Содержание к диссертации
Глава I. Нравственные основы православного воспитания 13
1. Психолого-педагогические аспекты религиозного воспитания 13
Проблемы соотношения науки и религии в педагогике 13
Понятия «нравственное воспитание» и «нравственная ценность» 19
Нравственные ценности христианства, иудаизма, ислама 28
Психологические особенности влияния религии на личность ребенка 41
2. История и современное состояние православной педагогики в России 48
Краткая история православного воспитания 48
Современный опыт православного воспитания в России 61
Характеристика воспитательной работы в православных учреждениях г. Тюмени 65
3. Сущность православного воспитания 69
Понятийный аппарат православного воспитания 69
Психологические принципы и условия православного воспитания 73
3.3. Средства, методы и формы православного воспитания 76
Глава II. Исследование возможностей православного воспитания
в формировании нравственных ценностей учащихся общеобразо
вательных учреждений 89
1. Сравнительный анализ нравственных ценностей учащихся светских
и православных образовательных учреждений 89
2. Особенности преподавания предметов духовно-нравственного содержания
в общеобразовательных школах 104
3. Опыт православного воспитания в общеобразовательной школе 1 10
*
4. Результаты исследования 118
Заключение j 32
Список литературы 136
Приложения 146
Введение к работе
Кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни человечества -науку, религию и образование, привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породил все более углубляющийся и разрушительный по своим последствиям разрыв между знанием и историко-культурными традициями, самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования. Во всем мире идет поиск способов расширения и углубления гуманитарной культуры подрастающих поколений, возрождения духовных сил.
Опираясь на лучшие традиции отечественного образования, важно сберечь духовные основания и ценности, наполнить их более глубоким философским смыслом, обновить содержание, насытить процесс образования человека высоким гуманным смыслом, истинной культурой. Интегрированное целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя как составную часть целого знание религий, основанное на их философском осмыслении. «Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности»1.
В недавнем прошлом отечественная система образования была сосредоточена в основном на обучении, а не на воспитании. В настоящее время педагогами признается необходимость создания в школе воспитательной системы, осуществляется поиск воспитательных мер по духовно-нравственному обогащению учащихся.
Судя по материалам международных Рождественских чтений и других конференций, посвященных вопросам воспитания, многие видные деятели
'Александрова И.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 7-8
образования (В.М. Филиппов, Н.Д.Никандров, В.И. Стражев и др.) связывают возрождение Отечества с возрождением традиционных религий и в первую очередь православия. Все большее число педагогов прибегает к сотрудничеству с представителями православной церкви, используя в своей работе воспитательный опыт воскресных школ, монастырей. По всей стране активизируется работа в этом направлении: создаются новые православные образовательные учреждения, вводятся предметы по православному образованию в школах, осуществляется приобщение к историческим и культурным корням России, неотделимым от православия. Россия многонациональна, и наряду с возрождением православия осуществляется также развитие других традиционных для России конфессий, возобновляют работу мусульманские, иудейские школы.
Традиционные религии содержат в себе мощный духовно-нравственный потенциал. Анализ имеющихся в России конфессий (православия, иудаизма, ислама) выявляет многие общие духовные ценности - стремление к Богу, любовь к ближнему, святость и нерасторжимость брака, воздержание, высокие нравственные идеалы, учение о душе, о бессмертии и др. Главный вопрос - как рационально использовать этот потенциал в современных условиях.
В данной работе проводится комплексное исследование особенностей, условий и принципов православной педагогики, опыта воспитания учащихся в современных православных образовательных учреждениях, а также возможности использования элементов православного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Несмотря на большое количество литературы по православному воспитанию, опыт воспитательной работы в современных православных учебных учреждениях не получил научного обобщения, не исследованы возможность и эффективность проведения такой воспитательной работы в условиях общеобразовательных учреждений. Рассматриваемый нами подход к организации воспитания с использованием духовно-нравственных ценностей
православия не является, конечно, единственным, это лишь один из возможных вариантов, мало изученный в настоящее время, но вызывающий большой интерес и неоднозначные оценки в современном обществе.
Теоретическое и научное обоснование методов и способов
православного воспитания и возможности их использования в современных условиях становятся крайне актуальными в условиях педагогического поиска путей формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, что обусловило выбор темы исследования: «Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся».
Объект исследования - процесс воспитания учащихся православных и общеобразовательных учебных заведений.
Предмет исследования - способы и средства православного воспитания и их влияние на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся православных и общеобразовательных учреждений.
Цель исследования - раскрыть воспитательные возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся православных и светских образовательных учреждений.
Гипотеза исследования
Если в содержание образовательного процесса учащихся общеобразовательного учреждения включить мероприятия:
- по теоретическому знакомству с нравственными основами православной
культуры;
- по развитию самоанализа и умения проводить аналогии между
теоретическим знанием православной культуры и собственным поведением;
- по практической реализации духовно-нравственных ценностей
православной культуры в своей жизни (мыслях, чувствах и поступках), то это
будет способствовать формированию устойчивой системы духовно-
нравственных ориентации учащихся. Об этом будут свидетельствовать четкие
представления о смысле жизни и духовно-нравственных идеалах, способность разграничивать в жизни наиболее значимые положительные и отрицательные ценности, представления о значимости семейных отношений, осознание своих обязанностей, развитость патриотических чувств, следование моральным нормам.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность православного воспитания, изучить его
историческое развитие и современное состояние;
2) провести сравнительный анализ ценностных ориентации учащихся
православных (Тюменское духовное училище и Тюменская православная
гимназия) и светских общеобразовательных учреждений;
3) разработать и реализовать в общеобразовательной школе программу по
духовно-нравственному воспитанию с использованием элементов
православной культуры; проследить динамику изменений духовно-
нравственных ценностей учащихся.
В ходе исследования использовались методы:
теоретического уровня - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, обобщение, прогнозирование;
эмпирического уровня - психологическое тестирование, анкетирование, психолого-педагогическое наблюдение, собеседования, изучение продуктов деятельности школьников, методы качественной и количественной оценки и интерпретации результатов.
Теоретической основой исследования явились положения педагогических и психологических теорий воспитания (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили, Х.И. Лийметс, А.В. Мудрик, Ф.В. Крон и др.), исследования ценностных ориентации и механизмов их формирования (В.П. Тугаринов, А.А. Ручка, А.Г. Здравомыслов, Б.Г.
Ананьев, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев), особенностей православного воспитания (В.В. Зеньковский, Е.Е. Пестов, И.А. Ильин, Л.В. Сурова, Евг. Шестун, Платон Игумнов, св. Иоанн Кронштадтский и др.); исторического анализа православного воспитания (П.Ф. Каптерев, А.В. Карташев, Е.Е. Голубинский, П.В. Знаменский, Н.Д. Тальберг, И.К. Смолич, Н.И. Пирогов и др.), идеи о необходимости возрождения православия и православного воспитания в современных условиях (В.М. Филиппов, Н.Д. Никандров, В.И. Стражев, Л.В. Сурова, И.Я. Яковлев и др.), методологические основы православного воспитания (И.А. Ильин, Е.Е. Пестов, Л.В. Сурова, Т.Н.Симонова, прот. Артемий Владимиров и др.)
Этапы исследования:
На первом этапе (2000 - 2001 гг.) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по теме исследования, сформулирован первый вариант рабочей гипотезы, разработан инструментарий ее проверки.
На втором этапе (2001 - 2003 гг.) проводились изучение результативности систем православного и светского воспитания, опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся, развитию их способности к самоанализу и умения применять воспринятые нравственные ценности в повседневной жизни.
На третьем этапе (2003 г.) осуществлялись сбор, обработка и сравнительный анализ результатов исследования, формулировались выводы. Проводилась работа по литературному оформлению диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились Тюменская православная гимназия, Тюменское духовное училище, гимназия ТГУ, гимназия №21, средние школы № 31 и №63 г. Тюмени.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на научную методологию, использованием системного подхода к исследованию проблемы, апробацией важнейших идей,
применением методов, адекватных целям и задачам исследования, и разнообразных методик качественной и количественной оценки и интерпретации результатов.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и полученные результаты исследования освещались автором в выступлениях на девятых международных Рождественских чтениях (г. Москва, 2001 г.), межрегиональном научно-практическом семинаре «Гуманная педагогика и духовный мир учителя» (г. Тюмень, 2001 г.), международной научно-практической конференции «Славянские духовные традиции в Сибири» (г.Тюмень, 2002 г.), областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (г. Тюмень, 2003 г.). Теоретические положения и эмпирические данные диссертации использовались в процессе проведения семинарских занятий по' курсу' «Педагогическая антропология», при проведении в общеобразовательной школе №63 спецкурса «Уроки нравственности на основах православия».
Научная новизна исследования состоит в следующем.
1. Выявлена продуктивность системы воспитательных мероприятий,
проводимых в православных учебных учреждениях, как взаимосвязанных,
интегративных компонентов единой воспитательной системы, построенной по
принципу единства теоретических познаний и практической деятельности,
охватывающей все сферы жизни воспитанников: учебу, семью, досуг.
Установлены основные различия в ценностных ориентациях учащихся православных и светских учебных заведений, отражающие специфику содержания проводимого в них воспитания. Кроме религиозных ценностей, у учащихся православных учреждений лучше сформированы альтруистические, патриотические, моральные ценности, содержательно богаче их представления о духовно-нравственных идеалах и смысле жизни.
Разработана и экспериментально проверена в общеобразовательной школе программа по духовно-нравственному воспитанию, включающая в себя
изучение культурологических, личностно и социально ориентированных проблем и выполнение практических заданий по реализации православных духовно-нравственных ценностей в реальной жизни.
4. Доказана эффективность использования следующих элементов православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся светских школ: ознакомления с духовно-нравственными основами православной культуры, нацеленного развития самоанализа и умения проводить аналогии между теоретическими знаниями и собственным поведением, организации практической деятельности по реализации духовно-нравственных ценностей.
Теоретическая значимость исследования:
Раскрыт механизм православного воспитания, заключающийся в интериоризации духовно-нравственных ценностей, определяющих мировоззрение и поведение воспитанника.
Обоснованы средства, методы и формы православного воспитания, применяемые с целью развития у воспитанника способности к самоанализу, самоконтролю и добротворчеству через изучение духовно-нравственных основ православия, приобщение к таинствам церкви, участие в соборной церковной жизни, благотворительной деятельности и др. Содержание и методика воспитания в светских школах существенно обогащены за счет использования из арсенала православной культуры историко-культурологической, социально и личностно ориентированной информации, опыта постоянного обращения к внутреннему миру учащихся, способов побуждения их к нравственным поступкам и включения в благотворительную, социально значимую деятельность.
Выявлены имеющие глубокий воспитательный потенциал общие нравственные ценности православия, иудаизма и ислама: вера в единого Бога, в бессмертие души, загробное воздаяние, целомудрие, трезвость, трудолюбие, добротворчество, значимость семьи, уважение старших, доброжелательное
отношение к другим религиям, любовь к своему народу, его традициям, уважение памяти предков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны:
- рекомендации по использованию в общеобразовательных учреждениях
духовно-нравственного потенциала православной культуры;
- программа факультативного спецкурса «Уроки нравственности на
основах православия»;
планы проведения занятий (уроков);
система практических заданий;
критериально-оценочный инструментарий. Положения, выносимые на защиту
1. Православное воспитание - это систематическая деятельность, направленная на формирование у воспитанников знаний основ православного вероучения и устойчивой системы духовно-нравственных ценностей, определяющих их мировоззрение, поведение и поступки. Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется благодаря механизму интериоризации, который состоит из следующих этапов: 1) формирование теоретических представлений о духовно-нравственных ценностях; 2) перевод духовно-нравственных ценностей в структуру личности через самоанализ, самооценку; 3) внутреннее согласие и готовность следовать духовно-нравственным ценностям в жизни; 4) включение личности в деятельность, имеющую нравственно ценную направленность (практическая реализация духовно-нравственных ценностей); 5) самоконтроль и самокоррекция в соответствии с духовно-нравственными ценностями. Успешность «запуска» этого механизма зависит, с одной стороны, от подготовленности и мастерства педагогов, поддержки семьи и сверстников, с другой - от эмоционального отклика учащихся, понимания и принятия ими духовно-нравственных ценностей православия.
2. Используемые в православных учебных учреждениях формы воспитательной работы обладают мощным воспитательным потенциалом: приобщение к таинствам церкви (например, исповедь), построение жизни по церковному календарю, посещение богослужений и участие в них, изучение православной духовной литературы, трудовая деятельность (послушания), благотворительная деятельность, участие в церковной жизни и др. Они создают особую воспитательно-развивающую среду, обеспечивающую духовно-нравственное созревание личности. Используемые православные воспитательные мероприятия представляют собой интегративную воспитательную систему, связующим звеном которой является единство церкви, семьи и школы. Изучение истории и религиозной культуры страны (архитектуры, хорового пения, иконописи, агиографии) способствует повышению общего культурного и нравственного уровня личности, развивает чувство патриотизма. Участие в религиозных таинствах и традициях формирует чувство соборности (общности) не только с современниками, но и с предыдущими поколениями, обеспечивая преемственность и связь поколений.
3. Ценностные ориентации учащихся православных и
общеобразовательных учреждений существенно различаются. У учащихся
православных учреждений более ясные представления о смысле жизни, о
духовно-нравственных идеалах, более стабильно внутреннее психическое
состояние. У них сильнее выражены альтруистические чувства, самоконтроль и
самодисциплина, снижена агрессивность. Религиозные и нравственные
ценности обусловливают их представления о нерасторжимости брака,
ориентацию на стабильные, здоровые семейные отношения, что проявляется в
поведении, внешнем виде и во взглядах на добрачные отношения между
юношей и девушкой.
4. В условиях общеобразовательной школы формирование духовно-
нравственных ценностей учащихся успешно реализуется: а) в процессе
изучения нравственных основ православной культуры в рамках
факультативного спецкурса по духовно-нравственному воспитанию; б) при выполнении практических заданий, направленных на формирование способности к самоанализу, самокоррекции. Приобщение к духовно-нравственному потенциалу православной культуры возможно в процессе изучения истории, литературы, художественного и музыкального искусства.