Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Шамаев Николай Калинович

Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью
<
Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шамаев Николай Калинович. Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2000 373 c. РГБ ОД, 71:01-13/147-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические основы исследования

1.1. Философское обоснование нравственного развития личности 20

1.2. Онтологические и этнокультурные аспекты нравственного воспитания 43

1.3. Физическая культура в социальном и этнокультурном пространстве нравственного развития личности 66

Выводы по главе 89

ГЛАВА 2. Теоретические особенности нравственного развития личности подростка

2.1. Подросток как субъект педагогического взаимодействия 92

2.2. Психолого-педагогические особенности нравственного развития личности подростка 106

2.3. Нравственное и этнокультурное содержание жизнедеятельности подростка в процессе физического воспитания 131

Выводы по главе 150

ГЛАВА 3. Совершенствование нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью

3.1. Проектирование, конструирование нравственного развития подростка в процессе физического воспитания 153

3.2. Традиционные средства, методы и формы нравственного воспитания в учебной и внеучебной деятельности 163

3.3. Исходные технологические основы развития нравственных и физических качеств школьников Севера 200

3.4. Основные тенденции и педагогические условия нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью 214

Выводы по главе 301

Заключение 304

Список использованной литературы 309

Приложение 333

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях наблюдаются многочисленные и разноплановые проявления у детей, особенно у подростков, отрицательных черт характера, выражающихся в нравственной невоспитанности, в слабом волевом развитии, в недостатках в развитии черт и качеств личности. Несоответствие нравственных качеств определенной части молодежи, особенно подростков, принятым в обществе нормам, необходимость совершенствования всей системы морально-этического воспитания молодого поколения в условиях возрастания роли морального фактора в жизни общества свидетельствуют об актуальности изучения педагогических основ нравственного развития подростков.

Поиск рациональных путей решения нравственных проблем воспитания учащейся молодежи всегда ассоциируется с именами выдающихся педагогов нашей страны Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского и др. Общепедагогические проблемы нравственного воспитания изучали многие специалисты-педагоги, как О.С.Богданова, Л.Ю.Гордин, В.Е.Гурин, Э.П.Козлов, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, И.Ф.Харламов, М.И.Шилова, М.Г.Яновская и многие другие. Анализ их трудов и других имеющихся исследований по проблемам нравственного воспитания дает возможность отметить, что по мере продвижения общества вперед актуальность проблемы повышается, выявляя все новые и новые ее аспекты. В силу этого работы многих исследователей не в полной мере удовлетворяют возрастающие запросы практики.

Вопросы нравственности не обошли вниманием философы В.Г. Афанасьев, Н.А. Бердяев, Э. Ильенков, И.С. Кон, B.C. Соловьев, Ч. Шарипов, якутские философы А.Е. Мординов, В.Д. Михайлов, А.Г. Новиков, Б.Н. Попов и др. Психологические основы нравственного воспитания школьников заложены в трудах Д.И. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, А.Ц. Пуни, П.А. Рудика и др.

Исследователи проблем физической культуры (В.В.Белорусова,. Л.П.Матвеев,.В.П.Филин, И.Н.Решетень,. Б.М.Шиян и др.) подчеркивают наличие взаимосвязи физического воспитания с нравственным воспитанием. Однако, вопросы развития нравственных качеств через физическое воспитание изучены еще недостаточно.

Существенным является определение возрастных возможностей школьников в усвоении моральных понятий. Как отмечает Л.С.Выготский, понятийные формы мышления начинают складываться в школьном подростковом возрасте. Такие авторы, как В.А.Казанцев, Н.И.Болдырев, В.А.Крутецкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие, подчеркивали особую восприимчивость подросткового возраста процессу педагогического руководства нравственным развитием. Поэтому переход от нравственных знаний к нравственным поступкам и действиям сопряжен с формированием у подростков моральных убеждений и идеалов как определяющей основы нравственного поведения.

В результате анализа имеющийся литературы нами выяснены следующие обстоятельства:

- в философской, педагогической, психологической науке достаточно освещены вопросы нравственного воспитания в целом, начиная с древнейших времен человеческой жизни;

- имеются исследования процесса воспитания морально-волевых или нравственно-волевых качеств только у школьников, занимающихся спортом в основном в стенах спортивных детско-юношеских школ;

- отсутствуют научно-исследовательские работы по вопросам воспитания нравственных качеств у школьников, занимающихся физической культурой и массовыми видами спорта;

- слабо разработаны теоретические основы влияний традиционных физических упражнений на нравственные качества личности подростков;

- в процессе физического воспитания в условиях Севера не учитываются этнические происхождения юных северян, влияние суровых климатических условий на характер, на морально-волевые качества, на физическую закалку детей и подростков;

не разработаны обоснования для практического внедрения этнокультурной направленности в физическом воспитании школьников, особенно подросткового возраста.

Таким образом, актуальность обоснования и разработки вышеизложенных обстоятельств определила тему диссертационной работы: "Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью".

Проблема исследования. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и остается острейшей проблемой всех времен. В настоящее время, когда страна переживает сложную морально-психологическую, экономическую, политическую неустойчивость, когда растет количество наркоманов, алкоголиков, правонарушителей, значительно сложнее стало решать проблемы воспитания молодежи, особенно школьников. Это обязывает специалистов усилить внимание к различным аспектам данной многогранной проблемы: формированию нравственных чувств, убеждений, поведения; воспитанию у растущего человека высокой идейности, гражданственности и активной жизненной позиции.

При этом наш подход к данной проблеме имеет свою специфику: эффективность ее решения возможна, когда проводимая педагогическая деятельность имеет этнокультурную направленность. Коренные жители Якутии в нравственном совершенствовании личности имеют богатые этнопедагогические традиции. В якутском эпосе - олонхо, сказках, легендах, преданиях главными героями являлись люди, имеющие физические превосходства над остальными. Да и среди наших предков находились физически прекрасно подготовленные национальные народные герои. Такие люди, как известно, бывали с добрым сердцем, благовоспитанные, сдержанные, добродушные, предельно справедливые, не злоупотребляющие своим физическим превосходством. Подобные нравственные нормы их поведения передавались из поколения в поколение, на их примерах воспитывалась молодежь.

Сбережение нравственного достояния прошлого, умение использовать это достояние в современных условиях, управлять процессом воспитания подрастающего поколения на личностном уровне — все это имеет исключительное значение и прежде всего для нормализации криминогенной обстановки в стране.

Необходимость исследования этой проблемы вызвана еще и тем, что в период перехода к демократическому обществу возрастает роль нравственных факторов как постоянно действующих, регулирующих взаимоотношения людей в семье, в обществе, устанавливающих толерантное состояние всех слоев населения, что и будет обеспечивать стабильность общественных отношений. Значительную роль при этом играет физическое воспитание молодежи, особенно на традиционной основе.

Анализ педагогической деятельности показывает, что учителя физической культуры, тренеры детских спортивных школ придают большое значение воспитанию морально-волевых качеств у подростков, однако, в основном, связывают ее лишь с достижением успехов в спорте и тем самым ограничивают сферу их проявления. Такое состояние практики обуславливается тем, что и в теории проблема воспитания нравственных качеств в процессе физкультурно-спортивной деятельности недостаточно разработана.

В работах В.В. Белорусовой, Н.И. Решетень, Д.А. Тышлера, В.П. Филина, О.А. Черниковой и др. подчеркивается необходимость изучения проблемы взаимоотношений в коллективе в процессе спортивной деятельности. Из исследований таких авторов, как Ю.Ф. Буйлин, А.А. Дергач, А.А. Тер-Ованесян, Н.Е. Щуркова и др., можно выделить некоторые вопросы, непосредственно касающиеся воспитания нравственно-волевых качеств в процессе спортивной деятельности. Это формирование у подростков этических понятий, становление нравственного сознания и моральной зрелости в поведении, выработка устойчивых нравственных убеждений и идеалов.

Характеристика о формировании нравственных качеств в процессе физического воспитания отражена в научных исследованиях таких ведущих специалистов в области физической культуры, как Б.Н. Ашмарин, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Зациорский, В.М. Колоколова, Л.П. Матвеев, Г.И. Мызан, А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, Б.А. Петров, В.Н. Платонов, М.И. Станкин, В.П. Филин, Н.И. Шарабкин, Б.М. Шиян и др.

В процессе 30-летних научных исследований мы прежде всего изучали ранние этнографические работы Н.А. Виташевского, А.Ф. Миддендорфа, А.П. Окладникова, В.Л. Серошевского, И.А. Худякова, побывавших в разные годы в Якутии, в которых находим описания национальных упражнений, игр, развлечений, а также довольно интересных воспитательных приемов, основанных на верованиях местного населения. На более позднем этапе педагогические идеи народа стремились научно обосновать прогрессивные мыслители якутского народа: А.Е.Кулаковский, В.В. Никифоров, С.А.Новгородов, П.А.Слепцов, А.И.Софронов.

В дальнейшем для основательного изучения взаимосвязи физического и нравственного воспитания подрастающего поколения мы обратились к истокам педагогической науки — этнопедагогике, которая теснейшим образом связана с проблемами национальных и общечеловеческих ценностей. С этой целью нами изучены труды Ш.М.Арсалиева, А.Л. Бугаевой, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, Б.А. Кадырова, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой, Т.Н.Петровой, А.П. Орловой, К.П. Пирлиева, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе, И.А. Шорова, якутских ученых и педагогов В.Ф. Афанасьева, У.А. Винокуровой, Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, А.П. Оконешниковой, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, А.А. Шадриной-Григорьевой, К.С. Чиряева и др.

К.Д.Ушинский (1948) считает, что народная педагогика представляет опыт воспитания народа, куда входят традиции, обычаи, содержание и методы воспитания, весь арсенал народных средств воздействия на личность. Этнопедагогика — наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их духовных воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации.

Этнопедагогика якутского народа в области физического воспитания исследована пока слабо. Одним из первых литературных источников, где рассказывается о воспитании всесторонне развитых и физически подготовленных людей, является народный эпос - олонхо "Ньургун Боотур Стремительный" П.А.Слепцова-Ойунского (1975). О героях якутского олонхо очень ярко писал в свое время известный знаток фольклора сибирских народов М.А.Азадовский: "старинные олонхо создало образы народных героев — они сильны и храбры, смелы и благородны, мужественны и прекрасны; они защищают своих близких, своих любимых, свою страну и свой народ". Фольклорные произведения народов Севера, как яркий литературный памятник, утверждают, что у этих народов физическое воспитание решает ряд жизненно важных задач: сохранение здоровья, трудоспособности, преодоление творческого долголетия, воспитание волевых и моральных качеств.

В последние годы якутскую народную педагогику физического воспитания освещает Н.Д. Неустроев (1999). Как пишет автор, развиваемые в процессе традиционного физического воспитания такие волевые качества, как выносливость, мужество, готовность к преодолению любых трудностей, способствуют формированию всесторонне и гармонически развитых личностей. Опыт якутского народного воспитания глубоко анализировал И.С. Портнягин (1999), связывавший его с национальными традициями, обычаями, ритуалами, своеобразными школами, учениями, а также с методами физического воспитания и закалки. Согласно пояснению автора этого научного труда, сущность якутского учения "Айыы" и школы "Кут-сюр" заключается в воплощении закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления в реальной действительности, выработка норм морали, поведения людей, их духовности и нравственности. У якутского народа сложились свои представления о жизненно важных умениях и навыках, о физической закалке, уважении к труду, любви к природе и т.д. В преодолении различных жизненных трудностей в учении "Айыы" главными считались прежде всего физическая сила и здоровье человека, отсюда были выработаны следующие заповеди духовности:

— умей получать живую силу от "Айыы" и жизненную силу присваивай в "Кут-сюр";

— различными упражнениями развивай свое тело;

— береги зрение везде и всюду;

— укрепляй свою нервную систему и психику;

— укрепляй свое тело физической активностью;

— учись подчинять вегетативную нервную систему;

— придерживайся постулатов "Айыы" о сильном духе, теле и духовности;

— соблюдай в чистоте свое тело, стремись быть крепким, здоровым. Формирование основ традиционного семейного воспитания детей посредством игр и физических упражнений в условиях Якутии исследовала Е.В.Алаас (1996). Ее работа показала, что народная педагогика внедряется в процесс формирования личности как одно из основных средств совершенствования семейного воспитания детей.

Далее, вопросы традиционного физического воспитания народов Якутии отражены в работах А.Н. Варламова, П.К. Васильева, В.К. Иванова, В.П. Кочнева, Н.Н. Курилова, М.И. Лыткина, М.К. Охлопкова, Г.В. Роббека, Н.А. Санникова, А.С. Федорова, И.И.Портнягина. Из числа работ других авторов изучены труды Г.ІЛ. Абсолямова, В.Ч. Бельды, Н.Б. Киле, В.В. Леонтьева, В.И. Прокопенко, В. Санги, Ю.А. Сема, А.В. Смоляка, Г.Н. Шидловской. Следует отметить, что в работах вышеперечисленных авторов вопросы этнопедагогики физического воспитания не были предметом специального изучения, хотя в них имеется ценный материал о национальных видах спорта, упражнениях и играх.

Из вышеизложенных материалов установлено, что имеются определенные пробелы в научно-теоретических обоснованиях вопросов нравственного совершенствования личности средствами физического воспитания школьников, создающие одно из главных противоречий -несоответствие между теорией нравственного воспитания и практикой физического развития учащихся. Далее, проявляется несоответствие общепринятой воспитательной системы в современных условиях на фоне возникшей социально-экономической, психологической неустойчивости. Кроме того, существующие средства физического воспитания не учитывают региональные условия жизнедеятельности и национально-этнические особенности индивидов. Решение указанных противоречий является важнейшей проблемой исследования.

Как одна из основных проблем выдвигается совершенствование технологических основ воспитания в процессе разработки сущности, содержания, принципов, методов, структуры, критериев нравственного развития личности подростка в традиционном физическом воспитании.

Объектом исследования является нравственное воспитание личности подростка в школьной физкультурно-спортивной среде.

Предметом исследования выступают основные тенденции и педагогические условия нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью.

Цель исследования - разработка теоретических и практических обоснований нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью.

Гипотеза исследования. Процесс нравственного развития личности подростка средствами физического воспитания с этнокультурной направленностью будет эффективным, если:

- нравственное воспитание подростка выступает как сложное личностное состояние, выраженное в основу гуманистических по содержанию и гармонических по структуре его мыслей, чувств, поведения и сформированной, социально обусловленной активности;

воспитание нравственных качеств в физкультурно-спортивной деятельности представляет собой целостный процесс, состоящий из определенных этапов своего развития, обусловленные качественными характеристиками взаимодействующих компонентов, где применяются педагогически целесообразные ситуации, которые помогают школьнику-подростку проявить и приобрести недостающие нравственные качества;

- методологические основы исследования опираются на философские идеи педагогической антропологии о человеке и его воспитании, на диалектике единства психической и физической активности человека;

- нравственное развитие личности, сформировавшееся под воздействием объективных и субъективных обстоятельств, выступает активной силой, под влиянием которой изменяются и окружающая действительность, и сама личность;

в процессе активной физкультурно-спортивной деятельности проявляется и формируется общественная сущность личности, выявляются механизмы действия коллективных отношений;

нравственные качества личности обеспечивают внутреннюю детерминацию не только в настоящем, но и устремленность человека в будущее, развитие его активности и самостоятельности как субъектности;

под влиянием процесса физического воспитания с этнокультурной направленностью расширяется массовость занятий физической культурой и спортом среди школьников и тем самым повышается уровень нравственности подрастающего поколения в целом. Задачи исследования:

1. Разработать и обосновать совокупность положений, образующих теоретическую основу и научно-педагогический анализ нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью.

2. Раскрыть сущность, содержание и принципы нравственного развития личности подростка в процессе этнокультурно направленного физического воспитания.

3. Разработать методы диагностики, структуру, критерии, уровни нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью.

4. Совершенствовать технологические основы нравственного развития личности подростка в физическом воспитании с этнокультурной направленностью.

5. Определить и экспериментально обосновать основные тенденции и педагогические условия формирования и развития нравственности в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью.

6. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию нравственных качеств школьников подросткового возраста в системе физкультурно-спортивной деятельности с этнокультурной направленностью.

Методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические положения о сущности, принципах и закономерностях нравственного воспитания, о морально-этическом и нравственном саморазвитии личности человека, о путях совершенствования физической культуры личности на основе ее этнокультурной направленности, в процессе которых закладываются основы физического и духовного здоровья человека, формируются и развиваются его нравственные качества, исходя из теории о разностороннем воспитании человека, духовном наследии народа.

Методы исследования:

1. Методы получения ретроспективной информации: теоретический анализ литературы по педагогике, этнопедагогике, психологии, физической культуре, философии, фольклористике, этнографии; изучение и анализ учебной документации, методической литературы, протоколов соревнований и прочие.

2. Методы сбора текущей информации: включенное наблюдение, анкетирование, опрос, беседы, интервьюирование, метод независимых характеристик, шкалирование.

3. Методы организации опытно-педагогических экспериментов: контрольные и педагогические испытания, создание различных педагогических ситуаций, уровней нравственной зрелости, анализ педагогических результатов путем проведения контрольных "срезов".

Исследование осуществлялось в течение 30 лет с 1970 по 2000 годы и состояло из следующих этапов:

Первый этап (1970-1976 гг.) был посвящен изучению природосообразности в физическом воспитании школьников, проживающих в различных регионах Республики Саха (Якутия). Для этого проведены обширные общепоисковые исследования уровня физического развития, подготовленности юных жителей Севера и сравнительный анализ с аналогичными показателями других регионов страны, в ходе которых выявлены особенности физического развития и подготовленности северян, а также влияние суровых климатических условий на их нравственно-волевую закалку, физическое здоровье, природно-этническое состояние. Полученные результаты исследования служили исходной позицией нашей дальнейшей научно-педагогической деятельности.

Второй этап (1976 - 1982 гг.) был связан с продолжением общепоисковых исследований, с определением особенностей физического воспитания северной молодежи, в частности особенностей методики подготовки юных спортсменов в условиях Якутии на примере тяжелой атлетики. Результатом данных исследований явилась кандидатская диссертация автора.

Третий этап (1982 - 1985 гг.) характеризовался изучением философской, психолого-педагогической, социологической, специальной литературы, определением стратегии научного поиска, теоретических и методологических основ исследования, осуществлением сбора, изучения, анализа, описания, классификации, модернизации национальных физических упражнений, игр и развлечений, как необходимого средства традиционного физического воспитания для организации и проведения опытно-экспериментальных педагогических исследований.

Четвертый этап (1985 - 1998 гг.) — опытно-экспериментальный. Здесь корректировались, уточнялись, апробировались программы исследования, теоретические положения, проверялась научная достоверность выдвинутой гипотезы, изучался, анализировался процесс нравственного развития личности подростков путем организации ситуаций различной сложности, сравнительных уровней зрелости, контрольных "срезов", экспертной оценки. Параллельно с экспериментальной работой вторая половина этапа была ориентирована на разработку национальной концепции физического воспитания школьников, на ее внедрение в систему школьной физической культуры, на подготовку и выпуск учебных программ, учебно-методических пособий и других литератур.

Пятый этап (1998 - 2000 гг.) был направлен на апробацию, систематизацию опытно-экспериментальных данных и на оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

- обоснована концепция и сформулированы теоретические положения нравственного совершенствования личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью;

выявлена детерминирующая роль физкультурно-спортивной деятельности подростков с этнокультурной направленностью в нравственном развитии личности;

определены методы диагностики сформированности нравственных качеств личности подростка, уровни, критерии их нравственной зрелости;

- установлена совокупность основных тенденций и педагогических условий, обеспечивающих реализацию воспитательных возможностей в нравственном развитии подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности с этнокультурной направленностью;

- опытно-экспериментальным путем усовершенствована технологическая основа нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью;

- научно обоснована самобытная национальная система физического воспитания;

- разработана и внедрена национальная концепция физического воспитания;

- выявлены социально-педагогические закономерности влияния суровых условий Севера на изменения в физическом развитии и подготовленности школьников, на их характер, морально-волевые качества.

Практическая значимость исследования.

Разработанная теоретически и апробированная практически в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью модель нравственного развития личности может быть внедрена в деятельность разных типов школ, средних специальных учебных заведений для обеспечения социально-ценного воспитывающего взаимодействия учащихся. Диссертация содержит практический материал о педагогических условиях нравственного воспитания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности с внедрением этнокультурной направленности, а также принципы, критерии, уровни нравственной зрелости, которые позволят диагностировать, прогнозировать и конструировать опыт организации нравственного воспитания.

Методические рекомендации по повышению спортивного мастерства школьников в специфических условиях Севера в сочетании с нравственным развитием личности широко распространены среди занимающихся и тренеров-педагогов.

Вышеизложенная практическая значимость исследования может быть пригодной для других северных регионов страны, а также для национальных территориальных образований Российской Федерации и, возможно, других стран.

Достоверность и обоснованность исследований.

Все проведенные научные исследования обоснованы на требованиях педагогической науки, теории и методики физического воспитания, спортивной медицины. Достоверность обеспечивалась скрупулезным анализом литературных источников, исторических и документальных данных, использованием методов математической статистики при обработке материалов экспериментов и общепоисковых исследований.

Точность анкетных опросов проверялась педагогическими наблюдениями, путем собеседований и повторных анкетирований. Внедрение программных материалов контролировалось отзывами учителей физкультуры, родителей, администраций школ.

Методические и учебные пособия, монографические издания обсуждались на заседаниях научно-методических советов Якутского госуниверситета, Министерства образования и спорткомитета PC (Я).

На защиту выносятся:

1. Положение о том, что нравственное развитие личности подростка в физическом воспитании с этнокультурной направленностью педагогически организованный многоэтапный процесс, в ходе которого формировалась субъектность нравственных качеств учащихся, повысились их социальная активность, творческий потенциал, самостоятельность, преодолены противоречия между опережающим развитием сознания и его реализацией в жизненных ситуациях, укрепился механизм саморегуляции поведения личности.

2. Научно-теоретические и педагогические основы нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью.

3. Рациональные организационно-педагогические и методические пути, и способы формирования нравственного развития подростка как положительные результаты опытно-экспериментальных исследований в традиционном физическом воспитании.

4. Педагогические условия обновления подготовки и переподготовки специалистов физической культуры для эффективного решения проблем нравственного и физического воспитания школьников в социальном и этнокультурном пространстве.

5. Научно-обоснованная концепция традиционной системы физического воспитания школьников как составная часть общих положений обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования докладывались и получили положительные оценки:

• на 8 Международных научных конференциях - Якутск, 1992, 1994; Ижевск, 1999; М., 1999; Новосибирск, 2000; Краснодар, 2000; Санкт-Петербург, 2000;

• на 5 Всесоюзных научных и научно-практических конференциях - Якутск, 1974; Петрозаводск, 1976; М., 1977; Малаховка, 1988; М., 1990;

• на 2 Российских научно-практических конференциях - Якутск, 1993; М., 1994;

• на 13 региональных научно-практических конференциях - Якутск, 1976, 1980, 1982, 1984, 1986; Архангельск, 1984, 1986, 1988, 1992; Хабаровск, 1994, 1997, 1998,2000;

• на 3 республиканских научно-практических конференциях - Якутск, 1992, 1999;Нерюнгри, 1998.

Диссертантом опубликованы по теме диссертации 8 монографий и учебных пособий, 6 учебных программ, свыше 70 статей и тезисов докладов с общим объемом около 60 п.л.

Под редакцией автора выпущены 4 сборника материалов научно-практических конференций.

Диссертантом подготовлены 2 кандидата наук, 3 его ученика завершают диссертационные работы, под руководством автора еще 5 аспирантов и соискателей научных степеней успешно ведут научные исследования. Результаты исследования внедрялись в виде лекций на семинарах и курсах повышения квалификации учителей Якутии в течение 40 лет, опубликованы на республиканской периодической печати свыше 30 научно-методических и проблемных статей.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка опубликованных работ автора и приложения.

Введение содержит общую характеристику работы.

В 1 главе "Методологические основы исследования" рассматривается философское обоснование нравственного развития личности, проведен онтологический анализ проблемы нравственного развития, а также освещается культурологический подход в нравственном развитии личности.

2 глава "Теоретические особенности нравственного развития личности подростка" содержит анализ факторов, определяющих нравственное развитие личности, раскрывает содержание и структуру, критерии, принципы и этапы нравственного развития подростка. В ней также характеризуется и этнокультурная направленность нравственного развития подростка.

В 3 главе "Совершенствование нравственного развития личности подростка в физическом воспитании с этнокультурной направленностью" представлен материал о проектировании и конструировании, о технологических основах процесса нравственного развития подростка в физическом воспитании, раскрыты основные тенденции и педагогические условия, методы и средства нравственного развития личности подростка в учебной и внеучебной деятельности с этнокультурной направленностью.

Философское обоснование нравственного развития личности

В соответствии с предметом нашего исследования целесообразно вкратце остановиться на понятийном аппарате, который раскрывает содержание проводимой нами работы. Прежде всего речь идет о нравственности как философской категории. Как видно из толкового словаря, а также из Большой советской энциклопедии, нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина "moralis" - нравственный, "mores" - нравы), хотя по смыслу нравственность и мораль - понятия не идентичные.

Гегель убежден в том, что мораль, охватывая сферы личных и частных взаимоотношений, является субъективно-индивидуальным, тогда как нравственность представляет собой формы регуляции поведения в соответствии с установившимися в обществе нормами и правом. Есть и другие точки зрения относительно этих понятий. Одни из них исходят из того, что мораль в основном касается формы сознания, а нравственность - область практических поступков, обычаев, нравов. Другие считают, что мораль отражает в себе строго фиксированные нормы внешнего принуждения и контроля, посредством которых регулируется поведение, а нравственность представляет собой сферу свободы личности, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения. На наш взгляд, и те, и другие правы по-своему, что свидетельствует о многогранности проблемы нравственности.

Другими словами, при всех разных подходах данные объяснения этих понятий имеют нечто общее: мораль в целом выполняет функцию согласования действий каждого отдельного индивида в совокупную массовую деятельность людей в обществе. Мораль наряду с государственно-правовыми нормами и законами, производственно-административными распорядками, уставами и инструкциями в организациях и учреждениях, указаниями должностных лиц и др. регулирует поведение человека в быту, труде, семье, общественных местах и т.д.

Несмотря на справедливость вышеприведенных суждений о рассматриваемых понятиях, в них присутствует характеристика некой усредненной и упрощенной морали. Тем не менее мы считаем целесообразным исходить из того, что, с одной стороны, мораль является традиционной содержательной формой общественного сознания и отношений, одобряемой и поддерживаемой групповым, общенародным, общественным мнением. С другой, она представляет собой сложное и неоднозначное общественное явление, отражающее и выражающее все многообразие общественных отношений, взаимодействий человека в быту, обществе и природе.

Наряду с нравственностью и моралью почти в том же смысле нередко пользуются еще и словосочетанием «морально-этическое». Термин «этика» был введен еще Аристотелем для обозначения учения о нравственности. Возникновение данного понятия, в основном, связано с тем, что мораль является объектом изучения философской науки - этики ( от греч. "ethos" - обычай). При этом этика с момента возникновения, прежде всего, считается философией практического направления, где решались теоретические основы решения практических нравственных проблем, которые возникают перед человеком в жизни. Основное направление этики - решение чисто жизненных вопросов: что считать добром, что злом; что из себя представляет добродетель; как нужно поступать в той или иной ситуации и т.д. Иначе, мораль является внешней духовной силой по отношению к внутреннему духовному миру личности. Заключенные в ней нормы, правила, запреты, табу представляют собой, по образному выражению Б.Т. Лихачева, «своеобразные перила, канаты, изгороди, опоры, держась за которые, ребенок ходит по стежкам, дорожкам, тропинкам, лестницам общественной жизни» (.., с. 22).

Как внешняя социальная духовная сила мораль обеспечивает приспособление личности к условиям общественной жизни. И изменения условий общественной жизни вследствие всевозможных социальных потрясений в обществе (например, такие, которые перенесла наша страна в начале 90-х гг.) автоматически ведут к разрушению моральных связей между людьми, к изменению моральных норм, к духовной опустошенности людей. Вследствие этого и в силу того, что моральное воспитание не дает устойчивого педагогического результата, оно признается не как конечная цель общественного воздействия, а как этап к формированию и развитию внутреннего духовно-нравственного начала человека.

В отличие от морали нравственность относится к внутреннему духовному миру человека, детерминируя его поведение, его следование нормам морали изнутри. Поскольку духовный мир человека весьма сложное не только психологическое, но и социальное образование, нравственность образуется из убеждений, которые вырабатываются в процессе самостоятельной интеллектуальной деятельности человека как совокупный продукт его материально-духовного, социального бытия. Так нравственность становится состоянием духа, определяющим принципы жизнедеятельности и действий человека.

Б.Т. Лихачев отмечает, что положения, определяющие нравственность человека вообще, заключаются в идейности, внутренней свободе выбора поведения, в верности убеждениям, в терпимости к инакомыслию с одновременным активным духовным противостоянием заблуждениям, в гибкости нравственного мышления, в вере в человека духовного как в высшую ценность (..., с. 23-24). В соответствии с этим можно считать нравственным того, кто верен нравственным принципам, преодолевая ради их утверждения всякие препятствия и самого себя. С таким заключением известного педагога нельзя не согласиться. Как видно, проблема нравственности многогранная и всеохватывающая, и правы, в целом, те, кто подчеркивают, что все, что мы делаем для формирования и развития личности относится к нравственному воспитанию.

Нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примера взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению и радио и т.д. Совокупное воздействие всех этих факторов на развитие личности принято назвать социализацией.

Искусство воспитания вообще, нравственного, в частности, заключается в создании условий (общения, контактов, деятельности), при которых человек своим внутренним миром, духовно пришел бы к убеждению в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению. В этой связи, чтобы осознать закономерности нравственного становления личности, на наш взгляд, проследить, как в истории развития философской мысли подходили к понятиям «нравственность», «нравственное воспитание», какой смысл вкладывали в них и т.д.

В античной философии нравственное воспитание людей не рассматривалось как социально-педагогическая категория, поскольку в то время такого понятия (в современном понимании) еще не было. Между тем в учении Платона и Аристотеля много говорилось об этике. В то время сложилось понятие «калока-гатии» как идеала физического и нравственного совершенства, развитое в учениях о воспитании Сократом, Платоном, Аристотелем. С тех давних времен почти все мыслители обращались к проблеме воспитания добродетелей. Нравственное воспитание Платона было подчинено и ориентировано на создание совершенного общества - государства. Отсюда основной принцип нравственного воспитания в его теории представляется как воспитание добродетеля, при этом он исходит из того, что «то добродетель, что благо для государства».

Онтологические и этнокультурные аспекты нравственного воспитания

Любая теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие ее устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания. С этой точки зрения нравственность как философская категория также рассматривается в различных проявлениях и формах, которые адекватны основным общественно-историческим формациям. Первобытнообщинная, доклассовая нравственность характеризовалась относительной простотой, неполной отвлеченностью от архаических обычаев, независимостью общих принципов и не вполне еще самостоятельным положением индивида в общинно-родовом обществе. В этот период воспитывала сама жизнь - природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. Воспитание осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно важного и необходимого ряда навыков, умений и обрядов.

С наступлением эпохи социального неравенства, частнособственнических интересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправного положения людей классовая мораль создает разные подходы к нравственности. В рабовладельческом обществе раб как бесправное существо вообще исключался из сферы действия морали. В раннем феодальном обществе нравственность в основном регулировалась канонами религиозных учений. В дальнейшем с развитием феодального общества и особенно в период развития капиталистических отношений, когда усиливаются межчеловеческие противоречия, нравственность приобретает классовый характер. И в этот период, который породил мотивы нравственного осуждения пороков существующего общества, как это ни парадоксально, создается фундамент для выработки общечеловеческих нравственных норм.

В классовом обществе, где основная масса населения занимает нижние ступени социальной лестницы, состояние нравов господствующих классов, связанное с большим бизнесом и государственной политикой, как правило, противоречит тем принципам, которые исповедуются человеческим моральным сознанием, и далеко от требований общечеловеческой морали. Это противоречие особенно сильно проявляется, когда в государственных масштабах совершаются преступления против других народов, процветают коррупция, взаимное попустительство в рамках экономических и политических корпораций. В таком обществе типичны непримиримые конфликты между требованиями морали и политики, правилами практического благоразумия, жизненного успеха и соображениями честности, гуманности, справедливости и других качеств и свойств общечеловеческой морали и нравственности.

С появлением социалистического общества на первый план была поставлена коммунистическая мораль, основные положения которой, выведенные из общечеловеческих моральных ценностей и религиозных учений о морали и нравственности, составили моральный кодекс строителя коммунизма. С распадом Советского Союза коммунистическая нравственность уступает место морали современного переходного периода, где преобладает то, что было присуще обществу, строящему капиталистические общественно-экономические отношения. По свидетельству многих философских, социологических трудов, в настоящее время, когда страна переживает сложную морально-психологическую, политическую, социально-экономическую ситуацию, неустойчивость, нарушение норм морали, нравственности является как бы закономерным следствием всего происходящего.

Осознание кризиса современной цивилизации началось с понимания опасных последствий техногенного развития. Техногенная цивилизация связана с чрезмерной эксплуатацией природы и отношением к человеку как к средству достижения целей. Человек не рассматривается как историческая, социальная ценность. Основная опасность техногенной цивилизации заключается в том, что она одновременно родила технократическое мышление, для которого, по справедливому замечанию В.П. Зинченко, «не существуют категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства». Технократиза-ция жизни привела к обеднению внутреннего мира человека, отторжение его от природы.

Приверженцев технократической ориентации образовательной системы на Западе обвиняют в абсолютизации науки, развитии научного мышления позитивистского толка, в расширении эмпирических исследований, оторванных от нравственных факторов, что привело к трудно восполнимому дефициту воспитания, забвению воспитательных норм, ценностей, негативным явлениям в социальном, культурном, нравственном развитии школьников. Воспитание перестало служить целям формирования жизнеспособности и надежности ценностных ориентации молодежи. В годы технократизации образовательной системы, по утверждению западногерманского ученого В. Брецинки, как будто забыли, что человеку нужны не только знания, но и внутренняя нравственная опора, не только критическое мышление, но и любовь к богатствам культуры, уважение и почитание традиций. Иначе с технократизмом связаны и кризисы в духовной жизни общества.

Содержание данного кризиса в аспекте нашего исследования правильно раскрывается философами-историками образования. Так, Л.А. Степашко отмечает, что целевое, прагматическое отношение к миру и деятельности, являющееся методологической основой технократизма, разрушило целостность духовного мира человека. Она также подчеркивает, что духовно-нравственные ориентации вытеснены целерациональными, сциентистскими ориентациями, нравственные императивы поведения - рациональными. Главную причину такого обстоятельства автор видит в том, что общество развивалось как социо-центристское, видящее в человеке функцию, средство для достижения рациональных целей.

Подросток как субъект педагогического взаимодействия

В данном разделе диссертации представлены результаты изучения и анализа (в аспекте исследуемой темы) психолого-педагогической литературы и педагогической практики в ряде совокупных положений и идей, рассматриваемых в качестве исходных базисных оснований нашего исследования. Его предмет связан с формированием личности детей подросткового возраста. Из практики известно, насколько сложна работа с детьми данного возраста. Следуя ставшему аксиомой положению К.Д. Ушинского «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», в данном разделе мы предпринимаем анализ психолого-педагогических трудов, раскрывающих сущность и своеобразие подросткового периода развития человека. К тому же современная образовательная система, ориентированная на антропологический принцип в педагогической деятельности, нацеливает на всестороннее изучение возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

В трудах отечественных и зарубежных специалистов первой половины 20 в. (Дж.Болдвин - J.Baldwin, К.Грос - K.Groos, К.Бюлер - K.Buhler, В.В.Зеньковский, И.А.Сикорский, С.Холл - S.Hall, В.Штерн - W.Stern и др.) специально выделяется «Психология детства» как самостоятельная отрасль знания. Они исходят из того, что детство - это замкнутая и самостоятельная фаза в развитии человека, что детская душа - это не душа взрослых в миниатюре, не ранняя стадия в ее развитии, а совершенно иной своеобразный мир со своими понятиями, подходами к окружающей действительности. В этой связи справедливо суждение В.В.Зеньковского: детство заполнено сложным процессом развития физических и психических сил, усвоением основного минимума социальной традиции, изучением мира и выявлением всей таинственной глубины, всей полноты субъективной жизни и, наконец, координацией открывшихся путей деиствования под углом творчества; все это переживает юное существо, не погружаясь до конца в реальность, не входя в нее целиком.

При всем разнообразии подходов к детству специалисты были едины во мнении о стадиальном развитии ребенка. Авторы придерживались различных подходов к определению содержания и характера разных возрастных групп. Биогенетические теории (С.Холл, Э.Кречмер, Э.Йенш, А.Гезелл и др.) главное внимание обращали на биологические детерминанты развития, из которых вытекают личностные и социальные свойства человека. Недооценивая роль социальных факторов в развитии личности, они акцентировали внимание на взаимозависимость физического и психического развития. Они предполагали, что между физическим типом человека (например, таким биологическим фактором, как тип телосложения) и особенностями его развития должна существовать какая-то связь. Впоследствии этот вопрос глубоко не изучен и остается лишь в плане научной гипотезы.

Интересно в этом плане исследование, проведенное А. Гезеллем 165 подростков в течение 12 лет. При этом он исходит из таких постулатов того времени, как «культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития», «как ни важно обучение и приобщение к культуре, оно никогда не может пересилить влияние созревания». На наш взгляд, имеет не только научную, но и практическую ценность его заключение, выведенное из проведенного им исследования: в 11 лет начинается перестройка организма, подросток становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, с родителями; в 12 лет отношение к миру становится более позитивным, охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола, растет автономия от семьи и одновременно - влияние сверстников; в 13 лет склонен к уходу в себя, соматические сдвиги усиливают частые колебания настроений, становится более избирательным в дружбе; в 14 лет экспансивен, возрастает уверенность в себе и интерес к другим людям; в 15 лет быстро нарастают индивидуальные различия, растут дух независимости, жажда свободы от внешнего контроля, что повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям; в 16 лет наступает равновесие: эмоциональная уравновешенность, внутренняя самостоятельность, устремленность в будущее. Это, конечно, не возрастная периодизация, а общая характеристика данных возрастов, где не раскрываются индивидуальные различия и социальные условия воспитания. Тем не менее приведенные данные соответствуют общей характеристике детей данного возраста, что подтверждается и нашими многолетними наблюдениями.

Антиподом биогенетической теории является концепция персонологиче-ской (личностной) ориентации (Э.Шпранглер, Ш.Бюлер), по которой внутренний мир индивида принципиально не сводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Новообразованием подросткового возраста считаются открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, постепенное врастание в различные сферы жизни. Они связывают биологическое и культурное созревание с особенностями протекания психических процессов, обращают внимание на необходимость познания внутреннего мира личности, связанного с культурой и историей. Данный тезис особенно ценен для уточнения положения концепции нашего исследования, раскрывающего антропоориентированный подход к решению задач нравственного совершенствования личности подростков.

Проектирование, конструирование нравственного развития подростка в процессе физического воспитания

Задачи нравственного воспитания школьников в процессе занятий физической культурой и спортом заключаются в формировании нравственного сознания, нравственных чувств, поведения и волевых черт личности (В.М.Колоколова). При этом нравственное сознание включает формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок, а затем и нравственных убеждений. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, при помощи которых они оценивают поступках свои, так и других людей. На основе нравственных понятий, оценок, суждений и опыта поведения формируются нравственные убеждения, которые в конечном итоге определяют поступки человека. А нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненной практике, пережиты, прочувствованы и глубоко осмыслены. Практика физического воспитания намного убыстряют указанные процессы. Моральные чувства — это переживания человеком своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. Моральные знания и чувства являются основой нравственных убеждений личности. Отсюда исходит очень важная задача - воспитание у молодежи, в том числе физкультурников и спортсменов, сложных моральных, гражданских чувств - таких, как патриотизм, интернационализм, коллективизм, чувство спортивной чести, долга и ответственности перед командой, коллективом, страной.

Воспитание нравственного поведения у физкультурников и спортсменов, научно-описанное Н.И.Шарабкиным, Б.А.Петровым, предполагает прежде всего формирование нравственных поступков и привычек. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь и деятельность воспитанников. В спортивной практике используются много средств стимулирующих нравственное поведение. Однако поступки сами по себе еще не говорят о нравственной воспитанности. Важны еще побудительные силы, мотивы, которые движут поступками. В педагогическом процессе, связанном с физической культурой и спортом, очень важно, опираясь на непосредственный интерес к спорту, развивая и укрепляя его, формировать социально значимые мотивы поведения: стремление добиваться успехов не только для себя, а для того, чтобы поддерживать честь коллектива; помогать друзьям в овладении спортивным мастерством; развивать любимый вид спорта, особенно национальный, принимая активное участие в общественной деятельности.

Для совершения нравственных поступков у человека образуются нравственные привычки. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат элементарные нормы и правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные, когда у воспитанника создается потребность и готовность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейных обязанностей.

Действия и поступки человека регулируются волевой подготовкой. В процессе деятельности формируются волевые свойства личности. Волевые действия предполагают наличие цели, а также препятствий, трудностей, требуют большого физического и эмоционального напряжения, переживаемого при их преодолении. Формирование морально направленных волевых качеств, которые так необходимы в спортивной деятельности, — одна из важнейших задач и сторон спортивной подготовки (К.П.Жаров, Е.П.Ильин, Ю.П.Мальцев и др.).

Составитель известных учебников по теории и методике физической культуры Л.П.Матвеев особо выделяет вопросы физкультурно-спортивной этики. Он считает, что воспитание молодежи в духе спортивной этики — это и есть одна из важнейших составных частей нравственного воспитания. Принципы гуманизма и коллективизма, честности и скромности находят отражение в таких нормах спортивной этики, как уважение соперника, судьи, тренера, друзей по команде, других спортсменов, зрителей, честная спортивная борьба, отсутствие кичливости и зазнайства из-за своих спортивных успехов.

Соперники должны пожать друг другу руки после состязания, спортсмены ради победы команды должны жертвовать личным результатом, бороться до конца за победу, как бы тяжела они ни была. Все эти правила учат благородству, добру, честности, уважению к людям.

Методы нравственного воспитания — это те же общие педагогические методы воспитания, но направленные на решение нравственных задач. С целью нравственного воспитания широко используются различные формы и методы нравственного просвещения: этические беседы, лекции, диспуты, конференции, собрания по вопросам морали, различные наглядные средства. Нравственное просвещение дает широкое представление о нравственных ценностях, влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок и на этой основе — нравственных убеждений; помогает осмыслить собственный нравственный опыт, корректирует моральные знания. Работу по нравственному просвещению необходимо проводить в каждой спортивной команде, секции, группе ДЮСШ, знакомя юных спортсменов с нормами спортивной этики, раскрывая их связь с общими моральными требованиями общества (Э.Майнберг, Б.А.Ашмарин, В.П.Филин).

Похожие диссертации на Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью