.
Представления о коммуникативной креативности, на наш взгляд, могут быть сформированы на основе четырех различных областей психологического знания, а именно:
1) в терминах и на материале психологии способностей, но не в традиционном приложении к познавательной, а в новом - к коммуникативной функции психики (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, В.Н. Дружинин);
2) исследований и теоретических разработок в области социального интеллекта и социальной компетентности (Э. Торндайк, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына с соавт., М. Аргайл, К. Рубин);
3) анализа творческой среды и значимости таких ее факторов как общение с окружением, совместная деятельность и их креативный характер (Я.А. Пономарев, Ч.М. Гаджиев, Д. Пельц, Ф. Эндрюс, Т. Амабайл, А. Осборн и др-);
4) в рамках психометрического подхода - по аналогии с креативностью мышления, как ее определял Дж. Гилфорд.
Корреляционное исследование взаимосвязи креативности в интеллектуальной деятельности и коммуникативной креативности
Поскольку показателем коммуникативной креативности выступает умение решать задачи, возникающие в процессе межличностного общения, находить выход из трудной, иногда конфликтной, коммуникативной ситуации, применять различные тактики поведения для достижения конкретно поставленной цели, в целях измерения «творческости» общения возможно использование метода проблемных ситуаций («Аэропорт», «Телевизор», «Больница» и др.), а также некоторых проективных методик. В данном исследовании для диагностики коммуникативной креативности использовался вариант, предложенный И.Э.Стрелковой [115], адаптированный к специфике поставленной задачи: брался стимульный материал теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, который представляет собой ситуации общения. Испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. И хотя такой «контакт» с картинкой далек от реального взаимодействия людей, когда присутсвует множество дополнительных факторов, играющих свою роль, и реакции человека в жизненных случаях могут быть несколько отличными, тем не менее, на наш взгляд, рисуночный метод позволяет обнаружить творческие тенденции. К тому же, несмотря на то, что изначально стимульный материал ориентирован на диагностику фрустраций, в нашем случае стрессовых и фрустрирующих воздействий стимула на испытуемого удается избежать благодаря адаптированной под наши актуальные задачи инструкции. Суть в том, что испытуемые не просто давали реакции на стимульные ситуации, а после того, как, согласно инструкции, они определяли свое спонтанное поведение в каждом из тестовых заданий, им предлагалось спрогнозировать все возможные с их точки зрения, варианты действенного или словесного реагирования - неограниченно по количеству и содержанию реакций [115].
Среди всего многообразия ответов испытуемых какой-то группы могут быть выделены путем соответствующих статистических процедур одинаковые или сходные ответы, которые можно считать характерными для отдельных ситуаций теста. Но возможны ответы, не совпадающие со стандартными, не относящиеся к знакомым, стереотипным реакциям. В таких ответах могут проявиться различные компоненты, образующие структуру творческого потенциала.
Таким образом, для определения коммуникативной креативности и трех основных ее психодиагностических показателей (легкости, гибкости и оригинальности общения) было отобрано 8 картинок теста Розенцвейга и предложено в качестве стимульных ситуаций. Задача испытуемого: найти как можно больше подходов к решению каждой ситуации, использовать как можно больше разнообразных тактик поведения, стилей реагирования. Временных ограничений не было.
Обработка результатов, то есть оценивание показателей креативности, велась по каждому испытуемому. Легкость определяли как количество предложенных вариантов. Все ответы суммировались и делились на число заданий. Гибкость интерпретировалась как число неоднозначных тактик поведения, то есть количество переходов от одной линии поведения к другой. Для оценивания оригинальности применяли метод экспертных оценок. Была сформирована экспертная группа - для получения данных, характеризующих мнения непрофессионалов, то есть носителей житейского здравого смысла. В состав группы вошли пять экспертов (оптимальными по эффективности оказываются группы из 5-12 человек). Полагаем, что разный возрастной состав (13, 20, 22, 47, 48 лет) и различный уровень образования (среднее, высшее) обеспечили всесторонность оценки оригинальности, что и требуется исследователю. Ценность в нашем случае представляет информация о мнениях экспертов, не подвергшихся внешнему влиянию, в частности, групповому давлению; вот почему в данном случае использовалась группа экспертов без взаимодействия. Для оценки оригинальности экспертам была предложена четырехбалльная шкала, по которой: 0 баллов приписывалось стандартному ответу, 1 балл - низкооригинальному, 2 балла 89 среднеоригинальному, 3 балла - высокооригинальному решению. Стандартным, стереотипным считался тот ответ, который встречался более чем у 15% испытуемых. Работа экспертов без взаимодействия, то есть в условиях предельной взаимной информационной изоляции, а также заочная форма оценивания объекта практически сводят к нулю идентификацию суждения с его источником, неустойчивость формирующегося мнения и стремление к доминированию.