Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Кожуховская Светлана Махтыевна

Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений
<
Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кожуховская Светлана Махтыевна. Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 212 c. РГБ ОД, 61:98-13/937-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ 14

1.1. Сущность дизайна и дизайн-образования. ..14

1.2. Особенности российской школы дизайна 19

1.3. Особенности дизайн-образования за рубежом 25

1.4. Роль дизайна в системе образования 40

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 50

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ ПЕДАГОГОВ 52

2.1. Организационная структура подготовки специалистов 52

2.2. Особенности содержания образования при подготовке дизайнера-педагога72

2.3. Реализация многоуровневой схемы обучения дизайнеров-педагогов 88

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 96

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 98

3.1 Методика проведения, задачи и содержание педагогического эксперимента 98

3.2. Результаты педагогического эксперимента.. 114

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

ВЫВОДЫ ИЗ ДИССЕРТАЦИИ 152

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 155

ПРИЛОЖЕНИЯ 170

Введение к работе

По характеру и задачам дизайн, и в частности дизайн-образование, является одним из эффективных средств разносторонней подготовки и развития интеллектуального и эстетического потенциала личности.

С другой же стороны высокий уровень дизайна есть результат достигнутого уровня проектной культуры, воспроизведением и развитием которой призвана заниматься система специального образования.

В настоящее время в условиях становления новых социальных и экономических отношений, предъявляющих новые требования к специалистам различного уровня и профиля подготовки, нужно говорить о том, что дизайн становится частью как общего так и профессионального образования.

Если конкретизировать проблему для сферы профессионального образования - необходим выход на дизайн через гуманитаризацию, повышение социокультурной и экономической функциональности профессионального труда, то есть опять таки через дизайн-образование.

Такие попытки как в теории так и в практике профессионального образования уже предпринимались, но до настоящего времени структура и содержание обучения рабочим и инженерным профессиям, в основном представляет собой обобщенную копию существующих способов производства [68]

Одним из направлений выхода из этого положения является расширение сферы дизайн-образования, приобщение к дизайну широких масс специалистов различных ступеней и профилей образования.

Дизайн в настоящее время становится мощным фактором формирования будущего.

Дизайн - особый этап качественного развития проектного мышления и деятельности, на котором складывается система проектирования, включающая в себя различные инженерно-технические и научные дисциплины при ведущей роли проектного мышления.

Кроме того дизайну принадлежит культурообразующая функция, которая заключается в том, что дизайн органично встраивается в различные системы деятельностей, являясь неким связующим звеном формирующим культурный слой, в частности промышленную культуру [96].

Современные социально-экономические условия привели, как уже подчеркивалось, к резким изменениям состояния общества, появлениям неожиданных, с точки зрения опыта, ситуаций формирования новых экономических, политических, технических, культурных структур общества. Налицо факт "жесткого прессинга настоящего в будущее", современному человеку некогда оглянуться, у него остается мало времени для оценки ситуации и принятия решения [71].

При этом резко возрастают требования к деятельностным качествам личности.

Таково положение во всем мире, но при этом нельзя не отметить, что эти факты более экспрессивны в условиях нашей страны.

Россия переживает сложный период трансформации общества, вхождения экономики в мировой рынок, резкого спада производства. К этому следует добавить, что мы живем в устаревшей предметной среде, которая создавалась десятилетиями в соответствии с представлениями прошлого, развивалась по принципу "лучшего образца", зачастую соответствовавшего вчерашнему дню.

Дизайн и сама деятельность дизайнера сводились к простому копированию, что нивелировало главную профессиональную установку дизайна - ориентацию на проблемы создания функциональной и гармоничной среды обитания человека. Сейчас формируется новая промышленная культура, в становлении которой ведущая роль принадлежит дизайну, а значит и его носителю - дизайнеру [96], При этом дизайн определяется как проектная деятельность, основан- ная на объединении в проектном образе научных принципов с художественными, создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании. Подобная деятельность может распространятся на любую из сфер деятельности человека в современных условиях производственных и социальных отношений.

Посредством дизайна происходит процесс включения элементов художественных технологий в процессы промышленного производства [96].

Актуализация дизайна обусловлена еще и тем обстоятельством, что все в большей мере становится необходимой такая степень взаимопонимания участников трудового процесса на всех уровнях от рабочего до инженера и руководителя, которая обеспечивается наличием художественно-образного мышления и связанных с ним рефлексивных способностей, формирование которых происходит не иначе как в процессе овладения навыками дизайнерского восприятия окружающей среды.

Таким образом, дизайн и дизайн-образование актуальны для всех уровней и направлений образования.

В то же время введение дизайна в различные образовательные уровни - от детского сада до вуза- требует принятия радикальных мер. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются.

В 90-ые годы был создан проект введения "Основ дизайна" в общеобразовательную школу. В соответствии с этим проектом в некоторых школах, преимущественно больших городов, были организованы экспериментальные классы. Но в результате отсутствия научно-обоснованных учебных программ, методических и учебных пособий, а главное, отсутствия преподавателей, имеющих дизайнерскую подготовку, проект в задуманном варианте не реализовался. И тем не менее определенная работа в этом направлении велась [35].

Специалистами ВНИИТЭ была разработана концептуальная программа для ряда средних учебных заведений страны - Международного детского учеб- ного центра и Лицея автомобилестроения, открытых в Москве, лицея дизайнерской ориентации при Ростовском государственном университете.

Главной ценностной ориентацией концептуальной программы дизайнерского образования явилось воспитание проектности, проектного мышления, причем, трансляция учащимся методов проектирования - выдвигается для всех учащихся независимо от их способностей и наклонностей. [107].

В 1990 году была принята типовая программа для школ [классов] с углубленным теоретическим и практическим изучением технической графики и основ дизайна в 9-10-ых классах, разработанная д.п.н., проф. Ю.Ф.Катхановой, впоследствии ею же разработано методическое пособие для учащихся младших классов "Дизайн для младших школьников" [46].

В ряде случаев проект дизайн-образования воплотился в практике "кружковой работы", в организации студий, наибольший интерес в этом направлении представляют студия "Эдас" при Союзе дизайнеров России и студия "Старт" при Союзе архитекторов России, действующие в настоящее время.

Но все это не нашло должного исследования и развития в системе образования. Более того остается острой проблема дизайнерской подготовки и на уровне начального, среднего и высшего профессионального образования. Здесь также предпринимались определенные шаги по введению дизайна в образовательные программы, но и эти попытки не увенчалась успехом, оставаясь спорадическими, безсистемньгми. Но вес же основной причиной отставания нашей страны в постановке дизайн-образования является неразработанность теории, методологии и практики подготовки дизайнера-педагога.

В то же время образовательная практика подготовки специалистов различного уровня квалификации и направления деятельности также подтверждает, что одна из существенных проблем осуществления и дальнейшего развития дизайн-образования - совершенствование уровня и качества подготовки дизай- неров-педагогов, реализующих принципы и методы дизайн-образования в практической преподавательской деятельности [142].

Таким образом имеется противоречие между объективно существующими требованиями к повышению уровня дизайн-образования и отсутствием научно-обоснованной системы эффективной подготовки дизайнеров-педагогов. Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальной следующую проблему исследования: какой должна быть структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов, которая позволит привести уровень и качество профессиональной подготовки дизайнеров-педагогов в соответствие к требованиям, которые предъявляет общество и личность к уровню образованности в области дизайна специалистам различных профессий и уровней квалификации, практически по всем направлениям производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Цель исследования: разработка структуры и содержания профессиональной подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений.

Объект исследования: процесс подготовки дизайнеров-педагогов.

Предмет исследования: структура и содержание дизайн-образования при подготовке дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что структура и содержание дизайн-образования при подготовке дизайнеров-педагогов для начальных и средних образовательных учреждений будут эффективно реализованы, если они: -основаны на дидактической модели дизайн-образования, построенной в соответствии с моделью деятельности дизайнера-педагога; -включают в себя требования к деятельности специалиста, общепрофессиональный и специальный блоки содержания подготовки; -имеют систему методов входного, текущего и итогового контроля; -осуществляются на основе проектно и личностно-ориентированного подхода к обучению; -разработано программно-методическое обеспечение и критерии эффективности подготовки дизайнеров-педагогов; -реализуется многоуровневая образовательная программа, в которой первый уровень обеспечивает среднее профессиональное образование с присвоением квалификации "дизайнер", а второй - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации "дизайнер-педагог"

Задачи исследования:

1.определить сущность дизайн-образования при подготовке дизайнеров-педагогов; изучить состояние теории и практики дизайн-образования за рубежом и в Российской Федерации и обосновать необходимость подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений; разработать требования к деятельности специалиста дизайнера- педагога; разработать структуру и содержание профессиональной подготовки дизайнера- педагога, программно- методическое обеспечение и критерии эффективности подготовки дизайнера-педагога;

5. провести педагогический эксперимент подготовки дизайнеров- педагогов в колледже;

6. разработать предложения по организации подготовки специалистов в педагогических вузах, образовательная практика которых связана с подготов кой по специальности 030500-"Профессиональное обучение" изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки дизайнеров-педагогов; определение исходных позиций, проблемы, цели, гипотезы, задач исследования; -определение сущности понятия дизайн-образования при подготовке дизайнеров- п едагого в; - разработка требований к деятельности дизайнера-педагога. Второй этап: - разработка структуры и содержания образования дизайнера-педагога; -разработка программно-методического обеспечения и критериев эффек тивности подготовки специалистов; - опытно-экспериментальная работа. Третий этап: -апробация и реализация разработанной учебно-программной документации в практике подготовки дизайнеров-педагогов; -систематизация и обобщение результатов исследования; - оформление работы.

Научная новизна заключается в том, что в исследовании;

1. определены структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений. разработана дидактическая модель дизайн-образования, ее учебно-программное обеспечение, взаимосвязь структуры и содержания образования с формами, методами и технологиями обучения дизайнеров и дизайнеров-педагогов; доказана необходимость подготовки дизайнеров-педагогов и возможность ее осуществления на базе подготовки дизайнеров, специалистов среднего уровня квалификации.

Теоретическая значимость заключается в - определении сущности понятия дизайн-образования при подготовке ди зайнеров-педагогов; -теоретическом обобщении и систематизации опыта введения дизайна в образовательные программы образовательных учреждений разного уровня и профиля подготовки специалистов, как в нашей стране так и за рубежом; - разработке модели деятельности дизайнера-педагога, согласно которой сферой деятельности специалиста является дизайн-образование и профессио нальная дизайн-деятельность.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении учебно-программной документации для подготовки дизайнеров-педагогов, которая в соответствии со специализациями, может быть использована в качестве модели дизайн-образования для различных образовательных учреждений; разработке предложений по подготовке дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений; приобщении обучающихся к проектной культуре в результате внедрения дизайн-образования в образовательные программы различных уровней и профилей образования.

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается комплексным подходом к проблеме исследования с помощью применения комплекса разработок и методов, адекватных объекту, целям, задачам исследования, достаточно продолжительным этапом опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов и итогами первых выпусков специалистов в Нальчикском колледже дизайна. Апробация работы и внедрение результатов исследования

Основные результаты исследования представлены в десяти публикациях, комплексе утвержденной учебно-программной документации, докладывались на международных и Российских конференциях, обсуждались и получили одобрение на пленумах УМО высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию, на заседании учебно-методического совета УМО по профессионально-педагогическому образованию, на совместном семинаре кафедры педагогики и декоративно-прикладного искусства Уральского профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), на научном семинаре института развития профессионального образования (г. Москва );

На конференциях: -"Международное сотрудничество в области образования, науки и культуры в Уральском регионе" (Екатеринбург, 1997п). -«Новые информационные технологии и их региональное развитие «ELBRUS-97» (Нальчик, 1997г.) - На IV и V научно-практических конференциях по инновациям в профес сионально-педагогическом образовании "Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий" (Екатерин бург, 1996г., 1997г.). -На координационном совещании исполнителей научных исследований по проблемам профессионально-педагогического образования Российской Федерации (Екатеринбург, 1997г.).

Материалы исследования использованы в практике работы Нальчикского колледжа дизайна в виде учебных планов: по специальности 0519-"Декоративно-прикладное искусство", специализации в области графического дизайна, дизайна костюма, архитектурного дизайна, дизайна интерьера, утвержденного Комитетом по профессиональному образованию Министерства образования РФ (1992г.); рабочих учебных планов (1992-1996г.), утвержденных Министерством образования и науки КБР (1992-1996г.); - по специальности 030500-"Профессиональное обучение", специализа ция 030536- "Дизайн в профессионально-педагогической деятельности" (гра фический дизайн, дизайн костюма, дизайн архитектурной среды), утвержден ный Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональ ных учебных заведений РФ по профессионально-педагогическому образова нию (1997г); -блока общепрофессиональных и специальных дисциплин специализации 030536- "Дизайн в профессионально-педагогической деятельности" Государственного образовательного стандарта по специальности 030500-"Профессиональное обучение"

Разработаны: -"Положение о дифференциации и профилировании студентов Нальчикского колледжа дизайна", утвержденное Советом колледжа; -"Положение об организации дипломного проектирования", утвержденное Советом колледжа.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1.Обоснование целесообразности внедрения проектной культуры в педагогическую деятельность соответствующих образовательных учреждений, и в связи с этим, необходимости подготовки дизайнеров-педагогов.

2,Обоснование возможности подготовки дизайнеров-педагогов в соответствии с предложенной моделью специалиста и дидактической моделью образования.

3.Подтвержденные в процессе опытно-экспериментальной работы: -структура и содержание обучения дизайнеров-педагогов по предметным областям общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках многоуровневой схемы обучения ; формы и методы организации учебного процесса; критерии эффективности подготовки дизайнеров-педагогов.

Сущность дизайна и дизайн-образования

Современная материальная культура может быть представлена, в основном, в виде трех больших множеств: духовная, материальная и духовно-материальная культура.

Первая- духовная, включает в себя информационные, информационно-художественные и символико-коммуникативные коды, которые в системе определения ценностей объявлены на сегодняшний день высокими в развитых странах.

Вторая - материальная, включает в себя комплекс технико-сырьевых запасов и объектов культуры, которые составляют природную основу человечески определенного "рукотворного" явления в культуре.

Третья: духовно-материальная часть составляет жизненный ареал людей, в котором и происходит повседневное функционирование человеческого общества [41], [33].

В этой части культуры с завершением двадцатого столетия и начал занимать лидерскую позицию дизайн. Дизайн как отображение этого мира и дизайн как способ формирования и функционирования этого мира.

Впервые о дизайне, как о направлении деятельности, органически увязывающей экономические и эстетические требования промышленного производства , заговорили в 1907 году в Германии, что связано с именем Питера Бернса [32].

Исторический анализ показывает, что само понятие дизайна претерпело изменения в зависимости от развития экономических отношений в обществе и структуры культуры. Интерес представляет, на наш взгляд, определения дизайна, приводимые К. Кантором в книге "Красота и польза" [42]. Дизайн это:

- прикладное искусство современного стиля;

- новый раздел прикладного искусства, связанный с современной промышленностью;

- искусство создания предметов техники, технических предметов быта и труда (отличается от традиционного прикладного искусства по сложности предмета);

- эстетизация техники (широкое произвольное понятие, ибо под эстетизацией понимают часто и наведение порядка в цехе или окраску станков и оборудования);

- художественное конструирование (в данном случае область деятельности отождествляется с методом деятельности);

- систематическое применение научных данных для конструирования новых машин или, шире, вообще всякой новой продукции промышленности;

- новый вид творческой деятельности в промышленности.

Более современные определения дизайна :

- дизайн является особым качественным этапом развития проектного мышления и деятельности, на котором складывается система проектирования, включающая в себя различные инженерно-технические деятельности и научные дисциплины при ведущей роли гуманитаризующего, проблемно ориентированного художественно-проектного мышления [21];

- дизайн это способность сделать самый сложный в техническом отношении объект близким человеку [108];

class2 СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ ПЕДАГОГОВ class2

Организационная структура подготовки специалистов

Цель системы профессионально-педагогического образования - подготовка специалистов, способных обучать профессиональным знаниям и умениям в учреждениях начального, среднего и общего образования, а также заниматься предметной профессиональной деятельностью в области дизайна.

Для реального и содержательного обновления системы подготовки специалистов - необходимо переосмысление модели профессиональной образованности личности - как цели и результата профессионального образования.

Быстрые инновационные изменения в сфере производства кардинально меняют содержание понятия квалификация, квалифицированного работника, эти изменения связаны с применением в профессиональной деятельности новых технологий. К этому работников необходимо готовить в сфере профессионального образования. Одним из наиболее важных факторов успешности такой подготовки, но мнению ряда зарубежных исследователей, является надежность высококлассных профессиональных преподавателей, а главным видом технологии- информационная [118].

Именно в связи с этими проблемами и возникла проблема профессиогра-фии специалиста. Назначение профессиографии- в описании профессии и составлении модели профессии, например, в виде профессиограммы,

Профессиограмма отражает цели профессионального образования, поэтому она становится основой проектирования содержания образования.

Документом, реализующим связь характеристик личности специалиста (из профессиограммы) с содержанием образования может быть профессиональная характеристика. Она - являясь "промежуточным звеном" между описанием профессии и содержанием образования - может стать основой для перехода к разработке учебно-программной документации.

В профессиограме отражена сущность, специфика профессии, ее предметное, технологическое, социальное, психологическое, художественно-эстетическое, содержание, а также разработана трехкомпонентная структура личности дизайнера-педагога, включающая ее направленность, компетентность и профессионально важные качества. Произведено соотнесение этих компонентов с основными стадиями профессионального становления: оптации, профессионального образования, профа-даптации, профессионализма и профессионального мастерства [119].

Профессиограмма дает достаточно системное представление о компонентах профессии (объекты, средства, принципы деятельности, задачи, продукты деятельности и т.д.), из нее выводятся требования к работнику, как субъекту деятельности. То есть профессиограмма есть информационно-содержательная база для составления профессиональной характеристики.

Методика проведения, задачи и содержание педагогического эксперимента

Системообразующим фактором педагогического проекта является профессиональная деятельность дизайнера-педагога. Структурный анализ показал, что эта деятельность является интегративной, включающей три основных вида деятельности: педагогическую, проектную, производственно-управленческую.

Следуя логике анализа содержания профессиональной деятельности и его специфике была создана профессиограмма и профессиональная характеристика дизайн ера-педагога.

В соответствии с квалификационной характеристикой разработан учебный план (1992г.). План утвержден Комитетом по профессиональному образованию Министерства образования РФ, и до выхода Государственного образовательного стандарта - его заменял.

Учебный план состоит из нескольких блоков, включающих следующие курсы: курс художественной и технической культуры, курс дизайна, курс физической и деловой культуры, курс истории мировой культуры и профилирующих курсов специализации.

Основной критерий отбора содержания дисциплин учебного плана и учебных программ реализация профессионального развития личности обучающегося на основе личностно-ориентированных технологий.

Большое значение в решении задач нашего исследования имели результаты эксперимента.

Эксперимент был направлен на организацию образовательного процесса, определение схемы образовательного процесса, его дидактических единиц, особенность методических построений отдельных дисциплин, определения критериев успешности освоения образовательной программы на разных этапах обучения.

Похожие диссертации на Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений