Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КАРАЧАЕВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 14
1.1 Идеал и цель трудового воспитания 14
1.2 Задачи (составные части) воспитания в труде 38
1.3 Основные направления подготовки детей к трудовой жизни в условиях семьи 64
Выводы по первой главе 81
ГЛАВА II. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КАРАЧАЕВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 84
2.1 Средства методы и приемы педагогического воздействия 84
2.2 Использование средств, методов и приемов в трудовом воспитании 110
2.3 Традиции взаимопомощи - как средство трудового воспитания 127
Выводы по второй главе 146
ГЛАВА III. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 150
3.1. Социализация личности в коллективе и его методы 150
3.2 Средства и методы педагогического воздействия, направленные на интеграцию детей и молодежи в трудовую жизнь семейного и производственного коллектива 156
Выводы по третьей главе 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 179
- Идеал и цель трудового воспитания
- Средства методы и приемы педагогического воздействия
- Социализация личности в коллективе и его методы
Введение к работе
В государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных форм воспитания подрастающего поколения. Изучение богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания народов России, может способствовать совершенствованию методов современной воспитательной практики.
Исследования ученых показывают, что во все времена проблемам трудового воспитания уделялось достаточно серьезное внимание. Трудовое воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования у детей добросовестного отношения к труду. Формирование добросовестного отношения к труду имеет своей целью воспитание любви и уважения к нему, готовности выполнять любую работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные.
В процессе исторического развития человечества трудовое воспитание осуществлялась в самых различных формах, но, несмотря на изменения, происходящие в ходе эволюции, трудовое воспитание было направлено на подготовку дисциплинированных, аккуратных и добросовестных работников. Впервые мысль о трудовом воспитании, направленном на формирование положительного отношения к свободному труду была высказана социалистами-утопистами 16-17вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла). В 18 в. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци призывали к соединению обучения с трудом, что, по их мнению, должно было облегчить положение городского и сельского населения. Ж.Ж. Руссо проповедовал «воспитание в природе», привлечение детей к сельскохозяйственному труду и к различным ремеслам. При этом они утверждали, что овладение профессиями обеспечивает человеку материальную независимость.
В теорию трудового воспитания внесли вклад русские демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.
Особенно большое влияние на развитие проблем трудового воспитания в русской народной педагогике оказали взгляды Н.Г. Чернышевского на труд и его роль в формировании человеческой личности. Он утверждал, что человек, по своей природе, имеет естественную потребность в труде.
В разработку теории трудового воспитания большой вклад внес К.Д. Ушинский. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он раскрыл значение свободного физического труда для всестороннего физического развития человека. К.Д. Ушинский осуждал тех родителей, которые стремились освободить своих детей от трудовых забот и тем самым сами разрушали счастье своих детей.
Значительное место воспитанию детей в труде отведено в народной педагогике, она является коллективистской и духовно-нравственной по своей сути. Педагогический опыт воспитания, накопленный карачаевцами, является частью народной педагогики. Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма, карачаевская народная педагогика признает ведущими идеями следование прогрессивным трудовым традициям, чувство долга, послушание, свободные и гуманные отношения между людьми и другие.
В возрождении современной национальной школы необходимо учитывать ведущие идеи народной педагогики. Актуальным для современной педагогики и школы является воспитание терпимости к воззрениям личности, в том числе религиозным верованиям. Нравственный опыт поведения личности во взаимосвязи с его духовностью приобретает особую актуальность в современных условиях. Школа испытывает острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающего поколения готовности и умения активно и сознательно трудиться на благо общества и семьи, противостоять асоциальным влияниям, вырабатывать и отстаивать собственную активную гражданскую позицию.
Накопленный карачаевской народной педагогикой опыт трудового воспитания подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущей личности от разрушающего воздействия современных средств массовой информации.
Воспитательный опыт показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных, этнопсихологических стереотипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания. При этом авторитарность в воспитании, психологическое давление на личность, нежелание менять ошибочно выбранную стратегию в формировании личности приводят к духовному перерождению нации. Попытки механически заменить одни установившиеся ценности другими ведут к проявлению таких низменных качеств человеческой натуры, как алчность, стяжательство, халатность, бесхозяйственность, насилие, стремление «делать деньги» любыми средствами. Сиюминутная выгода заставляет не думать о том, как будут жить следующие поколения. Это не увеличивает благосостояние общества, не способствует развитию культуры, утверждению духовности.
Основные черты национального воспитания раскрыты К.Д. Ушинским, указавшим на необходимость тесной связи воспитания с жизнью народа, его трудом, политическими и культурными потребностями. Прогресс страны, общества педагог связывал с развитием просвещения, культуры, науки, формированием духовности. В решении этих задач, по его глубокому убеждению, призвана принять участие школа, опирающаяся на идею народности в общественном воспитании. Успех воспитания подрастающего поколения он не мыслил без опоры на достижения народной педагогики.
Взгляды К.Д. Ушинского на национальное воспитание разделял П.Ф. Каптерев. Он характеризовал народность в воспитании как развитие у
6 подрастающего поколения не только национальных, но и общечеловеческих черт, приобщение его к общечеловеческим ценностям.
Являясь целью и средством воспитания, труд, по словам современного зтнопедагога Г.Н. Волкова, выступает венцом всей воспитательной системы, а воспитание в труде - основной проблемой всех народов. Труд являлся и продолжает оставаться действенным средством достижения гармонии природно-биологического, социального и духовного баланса в развитии человека, а воспитание в труде - способом естественного, природосообразного воспитания, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.
Карачаевскую народную педагогику трудно представить без многовекового опыта семейного и общественного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности. В этой педагогике ведущей является идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество.
Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие ума, нравственное, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.
Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания карачаевцев изучены недостаточно. Незначительно количество публикаций и по общим проблемам карачаевской народной педагогики. В исследованиях И.А. Арабова, Х.Х-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, К.Б. Семенова и др. освещены некоторые вопросы народного воспитания карачаевцев. В годы советской власти особенности
карачаевской народной педагогики не выявлялись должным образом. Не учитывались национальные черты, этнические особенности воспитания.
Ученые, занимавшиеся вопросами народной педагогики внесли вклад в развитие проблемы трудового воспитания в педагогической науке, в их числе: Б. Апашев (Киргизия), В.А. Арутюнян (Армения), В.Д. Афанасьев (Якутия), Г.Н. Волков (Чувашия), А.Ш. Гашимов (Азербайджан), М.Б. Гуртуева, Ю.С. Кимов (Кабардино-Балкария), М.О. Загазежев (Северная Осетия), А.Э. Измайлов (Киргизия), Ш.А. Мирзоев (Дагестан), В.Д. Семенов (Екатеринбург), К.Б. Семенов (Карачаево-Черкесия), Е.Е. Хатаев, (Северная Осетия), ЯМ. Ханбиков (Татарстан), А.Ф. Хинтибидзе (Грузия), СМ. Шакарян (Пятигорск), И.А. Шоров (Адыгея).
Характеристика воспитания в труде как основы народной педагогики нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания в карачаевской народной педагогике.
Идеи народной педагогики, в том числе трудового воспитания, нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике.
8 Анализ литературы о трудовом воспитании в карачаевской народной педагогике позволил выявить пробелы и недостатки в исследовании рассматриваемой проблемы:
1. Недостаточная разработанность идеала, цели, содержания, средств и методов
трудового воспитания в карачаевской народной педагогике.
2. Не выявлены общие тенденции процесса социализации личности в
коллективе и не показаны методы, направленные на интеграцию детей в
трудовую жизнь.
3. Не в полной мере рассмотрены возможности творческого использования
традиций трудового воспитания карачаевской народной педагогики в
современной в современной воспитательной практике.
Противоречия и недостатки современной педагогической теории и практики трудового воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме трудового воспитания, а также необходимость использования национальных традиций карачаевской народной педагогики в повышении эффективности трудового воспитания и образования обусловили выбор темы настоящего исследования: «Трудовое воспитание в карачаевской народной педагогике».
Проблема исследования состоит в выявлении основных средств, методов и содержания трудового воспитания карачаевского народа и определение его значения для современной воспитательной практики. Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: традиционная педагогическая культура карачаевского народа как продукт исторического развития и социального опыта.
Предмет исследования: ценностные ориентации трудового воспитания в карачаевской народной педагогике.
Гипотеза исследования: процесс трудового воспитания детей в карачаевской народной педагогике будет наиболее эффективным, если:
проанализировать и использовать народный идеал, цель, задачи трудового воспитания карачаевского народа в воспитании детей;
конкретизировать содержание трудового воспитания, используя педагогическую мудрость народа;
использовать, созданные народом средства, методы и приемы трудового воспитания в современной практике;
конечной целью трудового воспитания у карачаевцев является самовоспитание, самореализация и социализация;
- разработать и внедрить рекомендации об использовании народного опыта
трудового воспитания карачаевцев в современный воспитательный процесс.
Задачи исследования:
раскрыть идеал, цель, задачи и содержание трудового воспитания как проявление педагогической мудрости народа;
выявить и проанализировать созданные народом основные средства, методы и приемы трудового воспитания;
рассмотреть важнейшие средства и способы социализации подрастающего поколения в процессе трудовой деятельности;
показать актуальность традиций народной педагогики в трудовом воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, Диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение
педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.
Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Б.З,
Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандров, З.И,
Равкин, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Т.А. Стефановская, В.А, Сухомлинский,
К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов и др.);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-
культурного процесса (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, В.Л. Вульфсон,
Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А, Малькова, А.И.
Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова,, Ф.А.
Фрадкин и др.);
- этнопедагогическую направленность воспитания и развития личности (И.А.
Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, А.Э. Измайлов, В.К. Кочисов, Ш.А.
Мирзоев, А.Н. Нюдюрмагомедов, К.Б. Семенов, Б.А. Тахохов, И.А. Шоров, З.Б.
Цаллагова и др.).
При изучении вопросов педагогической психологии автор опирался на труды Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.
и Научная новизна:
- охарактеризованы идеал, цель, задачи, содержание, средства и методы
трудового воспитания подрастающего поколения, нашедшие отражение в
легендах, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх;
- установлено, что народные воззрения на воспитание и социализацию детей и
молодежи имели гуманно-демократическую направленность и отражают
национальную специфику жизнедеятельности карачаевского народа;
определены составные части (задачи) трудового воспитания в народной педагогике;
выявлена специфика средств и методов непосредственного педагогического воздействия;
раскрыты средства и способы социализации личности в труде в условиях семьи и общества.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем обобщен и систематизирован народный педагогический опыт трудового воспитания детей характеризующий основные понятия и идеи системы трудового воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель, задачи трудового воспитания, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и социализацию личности в труде в условиях семьи и общества. Результаты исследования свидетельствуют о том, что историко-педагогический процесс в карачаевской народной педагогике характеризуется своей гуманно-демократической направленностью.
Практическая значимость в том, что фактологический материал, положения и выводы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе, а также могут быть использованы студентами в изучении курсов теории и истории педагогики. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий,
12 вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа). Положения и выводы диссертационного исследования могут также использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей и работников образования. Этапы исследования:
Первый этап (2000-2001 гг.)- разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор материалов.
Второй этап (2001-2003 гг.)- изучение, анализ, осмысление и обобщение полученных результатов.
Третий этап (2 003-2004гг.) - проводилась апробация результатов, оформлялся текст диссертационного исследования.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения:
1.Идеал, цель, задачи, содержание, средства и методы трудового воспитания подрастающего поколения, нашли отражение в легендах, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх.
2.Народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имели гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности карачаевского народа.
3.Понимание необходимости трудиться добросовестно; развитие умения применять знания и опыт, накопленный многими поколениями; воспитание чувства хозяина, умения работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.
4.Особенности трудового воспитания заключались в таких видах деятельности, как игра, труд, досуговая деятельность, искусство, участие в
общественной жизни, общение с родителями, взрослыми, традиции и религия, беседа, упражнение и приучение, пример, убеждение, поощрение и наказание.
5.Социализация детей определяется следующими факторами: образ жизни, детская воспитательная среда, народные праздники, трудовые семейные династии, общественное мнение, гостеприимство, свадьба, похороны и др.
Апробация и внедрение результатов. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2000-2003 гг.), на ежегодных научных сессиях аспирантов и преподавателей «Алиевские чтения» в Карачаево-Черкесском государственном университете (2003, 2004 гг.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского государственного университета, Адыгейского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
В первой главе «Содержание трудового воспитания в карачаевской народной педагогике» раскрыты идеал, цель и составные части трудового воспитания, а также определены основные направления подготовки детей к трудовой жизни. Во второй главе «Средства и методы трудового воспитания в карачаевской народной педагогике» содержится анализ созданных народом средств и методов педагогического воздействия, использовавшихся в трудовом воспитании. Традиции взаимопомощи рассматриваются как средство трудового воспитания в карачаевской народной педагогике. В третьей главе «Социализация в процессе трудового воспитания» показаны формы социализации личности в коллективе и рассматриваются средства и методы педагогического воздействия, направленные на интеграцию детей и молодежи в трудовую жизнь семейного и производственного коллектива.
Идеал и цель трудового воспитания
У каждого народа свой особенный народный идеал соверщенного человека, отражающий его языковые, этнические, социальные и другие особенности, ценностные ориентации и нормы поведения. Этими составляющими и определяется комплекс воспитательных воздействий на молодое поколение.
Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтаксическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, даётся внешний образец, к которому он должен стремиться [24, С. 127].
Идеал воспитания - это воплощение всех наилучших качеств человека в одном лице. Человек, имеющий идеальное воспитание, лучше других занимает свое достойное место в обществе и жизни. Совершенство самой личности способствует развитию окружающих личностей и общества, служит ценностной ориентацией для общества. Идеал зависит от окружающей среды, от исторических условий, от того, что ценит данное общество в данную историческую эпоху, каковы ценности эпохи. В зависимости от этих условий идеальное воспитание для разных слоев общества имеет различную ценность. Различные взгляды на идеал воспитания особенно ощущается в переходный период для общества. Так было при переходе к социализму. Так стало и при переходе от социализма к капитализму, когда идеалом для общества стали люди предприимчивые, деловые. Воплощение идеала в жизнь осуществляется в рамках возможностей, которые детерминируются конкретными историческими условиями, а также личной ответственностью в жизненном самоопределении, т.е. поиск идеала не всегда приводит к его нахождению и воплощению. В идеалах отражается дух времени, настроение общества и взгляды на жизнь, способ мышления и деятельность людей, семейный уклад, религиозные убеждения.
Карачаевский народ в процессе своей жизнедеятельности создал высокую педагогическую культуру, в которой передача подрастающему поколению социально-нравственного опыта осуществлялась в труде, в процессе совместной созидательной деятельности детей и взрослых путем приобщения молодежи к своей истории, к произведениям устного народного творчества.
Скотоводство, земледелие, обработка шерсти, и изготовление шерстяных и войлочных изделий - каждое из этих занятий служило основанием хозяйственного быта для больших патриархальных семей.
По мере развития земледелия и скотоводства укреплялись родственные отношения, помогающие поднять попавших в экономическую зависимость горцев - основных производителей сельского хозяйства. В обществе отчетливо выделялись два основных класса - феодалы и трудящиеся, складывались типичные феодальные отношения. Возникновение классов означало раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Происходило деление культуры общества на культуру феодалов и культуру трудящихся. Вместе с тем имело место размежевание цели подготовки к жизни и содержания воспитания подрастающего поколения этих классов. В противовес педагогике господствующего класса зарождалась народная (семейная, национально -этническая) педагогика.
Средства методы и приемы педагогического воздействия
Вековой опыт позволил народу выработать определённые дидактические приёмы и правила воспитания детей. В средствах, методах и всей системе воспитания подрастающего поколения выражались национальные чувства и психология народа, его бытовые устои. Многократно повторяясь и переходя из поколения в поколение, средства и методы воспитания детей постепенно перерастали в систему, становились традиционными. В традициях воспитания закреплялись нормы и принципы взаимоотношения людей, обусловливалось их общественное поведение.
Во все времена в истории развития человечества внимание родителей и общества было направлено на обучение подрастающего поколения жизненному опыту старших, передаче им трудовых навыков и правил поведения.
Методы воспитания в карачаевской народной педагогике представляют собой способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитуемых, на формирование у них нужных качеств, на обогащение их нравственного опыта и многообразных отношений.
В педагогике многих народов известны следующие методы: пример, разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, показ, упражнение, намёк, укор, осуждение, наказание, запрет, принуждение, заклинание, порицание, презрение, проклятие, клятва, брань, устрашение, побои и т.д.
Методы воспитания в народной педагогике отличаются от средств воспитания, с которыми, они тесно связаны и используются в единстве. К средствам трудового воспитания народная педагогика относит различные виды деятельности (игра, труд, учеба и т.д.), а также совокупность предметов материальной и духовной культуры (пословицы, поговорки, сказки и легенды, эпос, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.).
Далее, рассмотрим некоторые из группы методов трудового воспитания. Метод словесного воздействия. Эта группа методов воздействует на сознание детей. Приёмы данной группы многочисленны: разъяснение, совет, просьба, одобрение, уговор, укор и др.
Разъяснение и убеждение применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, в обществе. Необходимость соблюдения тех или иных нравственных норм поведения, прежде всего, достигалась методом убеждения, который проявлялся в форме разъяснения, совета, внушения и т.д. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли, уборка урожая и т.д.).
Убеждение как метод трудового воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливая нравственный опыт и потребность руководствоваться им. Самым конкретным и действенным образом для ребёнка является личный пример родителей, старших сестёр, братьев и близких в семье, родственников.
Пример - это самый действенный метод народного воспитания. Основой нравственного воспитания ребёнка являются нравы того круга людей, в котором он живёт. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, их отношение к окружающим людям, искусству - всё это ребёнок видит, ощущает, чувствует и, естественно, это влияет на формирование его как личности.
Дети воспринимают и положительные, и отрицательные черты своих родителей: «Посмотрев на отца, выходи замуж за его сына»; «Что не вошло с материнским молоком, с коровьим не войдёт».
Невозможно прийти к хорошему воспитанию одними нравоучениями, легче примерами, ибо дети во всём подражают взрослым: «Хороший пример лучше ста слов», «На драгоценный камень смотрят в оправе, на человека в доме». Очень важен и пример старших: «Младший делает то, что старший делает»; «Воспитай старшего, а младший сам научится». Следовательно, пример действует на детей своей наглядностью и конкретностью. Чем выше авторитет старших, тем сильнее влияние на формирование характера и поведение детей. Поэтому уровень воспитания молодого поколения, в первую очередь, связан с психологическим климатом общества, её общим культурным уровнем.
Немаловажную роль в воспитании детей играла и окружающая среда. Поэтому родители всегда стремились к тому, чтобы их дети имели хорошее окружение. Об этом говорят карачаевские народные пословицы: «Привяжи лошадь с ослом: если она не научиться у него реветь, научиться бить копытами»; «Ребёнок делает го, что увидит».
Огромное воспитательное воздействие на детей оказывают герои устного народного творчества. В глазах детей только тот поступок заслуживает подражания, который совершён авторитетным и уважаемым человеком. Желательно, чтобы детей окружали авторитетные люди в семье и в обществе. Наряду с другими средствами убеждения, с помощью которых народная педагогика воспитывала моральные качества, действенным был и фольклор. Убеждение даёт хорошие результаты, если содержание фольклора связывается с совершенными и совершаемыми детьми действиями, поступками.
Многие народные сказки служат материалом для бесед с детьми на моральные темы. Они убедительно доказывают необходимость тех или иных нравственных качеств и раскрывают смысл того или иного нравственного принципа. В них в доступной форме выражены нравственные понятия добра и зла.
Социализация личности в коллективе и его методы
Социализация это есть развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, то есть в социализации появился относительно автономный процесс воспитания [126, С.369].
Социализация и воспитание имеют свои цели. Говоря словами Никандрова Н.Д. в настоящее время: «... цель социализации и воспитания сейчас и на перспективу - патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям...».
Мы понимаем социализацию личности как процесс вхождения человека в различные типы социальных объединений (группа, община, коллектив, общество). Этот процесс представляет собой непрерывное развитие, саморазвитие и самореализацию личности в условиях той или иной общности. Первой стадией социализации личности является социальная адаптация. Она представляет собой усвоение действующих в группе, общности норм жизнедеятельности и овладение средствами разносторонней деятельности в этих условиях, т.е. приспособление к изменяющимся социальным условиям.
Вторая стадия социализации личности - интериоризация - процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека [107, С.43].
Социализация личности может происходить стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств. Однако народ всегда стремился к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Одним из основных факторов социализации личности являлась семья - как малый коллектив. Социализация личности в обществе охватывала подготовку ее к производительному труду на благо всего общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а так же реализацию активности личности, ее саморазвитие и самореализацию.
Социализация - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный, ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, то есть ограничено местом и временем. Вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, с древнейших времен был в центре внимания мыслителей и философов, изучался в рамках традиционных проблем человекознания (воспитание, формирование и развитие личности, преемственность поколений и т.п.). [126, С.359].
Молодому поколению отводилось особое место в усвоении социальных норм к функций, которые им предстояло выполнять с определенного возраста, т.е. приспособление его к имеющимся социальным условиям, вхождение в жизнедеятельность семьи, трудовых объединений, общин. Эта проблема включала такие основные вопросы, как приспособление подростков, юношей и девушек к новым условиям труда в коллективе, выработка у них умения считаться с общественным мнением, подготовка к выполнению новых социальных ролей в общине, формирование умения выполнять гражданские обязанности, предусмотренные требованиями общества, развитие чувства гражданского долга, выработка общественных потребностей, подготовка к семейно - брачным отношениям и др.
Социализация осуществлялась прежде всею в семье. Здесь ребенок, овладевая родным языком, учился обращаться с окружающими, начинал осознавать свою принадлежность к семье, определенной группе общества, становился членом той или иной детской группы, молодежного коллектива, подчинялся установленным а них правилам, законам, традициям. Социализация личности включала самоутверждение и самовыражение личности. В конечном итоге молодежь овладевала понятиями, навыками, необходимыми полноправному гражданину общества, усваивала ценности и социальные роли мужчины (женщины), которые они должны принять на себя в обществе.
В ходе социализации осуществлялось становление индивида, формирование его общественной сущности, развивались и совершенствовались социально конкретные качества личности, отвечавшие потребностям конкретно исторического социума. Этот процесс мыслился как активное участие личности в освоении социального опыта и культуры, в достижении социальной зрелости, т.е. непосредственно связывался с общественной деятельностью и межличностными отношениями, которые своим содержанием и направленностью обеспечивали необходимыми молодежи и обществу изменениями личностного плана. В различных видах общественно значимой деятельности личность вступала в определенные отношения с коллективом, семьей, обществом. Затем сформированные отношения переходили в знания, чувства, волевые устремления и способствовали выработке убеждений, соответствовавших общественным интересам.