Содержание к диссертации
Введение
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 15
1.1. Идеал трудового воспитания в русской народной педагогике . 15
1.2. Задачи (составные части) воспитания добросовестного отношения к труду в русской народной педагогике 45
Глава II. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 77
2.1. Средства трудового воспитания 77
2.2. Методы трудового воспитания 107
Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 132 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 174
- Идеал трудового воспитания в русской народной педагогике
- Средства трудового воспитания
- ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 132 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований последнего десятилетия XX века в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Весьма очевиден и тот факт, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, учета психолого-этнических особенностей русского народа, изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания. Трудно не согласиться с Д.Г.Лихачевым, утверждавшим, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Даже в XXI веке мы должны не забывать о национальных особенностях и должны быть озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний1.
Исследования ученых показывают, что каждая нация накопила исторически обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета. Игнорирование закономерностей воспитательной практики народа приводит к извращению национального самосознания. В связи с этим важность этнопедагогических исследований очевидна.
Национальная школа на современном этапе призвана стать государственным учебным заведением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультуры. Одной из целей национальной русской школы является адекватная самореализация
.
подрастающего поколения в семейно-бытовой, профессиональной, добро творческой и других видах деятельности. Национальная модель воспитания в России не совпадает с государственной. Последняя в значительной мере ориентирована на опыт, традиции, менталитет народов западных стран и США, что совершенно недопустимо. Западная культура, индивидуалистическая по своему содержанию, направленная на духовную обособленность, независимость индивида от мнения, целей и задач большинства, является полной противоположностью русской коллективистской по своей сути. Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма русская народная педагогика признает ведущими идеями следование трудовым традициям, гражданственность, соборность, чувство долга, послушание, свободные, гуманные отношения между людьми. В возрождении современной русской национальной школы необходимо учитывать ведущие идеи народной педагогики. Актуальным для современной педагогики является воспитание терпимости к воззрениям личности, в том числе религиозным верованиям. Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью приобретает особую актуальность в современных условиях. Школа испытывает острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающего поколения готовности и умения активно и сознательно грудиться на благо общества и семьи, противостоять асоциальным влияниям, вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию. Накопленный русской народной педагогикой опыт трудового воспитания и социализации подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущей личности от разрушающего воздействия современных российских средств массовой информации, пропагандирующих стремление к наживе, безнравственность, бездуховность, преступность.
Воспитательный опыт показывает, что зачастую незнание и
игнорирование национальных особенностей, этнопсихологических стереотипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания. При этом авторитарность в воспитании, психологическое давление на личность, нежелание менять ошибочно выбранную стратегию в формировании личности приводят к духовному перерождению нации. Попытки механически заменить установившиеся гуманистические ценности другими ведут к проявлению таких низменных качеств человеческой натуры, как алчность, стяжательство, приспособленчество, халатность,
бесхозяйственность, насилие, стремление "делать деньги" любыми средствами. Сиюминутная выгода заставляет не думать о том, как будут жить следующие поколения. Это не увеличивает благосостояние общества, не способствует развитию культуры, утверждению духовности.
Основные черты национального воспитания раскрыты еще К.Д.Ушинским, указавшим на необходимость тесной связи воспитания с жизнью народа, его трудом, политическими и культурными потребностями. Прогресс страны, общества педагог связывал с развитием просвещения, культуры, науки, формированием духовности. В решении этих задач, по его глубокому убеждению, призвана принять участие школа, опирающаяся на идею народности в общественном воспитании. Успех воспитания подрастающего поколения он не мыслил без опоры на достижения народной педагогики. Взгляды К.Д.Ушинского на национальное воспитание разделял П.Ф.Каптерев. Он характеризовал народность в воспитании как развитие у подрастающего поколения не только национальных, но и общечеловеческих черт, приобщение к общечеловеческим ценностям. Историк В.О.Ключевский показал, что отличие народных взглядов на воспитание подрастающего поколения от научных состоит в том, что знания, передаваемые народом детям, предназначаются для того, чтобы научить их жить в мире и гармонии
с окружающим миром. Эти знания были востребованы молодежью, потому что в их основе был труд.
Являясь целью и средством воспитания, труд, по словам современного этнопсдагога Г.Н.Волкова, выступал венцом всей воспитательной системы, а воспитание в труде - основной проблемой всех народов1. Труд являлся средством достижения гармонии, природно-биологического, социального и духовного баланса в развитии человека, а воспитание в труде - способом естественного, природосообразного воспитания, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.
О возрастающем интересе к русской народной педагогике свидетельствует тот факт, что ей стали уделять внимание в новейшей еловарно-справочиой и учебной литературе по педагогике. Так, в учебниках и учебном пособии, созданном, В.З.Вульфовым и В.Д.Ивановым2, имеются главы (разделы) о сущности и ведущих идеях народной педагогики. Весомый вклад в развитие национальной русской школы и народной педагогики внес В.Д.Семенов-1.
Народная педагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-жономической целесообразности. В этой педагогике ведущей является идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество.
Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками
является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.
Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания русских мало изучены. Невелико количество публикаций и по общим проблемам русской народной педагогики. В дореволюционный период были изданы исследования А.Духновича, В.И.Водовозова, Д.Булгаковского и Г.Пинчука, Е. А. Покровского, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. В советский период особенности русской народной педагогики изучались недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты, этнические особенности воспитания. Справедливости ради надо отметить, что в 20-е годы народную педагогику исследовал географ и этнограф Г.С.Виноградов. Он раскрыл ее сущность как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику "совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении").
Вопросы народной педагогики в 80-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: Б.Апашев (Киргизия), В.А.Арутюнян (Армения), В.Д.Афанасьев (Якутия), Г.Н.Волков (Чувашия), А.Ш.Гашимов (Азербайджан), М.Б.Гуртуева, Ю.С.Кимов (Кабардино-Балкария), М.О.Загазежев (Северная Осетия), А.Э.Измайлов (Киргизия), З.К.Меретукова (Карачаево-Черкесия), Ш.А.Мирзоев, З.Якубов, Р.М.Пашева (Дагестан), В.Д.Семенов (Екатеринбург), К.Б.Семенов (Карачаево-Черкесия), Е.Е.Хатаев, Х.Х.Хадиков (Северная Осетия), Я.И.Ханбиков (Татарстан), А.Ф.Хинтибидзе (Грузия), С.М.Шакарян (Пятигорск), И.А.Шоров (Адыгея).
Характеристика воспитания в труде как основы народного воспитания
нашла отражение в исследованиях Г.Ы.Волкова1. Содержание, средства и методы трудового воспитания частично рассмотрены С.М.Шакарян2. В журналах и вузовских сборниках по проблемам русской народной педагогики публиковались статьи Г.И.Батуриной, В.Г.Григоровой, Т.Ф.Кузиной, Г.Луниной, Е.Л.Христовой. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания в русской народной педагогике.
Проблемы народной педагогики, в том числе трудового воспитания, нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике.
Анализ литературы о трудовом воспитании в русской народной педагогике позволил выявить ее пробелы и недостатки в исследовании рассматриваемой проблемы:
1. Отсутствует полнота состава и достаточная разработанность идеала, цели, содержания, средств и методов трудового воспитания.
2. Не рассмотрены сущность и общие тенденции процесса социализации личности в труде.
3. Имеют место устаревшие методологические подходы в
характеристике литературных памятников как источников народной педагогики вообще, трудового воспитания в частности.
4. Не выявлены возможности творческого использования традиций трудового воспитания русской народной педагогики в современной семье и школе.
Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики трудового воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме трудового воспитания, а также необходимость использования национальных традиций русской народной педагогики в целях повышения эффективности национальной ориентации современного воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: "Трудовое воспитание в русской народной педагогике".
Проблема исследования: выявление содержания, характера и своеобразия трудового воспитания в русской народной педагогике.
Объект исследования: педагогическая культура русского народа, отраженная в его многовековом опыте и раскрытая в произведениях фольклора, обычаях, традициях.
Предмет исследования: ценностные ориентации в процессе трудового воспитания и социализации личности в русской народной педагогике.
Цель исследования: охарактеризовать сущность, содержание и процесс формирования качеств личности труженика в русской народной педагогике.
Задачи исследования:
- раскрыть идеал, цель, задачи и содержание трудового воспитания как проявление педагогической мудрости народа;
- выявить и проанализировать созданные народом основные средства, методы и приемы трудового воспитания;
- рассмотреть важнейшие средства и способы социализации подрастающего поколения в процессе трудовой деятельности;
- покачать актуальность традиций народной педагогики в трудовом воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.
Методологические основы исследования:
- аксиологический подход к воспитанию, в том числе признание человека наивысшей ценностью в обществе;
- допустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных и духовно-нравственных ценностей;
- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;
- конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;
- связь объективного и субъективного, логического, исторического и современного, раскрытие прогностического значения результатов исследования. Использовались также культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, идей,
« теорий.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Б.З.Вульфов, П.Ф.Каптерев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, Г.К.Селевко, С.А.Смирнов, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, В.Л.Вульфсон,
и Г.Н.Волков, Л.Н.Гончаров, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, 3.А.Малькова, Д.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, В.Д.Семенов, Л.Л.Супрунова, Ф.А.Фрадкин, И.А.Шоров).
При изучении вопросов педагогической психологии автор опирался на труды Б.Г.Ананьева, В.В.Белоуса, В.В.Давыдова, Н.Д.Левитова, Л.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова, Л.Д.Столяренко.
Использованы следующие методы исследования: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный методы; теоретический анализ и синтез; наблюдение; изучение документации; обобщение и систематизация полученных результатов.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в педагогической науке выявлены и охарактеризованы идеал, цель, задачи, содержание, средства и методы трудового воспитания подрастающего поколения, нашедшие отражение в мифах, былинах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх, учительной литературе Древней Руси и Русского государства. Установлено, что народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имеют гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности русского народа. Охарактеризованы составные части (задачи) формирования добросовестного отношения к труду в народной педагогике: понимание необходимости трудиться и готовность трудиться результативно, добросовестно, с полной отдачей сил; вносить в свой труд смекалку, изобретательность, применять знания и опыт, накопленный многими поколениями; чувство хозяина, бережливость; умение работать в
коллективе, сотрудничать, оказывать помощь, вносить посильный вклад в общее дело, развивать идеи соборности как национальной особенности коллективного труда. Выявлена специфика средств и методов непосредственного педагогического действия (игра, труд, досуговая деятельность, искусство, участие в общественной жизни, общение с родителями, взрослыми, традиции и христианская религия, беседа, упражнение и приучение, пример, убеждение, поощрение и наказание). Раскрыты средства и способы социализации личности в труде в условиях семьи и общины (образ жизни, детская воспитательная среда, народные праздники и гуляния, ремесленное ученичество, трудовые семейные династии, общественное мнение, гостеприимство, свадьба, похороны и др.). Выявлены отличительные особенности процесса интеграции подрастающего поколения в общество у русского народа и некоторых этнических групп России. Показана самобытность педагогической культуры русского народа.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный в народной педагогике педагогический опыт трудового воспитания детей представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих фундамент системы трудового воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель, задачи трудового воспитания, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и социализацию личности в труде в условиях семьи и общины, а также результаты процесса трудового воспитания, характеризующиеся своей гуманно-демократической направленностью.
Практическая значимость исследования. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по
рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.
Основные этапы исследования. На первом этапе (1998-1999) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ материалов. На втором этапе (2000-2001) осмысливался и обобщался полученный материал, проводилась апробация результатов и оформлялся текст диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Представление народа об идеале трудового воспитания как формировании совершенного человека с высоким уровнем общественного сознания, готового и умеющего трудиться на благо семьи и своего народа, вносящего в свой труд смекалку, инициативу, творчество, ловкость и умение, добросовестно относящегося к своим трудовым обязанностям, создающего ценное и прекрасное своими руками, человека-носителя культурно-этнических ценностей, прогрессивных обычаев, традиций коллективистского труда.
2. Специфика содержания трудового воспитания в русской народной
педагогике.
3. Характеристика созданных народной педагогикой основных средств, методов и приемов педагогического воздействия семьи и общины на детей с целью развития у них умения трудиться, трудолюбия, добросовестного отношения к труду в единстве с воспитанием других ценных качеств и свойств личности.
4. Раскрытие сущности выявленных народной педагогикой
специфических национальных черт, средств"і способов социализации личности в труде.
5. Целесообразность использования традиций трудового воспитания русской народной педагогики в возрождении национальной школы, национальной системы трудового воспитания, в повышении уровня воспитанности русских.
Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета в 1999-2001 гг., на конференциях по итогам научной работы в том же университете в 1999, 2000, 200І гг. Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского педагогического университета, Армавирского государственного педагогического института.
Идеал трудового воспитания в русской народной педагогике
Педагогическая мысль Древней Руси, впитавшая опыт, обычаи и традиции воспитания восточных славян, насчитывает более двух тысяч лет. Русский народ в своем историческом развитии создал высокую педагогическую культуру, в которой передача подрастающему поколению социально-нравственного опыта предков осуществлялась через труд, добротворческую совместную созидательную деятельность детей и взрослых и через приобщение молодежи к своей истории и произведения1 народного художественного и поэтического творчества.
До IV-V вв. славянские племена вели кочевой образ жизни и добывали пропитание собиранием плодов и кореньев, охотой, рыбной ловлей и бортничеством (лесным пчеловодством в дуплах деревьев). "Мы принуждены были укрыться в лесах и жили мы там охотниками и рыболовами", - говорится в древнейшем памятнике славянской письменности Велесовой книге1. В "Повести о начале Русской земли" упоминается о Кие, Щеке и Хориве, основавших город Киев среди, "леса и болота великого". Некоторые славянские племена занимались земледелием. Вятичи, жившие в глухих лесах между Десной и верхней Окой, добывали пропитание "от рала" (сохи). Древляне (судя по названию, жители лесов) "делали нивы своя и земли своя".
Земледелие в лесной зоне было трудоемким занятием и требовало огромных физических затрат. Чтобы расчистить участок для посева, надо было вырубить лес, выкорчевать пни или выжечь огромное пространство лесных массивов. Такой трудоемкий процесс подготовки почвы под сев оправдывался огромным урожаем, однако плодородие земель длилось около пяти-семи лет. Совершенно истощив землю, селяне приступали к освоению новых участков. Так, эксплуатируя землю, восточные славяне передвигались с места на место, пока не дошли до естественных границ русской равнины, до Урала и Белого моря1. Основным состоянием народа являлся труд. "Всякий день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело едой, едем в поля наши грудиться, как боги велят всякому мужу, которому предназначено работать ради хлеба своего", - свидетельствует Велесова книга о трудовой основе жизни славян2.
В восполнение скудного заработка от хлебопашества, из боязни остаться без пропитания в неурожайный год, славяне обращались к промыслам. Леса, реки, озера, болота предоставляли им множество угодий, разработка которых служила подспорьем в быту. Лыкодерство, мочальный промысел, звериногонство, бортничество, рыболовство, солеварение, смолокурение, железное дело - каждое из этих занятий служило основанием хозяйственного быта для целых округов.
По мере развития земледелия и скотоводства укреплялась родоплемеиная знать, подчинявшая своему влиянию попавших в экономическую зависимость крестьян (смердов) - основных производителей сельского хозяйства. В обществе отчетливо выделялись два основных класса - крестьяне и феодалы, складывались типичные феодальные отношения. Возникновение классов означало раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Происходило деление культуры общества на культуру феодалов и культуру трудящихся. Вместе с тем имело место размежевание цели подготовки к жизни и содержания воспитания подрастающего поколения этих классов. По словам исследователя В.Д.Семенова, складывалось впечатление, словно "люди одной страны жили в разных мирах, духовно не пересекаясь"1. В противовес педагогике господствующего класса зарождалась народная (семейная, общинная, национально-этническая) педагогика. Она представляла собой совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Народная педагогика являлась неотъемлемой частью общественной психологии нации, жизнедеятельности людей, их миропонимания и здравого смысла. Фольклор, обычаи, традиции, нравы - все было пропитано заботой о воспитании подрастающего поколения.
В IX-XI вв. воспитание у восточных славян осуществлялось главным образом в процессе включения подрастающего поколения в трудовую деятельность вместе со взрослыми. Имели место обряды, инициации, различия в воспитании мальчиков и девочек.
В народной педагогике феодальной Руси Х-ХШ вв. обосновывалась необходимость подготовки человека - члена экономически самостоятельной малой семьи - совершенной личности, осознающей свою неразрывную связь с предками, семьей, окружающей природой, проявляющей благоразумие, добротворчество и созидание. Народ хотел видеть в. каждом ребенке комплекс природных и социальных черт, свойств, качеств и целей, в которых концентрированно воплощены стремления и деятельность человека. В опыте народа формировался идеал воспитания. Ядром этого идеала являлось отношение к труду, характеризовавшееся напряжением физических сил, выдержкой, совместной добросовестной работой, взаимопомощью.
Средства трудового воспитания
Проведенный нами анализ источников педагогической мудрости русского народа позволяет установить, что трудовое воспитание включало в себя систему средств и методов, с помощью которых семья и общество развивали черты и качества личности, отраженные в народном идеале, готовили подрастающее поколение к труду. В качестве средств педагогического воздействия народ использовал то основное, что способствовало достижению пели воспитания. Выбор средств обусловливался задачами воспитания, необходимостью усиления тех или иных компонентов педагогического воздействия, повышения качества воспитания, его эффективности.
Средства, использовавшиеся русской народной педагогикой в трудовом воспитании, в полной мере отражены в фольклоре. Ведущими среди них являлись игра, труд, досуговая деятельность, искусство, участие в общественной жизни, общение с родителями, взрослыми. Источником и средством воспитания выступали также традиции и христианская религия.
Ведущим средством трудового воспитания малышей народ считал игру. Она сопровождала ребенка с колыбели. Первоначально выражала чисто физиологические потребности и побуждения, затем становилась главным занятием развивающегося ребенка. Постепенно игра приобретала социальные черты, представляла собой непрерывную и приятную деятельность, с помощью которой развивались дух и тело малыша, приобретались знания и опыт, закладывались основы для его будущей деятельности в жизни.
Детские игры отличались эмоциональностью, атмосферой радости, энтузиазмом, творчеством. Это имело большое значение для гармоничного развития личности. Благодаря игре в сознании детей формировались представления о радостном, интересном и захватывающем труде. Издавна игры являлись важнейшим видом самостоятельной деятельности ребенка, особой формой его отношения к миру, способствовали развитию творчества, интереса к труду. Для игры характерна естественность, массовость, завершенность. Все это народ использовал в воспитании будущего труженика.
Игра как "величайшее чудо из чудес" (Г.Н.Волков) давала возможность судить об интересах, склонностях, способностях, предрасположенности ребенка к тому или иному виду деятельности. Часто игры носили коллективный характер, что увеличивало их воспитательное значение. В игре формировались нравственные качества труженика: умение работать в коллективе, сотрудничество, взаимопомощь, совестливость, дружба. Игра учила быстро и слаженно выполнять поставленные задачи, доводить начатое дело до конца.
В качестве средства трудового воспитания народ использовал ролевые, предметные, подвижные, обучающие игры. Каждая из них являлась доминирующей на определенном возрастном этапе и способствовала выработке черт личности, характеризующих трудолюбие.
Так, главным назначением предметных игр являлась подготовка малыша к познанию окружающего мира. Предметные игры помогали развитию мелкой моторики рук, ловкости, речи, ума. По мере взросления детей предметные игры сменялись сюжетными, ролевыми (игры "Логово", "Редька", "Наша мама" и др.). В ролевых играх дети отождествляли себя со взрослыми, моделировали жизненные ситуации, повторяли действия, поступки, слова старших членов семьи, копировали трудовые процессы.
Формирование трудолюбия в процессе социализации 132 заключение
Народ уделял особое внимание процессу интеграции подрастающего поколения в общество, различные типы социальных групп (семья, трудовой коллектив, община) посредством организации его жизнедеятельности с целью усвоения культурных, социальных ценностей и норм, а также приобретения опыта, который необходим для исполнения социальных ролей. Этот процесс был направлен на развитие чувства гражданского долга, желания трудиться на благо семьи и общества, подготовку детей и молодежи к выполнению социальных ролей в трудовом коллективе, семье, общине и включал выработку умения взаимодействовать с окружающими, работать сообща, сотрудничать, направлять свои силы на достижение общих целей, вносить в совместный труд инициативу, творчество, смекалку, сноровку. Вместе с тем народ использовал стремление детей, молодежи к самовоспитанию и саморазвитию как в условиях семьи, так и трудового коллектива, добровольных трудовых объединений. Средствами такой социализации являлись организуемое семьей и обществом приобщение к народной культуре, общечеловеческим ценностям, общение, самовоспитание, участие в коллективном труде. Социализация личности включала подготовку молодежи к овладению ролями мужа (жены), к созданию прочной семьи, выработку гражданской позиции. Успех социализации связывался со способностью личности формировать и отстаивать собственную позицию, реализовывать свои способности, добиваться признания трудового объединения, общины.
Анализ опыта и народных традиций воспитания свидетельствует о том, что все этнические группы уделяли внимание процессу вхождения подрастающего поколения в общество. Однако экономическое и политическое устройство, нравы, обычаи, мораль, религиозные взгляды обуславливали интеграцию молодежи в общество в рамках отдельного этноса, социальной группы. Так, условия жизни русских крестьян были далеко не одинаковы ни по отношению к собственности, ни по месту в иерархии социальных слоев общества. Исследования В.Д.Семенова показывают, что социально-национальные типы людей, представленные народной педагогикой, включали крестьян, солдат, ремесленников, впоследствии купцов и промышленников. Самый многочисленный в аграрной России социальный тип "крестьянин" был неоднородным по своему составу и был представлен несколькими подтипами. Во-первых, это были землепашцы, люди труда, хозяева своей семьи и уважаемые в "миру". Они редко встречались напрямую с господами, работая на полях, в лесах, на оброке и т. д., подчиняясь управляющим и законам общины, "миру". Во-вторых, дворовые (социальный тип "лакей", "дворовой"), которых в усадьбах было довольно много, особенно девушек и женщин. Они были совершенно бесправны и презираемы в равной степени и "верхом", и "низом". Совершенно иное социальное деление было среди крестьян Севера, Сибири, не знавших крепостного права. В такой разнородной среде средства воспитания и социализации были разными1.
Социализация происходила преимущественно стихийно, однако народ стремился сделать процесс вхождения молодежи в общество управляемым, целенаправленным. Особая роль отводилась семье, где вырабатывались первые коллективные трудовые навыки. Пример и авторитет родителей способствовали осознанию ребенком необходимости труда не только на благо семьи, но и во имя общественных интересов. В семье впервые дети осознавали свою сословную принадлежность, становились членами той или иной детской группы, а затем молодежного коллектива, артели, подчинялись установленным в них правилам, обычаям, законам. В детские годы на неосознанном уровне социализация осуществлялась с помощью усвоения родного языка как основы общения. Трудно не согласиться с К.Д.Ушинским, называвшим родной язык "величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории"1.
Современный исследователь И.А.Шоров показал, что социальный опыт не передается человеку по наследству, а становится достоянием личности в результате приобщения через старшее поколение к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания, выработанным человечеством, языку2. Свое познание мира ребенок начинает с изучения родного языка, народной поэзии. Склоняясь над колыбелью, крестьянка пела сыну о том, что "когда солнышко взойдет, роса наземь упадет, тогда Костюшка встает, на работушку пойдет"3. Используя произведения детского фольклора, народ стремился пробуждать интерес к труду на благо семьи и общества с малых лет.