Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Джамбинова Татьяна Николаевна

Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике
<
Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джамбинова Татьяна Николаевна. Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2004 278 c. РГБ ОД, 61:04-13/2048

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Воспитание девочки - калмычки на народных традициях как социально-педагогическая проблема.

1.1. Истоки, сущность и содержание народной педагогики кал-мыковв воспитании девочки ... 15

1.2. Правовой и социальный статус женщины - калмычки в семье и обществе 62

1.3. Идеал женщины и его реализация в народных традициях воспитания девочек 90

ГЛАВА 2. Содержание, методы организации воспитания девочки в калмыцкой семье и школе.

2.1. Этнопедагогические функции женщины в семье: методы и средства воспитания девочки у калмыков 130

2.2. Мать — калмычка и ее роль в семейном воспитании 159

2.3. Преемственность поколений в контексте воспитания девочек 172

2.4. Солидарные взаимодействия матери и учителей в воспитании девочки 188

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 227

БИБЛИОГРАФИЯ 231

ПРИЛОЖЕНИЕ 252

Введение к работе

Сосуществование народов в поликультурном и много конфессиональном пространстве России, в том числе и в Калмыкии, а также происходящие в последние десятилетия изменения во всех сферах социально-экономической жизни, повлекли за собой процессы перемен в сознании людей. Исчезла идеологическая заданность, изменились нравственные ориентиры, идеалы, началось возвращение к историческим духовно-нравственным истокам. Получила новую и более глубокую окраску ценностная категория отношения к человеку. Сегодня в научном обороте все чаще встречается слово «толерантность», уважение «самости» другого человека, его взглядов, веры, культуры, право быть другим, не таким как все. В условиях межэтнической напряженности в ряде регионов страны и мира воспитание толерантности на сегодня стало одной из важнейших задач школы. В этой связи, по мнению Кожахметовой К.Ж., выявление этнопедагогического потенциала мультикультурной среды в образовании даст возможность каждому из нас понять и узнать, как все мы интересны своей самобытностью, неповторимостью, убедиться в общности человеческих идеалов, а знакомство с воспитательными традициями разных народов убеждает в том, что все мы являемся звеньями одной цепи и очень нужны друг другу (101, 48).

Вот почему этнопедагогическое образование стало велением времени, так как, являясь частью целого, оно позволяет человеку чувствовать себя представителем своего народа и одновременно ощущать человеком многонациональной страны и мира. А создание эффективно функционирующих национально-региональных образовательных систем является, по мнению Волкова Г.Н., «одним из главных инструментов федерализации, федеративного устройства и существования многонационального российского государства» (52, 391). Концепция модерниза-

ции российского образования обозначила перед обществом новые социальные требования: сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этносоциальной напряженности на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, а многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков.

В связи с вышеизложенным особое значение приобретает возрождение культурно-исторического наследия прошлого калмыков, в котором определяющую роль играла народная педагогика с неписаными правилами воспитания подрастающего поколения, передававшая ей лучший опыт и прогрессивные традиции своего этноса. В этом плане этнопедагогика стала богатейшим источником и обновления, и воспитания. Без ретроспективного обращения к опыту народных воспитателей, без серьезного исторического и педагогического анализа традиционной культуры воспитания калмыков сегодня невозможно обеспечить полноценное реформирование и модернизацию образования. В противном случае мы будем продолжать иметь отрицательные последствия унифицированного воспитания в виде различных форм антисоциального поведения, одной из которых стала утрата современными юношами и девушками четких представлений о своих социальных ролях в обществе. Этот процесс во многом был обусловлен и отказом советской системы от дифференцированного обучения и воспитания девочек и мальчиков. Поэтому обращение к эволюционному опыту калмыков по воспитанию девочки и разумный синтез прогрессивных традиций прошлого в сочетании с современным уровнем развития образования, на наш взгляд, должно способствовать решению воспитательных задач, поставленных обществом.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью восстановления национальной системы обучения и воспитания, в которой сочетаются традиционные культурные ценности народа с мировыми достижениями в области образования;

задачами, которые стоят перед калмыцким обществом и системой образования республики, главными из которых являются признание и обеспечение приоритета для личности родного языка и культуры, непрерывность образовательной деятельности, направленных на реализацию этнокультурных запросов личности и общества;

знание сущности традиционного калмыцкого воспитания девочки с целью его сохранения и дальнейшего воспроизводства в последующих поколенных когортах;

потребностями практики в этнопедагогических знаниях по вопросам воспитания девочки и подготовка будущих этнопедагогов воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов на базе Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б.Канукова как носителей калмыцкой культуры и посредников между другими культурами;

недостаточной разработанностью данной проблемы в калмыцкой науке и необходимостью многоаспектного, междисциплинарного системного исследования.

Для нашей работы актуальное значение имеют труды классиков педагогической науки Коменского Я.А., Песталоцци И.Г., Дистервега Ф.А., Ушинского К.Д., рассматривавшие народную педагогику как источник научной теоретической педагогики.

Отношение к девочке, подростку-девушке, прежде всего, как к будущей хозяйке в семье и матери впервые было обосновано Коменским Я.А. в «Материнской школе», где он развивал идею взаимосвязи образо-

ванности матери в воспитанности ее детей. Для Коменского женщина — первая наставница детей.

Для настоящей работы принципиальное научно-теоретическое значение имеют идеи Ушинского К.Д., который придавал громадное значение идее народности и родному языку как лучшему средству для духовного развития ребенка. Велика роль Ушинского К.Д. в создании лучших условий образования и воспитания для женских институтов 60-х годов 19 века, направленные, главным образом, на уничтожение физического и нравственного порабощения женщин. А постулат Ушинского о существовании у каждого народа особенной национальной системы воспитания был очень важен в отношении воспитания девочек. Как будущей первой воспитательнице своих детей, именно ей, в практике приходилось воплощать эту систему в жизнь.

Идеи народной педагогики были развиты в трудах Водовозова В.И., Семенова Д.Д., Бунакова Н.Ф., Пирогова Н.И., Ильминского Н.И., Кап-терева П.Ф., Острогорского А.Н. и плеяды талантливых педагогов советской школы Крупской Н.К., Блонского П.П., Шацкого СТ., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Католикова А.А., Яковлева И.Я. В нашей работе мы обращались к результатам этнопедагогических исследований Волкова Г.Н., который первым дал определение науке этнопедагогике, а национальную этническую культуру народа обозначил в качестве общечеловеческого феномена. Ученый высоко оценил роль и педагогическую функцию матери в воспитательной системе всех народов.

Различные аспекты основополагающей идеи этнопедагогики - формирование идеала человека на примерах обрядов, фольклора, народных традиций освещались в работах Апакаева ПА., Бугаевой АЛ., Бурхино-ва Д.М., Васильцовой З.П., Волкова Г.Н., Данилова Д.А., Кожахметовой К.Ж., Мукаевой О.Д., Нигматова З.А., Петровой Т.Н., Цаллаговой З.Б.,

Эрдниева У.Э. и др. Социально-философские проблемы понятия «идеал» раскрывались в работах Айдаровой Г.П., Гачева Г.Д., Коротова В.М, Лихачева Б.Т., Фромма Э. Исследователи трактуют женский идеал как своеобразную иерархию ценностей, которая, несмотря на возрастающий прагматизм мышления, почти не изменилась: общечеловеческие ценности являются категориями вечными.

Методологические и психолого-педагогические основы воспитания подрастающего поколения юношей и девушек в современных условиях рассматривались в трудах Божович Л.И., Выготского Л.С., Кожахмето-вой К.Ж., Кушкина B.C., Лихачева Б.Т., Мудрика А.В., Мухиной B.C., Столяренко Л.Д.

В исследованиях Бакаевой Э.П., Бембеева В.Ш., Дякиевой Р.Б., Егорова В.А, Жуковской Н.Л., Козлова В.И., Кона И.С., Минаева С.А., Суханова И.В. много внимания уделено этническим, социальным и психологическим факторам становления и развития личности.

Этнопедагогическим функциям женщины в семье, средствам и методам воспитания девочки у калмыков посвятили свои работы дореволюционные исследователи-калмыковеды: Бадмаев Н., Бергман Б., Болдырев Ш.Б., Бичурин Н.Я, Бюллер Ф.А., Дуброва Я.П., Житецкий И.А. Крылов А.Н., Нармаев Л.М., Небольсин П., Нефедьев Н., Смирнов П. Позже калмыцкие авторы Амур-Санан A.M., Душан У.Д., Балыков СБ., Гучинова Э.Б-М, Митиров А.Г., Мукаева О.Д, Оконов Б.Б, Хабунова Е.Э., Шалхаков Д.Д., Эрендженов К.,Эрдниев У.Э и др. продолжили изучение различных сторон народного семейного воспитания.

О проблемах правового и социального статуса калмычки в разное время писали Бакунин В., Батмаев М.М., Бентковский И.В., Борисов Т., Голстунский К.Ф., Дылыков С.Д., Леонтович Ф.И., Митиров А.Г., Паль-мов Н.П., Сергеев B.C., Сагаев СМ., Эрдниева К.О.

Преемственность поколений в контексте воспитания калмычки мы понимаем как взаимосвязь и взаимодействие педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народом на протяжении многовековой истории. Проблемам преемственности народной и научной педагогики посвящены работы Волкова Г.Н., Иванова СИ., Кон И.С., Королева Ф.Ф., Салчака К.Б., Селиванова B.C., Сидельковского А.П., Суханова И.В., авторы которых исследую традиции как социальные механизмы духовной преемственности поколений, раскрывают место и роль преемственности в педагогическом процессе, признавая прогрессивные традиции одним из источников педагогических идей.

Степень взаимодействия общественного и семейного воспитания, проблемы семьи и ведущая роль матери в воспитании интересовали философов и мыслителей прошлого, классиков мировой и отечественной педагогики: Аристотеля, Монтеня М., Бэкона Ф., Руссо Ж.-Ж., Канта И., Песталоцци И., Ушинского К.Д, Шелгунова Н.В., Лесгафта П.Ф., Каптерева П.Ф., Белинского В.Г., Герцена А.И., Пирогова Н.И., Писарева Д.И., Добролюбова Н.А., Рубинштейна М.М., Крупскую Н.К., Макаренко А.С.

В современных условиях появились работы, освещающие различные аспекты данного вопроса: Арнаутовой Е.П., Бестужева-Лады И.В., Волкова Г.Н., Ковалева СВ., Куликовой Т.А., Марковой Т.А., Петровой Т.Н., Петровского А.В., Сокольниковой Э.И. и др.

Калмыцкие педагоги Базырова А.Ц., Дякиева Р.Б., Мукаева О.Д., Оконов Б.Б., Полякова А.Л. достаточно много внимания уделили особенностям этнической социализации как для работы с детьми в школе, так и для педагогического просвещения родителей.

Проблема исследования: каковы содержание, методы организации воспитания девочки в калмыцкой семье и школе.

Объектом исследования является традиционная культура воспитания народов России.

Предмет исследования: воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике.

В соответствии с объектом и предметом исследования были определены конкретные задачи:

  1. Изучить и систематизировать знания о традициях женского воспитания у калмыков, получившие отражение в литературе, фольклоре, обрядах, обычаях, религиозных верованиях народа;

  2. Выделить базовые идеи народной педагогики калмыков, семейные традиции, влияющие на формирование нравственной и духовной культуры девочки;

  3. Определить эффективные средства использования традиционной педагогической культуры в практике общеобразовательной школы, в процессе этнопедагогической подготовки студентов педагогического колледжа на основе приобщения учащихся к материалам народной педагогики.

Гипотеза научного исследования состоит в следующем: процесс воспитания девочки может быть эффективен, если:

- этнопедагогизация семьи, образовательного учреждения как микросреды личности и основы сохранения прогрессивных традиций народной педагогики калмыков сопровождается редуциированием информирования о духовной культуре народа. Это должно привести к освоению идеологии воспитания и воспитательных технологий народа; обучать педагогов, родителей технике достижений цели воспитания девочки, отразившейся в историческом опыте народной педагогики; практическим аспектам организации жизни воспитуемых, осуществлявшейся калмыками в течение многих веков;

- этнический компонент в содержании учебно-воспитательного
процесса образовательного учреждения будет стимулировать развитие и
становление представлений девочки - калмычки о своей принадлежно
сти к этнокультуре;

традиционная культура народного воспитания, в том числе и опыт женского воспитания, органически включены в содержание воспитательной деятельности семьи, школы, образуя целостную учебно-воспитательную систему;

будут определены педагогические механизмы реализации идеала девочки-калмычки на семейных традициях;

обновляется содержание учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений республики культурологическими, этнопедаго-гическими знаниями народной культуры калмыков;

подготовка педагогических кадров к работе по внедрению идей этнопедагогики в школьную практику будет осуществляться при гармоничном взаимодействии школы, семьи и учреждений дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составляют диалектические принципы объективности, познаваемости, развития, историзма, детерминизма, единства теории и практики, которые в полной мере относятся и к процессу познания педагогической действительности.

В своем исследовании мы исходим из принципа единства национального, межнационального, общечеловеческого и учета подъема национального самосознания народа и необходимости в связи с этим не только выявления национальных традиций, форм, средств и методов воспитания, но и использования их в рамках соответствующих этнокультурных общностей. Это будет способствовать лучшему усвоению подрастающими поколениями высокогуманных общечеловеческих ценностей. Диалектическое положение о сущности и движущих силах раз-

вития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев и обрядов, всей духовной сферы этносоциума, также легло в методологическую основу работы. Наша работа опирается на фундаментальные отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблемы народного воспитания и значение материнской школы; современные педагогические и психологические теории и концепции, учение об этнической культуре и педагогике, ее воспитательных возможностях. Методы исследования:

комплексное изучение педагогического наследия калмыцкого народа по вопросу женского воспитания, его прогрессивных идей и опыта народной педагогики на основании источников и архивных документов;

отбор, систематизация и обобщение фактов и материалов по теме исследования;

логико-исторический анализ литературы по педагогике, психологии, социологии, филологии, раскрывающей различные аспекты и подходы к понятию народной педагогики и ее сущностной характеристики (традиционная педагогическая культура);

социально- педагогические методы: наблюдение, анкетный опрос, беседа;

анализ документации, учебно-методических пособий;

- сбор и обработка материалов, представленных респондентами в
полевых условиях;

-сравнительно-сопоставительный анализ и изучение опыта образовательных учреждений республики по внедрению в практику традиций народной педагогики;

- обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

изучен и обобщен опыт женского воспитания у калмыков, выделены его главные педагогические идеи, содержащиеся в национальной литературе, фольклоре и верованиях народа;

выявлены и систематизированы факторы и средства народной педагогики калмыков, влияющие на формирование у девочки-калмычки духовно-нравственной культуры; определены содержание и методы организации воспитания девочки в калмыцкой семье и школе на народных традициях и доказана эффективность их реализации.

Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что впервые проведено исследование правового, социального и педагогического положения женщины-калмычки в обществе и воссоздана целостная картина опыта воспитания девочки в калмыцкой семье. В работе научно обоснована целесообразность использования прогрессивного опыта народа в контексте исследуемой проблемы.

Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации вносят реальный вклад в повышение эффективности воспитания девочек. Материалы исследования могут быть использованы в обучении и воспитании студентов педагогического колледжа, на курсах повышения квалификации учителей, в деятельности образовательных учреждений республики, в формировании педагогической культуры родителей.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются комплексным использованием методов исследования, адекватных его-предмету и поставленным задачам, сочетанием теоретического анализа проблемы с обобщением эмпирических данных, положительными ре-

зультатами экспериментальной работы, подтверждающими правомерность выдвинутой гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Традиционная воспитательная культура калмыков, частью которой являются педагогические традиции женской семейной педагогики, содержит уникальный учебно-образовательный и нравственный потенциал, который необходимо реализовать в практике современного образования.

  2. Систематическое внедрение положительного народного опыта в современную педагогическую практику, в учебно — методическую литературу, в процесс подготовки учителей, в повышение их квалификации и родительского всеобуча требует реализации культурно-исторического опыта и женского воспитания калмыков. Научно-объективный подход к использованию идей народной педагогики (отбор материала, методическое обеспечение, контроль), выявление основных тенденций её способствует совершенствованию воспитательного процесса.

3. Локализация учебных программ в рамках национально-
регионального компонента учебного плана, введение этнопедаго-
гического материала в содержание обучения, изучение традици
онной культуры воспитания калмычки на практических занятиях,
во внеурочной и внешкольной работе и в семье способствуют соз
данию единой системы педагогического приобщения современной
девочки к историческому опыту народа.

4. Прогрессивные идеи и опыт калмыцкой этнопедагогики являются
неотъемлемой частью педагогической культуры народов России и

всего мира и служат фактором корректировки процесса глобализации.

Апробации и внедрение выводов: исследование осуществлялось в форме научных сообщений и докладов на научно-практических конференциях молодых ученых Института развития личности Российской Академии образования 1997г., 1998 г., на заседаниях лаборатории этнопедагогики Гоударственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО в 2001г., 2002г., научно-методическом совете ГОУ СПО «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова». Результаты исследования были доложены на Международной научно-практической конференции в г. Элисте в 1997г., 1998г., в 2002 г., 2004 г. на встречах с педагогами школ, опубликованы в научных сборниках и журналах.

Исследование выполнялось в три этапа.

  1. этап. (1994 - 1999 гг.) - изучение исторических, литературных и фольклорных источников по проблеме этнопедагогических традиций калмыцкого народа, в том числе традиций женского воспитания. Полученные на данном этапе материалы позволили сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу и методику опытно-экспериментальной работы.

  2. этап. (2000-2002гг.) - конкретизация в соответствии с гипотезой педагогических условий, обеспечивающих формирование у школьников и студентов педагогического колледжа знаний о традициях женского семейного воспитания. Основная экспериментальная работа на данном этапе сопровождалась уточнением и обогащением гипотезы, проведением формирующего эксперимента.

3 этап, (2003-2004гг.) - анализ результатов эксперимента, уточнение отдельных теоретических положений, подведение итогов и оформление результатов диссертационного исследования.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Истоки, сущность и содержание народной педагогики кал-мыковв воспитании девочки

Проблемы человека, гуманизма и воспитания проходят через всю историю педагогики и сохраняют свою важность в настоящее время.

В современных условиях актуализация национальной, в том числе традиционной педагогической культуры народов требуют исследовательского внимания к историческому опыту философско-педагогической мысли прошлого. Это необходимо для воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, уважения и понимания друг друга и признания общечеловеческих идеалов и ценностей.

Несомненно, главное слово в изучении и использовании народной педагогики здесь сказали классики педагогической науки Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д., которые рассматривали народную педагогику как источник научной, теоретической педагогики. Но, несколько ранее, в эпоху Возрождения Томас Мор в известной книге «О наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия» наряду с другими выдвинул идеи всеобщего обучения на родном языке, одинакового образования для мужчин и женщин, что должно было привести к формированию новых нравственных убеждений (46-52, 139).

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания, появилась в новое время, когда начался культурный и научный подъем во всех науках, и связано это было с именем Яна Амоса Коменского. Жизненный путь великого педагога тесно переплетен с трагической и мужественной борьбой чешского народа за национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину «чешских братьев»- прямых наследников традиций национально-освободительного гуситского движения, и, несомненно, все это нашло отражение во взглядах ученого-гуманиста. Он первым стал разрабатывать педагогику как самостоятельное направление теоретического знания. Обосновал принцип природосообразности, главную цель воспитания видел в раскрытии задатков у воспитуемого, первым осознал наличие объективных законов воспитания и обучения. Но фундаментальной идеей педагогики Коменского Я.А. является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и его донесение через школу на родном языке до учащегося.

Работы Коменского уже изначально носили народно-педагогический характер: например, «Мудрость старых чехов», «Чешская дидактика», «Наставление нравов», «О чешской поэзии» и др., в них четко сформулирована миссия педагога - он должен быть патриотом родного языка и родной культуры (103, 570, 96-99).

Другой великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци в своих произведениях «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» исходил из опыта воспитания в простой крестьянской семье. Движимый гуманистической идеей о возрождении народа путем воспитания, он мыслил себе подготовку детей в тесном сочетании с физическим, нравственным и умственным развитием. По Песталоцци отчий дом - это «школа нравов», где главным воспитателем девочек была сама Гертруда, а средства воспитания педагогика должна черпать из самой жизни (103, 385, 390).

Многие идеи Песталоцци И.Г. нашли продолжение и развитие в деятельности известного немецкого педагога Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега, который выдвинул цель воспитания, имеющую общечеловеческий характер. Дистервег рекомендовал учителям объединить общечеловеческое и национальное воспитание, указывая, что человек - это имя, а нация — прозвище. Отмечая важность привития детям уважения и любви к национальным традициям, обычаям и истории, он в то же время писал, что «нация — не все человечество, а только его часть» (71, 237). Дистервег подчеркивал необходимость установления тесной связи между воспитанием и жизнью общества, его культурой. «При воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в котором родился человек и где предстоит ему жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...» (71, 227).

В отечественной гуманистической педагогике Ломоносовым М.В. в «Проекте Регламента Московских гимназий» были заложены идеи развития демократической педагогической мысли: бессословное образование, воспитание личности средствами народной национальной педагогики, развития светской системы обучения и воспитания, создание отечественной науки и культуры.

Этнопедагогические функции женщины в семье: методы и средства воспитания девочки у калмыков

Уже неоднократно отмечалось, что воспитание и процесс социализации начинается в семье. Семья оказывала сильное влияние на формирование национального характера, национального самосознания, на усвоение культуры своего народа, его исторических традиций. От того, насколько полно с точки зрения освоения духовных ценностей к ним приобщались дети, можно было говорить о том, хорошую молодую смену вырастили родители или нет. В этом плане опыт семейного воспитания и женского, в частности, представлял собой социально-исторический феномен.

Изучение опыта женского воспитания входило в круг научных интересов педагогов прошлого. Великий чешский педагог Коменский ЯЛ. обосновал идею материнской школы, опираясь на опыт семейного воспитания, и назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Швейцарский педагог Песталоцци И.Г. создал свою книгу для матери, привлекая опыт традиционного женского воспитания.

Ушинский К.Д. высоко оценивал действенность народных подходов в женском воспитании. Острогорский А.Н., Макаренко А.С, Крупская Н.К., Сухомлинский В.А. внесли заметный вклад в теорию и практику семейного женского воспитания.

Богатый материал для характеристики воспитательного потенциала народных традиций материнской школы дают труды современных этнопедагогов: Арсалиева III. М.-Х., Волкова Г.Н., Мукаевой О.Д., Кожахметовой К.Ж., Петровой Т.Н, Сокольниковой Э.И., Цаллаговой З.Б. и др.

Формы брака, семейный быт, положение женщины - калмычки, традиции семейного воспитания рассматривались в трудах дореволюционных исследователей Бентковского И.В., Бюллера Ф.А., Вениамина Бергмана, Крылова А.Л., Житецкого И.А., Дубровы Я.П., Небольсина П., Смирнова П. и др.

Различным сторонам народного семейного воспитания посвящены работы калмыцких авторов Эрдниева У.Э., Шалхакова Д.Д., Дякиевой Р.Б., Батмаева М.М., Наднеевой К.А., Дарбаковой В.П. и др. Хотя рядом авторов и проведены исследования по выявлению содержания народной педагогики и идей воспитания на отдельных жанрах народного творчества, однако исследования по проблемам женского воспитания на материалах этнопедагогики калмыков еще не были предметом специального изучения. Поэтому в данной главе поставлена задача раскрытия педагогического потенциала и возможностей использования традиций женского воспитания в формировании нравственных качеств девочки - калмычки в современных условиях.

В прежние времена необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению - естественно и буднично. Благополучие семьи всегда было связано с ее системой ценностей, с тем, к чему она стремилась и на какой основе складывался ее образ жизни. Семья - это особый мир, в котором, как в капле воды, отражаются все общественные отношения. Она относительно автономна, все функции распределены между ее членами. Самые известные функции: хозяйственная, культурная, родственная, рекреативная, но центральной, является воспитательная. Более того, семья была главным истоком и местом воспитания.

Существует много определений термина «семья». На наш взгляд наиболее точным является определение Столяренко Л.Д.: «Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена» (201,142).

Отец и мать, «исполняя» педагогические функции, создавали определенные взаимоотношения между собой и детьми, формировали индивидуальный образ жизни ремьи, и важную роль в этом играл личный пример родителей. Воспитывали преимущественно при помощи живого дела, а не словами: «учили без необходимости говорить об этом, любить и уважать родителей, создавали условия для развития ребенка, закладывали в сознании прочный фундамент человеческих отношений, традиций и обычаев». Результатом такого стиля воспитания должно было стать здоровье, счастье и благополучие ребенка, а в идеальном случае он должен был соответствовать образу совершенного человека. В калмыцком варианте это звучало как «сян кюн» (хороший человек). И конечно, все это зависело от уровня и образа жизни семьи и от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.

Мать — калмычка и ее роль в семейном воспитании

Любое общество проявляет заботу о семье, при этом высоко поднимая престиж материнства и отцовства, так как ответственность за воспитание, духовную зрелость и готовность к жизни в обществе молодого поколения, прежде всего, лежит на плечах родителей. Мать и отец - это первые воспитатели, а материнство у всех народов Мира почиталось за высшую социальную ценность. У калмыков мать - душа семьи, её исток, счастье и драгоценное украшение, а её миссия величественна.

Максим Горький в « Сказках об Италии» сказал: «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» (61,37-39).Так писатель ёмко определил великую миссию матери.

Ведущая роль матери в воспитании подрастающего поколения характеризуется в трудах представителей классической педагогики. Среди них Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж, Ушинский К.Д., Толстой Л.Н., Яковлев И.Я, Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В. А.

В последние десятилетия появилась серия этнопедагогических исследований различных народов - Мукаевой О.Д., Сокольниковой Э.И., Петровой Т.Н., в которых уделено внимание вопросу роли матери в народной педагогике.

Природа и общество возложили на ее плечи большую ношу -повторить себя в детях, приумножить в них духовные богатства человечества. Чуть позже Сухомлинский В.А. сравнит «человеческое материнство» с огромнейшим моральным богатством, создававшимся всеми народами на протяжении тысячелетий (206,79).

У матери много ипостасей. Очень интересно излагает многообразность матери Никитина Л.А. В раннем детстве мать для ребенка - спасение, защитник, мать — утешение. В более старшем -советчик, наставник, мать - утешение. В зрелости - мать - друг и вновь мать - утешение. Но в любом возрасте превосходство матери, очевидно. Опираясь на свой опыт, мудрость народа, она умела защитить, понять, принять и утешить своих детей (153,18).

Так, вспоминая свое безрадостное детство в хотоне, мальчик -калмык с русским именем Антон свои лучшие мгновения в жизни связывал только со своей матерью. «У матери не было слов утешения на мое горе. Она только взяла меня на колени и стала тихо ласкать. Да, если и было что отрадного и светлого в моем детстве, так это ласки моей матери. С нею, только с нею связаны лучшие мои воспоминания» (6,20).

Условно все это можно назвать формулой роли матери в воспитании. В основе этой роли великий дар - материнская любовь. Уравновешенность матери, ее хорошее настроение, милая улыбка, ласковый взгляд и слово вызывали у детей положительные эмоции и добрую духовную связь с самым близким человеком. Именно такое отношение к матери во многом определяло будущее духовное социальное формирование, которое также зависит в первую очередь от матери, от ее умения воспитывать у ребенка необходимые жизненные навыки, от ее стремления дать обществу полноценного, честного человека. В автобиографичном романе — хронике Амур - Санан потом напишет: « Я хочу сделаться сян - кюном» (хорошим человеком), и влияние безграмотной и забитой матери стало определяющим фактором в его судьбе. Воспитательный процесс и девочек, и мальчиков протекает в соответствующей социальной среде, состояние которой почти в каждой семье во многом зависит от женщины. Однако самая важная роль матери заключалась в том, что она передавала свое материнское искусство своим дочерям. Все, что должна знать мать, все, что она должна понимать и уметь делать, с любовью должно было передано дочери.

Дочь по своей природе должна быть «прирожденной матерью», иначе она не могла бы овладеть этим искусством, но всему этому ее следовало научить. Поэтому мать во все времена и у всех народов стала преподавателем, учителем материнского искусства, и в этом была ее роль определяющей.

О роли и месте калмычки в семье Прозрителев Г. в своем исследовании «Военное прошлое наших калмыков» пишет следующее: «Страстная любовь к детям, преданность своей семье, своему очагу, привязанность к мужу и полное отсутствие преступности среди женщин, рисует во весь рост эту степную обитательницу; мораль женщины -калмычки — высокая мораль, и она как воспитательница дает детям, безусловно, твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости» (177,8-10).

Постижение «азов» материнского искусства начиналось с раннего детства, с периода детских игр в дочки — матери. По сообщению информанта Настиновой П. из села Троицкое Целинного района, куклу для девочек (наадга) мастерили сами. Отдельно шили руки, ноги и туловище, потом все сшивалось. Затем шили одежду и обязательно полог к кровати, который являлся атрибутом супружеской пары. Из глины лепили коров, овец, непременно печь, курительную трубку, т. е. все предметы, которые могли создать задуманный образ и выражали впечатления об окружающей жизни. Девочка играла с куклой, пела колыбельные песни. Говорила ласковые слова, баюкала, вела игрушечное домашнее хозяйство «как мама», подражая её действиям, отношению к ребенку.

Похожие диссертации на Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике