Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения Нуров Абдулбоки

Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения
<
Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нуров Абдулбоки. Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Нуров Абдулбоки; [Место защиты: Таджикский государственный педагогический университет].- Душанбе, 2004.- 0 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Историко-педагогические вопросы национальных и общечеловеческих ценностей таджикского народа 23-98

1.1. Общая характеристика состояния исследования национальных и общечеловеческих нравственных ценностей 23-44

1.2. Исторические, социальные экономические духовные и политические основы возникновения и развития национальных и общечеловеческих ценностей в различные исторических периодах (эпохах) 44-60

1.3. Сущность, цель, задача содержание и понятие традиций, обычаев, привычек и предписаний (доктрин) как национальных нравственных ценностей и их значение в воспитании подрастающего поколения 61-95

Выводы по первой главе 95-98

Глава II. Отражение национальных ценностей в педагогике предков и их роль в нравственном воспитании младших школьников 99-203

2.1. Проблемы интеграции традиций, обычаев, обрядов, правил в педагогике предков в формировании нравственности подрастающего поколения 99-132

2.2. Нравственные и духовные ценности Корана и их воспитательное значение 132-165

2.3. Национальный менталитет и его интеграция с общечеловеческие правственные ценности 165-193

Выводы по второй главе 194-203

Глава III. Место и роль нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе 204-258

3.1. Критерии выбора и отражения нравственных ценностей в учебных программах и учебниках начальных классов 204-221

3.2 Совместная педагогическая работа школы и семьи по возрождению национальных ценностей 221-249

Выводы по третьей главе 250-258

Заключение 259-271

Библиография 272-288

Приложение 289-298

Общая характеристика состояния исследования национальных и общечеловеческих нравственных ценностей

Научное исследование, анализ и определение национальных и общечеловеческих ценностей в свете кардинальных изменений, происходивших за последние годы, является исторически необходимым, требованием времени. Исследование и анализ указанной проблемы имеет важное значение для строительства демократического общества. Известно, что при строительстве демократического общества многие народы и национальности мира приобрели свою национальную независимость. Республика Таджикистан -одна из них. В этих условиях правильное определение места и роли национальных ценностей, установление целесообразных связей между ними, их отношений с традициями и обрядами, а также разработка приемлемых вариантов их применения в жизни республики приобретает большое научно-практическое значение.

Трудность успешного решения этого вопроса заключается в том, что национальные и общечеловеческие ценности охватывают богатый арсенал сложных систем знаний, мировоззрений, традиций, обычаев, обрядов, чувств, представлений и т.д. в условиях, когда реальный мир один, а мнений и точек зрений по ним множество.

На протяжения тысячелетий в Таджикистане, как и во всем мире, существовали различные школы, направления и теории, которые разрабатывались и сформировали соответствующие платформы, точки зрения, подходы и доктрины

Анализ исторических данных показывает, что национальные и общечеловеческие ценности являются результатами конкретной деятельности конкретных народов в конкретных исторических условиях и времени. Они имеют конкретный исторический характер и никак не являются какой-то абстракцией. Эти ценности, как и общественная жизнь, находятся в постоянном движении, и по мере развитая общества, народа или наций соответственно претерпевают изменения, приобретают новый вид, характер или назначения, приемлемые для нового периода жизни людей. В силу своей податливости к изменению и совершенствованию они - эти ценности -переходят из поколения в поколение и, видоизменяясь, совершенствуясь и приспосабливаясь к новым духовным требованиям нового общества, входят в духовную структуру, составляя таким образом составную часть ценностей нового общества. Следовательно, национальные и общечеловеческие ценности не инертны, они в соответствии с новыми требованиями общества приобретают новое содержание и назначение и, согласно диалектической теории развития, по спирали переходят от низшей к высшей форме существования.

Прежде чем приступить к диалектическому анализу национальных и общечеловеческих ценностей, считаем необходимым, с точки зрения сегодняшнего дня, рассмотреть содержание этих ценностей, их значение, различные аспекты законов истории, объективные условия их развития.

Итак, анализ существующих материалов показывает, что о содержании и категорий национальных и общечеловеческих ценностей, а также об их значении в жизни людей не имеется единой точки зрения.

Некоторые исследователи, как профессора Лутфуллоев М.Л.1, Шукуров М.Ш.2, Афзалов Х.С3. и другие к рассмотрению национальных и общечеловеческих ценностей, их особенностей, характера и их относительности подходят односторонне. В их работах отсутствует научная объективность. Они зачастую научной преувеличенно отзываются о национальных ценностях, забывая о том, что национальные и общечеловеческие ценности имеют одновре менно как частные, так и общие особенности.

Как нам представляется, при рассмотрении вопроса о национальных и общечеловеческих ценностях необходимо учесть интересы обеих сторон - как своей нации, так и других, которые подтверждены конкретными материальными данными. Противопоставление их или преувеличение достоинства своей нации в ущерб другой может повести исследование по ложному пути или привести к национальному шовинизму, что осуждается историей.

Исследование особенностей имеющихся противоречий и трудностей в развитии национальных и общечеловеческих ценностей, с точки зрения истории педагогики, имеет важное значение. Но в одном исследовании рассмотреть все аспекты этого вопроса, естественно не представляется возможным. Поэтому в работе основное внимание уделено исследованию лишь педагогических аспектов нравственной ценности.

Известно, что во все времена истории к оценке национальных общечеловеческих ценностей подходили с учетом особенностей исторического периода, характера производительных сил, производственных отношений, уровня жизни населения, состояния просвещения, здравоохранения, достижения науки, культуры, искусства, архитектуры и мора ли, одним словом, важнейших материальных и нравственных достижений народа.

И это неслучайно. Ибо только уровень материальных и нравственных: ценностей определяет вклад и место той или иной нации, народности и государства в развитии единой мировой цивилизации.

Однако, что такое национальная и общечеловеческая ценность. Какие конкретно аспекты жизни она охватывает? На какие конкретно показатели следует обратить внимание при оценке национальной и общечеловеческой ценности?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к истории. Итак, история свидетельствует, что национальная и общечеловеческая ценность представляет собой своего рода закон, порядок и средства упорядочения жизни людей и общества, официально признанные всем народом. Она, как и другие структуры общесгаа, развивается, совершенствуется и, постепенно расширяясь, охватывает все структуры общества становится обязательным для исполнения и соблюдения.

Национальные и общечеловеческие ценности состоят из следующих подразделений: традиции и обряды; обычаи и привычки; церемонии и установки; мысли и думы; пословицы и поговорки; изречения и точка зрения; речь и профессия; национальные и общечеловеческие шедевры.

Каждое из этих подразделений имеет свои философские, правовые, политические, экономические, духовные, психологические, педагогические и др. объяснения. Все они вместе составляют единую движущую силу общества, являются выразителем духовного облика своего времени. Эти национальные и общечеловеческие ценности в каждом историческом периоде выступают в качестве лозунга, призыва, устава, предписаний, путеводителя и служат как закон и порядок, соблюдение которых обязательно для их последователей. Они вносят в человеческую жизнь и общество в целом порядок, красоту и благие качества.

Педагогическое значение их заключается именно в этом, национальные и общечеловеческие ценности, существуя в различных формах , проявляются в различных аспектах, и поэтому необходимо их отличить друг от друга.

Ценности по своим значениям, особенностям и занимаемым местом в обществе делятся на две части:

1) национальные ценности, которые по своим значениям, содержанию, политическому и социальному положению выражают интересы одного народа и одной нации;

2) общечеловеческие ценности, которые по своим значениям, содержанию и социальному положению имеют общечеловеческое значение являются плодом рук многих народов и народностей, потому являются общечеловеческими;

Характерной особенностью проблем национальных и общечеловеческих ценностей заключается в том, что до сих пор в науке нет точного определения этого термина. Поэтому поводу существуют различные мнения. Одни отмечают лишь философское значение "ценности"1, другие в зависимости от характера словаря приводят только несколько общие значения этого слова, употребляемое, в народном лексиконе" но ни в одном из просмотренных словарей нет определения, выражающего педагогическое значении слова и ценности, это свидетельствует о том, что составители словарей либо просто упустили эту особенность слова «ценности» , либо не дали ему должного значения. Во всяком случае, как нам представляется, педагогическое значение слова "ценности" заслуживает особого внимания и своей разработки.

Как нам представляется, «национальная ценность» -это цельная упорядоченная система, охватывающая наиболее разработанные точки зрения по различным отраслям жизни общества, как-то: философии, религии, морали, эстетики, экономики, социальной жизни, политики и культуры, созданная тем или иным народом, нацией, народностей на протяжении веков. Национальная ценность состоит из традиций, обрядов и правил, порядка и обихода, отношения людей к действительности, веры и идеалов, а также из принципов организации учебно-воспитательной работы, просвещения и деятельности людей в конкретном историческом периоде.

Что касается общечеловеческой ценности, то она тоже в основном состоит из тех подразделений, что дано в части национальной ценности, с той лишь разницей, что в ней определенные объекты ценности являются результатом совместной заботы представителей многих народов, и народностей и наций. Поэтому ее называют общечеловеческой.

Проблемы интеграции традиций, обычаев, обрядов, правил в педагогике предков в формировании нравственности подрастающего поколения

Этническая педагогика - одна из наиболее эффективных отраслей общей педагогики, играющая важнейшую роль в формировании нравственности подрастающего поколения. Эффективность этнической педагогики заключается в том, что она вытекает непосредственно из самой жизни народа и выражает его дух, чаяния и мечты. Поэтому народ стремится к тому, чтобы руководствоваться педагогическими идеями этнической педагогики и рекомендованными им путями и средствами воспитания установления своего образа жизни, поведения и подступов, нравов и повадок, согласно рекомендации этнической педагогики.

С другой стороны, этническая педагогика, объективно отражая чаяния и мечты народа, представляет возможность воспитателям творчески подходить к решению важнейших проблем теории и практики воспитания подрастающего поколения и разработать теоретические и практические проблемы воспитания в соответствии с изменившимися историческими условиями.

Этническая педагогика в своем развитии опирается также и на народную педагогику, а они по своему назначению, целям, задачам и содержанию имеют между собой тесную связь и в то же время между ними имеются и некоторые различия, о которых ниже пойдет речь.

В-третьих, этническая педагогика приводит в движение воспитательный процесс и вместе с тем оказывает содействие в формировании чувства самосознания людей, что очень важно, особенно в нынешних условиях самостоятельного развития Республики Таджикистан.

И как отмечает академик Мухаммаджон Шакури, во всем необходимо учитывать «...психологические, духовные факторы и национальное самосознание»1.

Поколение должно знать свою нацию, её историю, особенности, специфичность мышление, совершенствование ума, историческое развитие, традицию, обычаи, обряды, привычки, правила, и другие особенности своей нации. На основе их и критериев, рекомендованных этнопедагогикой, старшее поколение обязано определить будущее подрастающего поколения. Ибо каждая нация имеет свою особую среду, в которой сформировалась её история и которая выражает дух этой нации. Поэтому надо повернуться лицом к возрождению нации потому, чтобы воспитатель и воспитанники познали, каковы были специфические особенности их нации, её склад ума, мысли, образ жизни, её знание и жизненный опыт и какими должен быть в будущем. В связи с этим (как образ) необходимо организовать интеллектуальную, эстетическую и нравственную жизнь подрастающего поколения, чтобы было полезным для всех членов общества.

Следует также иметь в виду, что все, что определяет существование человека -это философия жизни познания сущности жизни, чаяния и мечты, общественный идеал и др., которые играют огромную роль в формировании сознания быта традиций, правил и обрядов нравственных поступков, является мощными средствами воспитания и выражающими особенности определенной исторической ЭПОХИ.

Для того чтобы сделать их достоянием подрастающего поколения. прежде всего, мы сами должны иметь представление о них.

С этой целью мы должны как в себе, так и в подрастающем поколении активизировать формирование ценности, направлять (в нужную сторону) человеческую созидательную силу подрастающего поколения, поднять их на высокую человеческую ступень, сплотить их, направить их на путь человечности в сторону общечеловеческих ценностей и на этой основе обеспечить продление человеческой жизни, в том числе жизни подрастающего поколения. Как известно, каждое поколение в той или иной исторической эпохе оставляет в наследство последующим поколениям продукты духовного богатства человеческого ума разума. Так, например, когда подрастающее поколение приобретает знания о жизни и деятельности Зардушта, должен знать, что это историческая личность был пропагандистом добра в тот период, когда продолжалась борьба между добром и злом. Или же книга «Авеста», которая являлась первым величайшим источником знаний и созидателем философии жизни, пропагандировал нравственные качества человека, «добрые помысли, добрые слова и добрые поступки».

Как отмечает академик Мухаммаджон Шакури, подрастающее поколение должно знать, что «...сложные и устойчивые, постоянно действующие общественные связи и взаимозависимость являлись наиболее сильными идейными, духовными, социальными и нравственными факторами, и древние устойчивые обычаи, обряды и правила, которые упорядочивали жизнь людей, являлись мощным (могучим) и не подвергающие бедствию силы имели возможность....обеспечить их национальную силу (устойчивости). Современное поколение должно знать все это, так как они активизируют их, оказывая помощь в трудности. В этом деле окажет им большую помощь этнопедагогика. Говоря о большой воспитательной силе этнопеда-гогики, этим мы умоляем роль общей педагогики. Ибо в общей педагогике нашли отражение и такие вопросы, которых не находим в этнопедагогике.

Цель нашего исследования и отражение этих вопросов в нем заключается в том, чтобы ознакомить воспитателей подрастающего поколения с нравственными богатствами нашего народа, так как без этого невозможно достичь определенного успеха в воспитании подрастающего поколения. Ибо, как было отмечено выше, каждая нация имеет свою психологию, свой нрав, без учета которых невозможно повышать качества учебно-воспитательной работы. Эти особенности этносов нашли свое отражение в национальных традициях, обычаях, обрядах, доктринах и в устном народном творчестве, которые в этнопедагогике считают важнейшими средствами воспитания. Именно они обеспечивают повышенные качества учебно-воспитательной работы.

С другой стороны, они являются важным руководством и для воспитателей, и для воспитанников. Ведь они отражают духовную культуру народа, чаяния, мечты, ум и психологию народа. Они исходят из жизни, быта, жизненного опыта народа, которые в течение тысячелетий прошли жизненное испытание. Поэтому этнопедагогику считают отражателем всех педагогических знаний и опыт воспитания предков.

Таким образом, психический склад ума людей, их интеллектуальное развитие, эстетический уровень знаний имеют отпечатки той эпохи и соответственно по своим особенностям отличаются от других исторических периодов.

Эта особенность формирования нации требует, чтобы в школах при объяснении исторических условий формирования нации особое внимание уделялось вышеназванным особенностям и добиваться того, чтобы новое поколение не ограничилось достигнутыми успехами в областях народного хозяйства науки культуры и искусства, а продвинулось бы по пути достижения новых успехов, завоевывая новые высоты науки и искусства с тем, чтобы будущая жизнь нации стала еще краше, еще богаче.

Следует иметь в виду, что все человеческие ценности направлены на формирование здорового мышления, создание и развитие, поэтому имеют огромное воспитательное значение. Задача школ и родителей состоит в том, чтобы на их основе построить свою воспитательную деятельность и вырастить достойную смену будущих созидателей новых ценностей.

Осуществлением всех этих глобальных задач занимается этническая педагогика. Воспитательные средства, предлагаемые этнической педагогикой для воспитанников и для воспитателей весьма разнообразны, и они выражаются в следующем:

1. Под воспитанием этнопедагогика имеет в виду воспитание совершенного человека, т.е. всесторонне развитой и грамотной личности.

2. В методах воспитания, такие как: доверие, вера, убеждения; личный пример; разъяснение, объяснение; помощь; упражнение; просьба; пожелание; наставление, нравоучение, совет; предложение, рекомендация; прославление; признание; оценка; порицание; угроза; наказание; оскорбление и многое другое.

Как видно, перечень методов педагогического воздействия весьма широк, и мы упомянули здесь лишь небольшую часть его.

Следует отметить, что большинство из указанных методов педагогического воздействия в настоящее время не утратили свою ценность, и они широко применяются в практике каждодневной деятельности школьных коллективов.

3. Средства воспитания: насмешка, ирония, издевательство, упреки, надругательства, сговор, использование загадок, пословиц и поговорок, сказки, стихов, песен, поэтических сказаний и т.д.

4. Факторы воспитания: труд, природа, быт, традиция, обряды, искусство, религия, родной язык и др.

Национальный менталитет и его интеграция с общечеловеческие правственные ценности

В последние годы во всех областях человеческой и общественной жизни - науки, культуры, психологии, права, педагогики, философии, истории, обшествоведения, политологии, экономики, морали и т.д. -широко стал применяться термин «менталитет». Это слово особенно часто звучит в выступлениях руководителей народного образования республики в виде «менталитет учителя», «менталитет учащихся», «учет национального менталитета в воспитательной работе» и т.д.

В научной литературе и в словарях термин «менталитет» обычно объясняется как чисто психологическая, или социально-психологическая категория.

Так, например, в английском, французском, немецком словарях о менталитете говорится следующее.

Слово «менталитет» взято из французского слова «mentalite», а с английского «mentality» означает «качество ума», классификация личности или классов личностных», «способность или сила разума», «природные установки и содержание мысли», «образ мышления», «направление или характер мышления», «умственные способности» и возможности физического различия.1

Как видно, речь в основном идет об умственной способности человека.

В основе вышеперечисленных мнений лежать «психологические категории ума», «характер различия», «умственные способности» и другие.

Такие определения даны и во многих других психологических источниках, которые посвящены психологической характеристике, менталитета. В этих определениях включены следующие «...социальные нормы», «отношения к миру», «взгляды на мир», «оценка окружающей действительности», «стереотипы сознания», «социальные стереотипы», «мотивационная сфера», «интересы», «социальные установки», «стереотипы поведения», «стереотипы принятия решений», «поведенческие альтернативы», «традиции», «обычаи», «этнический стереотип», «национальный характер», «сверхчеловечное сознание», «народный дух» и т.д.

Согласно современному представлению «...характерно, что в современном понимании в понятие «менталитет» все чаще включаются элементы мировоззренческого характера, отражающие осознанное отношение человека или группы людей разной степени общности к природным общественным явлениям» .

В статье И.Г. Дубова «Феномен менталитет»-а дан всесторонний психологический анализ менталитету.4

Он объясняет (толкует) менталитет следующим образом: «Менталитет, как особая психологическая жизнь человека, опирается на те системы взгля дов, способов оценки, критериев (нормы) и умственных стремлений, которые характерны для данного общества, и те требования, которые все больше приобретают ценность в обществе. Кроме того, менталитет опирается на те типы несознательных коллективных иерархических ценностей, которые служать для их представителей, как и идеал, имеющий общее направление, и они с этими своими общностями отличаются от людей, имеющих другие общности».1

Такое толкование дано и во многих других психологических источниках, которые посвящены психологической характеристике менталитета. В этих толкованиях включено следующее: «социальные нормы», «отношение к миру», «взгляды на мир» «действительная оценка среды», «однообразие сознания», «социальная идентичность», «вера», «убеждения», «однообразие». «интерес и склонность», «привычки и обиход», «этическое однообразие», «национальный характер», «народный дух» и др.

Как отмечает профессор Б.С. Гершунский, «...понятие, например, термина («свобода», «демократия», «предпринимательство», «рыночные отношения», «образ жизни», «права человека», «парламентаризм», «межнациональные отношения», «этнос», и многое другие). По существу, эти различия отражают специфику социальных смыслов, которые вкладывают в те или иные понятия представителей разных культур»2.

По мнению профессора М. Лутфуллоева, «...Менталитет является синонимом таких таджикских слов, как: суть, облик, качество, характер, свойства»3.

В публикациях по данному вопросу встречаются и противоположные суждения, в соответствии с которыми менталитет означает признак национально-этнический, родовой, именной, слоевой її профессиональной принад лежности. В целом нет единого мнения по объяснению значения слова менталитет. Философы объясняют по - своему, психологи по-своему. Что касается обществоведов, то они предлагают другое объяснение. Эти объяснения неидентичны и чётко, и полно не отражают понятия и сущности менталитета.

В силу того, что слово менталитет имеет тесную связь не только с мыслительной особенностью человека, но и имеет непосредственное отношение с обществом, культурой, слово менталитет, как нам представляется, можно будет расшифровать следующим образом: «менталитет» - это отличительная (качество) черта того или иного индивида людей, нации, народности и общества, которые отражают его лицо (облик).

В соответствии с этим определением каждая отрасль наука, исходя из своей особенности, может дать свое определение слову «менталитет». Если речь идет о национальном менталитете, то обычно говорят: «эта нация очень сообразительная», «та нация очень проворная», «эта нация - любители искусства», или «эта нация талантливая», «эта нация очень добродушна» и т.п. Все это есть основные показатели нации, которые отражают его основной облик. И надо, чтобы и про общество тоже говорили: «Просвещённое общество», «цивилизованное общество» и «справедливое общество», «гуманистическое общество», «экономически устойчивое общество», «политически устойчивое общество», «высоко моральное общество» и т.п.. Это есть основные их признаки существования, т.е. человек и общество.

Но этого можно будет добиться лишь в том случае, если человек и общество живут и действуют в тесной взаимосвязи и взаимоподдержке. Только в этом случае национальные и нравственные ценности общества и человечества взаимно будут соприкасаться, оказывать друг на друга влияние, развиваться и совершенствоваться.

И. в конечном счете, совместно проявляют свое истинное лицо, свой облик. Все это имеет непосредственное отношение к вопросам воспитания подрастающего поколения.

По нашему мнению, для возникновения и формирования менталитета все направления жизни и человеческая деятельность в различных областях народного хозяйства оказывают свое влияние. В этом и заключается вся сложность и многоаспектность менталитета.

Менталитет охватывает буквально все аспекты жизни человека и общества: мышления, представление, познание, мировоззрение, сознание, знание, отношение, поведение, мораль, привычки, традиции, жизненный опыт, культуру, религию; морально-этические нормы; религиозные учения, законы общества, обычаи, нравственные нормы; литературу, искусство, законы шариата и общества, обучение воспитанию и другим закономерностям жизни, природы, мир бытия и др. Сложность менталитета заключается в этом. Менталитет исходит из всех этих источников, возникает, развивается и совершенствуется под их влиянием. После своего формирования менталитет, в свою очередь, оказывает своё влияние на совершенствование вышеназванных факторов, помогает им изменятся и возродиться. Отсюда и возникали выражение возрождения менталитета, возрождающего менталитетом и т.д.

Каждая отрасль жизни также на этой основе приобретает свою собственную категорию, которая впредь будет определять ее" основные признаки.

Таким образом, все в жизни взаимосвязано и взаимообусловлено, и развитие идет по спирали до бесконечности.

Менталитет связан с общественной и человеческой жизнью и по мере их изменения он тоже претерпевает соответствующие изменения, изменяется или заново возрождается, разрушается и снова появляется.

Совместная педагогическая работа школы и семьи по возрождению национальных ценностей

Совместная педагогическая работа школы и семьи -проблема неновая. Однако место совместной работы по возрождению национальных ценностей исследуется впервые. Причина заключается в том, что до 90-х годов XX века словосочетание «национальные и общечеловеческие ценности» ни в одной отрасли науки, в том числе педагогики, не использовалось. После приобретения национальной самостоятельности, организации демократического суверенного светского и правового государства это словосочетание все чаще стало использоваться как в письменной, так и в устной речи таджиков. Оно стало звучать с высоких трибун Верховного Совета и Совета национальностей, в речах президента Республики Таджикистан и работников аппарата Правительства, в печати, радио и на телевидении.

Все это и поставило на повестку дня рассмотрение сути этого словосочетания и его значения в воспитательных целях в научном плане.

Проблема национальных и общечеловеческих ценностей таджикского народа и их воспитательного значения в Республике исследуется впервые. Поэтому не исключено, что в работе могут быть учтены не все аспекты проблемы и раскрыты ее особенности. Поскольку это первый опыт, естественно, могут быть и недостатки в нем.

Итак, проблема национальной общечеловеческой ценности имеет большую научную ценность. Она заключается в том, что придаёт воспитательному процессу национальный дух и атмосферу, развивает и усиливает его национальный характер, обеспечивает продуктивность воспитательного процесса.

Это особенно важно и своевременно, когда в XXI веке бурно развивается наука и техника, формируется новое творческое мышление, человеческое познание укрепляет связи республики с международным сообществом, развиваются и усиливаются экономические, политические, социальные, культурные связи Республики со странами мира, проходит быстрый рост и обмен информацией. Все это, непременно, требует воспитания такого гражданина нации, который бы по своему образовательному и культурному уровню развития соответствовал духу времени, сумел достойно представить республику и в то же время отстаивать честь и достоинство своей нации, своего народа. Выполнение этих задач требует воспитания всесторонне грамотного, политически развитого высокообразованного и культурного человека.

Воспитание гармоничной личности в ряде случаев зависит от правильной подготовки совместной педагогической работы школы и семьи по возрождению национальных и общечеловеческих ценностей таджикского народа. Эта работа требует, прежде всего, знания народных традиций и обрядов, отношений предков к своим ценностям, таким как земля, Человек, Родина, Семья. Труд, Мир, Знание, Искусство, Любовь и особенности превращения их в общечеловеческие ценности.

Абсолютное большинство считают эти ценности святыми и воспитывают молодое поколение в духе их уважения, чтения, сохранения и возрождения.

Наряду с этим, в истории таджикского народа имеется и ряд других особых ценностей, которые на протяжении тысячелетий, переходя из поколения в поколение, составляют национальную гордость. К ним относятся всенародные праздники «Навруз» (Праздник Нового года, соответствует 21-22 марта), Сада (соответствует началу январяО. Мехргон (осень, начало листопада), Хашар (совместная бесплатная работа народа по благоустройству территории, участка, двора, строительству дома и других объектов личной и общественной жизни народа) и др.

Для лучшей и всесторонней организации и проведения мероприятий по возрождению национальных ценностей необходимо поставить на должный уровень совместную педагогическую работу семьи, яслей-детского сада, школы. Учителя начальных классов во всех видах совместной работы -как индивидуальных, так и коллективных, как с родителями, так и младшими школьниками обязаны активно использовать национальные и общечеловеческие ценности, такие как Язык,, Мир, Земля, Родина и др. Соблюдение чистоты родного литературного языка как национальной ценности имеет большое значение. Это входит в прямую обязанность всех родителей и учителей начальных классов. Для более планомерной и целенаправленной организации работы по соблюдению чистоты родного литературного языка в школах должна быть разработана тематика бесед с родителями, и чтобы они проводились систематически и постоянно.

В процессе этих бесед учителя начальных классов школы должны учитывать уровень педагогических знаний родителей и соответственно построить тему своей беседы. Возможно, в отдельных случаях придется оказать помощь самим родителям в исправлении их неправильной речи и подсказать, что можно и нужно им читать для этих целей. Важно объяснить им необходимость формирования в их детях идеи гордости за свой родной язык, на котором строилось творчество всемирно известных поэтов, писателей, ученых, как: Рудаки, Фирдоуси, Носир Хисрав, Омар Хайям, Камал Ходжанди, Абду-рахман Джами, Ахмад Дониш и десятки других классиков таджикской поэзии и науки, донести все это и превратить их в национальную гордость как родителей, так и их детей -школьников -священный долг каждого учителя школы.

Формирование национальной гордости за свой родной язык в то же время явится гарантом воспитания гармонично-развитой личности с широким кругом мировоззрения, высоким уровнем образования и культуры, с чувством национального самосознания, единства нации, любящей свою Родину, уважающей и придерживающейся национальных и общечеловеческих ценностей.

Учитель в процессе своих бесед с родителями и их детьми должен вскрыт созидающее значение науки и знания, и показать как и какими путями можно и нужно приобрести знания. Только так, в совместной работе школы и семьи, можно будет достичь цели. Учитывая трудность, а порою и независимость выполнения формирования чувства национальной и общечеловеческой гордости за свою Родину, Землю, Язык, Литературу, Искусство и т.д., в одностороннем порядке возложив всю эту огромную общенародную задачу только на плечи школ, Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов говорил: «Мы должны понять одну вещь: в воспитании человека, прежде всего, и более всего главную роль играет семья, и все положительные и отрицательные качества характера ребенка берут свое начало именно в семье. В связи с этим родители обязаны глубоко вникнуть в суть вопроса и полностью ощущать ту огромную ответственность, которая ложится на их плечи»1.

Выступление Президента Э.Ш.Рахмонова на тему «Регулирование семьи -гарант твердого развития общества» наконец-то поставил точку над суждением тех, кто хотел переложить всю ответственность воспитания детей только на школу. Отныне, по-видимому, и в деятельности судебных и правоохранительных органов республики должны произойти или уже произошли соответственные поправки в отношении тех родителей, которые самоустранились от воспитания своих детей, переложив все эту работу на плечи школ. Хотя и сейчас имеются случаи, когда отдельные родители предъявляют претензии школам за то, что их ребенок плохо занимается, нарушает дисциплину, стал непослушным и т.д. В связи с этим и органам печати и издательства республики также необходимо включить в планы своего издания публикации соответствующих методических пособий и юридических консультации для родителей об их правах и обязанностях но воспитанию своего ребенка.

Строительство нового демократического родителя -чувство ответственности перед отчизной за подготовку своего ребенка, за его воспитание, за его будущее. Все это успешно может быть претворено в жизнь, если родители, в первую очередь, сами являются педагогически грамотными и с чувством большой ответственности перед Родиной. Для этого необходимо повысить их уровень педагогического образования, создав во всех районах и городах, нацеленную на формирование у них также чувства гордости и уважения за свою Родину за её прошлое и настоящее, за будущее демократического общества. Повышение педагогической квалификации, естественно, окажет положительные воздействие на воспитание их детей, и тогда совместная постоянная и целенаправленная воспитательная работа школ и семьи или семьи и школы, непременно, даст положительные результаты.

Похожие диссертации на Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения