Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В то же время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. В настоящее время важно не растерять накопленные предыдущими поколениями того или иного этноса ценности духовной и нравственной культуры, так как в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без использования культурно-исторического опыта народа, его педагогических традиций.
В условиях радикально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в последние годы во всех сферах нашей действительности, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Так, на протяжении последних четырех лет в Чеченской Республике реализуется программа Главы Чеченской Республики «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», основная цель которой - формирование в каждом молодом жителе республики национальной идентичности на основе обычаев и традиций чеченского народа. Об актуальности темы, несомненно, свидетельствуют и проблемы религиозного воспитания, подвергшегося определенной коррозии в период дестабилизации в Северо-Кавказском регионе в конце 90-х - начале 2000-х годов, связанные с проникновением некоторых учений радикального ислама.
Весьма очевиден и тот факт, что возрождение традиционной культуры воспитания в рамках отдельных этнических образований, в частности, в Чеченской Республике, невозможно без национальной ориентации, учёта психолого-этнических и культурно-исторических особенностей чеченского народа, изучения богатого воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков.
В наше время социальная роль национальной школы и национального образования заключается в том, что они строятся с учётом региональных особенностей территории обитания этносов, уникальности социокультуры, этнопсихологических особенностей населения. Такой подход к возрождению национальной школы будет способствовать передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовно-нравственных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев, что в конечном итоге обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации.
Духовное богатство этноса всегда было связано с народной педагогикой, с духовно-культурными проповедями, нравственными идеалами, взглядами, представлениями, воспитательными установками. Поэтому передача подрастающим поколениям этих понятий, идей и опыта нравственного воспитания особенно актуализируется в наши дни, и решать эти задачи призваны учёные и школа.
Чтобы развить педагогические ценности народа, возродить лучшие традиции своей подлинной национальной культуры, необходимо вернуться к прошлой истории, раздвинуть границы познанного, представить всю картину забытого и познакомить молодое поколение с фактами, связанными с прошлым его народа. Особенно это касается тех народов, на долю которых выпало слишком много бед и испытаний. И в первую очередь им является такой народ Северного Кавказа, как чеченцы, за сравнительно короткий исторический период времени подвергшийся неоднозначным испытаниям.
По мнению Ф.Ю. Албаковой, исследование чеченской культуры до недавнего времени не носило системного характера. Чеченцы долгое время рассматривались только в сопряжении с другими народами Северного Кавказа, что отражалось в доминировании обобщенного названия «горцы», «горские народы», постоянно встречающегося в специальных научных работах. При таком подходе не делалось почти никаких различий между многочисленными этносами Северного Кавказа: всем им приписывались общие характеристические черты; все они описывались, исходя из достаточно абстрактной модели так называемого «северокавказского этноса». Данная установка была верна только в узких рамках решения достаточно абстрактной проблемы, имеющей опосредованное отношение к реальности, в то время как внутриэтнические различия хорошо осознаются и учитываются народами Северного Кавказа в своей повседневной, хозяйственно- экономической и социокультурной жизни.
Современные задачи воспитания, вытекающие из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание и средства воспитания личности. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из условий преодоления кризиса.
Таким образом, как бы ни определялась цель воспитания, духовно-нравственное воспитание личности всегда будет занимать ведущее место среди различных аспектов воспитательного процесса. Нравственность - это тот стержень, на фундаменте которого образован человеческий род. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из главнейших забот любого этноса во все времена. Его задача сделать достоянием каждого члена общества принципы и нормы морали, принятые в том или ином обществе, превратить их в глубокие нравственные убеждения и реальное поведение.
Анализ различных публикаций и результатов нашего исследования позволяет констатировать факт, свидетельствующий об отсутствии в системе воспитания подрастающего поколения целенаправленной воспитательной работы, основанной на национальной культуре. В этих условиях на передний план выдвигается система национальных обычаев и традиций, ресурсы которых могут быть использованы как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения.
Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе выдвинуты и развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления процесса воспитания молодого поколения в системе национальной культуры. Проблема использования традиций и обычаев народной педагогики в воспитании детей и юношества нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.П. Блонского, Я.С. Гогебашвили, И.Я. Яковлева, а также просветителей и деятелей культуры Северного Кавказа: А. Кешева, И. Крымшахалова, Ш. Ногмо- ва, С. Усербиева, С. Хан-Герея и др.
Существенное значение в нашем исследовании заняли идеи современных ученых: Ю.П. Азарова, Л.М. Архангельского, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, В.Е. Гмурнова, Н.К. Гончарова, А.И. Каирова, В.А. Кан-Калика, Б.Т. Лихачева, Ш.А. Мирзоева, Т.Н. Петрова, Ю.П. Соколъникова, А.Д. Солда- тенкова, Э.И. Сокольниковой, И.В. Суханова, Я.И. Ханбикова, Л.Суслопаровой, Я.В. Чеснова и др.
Особенности воспитания в семье и школе на традициях различных народов исследовались Г.С. Виноградовым (русских), Г.Н. Волковым (чувашей в связи с другими народами России), Б.А. Афанасьевым (якутов), А.Ш. Гашимовым (азербайджанцев), А.П. Орловым (белорусов), И.Я. Ханбиковым (татар), А.Ф. Хин- тибадзе (грузин), Н.Б. Битиевой (чеченцев и ингушей), С.С. Танкасаевой (бурятские обычаи), Э.М. Магомедовым (дагестанцев), А.К. Минаровым (узбеков), Х. Рахимовым (таджиков), А.И. Шоровым (адыгов) и другими.
Актуальными для нашего исследования являются материалы о жизни чеченцев, содержащиеся в трудах: Ю.А. Айдаева, В.Х. Акаева, Ф.Ю. Албаковой, И.Ю. Алироева, Ш.М.-Х. Арсалиева, М. Мамакаева, А.Д. Манкиева, Д.Д. Межидова, С.-М. Хасиева, З.И. Хасбулатовой и др. Изучение работ указанных авторов позволило нам подойти к проблеме изучения эффективности процесса духовно- нравственного воспитания подростков в современной чеченской семье на основе народных традиций и обычаев с позиции современного научно-педагогического знания.
При формулировке исходных параметров исследования мы учитывали, что духовно-нравственное воспитание молодежи в современной чеченской семье в Чеченской Республике ранее мало изучалось, хотя общеизвестна самобытность семейных отношений и обычаев чеченского народа. Опора отдельных учителей- воспитателей на народные традиции в воспитании подрастающего поколения не решает данной проблемы.
Таким образом, с учетом вышеизложенного был сделан выбор темы, проблема которой формулируется следующим образом: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы традиционного воспитания в чеченской народной педагогике? Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования является воспитательно-образовательный опыт и идеи чеченского народа, отражённые в духовной жизни, адатах, обычаях, обрядах, традициях, нравах, фольклоре, искусстве и литературе.
Предметом исследования являются идеи и опыт воспитания молодежи на традициях и обычаях чеченского народа.
Гипотеза исследования основана на предположении, что традиции и обычаи чеченцев будут наиболее эффективным образом интегрированы в систему воспитания молодого поколения при следующих условиях:
обосновании и концептуализации традиций и обычаев чеченцев как этно- педагогических принципов воспитания молодого поколения;
выявлении форм взаимоотношений семьи и общества в чеченской народной педагогике;
- популяризации этнопедагогики чеченцев как национальной педагогической культуры.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
-
-
Дать общую характеристику возникновения и развития чеченской народной педагогики, показать её структуру, сущность и предмет.
-
Раскрыть установившиеся в чеченской народной педагогике идеал, цель и содержание национальной педагогической культуры, основные требования нравственного кодекса к детям и молодёжи.
-
Проанализировать созданные народом основные средства воспитания молодежи, методы и приёмы педагогического воздействия на нее.
-
Разработать педагогические рекомендации по использованию материалов народной педагогики в процессе преподавания в школе учебного курса «Чеченская традиционная культура и этика».
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют: общефилософская теория о роли народа в создании духовной и материальной культуры; о социально-исторической обусловленности характера педагогической мысли северокавказских народов, признание приоритета общечеловеческих ценностей; диалектические положения о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев и обрядов, всей духовной сферы этносоциума; общефилософские идеи влияния фольклора на духовную культуру народа, на своеобразие и самобытность культурных традиций разных этносов.
Источниковую базу исследования составили сборники произведений народного творчества: сказок, сказаний, пословиц, поговорок, преданий, легенд, притчей, историко-героических, трудовых и колыбельных песен и т.п.; труды дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии, этнопедаго- гике и этнопсихологии народов нашей страны и Северного Кавказа; материалы периодической печати; периодические издания.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ историко-эт- нографических, историко-педагогических, философских, литературных и фольклорных источников; сравнительно-сопоставительный анализ историко-этногра- фических и фольклорных материалов; изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии и педагогической мысли народов нашей страны.
База исследования и его организация. Исследование проводилось в период с 2006 по 2012 годы и включало три взаимосвязанных этапа:
Первый этап (2006-2008 гг.) - был связан с постановкой проблемы исследования, поиском, изучением и анализом литературы, в это время произошло предварительное ознакомление с проблемой использования традиций и обычаев чеченцев как этнопедагогических принципов воспитания молодого поколения. Нами были определены проблема исследования и ведущие направления научного поиска.
Второй этап (2008-2010 гг.) - включал в себя теоретическую постановку проблемы, определение методов, задач, источниковой базы исследования, тогда же собиралась научная информация и сведения о традициях и обычаях чеченцев, производились систематизация и анализ материалов, содержащихся в историко- педагогических и литературных источниках.
Третий этап (2010-2012 гг) - на данном этапе шло обобщение материалов, определена структура результатов и конкретизированы основные положения исследования, на всех этапах шла подготовка и издание статей, опубликованных в научных изданиях, а также литературное оформление диссертации. Итоги исследования стали основой для докладов, сделанных на международных, всероссийских, региональных конференциях.
Научная новизна диссертационного исследования определяется ее предметом, подходом к решению задач, источниковой базой, полученными результатами и заключается в следующем:
поставлена и решена важнейшая проблема воссоздания целостной картины идей и опыта воспитания молодежи в чеченской народной педагогике, основанного на традициях и обычаях народа;
научно обоснована специфика использования культурно-цивилизаторских факторов в традиционной педагогической культуре чеченцев посредством детального рассмотрения традиций и обычаев;
охарактеризованы сложившийся в воспитательном опыте чеченского народа идеал совершенной личности, цель и содержание этнопедагогики чеченцев;
выявлены факторы, методы, средства и отдельные приёмы педагогического воздействия на молодое поколение;
дано аналитическое представление современного состояния взаимодействия теоретико-методологических положений этнопедагогики чеченцев и функционирования национальной педагогической культуры в современных условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщённый и систематизированный опыт формирования нравственно целостной личности в народной педагогике представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих систему традиционной культуры воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель и задачи духовно-нравственного воспитания, его процесс, средства и методы педагогического воздействия, социализации личности и характеризует результаты освоения молодежью общественно-педагогического опыта человечества в процессе его предметно-практической деятельности и усвоения норм социально-этических отношений. Принципы и традиции чеченской народной педагогики в области воспитания подрастающего поколения отражают особенности духовной жизни чеченцев, их национального характера, единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека и включают побуждение к деятельности, индивидуализацию нравственного воспитания, развитие у воспитанников самодеятельности и самостоятельности.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в практике работы современной чеченской национальной школы; явиться основой спецкурса по народной педагогике чеченцев для студентов педагогических вузов и педагогических училищ; использоваться в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации учителей); в обновлении содержания педагогического образования, в деятельности учителей и классных руководителей по повышению уровня духовно-нравственного воспитания современной молодёжи. Разработанные рекомендации предусматривают вооружение учителя опытом пропаганды идей народной педагогики среди родителей учащихся, а также различных слоев населения. Исследование даёт возможность обогатить содержание образования по предметам культурологического цикла. Изложенные в научных публикациях результаты исследования расширяют представление о традициях и обычаях чеченцев, конкретизируют их педагогический (воспитательный) потенциал.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обоснованностью избранного методологического подхода, логикой организации научно-исследовательского процесса, продуманной структурой диссертации. Все это позволило выявить закономерный характер процесса трансформации национальных традиций и обычаев чеченского народа, проанализировать их педагогический (воспитательный) потенциал.
Обширная источниковая база, обеспеченная широким спектром разнообразных материалов, способствует проведению глубокого теоретического анализа проблемы, документальному обоснованию положений и выводов диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
-
-
Педагогическое наследие, опыт и идеи воспитания чеченского народа, как и других народов Северного Кавказа, содержат в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который успешно может быть реализован только при условии его внедрения в современную общественную и семейную воспитательную практику.
-
Коллективные представления народа об идеале совершенной личности складывались тысячелетиями. Это всестороннее и гармоническое развитие личности и выражалось в емком понятии формирования жизненно важных способностей человека во всех сферах его многообразной деятельности.
-
Содержание традиционной культуры воспитания чеченцев имеет много общего и отличительного от содержания традиционного педагогического опыта других народов Северного Кавказа, что позволяет утверждать о том, что этно- педагогическое наследие чеченцев представляет собой важнейший пласт национальной культуры.
-
Приемы и методы воспитания этнопедагогики чеченского народа, несомненно, очень эффективны. Нигде воспитание не имеет такой тесной связи с жизнью, как в народной педагогике. Таким образом, можно полагать, что этнопе- дагогическое наследие является важным инструментом в процессе социализации подрастающего поколения и служит социокультурным и нравственным ориентиром, позволяющим сформировать нравственный код.
-
Реализация в образовательных учреждениях в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса учебного курса «Чеченская традиционная культура и этика», несомненно, будет способствовать формированию концептуальных социокультурных механизмов, целенаправленных на закрепление наиболее важных национальных обычаев, традиций и нравов как культурообразующих императивов.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования
осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования на научно- практических семинарах регионального, федерального и международного уровня. Основные положения данного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» (2007-2011 гг); их апробация осуществлялась информированием научной и педагогической общественности о проводимых исследованиях через монографию, статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК для специальности «Педагогика»; тезисы выступлений на научных конференциях и семинарах различного уровня: «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2011); «Детство, отрочество и юность научного знания» (Пенза- Шадринск-Ереван, 2011); «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, 2011); «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (Москва, 2011); всероссийских конференциях: (IV Волковские чтения) «Эт- нопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве» (Улан-Удэ, 2011).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (283 наименования).
Похожие диссертации на Традициии и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения
-
-