Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Педагогические основы решения проблемы физического и духовно-нравственного воспитания подростков на основе народных традиций 13
1.1. Взаимосвязь физического и духовно-нравственного воспитания подростков на основе традиционно-народньїх приёмов как педагогическая проблема 13
1.2. Особенности использования традиционно-народньїх приемов в процессе взаимосвязанного физического и духовно-нравственного воспитания подростков 39
1.3. Выявление комплекса педагогических условий эффективности традиционно-народньїх приёмов во взаимосвязанном физическом и духовно-нравственном воспитании подростков 64
Выводы по теоретической главе диссертации 89
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса традиционно-народных приёмов в процессе физического и духовно-нравственного воспитания подростков 92
2.1. Цель, этапы и содержание опытно-экспериментальной работы 92
2.2. Методика и условия реализации традиционно-народньїх приёмов во взаимосвязанном физическом и духовно-нравственном воспитании подростков 114
2.3. Оценка и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 135
Выводы по практической главе диссертации 155
Заключение v 157
Списокцитируемойииспользуемойлитературы 163
Приложения 175
- Взаимосвязь физического и духовно-нравственного воспитания подростков на основе традиционно-народньїх приёмов как педагогическая проблема
- Особенности использования традиционно-народньїх приемов в процессе взаимосвязанного физического и духовно-нравственного воспитания подростков
- Выявление комплекса педагогических условий эффективности традиционно-народньїх приёмов во взаимосвязанном физическом и духовно-нравственном воспитании подростков
- Методика и условия реализации традиционно-народньїх приёмов во взаимосвязанном физическом и духовно-нравственном воспитании подростков
Введение к работе
Проблема нашего исследования заключается в обеспечении эффективности физического и духовно-нравственного воспитания подростков.
Актуальность проблемы определяется потребностью практики, недостаточной теоретической разработанностью подходов к решению проблемы.
Происходящие в обществе социально-экономические преобразования, потребовали изменения направленности современной школы на изучение учащимися гуманитарных наук, искусства, формирование морально-нравственных ценностей. Это обращение к личностным качествам человека, которые всегда несут на себе печать той культурной среды, в которой они формируются.
Одна из особенностей подросткового возраста заключаются в том, что к уровню своего физического развития подростки относятся очень чутко. Нередко в группе ребят примерно одного возраста существует известная всем мальчикам иерархия по силе. В этом случае значимым средством самовоспитания становятся занятия спортом. Особенно подростков привлекают секции различных видов единоборств.
Низкий уровень самоорганизации подростка и ориентирования в путях реализации данной потребности в современном обществе служит причиной конфликтного общения подростка с окружающими (либо изолированности), негативизма и неправильно проявляющейся поисковой активности подростка, ведущей к агрессивным и асоциальным формам поведения.
При этом повальное увлечение подростков восточными единоборствами не решило проблемы, а скорее пополнило ряды криминальных группировок.
В последние годы, в нашей стране, на волне патриотического движения казаков, работников культуры (фольклористов, этнографов) и клубов русского боевого искусства набирает силу идея национального возрождения, привлекая в свои ряды все больше подростковой молодежи.
Одним из носителей национального своеобразия народа является фольклор, потенциал которого мог бы внести свой вклад в дело возрождения духовной культуры народа. Конечной целью народно-культурной традиции является создание модели человека, способного обеспечить разумный порядок жизни, сделать мир более совершенным, построить свою жизнь и деятельность по законам красоты для себя и для своих потомков.
Возникает необходимость обращения к опыту традиционно-народной культуры, рассматривая его как некую систему взглядов человека на мир. Как систему взглядов, которая объективно формирует жизненно необходимые духовно-нравственные и физические качества личности и регулирует его соотношения с природой, миром, обществом, семьей, самим собой.
Каждый подросток, прежде чем познать мировую цивилизацию, должен осознать в себе чувство собственного национального достоинства.
Следующая по степени важности задача народной педагогики - это развитие природных способностей и творческого мышления личности, формирование установки на саморазвитие и самопознание. Узловым моментом в данном случае является органическое слияние с духовно-нравственным воспитанием, которое только и может предотвратить возможность негативной направленности развития личности.
Важнейшей задачей традиционно-народной культуры является также формирование здорового образа жизни человека, создание жизнеспособных традиций здоровья. Их составляющие - это особенности движения, народные и спортивные игры, осмысленный труд, положительные эмоции в традиционных забавах и игрищах, пляска, личная гигиена, зеленая аптека и, конечно же, боевое искусство Руси.
Представленные аспекты проблемы исследования в той или иной степени нашли свое отражение в работах философов, социологов, психологов и педагогов.
В своей работе мы опирались на исследования Н.Г. Озолина. Пользовались также работами Г.Н.Базлова, В.Г. Балушок, А. Ретюнских, А. Грунтовского, А.Р.Мусина, Л.В. Суровой и др.
Основоположником научного подхода к процессу физического воспитания явился П. Ф. Лесгафт.
Социально-педагогические аспекты спорта исследовались в работах польских авторов Е. Шсецкого и Ф. Знанецкого. Аспекты физического воспитания подростков в плане русского стиля борьбы рассматривались В.А.Спиридоновым, B.C. Ощепковым, А.А. Харлампиевым.
Вопросы воспитания личности в русской народной традиции раскрываются в трудах К.Д. Ушинского, Н. И. Пирогова.
Таким образом, актуальность выбранной нами проблемы исследования определяется необходимостью разрешения противоречия между низким уровнем культурного, духовного развития современной молодёжи и большим потенциалом народной культуры по духовно-нравственному воспитанию личности путём использования русских традиционно-народньїх приёмов. В результате мы сформулировали тему исследования: «Традиционно-народные приемы физического и духовно-нравственного воспитания подростков».
Объектом исследования является процесс взаимосвязанного физического и духовно-нравственного воспитания подростков.
Предмет изучения - комплекс традиционно-народньїх приёмов и педагогических условий, обеспечивающих взаимосвязанный процесс духовно-нравственного и физического воспитания подростков.
Цель нашего исследования заключается в выявлении, разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации комплекса традиционно-народных приемов в физическом и духовно-нравственном воспитании подростков, а также выявлении, обосновании и апробации комплекса педагогических условий эффективности этих приемов.
Гипотеза исследования заключается в следующем.
I. Высокий уровень эффективности формирования физических и духовно-нравственных качеств подростка может быть достигнут, если эти процессы осуществляются во взаимосвязи и обеспечиваются комплексом приемов русского традиционно-народного воспитания:
Фольклорный приём (песни, пляска, частушки, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
Натуралистический приём (природа и искусство).
Теологический приём (религия).
Деятельностный приём (движение, игры, игрища, ремёсла, общественно полезный труд).
II. Эффективность комплекса приемов обеспечивается выполнением следующих педагогических условий:
Положительная мотивация и расположенность подростков к восприятию усваиваемого материала.
Обращение к культурно-историческим ценностям русского народа.
Театрализация тренировочного занятия, создание внешнего антуража в стиле традиционно-народной культуры.
Моделирование условий, быта, обрядовой стороны и образа жизни древнерусской воинской артели.
Сформулированная гипотеза позволила нам провести декомпозицию цели исследования на задачи, к которым относим:
Определение степени разработанности проблемы в педагогической теории и практике.
Обоснование комплекса приемов, обеспечивающих взаимосвязанное воспитание духовно-нравственных и физических качеств подростков при реализации комплекса педагогических условий.
Разработка критериев эффективности взаимосвязанного духовно-нравственного и физического воспитания подростков занимающихся русским рукопашным боем с использованием традиционно-народных приёмов.
Разработка и экспериментальная проверка методики реализации русских традиционно-народньїх приёмов духовно-нравственного воспитания подростков в ходе их занятий русским боевым искусством.
Разработка и внедрение рекомендаций по использованию приёмов русского традиционно-народного воспитания в физическом и духовно-нравственном развитии подростков.
Решение проблемы нашего исследования с учетом специфики традиционно-народной культуры осуществлялось на следующей методологической базе:
а) положения подходов: деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ле-
онтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.), личностно-ориентированного
(В.А. Беликов, В.Я. Ляудис, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.И. Божович,
Л.С. Выготский, И.С. Кон и др), культурологического (Г.И. Батурина, Е.
Йокль, Л.В. Суровой, И. К. Марджани, Б. В. Гаспринский и др.) и ценностно-
ориентированного (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова и др.);
б) положений теории физического образования, воспитания и развития
личности (П. Ф.Лесгафт, И.П. Павлов, СМ. Вайцеховский, Л.К. Гуков,
В.М.Качашкин, Н.Г. Озолин, Н.И. Пономарёв, Е. Йокль и др.).
Учитывая то, что все задачи нашего исследования связаны между собой, возможно использование в работе с подростками сразу нескольких подходов.
Исследование проблемы осуществлялось в несколько этапов в период с 1997 по 2004 гг.
На первом этапе (1997-1999 гг.) проблема использования приёмов русского народного воспитания в педагогическом процессе изучалась с философской, психологической, педагогической позиций. При этом мы изучали и учитывали особенности и возможности физической культуры и спорта, народного воспитания и духовности личности. Нами было уделено внимание обобщению опыта работы педагогов практикующих интересующие нас методики. На этом этапе была сформулирована предварительная гипотеза,
отрабатывался аппарат научного исследования, определялись цели, задачи изучения проблемы, проводилось моделирование условий ориентации педагогического процесса на приёмы национального воспитания. Ведущими методами исследования выступили наблюдение, сбор материала, его анализ, классификация, беседы, анкетирование.
Второй этап (1999-2001 гг.) был связан с разработкой и проведением констатирующего эксперимента, проверкой рабочей гипотезы. Был проведён анализ психолого-педагогической и спортивной литературы по проблемам влияния народной культуры и православия на развитие духовно-нравственных качеств личности, формирования физических возможностей спортсменов, была уточненена гипотеза исследования. В ходе работы мы опирались на положения ценностного и культурологического подходов. Данный этап был также связан с координацией и взаимосвязью общеобразовательной подготовки и подготовки дополнительного образования подростков. В качестве методов исследования использовался эксперимент, анкетный опрос учащихся, составление независимых характеристик, беседы, наблюдение, анализ собранных материалов и результатов деятельности исследуемых.
На третьем этапе (2001-2004 гг.) была окончательно сформулирована гипотеза и ее теоретическое обоснование, проведён поисковый дидактический эксперимент с целью проверки и уточнения теоретических выводов, анализ и обработка материалов исследования, оформление в законченном виде теоретических положений и практических выводов, внедрение в практику разработанных рекомендаций. Использовались методы математической статистики, обработки качественных и количественных данных, их графическое представление и педагогический анализ.
Базой научного исследования явились учебные группы школы русского боевого искусства «Славяне», общеобразовательные школы и учреждения дополнительного и профессионального образования г. Магнитогорска, учебный центр ГУВД Челябинской области. Всего
эксперементальной работой было охвачено около 350 детей, подростков и молодёжи, 40 спортивных инструкторов, учителей и специалистов из учреждений дополнительного и профессионального образования. Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) выделении, теоретическом и содержательном обосновании комплекса
приемов физического и духовно-нравственного воспитания подростков на ос
нове анализа опыта русской традиционно-народной культуры;
определении педагогических условий эффективности реализации комплекса традиционно-народных приёмов обеспечивающих взаимосвязь физических и духовно-нравственных качеств;
разработке методики взаимосвязанного физического и духовно-нравственного воспитания подростков с использованием русских традиционно-народных приёмов.
Теоретическая значимость заключается:
а) в выделении и раскрытии взаимосвязи физического и духовно-
нравственного воспитания личности подростков как фактора их развития;
б) в уточнении признаков и особенностей духовно-нравственного и фи
зического воспитания подростков при реализации приемов русского
традиционно-народного воспитания.
Практическая значимость заключается в том, что:
а) разработанная методика реализации приемов русского традиционно-
народного воспитания, с учётом педагогических условий, обеспечивает по
вышение эффективности взаимосвязанного физического и духовно-
нравственного воспитания подростков;
б) на основе полученной методики реализации взаимосвязанного физи
ческого и духовно-нравственного воспитания с использованием традиционно-
народных приёмов разработана программа обучения подростков русскому ру
копашному бою, реализующаяся в образовательной деятельности школы
русского боевого искусства «Славяне».
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:
Взаимосвязь физического и духовно-нравственного воспитания подростков при реализации русских традиционно-народньїх приемов;
Комплекс приемов русского традиционно-народного физического и духовно-нравственного воспитания подростков;
Комплекс педагогических условий эффективности традиционно-народных приемов физического и духовно-нравственного воспитания;
Методика использования традиционно-народных приемов физического и духовно-нравственного воспитания подростков.
Достоверность результатов и выводов обеспечивается опорой на труды философов, профессиональных спортсменов и методистов, классиков педагогики и психологии, современных дидактов. В исследовании мы использовали практические методы, адекватные проблемам исследования и обеспечивающие воспроизводимость результатов эксперимента, качественный и количественный анализ экспериментальных данных. Достоверность результатов определяется также публикацией материалов в вузовских изданиях и положительными отзывами.
Апробацию положений и внедрение результатов исследования
включали: *
- участие и выступление с докладом во Всероссийской научно-
практической конференции «Демографический кризис в России, как ком
плексная проблема. Причины и пути решения» (Магнитогорск, январь, 2003
г.);
- выступления по теме исследования и результатам внедрения приемов
народной педагогики в общеобразовательных школах № 19, 66, 45, 46, 56; в
лицее № 17, ПТУ № 121 г. Магнитогорска (1998 - 2003 г.г.), выступления пе
ред преподавательским составом Учебного Центра ГУВД Челябинской
области (Магнитогорск, 2002-2003 гг.) и на круге Оренбургского казачьего
войска (Челябинск, 2001 г);
проведение практического семинара по русской воинской традиции и рукопашному бою в школе русского боевого искусства «Славяне» (1995-2003 г.г.) и для сотрудников разведывательных подразделений (г.Чебаркуль, 1999 г);
использование в образовательном процессе школ русского боевого искусства «Славяне» (г. Магнитогорск), «Дружина» (г. Екатеринбург), «Русский щит» (г. Новосибирск), кадетского корпуса г. Верхнеуральска, учебного центра ГУВД Челябинской области, в подготовке личного состава подразделений милиции, таможни, пограничных застав, частной охраны методических рекомендаций, разработанных автором исследования;
использование в образовательном процессе школы русского боевого искусства МУ «Магнитогорский центр национальных культур» управления культуры администрации г. Магнитогорска.
применение авторских программ и методик в ходе практической деятельности в школе русского боевого искусства «Славяне» и Учебном центре ГУВД Челябинской области.
Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретическая и экспериментальная), заключения, списка литературы и приложений.
По теме диссертационного исследования нами опубликовано 7 работ, в том числе методические рекомендации.
Взаимосвязь физического и духовно-нравственного воспитания подростков на основе традиционно-народньїх приёмов как педагогическая проблема
Целью данного параграфа мы ставим изучение состояния и актуальности проблемы эффективности взаимосвязанного физического и духовно-нравственного воспитания подростков; раскрытие основных понятий исследования, рассматриваемых с точки зрения общей и традиционно-народной педагогики; объяснение основных причин использования отечественных традиционно-народньїх приёмов в России.
Следуя логике исследования, необходимо определиться с основным понятием нашей работы - «взаимосвязанный процесс физического и духовно-нравственного воспитания подростков с использованием традиционно-народных приёмов». Его сущность и педагогическая направленность работы определяется через понятие воспитания.
Воспитание и обучение представляют собой диалектическое единство, но вместе с тем можно вычленить круг специальных интересов каждой области. В нашем случае нас интересует воспитание.
СИ. Ожегов определяет воспитание как воздействие на духовное и физическое развитие, формирование навыков поведения, привитых семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни (95, с. 140).
А. С. Макаренко пишет: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и духовно-нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - вот задача воспитания» (85, с. 176).
В общепедагогическом плане воспитание - это процесс ориентации подростков в культурно-социальном пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей (157, с. 31). Воспитание, по сути, и представляет формирование духовности личности, так как являет собой глубинное проникновение в личность ребенка, формирование его мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю.
Цель воспитания рассматривается как передача общественно-ценного опыта старших поколений младшим, формирование и развитие личности, подготовка детей к активной общественно и лично значимой деятельности. Реальная цель воспитания заключается в создании необходимых и достаточных условий для маскимально полного развития природных задатков и способностей человека.
Процесс воспитания является базовым основанием любой педагогической теории. Так, Н. И. Пирогов в своей статье «Образование и воспитание» пишет: «Несомненно, что воспитание ребенка может происходить помимо всякой преднамеренной теории и независимо от того, обращено ли на это внимание. Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами...» (107, с. 592).
Важным компонентом ключевого понятия нашего исследования является понятие духовности. Духовность, по определению В.И. Даля, представляется, как всё относящееся к Богу, церкви, вере, а так же, как все умственные и нравственные силы человека (45, с. 560).
Подобное определение даёт Л.В. Сурова. По ее мнению, духовность -это нечто, относящееся к религии, к церкви. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (136, с. 15).
И.А. Ильин понимает дух, как силу личного самоутверждения в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в её предстоянии Богу и в её достоинстве (59, с. 29).
В этическом плане, духовность представлена, как позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, религиозной, умственной, художественной, характеризующая мотивацию и смысл поведения личности (128, с. 87).
Таким образом, ум - это одна часть духа человека, выражающаяся в разуме, рассудке, памяти и проявляющаяся через осмысленность поведения. Вторая часть - нравственность, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, а также правила поведения, определяемые этими качествами (95, с. 389). Нравственность выражается через любовь, милосердие, волю, общественную мораль и проявляется в человеке через совесть и добродетели.
Умственное воспитание в процессе занятий русским рукопашным боем имеет две стороны — образовательную и воспитательную. Первая связана с вооружением специальными знаниями, вторая - с развитием умственных качеств занимающихся (108, с. 210). Связи умственного воспитания с физическим сложны и многообразны.
На занятиях по русскому рукопашному бою в рамках освоения воинской культуры своего народа, сообщаются сведения по истории боевых искусств, что неразрывно связано с историей своего этноса и окружающих её соседей, его методике, организации и проведении состязаний, гигиене, что также расширяет умственный кругозор тренирующихся. Говоря о воинской культуре необходимо обучать людей не только искусству владения своим телом, но и способам жизни, общения и выживания в различных условиях природной и социальной среды. Как известно, освоение современных учебных программ сопряжено со значительными нервно-психическими напряжениями. Спорт положительно влияет на умственную работоспособность и играет заметную роль в повышении устойчивости умственной работоспособности учащихся. Подмечено, что такие показатели, как объем внимания, памяти, количество мыслительных операций, у недостаточно физически подготовленных студентов к концу года значительно снижаются (29, с. 78).
Нравственное воспитание в педагогике определяется, как одна из важных сторон процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей, способность ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении (128, с. 223).
Мы проанализировали составляющие рассматриваемого понятия духовности и заключили, что духовно-нравственные качества в человеке проявляются через совесть, свободу и осмысленность действий, качественную оценку поведения, интеллект и добродетели.
Особенности использования традиционно-народньїх приемов в процессе взаимосвязанного физического и духовно-нравственного воспитания подростков
Приёмы русского традиционно-народного воспитания реализуются с учетом педагогических условий, представленных нами в третьем параграфе первой главы диссертации. С учетом общего определения понятия прием натуралистический приём мы рассматриваем как педагогическую операцию, направленную на физическое и духовно-нравственное воспитание подростка путём использование окружающей среды (природы) и эстетической силы искусства (художественного, музыки, движения и прочего). Из определения следует, что данный приём находит своё отражение в природе и искусстве.
Искусство является одной из форм общественного сознания, составной частью духовно-нравственной культуры человечества и свидетельствует об общей устремлённости личности к прекрасному (16, с.8). Одним своим присутствием в жизни подростка оно оказывает влияние на практическое освоения мира в его физическом и духовно-нравственном аспекте.
Использование данного приёма в физическом воспитании подростка выражается через физическую культуру и природосообразность деятельност-ного приёма, более того отражается в искусстве движений, их естественности и красоте.
Природа, в традиционно-народной педагогике, это не только среда обитания, но и родная сторона - Родина. Весь традиционно-народньш образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Все, что согласуется с природой, рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой. Что же касается системы воспитания В.А. Сухо-млинского, то она насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила.
В мужской культуре славян привязанность к родным местам являлось стержневым свойством здорового патриотизма (12, с. 23). Современный подросток, любящий родную природу - Родину, выражающий свою любовь через искусство, то есть слагающий о ней стихи и песни, так или иначе обретает свободу и независимость, а это основные составляющие духовно свободу и независимость, а это основные составляющие духовно-нравственного воспитания.
По мнению B.C. Кукушина, и мы с ним согласны, «высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип при-родосообразности является основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни» (78, с. 202).
При определении теологического приёма мы учитывали следующие моменты. Теология (греч. Theologia) в переводе с греческого дословно означает - учение о Боге. Философский словарь определяет теологию как богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога на основе текстов, принимаемых как божественное откровение (150, с.411). Таким образом, теологический приём в традиционно-народной педагогике определяется нами, как формирование духовно-нравственных качеств и набожности подростка через религию.
Духовность и нравственность человека определяется, не только религией. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовно-нравственной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовно-нравственной жизни. Однако религия здесь является стержневым фактором.
В педагогической науке религиозная мудрость духовно обогащает и учителя и учеников. Магомет, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало основой всей арабской культуры. Да и к народной педагогике тех, кто исповедует ислам, дороги не найдешь без Корана. Так и светская, школьная и семейная педагогика много потеряли, отвернувшись от теологического приёма воспитания, каким для русского народа является Православная вера (35, с. 10).
Общность этико-педагогических концепций всех религий бесспорна. Однако мы считаем, что направляющей религией в нашей стране должна стать русская Православная вера. Россия - это многонациональное государство, но, прежде всего русского народа, с его языком, культурой и верой. Каждый народ нашего государства сможет найти своё место в общегосударственной культуре без ущемления своих гражданских и религиозных прав.
Через свою практическую деятельность мы можем отметить большой воспитательный потенциал традиционно-народных религиозных учений. Да и многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах Православного воспитания. Этим выражается участие теологического приёма во взаимосвязанном процессе физического и духовно-нравственного воспитания и общем комплексе выделенных традиционно-народньїх приёмов.
Например, музыкальное воспитание под наигрыши народных бойцовских частушек и зазывных песен в процессе тренировок по рукопашному бою не только повышает эффективность образовательного процесса, но и готовит душу к принятию духовных впечатлений. Ребёнок, с детства приученный к традиционно-народной музыке, не подвергается искушениям грубого ритма рока в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос вообще без музыкального воспитания.
Выявление комплекса педагогических условий эффективности традиционно-народньїх приёмов во взаимосвязанном физическом и духовно-нравственном воспитании подростков
Целью данного параграфа является выявление и обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность взаимосвязанного физического и духовно-нравственного воспитания при использовании традиционно-народных приёмов. При этом мы исходим из того, что эффективность рассмотренных нами в предыдущем параграфе приёмов русского традиционно-народного воспитания обеспечивается созданием определенных педагогических условий.
В философском понимании условия это то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которого зависит действие законов природы и общества (150, с. 385).
Понимая всю многозначность понятия «педагогические условия», мы воспользовались определением, данным В.А. Беликовым, который рассматривает условия как:
1) совокупность внешних объектов образовательной среды, в определенных отношениях с которыми находиться предмет исследования;
2) совокупность внутренних особенностей (состояний, качеств) предмета исследования, от которых в той или иной степени зависит решение проблемы.
Данная совокупность внешних объектов и внутренних особенностей, по его мнению, определяет существование, функционирование и развитие предмета исследования (эффективное решение поставленной проблемы) (20, с. 18). Применительно к нашей работе, педагогические условия реализации традиционно-народных приемов представляют собой, совокупность внешних обстоятельств осуществления педагогического процесса и внутренних особенностей (возможностей) личности подростка, от которых зависит его физическое и духовно-нравственное воспитание.
При этом мы рассматриваем необходимые и достаточные условия эффективности традиционно-народных приемов. Необходимые условия понимаются как те условия, которые уже выделялись, рассматривались в отношении исследуемого предмета, но которые не обеспечили достаточно полного решения поставленной проблемы. Без этих условий проблема не может быть решена, но их недостаточно, чтобы решить её максимально эффективно. Максимально полное решение проблемы обеспечивается достаточными условиями. Это условия, которые привносятся в комплекс и расширяют его возможности по решению проблемы исследования. Однако без необходимых условий достаточные условия не обеспечивают решение проблемы.
Данное уточнение позволило нам более осмыслено подойти к формулировке педагогических условий, ж определило содержание гипотезы исследования - использование традиционно-народных приёмов в физическом воспитании подростка, при выполнении комплекса педагогических условий способствует эффективному духовно-нравственному становлению личности.
Анализ практики воспитания подростков в школе русского боевого искусства «Славяне», анализ практики воспитания учащихся общеобразовательных школ дал нам возможность заключить, что эффективность традиционно-народных приемов осуществления взаимосвязанного процесса физического и духовно-нравственного воспитания подростков обеспечивается реализацией следующих необходимых и достаточных педагогических условий.
Необходимые условия:
1. Положительная мотивация и расположенность подростков к восприятию усваиваемого материала. 2. Обращение к культурно-историческим ценностям русского народа. Достаточные условия:
1. Театрализация тренировочного занятия, создание внешнего антуража в стиле традиционно-народной культуры.
2. Моделирование условий, быта, обрядовой стороны и образа жизни древнерусской воинской артели.
Необходимые условия являются основными среди представленных, так как именно они обеспечивают процесс взаимосвязанного воспитания физических и духовно-нравственных качеств с применением традиционно-народных приёмов.
При раскрытии сущности первого условия мы исходим из того, что мотив определяется как внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, заинтересованность в его совершении (128, с. 199). Расположенность понимается как мотивация, направленная сознанием подростка или намеренье в осуществлении желаемого (45, с. 428).
То есть под положительной мотивацией и расположенностью в содержании первого педагогического условия мы понимаем субъективные побудительные причины, которыми руководствуются подростки в осознанном восприятии изучаемого материала. Так как именно через его осознанное восприятие в своей практической деятельности мы достигаем цель взаимосвязанного физического и духовно-нравственного воспитания.
Такими причинами, в начале занятий в школе боевого искусства, выступают желание подростка овладеть техникой рукопашного боя, повысить личностную уверенность в критических ситуациях. Далее, когда процесс физического и духовно-нравственного воспитания с применением традиционно-народных приёмов начинает оказывать педагогическое воздействие на связанность соответствующих качеств подростка, причинами начинают выступать желание подростка изучать историю своего народа, проследить развитие изучаемого искусства рукопашного боя и его место в боевом искусстве, стремлениє познать другие компоненты и духовно-нравственную основу сначала боевого искусства, потом воинской культуры и в итоге всей традиционно народной культуры своих предков.
Другими компонентами, оказывающими воздействие на духовно-нравственные качества личности подростка в процессе занятий боевым искусством, являются такие составляющие воинской культуры, которые далее встречаются и в общенародной, и в мировой культуре. К ним относятся религия, фольклор, народное творчество, домоустройство и быт, взаимодействие с окружающей средой, язык и письменность. Мотивация начинающего заниматься боевым искусством подростка к изучению этих компонентов возрастает поэтапно. Например, одновременно с обучением подростка базовым элементам рукопашного боя, музыкальный, песенный и плясовой фольклор сначала встречается в лекциях и беседах о традиционно-народной культуре наших предков, затем в качестве наигрышей, частушек и песен «на задор» и «под драку», то есть таких песен и наигрышей, под которые выходили «ломаться», «задирались» и «бились на кулачках». Далее, занимающиеся подростки изучают, сами воспроизводят эти песни и наигрыши, для чего учатся играть на народных музыкальных инструментах, работают с соответствующей литературой, участвуют в фольклорно-этнографических экспедициях. Подобное повышение мотивации и расположенности к взаимосвязанному физическому и духовно-нравственному воспитанию следующее от занятий рукопашным боем к изучению и реконструкции традиционно-народной культуры мы наблюдаем и при рассмотрении других компонентов.
Методика и условия реализации традиционно-народньїх приёмов во взаимосвязанном физическом и духовно-нравственном воспитании подростков
Целью данного параграфа является определение педагогической роли рукопашного боя в рассматриваемом воспитательном процессе; раскрытие содержания формирующего этапа опытно - экспериментальной работы по реализации комплекса приёмов традиционно-народного воспитания во взаимосвязанном физическом и духовно-нравственном воспитании личности подростка.
Рассмотрим процесс обучения подростков рукопашному бою с использованием комплекса педагогических условий реализации традиционно-народных приёмов во взаимосвязанном процессе русского физического и духовно-нравственного воспитания.
Определим педагогическую значимость рукопашного боя, являющегося основной составляющей боевого искусства, в физическом и духовно-нравственном развитии личности.
Контактные единоборства представляют собой сложный и многогранный процесс работы над собственным организмом и личностью.
Главной целью этого процесса является формирование физической и личностной культуры личности, подготовка к определённой деятельности (например, к службе в армии), «охранение и укрепление здоровья человека. Физическая и личностная культура человека в контексте данного исследования понимается нами, как взаимосвязанный процесс, то есть развитие общефизических качеств, специальных и тактико-технических навыков ведения рукопашного боя & первом случае, и духовно-нравственное воспитание, осмысленность поведения и моральная ответственность во втором. Из определения цели вытекают мотивы, с которыми подростки приходят в школу боевого искусства: Во-первых, изучение рукопашного боя, как составляющей боевого искусства; Во-вторых, изучение рукопашного боя, как средства профессиональной деятельности и решения других задач; В-третьих, сохранение и укрепление здоровья и физической формы. Процесс физического и духовно-нравственного воспитания организуется взаимосвязанным без учёта выделенных мотивов, однако это позволило сформулировать функции боевого искусства:
1) Образовательная. Укрепление здоровья и увеличение работоспособности человека; повышение психологической устойчивости и физической подготовленности его организма по отношению к неблагоприятным факторам разной окружающей среды.
2) Социальная. Формирование общественных отношений, поскольку занятия боевым искусством являются сферой развития и проявления общей социальной активности личности.
3) Воспитательная. Боевое искусство оказывают влияние на формирование мировоззрения, духовно-нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
Нас интересует воспитательная функция боевого искусства и её составляющие. Она осуществляется во взаимосвязанном процессе реализации потребностей в физическом и духовно-нравственном воспитании с помощью традиционно-народных приёмов.
Педагогическая роль в данном случае выражается в том, что боевое искусство оказывает глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно-нравственно. Нужно отметить, что приёмы и навыки, приобретённые в школе боевого искусства, используются и в деятельности, не связанной с воинской культурой. С помощью отношений и норм боевого искусства подростки приобщаются к жизни местного сообщества, многие общественные институты используют боевое искусство для достижения своих целей. Например, для нравственного, патриотического, национального воспитания, для формирования здорового образа жизни, для одухотворения физических сил человека, создающего средства превращения человека в творческую личность.
А.К. Белов пишет, что боевое искусство имеет отношение к формированию характера, а двигательная деятельность лежит в основе познания мира и воспитания самостоятельности (21). От двигательной активности зависит участие в труде, общение, познание окружающего. Через потребность в игре, в физической активности сознание обогащается значением гармонического развития, двигательной культуры, красоты тела и разнообразных физических качеств.
Таким образом, можно заключить, что педагогическая значимость боевого искусства в целом и рукопашного боя в частности выражается в том, что оно оказывает влияние на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно-нравственно. Связи, формируемые в школах боевых искусств, способствуют сплочению коллектива, создают атмосферу интимности и взаимного доверия, которая помогает быстро адаптироваться новым членам коллектива и имеет большое значение в воспитательной работе. Следует отметить, что члены школы, поддерживают между собой отношения и вне занятий. Это позволяет нам заметить, что данные связи являются важным фактором социальной адаптации личности подростка.
Средний подросток, начиная заниматься в школах, особенно ударных, единоборств, сталкивается с большим количеством проблем, трудностей и комплексов. Главные из которых заложены в него социальным и семейным воспитанием.
Во-первых, это страх перед боестолкновением, который обусловлен боязнью падения на землю, боязнью пропущенного удара, неприятием нанесения удара или болевого воздействия другому человеку.
Во-вторых, подросток, в силу особенности своего возраста, очень чутко реагирует на взаимоотношения в коллективе и к себе лично, поэтому, попадая в новый мужской коллектив стремиться найти в нём своё место, и если оказывается не принятым группой, то серьёзно переживает по этому поводу.
В-третьих, боевые искусства, помимо совершенствования техники владения своим телом, формируют ещё и особый крут мировоззрения и поведенческих реакций, который может вызвать конфликт со средой и привести ранимую психику подростка к депрессии.