Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (XI - начало XX в.в.)
1.1. Своеобразие патриотической идеи Древней Руси (XI-XVH в.в.) С. 22
1.2. Нравственный идеал патриота - «истинного сына Отечества» в представлении русских просветителей второй половины XVIII века. С. 35
1.3. Общечеловеческое содержание идеи патриотического воспитания подрастающего поколения в философско-педагогическом наследии ХГХ - начала XX в.в. С. 56
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (1917-1991 г.г.)
2.1. Социально-историческая обусловленность становления и развития основных идей и принципов советского социалистического патриотизма. С. 82
2.2. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории советской школы.
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ЭТАПА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1991 -1996 г.г.)
3.1. Деформации советского патриотизма и причины их возникновения.
3.2. Сущность государственно-патриотической идеологии как основы нового подхода к патриотическому воспитанию в современных условиях. С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованной литературы. С.
- Своеобразие патриотической идеи Древней Руси (XI-XVH в.в.)
- Социально-историческая обусловленность становления и развития основных идей и принципов советского социалистического патриотизма.
- Деформации советского патриотизма и причины их возникновения.
Введение к работе
Переживая болезненный период духовного брожения, самопознания и самоопределения, переосмысливая свое прошлое, Россия
ищет себя, ищет идеи, которые могли бы стать фундаментом ее новой государственности. Безусловно, нынешний период в общественном развитии нашей Родины - переломный. Поэтому, на наш взгляд, особую значимость приобретают прежде всего те идеи, которые обращены к Отечеству, связаны с патриотизмом. Наше государство должно быть способно в кратчайшее время преодолеть экономический хаос, царящий в обществе, разгул преступности и падение уровня жизни, разобщенность русского народа, его нравственную, умственную и духовную растерянность. Только любовь к Родине - основа основ, непреходящая общечеловеческая ценность, побуждающая человека испытывать возвышенные чувства и совершать благородные поступки, поможет найти нам пути выхода России из того всеобъемлющего кризиса, в котором она оказалась в последние годы.
Патриотизм представляет собой одну из наиболее сложных и противоречивых реалий современности. Достаточно сопоставить названия и стратегические цели программ ряда общественно-политических партий и движений, действующих в российском обществе, чтобы понять неоднозначность, альтернативность провозглашаемых патриотизмов и даже полную их несопоставимость, исходящих из своего собственного понимания «блага» отечества и его будущего «образа». На сегодняшний день, пожалуй, не осталось ни одного политика, не заявлявшего громогласно и публично о своем самом искреннем, глубоком и пламенном патриотизме.
В последние годы часто повторяли афоризм о том, что «патриотизм- последнее прибежище негодяев», пытаясь представить его
как весьма сомнительную вещь, за которую хватаются именно негодяи. Приписывая это высказывание великому русскому писателю Л. Н. Толстому, всевозможные «правозащитники» и «демократы» усиленно используют его в целях пропагандистской обработки сознания россиян, особенно молодежи, ставя под сомнение тем самым многие такие жизненно важные нравственные ценности, как коллективизм, солидарность, долг, честь, совесть, справедливость, трудолюбие, бескорыстие, взаимопомощь, которые составляют национальное кредо каждого народа, наполняя патриотизм общечеловеческим содержанием. Между тем, афоризм принадлежит выдающемуся английскому публицисту и мыслителю XVIII века Сэмуэлю Джонсону и содержит в себе отнюдь не осуждение и не хулу патриотизму, а, напротив, осуждение негодяйства и негодяев, которые, напакостив, как только могли, своему родному отечеству, затем объявляют, что хотели, как лучше, что стремились к пользе Отечества, что действовали из любви к нему и побуждений самых патриотических.
Отсюда представляется существенно необходимым определить истинное конструктивное и исторически оправданное духовное содержание понятия «патриотизм», неотъемлемой частью которого являются патриотические чувства и идеи. О необходимости такого анализа говорил в свое время Н.Г. Чернышевский: «Как все высокие слова, как любовь, добродетель, слава, истина, слово «патриотизм» иногда употребляется во зло непонимающими его людьми для обозначения вещей, не имеющих ничего общего с истинным патриотизмом, употребляя священное слово «патриотизм», часто бывает необходимо определить, что именно мы хотим разуметь под ним» (Чернышевский: 1950, 575).
Такая задача является актуальной в каждый исторический период. Важна она и на нынешнем этапе, в условиях становления новой
российской государственности, когда наблюдается многообразие видов патриотической идеи и патриотического действия. Считаем, что наиболее эффективным средством консолидации и согласования
интересов различных социальных групп и политических партий и движений в современных условиях может стать именно нравственное содержание патриотизма, его связь с общечеловеческими ценностями.
С возникновением в нашем обществе новой социальной ситуации, когда устарели прежние конкретные подходы к патриотизму, возникла острая необходимость внести определенные коррективы в постановку патриотического воспитания подрастающего поколения с целью преодоления его деформаций, избавления от политических наслоений и формализма.
Серьезным препятствием на пути научной разработки этой проблемы явилась утвердившаяся в прошлом идеологизированная трактовка советского патриотизма, которая была сформулирована в соответствии с
государственными программами и господствующей идеологией. Все известные нам постановления советского правительства в области культуры и народного образования являлись мощным идеологическим и организационным стимулом для развития школы и педагогической мысли. Каждое такое постановление воспринималось как документ «исторического значения», и таковым по сути и было, ибо вслед за ним всегда начинались кардинальные перемены. Поэтому мы посчитали невозможным обойтись без объективного их анализа в исследовании содержания патриотической идеи в советский период.
Уровень разработанности отдельных педагогических и историко-педагогических сторон развития патриотического воспитания создает серьезную базу для изучения педагогического аспекта идеи патриотического воспитания, поскольку появляется возможность охватить рамками одного исследования эволюцию идеи в историко-педагогическом процессе не только при помощи первоисточников, но и введения в ретроспективный анализ
выводов и положений, полученных другими исследователями в работах по истории педагогики и теории воспитания.
Значительный интерес представляет собой гуманистический потенциал патриотизма, который к сожалению, в условиях административно-командной системы был отодвинут на второй план. Поэтому в период нынешнего этапа гуманизации нашего общества, перестройки всей системы воспитания, нам представляется важным обобщить накопленный опыт, использовать все ценное, наработанное в истории педагогической мысли России, и в то же время выявить недостатки и просчеты, которые порождались условиями своего времени.
Осуществляя историкопедагогический подход к исследованию
указанной проблемы, мы опирались на работы по истории школы и педагогической мысли Н.К.Гончарова, ИАКаирова, Н.А.Константинова, Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой, Т.Д.Корнейчик, Ф.Ф.Королева,
Е.Н.Медынского, Э.И.Моносзона, З.И. Равкина, М.Ф. Шабаевой и др. При этом были приняты во внимание выводы философа Э.6. Ильенкова о необходимости изучения прошлого и его иллюзий «не только со стороны его плюсов, но и со стороны неразрывно связанных с ними минусов», исследовать прошлое, не идеализируя его. (Ильенков: 1968, 57)
Актуальность исследования усиливается и новым этапом в педагогической науке, объективно-исторической переоценкой взглядов, сложившихся в истории педагогики на проблемы воспитания. В этой связи большой интерес для нашего исследования представляют вышедшие совсем недавно учебные пособия по истории отечественной педагогики и школы, рассматривающие послеоктябрьский период их развития. Это работы И.И.Августевич («История школы и педагогики России 1917-1992гг.».-М.-Б., 1994), Ф.А. Фрадкина, М.Г. Плоховой, Е.Г. Осовского («Лекции по истории отечественной педагогики» -М., 1995). Авторам удалось по-новому подойти к истолкованию и оценке событий недавнего педагогического прошлого.
Полнее и объективнее представить советский период истории отечественного образования как неоднозначный и неединообразный позволил нам учебник-справочник В.Г.Пряниковой и З.И.Равкина («История образования и
педагогической мысли». -М., 1995), где авторы в более или менее целостном виде излагают мировой процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их важнейших чертах и направлениях.
Злободневные и острые вопросы о патриотизме, о месте его идей в истории русской гуманистической мысли, в духовном развитии России, встающие сегодня перед каждым учителем и воспитателем, можно решить, лишь зная и используя в работе весь опыт великого творческого наследия наших предков. Только с возвращения памяти прошлого можно начать поиск пути в будущее. Отсюда повышенное внимание к идеям русских мыслителей - это, пожалуй, не просто дань действительной истории, несправедливо подвергшейся забвению в предшествующие десятилетия, но прежде всего стремление к становлению преемственности в духовных основах нашего развития, к укреплению традиций в культуре российского народа, к повышению национального самосознания, укорененного в общечеловеческих ценностях. Нельзя не согласиться со словами П.В.Алексеева, что если сейчас не заложить в фундамент нового поколения общечеловеческих понятий о духовности и нравственности, не связать настоящее с историческим, то можно оказаться на обочине мировой цивилизации. (Педагогическое наследие...: 1993,5). Особенность русской гуманистической мысли заключается прежде всего в том, что она ориентирована на человека, который рассматривался обычно не как отдельно существующая особь, самодовлеющая в своем противопоставлении другим людям, а как сопричастная, «соприродная» с ними. (Из истории...:1993,4)Издавна на Руси проявляли особый интерес к внутреннему миру человека, его душе, совестливости, состраданию. Для русской гуманистической мысли в большей мере характерна нравственная выверенность, которую нельзя свести к
простому морализированию, ибо это исключено, потому что в поисках оптимального соотношения действительного и желаемого прослеживается тот нравственный идеал, к которому всегда стремились наши предки.
Личность и народ, свобода и нравственность рассматривались русскими мыслителями в неразрывной связи с понятием Отечества. Глубокие раздумья об исторической судьбе России, страдания которой они переживали как свои собственные, патриотическая любовь к ней обретают высший социально-философский и нравственный смысл: «... мы должны творить конкретную русскую жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества. Судьба России бесконечно дороже судьбы
классов и партий, доктрин и учений » (Бердяев : 1990,89). Так писал НА. Бердяев - один из наиболее ярких представителей течения русской гуманистической мысли, который любил свою родину во всех ее противоречиях, с ее грехами и недостатками.
Сегодня настало время открыто сказать о поучительности философских и педагогических раздумий минувших столетий. Вдумываясь в пережитое нами в последние годы, мы осознали главное - путь, которым до сих пор шло наше общество, привел нас в тупик. Именно сегодня, как никогда, философская логика, работа мысли в ключе М.В. Ломоносова, В.Н.Татищева, А.Д.Кантемира, М.М.Щербатова, Н.И.Новикова, АФ.Бестужева, А.Н.Радищева, В.В.Попугаева, И.П.Пнина, В.Г. Белинского, П.Я. Чаадаева, К.С.Аксакова, А.С.Хомякова, АИ.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, Н.И.Бердяева, И.А.Ильина, Г.П. Федотова - вот условие, без которого невозможно творческое, освобождающее, исторически значимое преодоление современных нравственных перипетий.
«Пришло время подводить итоги культурному достоянию, русской
духовной и творческой традиции. Подводить итоги не для того, чтобы хоронить или ставить на полку в музей старинных отживших культур, а чтобы питать и вдохновлять жизнь: готовить новую восстановленную, свободную жизнь в освобожденной России. История устремлена вперед: то молодое поколение, на ответственности которого лежит строительство будущего... должно, однако, строить его, вдохновляясь из того лучшего, чем веками жил и питался духовно русский народ, из его духовных сокровищ, из того, что выше народа и народного, но чем живет народ и душа его, - из Источников Высшей Жизни...», - писал Н.АЛрсеньев, отметив, что в Советской России эта преемственность была «насильно извне нарушена наложенным на народ ярмом рабства и беззакония, которого история еще не видела, ибо это рабство также и духовное, убивающее совесть и живую сущность человека или во всяком случае, стремящееся убить их». (Арсеньев: 1992,7-8)
О практической значимости идей, об их безусловной ценности в общественном развитии говорил В.Г. Белинский: «Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова, свойство же и существенное отличие идеи от всего, что не есть идея, состоит в том, что она движется, идет вперед, -словом развивается». (Белинский: 1982, 149) Советская историко-педагогическая литература располагает целым рядом работ по истории идей, дающих возможность проследить их развитие с древнейших времен до начала 90-х г.г. нашего столетия. (В.К.Бобровникова, И.А.Деревцов, Е.И.Зейлигер-Рубинштейн, Ф.Ф. Королев, Л.АЛеревалова, М.Я.Поляков, Ф.Ф. Сетин, М.В.Соколов, Б.М.Теплов, И.Ф. Харламов)
Проблема отношения к Родине, духовной сущности патриотизма, со всей актуальностью проявившаяся и волнующая в настоящее время
педагогов, философов, социологов, не нова. Всесторонне рассмотренная еще
два столетия назад А.Н.Радищевым («Беседа о том, что есть сын Отечества»,
«Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в
Москву»), подхваченная Н.М.Карамзиным («О любви к Отечеству и народной гордости»), А.Ф.Афтонасьевым («Мысли о воспитании»), ААМусиным-Пушкиным («О космополитизме нашей школы»), В.Г.
Белинским («О детских книгах», «Стихотворения Лермонтова» и др.), В.Н. Сорокой-Росинским («Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое в воспитании»), эта проблема была продолжена в многочисленных трудах блистательных мыслителей XX века (В.С.Соловьев, Н.И.Бердяев, ИАИльин, Г.П.Федотов и др.).
Замечательный русский философ ИАИльин отмечал: «Родина есть духовная реальность, чтобы найти ее и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается живым и непосредственным духовным опытом: человек совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма». (Ильин: 1993,223)
Обращение к духовному наследию прошлого, возрождение и воссоздание его в общеобразовательном процессе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже прочувствовать наши национальные достоинства, возвращение к проверенным веками основам русского душевного склада, осмысление того, что Россия - это особая, уникальная часть мирового сообщества, объединившая в себе самые разные
народы и этносы - вот, по всей видимости, путь к укреплению нравственного отношения человека к своему Отечеству, который поможет нам найти последовательное и основательное приобщение к родной культуре, к гуманистической мысли национальных гениев.
Изучение теоретических воззрений отечественных мыслителей
позволило нам проследить эволюцию развития идеи патриотического воспитания подрастающего поколения, приведшую к его сегодняшнему состоянию, и в целях нашего собственного духовного развития определить те стержневые ориентиры в воспитании личности патриота, которые позволят молодому поколению россиян прочувствовать всю прелесть и полноту патриотического мироощущения.
В настоящее время, когда в современном обществе легко
просматривается затухающее чувство любви к Родине, отступничество от
России, антипатриотизм (Гончаров: 1994, 6), наблюдается процесс «размывания» понятия истинного патриотизма (Валеев: 1992, 2), считаем вполне обоснованным выбо темы нашего исследования, ориентирующегося на использование идей русской гуманистической мысли в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Необходимость обращения в современных условиях к оригинальной и творческой русской гуманистической мысли связана и с тем, чтобы помочь молодому поколению, говоря словами Г.П.Федотова, «обрести потерянную духовную родину» (России...:1990, 448), найти новые источники патриотического воспитания с учетом гуманистических тенденций в развитии личности.
Обратившись к теоретическому анализу исследований по проблеме патриотического воспитания, мы пришли к выводу о том, что круг вопросов, изучавшихся их авторами, достаточно широк и разнообразен, представляет собой определенную систему. Так, изучались содержание, принципы и методы воспитания патриотизма (Н.И.Болдырев, Н.Г.Базилевич, И.П. Егоров, В.И.Куфаев, ВАСухомлинский, М.А.Терентий, А.В. Янковская и др.); исследовалась сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной деятельности (Е.АХолант, Ш.И.Ганелин, И.М.Дуранов, Г.Н.Каиров, Л.Г.Кощуг, А.З.Лешинская, И.С.Марьенко, И.Т.Огородников, О.А.Павленко, Л.А.Саклешина, А.Д.Солдатенков, П.Н.Шимбирев, Г.И.Щукина и др.); раскрывались особенности воспитания патриотизма на различных возрастных и исторических этапах (Е.И.Альтов, С.Я.Батышев, Л.Р.Болотина, А.Н.Веселов, Л.П.Вягина, Г.Н.Волков, Р.Г.Гусейнов, Г.АДружинина, А.Ф.Ильтенбаев, Г.К.Королевич, П.Ф.Лукин, Л.И.Мищенко, В.М.Малиновская, И.Ш.Ослянский, Е.Г.Осовский,
ВАСластенин, Ю.П.Сокольников, С.С.Ткачев, В.Ф.Фарфоровский, Ф.И.Хвалов и др.).
Однако исследования, выполненные учеными на определенном этапе исторического развития нашего общества, были результатом своего времени и отражали его потребности: с одной стороны, наличие сильной идеологической доминанты, автоматически смещавшей акцент с личности патриота на политизированные мероприятия, и с другой - недостаточное внимание к национально-культурным и социально-историческим ценностям.
Не будет преувеличением сказать, что на характере научных работ по проблеме патриотического воспитания отразилась и политическая ситуация, имевшая место в мире (тотальная гонка вооружений, а вместе с ней разработка идеологических доктрин, направленных на укрепление обороноспособности государств, в частности, сверхдержав), многие педагогические исследования носили военно-ориентировочную направленность.
Изучение монографий и публикаций периодической печати последних лет показало, что в них отчетливо прослеживаются новые тенденции как в постановке общих теоретических проблем воспитания и практической их реализации, так и проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
В исследованиях Г.Ж.Асылхановой, Л ААлыневской, М.К.Андреевой, С.М.Ахмедова, Э.Р.Багдасарова, Е.Д.Варнаковой, И.И. Валеева, Х.Х. Галимовой, Л.В. Кузнецовой, О.В.Лебедевой, ГАЛогвиненко и др., а также в публикациях Е. В. Бондареве кой, О.С.Газман, В.В. Давыдова, А.Л. Зубайраева, В.АКараковского, М.В.Кабатченко, Б.Т.Лихачева,
Д.С.Лихачева, АВ.Мудрик, С.В.Мягченкова, ЛАРадзиховского, Э.С.Соколовой, Г.Н.Филонова, С.В.Черенкова и др., раскрываются особенности нового формирующего направления общей педагогической теории и практики, которое предусматривает среди своих задач воспитание,
базирующееся на общечеловеческих, национально-культурных ценностях; обосновывается гуманистическая направленность культурологического личностно ориентированного образовательного процесса; определяются пути национального самоопределения русской школы, в основу которой положена Русская идея с ярко выраженной патриотической доминантой (Е.П.Белозерцев, В.Н.Ганичев, И.Ф.Гончаров, В.Ю.Троицкий, В.Д.Шадриков
и др.).
Характерной чертой педагогических работ последних лет является
приоритетное признание личности ребенка абсолютной ценностью воспитания. Выдвинуты принципиально новые основы взаимодействия социальных условий с формированием личности, предполагающие
приоритет общегуманистической идеи, позволяющие преодолеть отношение
как к «винтику»
Важным
ориентации воспитания является суверенная личность, воплощающая в себе
не только совокупность общественных отношений, но все богатство своих
индивидуальных черт. (Воспитание гражданина...: 1990, 7)
Учитывая изложенные выше аргументы, считаем необходимым
использование в обновленном подходе к патриотическому воспитанию
трудов современных философов, раскрывающих сущность таких понятий и
категорий, как культура, нравственность, ценности, гуманизм, человеческая
деятельность (С.Ф.Анисимов, Г.С.Батищев, В.С.Библер, М.Н.Громов,
А.Г.Здравомыслов, Э.В.Ильенков, С.Н.Иконникова, М.С.Каган,
В. А. Лекторский, Ю.В.Согомонов, И.Т. Фролов, Н.З.Чавчавадзе, В.Ф.
Черноволенко, В.А.Ядов и др.).
Принимая во внимание недостаточную разработанность проблемы патриотического воспитания в сфере национального самосознания,
российского менталитета, русского духа, приведшую к недооценке
древнейшей идеи воспитания, к ее забвению или неполному использованию
в педагогической теории и практике воспитания гражданина своего
Отечества, считаем, что для выработки единого подхода к понятию
«патриотическое воспитание» в условиях становления новой российской
государственности необходимо выявить закономерности и тенденции его развития, характерные для отечественной культурно-педагогической традиции, с тем, чтобы в соответствии с их содержанием подойти к решению поставленной проблемы с точки зрения новых теоретических положений, имеющих методологический смысл. Это решение, на наш взгляд, связано с выделением идеи патриотического воспитания как одного из основополагающих компонентов теории воспитания.
Целью настоящего исследования является теоретический анализ развития концептуальных положений идеи патриотического воспитания в истории отечественной педагогической науки.
Объект исследования - генезис теории воспитания личности в отечественной педагогике.
Предмет исследования - эволюция идеи патриотического воспитания. Перед настоящим исследованием не ставилась задача дать исчерпывающий анализ развития идеи патриотического воспитания, т.к. для
ее изучения был избран тот круг авторов и их сочинений, в котором идея воспитания личности патриота нашла свое наиболее яркое отражение и способствовала систематизации и обобщению знаний о ее сущности на каждом историческом этапе развития отечественной педагогической мысли.
Гипотеза исследования : историко-педагогический процесс развития патриотической идеи отражает объективную необходимость утверждения в сознании подрастающего поколения коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, организацию воспитания патриота на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свое начало в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания.
ч
Исходя из степени разработанности изучаемой проблемы, автор ставит следующие задачи:
1.Определить признаки патриотической идеи и ее особенности в контексте древнерусской педагогики.
2.Исследовать ведущие факторы развития патриотической идеи в отечественном философско-педагогическом наследии XVIII - XIX в. в.
3. Раскрыть сущность идеи патриотического воспитания, закономерности и тенденции ее эволюции в истории школы и педагогики России советского периода, а также охарактеризовать ее достижения и недостатки согласно их социально-исторической детерминированности.
4. Выявить особенности отражения идей патриотического воспитания в современной педагогической теории и практике.
Методологической и теоретической основой исследования является признание философского и гносеологического плюрализма; реализация принципов диалектического развития, историзма, единства исторического и логического, связи исторического с современностью; фундаментальные философско-психологические положения культурно-исторической теории формирования и развития личности, теория деятельности Л.С.Выготского; учение о социальных функциях воспитания и рассмотрение педагогических явлений согласно их социально-исторической детерминированности; общественно-государственные требования, ориентирующие теорию и практику воспитания на личностно-деятельностныи подход в процессе формирования общественно и личностно значимых качеств, на необходимость развития и обогащения национальной культуры, традиций и языка каждого народа и формирование на этой основе национального самосознания. При изучении темы мы базировались на историко-культурном, системно-структурном и комплексном подходах изучения историко-педагогических явлений и фактов.
Цель и задачи диссертационной работы, методологические принципы
исследования определили следующие подходы к выбору источников:
- изучение трудов представителей различных направлений и течений общественно-педагогической мысли России, в которых идея патриотического
воспитания нашла свое наиболее яркое отражение;
- широкое использование материалов и выводов об истории развития проблемы патриотического воспитания, полученных другими исследователями;
- анализ памятников древнерусской культуры;
- привлечение материалов по теории педагогики и воспитательной практики, опубликованных в педагогических журналах «Прибавление к «Московским ведомостям», «Трутень», «Народное просвещение», «Свободное воспитание и свободная школа», «Советская педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Свободное воспитание», «Педагогика», «Вестник высшей школы», в современных общественно-политических и литературно-художественных журналах «Наш современник», «Москва», «Октябрь», «Свободная мысль», а также использование материалов центральной и местной печати;
при проведении исследования активно использовались историографические обзоры систематизированных библиографических указателей, составленных Э.Д.Днепровым, А.И.Пискуновым, анталогии педагогической мысли России.
Проблемный характер исследования, его цель и задачи определили выбор методов исследования, среди которых значительная роль отведена различным видам анализа: историческому, аналитическому, сравнительному (сопоставление и противопоставление). Это продиктовано необходимостью проследить за развитием и использованием идеи патриотического воспитания в различные исторические периоды российского государства, критически подойти к рассматриваемой проблеме. Привлечение к анализу парных философских категорий возможного и действительного
при определении содержания патриотического воспитания способствовало отражению противоречий между ожидаемыми и реальными результатами
воспитательной деятельности. Существенная роль принадлежит методам систематизации, обобщения, интерпретации, экстраполяции,
использованных нами для работы над научной информацией, изложенной в других исследованиях с целью получения целостного представления об эволюции патриотического воспитания.
Исследовательская работа проводилась в три этапа:
На первом этапе (1991-1993 г.г.) были определены цель, объект, предмет, методология исследования, изучались теория и история проблемы, составлялась программа исследования и определялись исходные теоретические позиции; собирались документальные и литературные материалы.
На втором этапе (1993-1995 г.г.) осуществлялся глубокий системно-структурный анализ собранного материала, его критическое осмысление,
оценка, характеристика. Продолжалось изучение библиографических источников. Было начато литературное оформление глав и апробация.
На третьем этапе (1995-1996 г.г. ) ПРОВОДИЛСЯ теоретический
анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, их обработка и апробация, формулировались выводы. Завершено литературное оформление диссертации.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями автора, обоснованностью выбора комплекса методов исследования, разнообразием привлеченных источников, опорой на научные труды по педагогике, истории, философии, проверкой и взаимопроверкой получаемых знаний об объекте изучения по ходу исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем: 1) эволюция идеи патриотического воспитания впервые представлена как
предмет специального изучения, сделана попытка определить основные концептуальные положения теории патриотического воспитания: выявлены
ее источники, сущность и признаки теоретико-педагогических разработок
исследуемой идеи в отечественной педагогике;
2) рассматриваются факторы, влияющие на развитие идеи патриотического воспитания, закономерности и тенденции ее эволюции;
3) обоснованы особенности теоретического развития идеи патриотического воспитания в современной отечественной педагогике;
4) использован сравнительный анализ для изучения историко- педагогических процессов, введены новые источники, систематизированы и обобщены исследования по проблеме патриотического воспитания, проведенные ранее.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в связи с
пересмотром идеологических ориентиров, постановкой новых целей воспитания различных общественных воспитательных институтов настоящее исследование может быть использовано как исходная база для разработки целостной теории и методики патриотического воспитания в современных условиях. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике обучения и воспитания в школах, гимназиях, лицеях; включены в чтение курсов лекций по теории и истории педагогики для студентов педколледжей и вузов, при составлении учебных методических рекомендаций, при повышении квалификации учебных заведений в ИУУ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения диссертации докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях (КГПИ, 1994 г.; КГПУ, 1995 г.; КПТУ, 1997 г.), научных конференциях БГПУ (1995, 1996 г.) Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПУ ( 1995, 1996, 1997
г.г.).
На защиту выносятся выявленные в результате проведенного
исследования основные концептуальные положения теоретических
разработок идеи патриотического воспитания в отечественной педагогике:
1. Развитие идеи патриотического воспитания подрастающего поколения на разных этапах ее истории обуславливалось политическими, социально-экономическими и психолого-педагогическими условиями и факторами.
2. Теоретические разработки идеи патриотического воспитания позволяют рассматривать ее как цель нравственного воспитания личности.
3. Сущность идеи патриотического воспитания состоит в необходимости целенаправленного воспитания личности в интересах общества и правового демократического государства.
4. Возрастание в духовной жизни общества приоритета общечеловеческих ценностей усиливает гуманистическую направленность в постановке как общих вопросов воспитания, так и патриотического в частности, и способствует устранению догматической идеологии в воспитательной деятельности социальных институтов.
5. Стремление к национальной самоидентификации, характерное для всего периода постсоветского времени, обязывает считаться с национально-культурными и нравственными традициями, сформированными на протяжении тысячелетней истории Отечества, и непременно учитывать их в системе патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях нового этапа российской государственности.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Своеобразие патриотической идеи Древней Руси (XI-XVH в.в.)
Изучение истории отечественной педагогической мысли, на наш взгляд, невозможно без исследования начального периода ее зарождения -древнерусской педагогики. Термин «древнерусский» общепринят по отношению ко всем явлениям русской культуры периода средневековья, поэтому вполне правомерно употребление термина «древнерусская педагогика» при рассмотрении педагогических воззрений на Руси до конца XVII века. (Геллерштейн, Кошелева: 1983, 94)
Для того, чтобы получить по возможности адекватное представление о древнерусской педагогической мысли, мы обратились к самым разнообразным источникам: летописям и сказаниям, повестям и былинам, поучениям и молениям, житиям святых, где она переплеталась с разного рода историческими сведениями и, как правило, облекалась в религиозную форму. Целевой анализ духовных памятников Древней Руси показал, что в центре размышлений древнерусских авторов - судьбы родной земли, гордость за Русь, которая по образному выражению митрополита Илариона «ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». (Русская идея: 1992,
Глубокие раздумья мыслителей древних веков о путях исправления общественных недостатков и утверждения нравственных добродетелей, способствовали мирному сосуществованию людей, единству и сплочению русской нации, пробуждению настоящего патриотизма.
Одной из наиболее действенных и плодотворных идей, послужившей впоследствии маяком, интеллектуальным ориентиром для русского народа, явилась идея отечественного единения и согласия. Именно на нее наши предки равнялись и бережно сохраняли в сердцах как символ Родины, Отечества.
Государственное единство Киевской Руси (это название древнерусское, государство IX - начала XII в.в. получило в исторической традиции (Борисов...: 1995, 4) базировалось на принципе родового старшинства, который определял взаимоотношение князей. Нарушение этого принципа влекло за собой пагубные для государства междоусобицы, подрывающие единство страны и открывающие границы набегам кочевых народов.
Идея сплоченности русского народа, служения общенациональным интересам проходит через все произведения Киевской Руси, но наиболее глубокое воплощение она находит в «Повести временных лет» (ок. 1113 г.) и «Слове о полку Игореве» (ок. 1187 г.). Древнерусские авторы с любовью рассказывают о родной земле, прославляют борцов за единство, осуждают междоусобицы, играющие на руку врагам: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри?.. .А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны». (Памятники: 1978, 249) Усобицы в изображении летописцев - страшное зло, когда отец выступает против сына, сын против отца, брат против брата. Согласно их утверждению, междоусобные войны приводят не только к ослаблению Руси, но и порождают преступления.
В основе этико-педагогической концепции «Повести временных лет» лежит извечная борьба добра и зла, которая рассматривается как реальные жизненные отношения. Добро отождествляется с патриотизмом - благо родной земли, стремление к ее процветанию. Носителями добра в «Повести» выступает Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Мстислав Великий, Владимир Мономах, Михаил и Всеволод Суздальские и другие князья, которые с честью отстаивали единство русской земли, давая отпор набегам других племен и народов, способствуя тем самым успехам мирной жизни.
Идеал князя был неотделим от идей патриотизма. Согласно Д.С.Лихачеву, идеальный образ князя являлся воплощением любви к родине (к отчине, к Русской земле) и основывался на определенных представлениях о чести и «сороме». Понятие чести состояло в том, чтобы быть готовым «на ратный чин», быть готовым жертвовать своей жизнью не только за свою честь, но и за честь всей Русской земли. «Патриотизм, -пишет Д.С. Лихачев, - был не только долгом, но и убеждением русских князей».(Лихачев: 1970, 49) Олицетворяя собой достоинство своей страны, князья обещали «терпеть за Рускую землю», «за крестьяны и за Рускую землю головы свое сложите», «Руской земли блюсти», «стеречь Рускую землю». Князь мог «опечалиться Рускою землею», он желал ей добра всем сердцем и мечтал умереть на своей Родине.
Идея защиты (именно защиты, а не захвата чужих земель) была ведущей в памятниках древнерусской письменности. Она тесно связывалась идеальным образом русского князя и выступала в качестве одной из самых высоких добродетелей в представлении наших предков.
Самым страшным злом считалось забвение и попрание интересов родной земли. Зло - это то, что несло ей ущерб и разорение. Поэтому его носителями объявлялись князья, затевающие усобицы - Борис и Олег, которые привели «поганых на Русь и великое зло причинили, пролив кровь христианскую», «за которую взыщет с них бог», братоубийца Святополк Окаянный.
В «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку помещено сочинение князя Владимира Мономаха, известное под названием «Поучение детям» .(1096 г.) Автор словом и делом борется с злоупотреблениями феодальной силой и властью, свято выполняя свой долг не давать никого в обиду: «Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». (Памятники...: 1978, 401)
Выдающийся государственный деятель своего времени Владимир
Всеволодович Мономах выдвигает для власть имущих нормы высокой гуманности в отношении к подвластному населению: «Всего же более
убогих не забывайте, но насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души». (Памятники...: 1978, 399) Забота о благе подданных и определяет, по мнению Мономаха, сущность добра.
Сформулированная в «Поучении» концепция социального «человеколюбия» основывается прежде всего на размышлениях князя о воспитании справедливых отношений между людьми. Владимир Мономах указывал на уникальность и неповторимое своеобразие каждого отдельного человека: «...как разнообразны человеческие лица, если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица». И не случайно Мономах советовал: «...не давайте сильным губить человека, «...больного навестите..., не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите», «...не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет». (Памятники...: 1978, 397-399)
Выдвинутые Мономахом гуманистические идеи оказали большое влияние на развитие педагогических воззрений Древней Руси и во многом опередили свое время. Утверждение права личности на индивидуальность, права всякого человека на общественное сочувствие и уважение, осознание самоценности человеческой личности, требование уважения человеческого достоинства способствовало укреплению и дальнейшему развитию антропоцентрического восприятия мироздания, начало которому было положено еще Иларионом Киевским в «Слове о законе и благодати»(ок. 1049г).
Социально-историческая обусловленность становления и развития основных идей и принципов советского социалистического патриотизма.
С появлением на мировой арене первого в истории человечества социалистического государства берет свое начало идея воспитания подрастающего поколения в духе советского социалистического патриотизма.
Логическое толкование такого понятия, как «воспитание учащихся в духе советского патриотизма» нельзя рассматривать вне конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Как известно, общественно-политическая жизнь страны всегда оказывала на школу решающее значение. От степени этого влияния зависело решение задач патриотического воспитания на каждом историческом этапе. Поэтому, придерживаясь мнения о том, что события исторического прошлого должны рассматриваться всегда с позиции историзма, т.е. исходя из потребностей того уровня развития, на котором находилось общество на данном этапе, считаем необходимым в целях научного подхода к изучаемой нами проблеме использование принципа историзма.
Историзм - это принцип подхода к действительности, как изменяющейся во времени. В этой связи не теряет своей значимости ленинское положение о том, что нужно смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь (Ленин: 1981 в, 67).
Поскольку наша работа носит характер историко-педагогического исследования, то , преследуя цель воссоздать, насколько это возможно, целостную картину решения проблемы патриотического воспитания школьной молодежи в условиях социалистической системы, мы посчитали необходимым для логического начала нашего исследования в определенный исторический период раскрыть сущность теории патриотического воспитания с учетом ее современного состояния.
В этом плане мы полностью разделяем мнение З.И.Равкина о том, что выделить специфическое, особенное в развитии советской школы данного периода - это значит прежде всего определить те проблемы и задачи, которые решались в этот период всеми школами страны, всей советской педагогикой, а не отдельными школами и учителями (Равкин: 1965, 6).
Изучение такого сложного общественно-политического феномена, каким являлось патриотическое сознание и чувство советского народа, его подрастающего поколения, потребовало не только углубленного анализа соответствующих документов и фактов деятельности школы, педагогов, комсомольских и пионерских организаций, но также осмысления и обобщения их в тесной связи с конкретно - историческими условиями советского государства.
Октябрьский переворот, обусловленный социалистической революцией 1917 года, захватил все сферы общественной жизни России, самые глубинные пласты бытия и сознания людей. На мировой арене появилось первое в мире социалистическое государство. С этого момента берет свое начало повсеместное утверждение идеалов и принципов рабочего класса, оказавших существенное влияние на формулировку целей и задач, на определение содержания и методов воспитания подрастающего поколения. жизни общества требовали молодежь
Трудящиеся массы впервые истории российского государства поднялись до положения руководящего класса в обществе. Поскольку роль носителя и выразителя идеалов, потребностей и интересов народа взяла на себя коммунистическая партия, то она соответственно выработала свою партийно-государственную теорию воспитания с ярко выраженной направленностью на идеал общественного воспитания коммунистов.
При внимательном рассмотрении истории появления понятия «коммунистический идеал», пришедшего на смену веками существовавшего идеала «истинного сына Отечества», можно увидеть, что по своему первоначальному замыслу он не заключал в себе политического содержания. На его теоретической основе, по К.Марксу, задумывалась негосударственная общность людей, объединенных идеями равенства и братства, свободных тружеников, далеких от политики. Последняя допускалась лишь как средство, элемент борьбы для достижения заветной цели - построения коммунистического общества.
Свободным от политики предполагалось и само воспитание. Согласно марксисткой теории, коммунисты должны были «вырвать» воспитание из-под политического влияния буржуазии, освободить от политики и развивать сообщество свободных личностей (Маркс : 1985, 57). Неуклонно следуя этой линии, еще накануне Октябрьской революции в проекте партийной программы большевики отстаивали именно такой вариант подлинно демократической школы, свободной от вмешательства государственных структур в дела школы, от господствующей в обществе идеологии, требовали полностью отдать ее в народные руки.
Именно эти идеи были проведены А.В.Луначарским осенью 1918 г. В интереснейшем программном документе - декларации «Основные принципы единой трудовой школы», в котором нет даже намека на политизацию и партийное подчинение. Школа ориентировалась на гуманистические цели, связанные с перспективным осуществлением социалистического, а затем коммунистического идеала ; «Добровольная дисциплина, дух взаимопомощи, объединенная работа, самоуправление на началах полного равенства, хоровое начало повсюду, где оно возможно, разнообразные трудовые акты, устремленные к созданию общего сложного результата - вот принципы, которые рядом с изучением прошлого и настоящего человечества при свете научного социализма дадут нам того гражданина, какого нам нужно и какого никогда не воспитает буржуазная школа» (Нар.образование...: 1974, 142).
Деформации советского патриотизма и причины их возникновения.
В данной части исследования мы стремились к возможно более полному определению содержания идеи патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества, к выявлению форм ее проявления в педагогической науке.
Законодательное оформление суверенной российской государственности (12 июня 1990 г.) послужило толчком к последующему распаду огромного и мощного многонационального государства - Союза ССР, фактически состоявшемся 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще. Руководители трех бывших союзных республик: России, Украины и Белоруссии подписали соглашение, в соответствии с которым Союз ССР как «субъект международного права» объявлялся «прекратившим свое существование». Вместо него было заявлено о создании на территории прежнего Союза Содружества Независимых Государств (СНГ). Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика стала наименоваться Российской Федерацией (Россия). Исчезнувшие из названия характеристики «Советская» и «Социалистическая» указывали на радикальные изменения в общественно-политическом и социально-экономическом устройстве страны. Это означало, что начался новый период в истории нашей Родины - возрождение российской государственности.
Динамика социальных процессов нашла свое отражение в изменении привычных, за долгие годы ставших уже традиционными, патриотических ценностных представлении и ориентации.
Определение ценностных ориентации как самостоятельного понятия, которое отражает конкретное явление в отношениях личности и общества, А.Г.Здравомыслов и В.А.Ядов поясняли так: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важным компонентом структуры личности, в него как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания , вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» (Социология...: 1966, 198).
Это определение дает полное основание утверждать, что патриотические ценности представляют собой мировоззренческий уровень отражения действительности, поскольку, согласно А.Г.Здравомыслову, «ценность как и идея апеллирует не к повседневным интересам, а к интересам класса, общества, человечества. Она содействует выражению и формированию этих интересов в том смысле, что придает им определенную форму, целеустремленность, направленность» (Здравомыслов: 1986, 171).
Долгие годы после победы социалистической революции патриотически ценным считалось утверждение безусловного превосходства нашей Советской Родины, как обладающей самым гуманным общественным строем, «самыми передовыми идеями», причем «научно-обоснованными», а стало быть, единственно верными моральными истинами, лишенной всяких противоречий (в том числе национальных и политических). В результате, беспроблемность общественного развития стала рассматриваться как ценность именно патриотическая.
Если не так давно, во многих изданиях 70-х и даже начала 80-х годов, советское отечество изображалось как нечто идеальное и совершенное, то вместе с развитием обновленческих процессов в обществе (вторая половина 80-х годов) , с развернувшейся политикой демократизации и гласности, средствами массовой информации стали преподноситься так называемые «уроки правды». К сожалению, под предлогом этих «уроков правды», состоявшихся лишь в односторонне негативном описании нашего общества и его истории, была нарушена естественная гармония отношения личности к своему Отчеству. В сравнительно короткое время стирание «белых пятен» обратило в черный цвет почти всю историю Советской России. Это, безусловно, не могло не отразиться на патриотическом представлении об Отечестве.
Под видом объективно необходимого пересмотра ценностных ориентации в последние годы происходит обрыв исторической памяти народа, фальсификация подлинного ее содержания, антипатриотическая дегероизация великого подвига русского народа, на плечи которого выпала наиболее тяжкая доля в годы Великой Отечественной войны.
Вопрос об отношении к советскому периоду в истории нашей Родины является чрезвычайно актуальным, т.к. потребность в преодолении кризисных, застойных явлений в нашем обществе обострила задачу критического переосмысления прошлого опыта. Однако, по справедливому замечанию ВАКараковского, надо отказаться от «прокурорского» разбирательства прошлого. Его надо изучать, чтобы не повторить грубых ошибок (Караковский: 1993, 6).
Полностью соглашаясь с мнением педагога, считаем, что неправомерно и не исторично разрушать преемственность патриотических чувств современного общества с предшествующими поколениями, которые вопреки всем деформациям прежнего общественного строя верно служили своему Отечеству, принеся многочисленные жертвы в годы Великой Отечественной войны, а затем самоотверженно трудились пренебрегая личными интересами. Следовательно, не отрицание, а критическое отношение с целью совершенствования общества отличает сегодня ценностные ориентиры патриотического сознания.