Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии 17
1.1 Философско-психологические аспекты развития у личности осознанного отношения к собственной жизненной стратегии 17
1.2 Педагогические аспекты становления у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии при изучении ими иностранного языка 54
Глава 2. Пути и средства воспитания у студентов осознанного отношения к выстраиванию и осуществлению собственной жизненной стратегии как фактор их личностного саморазвития на занятиях по иностранному языку 95
2.1 Использование приемов и форм обучения английскому языку, активизирующих рождение у студентов личностного смысла жизнедеятельности 95
2.2 Вовлечение студентов в диалогическое общение как встречу смыслов, развивающее у них ценностное отношение к миру 119
2.3 Реализация поискового подхода к организации обучения иностранному языку как условие развития ответственности и творческого мышления студентов 135
Заключение 153
Библиография 158
Приложение 178
- Философско-психологические аспекты развития у личности осознанного отношения к собственной жизненной стратегии
- Педагогические аспекты становления у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии при изучении ими иностранного языка
- Использование приемов и форм обучения английскому языку, активизирующих рождение у студентов личностного смысла жизнедеятельности
- Вовлечение студентов в диалогическое общение как встречу смыслов, развивающее у них ценностное отношение к миру
Введение к работе
Динамика развития современного общества характеризуется поворотом к человеку, его жизненному пути как пути "вызревания" личности, с одной стороны, и "авторскому прочтению социальных норм жизни", с другой. Сегодня человек может стать личностью, лишь научившись осознанно помещать точку опоры нравственного и духовного самоосуществления внутри себя, не позволяя манипулировать собственным сознанием, достраивая собственную индивидуальность сообразно личностному смыслу жизнедеятельности. Его способность сознательно строить и осуществлять свой жизненный путь становится важнейшим фактором общественного развития.
И если изменения в обществе определяются личностным фактом, то именно ценность личности, развитие ее способностей, актуализирующих осознанное отношение к собственной жизненной стратегии, должно стать основополагающим посылом преобразования образовательного процесса.
Данная проблема является актуальной для высшего образования, т.к. вуз становится контекстом развития личности для многих выпускников школ, зачастую смирившихся с бессодержательностью жизни и невостребованностью их сущностных сил вследствие социально обусловленного отхода образования от цели воспитания уникальной, целостной и свободной личности, способной осознанно выстраивать и осуществлять собственный жизненный путь.
Вопрос о воспитании у человека осознанного отношения к собственной жизненной стратегии как интегративной личностной характеристики, оказывающей влияние на способ самоосуществления человека в современном обществе, не был предметом специального исследования в педагогике.
Однако в научной литературе существуют и развиваются идеи, которые могут служить предпосылками для разработки концептуальных положений, обосновывающих эффективность педагогических условий воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии в педагогическом процессе вуза.
С целью наиболее полного обоснования актуальности и определения степени изученности данной проблемы мы обратились к анализу философских, психологических и педагогических работ разных лет и направлений.
Наше понимание термина "жизненный путь личности" обусловлено обращением к трудам С.Л.Франка, А.Ф. Лосева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, В.Вышеславцева, раскрывающих сущность уникальности жизненного пути личности и особенность его осуществления как нравственное и духовное становление человека, описывающих феноменологическую сущность жизненного пути человека во взаимосвязи с идеями всечеловечности, всеединства, соборности, поступка, как со-бытия.
Осмыслить феномен жизненного пути личности и истоки осознанного к нему отношения нам помогли труды российских и зарубежных философов, исследующих бытие человека посредством категорий "духовность", "свобода", "ответственность" как "три экзистенциала человеческого существования" (В.Франкл), как способы выстраивания человеком своей личностной стратегии в мире сложных жизненных отношений (И.Кант, Н.А.Бердяев, М.Бубер, К.Ясперс, М.Хайдеггер и др.).
Мы выяснили, что важнейшим условием осуществления жизненного пути человека в философии признается его активная позиция в строительстве себя, внутренняя потенция к развитию и саморазвитию, способность "создавать самого себя", стремление стать выше и больше мира в самореализации феноменального предназначения своего существования (С.Кьеркегор, Н.О.Лосский, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.А.Бердяев и др.). Дополнительную грань высветили размышления М.М.Бахтина, М.К.Мамардашвили о поступке как способе осуществления себя в контексте творческой уникальности жизнеосуществления.
Значительную ценность для нашего исследования представляют работы, посвященные "диалогу культур", межличностному диалогу как необходимому условию, обеспечивающему смысловое взаимодействие в процессе осознанного самоосуществления личности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Г.С.Батищев, Б.П.Вышеславцев и др.).
Обращение к работам в области философской антропологии и психологии человека позволило обосновать наши подходы к пониманию общения как универсальной реальности (М.С.Каган, М.Хайдеггер, Г.Гурджиев и др.), в которой зарождаются (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) и существуют в течение всей жизни (В.Н.Мясищев) отношения человека к себе, собственной жизни, окружающему миру, характеризующие аксиологический аспект его жизнеосуществления.
Раскрыть сущность и обосновать психологические механизмы развития у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии помогли своими исследованиями о человеке как субъекте собственной жизни, о связи сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн); о влиянии личностного смысла на направленность личности (Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, Е.Л.Доценко, Е.Е.Насиновская, А.В.Запорожец); о надситуативной активности субъекта деятельности (В.А.Петровский), о динамике взаимодействия личности и общества (К.А.Абульханова-Славская).
Обращение к работам отечественных и зарубежных психологов К. Хорни, А.Адлера, Э.Фромма, О.С.Васильевой, Е.В.Шелобановой, Е.А.Демченко, Ю.М.Резника, Т.Е.Резник, T.Kasser, R.M.Ryan, А.А.Кроник и др. позволило нам обосновать качественные и количественные характеристики жизненной стратегии личности, проследить диалектическое единство, в котором находятся осознание жизненного пути с личностным становлением студентов.
Особенности осознанного выстраивания жизненного пути как духовного самодостраивания рассмотрены нами на основании работ А.Маслоу, К.Роджерса о процессе восхождения к идеальному "я", А. Менегетти о поиске внутреннего критерия in se, С.Л.Рубинштейна о восхождении к самому себе лучшему, Л.С.Выготского о духовной вертикали самосозидания, В.А.Петровского о личностно-образующем движении, Ю.М.Орлова о развертывании своей индивидуальности.
Теоретические основы гуманистического подхода в воспитании осознанного отношения к жизненному пути личности, ее уникальности и неповторимости заложены в работах Я.А.Коменского, С.И.Гессена, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, К.Н.Вентцеля, которые указывали на необходимость признания ребенка центром педагогического процесса, рассматривали свободное воспитание как источник внутреннего дополнительного потенциала, заложенного природой в каждом ребенке, признавали развитие творческой активности духа как приоритета в воспитании, а сущность педагогической деятельности в оказании помощи ребенку в его саморазвитии. Мысль о самодеятельности и ее роли в осуществлении жизненного пути личности П.Ф.Каптерева, идея воспитания и обучения как пробуждение внутренней активности, самостоятельности, ответственности за личностный выбор учащихся в наследии А.Дистерверга, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, философия откровенного доверительного общения педагога и детей, их глубокая духовная связь в жизни и творчестве В.А.Сухомлинского были взяты нами за основу исследования сущности воспитания у студентов осознанного отношения к собственному жизненному пути.
Современные исследователи в области педагогики признают роль открытого и доверительного взаимодействия педагога и воспитанников в развитии ценностного отношения воспитанников к себе, собственной жизни, окружающему миру (В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, А.Н.Тубельский, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, С.Д.Поляков, Л.А.Степашко, Ш.А.Амонашвили и др.), рассматривают диалогическое общение как несущее конкретный смысл, ценности, значимость для субъектов взаимодействия (С.А.Шеин, И.Н.Горелов,
К.Ф.Седов, В.В.Горшкова и др.), связывают вопросы личностного становления студентов с развитием творческого ответственного мышления (А.А.Вербицкий, М.В.Кларин, В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, В.В.Сериков и др.), активизацию рождения личностного смысла жизнедеятельности с процессом смыслового взаимодействия в культуре (Н.Б.Крылова, А.А.Реан, Н.В.Бордовская и др.). Эти положения взяты нами за основу при выведении и обосновании педагогических условий гипотезы.
Качества учителя, которые, по нашему мнению, способствуют рождению личностного смысла жизнедеятельности, развитию ценностного мироотношения и творческой ответственности студентов в процессе воспитания у них осознанного сомоотношения анализируются в трудах B.C. Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильина, С.Д.Полякова,
Г.П.Звенигородской и др.
Наиболее близкими нашему исследованию являются идеи саморазвития личности, разрабатываемые Л.Н.Куликовой и ее учениками Е.Л.Горбатюк, Е.Г.Врублевской, Г.П.Звенигородской, А.В.Щеголевой, Т.И. Барышниковой, О.Л.Подлиняевым, Е.Л.Федотовой, О.П.Ни, Н.А.Петровой и другими, которые рассматривают саморазвитие как проявление свободной воли человека, "основной путь движения его к личностной зрелости".
Изучение литературы по теме нашего исследования показало, что проблема воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии как фактора их личностного саморазвития системно не изучается, есть лишь отдельные подходы, основанные на философских, психологических и педагогических исследованиях: о роли смысла в осуществлении собственной жизни (В.Франкл), о духовной сущности человека и авторстве его жизненного пути (Н.А.Бердяев, Хайдеггер, М.Бубер), о жизни как длящемся поступке, "нравственном напряжении" (М.М.Бахтин, М.К.Мамардашвили), о жизненном пути как целостном человеческом движении вверх, к этическому, социальному, психологическому (С.Л.Рубинштейн), о развитии смысловой сферы человека и ее влиянии на процессы осознания жизни (Д.А.Леонтьев, Е.В.Шелобанова, Е.А.Демченко, О.С.Васильева), об активности личности, ее социальном мышлении как основе жизненной стратегии (К.А.Абульханова-Славская), о необходимости создания микросреды, позволяющей осуществить переход к "ориентации на себя" (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов) идеи гуманистической педагогики о самоценности личности воспитуемого (К.Н.Вентцель, Е.В.Бондаревская, Л.А.Степашко, Л.Н.Куликова), о рефлексии как основе самодетерминации и как механизме саморазвития личности (Г.П.Звенигородская, О.С.Газман, М.А.Данилов).
Но до сих пор нет целостной, интегрирующей названные идеи теоретической концепции, которая бы смогла разрешить проблему создания педагогических условий воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии как фактора его личностного саморазвития.
Назрела необходимость разрешить противоречие между осознаваемой педагогами потребностью развития у студентов осмысленного отношения к выстраиванию и осуществлению собственного жизненного пути и отсутствием разработанных в науке соответствующих теоретических положений о сущности воспитания у личности осознанного отношения к собственной жизненной стратегии.
Основное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление концептуальных основ, психолого-педагогических критериев, педагогических условий, которые могут быть взяты за основу для эффективного процесса воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии.
Социальная востребованность, практическая значимость и вместе с тем недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: "Воспитание у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии".
В качестве объекта исследования нами определено личностное становление студентов в педагогическом процессе вуза.
Предметом исследования являются совокупность педагогических условий воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии как фактора их личностного саморазвития в процессе изучения английского языка.
Целью исследования мы избрали теоретическое обоснование педагогических условий воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии как фактора саморазвития в образовательном процессе вуза и экспериментальной их проверки.
Исходя из цели исследования нами были определены следующие задачи исследования: раскрыть и теоретически обосновать сущность осознанного отношения личности к собственной жизненной стратегии как психолого-педагогического феномена, педагогических условий и факторов эффективного воспитания у студентов осознанного самоотношения к собственному жизненному пути в процессе изучения ими иностранного языка; определить и обосновать критерии воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии; разработать в адрес педагогической практики вуза научно-методические рекомендации по воспитанию у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии при изучении ими иностранного языка.
В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза:
Осознанное отношение личности к собственной жизненной стратеги - это сложная интегративная характеристика и свойство личности, "базовый компонент личностной культуры" (О.С.Газман), определяющий формирование его ценностно-смыслового ядра, детерминирующий смысложизненные ориентации и способ жизнеосуществления. Изучение иностранного языка, побуждающее студента к осмыслению самого себя и перспектив собственного развития в пространстве межкультурной коммуникации, обладает возможностями особого влияния на становление его осмысленного отношения к собственной стратегии жизни. Осознанное отношение личности к собственному жизнеосуществлению выступает фактором личностного саморазвития студентов.
Воспитание у студентов осознанного отношения к собственному жизненному пути, характеризующееся духовными и культурными смыслами, ценностным мироотношением, творческой ответственностью может успешно развиваться на занятиях по иностранному языку, когда используются приемы и формы обучения, активизирующие рождение личностного смысла жизнедеятельности студентов; обучение осуществляется как диалогическое взаимодействие, как встреча смыслов в развитии у личности ценностного отношения к миру, самому себе, собственной жизни; реализуется поисковый подход к обучению, развивающий способность студентов к принятию творческих ответственных решений. Методологическую основу исследования составляют: - философские гуманистические идеи о духовной сущности человека и его жизненного пути, о духовности, свободе и ответственности как источниках осознанного отношения человека к собственной жизни (Н.А.Бердяев, М. Хайдеггер, М.Хайдеггер, В.Франкл, К. Ясперс, Ж.П.Сартр и др.); принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), предполагающий, что жизнедеятельность субъекта и его сознание образуют органическое целое (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Н.Леонтьев и др.); - идеи психологии смысла о детерминации жизнедеятельности личности ее личностным смыслом, о влиянии развития смысловой сферы личности на ее жизнетворчество (Д.А.Леонтьев, Б.С. Братусь, Е.Л. Доценко и др.); - идея общения как универсальной реальности, в которой зарождаются и существуют отношения человека к окружающему миру и его поведение (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.И.Мясищев); положения герменевтики о языке как среде герменевтического опыта личности (Х.-Г. Гадамер, М.М.Бахтин и др.); идеи педагогики саморазвития (В.И.Андреев, Л.Н.Куликова, О.С.Газман, Е.А.Федотова, Е.В.Шишмакова др.), в том числе о развитии способностей как процессе проявления творческого применения новаторской позиции самого человека, о личной ответственности за собственное духовно-нравственное самодостраивание, о качествах личности педагога, способного к гуманному взаимодействию с воспитуемыми. идеи гуманистической педагогики о диалогическом общении как свободном, духовном, культурном межличностном взаимодействии, способствующем рождению личностного смысла жизнедеятельности (Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, Л.И.Новикова, С.Д.Поляков и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме осознанного выстраивания личностью собственной жизненной стратегии как фактора его саморазвития на философском, социопсихологическом и педагогическом уровнях, психолого-педагогическая диагностика экспериментальных и контрольных групп, наблюдение, устный и письменный опрос (анкетирование, беседа), психологическое тестирование, контент-анализ письменных работ студентов, опытно-экспериментальная работа, анализ собственного педагогического опыта исследователя.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - исследованы теоретико-методологические основы феномена «осознанное отношение личности к собственной жизненной стратегии»; - выявлена его роль как фактора личностного саморазвития; - осознанное отношение личности к собственной жизненной стратегии впервые охарактеризовано как интегративная характеристика личности, определяющая формирование его ценностно-смыслового ядра, детерминирующего смысложизненные ориентации и способ жизнеосуществления; выявлены и научно обоснованы педагогические условия и критерии воспитания у студентов осознанного отношения к выстраиванию и осуществлению собственного жизненного пути в процессе изучения ими иностранного языка; рассмотрены возможности влияния иностранного языка на развитие жизненной стратегии студента.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: в обосновании феномена «осознанное отношение личности к собственной жизненной стратегии» как педагогического явления, находящегося одновременно в эмоционально-чувственном, духовно-ценностном и в деятельностно-практическом полях личности; в рассмотрении воспитания у личности осознанного отношения к собственной жизненной стратегии как фактора личностного саморазвития; - в теоретическом обосновании концепции воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии, включающей закономерности этого процесса; - в разработке педагогических принципов эффективности воспитания устудентов осознанного отношения к выстраиванию и осуществлению собственного жизненного пути; - во вкладе в теорию педагогической поддержки саморазвития личности. Исследование имеет практическую значимость, которая связана с содержащимися в ней научно обоснованными рекомендациями по организации педагогических условий эффективного воспитания у студентов осознанного отношения к собственному жизненному пути; апробацией методики проведения занятий по иностранному языку, обеспечивающей развитие у
Ф студентов осознанного самоотношения. В работе определены критерии, * которые могут служить ориентирами для практической реализации выявленного комплекса психолого-педагогических условий становления осознанного отношения студентов к собственному жизненному пути. На основе исследования подготовлены научно-методические рекомендации по развитию у студентов кросс культурной компетентности в процессе воспитания у них ^ осознанного отношения к собственной жизни.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью исследовательских методов его целям, задачам, феномену осознанного отношения студентов к собственной жизненной стратегии в процессе изучения ими иностранного языка. Результаты работы были получены на основе анализа фактического материала, собранного и проанализированного в течение трех лет проведения ^ исследовательской работы со студентами факультетов "Международные экономические отношения" ("МЭО") и "Аудитор" Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП), а также собственного опыта работы исследователя в качестве руководителя и учителя английского языка в Лингвистической школе г. Амурска, преподавателя кафедры иностранных языков и межкультурной деловой коммуникации ХГАЭП.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Осознанное отношение личности к выстраиванию и осуществлению собственного жизненного пути является интегративной личностной характеристикой, "базовым компонентом личностной культуры", определяющим иерархию ценностей личности, детерминирующим смысложизненные ориентации и способ ее жизнеосуществления, регулирующий поведение человека в условиях социального взаимодействия.
Осознанное, наполненное личностным смыслом жизнедеятельности, духовными и культурными смыслами, характеризующееся ценностным м мироотношением и творческой ответственностью отношение личности к » выстраиванию и осуществлению собственной жизненной стратегии '* активизирует процесс его личностного саморазвития.
2. Сущность эффективного воспитания у студентов осознанного отношения к собственной стратегии жизни определяется как создание педагогических условий, при которых актуализируется рождение личностного смысла жизнедеятельности, развивается и поддерживается позитивное, эмоционально- ж ценностное мироотношение, индивидуально неповторимый путь становления личности субъектом собственного жизнетворчества, способность студентов к принятию ответственных творческих решений.
3. Основными педагогическими условиями, поддерживающими и углубляющими осознанное отношение студентов к собственной жизненной стратегии на занятиях по иностранному языку выступают: - использование методов и форм обучения, активизирующих рождение - личностного смысла жизнедеятельности студентов; - организация диалогического взаимодействия как встречи смыслов, способствующего развитию у студентов ценностного мироотношения; - реализация поискового подхода к организации обучения, развивающего "творческую ответственность" студентов.
Основными педагогическими факторами воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии в образовательном процессе являются: фактор субъектного опыта, фактор личностного смысла жизнедеятельности, фактор взаимодействия на ценностно- личностном уровне. Организация исследования:
Организация исследования проводилась поэтапно, в течение 1997 - 2002 гг. 1 этап - констатирующий - 1997-1999 гг.: изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме саморазвития личности, оформлялись общие очертания концепции осознанного отношения личности к собственной жизненной стратегии, разрабатывался научный ~ аппарат, вырабатывалось представление об объекте и предмете исследования, ^ определивших научную проблематику работы, анализировались научные и >Ш методические исследования и публикации, закладывалась опытно- экспериментальная работа. этап - апробирующий - 1999-2001гг.: основываясь на итогах первого этапа, были сформулированы концептуальные идеи, выдвинута рабочая гипотеза, продолжалась опытно-экспериментальная работа, отбирались наиболее эффективные методики определения предпосылок и анализа динамики, особенностей воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии. Пилотный эксперимент осуществлялся на базе Лингвистической школы г.Амурска. Опытно-экспериментальная работа шла на базе факультетов" Международные экономические отношения", "Аудитор" ХГАЭП. Уточнялась концепция исследования, анализировались и систематизировались полученные материалы. этап - итоговый: 2001-2002гг.: подводились и анализировались итоги опытно-экспериментальной работы, были сформулированы основные выводы, подготовлены методические рекомендации. Апробация работы и внедрение результатов исследования
Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях: 4-я Международная конференция преподавателей иностранного языка как иностранного "Quality in English teaching" (Благовещенск, АмГУ, 2002); Международная конференция по модели ООН для студентов и преподавателей вузов (Сан-Франциско, Chapman University, 2001); внутривузовская научно-практическая конференция "Совершенствование языковой подготовки специалистов" (Хабаровск, ХГАЭП, 2000); Международная сессия "Ценностные основы гражданского воспитания" (Хабаровск, 2000); 3-я Международная конференция преподавателей английского языка "People, languages and cultures in the 3-d Mellinium" (Владивосток, 2000); Сессия для выпускников американских программ по дебатам (Санкт Петербург, ЛГУ, 2000); Международная научная конференция "Запад-Восток: Образование и наука в XXI веке" (Хабаровск, ХГПУ, 2000); Научный симпозиум "Россия на пороге XXI века" (Хабаровск, ХГАЭП, 1999); Международная конференция преподавателей английского языка "Teaching Englishes: Preparing for the 21st century" (Хабаровск, ХГПУ, 1988).
Результаты работы отражены в публикациях автора в научно-методических сборниках материалов конференций, научно-методических рекомендациях к курсу "Язык и культура" для студентов факультетов "Международные экономические отношения", "Аудитор", "Менеджер" Хабаровской государственной академии экономики и права. Материалы диссертации были положены в основу проведения ряда курсов и семинаров для преподавателей иностранных языков на базе Краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, кафедры иностранных языков и межкультурной деловой коммуникации Хабаровской государственной академии экономики и права, кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета.
Структура диссертации отражает общую логику исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Философско-психологические аспекты развития у личности осознанного отношения к собственной жизненной стратегии
Воспитание осознанного отношения личности к собственной жизненной стратегии становится важнейшей задачей педагогики, потому что осознанный, наполненный культурными и духовными смыслами, характеризующийся ценностным мироотношением, творческой ответственностью способ "личностного проживания в мире" каждого воспитуемого ведет к качественному росту социальных связей, усилению духовного начала в личности и обществе, не позволяет манипулировать сознанием людей, противостоит "омассовлению".
Чтобы решить данную научную задачу, необходимо рассмотреть ее методологические основания.
Обращение к философии необходимо для выявления смыслов и сущности осознанного отношения личности к собственной жизненной стратегии личности, определения истоков ее осуществления как самомотивированного и самоответственного процесса.
Так, жизненная стратегия личности связана с личностной траекторией развития человека как "восхождения к индивидуальности", с деятельностнои основой жизнетворчества личности, преобразующей предметную действительность и самое себя, с динамикой взаимоотношений личности и общества, с ценностным содержанием взаимоотношений личности с собой и окружающим миром, с осознанием и развитием личностью своих потенциальных способностей и мотивов к самопознанию и саморазвитию. В философии сложилась определенная совокупность идей, подходов к пониманию истоков осознанного выстраивания личностью собственного жизненного пути. Так, в качестве основного истока осознанного самоосуществления личности экзистенциальная философия признает духовность личности, имеющую особое внеприродное существование, хотя в ней есть и природный, и социальный, и космический состав. Человек, утверждают философы-экзистенциалисты Н.А.Бердяев, М.Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, не только социальный индивид, погруженный в социальное окружение, а прежде всего духовное существо, выделяющееся из всего состава универсума своей способностью разрывать непрерывность казуальных серий мира и в этом зазоре трансцендирования, свободы посредством собственного проекта своего способа быть в мире самоопределяться, "давая себе факты" и беря их "на себя" (М.Хайдеггер).
Проблема духовной зрелости личности как признака ее осознанного отношения к выстраиванию собственной жизни является, на наш взгляд, чрезвычайно значимой в контексте осмысления ее качественной характеристики, т.к. не полно осознающая себя "массофицированная" личность обречена на примыкание к толпе либо отчуждению от нее, на биологическую мотивировку поведения, на движение в никуда без оглядки на мораль, духовность и культурные нормы.
В связи с этим для нас значимыми являются положения экзистенциальной философии о том, что предназначением человека является его труд над собой, духовное восхождение к сверхличностным целям саморазвития, самообогащения через творческие акты, находя источник сил "в бытии ее (личность) превышающем". Духовность в экзистенциальной философии выступает как "транссубъективное", как идеальный комплекс духовных (а не только общественно-исторических норм и ценностей), противостоящее конкретному человеку или обществу как "заданность", "долг" (Г.В. Марсель). Духовно нравственные характеристики человека, его жизненного пути утверждаются В.С.Соловьевым: "Личность есть сила, разумно познающая и нравственно действующая"[233.С203]. Духовность человека — итог его трансцендирующих усилий. Последнее, по замечанию М.Мамардашвили, есть "способность или готовность расстаться с самим собой" [163. С. 11].
Нам близки, в контексте нашего исследования, следующие определения духовности: - духовность как позиция личности по отношению к системе высших смыслов (СЛ.Франк); - духовность как непрерывный выбор между личностно и социально ценным (Н.А.Бердяев); - как реализация отношений понимания, безусловного принятия самого себя и других людей (Г.Гадамер); - как смыслотворчество, "осмысляющее мышление" в отношении к миру (М.Хайдеггер); - как определенный вектор личности, внутренняя ориентация в мире ценностей, самоопределение в ценностях высокого порядка (Л.П.Буева). Свобода, как и духовность, также является в философии важнейшим истоком осознанного выстраивания личностью собственного жизненного пути. "Только тот встречается с судьбой, кто претворил в действительность свободу", - пишет Н.А.Бердяев [26.С.45]. Диапазон трактовки роли свободы в осуществлении жизненного пути человека очень широк: от полного отрицания свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до основания "бегства от свободы " (Э.Фромм) в условиях современного цивилизованного общества. Осмысливая свободу как условие полноты личностного самоосуществления, Кант приходит к выводу о взаимодополнительности свободы и нравственности человека, утверждает принцип "завоевания свободы" через установление нравственных отношений между людьми [113]. Принципиально важной для нашего исследования является мысль А.Н.Бердяева о том, что свобода не может быть никем и ничем определена, она абсолютна и является категорией ч% "духовной и этической". Однако свобода выбора и осуществления жизненной стратегии может вылиться в полный произвол, если она не сочетается с ответственным к ней отношением. "Свобода — это ответственность, вот почему ее так боятся, — писал Э.Фромм, — без свободы и ответственности невозможно достижение аутентичного существования и самоосуществления личности". В философии в таком случае говорят об автономии "самозаконности" личности как способности человека возводить в принцип самостоятельно выработанные нормы жизни и добровольно им следовать.
Педагогические аспекты становления у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии при изучении ими иностранного языка
Осознанное отношение личности к собственному жизненному пути как интегративное свойство личности включает целеполагающий, % аксиологический, содержательный, эмоционально-волевой, практический компоненты, которые отражают ее цели и намерения, ценности и идеалы, знания и когнитивные процессы, установки и способы взаимодействия с собой и окружающим миром в целом, в результате развития и взаимодействия которых происходит реальное расширение, качественное преобразование внутренних потенциалов каждого из них, влияние на состояние их общности, -, характер взаимоотношений, активизируя, по убеждению Л.Н. Куликовой, тем 0 самым процесс саморазвития личности как "целенаправленное, многоаспектное самоизменение личности, служащее цели ее максимального духовно нравственного и деятельно-практического самообогащения и саморазвертывания" [136.С.228]. На основании интегрированных представлений об истоках и психологической сущности осознанного отношения личности к собственной жизненной стратегии, мы вывели следующие характеристики данного свойства личности: целеполагающий компонент его состоит в стремлении человека к обретению себя как уникальной, самостоятельной личности путем обращения к таким истокам, как свобода, ответственность, духовность, целостность; аксиологический компонент осознанного отношения личности к собственной жизненной стратегии ориентирует ее на приоритет таких ценностей, как способность делать самостоятельные выборы, нести за них полую ответственность, аутентичность (соответствие самому себе) в процессе самоосуществления; содержательный компонент данного свойства личности детерминируется целевыми и аксиологическими составляющими, учитывающими личностную значимость, личностный смысл деятельности, соответствие убеждениям, оценкам и опыту, что осуществляется через посредство эмоционально-волевого компонента, обеспечивающего устойчивость данного свойства личности. Развитый эмоционально-волевой компонент осознанного отношения личности к собственной жизненной стратегии свидетельствует о том, что процесс осознанного самоотношения стал "базовым компонентом его личностной культуры", а не просто желанием. Его проявление характеризуется тем, что личность свободна от негативных стереотипов и убеждений, предрасположена к ценностному взаимодействию с окружающим миром, основанному на открытых положительных эмоциях и чувствах, на глубоком и искреннем сопереживании, эмпатии. Осознанное самоотношение личности проявляется не только в убеждениях и взглядах, но и в практической деятельности, проектируя определенный "стиль жизни" (А.Адлер), тип поведения и общения, которые характеризуются взаимоуважением и взаимопринятием других людей, активностью и творческой ответственностью за собственную жизнедеятельность.
Развитие данной способности мы рассматриваем, с одной стороны, как изменение под влиянием социальных обстоятельств, с другой — как самодостраивание, при котором внешние детерминанты подвергаются смысловому анализу, принимаются или отвергаются либо трансформируются во внутренние регуляторы осуществления собственной стратегии жизни.
Следовательно, в основе развития осознанного отношения личности к собственной жизни лежит личностная активность самосознающего человека, его духовная и практическая деятельность самоосуществления. Но эта личностная активность не является изолированной деятельностью человека, она протекает внутри социально значимой деятельности. В нашем исследовании таковой является деятельность образования, ибо образование также процесс внутренний, совершающийся изнутри путем органического роста, как усиление Ф подлинно человеческого начала путем творческой работы личности, "а не путем наложения извне образовательного материала" [62.С.614].
В основе нашей воспитательной концепции - гуманистический подход в воспитании, основанный на педагогических исследованиях таких авторов, как К.Н. Вентцель, СИ. Гессен, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и другие, который строится на утверждении, что становление личности определяется самой личностью и сам человек является творцом собственной судьбы, "художником в сфере практической жизни", ибо, "только научившись создавать нового человека внутри себя, человек может считать себя пригодным для создания нового человечества." [62.С.413].
При этом мы исходим из основной сути гуманной педагогики, которая состоит в том, что совокупность путей и средств становления человека осуществляется путем создания внешних педагогических условии для того, чтобы родились условия внутренние, то есть, чтобы развернулась система внутренне обусловленных усилий и активности воспитуемого, направляемых им на самосовершенствование сообразно выстраиваемой и осуществляемой им собственной жизненной стратегии. Следовательно, педагогическая поддержка в образовательном процессе способна придать процессу развития у студентов осознанного отношения к собственной жизни более глубокий, продуктивный характер, ибо "воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, говорил К.Д. Ушинский, - заключает в себе всю возможность успехов воспитания" [253.С.41]. Таким образом, воспитание у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии - это создание педагогических условий, поддерживающих развитие их способности подлинно человеческим путем, на основе ценностей, глубинного осмысления и духовной работы выстраивать и осуществлять собственную жизнь, строить отношения с миром и с самим 4 собой, "определять свою судьбу и осознанно, созидающе влиять на судьбу мира" (Л.Н. Куликова). В контексте концептуальных подходов теории гуманистических воспитательных систем (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, A.M. Сидоркин и др.) концепция воспитания у студентов осознанного отношения к собственному жизненному пути предстает как "мягкая система", которую "нельзя задать сверху и развивать с помощью задаваемых извне технологий" (Л.А. Степашко), как культурная, творческая деятельность педагогов и воспитанников, обеспечивающая личностный рост участников педагогического процесса, их саморазвитие, пробуждая внутреннюю активность индивида, наполняя образовательный процесс творческими, свободными актами познания, общения и практической деятельности, высокой степенью проблемности, инициирующей личностную позицию выбора и самоопределения (Л.Н. Куликова).
Использование приемов и форм обучения английскому языку, активизирующих рождение у студентов личностного смысла жизнедеятельности
Проверка эффективности условий воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии при изучении ими иностранного языка проходила в условиях развивающего эксперимента.
Для выявления изменений, происходящих в процессе эксперимента, нами были произведены замеры, констатирующие наличный уровень осознанного отношения студентов к собственной жизненной стратегии согласно определенным нами в параграфе критериям: степень осмысленности жизни (смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией), уровень ответственности (локус контроля - жизнь или управляемость жизни (убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь), отношение к себе (представление о себе как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и " представлениями о ее смысле); способность личности к принятию творческих ответственных решении, уровень развития творческого потенциала, ценностный спектр мироотношения. При проведении замеров эмпирических проявлений осознанного отношения студентов к жизненной стратегии мы использовали рекомендации и процедуры измерения уровня осмысленности жизни, разработанные Д.А. Леонтьевым, методики определения основных качественных и количественных характеристик жизненной стратегии человека, разработанные О.С. Васильевой, E.A. Демченко, адаптированные тесты на выявление способностей личности.
Методический инструментарий нашего исследования представлен следующими методиками: беседа, тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева для определения степени осмысленности жизни, тесты В.И. Андреева на оценку уровня развития творческого потенциала личности, оценку его способностей к принятию творческих ответственных решений, оценку способностей личности к саморазвитию, методики ценностного спектра Д.А. Леонтьева для изучения системы ценностей личности, контент-анализ сочинений, метод незаконченных предложений, анкетирование о жизненной стратегии, разработанное автором. Эти методики не только имеют научное значение для исследования, но и способствуют прояснению и осознанию человеком целей, ценностей и смысла своей жизни.
Констатирующий и развивающий эксперименты проводились на базе первого, второго и третьего курсов факультетов "Аудитор" и "Международные экономические отношения" ("МЭО"). В констатирующем эксперименте принимали участие 125 студентов. Репрезентативность выборки представлена следующими критериями: возраст (17 - 19 лет), наличие общего среднего образования, степень владения иностранным языком, уровень способности к саморазвитию. Первый и второй критерии важны, т.к. мы исследуем молодых людей, недавно закончивших среднюю школу, у которых осознание жизненной стратегии, на наш взгляд, существенно отличается от тех, кто имеет трудовой стаж до поступления в вуз. Третий критерий особенно важен для проведения опытно-экспериментальной работы в силу того, что студенты вышеперечисленных факультетов демонстрируют свободное владение иностранным языком как в условиях учебного общения, так и в непосредственном общении с носителями языка. Это позволяет им свободно выражать свои мысли, обсуждать сложные проблемы на иностранном языке. Высокий уровень языковой компетентности студентов создает основу для успешной интерпретации учебного материала, активного участия в творческой поисковой деятельности в процессе развития у них осознанного отношения к собственной жизненной стратеги в процессе изучения ими иностранного языка. Способность студентов к саморазвитию является для нас важным условием, обеспечивающим валидность данного исследования в целом, т.к. мы изначально предполагаем, что эффективное воспитание у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии является фактором их личностного саморазвития. Тест смысложизненных ориентации (см.прил.1) является адаптированной версией теста "Цель в жизни" (Purpose in life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу жизни и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. Русскоязычная версия теста, разработанная Д.А. Леонтьевым, представляет собой 20 пар целостных альтернативных предложений с одинаковым началом и симметричной шкалой градации ответов, включающими шесть факторов, пять из которых (цели в жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, 2 локуса контроля) хорошо интерпретируются, включают с весом не менее 0, 40 от 4 до 6 пунктов каждый и значимо (р4),01) коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Содержательная характеристика показателей осмысленности жизни взята нами за основу характеристик осознанного отношения к жизненной стратегии. Результаты факторизации теста позволяют утверждать, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой, как и осознание жизни в целом. Все факторы, за исключением второго, можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, соотносящиеся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Соответственно человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем, что подтверждает правоту В. Франкла, который отмечал, что смысл жизни всегда может быть найден. Два последних фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно контексту нашего исследования, тесно связано мироотношение личности. Это - "Я - хозяин жизни" (выражение ощущения человеком его способности влиять на ход собственной жизни) и "управляемость жизни" (уверенность в принципиальной возможности самостоятельного и ответственного осуществления жизненного выбора).
Вовлечение студентов в диалогическое общение как встречу смыслов, развивающее у них ценностное отношение к миру
Анализ анкетных данных также подтвердил данные теста СЖ о том, что увеличилось количество студентов, выражающих уверенность в том, что они имеют способность выстроить и осуществить собственную жизненную стратегию в соответствии со своими планами и смыслом жизни, т.е. вырос показатель локуса контроля "Я" (21,6 по сравнению с контрольной группой — 19,7). Снизилось количество студентов с низкой способностью к принятию творческих ответственных решений (15%) и с низким уровнем развития творческого потенциала личности (10% по сравнению с 18% в контрольной группе).
Но в целом уровень осознанного отношения студентов к собственной жизненной стратегии, в основном, оставался на среднем и ниже среднего уровнях.
Проверка второго условия гипотезы заключалась в том, чтобы подтвердить влияние диалогического общения как встречи смыслов при изучении английского языка на развитие у студентов ценностного мироотношения, что связано с гуманизацией сознания личности в процессе воспитания у них осознанного отношения к собственной жизненной стратегии.
Констатирующий эксперимент выявил, что большая часть студентов не уверены в том, что обладают свободой выбора собственной линии жизни и способностью выстроить ее в соответствии с собственным смыслом жизни, но имеют негативные установки в отношении окружающего мира, представляющегося для них достаточно жестким, таящим в себе множество опасностей, неожиданностей. "Жизнь полна неожиданностей, к сожалению, больше неприятных, и трудно сказать, что существует реальная возможность воплотить в реальность свои жизненные планы", - говорит Алексей Ващенко ("МЭ"-01). В дальнейших беседах со студентами мы выяснили, что большая часть этих представлений основана не на личном непосредственном жизненном опыте и опыте взаимодействия, а сформирована в результате усвоения студентами существующих в ближайшем окружении (семья, друзья) мнений, а также из средств массовой информации.
Необходимо отметить, что показатель локуса контроля Жизнь в результате реализации первого условия гипотезы возрос очень незначительно, что доказывает живучесть стереотипов в сознании людей и необходимость дальнейшего развития позитивного мироощущения у студентов. К такому же выводу мы пришли после анализа результатов методики ценностного спектра, которая помогла нам выявить, что такие ценности, как Добро, Истина, Уникальность, Красота у половины студентов не использованы в качестве характеристики Жизни и Человека.
Руководствуясь идеями развития у человека новой иерархии жизненных приоритетов и ценностей с целью прибавления «духовного человеческого существования" личности и общества в процессе воспитания у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии, мы использовали такой потенциал общения, как встречи и взаимодействия смыслов, задействовав при этом факторы личностного смысла, субъектного опыта студентов и фактор взаимодействия на ценностно-личностном уровне.
В отличие от традиционного подхода к развитию навыков иноязычного общения, сосредоточенного, главным образом, на темах бытового и профессионального общения, мы обратились к организации диалогического общения, создающего пространство для демонстрации, взаимодействия и приращения личностных смыслов участников педагогического процесса, т.к. полагаем, что именно такое общение способствует развитию ценностного, ответственного отношения к себе, собственной жизни, окружающему миру. При этом мы исходили из теоретического обоснования, доказывающего, что такой диалог раздвигает рамки личностного знания, включая его в сознание личности; диалог с собой и с другими участниками педагогического процесса переходит в диалог с миром; диалог как встреча смыслов помогает достроить или открыть те уровни и пространства сознания, которые прежде были закрыты, при этом испытать радость открытия, общения, познания. Именно в таком диалоге как встрече смыслов личность может ощутить не только единственность своей траектории, но и потерю комфортности, если его смысл не понят либо не принят. И здесь особенно важно, чтобы к сомнению пришел он сам так же, как и к ответственности за свой выбор и личностную траекторию роста. Рефлексирующий, самораскрывающийся педагог является главной предпосылкой, помогающей в осуществлении индивидуальной траектории студентов. Он является дирижером полифонического оркестра смыслов, порой дисгармоничного, но развивающего личность, ибо в нем имеются противоречия, которые необходимо каждому разрешить самостоятельно и в то же время в гармонии со всем оркестром. В диалогическом взаимодействии, осуществляемом как встреча смыслов, мы признавали приоритет вопроса, незаконченной мысли, актуализирующей столкновение субъекта со смысловой моделью мира и способствующей самопознанию через осознание собственных чувств и состояний в процессе разрешения этого столкновения, через критическое переосмысление себя как носителя и выразителя определенных стереотипов. Вопросы не только 123 способствовали осознанию своей индивидуальности, но и воспитывали уважение к ней в приобретении личностного знания, а значит развивали ценностное отношение к себе в процессе познания. Кроме того, индивидуальный вопрос или суждение могли включать случайность, в которой часто заключалась глубинная суть объекта и познания собственных возможностей, суть познания самого себя. Это дает нам основание утверждать, что диалогическое общение предполагает ориентацию на самопознание и саморазвитие личности.
Далее диалог как встреча смыслов мог происходить только из-за интереса к другому, в котором, на наш взгляд, и состояла отправная точка развития ценностного отношения к окружающим людям, так как сам по себе интерес — это уже ценность. Мы можем быть интересны другим, если мы индивидуальны, неповторимы и способны передать свое отношение к жизненному вопросу, а также испытать позитивность ожидания другого мнения и отношения.