Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ р
1 Структурные компоненты формирования познавательной активности младших школьников
2 Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании познавательной активности 30
3 Пути формирования познавательной активности младших школьников 39
Выводы 57
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 60
1 Песня как источник информации и познавательной активности младших школьников 60
2 Структурно-содержательные компоненты учебной песни 77
3 Воздействие учебной песни на формирование познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку 99
4 Результаты опытно-экспериментальной работы 138
Выводы 144
Заключение 146
- Структурные компоненты формирования познавательной активности младших школьников
- Песня как источник информации и познавательной активности младших школьников
- Структурно-содержательные компоненты учебной песни
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе школьного образования проблема развития познавательной активности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке. Гуманизация образовательного процесса предполагает усиление культурологической составляющей образовательного процесса и усвоение учащимися духовно-ценностного опыта предшествующих поколений, установление гуманных отношений между участниками учебного процесса, восстановление личностно-развивающей и культурообразующей функций образования. Идеи гуманизации образовательного процесса, предполагающие развитие познавательной активности, нашли свое отражение в работах педагогов-исследователей (С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, М. Я. Вилен-ский, Н. В. Кузьмина, В. П. Кузовлев, А. Н. Малюков, А. Ж. Овчинникова, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.). Исследования в данной области послужили основанием для расширения и наполнения содержания познавательного процесса и его результативности.
В формировании познавательной активности школьников большую роль играет эмоциональный фактор, поскольку ряд исследователей (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Г. М. Потанин, О. К. Тихомиров и др.) доказали связь эмоций с мышлением и другими психическими процессами, свойствами личности и обосновали влияние психической тонизации, выполняемой эмоционально-положительным состоянием, на эффективность обучения. В осуществлении эмоциональной сферы учащихся в процессе учебной деятельности большие возможности содержит музыкальное искусство. Можно утверждать, что
музыка, которая является неотъемлемой частью жизни любого человеческого общества, регулирует духовно-нравственную и эмоциональную жизнь человека. Проблема воздействия музыки на личность, которая всесторонне рассматривалась многими учеными, позволяет сделать вывод о том, что музыка, при определенных условиях, оказывает благотворное влияние на психологическое состояние человека и способствует активизации познавательной деятельности (Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Т. О. Гордеева, В. Н. Петрушин и дрЛ
На необходимость развития познавательной активности указывали А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо. Этой же проблеме посвящены многолетние исследования ученых РГПУ имени А. И. Герцена под руководством профессора Г. Н. Щукиной. Проведенные научные поиски в значительной мере активизировали исследование различных возможностей повышения эффективности учебного процесса. Отдельные учёные, учителя-практики и школьные коллективы решали различные методические вопросы и проблемы развития познавательной активности: пути повышения познавательной активности учащихся в учебном процессе (В. Н. Орлов), воспитание интереса к знаниям (Е. Ф. Кошеле-ва), поощрение как важный фактор активизации учебно-познавательной деятельности школьников (Н. А. Мохначёва), программное обеспечение (Л. Д. Бокарева) и др. Вместе с тем для решения этой проблемы музыкальное искусство как одно из средств формирования познавательной активности используется фрагментарно и бессистемно. Не рассматривалась до настоящего времени функциональная музыка, в частности, песенный жанр как дидактическое средство в процессе обучения. Исключение составляет проблемное применение функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учи-
теля начальных классов (Л. Н. Глазунова), использование современных английских песен (А. Беланов) и некоторые другие исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что песенный жанр используется не как компонент развития познавательной активности младших школьников, а как средство, фрагментарно используемое при изучении языка, при формировании навыков чтения. Такое положение объясняется тем, что решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода, связанного с психологическим, физиологическим, философским и музыковедческим аспектами. На наш взгляд, использование песенного жанра как средства формирования познавательной активности школьников в процессе обучения должно осуществляться на основе методической системы музыкальной поддержки с опорой на положительные эмоции.
В настоящее время педагогическая наука располагает определенным теоретическим и эмпирическим материалом, который при осуществлении интегративного подхода к процессу обучения позволяет исследовать проблемы формирования познавательной активности младших школьников средствами музыкального искусства. Таким образом, мы можем констатировать, что в теории и практике педагогического образования сложилось противоречие между потребностью в новых дидактических средствах формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ использования музыкального искусства (в нашем случае учебной песни) как средства формирования познавательной активности младших школьников.
С учетом изложенного нами была сформулирована проблема: определить, каковы основные психолого-педагогические условия формиро-
вания познавательной активности у младших школьников средствами учебной песни.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования — познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования — влияние учебной песни на формирование познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку.
Гипотеза исследования — формирование познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку будет эффективным в том случае, если реализовать следующие условия:
эмоционально-ценностное отношение учителя и учащихся к использованию учебной песни в познавательном процессе;
овладение учителем методической системой "Музыкальная каллиграфия" и "Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для первоклассников" в качестве музыкальной поддержки в процессе речемыслительного формирования графических действий и начального обучения русскому языку;
формирование у учащихся системы умений и навыков по восприятию (слушанию) и исполнению каллиграфических статей и учебных песен;
— разработка и применение соответствующего организационно-
методического обеспечения использования учебных песен в учебном
процессе.
В соответствии с гипотезой были определены задачи исследования: 1. Определить сущностные характеристики учебной песни.
Создать цикл учебных песен, ориентированных на первоначальный период обучения первоклассников письму, орфографии, морфемному составу слова, пунктуации, чтению.
Установить критерии эффективности использования учебной песни в работе с младшими школьниками.
Обосновать педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку.
Разработать методические рекомендации по использованию учебной песни в процессе познания.
Методологическую основу исследования составляют базовые положения современной философии, психологии, педагогики, музыковедения и других гуманитарных наук о целостности человека, о единстве рационального и эмоционального в развитии личности как многофункциональной развивающейся системы, а также положение отечественной духовной традиции о своеобразном синтезе науки — религии — искусства (в частности музыкального искусства).
Перспективы организации научного исследования по заявленной теме во многом определяются традициями гуманитарного научно-исследовательского направления, сложившегося в Елецком государственном педагогическом институте (Е. П. Белозерцев, Н. В. Борисова, А. А. Дякина, С. В. Краснова, Г. П. Климова, В. И. Коротких, В. П. Ку-зовлев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки высказанной гипотезы осуществлялся анализ философской, физиологической, психологической, музыковедческой, педагогической и методической литературы; использовалась совокупность следующих методов: анкетирование, ин-
тервьюирование, наблюдение, статистическая обработка полученных результатов, опытно-экспериментальная работа.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования была избрана средняя муниципальная общеобразовательная школа № 3 г. Ельца, одновременно наша методическая система была использована в процессе начального обучения русскому языку в общеобразовательной средней школе № 36 г. Липецка и "Русской школе" г. Ельца.
Основные этапы исследования.
Первый этап (1995 — 1997 гг.) — изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая, музыковедческая отечественная и зарубежная литература по проблеме использования музыки в образовательном процессе; разрабатывались исходные позиции исследования; создавались учебно-методические пособия "Музыкальная каллиграфия" и "Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для 1-го класса".
Второй этап (1997 — 1998 гг.) — проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась опытная работа по изучению влияния учебной песни на активизацию познавательной деятельности младших школьников, разрабатывалась методика формирующего эксперимента .
Третий этап (1998 — 2000 гг.) — заключительный, включающий формирующий эксперимент, анализ опытно-экспериментальной работы, систематизацию полученных результатов, оформление текста диссертации, проверку выдвинутой гипотезы .
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) теоретически обоснованы возможности повышения познавательной активности младших школьников средствами музыкального искусства, а также описана организация и последовательность внедрения
учебной песни и сопутствующих ей ритмических движений в образовательный процесс;
сформирован новый музыкальный жанр — учебная песня; разработана учебно-методическая система для начального обучения графическим действиям и русскому языку с музыкальной поддержкой: "Музыкальная каллиграфия", "Учебные песни и куплеты для начального обучения русскому языку для первоклассников";
выявлены критерии эффективности использования учебной песни как средства развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения;
обоснована совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития познавательной активности младших школьников с использованием учебной песни в процессе познания;
разработаны методические рекомендации использования учебной песни в процессе формирования познавательной активности младших школьников.
Основные положения, выносимые на защиту:
учебная песня — это психологически и логически организованное действо, направленное на активизацию познавательных процессов в условиях школьного образования;
учебная песня как средство начального обучения графическим действиям и русскому языку, алгоритм её использования в учебно-методической системе;
—критерии эффективности использования учебной песни в образовательном процессе (отношение младших школьников к учебным занятиям, качество усвоения изучаемого материала, творческое развитие личности);
Структурные компоненты формирования познавательной активности младших школьников
Познавательная активность — довольно сложное понятие, и педагогами-исследователями (Л. П. Аристова, Т. Н. Шамова, Г. Н. Щукина и др.) оно трактуется по-разному как ввиду его сложности, так и различных подходов авторов к самой проблеме. В работах разных исследователей познавательная активность выступает:
— как проявление преобразовательного отношения субъекта к ок ружающим явлениям и предметам (Л. П. Аристова);
— как личностное образование — познавательную активность школьника, если она достаточно устойчива, следует рассматривать как личностное образование, которое выражает индивидуальный отклик на процесс познания, живое его участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе (Г. Н. Щукина);
— как качество деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей (Т. Н. Шамова).
Познавательная активность характеризуется: поисковой направленностью в учении; познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как на уроках, так и во внутренней деятельности; эмоциональным подъемом, благополучием протекания деятельности. Ряд исследователей выделяет следующие компоненты познавательной активности: стремление к учению, особое умственное напряжение, активная мыслительная деятельность и наличие волевого усилия. Познавательная активность может проявляться во внешней форме (учащиеся пишут, читают) или во внутренней (учащиеся слушают, размышляют), что проявляется и во внешней форме — они внимательны, не разговаривают и т. п. Формирование познавательной активности происходит в процессе познавательной деятельности, которая, по определению многих исследователей, выступает как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Как отмечает исследователь В. А. Беликов, познавательная активность учащихся в значительной мере зависит от того, как хорошо ученики владеют различными видами познавательной деятельности, как хорошо умеют применять их для получения новых знаний. От этого также зависят познавательные интересы и потребности, развитие в целом. Однако в школьной практике мы наблюдаем значительные преобладания тех видов учебной деятельности, которые обеспечивают развитие личности школьников наименее эффективно. Овладение учащимися учебно-познавательной деятельностью, как считает В. А. Беликов, — это беглое чтение, пересказывание своими словами, наблюдение, умение делать выводы и т. д. В настоящее время в педагогике признается тот факт, что в процессе учебно-познавательной деятельности у учащихся должно происходить формирование обобщенных учебно-познавательных умений и навыков, основанных на понимании учащимися научных основ и структуры деятельности, на самостоятельном определении рациональной последовательности выполнения операций, действий, из которых она состоит. Отличительный признак обобщенных умений и их главное свойство — это способность широкого переноса с одного вида деятельности на другой. Стихийного формирования обобщенных умений не происходит. Нужна целенаправленная подготовка, специально организованная деятельность. Важным компонентом в подготовке учащихся к овладению обобщенными умениями является формирование у них частных учебно-познавательных умений. Это нужно учитывать при планировании работы [14].
Познавательная активность взаимосвязана с познавательными интересами учащихся, которые являются важным компонентом формирования познавательной активности. Выделяются разные уровни познавательных интересов. Первый уровень связан с потребностью во впечатлениях. Второй — проявление любознательности. Третий уровень связан с социально значимой познавательной деятельностью. Большинство психологов считает, что человека формирует вся история его индивидуального и общечеловеческого развития.
Песня как источник информации и познавательной активности младших школьников
Одной из важнейших проблем в обучении учащихся на современном этапе является гуманизация образования. Развивать в детях чувство прекрасного, побуждать философски осмысливать окружающий мир можно не только на уроках музыки, но и на уроках общеобразовательного цикла.
Наше диссертационное исследование предполагает включение в начальный процесс обучения русскому языку учебную песню как средство, способствующее развитию познавательной активности младших школьников.
Музыкальная поддержка в процессе обучения используется с опорой на принцип дидактически направленного сознания, в частности, на положительные эмоции детей.
Г. С. Тарасов в статье "О психологии музыки" высказывает мысль о том, что музыкальное искусство — как искусство вообще — основное внимание концентрирует на личностно-смысловой сфере. Главный вопрос состоит в том, что является предметом переживания как исходной и конечной ячейки "звуко-смысла", заключенного в музыке. По мнению Г. С. Тарасова, составляющими процесса становления художественного смысла в музыкальном произведении являются: чувственная природа слуха; восприятие (во всем его многообразии) интонационной формы — процесса со своими стадиями, этапами; формирование целостного представления о произведении (его возможные типы, промежуточные этапы, то есть процесс "вызревания" этого произведения); специфика художественных эмоций; роль мышления в осмыслении музыкальных эмоций и представлений, в том числе функция мышления в становлении замысла (его реальное развертывание, трансформация и кристаллизация законченной художественной идеи на индивидуальном уровне); показ регулятивной функции потребности и способностей в деятельности музыканта и т. д. [131, с. 96]. Музыкальное произведение не является застывшей и неизменной частью истории, своеобразной эстетической монадой, оно обладает устойчиво-изменчивой сущностью, живя в истории, проходя сквозь неё. Идею о музыке как средстве организации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Учение о мимесисе, которое он разработал в своих трудах, раскрывает представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства.
По мнению Аристотеля, душа человека обособляется от жизни общества, когда он страдает от какого-либо болезненного переживания. Когда же в процессе глубокого переживания он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстаёт в виде общественной жизни. В. И. Петрушин полагает, что такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется и до настоящего времени [112]. У античных авторов мы находим множество описаний воздействия музыки на психическое состояние человека: на процесс выздоровления, на поведение человека в обществе, на боевой дух войска, идущего в бой и т. д. Греческий философ Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. В китайской натурфилософии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации. В Древнем Китае музыка входила в число обязательных наук и составляла важнейший элемент воспитания. Античные мыслители и философы, размышляя об общих законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важнейших наблюдений и выводов, касающихся возможности влияния на человека различных музыкальных произведений в зависимости от темперамента слушателя. Природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека немецкий теоретик Антаназус Кирхер объяснял следующим образом: "Меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса" [148, с. 195]. Русский философ А. Ф. Лосев неоднократно и последовательно возвращался к мысли о музыке как наиболее наглядной модели диалектического становления. Он подчеркивал мысль о том, что нельзя понять музыку с помощью чисто логических определений. Музыка раскрывается, по мысли Лосева, как объективное движение субъективных содержаний объектов. Размышляя о последних произведениях Л. В. Бетховена, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Лосев ощущает в них не только муку, скорбь, страдание, но и тончайшее наслаждение.
Структурно-содержательные компоненты учебной песни
Активизирующее влияние музыки на процесс познания является бесспорным фактом, использование музыкального искусства в процессе обучения может быть одним из приемов развития познавательной активности учащихся. Многие музыкальные произведения вполне доступны пониманию младших школьников, они также полезны в плане комплексного преподавания учебного материала. Сочетаясь с произведениями других видов искусства, музыка улучшает понимание их художественного образа, эмоционально обогащая его восприятие, способствует лучшей запоминаемости учебного материала, возбуждая интерес к нему. Песня — один из видов музыкального искусства, который наиболее доступен детскому восприятию. Песне свойственен особый тип связи музыки и слова, она является обобщенным, итоговым выражением образного содержания текста. В то же время мелодия и текст сходны по структуре, они состоят из равных построений: строф или куплетов. Внутреннее расчленение музыкальной строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической. Кроме того, музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой интонации, понимаемой как изменения звучания ("тона") голоса и прежде всего его высоты ("мелодия речи"). Интонация в музыке сходна с интонацией речи по своей содержательной функции (хотя в речи основным носителем содержания является слово) и по некоторым структурным особенностям, представляя собой, как и речевая интонация, процесс высотных изменений звуков, выражающий эмоции и регулируемые в речи и вокальной музыке закономерности дыхания и мышечной деятельности голосовых связок. Все перечисленные особенности музыкального искусства дают возможность использовать в процессе обучения песенный жанр. Известно, например, что алфавит, положенный на простенькую мелодию, запоминается легче и быстрее (примером может служить телевизионная передача "АБВГДейка", которая транслировалась в 80-х годах). В последнее время некоторые учителя-практики включают в процесс овладения учащимися навыками чтения по русскому и иностранному языку элементы других дисциплин эстетического цикла (прежде всего песенного жанра), что определенным образом способствует лучшему усвоению учебного материала и помогает получению и закреплению новых художественно образных представлений.
Старший преподаватель Орехово-Зуевского педагогического института М. А. Давыдова, например, излагает некоторые варианты работы с текстами учебника "Родная речь", при изучении которых возможно применение музыкального искусства как в виде "живого" звучания — исполнения детьми песен и попевок, так и в виде слушания фонозаписей.
Известно, что многие литературные жанры имеют прямые аналоги в музыкальном искусстве. Это прежде всего произведения устного народного творчества: хороводы, заклички, загадки и поговорки, частушки, прибаутки и другие. Сопоставление детьми выразительных средств литературы и музыки расширяло рамки обычного урока, выводя его основную тему в сферу межпредметных связей. Мощным фактором, пробуждающим интерес к учебе, является обращение к теме "знакомые стихи — плюс их напев". Дети имеют большую потребность в повторении знакомых песен. Внедрение этого приема вполне уместно, потому что сам жанр "песня" образуется из слияния музыки и слова. М. А. Давыдова полагает, что эпизодическое включение музыки в урок чтения вполне доступно для педагогов и активизирует познавательную деятельность младших школьников [46, с. 37].