Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика образа "Я" и мотивации в процессе занятий таэквон-до Уляева Лира Гаязовна

Динамика образа
<
Динамика образа Динамика образа Динамика образа Динамика образа Динамика образа Динамика образа Динамика образа Динамика образа Динамика образа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Уляева Лира Гаязовна. Динамика образа "Я" и мотивации в процессе занятий таэквон-до : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Москва, 1999 144 с. РГБ ОД, 61:99-19/80-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблематика исследований образа Я и особенностей мотивации в таэквон-до

1.1. Образ Я в исследованиях сознания, самосознания и Я-концепции 9

1.2. Я-физическое как объект психологических исследований 25

1.3. Особенности деятельности в таэквон-до, существенные для формирования и динамики образа Я

1.4. Особенности мотивации в таэквон-до 52

РЕЗЮМЕ 57

Глава 2. Методы и организация исследования образа Я и мотивации в ТКД

2.1. Методика исследования самоотношения как элемента образа Я 58

2.2. Методика исследования Я-физического в процессе занятий ТКД 60

2.3. Методика изучения мотивации в ходе многолетней подготовки в ТКД 69

2.4. Математико-статическая обработка данных 70

2.5. Организация исследования 71

Глава 3. Результаты исследования динамики образа Я и мотивации в процессе занятий ТКД

3.1. Особенности деятельности в таэквон-до, существенные для формирования и динамики образа Я.

3.2. Динамика самоотношения у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки

3.3. Динамика Я-физического в процессе занятий ТКД 82

3.4. Изменение мотивации у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки

ВЫВОДЫ 98

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 99

БИБЛИОГРАФИЯ 101

ПРИЛОЖЕНИЯ 117

Введение к работе

Актуальность. Культурные достижения человечества становятся поистине удивительными и многогранными благодаря закреплению в сознании людей исторического опыта, знаний и методов мышления, идеальному освоению .действительности, постановке новых целей, задач, созданию орудий труда, направлению на это всей практической деятельности [54, 92]. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобразуют природу, общество, а тем самым и самих себя.

Во все времена представления человека о самом себе (образ Я), о его соответствии или несоответствии эталонам - стереотипам, оказывало и оказывает влияние на личность, на стиль поведения. В связи с идеями гуманизации спорта появились новые требования к образу Я в спортивной деятельности [24, 44, 107, 138]. По устоявшимся взглядам и сложившимся традициям подготовки спортсменов общее отношение к самому себе было ориентировано на завоевание мировых рекордов, достижение победы любыми путями. От представлений о гармоничном развитии, свойственным древней Греции, Риму и другим культурам (64), в спорте постепенно пришли к подчеркнутому развитию физических функций. Во многих видах деятельности биологически обусловленная телесность становится объектом специального тренинга (культуризм, шейпинг, восточные единоборства и т.д.). При этом целенаправленное формирование телесных характеристик на основе принятых форм, ценностей, норм, идеалов, образцов - является существенным фактором имиджа современного человека во многих профессиях.

Необходимость исследования проблемы образа Я в спортивной деятельности вызвана отсутствием в психологической подготовке спортсменов конкретного содержания и методов психического развития, включающих преобра зования, обусловленные формированием и встраиванием элементов образа Я (самоотношения и Я-физического) в структуру личности. Анализ учебно-методической литературы, психологического и спортивно-педагогического характера, показал недостаточность теоретического материала, отражающего иерархию и динамику структурных элементов образа Я: самоотношения и Я-фшзического, а также возможность их включения в состав конкретной спортивной деятельности. «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятель-ностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь - может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» [68, с. 102]. В нашем исследовании, в качестве такой особенной деятельности выступает овладение боевым искусством таэквон-до.

Выбор таэквон-до (ТКД) обусловлен тем, что в данном виде боевого искусства духовные и личностные ценности имеют отчетливые приоритеты. Именно эти приоритеты привели в сравнительно недавнее время (в 1946-55 г.г.) к созданию ТКД, его философских и этических принципов, его естественнонаучной основы и послужили предпосылкой его современного всемирного признания и включения в программу Олимпийских игр.

В этой связи особый научный и практический интерес представляет проблема построения психологического базиса ТКД, включающая формирование и последующую динамику образа Я (самоотношения и Я-физического) и мотивации у занимающихся. Вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования.

Цель работы заключалось в исследовании структуры, динамики формировании образа Я и изменения мотивации в процессе занятий таэквон-до.

Объектом исследования выступает образ Я (самоотношение и Я-физическое ) и мотивация в ходе освоения спортивной деятельности.

Предметом исследования являются особенности динамики самоотношения, Я-физического и мотивации в процессе занятий ТКД. Гипотеза исследования.

Мы предположили, что в связи с особенностями спортивной деятельности в ТКД структура образа Я у занимающихся данным боевым искусством отличается определенным своеобразием и включает два аспекта: самоотношение и Я-физическое (когнитивный и операциональный компоненты).

В соответствии с гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности деятельности в ТКД, существенные для формирования и динамики образа Я.

2. Определить динамику самоотношения у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки.

3. Изучить динамику Я- физического в процессе занятий ТКД.

4. Проследить изменение мотивации у занимающихся ТКД в ходе трехлетней подготовки.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются основные положения концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, а также принципы, порожденные реализацией этих теорий и принятые в отечественной психологии (единство деятельности и личности, сознания и деятельности, развития, детерминизма и др.).

Методы и методики исследования. В исследовании применялись следующие методы: анализ литературных источников, наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, антропометрия, математическая обработка данных; включаются корреляционный и факторный анализ. В качестве наиболее приемлемых конкретных методик были отобраны и модифицированы следующие методики:

• исследования "самоотношения" - МИС Р.С. Пантелеева;

• "когнитивная оценка" Я-физического - субъективная оценка важных для занятий ТКД телесных параметров (рост, вес, длина руки, длина ноги), на основе методик A.M. Прихожан ("метод шкалирования") и М.О. Мдивани ("функциональная оценка");

• "операциональная оценка" Я-физичекого - самопрогноз, прогноз и экспертная оценка по результатам выполнения тылей (комплексов приемов) в соответствии с правилами аттестации в ТКД;

• "мотивация" - на основе анкеты, разработанной И. М. Быховской и другими.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1995-1998 гг., в нем приняли участие 35 спортсменов различного возраста (18-25 лет), стажа занятий (1 год, 2 года, 3 года) и уровня мастерства, занимающихся в школе "ТОНГ ИЛ-КВАН" под руководством международного инструктора, обладателя 5 дана ТКД Л.К. Цилфидиса.

Этапы исследования. Исследования проводились в три этапа. На первом этапе (1995-96 гг.) проводился анализ литературных источников и изучалась специфика занятий ТКД. На втором этапе (1996-97 гг.) были подобраны, апробированы и модифицированы методики исследования. Третий этап (1997-98 гг.) был посвящен сбору экспериментальных данных, их обработке и подготовке текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем показана динамика изменений самоотношения в ходе трехлетних занятий ТКД, рост адекватности Я-физического и изменение мотивации занимающихся в направлении от развития телесного к развитию психическому и, наконец, к духовному совершенствованию.

Теоретическая значимость.

На основе аналитического обзора литературы была впервые прослежена структура образа Я в ТКД, обоснована гипотеза о двух его элементах: самоотношении и Я-физическом. Обосновано положение о

росте скоррелированности операционального и когнитивного компонентов Я-физического в ходе трехлетней подготовки в ТКД.

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для оценки сформированности Я-концепции у занимающихся спортом, для психодиагностики его элементов и их динамики, для повышения эффективности тренировочного процесса в ТКД. При этом формирование образа Я в ТКД и последующее управление его динамикой и динамикой мотивации рассматривается как раздел психологической подготовки спортсмена, включающий проведение психопрофилактики и психокоррекции.

Практическое применение полученных данных может состоять в их использовании для совершенствования содержания учебных дисциплин, осваиваемых в физкультурных вузах и техникумах, особенно применительно к основам научно-методических материалов кафедр спортивных единоборств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности подготовки спортсменов и инструкторов ТКД - общих для всех видов спорта и специфические для данного вида единоборства.

2. Изменение самоотношения в процессе трехлетних занятий ТКД, состоящие в росте самоуверенности и замкнутости, уменьшении внутренней конфликтности и саморуководства.

3. Изменение образа Я-физического в ходе занятий ТКД, состоящие в росте его адекватности объективным телесным и двигательным параметрам и в большей скоррелированности его операционального и когнитивного компонентов.

4. Общее направление изменений мотивации у занимающихся ТКД: от развития телесного к развитию психическому, а от них - к духовному совершенствованию.

Апробация.

Результаты исследования представлены в тезисах:

• П международной научно-практической конференции "Физическая культура и спорт учащейся молодежи в развивающемся мире" (г. Шуя, 1996г.);

• Психологического симпозиума по проблемам ментальной тренировки (г. Краснодар, 1996);

• Международной научной конференции "Образ в регуляции деятельности к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина) (г. Москва, 1997);

• Международной научной конференции "Управление психомоторной деятельностью человека" (г. Москва, 1997);

• Международной научной конференции к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова) (г. Москва, 1997);

• в Юбилейном сборнике трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию Академии (Том 1, Том 3) (г. Москва, 1998).

Материалы диссертации докладывались:

• на научно-практической конференции молодых ученых РГАФК (апрель 1997, 1998);

• на 1-м Международном научном симпозиуме по психологии спорта в г. Мерсине (Турция, 1997г.);

• на Международном научно-практическом конгрессе (г. Москва, 1998г.);

• на ежегодных итоговых научных конференциях кафедры психологии РГАФК (январь 1996, 1997, 1998, официальная апробация - сентябрь 1998).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, кратких практических рекомендаций, библиографии и приложений. Список литературы включает 190 работ, из них 16 на иностранном языке.

Образ Я в исследованиях сознания, самосознания и Я-концепции

Основополагающим принципом для понимания природы сознания (самосознания) личности, деятельности и других связанных с ними психических образований, является принцип их социальной детерминированности. В отечественной психологии это фундаментальное положение нашло свое отражение в культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, в теории деятельности А.Н. Леонтьева, в работах С.Л. Рубинштейна. Становление и развитие личности при этом понимается как неотделимое от обращенности на другого человека, оценки которого включаются в систему ее самооценок, а предметная деятельность становится основой для дальнейшего общения.

У А.В. Петровского в структуру сознания входит СО-знание, т.е. разделенное знание, о котором субъекту известно как об имеющемся у других людей, как о некоем совместном знании. Далее сознание включает отделение, различение субъекта и объекта, "Я" от "не -Я". Третьим структурным элементом сознания служит обеспечение целеполагания. И, наконец, четвертый элемент - отношение, основанное на сопоставлении, связях предметов и явлений, понимании и эмоциональных оценках. Сознание формируется в деятельности человека, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя его. Практически, осуществляя свои замыслы, люди преобразуют самих себя [1,9].

В противовес отечественной психологии, западная психология в лице Ж. Годфруа считает, что "сознание - это мозаика состояний, которая играет более или менее значимую роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума" [с. 139].

Анализ социальной природы сознания человека неотделим от принципа историзма, который в анализе психики человека опирается на конкретные психологические исследования [8, 50, 60, 91, 98, 168 и др.], в них излагаются условия, закономерности формирования и содержания сознания и концептуальные позиции относительно его структуры.

Согласно классическому психоанализу "Я" является одним из структурных компонентов психики человека ("Оно", "Я", "Сверх-Я"). У 3. Фрейда сознание, самосознание - явления рядоположные [155]. Они как бы находятся на службе бессознательных влечений, импульсов и их активность всецело определяется существованием сферы этих импульсов, влечений. Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальных влечений, с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознание выступает в качестве приспособления человека к окружающему миру. Эту функцию самосознание выполняет при помощи особых механизмов психологической защиты: одни импульсы оно подавляет (механизм вытеснения), другим дает проявиться в социально приемлемых формах (механизмы рационализации, проекции, сублимации и т.п.), третьим позволяет сознательно отождествиться с объектами любви (механизм идентификации), но в любом случае возникают отклонения, скрывающие от сознания конкретного человека истинную природу психических явлений.

Ученики и последователи 3. Фрейда (К. Юнг и К. Хорни и др.) по-новому пытались определить движущие силы психического развития человека, дополнить и дифференцировать внутреннюю структуру сознания, вводя для этого новые понятия. Общим для этих исследований является представление о неизбежности возникновения отклонений в самосознании при столкновении личности с окружающим миром (49).

В отечественной психологии Я-физическое наиболее часто рассматривается в связи с развитием самосознания [4, 5, 43, 81, 82, 111 и др.].

Для характеристики самосознания психологами используются различные термины и объяснительные принципы: "Я", "Я-концепция", "образ Я", "самость" и др., которые близки к друг другу по смыслу, тесно связаны между собой чаще всего как свойство, процесс и результат, хотя и не всегда идентичны [39, 56, 61, 154, 170 и др.].

Исторический подход в исследовании важен и как определенная методологическая позиция при анализе развития самосознания в онтогенезе [150, 163]. Здесь он преобразуется в принцип развития, который состоит в признании положения о непрерывности изменений самосознания на протяжении всей жизни человека [37, 139]. Проблему самосознания А.Н. Леонтьев охарактеризовал как "проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности" [68, с. 228]. Приоритетное значение имеет данная проблема и в исследованиях зарубежных и отечественных авторов по двум весьма сходным проблемам: Я-концепции и самосознания.

Самосознание предполагает более высокий уровень развития сознания [117, с.344]. Как сознание, так и самосознание человека невозможно без отторжения себя от своей жизнедеятельности, без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей, без отношения к себе как к субъекту общественно значимой деятельности, в процессе которой каждый человек может сам изменять и развивать свои способности, самого себя как личность.

Психоаналитический подход к выяснению природы самосознания и к анализу отдельных его проявлений в разных вариантах сохраняет достаточно сильные позиции в современной психологии. Об этом свидетельствует, например, швейцарский психолог Р. Мейли, который рассматривая современное состояние проблемы самосознания в психологии, отметил, во-первых, что это проблема как самостоятельная, теоретическая проблема психологии "растворяется" в изучении мелких вопросов, имеющих частное значение; во-вторых, заметна тенденция преувеличения чисто внутренних врожденных факторов в развитии самосознания и оценке обусловленности его социальным влияниями, собственной практической деятельностью, в которой формируются и проявляется самосознание. Иной подход к рассмотрению самосознания характерен для представителей гуманистического направления в психологии. К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятиями Я-концепции, под которой понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями "Я" в прошлом, настоящем и будущем.

Так же неоднозначны представления зарубежных исследователей о факторах, определяющих формирование самосознания. Представители психоаналитического подхода процесс формирования самосознания сводят к биологически обусловленным предпосылкам, где образ Я рассматривается в тесном единстве с телесными переживаниями [155]. Авторы социального подхода основную роль в развитии самосознания отводят социальным факторам недооценивают активность самого субъекта [160, 179]. Исследователи, анализировавшие самосознание с позиций феноменологического подхода, особенно важным для развития самосознания считают то, как человек воспринимает самого себя в ходе социализации [14, 121]. В рамках генетического подхода процесс развития самосознания рассматривается в его тесной связи с развитием мышления, восприятия и познания ребен-ка[26].

В отечественной психологии сложились собственные традиции исследования проблемы самосознания личности. И.М. Сеченов и В.М. Бехтерев определили природные предпосылки формирования самосознания. В исследованиях авторов, развивающих взгляды культурно-исторической детерминации психики человека, самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и ростом произвольных движений, ростом самостоятельности и изменениями во взаимоотношениях с окружающими [7, 31, 123, 173 и др.]. Данным взглядам созвучны теоретико-экспериментальные исследования B.C. Мерлина, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, В.В. Столина. Авторы показывают, что одним из факторов, определяющих развитие самосознания в раннем онтогенезе, является осознание ребенком своего Я-физического в результате манипулирования совместно со взрослыми. В сферу осознания Я-физического вовлекаются вначале отдельные органы чувств и части тела. Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей. Через синтез отдельных представлений у него возникает первичный образ собственного тела и способность владения им в форме произвольных движений, что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того пространства, в котором он находится. Приходится констатировать, что практически не встречаются исследования, относящиеся к периоду формирования и динамики Я-концепции взрослого человека. То же самое можно сказать относительно специфики Я-физического у представителей различных профессий и родов занятий.

Методика исследования самоотношения как элемента образа Я

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика самоотношения оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении критериев отношения к размерам собственного тела, в постановке и достижении целей с учетом пространственно-временных параметров движения.

К настоящему времени силами в основном западных исследователей создано около двух десятков популярных и широко применяемых методик, связанных с диагностикой эмоционально-оценочной подсистемы самосознания. Из отечественных попыток реконструировать эмоциональную систему самоотношения широко известно пока единственное исследование В.В. Сталина, где выделены три измерения самоотношения: симпатия, уважение, близость [135]. Сходные результаты были получены и другими исследователями [101, с. 5], но они лишь косвенно связаны с самоотношением, так как получены при исследовании эмоциональных межличностных отношений и личностных описательных черт.

В нашей стране создан ряд оригинальных и интересных методик определения самоотношения: Дембо-Рубинштейн и ее модификации, косвенного измерения системы оценок (КИСС) управляемой проекции (МУП) и др. На наш взгляд, названные методы сложны и трудоемки, что вызывает необходимость разработки компактных стандартизированных методик. Одну из таких методик, которая позволяет быстро и в то же время достаточно полно и обосновано выявить специфику самоотношения испытуемых, создал СР. Пантелеев. В связи с вышеизложенным методика исследования самоотношения (МИС) СР. Пантелеева и была использована для оценки самоотношения в структуре образа Я в ТКД.

В данной методике испытуемому предъявляется тестовый буклет, содержащий ПО пунктов и стандартный бланк ответов (приложение 2). Инструкция подразумевает две градации ответов: "согласен" - "не согласен", которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка ответов.

Оценочные значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа (там же, таблица Ш). Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартизированные оценки - "стены" (там же, таблица 2П). Интерпретация полученных данных проводится путем анализа профиля по 9-ти показателям, которые в совокупности дают целостную картину самоотношения испытуемого к собственным физическим параметрам.

Особенности деятельности в таэквон-до, существенные для формирования и динамики образа Я.

По результатам анализа литературы, включенного наблюдения, опроса, интервью и в ходе отработки методик исследования, был выявлен ряд особенностей подготовки спортсменов и инструкторов таэквон-до (ТКД), которые в значительной мере, на наш взгляд, присущи большинству видов спорта и других видов деятельности, связанных с высоким совершенством движений (например, балет, цирковое и танцевальное искусство, оперативная работа в войсках и при охране правопорядка, воинская служба, активные формы отдыха и досуга, спасательные и пожарные службы на суше и на воде и т.п.). Все эти виды деятельности прежде всего отличаются длительным многолетним периодом подготовки и постоянным поддержанием готовности в процессе всего периода активных занятий спортом и данной профессиональной деятельностью, а также необходимостью специальных занятий в ситуациях, связанных с оставлением службы, прекращением тренировки и т.п. В связи с исследованием самоотношения и Я-физического можно сказать, что образ физического Я требует в этих видах занятий настойчивой и многолетней работы, которая не должна прекращаться и после выхода из системы подготовки.

Прежде всего подчеркнем значимость вхождения человека в культуру подготовки спортсменов в ТКД. В ходе подготовки с самого начала постоянно подчеркивается связь занятий ТКД с культурой народов Востока, с многовековыми традициями боевых искусств, где ТКД представляется не видом спорта, а именно боевым искусством. Спортивная направленность подготовки рассматривается лишь как одна из линий подготовки наряду с педагогической направленностью. Для ТКД характерны демонстрация достижений (разбивание досок, групповые показательные выступления), и ориентация на прикладность (в военном деле). При этом подчеркивается преемственность древней культуры боевых искусств и самая современной научной обоснованности всех приемов и психологической подготовки (хотя термин психологическая подготовка создателями ТКД не используется).

Эта связь обеспечивается изучением философии, где важнейшими предпосылками успехов в ТКД считается природосообразность, справедливость, добрые намерения, выдержка и закалка. Не менее важными являются требования морально-этического характер: почтительное отношение к родителям, близким, к учителю, дисциплинированность, неуклонное самосовершенствование, правдивость и честность. Философские и морально-этические основы подготовки в ТКД позволяют думать, что в процессе занятий этим видом единоборства у занимающихся должны происходить существенные изменения как в Я-физическом, так и в их отношении к самому себе (в самоотношении). При этом Я-физическое должно включать в себя два компонента - представление о параметрах тела (когнитивный компонент) и представление о своих двигательных возможностях (операциональный компонент).

С познавательной точки зрения Я-физическое в ТКД (как и многое другое) складывается и формируется в своеобразных проблемных ситуациях, которые чаще всего представляют мысль, идеальное движение в готовом виде, без рассуждений учителя вслух, без поэтапного формирования навыка, который также поставляется в готовом законченном виде. В таком варианте ученик сам должен догадаться, сам должен найти наиболее верный путь к освоению движения. При этом каждый прием, каждое движение входят в состав комплекса (тыль). Ключом к правильному освоению движений служит последовательный переход от одного приема к другому, от простого к сложному в ходе постоянного многократного повторения. Как правило, для занятий ТКД в хорошо оборудованных залах используются зеркала, а учитель не скупится на показ. Тем самым обеспечивается индивидуализация техники. То же можно сказать и о требованиях морально-этического плана: требование как правило весьма лаконично и обсуждению не подлежит.

Совершенствование в ТКД неразрывно связано с постоянным ритмичным повторением приемов, каждый из которых в своем названии отражает память о великих бойцах прошлого или образ, заимствованный из понятий о природе. Занятия чаще всего проводятся фронтально, ученики выполняют единые комплексы, а учитель дает команды о переходе к следующему заданию и, как правило, сопровождает этот процесс образцовым показом. Здесь психологически важно формирование образа Я-физического в двух планах: как операционального образа движения, группового ритмичного исполнения с возможностями задействования механизмов социальной фасилитации и формирование самоотношения на этой основе.

Таким образом, исходя из структурно-функционального анализа, удалось-выяснить (в частности, в восточных единоборствах), что известные структуры образа Я "не работают" и не в состоянии стать сколько-либо значимой опорой для практической деятельности тренеров и спортсменов. В связи с этим было сформулировано предположение о двух аспектах образа Я в ТКД: самоотношении и Я-физическом (когнитивный и операциональный компоненты) и обратиться к проверке этой гипотезы. При этом оба элемента рассматриваются как рядоположные, способные в зависимости от конкретной ситуации выступать по отношению друг к другу как предпосылка, свойство, процесс и результат.

Похожие диссертации на Динамика образа "Я" и мотивации в процессе занятий таэквон-до