Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Особенности развития чувства чести и собственного достоинства как нравственных качеств личности подростков
1. Философско-этические и психолого-педагогические основы понятий "честь и собственное достоинство".
2. Проблемы воспитания чести и достоинства детей в адыгской этнопедагогике . 21
3. Особенности проявлений чувства чести и собственного достоинства у современных подростков ... 40
ГЛАВА II. Основы воспитания и самовоспитания чувства чести и собственного достоинства подростков
1. Самоутверждение - основной путь формирования чувства чести и собственного достоинства ... 81
2. Социальные, психолого-педагогические и правовые условия формирования чувства чести и собственного достоинства ... 94
Заключение ... 132
Литература ... 139
- Философско-этические и психолого-педагогические основы понятий "честь и собственное достоинство".
- Проблемы воспитания чести и достоинства детей в адыгской этнопедагогике
- Самоутверждение - основной путь формирования чувства чести и собственного достоинства
- Социальные, психолого-педагогические и правовые условия формирования чувства чести и собственного достоинства
Введение к работе
Проблема формирования чувства чести и собственного достоинства не нова, однако в современных условиях развития нашего общества актуальна по нескольким причинам социального, психолого-педагогического и правового характера.
Во-первых, это связано с конкретными требованиями к человеку изменяющегося общества. Не "винтик" отработанной системы, а личность, "ядро" которой составляют такие качества, как уверенность в себе, собственное достоинство, честь, индивидуальность, предприимчивость, трудолюбие, работоспособность, профессионализм, готовность и способность учиться и переучиваться и т.д.
В настоящее время происходит активное перераспределение в структуре и иерархии ценностных ориентации подростков и молодежи. В их глазах заметно меняется роль и значение личности как активного, самостоятельного субъекта. Соответственно растет и понимание человеком себя как самоценности. Постановка вопроса о правах и свободах человека, о защите его чести и достоинства из пропагандистской плоскости стала быстро переходить в плоскость практическую, человеческая личность ставится в центр нового мировоззрения, и это важный залог успеха в формировании нового общества. Лишь 13% опрошенных подростков надеются на помощь государства в трудную минуту, на родителей -половина, на друзей - каждый пятый. Молодые люди все яснее осознают, что гарантией реализации их жизненных планов, достижения жизненного успеха сегодня является только сама личность (71% опрошенных).
Во-вторых, с изменениями в способах регулирования поведения человека, т.е. переходом от старых внешних регуляторов поведения, которые принципиально не применимы в условиях демократического общества, к внутренним регуляторам поведения, ориентированным на более высокий тип личности. А одним из таких регуляторов является развитое чувство чести и собственного достоинства, так как именно через них осуществляется наиболее типичный для морали способ регулирования поведения человека, который добровольно, в полном соответствии со своими чувствами и убеждениями, совершает поступки, отвечающие нравственным требованиям общества.
К сожалению, процесс ослабления и вытеснения старых, жестких форм регулирования идет быстрее, чем становление новых внутренних духовных регуляторов поведения, что приводит к тому, что в сознании части людей возникает духовно - нравственный "вакуум", особенно опасный для детей и молодежи, процесс социализации которых еще не завершен.
Это проявляется и в утверждении индивидуалистической морали у части детей и молодежи.
Молодые люди не способны согласовывать свои личные стремления с общими, самоограничиваться (что отвечало бы их же интересам), и в результате вступают в конфликт с обществом.
Ценности, которые составляют прежде всего цели человеческой жизни (познание, образование, труд, творческая деятельность, наука, искусство, культура и т.д.), резко снизили свое значение, переместились в нижнюю часть ценностной иерархии, из ценностей-целей превратились в ценности -средства, то есть наряду со снижением ценности служения надличностным целям происходит упрощение, примитивизация истинно сущих ценностей, выхолащивание из них духовного, возвышенного начала. Но чем ниже значение ценностей, которым служит и ради которых он живет, тем ниже достоинство личности. Прагматизм, который исповедует большинство нынешней молодежи, ведет к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.
Б-третьих, с позитивными изменениями в стране, связанными с восстановлением прав человека. Юридические, правовые акты, принятые за последние годы, являются благоприятной почвой для сохранения человеком своего достоинства, приумножения чести, таким образом создаются внешние условия формирования внутренних регуляторов развивающейся нравственной личности.
В-четвертых, существование этнопедагогических корней формирования интересующих нас качеств в национальной республике, так как учет особенностей, традиций народов, условия среды, в которой складываются основы развития личности ребенка, очень важны при проведении воспитательной работы.
Причин может быть намного больше, мы охарактеризовали только основные, однако и здесь напрашивается вывод о необходимости в нынешних условиях усиления внимания к формированию у подростков чувства чести и собственного достоинства как качеств личности. На наш взгляд, по мере усложнения задач совершенствования общества значение ЧЧСД будет постоянно возрастать.
Однако изучение данной проблемы показало, что честь и достоинство редко упоминаются в публицистической литературе, в средствах массовой информации, да и в воспитательных системах различных учебных заведений. Практически отсутствуют современные научные разработки по данной теме. И как результат, опрос детей и подростков г. Нальчика выявил, что среди качеств, которые они считают наиболее ценными, интересующие нас качества упоминались очень редко. В основном подростки связывают их с историческим прошлым, с понятием "рыцарской чести", "достоинством воина". Честь и достоинство редко проявляются в их повседневной жизни.
Эти причины побудили нас более глубоко заняться исследованиями теоретических основ чувства чести и собственного достоинства в отечественной и зарубежной науке, рассмотрением интересующих нас качеств с философско-этической и психолого-педагогической точек зрения, изучением и обощением опыта воспитания чести и достоинства в адыгской этнопедагогике, а также опыта современных образовательных учреждений, детских общественных организаций и др.
-Объектом данного исследования явился целостный процесс нравственного воспитания учащихся-подростков общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, детских общественных организаций и объединений.
Предметом исследования стало научно-аналитическое осмысление причинно-следственных связей и закономерностей влияния различных факторов на возникновение, развитие и функционирование чувства чести и собственного достоинства у подростков (в условиях многонациональной аудитории Кабардино-Балкарской Республики).
Основная цель состояла в критической оценке сложившейся системы нравственного воспитания (через аспект ЧЧСД), в обосновании и практической проверке закономерностей формирования ЧЧСД, разработке научно обоснованной системы психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию формирования чувства чести и собственного достоинства у подростков.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проведение фиксирующего эксперимента и анализа сложившейся системы воспитания ЧЧСД.
2. Определение и раскрытие путей и педагогических условий совершенствования формирования ЧЧСД подростков в рамках многонациональной среды.
3. Разработка научно обоснованных практических рекомендаций педагогам и родителям по формированию ЧЧСД.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что высокая эффективность формирования ЧЧСД подростка может быть достигнута, если:
- для подростка в семье, школе и других сферах жизни и общения создаются подлинно демократические, гуманистические условия проявления собственной активности;
- основным путем формирования ЧЧСД является организация разносторонней, нравственно полноценной деятельности подростка, в которой происходит самоосознание, самооценка и самоутверждение его личности;
-создано здоровое общественное мнение в окружающих подростка сферах жизни: семье, школе, коллективе внешкольного учреждения и детской организации и т.д.;
- осуществляется опора на национальные, этнокультурные традиции данного народа при условии интеграции в общую культуру региона, республики, страны.
Методологической основой исследования явились:
- теория гуманизма в ее общечеловеческом понимании, положение о приоритете общечеловеческих ценностей, приоритете личности, ее прав и обязанностей;
- системный, деятельностный и личностный подходы к воспитанию;
идея об этносах, национальной культуре, межэтнических отношенях, о влиянии особенностей быта, традиций и обычаев, духовно-нравственного облика наций на подрастающее поколение.
В ходе исследования использовались различные методы, применявшиеся в единой системе, что позволило дополнять и контролировать полученные данные.
Основным методом нашего исследования явился психолого-педагогический эксперимент, в ходе которого изучался наличный уровень развития чувства чести и достоинства у подростка, а затем прослеживался путь его формирования и педагогические условия, в которых подросток приобретает интересующие нас качества.
В процессе исследования развития чувства чести и собственного достоинства нами были использованы длительные педагогические наблюдения в естественных условиях жизнедеятельности подростков, анкетирование, индивидуальные групповые беседы с детьми, педагогами и родителями, сочинения и творческие работы школьников, самооценка и экспертная оценка учеников и др.
Нами была изучена обширная документация школ, учреждений дополнительного образования, детских общественных организаций и объединений, проанализирован опыт педагогов.
Базой для исследования явились средняя общеобразовательная школа № 7, школа-гимназия № 29 г.Нальчика, Республиканский Дворец творчества детей и юношества, Дом творчества и юношества Терского района, Федерация детских организаций и объединений Кабардино-Балкарской Республики.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что:
- формирование чести и собственного достоинства представляет собой особый сложный процесс развития личности подростка, в том числе интеллектуального, эмоционального и волевого;
- полученные данные теоретического и экспериментального анализа позволили выявить основные условия и определить эффективные пути формирования чести и достоинства у подростков в условиях многонациональной школы.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования в воспитательной работе педагогами-практиками школ, учреждений дополнительного образования, детских организаций разработанных рекомендаций по формированию чести и достоинства у подростков, а также в процессе подготовки учительских кадров в учебных заведениях и на факультетах повышения квалификации педагогических работников.
Философско-этические и психолого-педагогические основы понятий "честь и собственное достоинство".
История цивилизации человеческого общества тесно связана с развитием представлений о чести и достоинстве, путях формирования и способах защиты этих важнейших моральных ценностей личности. Научные исследования по данной проблеме развиваются по двум направлениям: философско-этическом и психолого-педагогическом. Философско-этические корни изучения данных явлений уходят в далекое прошлое. Еще многие гуманисты обращали внимание на то, что человек, не уважающий сам в себе человека, деградирует как личность, что он не способен гуманно относиться к другим людям. "Не то жалко, что человек... лишился своих денег... А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство" (Эпик тет)(15, с.89). Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана по существу гуманистами XIV-XVIII вв. (Петрарка, Браччолини, Пикоделла, Мирандола, Ж.Ж.Руссо, Кант, Фихте и др.), в дальнейшем она развивалась у просветителей XVIII в., которые прямо связывали достоинство человека с обеспечением его "естественных прав" и рассматривали свободу как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства. "Отказаться от своей свободы - это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается" (150, с. 156). В истории этического мышления понятие человеческого достоинства глубже всех осмыслил И. Кант. По Канту человеческое достоинство основывается на разуме, интеллекте. Именно разум делает возможность существования обязанности и долга рассматривать человека как цель, а не как средство. " В царстве целей, - писал он, - все имеет или цену, или достоинство. То, что имеет цену, может быть заменено также и чем-то другим как эквивалентом, что выше всякой цены, стало быть не допускает никакого эквивалента, обладает достоинством." (61, с.276-277). О значении воспитания человеческого достоинства высказываются в своих работах революционеры-демократы XIX в. "Чувство гуманности, - писал В.Г. Белинский, - оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, а еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства". (8, с. 324-325). По мнению А.И.Герцена "человек признается человеком настолько, насколько он сам себя признает человеком". "Мало, - замечает он, - сознавать достоинство своей личности: надобно сверх того понимать, что с утратой его бытие становится ничтожно". (36, с. 164-165). Марксистско-ленинская этика раскрывала сущность понятий честь и достоинство, опираясь на конкретно-исторический, классовый характер. "Достоинство есть именно то, - писал К. Маркс еще в начале своей деятельности, - что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство, что позволяет ему несокрушимо возвышаться над толпой, вызывая ее изумление". (98, с.4). В теории научного коммунизма обосновывается тезис о том, что мало лишь провозгласить человека высшей ценностью, главное состоит в том, чтобы практически, в реальной действительности относиться к нему как к высшей ценности. Однако ход истории показал, что не всегда теоретические положения реализовывались в реальной жизни советского общества. Среди современных зарубежных этических концепций понятие человеческого достоинства систематически разрабатывается в так называемом прометеизме, т.е. у сторонников героической этики. Лидером этого направления является П. Боранецкий, который написал книги "О достоинстве человека", "О самом важном. Конечно назначение человека". Достоинство - центральная категория этого учения. Оно является критерием оценки всех других понятий и нравственных феноменов. Человек является центром вселенной и его владыкой, а его достоинство -основа всех других ценностей. Отечественная этическая мысль представлена именами Л. Архангельского, Г. Бандзеладзе, В. Блюмкина, Т. Стремяковой, A. Спиркина, С. Уткина, Н. Чесноковой, А. Шишкина и др. В работах вышеуказанных ученых анализируется содержание понятий человеческого достоинства и чести, их сходство и различия, определяется место в системе ценностей, предлагаются пути формирования. Психолого-педагогическое направление развивается в русле познания внутреннего мира личности, его самосознания или " Я - концепции". И. С. Кон в своей работе "Открытие "Я" пишет : "Хотя понятие это (чувство собственного достоинства, самолюбие) существует в психологии с незапамятных времен, ведущее место в исследованиях проблемы "Я" оно заняло лишь в 60-х годах, заменив собой более широкое понятие "самооценка" (72, с. 71-72). Свой вклад в развитие данной проблемы в отечественной науке внесли Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А.С. Макаренко, В. Н. Мясищев, Н. К. Платонов, И. Ф. Свадковский, B. В. Столин, В. А. Сухомлинский, И. Ф. Харламов, П. М. Якобсон и другие; в зарубежной - Л. Колберг, Дж. Мид, Р. Берне, Е. Эриксон и др.
Проблемы воспитания чести и достоинства детей в адыгской этнопедагогике
Нравственное становление личности немыслимо без усвоения культуры, традиций и обычаев народа, в которых сконцентрирован опыт поколений, так как нация, наряду с другими общностями, также накладывает отпечаток на психику человека, его социальный облик в целом- Национально-психологические особенности проявляются в поведении и поступках людей, представителей того или иного народа и понимаются как наиболее существенные, относительно устойчивые психические образования, обусловленные историческими условиями развития нации. Говоря о национально- психологических особенностях людей, мы имеем в виду принадлежащие им наборы определенных качеств, определяющих отличие психологического облика представителей одной нации от другой. И,Е.Кравцов пишет, что "у каждого народа есть свой национальный характер. Для русских характерны широта и удаль, ясный ум и храбрость; для украинцев - мягкий юмор и добродущие. Прямота и радушие характеризуют белорусов,.,", (78, с.2 7), я бы добавила: гордость, свободолюбие, "способность преодолевать любые трудности в жизни", что очень тесно связано с умением сохранять свое достоинство, защищать и преумножать честь- у адыгов. Не случайно о чести и достоинстве адыги говорят: "Напэм и пэ псэр ихуэ" , что примерно означает "честь дороже жизни" (перевод СХ.Мафедзова)- Существование подобных национально-психологических особенностей требует их учета в воспитательном процессе. Для раскрытия данной проблемы нами были использованы работы Ю.К. Намитокова, В.В. Смиренина, И.А. Шорова, С.Х- Мафедзева, Б. X. Бгажнокова и других ученых-педагогов, психологов, историков, работающих над вопросами нравственного воспитания в адыгской народной педагогике. В течение многих веков у адыгов складывались "Адыгские моральные требования" (определение И. А. Шорова) - "Адыгэ хабзэ", которые представляли собой "широкий спектр норм во всех без исключения областях жизнедеятельности, начиная от простейших житейских правил и кончая обязательными принципами правовой регуляции. Это свод неписанных обычноправных норм, правил поведения, нравственных положений, определяющих необходимые позитивные качества личности в адыгском обществе" (102, с.125). Анализируя, что такое "Адыгэ хабзэ", один из исследователей данного явления пишет: "И трудно даже сказать, что в нем самое главное: то ли многообразие правил и законов, регулирующих поступки человека в обществе, то ли психологически точно выверенный вариант поведения для той или иной ситуации, то ли естественность манеры поведения или же мастерское соблюдение простыми адыгами этих тонкостей" (102, с. 125). Соблюдение "Адыгэ хабзэ" рассматривалось как проявление адыгагъэ (адыгство) (6, с,62-64) г т.е. как выражение всех позитивных нравственных качеств, необходимых в той или иной конкретной обстановке, сообразно с требованиями того же "Адыгэ хабзэ". И наоборот, нарушение "Адыгэ хабзэ" расценивалось как отступление от нравственных норм, как "хабзэншэ" или "хабзэмыщ1э" (невоспитанность). Для того, чтобы определить, выполняются ли соответствующие нормы поведения в адыгском языке, употребляется также слово "намыс". что примерно переводится как "нравственность", "если под ней подразумеваются моральная деятельность и нравственные отношения, где моральные нормы находят свою реальную жизнь" (199, с.20). "Выражение "намыс хэлъ" ("В нем есть "намыс"), "Намыс иі" (" У него есть "намыс") употребляется , чтобы отметить высоко ценимое моральное состояние человека, семьи, коллектива, вызывающее уважение, чувство гордости- Это своеобразная форма моральных или нравственных оценок1 (199, с.21). И. А. Шоров в своей монографии выделяет в "Адыгэ хабзэ" понятия, представляющие собой общую форму выражения моральной оценки. Это: "ф1ы" (добро) и "йэ" (зло), "зэхуагъэ" (справедливость), "пшъэдэк1ыжь" (долг), "щхъэм уасэ хуэш1ын" (достоинство), "нэук1ытэ" (совесть), "насып" (счастье), "ф1ыгъо" (благо). Всех детей постепенно учили адыгству, которое складывалось из норм "Адыгэ хабзэ", а детей из княжеско-дворянских сословий также дворянскому кодексу чести (уэркъ хабзэ)- Однако у представителей обеих категорий были одинаково развиты чувство собственного достоинства, гордость, стремление к доброй славе- Это подтверждает и обилие устойчивых фразеологизмов в языке адыгов в сочетании с понятием "адыгский": адыгское достоинство, вежливость, стыд, репутация (адыгэ намыс), адыгские совесть, честь (адыгэ напэ), адыгское слово (адыгэ псалъэ) и другие. Народные воспитательные традиции складывались и сохранялись в семье, поддерживались коллективным общественным мнением. Стремление не запятнать честь семьи и рода, защита чести и достоинства родителей и родных способствовали воспитанию у адыгов чувства человеческого достоинства. Вероятно, потому до сих пор сохраняется у адыгов древняя традиция - фамильный сход (собрание однофамильцев). Эти фамильные сходы переживают сейчас возрождение, их поддерживают в школах. Общественное мнение играло очень большую роль в воспитании детей, это иллюстрирует и поговорка, которая в переводе с кабардинского языка звучит, как "честь фамилии может опорочить и один мужчина, славу фамилии может возвеличить и один мужчина". С этим перекликается известное изречение адыгского мыслителя XVIII в, Жабаги Казанокова. Когда ему выразили сожаление, что у него - только один сын, он отметил: Будет достойным (звания) мужчины, мне его (одного) будет достаточно, но если не будет мужчиной, то (его одного) хватит на все наше селение" (100, с,37). В отношениях с детьми старшие придерживались правила: никогда не повышать голоса, быть сдержанным и терпеливым, постоянно подавлять свои отрицательные эмоции. Детей учили на положительном примере старших. Говорили: "Берущий пример с хорошей собаки становится хорошей собакой, берущий пример с хорошей лошади становится хорошей лошадью". Но считалось важным избегать того, чтобы примеру подражали пассивно. Взрослый, прежде чем потребовать от ребенка исполнения той или иной работы, обязан был подумать: справится ли тот с поручением. Категорически осуждались и очень редко практиковались физические наказания. В случаях проступков обычно ограничивались порицанием, что было в высшей степени предосудительным. Неприличным считались также нравоучения детей в присутствии посторонних, особенно гостей. Обычно старались не доводить дело до наказания, предупредив его.
Самоутверждение - основной путь формирования чувства чести и собственного достоинства
Анализ специальной литературы, данные нашего исследования, а также итоги длительных наблюдений и экспериментов, изложенные в первой главе, позволили нам выделить в структуре чувств чести и собственного достоинства три компонента - интеллектуальный, эмоциональный и волевой, предположить, что их сформированность зависит от уровня сформированное каждого компонента и гармоничного их сочетания, ЧЧСД зависят от жизненного опыта и уровня развития самооценочных способностей конкретного подростка. Жизненный опыт и нравственное оценочное отношение к себе у человека проявляются и формируются, прежде всего, в поведении, в деятельности, в общении с другими людьми, в потребностях и интересах, "Решающую роль в формировании морального сознания, - отмечает в своей работе И.С- Кон, - играет собственный опыт личности, ее практическая деятельность, в ходе которой складываются как ее моральные понятия, так и нравственные чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного поведения- .Сущность нравственности раскрывается в поступках и формируется поступками же \(72,с.348) Анализ этого круга проблем позволит выдвинуть несколько предположений, касающихся проблем формирования ЧЧСД или их компонентов, о которых было сказано выше. Опираясь на теоретические достижения в отечественной и западной психологии и педагогики в области формирования "чувства собственной значимости", мы выдвинули предположение, что основным путем , формирующим чувства чести и собственного достоинства, является путь самоутверждения, пройденный конкретной личностью. Есть основания утверждать, что для самоутверждения подростку необходимы: 1. Твердая убежденность в импонировании другим людям. 2. "Уверенность в способности к тому или иному виду деятельности или компетентность, 3. Моральная удовлетворенность или положительные эмоции, испытанные от сознания собственной значимости- Все три фактора тесно взаимосвязаны. Начиная с младенческого возраста ребенок должен чувствовать отношение к себе как достойному существу, способному к определенным видам деятельности,со стороны родителей, воспитателей, школы и т.д., что, в свою очередь, формирует в нем чувство собственной значимости. "Всякая деятельность имеет определенную цель, способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Успех в конкретной деятельности дает сознание собственной комлетентности"(И с 28). И наконец, третий ее фактор - чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является произвольным от общей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момента - насколько он импонирует другим и какова его компетентность. В процессе проверки этих предположений нам было необходимо получить ответы на вопросы: І.Что явилось источником самоутверждения личности подростка? 2. Какой путь прошел подросток в своем самоутверждении? 3. Каковы перспективы развития личности,обладающей чувством чести и собственного достоинства? В качестве основных методических приемов нами использовались ответы на вопросы, различные задания, которые, по-разному формулируясь, давали аналитический материал по трем проблемам, а также наблюдение и изучение подростков в естественных условиях их жизнедеятельности: в школе, внешкольном учреждении, кружке, секции, дома и т.д.; беседы с самими детьми, учителями, родителями, друзьями и параллельно их анкетирование- Работа велась с подростками I и II групп, выявленными на первом этапе работы (см. главу 1 3). Эти группы составили 45 человек, в их числе учащиеся школы-гимназии №29 г.Нальчика, члены различных объединений и кружков Республиканского центра детского творчества. Задания для подростков, сформулированные по-разному, давали возможность также выявить творческие способности детей (задания взяты из Программы научно-практического центра ЦС СПО-ФДО "Познай себя")-(133) Задание 1 "Рука Эйнштейна, держащая скрипку, счастливее другой его руки, пишущей Е — м2 ". (Юстинас, Марцинкявичус). 1. Приведи примеры всестороннего самосовершенствования великих людей, талантливых, культурных, образованных, одаренных в различных областях деятельности. 2. Каковы твои способности? От какого дела ты испытываешь радость, удовлетворение, что удается лучше всего? 3. Какие способности ты хотел бы развить в себе? Задание 2 "Как можно познать самого себя? - Только путем действия, но никогда - путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг и узнаешь, что в тебе есть?" (Иоганн Вольфганг Гете), 1. Какие качества личности, черты характера, способности ты открыл в себе "путем действия" в работе, в общении и т.п.? 2. Опиши путь этого открытия. Задание 3 "Жил-был и по сей день живет музыкант. Одно у него солнце и одна единственная жизнь. А ветер был первым дыханием и первым его словом. И Ветром звали его собственные дети. Потому что брали начало свое от ветра и стали бы им, не встреть на пути струны. ...Так всякий, кто обретает свои струны, обретает имя, превращается из ветра в музыку, и роду его не быть развеянным". (Янис Петере) 1. Что в этой притче подразумевается под словами "обрести струны1 2. Встретил ли ты на своем пути такие струны? А если еще нет, то что ты делаешь, чтобы их обрести? Ответы подростков на вопросы задания позволили выявить несколько значимых, влияющих на самоутверждение личности. Первая группа факторов или значимых связана с достижениями в учебной деятельности, т.е. ярко выделился мотив самоутверждения, связанный с наличием у подростков потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности. "Хорошо знаю математику, химию, английский и компьютер. Лучше всего удается химия, работа на компьютере. Удовольствие получаю, когда сажусь за компьютер". (Бесланеев Р., 14 лет).
Социальные, психолого-педагогические и правовые условия формирования чувства чести и собственного достоинства
Поддержание ЧЧСД зависит от конкретных условий, которые могут быть созданы в обществе, семье, коллективе класса, школы, внешкольного учреждения, детского общественного или неформального объединения, мнения учителей и сверстников, т.к. находятся в плоскости оценочных отношений. Многочисленные исследования показывают, что в зависимости от возраста и условий в воспитании чувств и потребностей ребенка решающее значение может приобрести то одна форма оценки, то другая. Подростки подвержены влиянию различных источников одновременно, поэтому важно выяснить не только основной источник влияния, но и определить, какой из факторов остается с обратной стороны поведения. К сожалению, изучения такого рода редки. Сообщается, например, как домашняя среда, отношение родителей, школа и друзья влияют на личность, но редко делается попытка установить важность каждого из этих факторов отдельно. Изучение источников влияния на подростка позволило объединить их в Схему 1 на с. 96, Мы не ставили перед собой задачу тщательного и подробного выяснения влияния всех источников на формирование интересующих нас качеств, но попытались выявить общее: каковы наиболее благоприятные условия, создающиеся в этих сферах, способствующие формированию чести и достоинства как нравственных качеств личности. На данном этане работы для выявления референтной ориентации подростков нам потребовалось сравнение референтных групп, на которые ориентированы в своем поведении подростки с развитым чувством чести и собственного достоинства или высоким уровнем воспитанности и с отсутствием ЧЧСД или нравственно невоспитанные. Подросткам этих групп были заданы следующие вопросы: С чьим мнением вы считаетесь? а) одноклассников; б) друзей вне школы; в) взрослых. 1- При оценке своих плохих и хороших поступков? 2. При выборе профессии. 3, При выборе художественной литературы для чтения. Результаты опроса дополнялись материалами экспертного оценивания личности учащихся. Таким образом, мы попытались выявить реальную референтную группу в моральной, эстетической и профессиональной ориентации подростков и сопоставить реальное поведение учащихся и их референтной ориентации(9). Результаты обработки представлены в Таблице 6,с.97. Во-первых, видно, что подростки I и IV группы ориентируются на разные референтные группы. Так, в морально-этических ориентациях при оценке своих поступков подростки с высоким уровнем воспитанности , в первую очередь, считаются с мнением одноклассников (37,5%), во вторую - с мнением взрослых (30%) и лишь в третью очередь - с друзьями вне школы (27,5%), большинство нравственно невоспитанных (или с отсутствием сформированных ЧЧСД) ориентируются на мнение друзей вне школы, неформальные уличные компании, асоциальные группы. Достаточно большая часть оставила этот вопрос без ответа (27,2%) и лишь единицы подростков, нравственно невоспитанных, ориентируются при оценке своих поступков на взрослых и одноклассников (8Д%)и(13,5%) , Судя по профессиональным ориентациям видно, что подростки прежде всего предпочитают прислушиваться к мнению зрослых. Однако у детей с высоким уровнем воспитанности эти ответы составили 70%, а у педагогически запущенных - всего лишь 29%. По сравнению с 1 группой школьников почти в 6 раз превышено число подростков, нравственно воспитанных, которые затрудняются с ответом на этот вопрос. То есть в таком важном вопросе как выбор профессии, почти половине подростков ГУ группы практически не с кем посоветоваться.
Вообще количество оставленных без ответов вопросов у подростков IV группы во всех трех случаях достаточно высоко- В моральной ориентации - 27.2%, что более чем в 5 раз больше, чем у 1 группы, в эстетической ориентации - 35% (более чем в 8 раз)-, в профессиональной ориентации - 41% ( более чем в 6 раз). Это может свидетельствовать либо о весьма поверхностных неглубоких контактах этих подростков со своим окружением (взрослыми и сверстниками), либо об отсутствии стремления к самоанализу, а может быть, и о том и о другом вместе. Необходимо отметить, что 27,5% подростков первой группы ориентируются на неформальные товарищеские группы, формирующиеся на основе социально значимой деятельности и полезных интересов под влиянием взрослых. Чувствительность к мнению окружающих, сверстников - прежде всего характерные особенности подросткового возраста, обуславливаемые сложными процессами формирования самосознания в этом возрасте.