Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Кодзоева Мовлатхан Магомедовна

Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике
<
Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кодзоева Мовлатхан Магомедовна. Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кодзоева Мовлатхан Магомедовна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т].- Пятигорск, 2009.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/854

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Идеи трудового и физического воспитания подрастающего поколения в устном народном творчестве . 13

1.1. Мифы, сказания, предания 13

1.2. Сказки 26

1.3. Пословицы и поговорки 37

1.4. Песни, музыка, танцы 46

Выводы по первой главе 53

Глава 2. Факторы, средства и методы трудового и физического воспитания 55

2.1. Игра 56

2.2. Трудовая деятельность детей 69

2.3. Природа 89

2.4. Педагогические технологии 98

Выводы по второй главе 113

Глава 3. Использование ид ей народной педагогики о физическом и трудовом воспитании в современной школе и семье 117

Выводы по третьей главе 144

Заключение 146

Библиографический список использованной литературы... 163

Введение к работе

Актуальность исследования. Сохранение мира и стабильности в Ингушетии, дальнейшее развитие экономики, культуры, объединение ингушского народа вокруг выдержавшей испытание временем идеи уважения и добрососедства между народами Северного Кавказа, русским народом во многом связано с тем, как развивается образование в Республике, в какой мере осуществляется воспитание подрастающего поколения физически и духовно здоровым, трудолюбивым, способным предотвращать негативные социальные проявления, возрождать доверительные отношения между людьми, принадлежащими к различным нациям и конфессиям. В свете сказанного одной из актуальных задач общеобразовательной школы Ингушетии является воспитание здорового, трудолюбивого, честного и миролюбивого труженика-создателя.

Педагогический процесс в современной школе Ингушетии с необходимостью требует учета особенностей социально-экономической и общественно-политической ситуации в Республике, специфики национально-духовной культуры как составной части мировой культуры, использования национальных обычаев и традиций, норм и требований горского этикета, положительного опыта, традиций народной педагогики. В ингушской национально-региональной школе решается одна из важнейших задач образования - достижение консенсуса между различными национальными группами. На необходимость решения этой задачи указывается в национальной доктрине российского образования. В концепции образования, утвержденной правительством РФ в 2001 г. на период до 2010 года, в качестве одного из стратегических направлений модернизации образования определено осуществление его регионализации, включающей не только передачу школы в ведение субъектов Российской Федерации, но и усиление регионального компонента содержания образования и воспитания. В решении названных задач одно из ведущих мест принадлежит педагогической науке, которая должна учитывать ис-

торический опыт, воспитания, достижения народной педагогики.

Известный ученый, исследователь этнопедагогики Г.Н. Волков убедительно доказал, что «очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания, на педагогическую концепцию в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является главным условием национального возрождения и возрождения любых национальных традиций. Это основа основ» (Волков Г. Вечность воспитания //Народное образование. - 1994. - №4. - С. 68). Из сказанного вытекает, что современная школа Российской Федерации, в том числе и школа Ингушетии, не может не быть по своему духу, по своей сущности национальной.

Национально-региональный характер воспитания и школы ингушского народа, как и других этносов, отражает многовековой опыт создания самобытной педагогической культуры. По определению Г.Н. Волкова, «народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только для педагогов. Если педагогическая наука хочет стоять на уровне современных требований, она должна быть народной - широко использовать достижения народной педагогики и широко распространять собственные достижения в народе» (Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - С. 33).

Педагогическая мудрость народа является философским обобщением взглядов трудящихся масс на жизнь, на подготовку подрастающего поколения к труду и выполнению долга перед обществом, семьей, ориентиром для развития физических сил людей, их духовности, самосознания.

В народной педагогике Ингушетии физическое, трудовое и духовное воспитание раскрывается с позиций природосообразности. Народ рассматривал человека продуктом природы, ее совершенным творением, считал, что готовность и способность к труду, здоровье всецело обусловливается их связью с естественной природой как средой обитания. В то же время единство человека с природой, гармония физических и духовных сил, трудоспособность в народной педагогике характеризовались как необходимые условия бытия, как проявление человеческой сущности. Ингуши считали здоровье самым

большим богатством и истинным счастьем. Они были убеждены в том, что даже крепкое здоровье, физическая сила и выносливость не приносят настоящего счастья, если человек не проявляет трудоспособность, не относится к труду как первейшей жизненной потребности, если физическая сила и трудоспособность не соединены высокой духовной культурой. Идеал здорового, физически развитого человека не отделялся от идеала человека-труженика, творца. Поэтому физическая и трудовая подготовка осуществлялись в единстве и взаимосвязи. Вместе с тем через всю ингушскую народную педагогику красной нитью проходит идея физического и трудового воспитания с воспитанием умственным, нравственным, эстетическим. Многовековой опыт трудового и физического воспитания, накопленный народной педагогикой Ингушетии, может являться источником дальнейшего развития педагогической мысли и совершенствования воспитания в школе и семье.

Проведенный нами анализ исследований в области народной педагогики показывает, что проблема трудового и физического воспитания в народной педагогике Ингушетии изучена недостаточно. В настоящее время научное освещение ее дано лишь в некоторых публикациях, посвященных анализу особенностей развития истории, этнографии, культуры, литературы ингушского народа. Имеются в виду труды Ч. Ахриева, Г. Гагиева, Н.И. Гриценко, Н.Ф. Грабовского, И.А. Дахкильгова, И. Джамбулатова, М.Х. Дзейтова, М.Б. Долгиевой, М.М. Зязикова, Э. Исаева, Н.Д. Кодзоева, М. Костоева, Ф.И. Кудусова, М.Н. Манджиевой, А.О. Мальсагова, Д. Мальсагова, Х.Д. Ошаева, Л.Х. Цечоевой. Названные авторы не ставили своей целью раскрытие особенностей трудового и физического воспитания в ингушской народной педагогике. Специальных исследований по названной проблеме нет.

На необходимость исследования актуальность проблем этнопедагогики, в том числе трудового и физического воспитания горских народов Северного Кавказа, указывалось в материалах XV сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1994), XIX сессии того же Совета, посвященной опыту реализации идей народной педагогики в

практике современного воспитания в школе и семье (1998), Сессии АП и СН «Педагогические традиции в этногенезе» (2003, 2004). Проведенные нами наблюдения и анализ передового опыта учителей Ингушетии показывают, что многие учителя Республики предпринимают успешные попытки использовать достижения народной педагогшш в области трудового и физического воспитания для совершенствования подготовки учащихся к трудовому образу жизни, формирования всесторонне развитой личности. Однако этот опыт не стал предметом специального исследования.

Теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие специальных исследований, посвященных анализу содержания, средств, методов, технологий трудового и физического воспитания учащихся в этно-педагогике Ингушетии, недостаточное внимание к использованию в школе и семье национальных традиций и достижений этнопедагогики, задачи повышения эффективности трудового и физического воспитания в современной школе и семье определили выбор темы настоящего диссертационного исследования «Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике».

Проблема исследования состоит в выявлении примерного содержания и основных направлений совершенствования трудового и физического воспитания в современной школе и семье Ингушетии на фундаменте идей ингушской народной педагогшш.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

В качестве объекта исследования выступает ингушская народная педагогика как продукт социально-исторического развития, как мудрость и самодеятельное творчество в воспитании подрастающего поколения.

Предмет исследования: содержание и процесс трудового и физического воспитания в ингушской народной педагогике и использование их в современной школе.

Гипотеза исследования: целенаправленное и системное использование достижений народной педагогики в трудовом и физическом воспитании подростков позволяет существенно углублять у них выработку осознанного от-

ношения к труду, улучшать их трудовую и физическую подготовку, а таїсже совершенствовать нравственные и другие качества личности. Задачи исследования:

1. Охарактеризовать источники и содержание трудового и физического
воспитания в народной педагогике ингушей.

  1. Систематизировать и раскрыть основные факторы, средства, методы и технологические приемы трудового и физического воспитания в этой педагогике.

  2. Показать актуальность и возможность использования идей ингушской народной педагогики в трудовом и физическом воспитании подростков в современной школе и семье в целях совершенствования этого воспитания.

Методологической основой исследования являются следующие положения:

на философском уровне: системный подход в раскрытии целостности проблемы, выделении сущностных связей и отношений; диалектическое единство общего и особенного (единичного); деятельностная сущность человека, преобразующего оіфужающий мир и самого себя;

на общенаучном уровне (социальных наук): обусловленность научных идей, концепций, теорий экономическими, социально-политическими, культурными, религиозными факторами; допустимость плюрализма философских, гносеологических подходов и оценок к изучаемым социальным явлениям; конкретно-исторический подход к исследуемым фактам, событиям, общественным явлениям; связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и настоящего; противоречия как движущая сила развития;

на уровне педагогической науки: целостность педагогического процесса; сущность личности как единство биологического и социального, учет этого в формировании личности; связь теории и истории педагогики с гражданской историей; развитие педагогики как движение к гуманным идеалам воспитания; сотрудничество детей и воспитателей как гуманизация педагогического процесса.

Теоретической основой исследования явились взгляды, идеи, концепции и

теории, раскрывающие:

сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Н.В. Бордовская, В.П. Борисенков, Г.Н. Волков, Г.М. Коджаспирова, В.М. Коротов, В.В. Кумарин, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.И. Смирнов, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и др.);

исторшю-педагогический процесс, целостность мирового педагогического процесса (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, В.И. Додонов, И.А. Каиров, П.Ф. Каптерев, Н.А. Константинов, Д.О. Лордкипанидзе, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Е.Н. Медьшский, Л.В. Образцова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин и др.);

ведущие положения этнопедагогики (З.В. Абаев, М.Ю. Айбазова, И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, Г.И. Батурина, Б.Х. Бгажноков, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, М.Г. Загазежев, А.Э.Измайлов, Р.А. Ортобаева, К.Б. Семенов, Л.И. Ханбиков, Е.Е. Хатаев, И.А. Шоров);

проблемы истории, этнографии, культуры и народной педагогики Ингушетии (В.М. Аталиков, В.В. Виноградов, Е.И. Гонтарева, Н.И. Гриценко, И.А. Дахкильгов, Б.К. Долгат, М.Б. Долгиева, Б. Зязиков, Д.Д. Меджидов, С. Мерешков, Л.А. Семанов, А.Х.Танкиев)

психолого-педагогические основы обучения и воспитания (Б.Т. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, СВ. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, П.М. Якобсон, Е.А. Ямбург).

Методы исследования: изучение первоисточников, теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.

Для раскрытия возможностей использования идей и опыта народной ингушской педагогики в трудовом и физическом воспитании подростков современной школы и семьи Ингушетии использовались такие методы, как анализ нормативных документов и материалов федерального Министерства

образования и науки и республиканского Министерства образования, местных органов образования; систематическое целенаправленное наблюдение за деятельностью учителей, учащихся, родителей в различных ситуациях педагогического процесса; письменный и устный опрос учащихся, анкетирование; опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент, преобразующие педагогические ситуации); изучение и обобщение передового опыта учителей и теоретическое осмысление его; анализ личного многолетнего опыта работы в качестве учителя общеобразовательной школы, классного руководителя, преподавателя кафедры педагогики ИГУ; обсуждение результатов исследования в республиканском Министерстве образования, на кафедрах педагогики ИГУ и ПГЛУ, на педсоветах в школах.

Источниками исследования являлись материалы по истории, этнографии, устному народному творчеству, краеведению, историко-педагогические труды, диссертации по проблемам этнопедагогики, труды по методологии исто-рико-педагогических исследований, периодическая печать.

Базой опытно-экспериментального исследования были шесть средних общеобразовательных школ Ингушской Республики.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2003 - 2004) проводился анализ литературы по проблеме, выявлялись современное состояние проблемы, определялись методологические подходы к исследованию, уточнялся понятийный аппарат, разрабатывалась методика констатирующего эксперимента, определялась гипотеза исследования. Проводился отбор материала, его анализ и систематизация.

На втором этапе (2004 - 2006) был завершен констатирующий эксперимент, проводился анализ опытно-экспериментальной работы, устанавливались наиболее существенные связи педагогических фактов, явлений, определялись предварительные результаты исследования.

На третьем этапе (2006 - 2007) завершалось целостное исследование проблемы, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись теоретические положения, выводы, завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования, на наш взгляд, заключается в том, что в нем раскрыты сущность и содержание этнопедагогизации процесса трудового и физического воспитания, определены и проверены в ходе опытно-экспериментальной работы основные направления совершенствования этого процесса в регионально-национальной школе Ингушетии.

Теоретическую значимость результатов проведенного исследования мы видим в обогащении педагогики обобщенным и систематизированным опытом трудового и физического воспитания, накопленным ингушским народом. Этот опыт включает в себя цель, задачи, содержание, народные традиции, средства и методы, технологические приемы трудового и физического воспитания как органической части целостного педагогического процесса. Идеи, традиции и опыт народной ингушской педагогики в трудовом и физическом воспитании позволяет полнее и глубже осмыслить сущность и закономерности педагогического процесса в современной регионально-национальной школе, его гуманно-демократическую направленность.

Практическая значимость исследования. Выводы, обобщенные и систематизированные данные о содержании и основных направлениях совершенствования трудового и физического воспитания подростков в ингушской школе могут быть использованы в воспитании учащихся школ других национальных регионов Северного Кавказа, в семейном воспитании. Эти материалы могут быть включены в учебники и учебные пособия по педагогике, методике трудового воспитания для педагогических учебных заведений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены их соответствием методологическим и теоретическим подходам, адекватностью методов исследования поставленным задачам, использованием полученных результатов на практике. В диссертации использованы достоверные источники и материалы.

На защиту выносятся:

1. Результаты анализа, обобщения и систематизации взглядов, идей ингушского народа о трудовом и физическом воспитании подрастающего поко-

ления, содержащихся в устном народном творчестве: выработка представлений и понятий об идеале человека-труженшса, умеющего добросовестно и высоко производительно трудиться на благо семьи и общины, следовать трудовым традициям народа, проявлять при этом взаимопомощь, чувства долга и коллективизма, творчество, бережно относиться к людям труда, заботиться о здоровье, укреплении физических сил, уметь преодолевать невзгоды, физическую боль, проявлять выдержку, выносливость, силу воли, соотносить свои желания с требованиями мусульманской религии.

  1. Характеристика созданных ингушской народной педагогикой факторов, средств, методов и технологических приемов педагогического воздействия на детей с целью выработки у них трудолюбия, добросовестного отношения к труду, умений и навыков самообслуживания, общественно полезной работы, производительного труда в единстве с физическим воспитанием и формированием совершенной личности (игра; труд вместе со взрослыми и самостоятельное выполнение трудовых поручений, включавшее самодеятельность, применение знаний; общение в труде; беседы, рассказ, объяснение; пример родителей, окружающих лиц; упражнения трудового характера; участие в народных трудовых праздниках; следование трудовым обычаям, традициям народа; использование некоторых технологических приемов).

  2. Положительные результаты опытно-экспериментальной работы по использованию идей и опыта ингушской народной педагогики в трудовом и физическом воспитании подростков современной общеобразовательной школы Республики Ингушетия: расширение и обогащение представлений и понятий о сущности труда, трудолюбии, чертах проявления добросовестного отношения к труду, о необходимости заботы о физическом развитии на основе изучения в школьных курсах фольклорного материала и вовлечения учащихся в самообслуживание, общественно полезную работу, производительный труд на пришкольных участках и в трудовых объединениях.

Апробация и внедрение в практику. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры РІнгушского Государственного университета

(ИГУ), кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) в 2006 - 2007 гг., на научно-практических конференциях преподавателей названных университетов по итогам научной работы за 2005 и 2006 гг., на педагогических советах опытно-экспериментальных школ в 2006 и 2007 гг. Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами ИГУ, ПГЛУ и Карачаево-Черкесского ГПУ в 2006 - 2007 гг., а также учителями опытно-экспериментальных школ ИР в процессе учебных и внеклассных занятий с учащимися.

Мифы, сказания, предания

Одним из ранних видов устного народного творчества являются мифы. В современной научной литературе мифы определяются как сказания, вымыслы, передающие представления древних народов о происхождении мира, явлениях природы, богах и легендарных героях (См.: Современный словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1993. - С. 387).

На ранней ступени развития человечества мифы являлись одной из форм общественного сознания. Они возникали в глубокой древности и отражали стремления людей уяснить себе смысл и причины явлений окружающей действительности. Мифические герои являлись примером идеального человека, образцом поведения, отношения к труду. В силу своей образности, яркости и кошфетности, эмоциональности, они оказывали действенное влияние на подрастающее поколение. Исследователь Я.Э.Голосовкер показал, что мифы - это «познанная объективность мира», нечто предугаданное, открытое в нем. С этой точки зрения мифологические образы сохраняют свое значение, несмотря на новые, научные аспекты познания, на новейшие достижения разума и человеческого бытия (См.: Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. -М.: Наука, 1987.-С. 184).

К категориям мифических героев современные исследователи относят прародителей родов и племен, культурных героев, богов - могущественных сверхъестественных существ, постоянно взаимодействующих с людьми и влияющих на жизнь отдельного человека, общества и природы (См.: Мифологический словарь. - М.: Наука, 1991. - С. 656-657). С мифологией тесно связано язычество, культовые обряды, заклинания, моления, обращение к духам добра, силам природы, жертвоприношения. В жертву богачам приносили крупный рогатый скот, баранов и других домашних животных. Как утверждает исследователь мифологии горцев К.Х.Унежев, у горцев Северного Кавказа никогда не было человеческих жертвоприношений.

Вплоть до XIX века в Европе были наиболее распространены античные мифы - рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Примерно в то же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. Введение в научный оборот в первой трети ХГХ в. мифов широкого круга индоевропейских народов, последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Австралии, Океании показало, что мифология на определенной стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира. Они существовали и у ингушского народа.

На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Постепенно образы здесь переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы. Для тех, среди кого миф возншсал и бытовал, он считался «правдой», потому что он означал осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действительности, принятой многими поколениями до нас. Непременным персонажем мифа является божество, по воле которого, по мнению древних, устроена жизнь.

Предками ингушей еще до новой эры была создана самобытная мифология. Относительную сохранность мифов у ингушей можно объяснить тем, что языческий период у них длился тысячелетия. Долго сохранялись моления и божественные ритуалы, несмотря на то, что народ в средние века испытывал влияние христианства, затем в среду ингушей активно внедряется ислам. Мифология ингушского народа сохраняла в себе божественные ритуалы разных периодов истории.

До сих пор в горах Ингушетии возвышаются культовые сооружения, храмы, святилища, капища. Особенно выделяется здесь величественный храм Ткобя-ерды, который имеет ярко выраженные христианские черты. Возле храма и в нем проводили общенародные моления и празднества. Родовые же праздники отмечались возле аульных и общественных святилищ. Исследователи свидетельствуют: «Все религиозные образы и ритуалы при храмах осуществлял священнослужитель (мозгіар), а при святилищах жрец (ціай-саг). Поэтому в ингушской мифологии есть тексты, относящиеся к местным божествам, а также мифы, имеющие общенародное звучание. Например, миф о Тама-ерде принадлежит только одному аулу Гули, а миф о богах Тушоли, Елта, Села принадлежит уже всему народу» (Антология ингушского фольклора. В 2-х тт. /Перевод и комм. И.А. Дахкильгова. - Нальчик: «Эль-Фа», 2003. -С. 5).

В ингушских памятниках, считает исследователь Л.А. Семенов, отражена смена трех религий, последовательно сменявших одна другую: языческой, христианской (начавшей проникать сюда в ХП в.) и мусульманской (проникшей в XVIII в.). Своеобразное отражение нашло все это в ингушских ми фах и связанных с ними образах (Семенов Л.А. Ингушская и чеченская словесность. -Владикавказ, 1982. - С. 46).

К мифам, отражающим древнейшие воззрения народа на труд, относятся произведения о временах, когда огонь рассматривался как деяние божества. В одном из них говорится о двух братьях, поклонявшихся огшо. Они подкармливали его своим трудом - долею от своей пищи. Когда один из братьев усомнился в божественности огня, он сразу получил ожог руки. Другой брат продолжал поклоняться огню как божеству и успешно трудился.

Следует отметить, что огнепоклонничество было широко развито в древнейшие времена у многих народов. С огнем, с домашним очагом, с трудом у родного очага у ингушей было связано немало различных культов.

К числу древнейших принадлежат мифы о происхождении Солнца, Луны и звезд (солярные, лунарные, астральные мифы). Все они в той или иной мере связаны с темой труда. Так, в мифе «Как произошли Солнце, Луна и звезды» говорится о том, что Солнце произошло от раскаленной золотой головешки, искры же, сыпавшиеся от нее, стали звездами, а прекрасное сияние, исходившее от девушки, обернулось Луною. Как утверждает исследователь И.А. Дахкильгов, вайнахам хорошо были известны все фазы Солнца, на их основе они развивали солнечный календарь, мало чем отличающийся от современного. Это было продиктовано хозяйственной необходимостью народа и является доказательством его трудолюбия. Вместе с тем народ стремился объяснить мир, явления в нем, использовать явления природы в своих целях, в труде на общее благо (См.: Дахкильгов И.А. Слово о родном крае. - Грозный, 1989.-С. 20).

Пословицы и поговорки

В пословицах и поговорках, афоризмах отражена духовная жизнь, мировоззренческие взгляды и убеждения, педагогическая мудрость народа. Пословицы создают коллективное мнение людей.

Пословицы и поговорки в народном творчестве у всех народов мира занимают особое положение. Они складывались на протяжении многих столетий, отражая жизнь и быт народов. Ни в каїсом другом жанре не отражено с такой краткостью, силой и меткостью многообразие народной жизни: правда и ложь, любовь и ненависть, мужество и трусость, радость и огорчение, победа и поражение, мудрость и глупость, - пишет исследователь чеченского фольклора И.Ю. Алироев (Алироев И.Ю. Кувшин мудростей //Чеченские пословицы и поговорки. - Грозный: изд. «Книга», 1990. - С. 37). В.И. Даль назвал пословицы и поговорки сводом народной мудрости. Пословицы и поговорки - это трудовой, нравственный, социальный, художественный опыт поколений, сжатый в мудрых выражениях, отражающий житейскую, практическую философию, историю народа, многообразие народных характеров, сложность и противоречивость бытовой и политической жизни народа. «Они - памятник народной мысли и языка, наследники народа, однако наследники большей частью не устаревшие, живые, входят в нашу речь и повседневную жизнь» (Гуртуева М.Б. Народная педагогика - молодому учителю. — Нальчик: «Эльбрус», 2003. - С. 38).

Пословицы и поговорки украшают речь, делают ее более доходчивой, образной, лаконичной. Призывая к краткости выражения мысли, ингуши говорят: «Муш біаьха - дош лоаца тов» («Веревка хороша длинная, а слово короткое»). В форме кратких и емісих суждений в пословицах отразился, как считает исследователь устного народного творчества ингушей А.Х. Танкиев, многовековой опыт деятельности и наблюдений народа в обществе, хозяйственной, семейно-бытовой сферах жизни (См.: Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. //Сб. статей и материалов о народной культуре. — Саратов: «Детская литература», 1997. - С. 117).

В.И.Даль определял пословицу как «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности. Пословицы - обиняк, с приложением к делу, понятный и принятый всеми». Как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, общего суждения, и из приложения, толкования, поучения».

Перед тем, как привести пословицы, ингуши часто говорят: «Вай даьш яхача тайпара...» («Как говорили наши предки...»). Вот почему, как утверждает исследователь ингушского фольклора А.Х. Танкиев, пословицы наделены у ингушей особым « почетом», авторитетом среди всей системы жанров фольклора. Они представляют собой свод народных знаний. В отличие от многих других жанров фольклора, народные знания выражены здесь в «открытой», непосредственной форме емких и лаконичных суждений. Такая форма позволяет пословицам быть эффективным и надежным хранилищем, «музеем» знаний в народной памяти (Ташсиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. //Сб. статей и материалов о народной культуре. - Саратов: «Детская литература», 1997. - С. 119).

В то же время пословицы являются оперативным жанром фольклора, широко бытующим в народе, в живой разговорной речи как образец меткости, краткости и выразительности мысли. Поговорка, по определению В.И. Даля -«Окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения - но без притчи, без суждения, без заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает» (Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: ОЛМА-Пресс, 1997.-С. 186).

Исследователь русского фольклора М.А.Рыбникова определяла поговорку как оборот речи, выражения, элемент суждения. Пословица же - законченное суждение, завершенная мысль (Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. - М., 1961. - С. 17). Не случайно народ считал: «Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка». Грани, отделяющие пословицы от поговорок, условны. При толковании пословиц и поговорок в первую очередь следует учитывать степень их смысловой мотивированности. Надо учитывать и то обстоятельство, что многие пословицы и поговорки бытуют в разных вариантах. Смысл пословицы, поговорки, ее педагогическое значение обнаруживается лишь в речевом употреблении, вне контекста пословица почти не реализуется (Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. //Сб. статей и материалов о народной культуре. - Саратов: «Детская литература», 1997. - С. 120).

Как справедливо замечает исследователь ингушского фольклора А.О. Мальсагов, в основной массе пословиц и поговорок ингушского народа нашли художественное воплощение все стороны трудовой деятельности и взаимоотношения людей, в них всесторонне характеризуются нравственные и моральные качества человека, в них запечатлены храбрость, мужество и ге роизм народа (См.: Мальсагов А.О. Мудрые наставления. - Нальчик; изд. «Эль-Фа», 2000.-С. 59).

Особый интерес представляют многочисленные ингушские пословицы и поговорки, в которых прославляется труд, трудолюбие, мастерство и бичуется лень: « Ховча кулгашта дер ийша дац» («Умелые руки не знают скуки»), «Дича а цадича а мегаргдар дита, динза даргдоацар де» («Откладывай безделье, да не откладывай дело»), «Хьацарцеи къахьегамцеи мара дагіац беркат піагіа чу» («Только потом и трудом пусть войдет достаток в дом»), «Цкъа ханнахьа ца даьр тіехьар тіа де дезаш хул» («Что не сделал однажды, в должный срок, делать приходится дважды»), «Цел бе боалаш - нахал тіехьа, 1аг бе боалаш - нахал хьалха» («За тяпку взялся - от всех отстал, за ложку взялся - всех обогнал»), «Га дика я, сом латаш яле, саг дика ва, гіулакхаца вале» («Ценно дерево плодами, а человек - делами»), «Болх ба - бе ховчоа атта ловзар, ца ховчоа - боккха бала» («У умельца тяжелая работа легка, у неумехи и легкая работа - горе») (Мудрые наставления. Из ингушского фольклора. /Сост. И. Дахкильгов. - Нальчик: изд. «Эль-Фа», 2000. - С. 140).

Трудовая деятельность детей

Ведущим средством трудового и физического воспитания ингушский народ считал сам труд. Трудовая деятельность детей носила преимущественно семейный, а также общественный характер. Труд являлся основным условием жизнедеятельности семьи. Народ осознавал, что только в процессе труда у растущего человека формируются черты, способствующие его гармоническому развитию. Вне труда не может быть ни физического, ни нравственного, ни умственного воспитания. Как известно, К.Д. Ушинский отмечал, что народ эмпирически осознавал, что «материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства , а вместе с тем и нравст-венности и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится» (Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч., Т. 2. - С. 303).

В старину вайнахи считали труд бесценным даром Всевышнего. Народная мудрость утверждала: «Много говоривший - мало работал», «Сказать легко -сделать трудно», «Разговор - ветер, сделанное - башня». Первостепенным качеством уважаемого человека было трудолюбие. Лентяй и лживый человек презирался. Подростки с раннего возраста участвовали во всех видах крестьянского труда. Физическая сила, ум и смекалка рассматривались как важные качества, необходимые для успешного труда. Поэтому много внимания уделялось умственному воспитанию. Без знаний, считал народ, невозможно овладевать профессиональными навыками и сведениями о приемах труда. По умению трудиться оценивали личные качества юношей и девушек.

Осознавая большое значение труда в жизни человека, ингуши передавали идеи трудового и физического воспитания из поколения в поколение, прививали любовь к труду. Совместный труд детей и родителей способствовал выработке трудовых навыков, передаче житейского опыта старшего поколения младшему. На основе жизненного опыта народ знал, что плохое физическое развитие, неустойчивые морально-волевые качества таят в себе угрозу гибели. Сама возможность существования человека во многом зависит от того, насколько человек практически и морально подготовлен к труду, особенно физическому.

В хозяйстве ингушей издавна существовало разделение труда между мужчиной и женщиной. Мальчики привлекались в основном к таким традиционным мужским видам работ, как пахота, сев, перевозка хлеба, скирдова ниє. Мужчины пасли скот, доили овец на пастбищах, стригли овец, строили помещения для скота. В прополісе, жатве и обмолоте участвовали как мужчины, так и женщины. Уход за крупным рогатым скотом, переработка молочных продуктов и шерсти были в основном женским занятием. О разделении труда на женский и мужской говорится в древней ингушской песне: «Вай илли ца аьлча, вай са ца къийрдача, Села Сата мисара маха баьккхабац. Вай илли ца аьлча, вай са ца къийрдача, Пайхмарий гота йолаеннаяц». («Если мы веселья не сделаем, Если мы песни не скажем, Села Сата египетской иглы не продернет, Если мы веселья не сделаем, Если мы песни не скажем, Пророками пахота не начнется» (Песни вайнахов. -Грозный: ЧИ кн. изд., 1972. - С. 165-166). Как видим, в песне прославляется традиционный женский труд - шитье, мужской труд - пахота. Села Сата — дочь мифологического бога грома и молнии Селы - воспевается как искусная швея, мусульманские пророки изображаются трудолюбивым пахарями.

Каждая мать учила свою дочь швейному делу и вышиванию с довольно раннего возраста. Если девушка не умела шить и вышивать, то о ней говорили: «Кто ее замуж возьмет, она же не умеет работать с иглой». Таких девушек считали неприспособленными к жизни, поэтому каждая девушка умела шить мужскую и женскую одежду, шить и украшать башлыки, женские шапочки, передники к женскому платью, сумочки для хранения предметов женского рукоделия, футляры для часов. Шили и вышивали они широкую цветную вытканную ленту (бокх), которой обвязывался для удобства водоносный кувшин. Кувшины были большими, тяжелыми, что говорит о том, что женщинам требовалось не только трудолюбие, но и физическая закалка для того, чтобы выполнять различные работы по дому.

В обязанность женщин (девушек) входило шитье традиционной мужской одежды, состоявшей из черкески туземного сукна, ситцевого бешмета, папахи и чувяк из лошадиной кожи. Эта одежда вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Все в ней строго подобрано, она не стесняла движения, позволяла бесшумно ходить по любым тропам, лазить по скалам и так далее.

Не просто было сшить полный праздничный костюм, не всякая горянка умела его шить. В каждом селении были такие мастерицы-умелицы, которые пользовались всеобщим уважением и известностью. Более способных и прилежных девочек-подростков отдавали учиться к таким мастерицам-умельцам (в народе их называли «су»). Они обучали девочек шитью мужской и женской одежды, вышиванию, а также игре на музыкальных инструментах, танцам, вайнахскому этикету: быть вежливой, скромной, дружелюбной, гостеприимной и т.д.

Женщины-мастерицы обучали девочек умению вышивать золотом и серебром шапочки, которые являлись важной частью праздничного девичьего платья (гіабли), имевшего форму усеченного конуса с плоским дном, украшать золотым и серебряным шитьем борта, края разреза и подол распашной одежды. Галунами обшивали ворот и рукава праздничных шелковых рубах мужчин и платья женщин.

Девочек вместе с тем обучали производству домашних товаров, предметов народного потребления. Древнейшим видом домашнего производства, распространенного среди ингушек, была обработка шерсти. Не было ни одного аула, где бы чеченки или ингушки своими руками не выделывали сукна, не шили одежды, не изготавливали необходимых вещей из шерсти.

Шерстяное производство включало суконное, войлочно-валяльное (бурки, ковры, паласы, кошмы). Производством сукна женщины занимались в свободное от полевых работ время. К нему привлекались девочки среднего и старшего возрастов. Они принимали участие в мойке шерсти, в ручном щипании, сушке. Старшие девочки не уступали родителям в чесании шерсти, в ручном прядении с помощью веретена. Вместе с матерями они мыли готовое сукно.

Женщины изготовляли бурки, которые славились на весь Северный Кавказ. Бурки отличались добротной выделкой и легкостью, что было обусловлено тщательным выщелачиванием материала, из которого они делались. На глазах у молодого поколения протекали все трудовые процессы по изготовлению этого вида одежды. Женщины учили девочек искусству производства паласов и войлочных ковров. Для производства паласов пряли более толстые пряжи, красили их в разные цвета.

Использование идей народной педагогики о физическом и трудовом воспитании в современной школе и семье

Педагогические идеи, выраженные в устном народном творчестве ингушского народа, народные трудовые обычаи продолжают жить и в наше время, оставаясь средством трудового воспитания и физического становления подрастающего поколения. Народные сказки, мифы, сказания, предания, пословицы, песни, игры и загадки - благоприятный материал для трудового и физического воспитания детей и молодежи не только в современной семье, но и в школе. Традиции народной педагогики внедряются в образовательный процесс современных общеобразовательных учреждений, но еще недостаточно.

Широкие возможности использования народных идей и традиций в трудовом и физическом воспитании школьников имеет учебный материал. В процессе учебной работы, особенно на уроках русской и родной литературы, истории, краеведения учителя могут связывать народные идеи и традиции, выраженные в разных жанрах устного народного творчества, с программным материалом. Таковы, например, фольклорные произведения «Илли о Чеге -Бесстрашное сердце», «Илли о Гихо, сьше Гехи, о Лорсе, сыне Акби», «Илли об Авторхе, сыне Диби». Эти и подобные песни, предания, предания, сказки, пословицы и поговорки дают учителям возможность приобщать школьников к идеям свободы, братства, взаимной помощи, воспитывать трудолюбие, вырабатывать у них желание быть похожими на многих героев фольклора - физически сильными, здоровыми, нравственными.

Нами была организована опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в сельских школах Республики Ингушетия в течение трех лет (2004 — 2007 гг.). В этой работе мы использовали преимущественно фольклорный материал, отражающий прогрессивные идеи и традиции в трудовом и физическом воспитании подростков. В процессе опытно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи: 1. Выяснить, в какой степени программный материал учебных дисциплин «Русский язык», «Ингушский язык», «Русская литература», «Ингушская литература» содержит идеи традиций народной педагогики о трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения в современной школе и семье. 2. Показать возможности использования этого материала в трудовом и физическом воспитании подростков на уроках и во время классных занятий, а также в семье. 3. Выявить, в какой мере использование прогрессивных традиций народной педагогики способствует повышению уровня трудового и физического воспитания учащихся среднего школьного возраста.

При этом имелось в виду, что реализация воспитывающего потенциала традиций народной педагогики осуществляется во взаимодействии с усвоением общечеловеческих ценностей подростками, их всестороннем развитии.

В нашей опытно-экспериментальной работе использовались традиционные методы: наблюдения за деятельностью творчески работающих учителей школ Республики Ингушетия по трудовому и физическому воспитанию; обобщение трудового педагогического опыта учителей и родителей школ Республики по внедрению в практику идей народной педагогики; наблюдения, беседы, интервью с учителями, учащимися, их родителями; анализ продуктов детского творчества; создание воспитательных ситуаций на уроках, во внеклассных занятиях; анкетирование. Принималось во внимание общая культура учащихся, их поведение. Изменения в уровне трудового и физического воспитания фиксировались учителями. Оценка уровня воспитанности в конечном итоге включала сформированность не только отдельных черт, характеризующих отношение к труду, физическое развитие, но и развитие нравственности личности школьников. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные сравнивались с первоначальными. Разница в этих данных давала основание судить о результатах проведенной работы.

В опытно-экспериментальной работе акцент делался на совершенствование знаний учащихся-подростков о сущности труда, физической культуре человека, на выработку у них представлений и понятий о ведущих чертах осознанного отношения к труду, о трудолюбии, о совершенствовании физических сил, а также на формирование у них некоторых трудовых умений, навыков, приемов физической самоподготовки.

Основными критериями, которые применялись для диагностики изменений в уровне трудового и физического воспитания подростков, являлись их знания о труде как естественной необходимости, о гражданском долге, понимание ответственности за выполняемую работу, проявление в труде инициативы, находчивости, творчества, знание основ общей гигиены и гигиены физического и умственного труда, уважительное отношение к людям труда, психологическая готовность к посильному труду, имеющему личную и общественную значимость, следование народным традициям в отношении к труду и своему здоровью.

Считаем необходимым отметить, что, на наш взгляд, изучение эффективности использования достижений народной педагогики в педагогическом процессе школы и в семье - важная педагогическая проблема, требующая специального исследования. В нашем исследовании поставлена задача показать, что опытно-экспериментальная работа, проведенная на материале обучения и воспитания подростков в процессе преподавания ряда гуманитарных учебных предметов, - это подтверждение необходимости и целесообразности использования достижений народной педагогики в рассматриваемых областях в условиях современной школы и семьи. Это показано на примере изучения родного, русского языков, родной и русской литературы, истории, материалов по краеведению, а также во внеклассных занятиях, во внешкольной работе. Тем самым предпринята попытка доказать актуальность исследуемой проблемы и необходимость ее дальнейшей разработки.

Рассмотрим сказанное на материале, раскрывающем содержание и основные направления нашей опытно-экспериментальной работы. Она проводилась в 2004 - 2007 гг. в шести школах Малгобекского, Назрановского и Сунженского районов. Для опытно-экспериментальной работы сельские школы Малгобекского, Назрановского и Сунженского районов были нами выбраны не случайно. Во-первых, в школах этих районов обучаются как дети коренных жителей, так и дети из семей ингушей, депортированных из Северной Осетии и Чеченской республики. Во-вторых, учитывалась специфика и направленность научно-исследовательской работы Ингушского государственного университета, ставящей своей целью эксперимента в отдаленных сельских школах по совершенствованию подготовки будущих учителей к работе в условиях эффективного использования народных прогрессивных идей и традиций в условиях сельской школы.

Проведенные нами исследования, сопоставленные с результатами анкетного опроса, свидетельствуют о том, что многие учителя, классные руководители, применяя прогрессивные педагогические идеи и традиции, идут эмпирическим путем, без особой теоретической подготовки.

Похожие диссертации на Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике