Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Тесфаейсус Тешоме Волдейес

Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии
<
Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тесфаейсус Тешоме Волдейес. Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 136 c. РГБ ОД, 61:02-13/2008-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление и развитие общеобразовательной школы в Эфиопии 11

1.1.. Предпосылки создания национальной системы школ в Эфиопии . 11

1.2, Этапы развития общеобразовательных школ в Эфиопии, начиная с первой половины XXв 22

Глава II. Современная общеобразовательная школа в Эфиопии (к началу XXI в.)

2.1. Цели и задачи обучения, и воспитания общеобразовательной школы 51

2.2. Основные направления развития общеобразовательной школы ... 89

Заключение 100

Список литературы 105

Приложения 125

Введение к работе

Стремление развивающихся стран Азии и Африки к преодолению научно-технического и экономического отставания от ведущих мировых держав, к развитию самобытной культуры, созданию национальных систем образования особенно отчетливо проявляется (в последние десятилетия) в условиях роста национального самосознания.

Ликвидация все еще сохраняющейся неграмотности, подъем образовательного уровня населения, подготовка национальных кадров во всех областях производства, создание собственного научного потенциала становятся первоочередными задачами многих стран Африки, в том числе и Эфиопии. Реформы народного образования, в ходе которых происходят изменения структуры, содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы, ставят специалистов перед необходимостью изучения и анализа их основных направлений и тенденций дальнейшего развития систем образования. Понимание этих процессов достигается исследованием всех факторов и явлений, влияющих на становление педагогических систем.

Предметом научного интереса настоящего исследования является процесс возникновения и развития системы общеобразовательных школ в Эфиопии.

В арсенале историко-педагогических исследований существует достаточное количество работ, посвященных образованию в разных странах мира, включая и страны Африки, однако исследований образования в Эфиопии крайне мало, и они носят в основном статейный характер. В Российской педагогической энциклопедии отсутствует статья об Эфиопии, по-видимому, из-за нехватки информации. Обобщенных аналитических работ по данной проблематике не обнаружено и в научном фонде Эфиопии.

Обстоятельное изучение указанной проблемы позволит не только восполнить этот пробел, но и внести определенный вклад в формирование целостного взгляда на развитие педагогической мысли и систем образования и воспитания во всем мире.

Руководствуясь тем, что школьное образование Эфиопии рассматривается не изолированно от систем образования в Африке в целом, нам представилось правомерным обратить внимание на некоторые работы, в которых отражено развитие образования в Африке. К ним относятся труды таких авторов, как: Бобровский А.Г., Борисенков В.П., Гаврисова Т.М., Зуева Н.И., Клепиков В.З., Михайленко Т.Г., Пономарев Д.К., Саундресс Вилл П. и другие.1

Вместе с тем исследования состояния развития школ в Африке в педагогической литературе представлены главным образом работами обзорного характера, материалами журнальной публицистики, отражающими позиции авторов на изменения, происходившие в системе образования Эфиопии, и статистические данные.

В диссертационном исследовании Борисенкова В.П. представлено развитие педагогической мысли в странах Африки, но материалы, относящиеся к Эфиопии, освещают борьбу с неграмотностью в стране и идеологизацию содержания образования в революционный период.

В работах таких исследователей как СВ. Балашов , Верин Ю.П., Гукасов А., Клепиков В.З., Ерку Имер (4), Панкхерст Е.С., Райт М.В., Тешоме Г.В., Тимофеева Н.М., Платонов В.М.2 содержатся некоторые сведения о

См.: Борисенков В.П. Становление и развитие педагогической мысли в странах Африки; дис.../док/пед. наук - М., 1988. - 409 с; Бобровский А.Г. Особенности развития народного образования в Африке//Вопросы сравнительной педагогики - М.: Педагогика, 1973. - с. 134-159; Зуева Н.И. Пути развития народного образования в восточной Африке//Становление и развитие национальных систем народного образования в освободившихся странах. - Пятигорск, 1982. - с. 67-68; Клепиков В.З. Начальное образование в развивающихся странах Азии и Африки. - М, 1982. - 48 с; Михайленко Т.Г. Некоторые проблемы народного образования в экваториальной Африке/УПроблемы образования в зарубежных странах. - B.I.M. 1968. - с. 126-140; Пономарев Д.К. Проблемы просвещения и подготовки кадров в Африке (1960-1975). - М.: Наука, 1980. - 114 с; Saundress Will P. Schools for rural transformation in AfricaZ/Ethiopian journal of education. -A.A., 1969-Vol. 3.-№ 1 и др.

См.: Балашов СВ. Развитие образования в Эфиопии// Советская педагогика. -1990. - № 5.- С. 124-130; Клепиков В.З. Народное образование в Эфиопии// Советская педагогика, № 6, 1983. -№6.-С. 125-127; Верин ЮЛ. По Эфиопии// Народное образование. - 1996. -№2.- возникновении и развитии образования в Эфиопии, но и в них отсутствует целостный подход к изучению этой проблемы.

Существует ряд зарубежных публикаций, посвященных традиционному образованию в Эфиопии, таких как Алемаеху М., Алаке И.К., Маргарета С, Хайле Г.Д., Панкхерст Р.К.1 и борьбе с неграмотностью Гудета М., Астерае X. Мерга Г., Соломон Е., Амаре А., Астер Т., Даниэл С, Текле А. и другие. Но в них так же не представлена полная картина системы образования в Эфиопии, не говоря уже о научном ее анализе.

В 90-х гг. появляются исследования Кироса Г.Р., Месфина Б.Г., Николаевой О.Л., Текесте Н., Филипа В.3, в которых делается акцент на

С. 106-108; Гукасов А. На пути развития// Народное образование. - 1986. - № 5- С. 86-87;.Erku Yimer. The Ethiopian educational system (a case to various problems). - A.A., 1971.; Pankhurst E. Sylvia. Ethiopia a cultural history. - A.A.: Lalibela house, 1955; Teshome G.W. Education in Ethiopia: prospect and retrospect. - Michigan: Ann Arbor. Univ. of Michigan press.-1979 -256 p.; Райт M.B. Некоторые стороны современной эфиопской культуры//Проблемы культурного строительства в независимых странах Африки. М., 1971 - с. 184-198; Тимофеева Н.М. Эфиопия: система образования в зарубежных странах. Научно-исследовательский институт проблем высшей школы. - М., 1975. - 43 с; В.М. Платонов. Традиционное образование в Эфиопии//Страны и народы востока. Выпуск XXVII- М.: Главная редакция восточной литературы.- 1991 - с. 221-244. 1 См.: Aleraayehu М. Language teaching and Curricula in traditional education of the Ethiopian orthodox Curch//Ethiopian journal of education. - 1973. - Vol. 6.- № 1; Alake I.K. Traditional Ethiopian Church education// Ethiopian journal of education. - A.A.,1970. - № 4.; Margareta S. A study of a literacy campaign in Ethiopia, Scandinavian Institute of African studies. - Uppsala, 1983. - 174 p.; Pankhurst R.K. The Foundation of education// Ethiopia observer. - A.A.- 1962.- Vol. 6.-№3. 2 См.: Gudeta M. The national literacy campaign in Ethiopia/ZPerspectives. - Paris, 1982. - Vol. 12. - № 2; Asterage H. The national literacy campaign in the course of the Ethiopian revolution. A.A., 1984; Merga G. The national literacy campaign in socialist EthiopiaZ/Seventh international conference of Ethiopian studies. - Lond.university of Lond. -1982. - Vol. 2; Solomon E. Aduit education in Ethiopia and its relevance to development//Education and culture in Eastern Africa, 1970, - Vol. 2; Amare Asgedom. Ethiopia's literacy revolution. Cairo, 1985; Aster T. Adult education of functional literacy in rural Ethiopia and its implication for social and economic development. - A.A., 1978; Daniel S. A comparative analysis of Ethiopia's pre and post revolution literacy campaigns. - A.A., 1984; Tekle A. An evaluation study of the Ethiopian literacy campaign programme (1979-1981). - Ibadan, 1981.

См.: Месфин Б.Г. Проблема качества в системе образования в Эфиопии: Дис канд. соц. наук. - М., 1993. - 180 с; Tekeste N. Rethinking Education in Ethiopia. - Uppsala: Mordiska Africa institute, 1996. - Л 8 p.; Philip V. Mea surving the quality of education at two levels: A case study of primary schools in rural Ethiopia// International Review of education. - 1999. - Vol 45,- № 2.- p. 150-210. Николаева О.Л. Эфиопская школа: вчера, сегодня, завтра//Труды российской историко-зтно-социологической экспедиции в Эфиопии в 1990-1992 г.г. - М.: Восточная литература, 1997. - С. 213-241; Kitos G.R. Implementing educational policies in состоянии качества образования в Эфиопии. Так, в работе Николаевой О.Л. подробно описаны типы школ в Эфиопии, в работе Кироса Г.Р. освещается политика в области образования в разные периоды его становления. Но все эти работы не освещают имеющиеся проблемы образования в Эфиопии в их взаимосвязи.

Недостаточность фактологических и научных сведений об образовании в Эфиопии подчеркивает значение изучения журнальных публикаций. Освещением проблем образования в Эфиопии занимаются главным образом такие журналы, как "Ethiopianist Notes", "Educational journal", "Ethiopia observer", "Ethiopian Journal of education", "African affairs", "North-east African studies'V'Light and peace"

В публикациях Асфау А., Атнафу Б., Белете 3., Була А., Даниэл Д., Йтбарек М.1 рассматривается состояние школьного образования в отдельных провинциях страны.

Обобщение и анализ имеющихся исследований, посвященных развитию системы общеобразовательных школ в Эфиопии, выявили их общую направленность - преобладание фактического описательного материала над теоретической разработкой проблемы исследований, отсутствие их систематизации.

Данная работа представляет собой попытку целостного рассмотрения возникновения и развития системы общеобразовательных школ в Эфиопии с учетом всех аспектов и системообразующих факторов.

Историко-педагогическая значимость и актуальность избранной проблемы в педагогической науке определили тему исследования - Ethiopia. - Washington: World Bank, 1990. - 116 p. 1 См.: Asfaw Alemayehu. A special analysis of schools in HIubaborZ/Ethiopian Journal of education - A.A., 1987. - № 4; Atnafu B. Spatial analysis of schools in Wollega/ZEthiopian Journal of education - A.A., 1984 - № 2; Belete Z. Spatial analysis of schools distribution in Shoa//Educational journal. - A.A., 1987; Bula A. A spatial analysis of schools in SidamaZ/Ethiopianist Notes - A.A., 1982. - № 3; Daniel D. The development and distribution of schools in Kembata and HadyaZ/African affairs. - A.A., 1987. - № 6; Yitbarek M. Modern and traditional schools of Wabe awTaia//North-east African studies. - A.A., 1970. - № 2. «Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии».

Объект исследования - развитие образования в Эфиопии.

Предмет исследования - становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии.

Цель исследования - охарактеризовать процесс становления и развития системы общеобразовательных школ в Эфиопии и выявить тенденции её дальнейшего развития.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1.Раскрыть предпосылки возникновения первых просветительских учреждений в Эфиопии.

Проследить основные этапы развития общеобразовательной школь, Эфиопии.

Охарактеризовать современное состояние общеобразовательной школы.

Раскрыть цели и задачи воспитания, образования и обучения.

Дать общую характеристику организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Охарактеризовать основные направления развития общеобразовательной школы в стране.

Методы исследования - сравнительно-исторический анализ педагогических источников, материалов периодической печати, обобщение и систематизация изучаемых фактов.

Источники исследования: научно-педагогическая литература; учебники и учебные пособия, используемые в школах Эфиопии; общая и педагогическая периодика.

Достоверность исследования обеспечивается привлечением документальных материалов и научным подходом к их анализу и интерпретации, адекватным задачам исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного исследования состоит в том, что:

Впервые целостно представлено становление общеобразовательной школы в Эфиопии во взаимодействии со всеми формирующими ее факторами - социальными, экономическими, политическими и социокультурными.

Выделены три основных этапа и развития общеобразовательной школы в Эфиопии, связанные с революционными преобразованиями в стране (1908-1974, 1974-1994, 1994- до настоящего времени) и характеризующиеся изменениями целей и содержания учебно-воспитательной работы.

Раскрыты цели и задачи современной общеобразовательной школы Эфиопии, направленные на подготовку социально активных, интеллектуально развитых учащихся, готовых продолжать свое образование.

Охарактеризованы основные направления развития общеобразовательной школы в Эфиопии, проявляющиеся в стремлении привести организацию учебного процесса и содержание школьного образования в соответствии со своими национальными традициями, в использовании этнических языков в процессе обучения в школе в различных регионах страны, в увеличении выпуска более доступных учебников эфиопских авторов, в преодолении экономических трудностей на пути демократизации школы.

Практическая значимость исследования предполагает использование полученных результатов для разработки основного и факультативного курсов по истории зарубежной педагогики в курсе педагогики российских вузов, а также для последующих исследований развития общеобразовательной школы Эфиопии.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Предтечей формирования национальной системы образования в

Эфиопии выступали религиозные школы. Наиболее влиятельным религиозным институтом в стране считалась православная церковь. Основанная в IV в. н. э. и имеющая богатый опыт и традиции, она установила традиционный тип церковной школы, включающей начальную среднюю и высшую ступень, срок обучения, в которой длился около 30 лет. Этот тип школы сохранился в определенном количестве до настоящего времени.

2. В становлении и развитии современной общеобразовательной школы в соответствии с политическими, экономическими и социальными установками в Эфиопии выявлены три основных этапа: Они характеризуются следующим; - Первый этап (1908-1974 г.г.) ознаменован открытием первых школ европейского типа, заложившим основы современной системы образования в стране. В 1930 г. в связи с приходом к власти прогрессивно настроенного императора, (инициирующего создание организации африканского единства) Хайле Селассие I, начался переход от элитарного обучения к массовому и борьбе с неграмотностью среди взрослых, в том числе и женщин. Создана сеть профессионально-технических и высших учебных заведений. Для контроля и координации системы образования было учреждено Министерство образования и культуры. - Второй этап (1974-1994 г.г.), связанный с революционным преобразованием 1974 г., стал поворотным пунктом в культурном развитии страны. Под руководством нового, исповедующего социалистическую идеологию военного правительства, были начаты реформы школьного образования, законодательные акты которых зафиксированы в документах революционной программы. Расширением сети общеобразовательных учреждений делалась попытка искоренить неграмотность и повысить уровень общего образования всех граждан страны без какой-либо дискриминации. Согласно этой программе был принят закон о национализации школ, находившихся в собственности частных лиц. Была учреждена Комиссия по организации и направлении развития системы общеобразовательной школы в стране. - На третьем этапе, начавшемся в 1994 г. и продолжающемся до настоящего времени, переходное прокапиталистическое правительство, свергнувшее военное, осуществило реформу системы школьного образования. Его структура, состоявшая из 6-летней начальной (1-6 классы), 2-летней средней I ступени (7-8 классы) и 4-летней средней II ступени школ, была реорганизована в восьмилетнюю (1-8 классы) и среднюю четырехлетнюю школу (9-12 классы). Обучение в начальной школе стало вестись на родном языке. Изменилось управление образовательной системой, став более децентрализованным.

Определение целей, задач и содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы Эфиопии напрямую связано с политическими установками того или иного правительства, приходившего на смену новой власти. Все три революционных этапа в развитии страны сопровождались школьными реформами и коррективами содержания, целей и задач обучения. Современное содержание образования нацелено на обеспечение учащихся средней школы знаниями, достаточными для продолжения обучения в вузе.

Динамика реформирования школы на протяжении более полувека позволила выявить основные направления развития системы образования в Эфиопии, в настоящее время направленные на приведение содержания образования и идеалов воспитания в соответствие с национальными особенностями культуры, условиями жизни и потребностями общества, использование этнических языков в процессе обучения, подготовку национальных учительских кадров, насыщение содержания образования национальным компонентом.

Предпосылки создания национальной системы школ в Эфиопии

Государство, расположенное в Восточной Африке со столицей Аддис-Абеба, по наиболее распространенной версии, получило свое название от древнегреческого "Айтьопия", что означает "Страна людей с обожженными солнцем лицами". Так греки называли землю к югу от Египта.

Сейчас население Эфиопии составляет более 60 млн. человек на площади более 1 млн. кв. км.

За этнонимом "эфиоп" стоит более 80 народов, говорящих на различных семито-хамитских, нигеро-кордофанских и нило-суданских языках и исповедующих главным образом православное христианство, в меньшей степени - ислам, христианство иных направлений и иудаизм. К наиболее крупным этносам относятся семито-язычные амхара и кушито-язычные оромо.1

Многое из прошлого и настоящего Эфиопии позволяет говорить о своеобразии исторического развития этой страны. Существуют свидетельства того, что территория страны представляет собой один из очагов происхождения древнейшего человека. Много позднее на севере современной территории Эфиопии возникло Аксумское царство, первые сведения о котором относятся к 1 в, н. э. Если даже вести отсчет с этого времени, то и тогда история страны насчитывает около двух тысячелетий, что ставит ее в один ряд с древнейшими мировыми цивилизациями. Намного раньше других государств Африки Эфиопия вошла в ореол распространения одной из мировых религий, уже в 4 в. в стране появилось христианство. Важное значение имело наличие собственной письменности.

Несмотря на многочисленные нашествия, Эфиопия ни разу не была покорена, сохраняя государственную самостоятельность. Таким образом, в период "схватки за Африку" в последние десятилетия прошлого столетия Эфиопия оказалась единственным из африканских государств, сумевшим в вооруженной борьбе с европейским колониализмом отстоять свою свободу и независимость.1

Но, несмотря на богатейшую историю, насчитывающую три тысячелетия и по праву гордящуюся своей древней культурой, старинной письменностью, существующей уже на протяжении 16 веков, страна по числу грамотных оказалась одной из самых отсталых даже в Африке. Нехватка преподавателей, не заинтересованность духовенства и высшего дворянства в образовании из-за нежелательной модернизации стали основной причиной отставания в области образования. Наличие большого числа языков и диалектов, многие из которых не имеют письменного алфавита и незнание большей частью населения амхарского (официального) языка составляют дополнительные трудности в распространении грамотности.

До начала XX в. образование в Эфиопии было монополией духовенства как христианского, так и мусульманского. Дети обучались в церковноприходских, монастырских, коранических школах или на дому у священников и шейхов. Можно сказать, что начало традиционному образованию в Эфиопии было положено религиозными институтами, наиболее влиятельным из которых выступила православная церковь. Основанная еще в 4 в. н. э. и имея определенный опыт и традиции, она разработала и предложила весьма популярный тип обучения, которое просуществовало около 30 лет. Как бы ни менялись подходы к образованию и обучению, церковь сохраняла свое положение в качестве одного из главных институтов вплоть до настоящего времени.

Первые церковные школы в Эфиопии появились при дворе аксумского царя Эзана еще в 4 в. н.э. С 7 в. почти одновременно с распространением на территории современной Эфиопии ислама появились коранические школы, в которых помимо обучения грамоте, большое внимание уделялось изучению Корана.1

Религиозно-догматическая монополия в области обучения сохранялась в качестве ведущего направления в Эфиопской системе общеобразовательной школы вплоть до начала XX века. Образование находилось в руках религиозных деятелей, а Библия и Коран были основными источниками учебных программ. Церкви, монастыри и мечети были главными центрами обучения. Христианство, ислам, иудаизм и язычество существовали на равных правах и школы были конфессиональными. Христианство доминировало на севере, северо-западе и в центральных районах; ислам преобладал на западе и востоке; иудаизм в основном ограничивался районами вокруг озера Тана и провинциями Бегемидр и Семин; язычество было распространено на юге, в некоторых западных и восточных районах, включая часть центрального плато.2

Основной целью традиционного образования была подготовка молодых людей для службы в церкви или в мечети. Английская эфиопистка Сильвия Панкхерст отмечала: "Корни школьного церковного образования в Эфиопии, несомненно, следует искать в самом факте утверждения православия в стране к 327 году н.э. Школы изначально были созданы для того, чтобы обслуживать общины верующих, прививать их детям христианские принципы и литературные знания, привносить в обыденную жизнь привязанность к религиозным ритуалам, молитвам и песнопениям, что находило отклик у каждого члена прихода".'

Церковно-приходские школы осуществляли также подготовку наиболее способных детей к обучению в религиозных школах высшей ступени для получения сана священника, звания богослова, духовного контора или чтобы стать ученым, преподавателем, писцом, судебным служащим и т.д.

Церковное образование предусматривало не развитие взглядов человека на мир в целом, а убеждение людей принять существующий порядок вещей, сохранить то, что было дано много лет назад и в свою очередь передать это следующим поколениям в неизменном виде. И, следовательно, распространение образования в эфиопском обществе имело целью сохранение церковных устоев. Несмотря на то, что государство и церковь существовали независимо друг от друга, именно церковное образование служило основным источником поставки светских служащих и средством передачи "великих культурных ценностей".

В церковных школах обучение велось на двух языках - амхарском и геэз. Язык геэз, применяемый во время литургии в эфиопской церкви, аналогичен латинскому языку в римской католической церкви. Полная программа обучения в школе включала следующие предметы: языки -амхарскиЙ и геэз, литература, поэзия, церковная музыка, мировая история, математика, философия, толкование библии, история церковных литургий, гражданское и каноническое право, христианская этика и богословие.3 Учащиеся должны были заучивать наизусть множество религиозных книг. Однако в школах не было единой организации преподавания этих дисциплин.

Церковные школы были открыты для всех детей, чьи родители были приверженцами православной религии. Доступ к этим школам был ограничен главным образом жителями центральной горной местности Амхара и Тиграй. Важнейшим этапом в совершенствовании церковно-образовательной системы был гондэрский период (1636-1855), характеризующийся особо ярким расцветом эфиопской культуры. Гондэр долгое время являлся центром политической, культурной и церковной жизни. Гондэрские императоры покровительствовали искусствам и ремеслам, поощряли книжную премудрость. Со всех концов страны стекались в Гондэр ученые и студенты. Сюда же были перенесены резиденции митрополита, превратившие Гондэр и в сосредоточие церковной жизни.

Так постепенно сложилась в Эфиопии система церковного образования, в определенной степени удовлетворявшая социальные потребности экономически неразвитого средневекового общества.

Этапы развития общеобразовательных школ в Эфиопии, начиная с первой половины XXв

Существенные изменения, произошедшие в начале XX века в стране, потребовали иного взгляда на образование. Эти изменения были связаны с установлением центральной государственной власти и созданием постоянных представительств власти в городах, развитием современных секторов экономики, открытием иностранных посольств в результате дипломатического признания страны после победы в битве под Адава (в 1896 г. во время первой попытки Италии захватить страну)' и др. Напомним, что в результате Эфиопия стала более открытой внешнему миру. Центральная власть нуждалась в эффективном управлении, потребовались и квалифицированные кадры, которые могли бы управлять и осуществлять модернизацию страны. В связи с открытием иностранных миссий понадобились эфиопы-переводчики, кроме того, возросло число предприятий, требовавших от императора Менелика II обеспечения страны образованной рабочей силой, без которой невозможен прогресс.

В 1905 году император под воздействием общественности опубликовал послание к народу о важности и поддержке образования. В нем говорилось: «В развитых странах люди учатся для того, чтобы приносить пользу себе и обществу. Поэтому, начиная с сегодняшнего дня, мальчики и девочки, достигшие шестилетнего возраста, должны ходить в школу. Что касается тех родителей, которые будут сопротивляться этому распоряжению и не будут отправлять детей в школу, то после их смерти их собственность, вместо того, чтобы быть переданной по наследству их детям, будут передаваться государству. Мое правительство на эти средства будет строить школы и готовить учителей».

После серьезных разногласий с руководителями церкви и традиционалистами император Менелик II создал в Эфиопии благоприятные условия для деятельности миссионеров в области школьного образования, разрешив шведским и французским представителям начать работу в Аддис-Абебе. В 1905 году в миссионерских школах обучалось 100 человек (88 мужского и 12 женского пола),2

В это же самое время коранические школы обеспечивали некоторые элементы образования для части мусульманского населения.

Однако современное образование в полном смысле этого слова установилось значительно позже. Основу современной системы общеобразовательных школ составляли государственные школы. Первая государственная школа имени Менелика II была открыта императором в 1908 году в г, Аддис-Абебе в целях обеспечения правящей элиты знаниями для более эффективных контактов с внешним миром и обеспечения высококвалифицированными переводчиками, а также для специалистов судебных нужд.' Ее основание было продиктовано исключительно политическими мотивами.

Наличие эфиопов, получивших образование на национальных языках, рассматривалось как решающее условие сохранения независимости страны. Правящие круги в тот период придавали особое значение сохранению строгого баланса между независимостью страны и определенным резервом граждан Эфиопии, способных поддерживать связи с внешним миром. В результате в течение первых двадцати лет своего существования школа Менелика больше походила на заведение по изучению иностранных языков, чем на обычную школу. В школе главным образом преподавались французский, английский, итальянский и арабский языки. Выпускники поступали на службу на подготовленные для них места в правительстве и в ведомстве иностранных дел.

Почти одновременно возникла и вторая государственная школа в Харэре. В ее программу входило обучение французскому, итальянскому, английскому и амхарскому языкам, а также физике, химии, математике, истории и географии.1

Для поступления в эти школы не было возрастных ограничений, но в качестве предварительного условия выставлялось хорошее знание родного амхарского языка.

После смерти в 1913 г Менелика II унаследовавший власть его старший сын Лиз-Иасу столкнулся с волной политических протестов, которые отодвинули заботы об образовании на второй план, Школьная реформа, начатая императором Менеликом II, была продолжена его дочерью принцессой Зевдиту, сменившей на престоле своего брата. Она заявила, что "от каждого родителя требуется, чтобы он научил своего ребенка читать и писать, чтобы ребенок знал разницу между добром, и злом, чтобы боялся Бога и императора. Любой родитель, который откажется сделать это, будет оштрафован на пятьдесят быров, которые будут использованы на приобретение еды и одежды для бедняков1'.2

Очередным этапом в развитии общеобразовательной школы было основание в 1925 г. в Аддис-Абебе правительственной школы имени Тэфэри-Мэконына. В то время французский был основным иностранным языком в Эфиопии, преподававшимся приехавшими из Ливана учителями. Как отмечает эфиопский педагог Гирма Амаре, учащиеся, успешно закончившие начальную школу, сдавали специальный экзамен, подготовленный посольством Франции, чтобы получить французское удостоверение об окончании начального образования. Подобные школы появились и в некоторых провинциальных городах, таких как Дэсе в 1928 г., Горе в 1928 г., Джиджига в 1929 г., Лекэмт в 1929 г.1

Учреждению же собственно государственной системы образования в Эфиопии страна обязана прогрессивно настроенному императору, Хайле селассие I (инициирующему создание организации африканского единства) пришедшему к власти в 1930 г, Он придерживался довольно прогрессивных взглядов на роль образования в общественном развитии. В годы его правления начался переход от элитарного обучения к массовому и борьбе с неграмотностью среди взрослых, проходившей в рамках проекта ЮНЕСКО по функциональной грамотности Был открыт широкий доступ к образованию женщинам, создана сеть профессионально-технических и высших учебных заведений.

Одной из самых известных школ в Эфиопии считалась средняя школа для девочек императрицы Мэнен в 1930 г. Она была основана императрицей Мэнен сразу после ее вступления на престол. В начале 30-х годов во время итальянской оккупации школа, как и все школы Эфиопии, была закрыта, но уже в 1936 году, как это только стало возможным, вновь была открыта императрицей. В предвоенные годы обучение в ней велось на французском языке, а после войны в начале 40-х годов - на английском, В этой школе обучали детей рукоделию, вышиванию, моделированию одежды.

Цели и задачи обучения, и воспитания общеобразовательной школы

Как уже было отмечено раньше, император Хайле Селассие явился инициатором распространения современной системы школ в стране. Во время его правления в целях реформирования системы общеобразовательных школ была организована специальная группа экспертов. Главные задачи этой комиссии были определены следующим образом. - Проанализировать состояние развития системы общеобразовательной школы и ее возможности способствовать экономическому, социальному и культурному развитию страны. - Разработать пути совершенствования системы общеобразовательных школ, чтобы они могли удовлетворить как требования общества, так и интересы развития страны. - Определить возможности и способы участия школьного образования в процессе интеграции страны. - Наметить приоритеты для капиталовложения в развитии школ. В результате работы комиссии были представлены план и рекомендации, известные под названием «Обзор образовательного сектора». В этом документе были сформулированы основные цели образования в Эфиопии, сводившиеся к следующему: - Воспитать рациональный и научный взгляд на жизнь, развивать объективный духовный интерес, толерантные и широкие умственные способности учащихся. - Изменить традиционно отрицательное отношение к образованию. - Развивать индивидуальные способности с целью выбора в дальнейшем подходящей специальности для обеспечения экономической самостоятельности людей. - Воспитать стремление к самообразованию и продолжению обучаться, после того, как завершен курс официального школьного обучения. - Ввести частично в средних школах научно-техническое и профессиональное обучение с учетом потребностей эфиопского общества, - Усилить роль изучения амхарского языка как средства общения и делопроизводства. - Формировать интегрированное общество путем соединения различных культурных и языковых элементов и создания условий развития подлинно национальной культуры. - Способствовать росту национального самосознания. - Воспитывать у детей активную жизненную позицию, чувство необходимости участия в жизни общества. - Устранять противоречия во взглядах разных слоев общества на роль школы в становлении национальной науки, экономики, культуры. - Готовить молодежь к жизни в мировом сообществе. - Расширять распространение школьного образования по всей территории государства, - Добиться всеобщего начального образования по всей стране. Помимо этого в документе содержались и конкретные задачи реализации этих целей: - Достичь всеобщей грамотности к 2000 году, - Добиться государственного регулированного финансирования начальной школы. - Учредить специальный совет для разработки школьных программ для каждого уровня обучения.1 Прогрессивная общественность требовала организации современного школьного обучения, не имея предубеждений против европейской модели, именуемой ею «школой цивилизации», «проводником знаний», «плодовитым деревом», «медициной души и тела», «дорогой света» и т.д.

В подтверждение этому можно привести открытое письмо студента Мелаку Бейан к своим соотечественникам, которое вышло в печати под названием «Импульс для эфиопской молодежи». Он писал, как далеко вперед ушел мир, и требовал, чтобы эфиопы росли вместе с ним, В ответ на это письмо последовало много откликов. Многие из респондентов разделяли эти идеи, подчеркивая, что современные знания ведут к развитию общества, а невежество и традиционная косность выступают тормозом любого развития. Современные знания оценивались ими и как гарант развития государства для ее защиты от посягательств высокоразвитых стран.

Еженедельник под названием "Берханена Селам" в своем первом номере открыто заявил: «Наш журнал будет публиковать то, что нужно народу, а именно то, что способствует усвоению научных знаний,... Где нет света, там - темно, где нет обучения, мысли тоже становятся темными, потому что мысли освещаются при помощи учения». В нем появляется ряд статей, посвященных проблемам образования молодежи, такие как «Польза образования», «Советы для эфиопской молодежи», «О воспитании», «О школе цивилизации», «Путь цивилизации», «Как народ идет к цивилизации», «Свет сияет над Эфиопией». В журнале можно было найти даже педагогические стихи, так, например, «Диалог между принцессой Азбукой и ребенком», «Заставь нас любить труд», «Советы для школы», «Как много учеников есть в Эфиопии». Берханена Селам «предоставлял свои полосы для острых дискуссий по вопросам образования. Например, в одном из номеров старое поколение, среди которого были и герои войн, утверждало, что современное образование и воспитание делают молодежь трусливой. Их оппоненты в ответ приводили следующие аргументы: "В современном мире нельзя выиграть войну только с помощью храбрости, для военных целей и задач необходимы современные знания. Эфиопия должна считаться с врагом, который обладает более высокими знаниями и возможностями».

Кроме этого, журнал пропагандировал необходимость посещения школ детьми, что вменялось в обязанность родителям. Часто цитировались слова императора Хайле Селассие: "Родители, которые содействуют воспитанию своих детей, позже будут восхвалены; а о других будут вспоминать с чувством горечи и досады". »

Для достижения поставленных целей в соответствии с решениями 3-го пятилетнего плана развития страны в области школьного образования правительство Эфиопии наметило провести следующие мероприятия: унифицировать возможности получения образования в различных районах страны; создать Академию амхарского языка (Academy of Amharic); продолжить кампанию борьбы с неграмотностью; улучшить контроль за работой школ; разработать новые школьные программы, близкие к реальным условиям и потребностям Эфиопии.

Согласно згой программе в начальную школу принимались дети с 6 лет, продолжительность обучения в которой составляла шесть лет. Обучение велось на родном (амхарском) языке. В учебный план начальной школы входили амхарский и английский языки, арифметика, музыка, гигиена, основы морали, сельскохозяйственное производство, ремесла, физкультура, С третьего класса вводились история, география естествознание и домоводство. Английский язык преподавался с третьего класса по 5-6 уроков (по 40 минут) в неделю. В государственных начальных школах на одного учителя приходилось около 49 учеников, несмотря на огромный отсев учеников, особенно начальной школы.

По окончании шестого класса учащиеся сдавали экзамены и получали свидетельство об окончании начальной школы (Elementary School Leaving Certificate).

Середняя общеобразовательная школа имела две ступени - младшую среднюю, обучение в которой длилось два года (7 и 8 классы) и старшую -четыре (с 9 по 12 классы). Младшая средняя школа была организована по решению Министерства образования и культуры в ]964 г. До этого 7 и 8 классы относились к начальной школе, где срок обучения продолжался восемь лет. Учебные программы 7 и 8 классов в 1964 г. были пересмотрены и расширены новым материалом. В программы младшей средней школы были введены практические предметы с тем, чтобы учащиеся, оставляющие школу после восьмого класса могли получить необходимые для трудовой деятельности знания. До 1964 г. учебная программа имела общеобразовательный характер.

Кроме общеобразовательных предметов в учебном плане значились такие дисциплины, как основы гигиены, ремесла и техническая подготовка. Включение этих предметов было специфическим для африканской школы. Предмет основы гигиены включал следующие темы; развитие человеческого организма, состояние здоровья, умственные способности, состояние общественного здравоохранения, питание, охрана труда, оказание первой помощи, а в предмете ремесла и техническая подготовка изучались обработка металлов, столярные работы, обращение с электрооборудованием (См. Приложение 1 : «Учебный план младших средних школ Эфиопии 1964 г.).

Основные направления развития общеобразовательной школы

На протяжении всего периода развития страны образование выступало, мощным средством управления массами. Воспитание и образование способствовали повышению производительного труда, подъему экономики, развитию культурного потенциала нации и формированию социо-политического опыта.

Как уже отмечалось раньше, становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии проходило в весьма непростых условиях.

До начала ХХ-го века оно носило религиозный характер. Дети обучались в церковных школах, в мечидах. С одной стороны церковь играла большую роль в обучении и воспитании молодежи того времени, с другой она тормозила развитие современного образования в стране. Это выражалось в ее противостоянии открытию школ нового образца и в запрете западным миссионерам открывать такие школы в стране.

Поступательное движение в развитии школьного образования было сделанопри открытии первых школ, отвечающих современным требованиям в начале XX века. Целью таких этих школ было подготовить необходимых специалистов в области сельского хозяйства и техники. Представление Эфиопии о требованиях к современной системе образования заимствовались ею за рубежом. Влияние запада на организацию учебно-воспитательного процесса сохраняется в Эфиопии и сейчас. Оно выражается в использовании учебных программ,, учебников зарубежных авторов, в использовании учебными учреждениями иностранных педагогических кадров.

Следует заметить, что последние 10-20 лет намечается тенденция вырваться из под иностранного влияния, укрепить свои национальные традиции, строить систему образования и воспитания на основе исконно-национальных идеалов. И первым шагом в этом направлении можно рассматривать использование этнических языков как средства обучения в школе. Исходя из того, что родной язык в начальной школе способствует более легкому восприятию и усвоению учебного материала, а также воспитывает в ребенке чувство гордости за свой народ, с начала 1990 г в школах обучение ведется уже приблизительно на 20 национальных языках. Переход школ на обучение на родном языке проходил с рядом издержек. Были некоторые этнические группы, которые, воспользовавшись свободой выбора языка обучения, отказались вообще от своих исконных основ и взяли для письменности латинский язык. Кроме того, переход этнических групп на обучение на родном языке сопровождался нехваткой или вовсе отсутствием учебников на этих языках, недостатком подготовленных учителей и многими другими трудностями. К тому же в перспективе стояла проблема обучения в высшей школе, языком которой продолжал оставаться английский.

В любом случае переход школ на родной язык потребовал написания учебников для них и специальной литературы. И здесь проявляется еще одна тенденция. Написание таких учебников возможно главным образом эфиопскими специалистами. В результате, впервые в стране возросла доля участия эфиопских авторов, знающих язык, историю и культуру в создании учебников и учебных материалов. Учебники общеобразовательных школ наполнились материалами, отражающими историю и реалии Эфиопии

Например, анализ учебника всемирной истории для 9-го класса общеобразовательной школы показывает, что в нем нашлось достаточно места для отражения истории самой Эфиопии - 9 глав из 13-ти посвящены истории страны. Раньше дело обстояло иначе. В качестве примера приведем заключения эфиопского педагога Текесте Негаш, изложенные им в работе 1990 «Кризис в эфиопской системе образования». Относительно преподавания истории в средней школе он пишет следующее: «Программы по истории уделяют очень мало внимания самой Эфиопии и эфиопскому взгляду на мир. В программах находит гораздо большее отражение история Европы и

Америки, чем собственное развитие». В подтверждение он приводит данные о том, что «в одиннадцатом и двенадцатом классах только два занятия из двадцати шести посвящены истории Эфиопии и выпускники заканчивают школу, не зная истории своей страны».1

По указанным выше причинам более представительное положение в составе педагогических кадров заняли эфиопские преподаватели. Для целей подготовки, повышения квалификации и переквалификации специалистов была организована сеть учебных центров. В 1994 году в документе «Политика в области образования» правительством отмечалось, что уровень подготовки педагогов должен соответствовать их практической деятельности. Несмотря на все усилия, прилагаемые в этом направлении, статистические данные 1998 г показывают, что только 20% учителей начальных и 40% учителей средних школ имеют специальную квалификационную подготовку". Правительство принимает серьезные меры для ликвидации этих недостатков.

Еще одна позитивная тенденция, связанная с некоторым улучшением экономического положения в Эфиопии, наметилась за последнее десятилетие. Это повышение статуса образования и, соответственно, рост числа желающих учиться в школе.

Число учащихся возрастает во всех звеньях обучения с каждым годом Соответственно увеличивается и количество школ. Как отражено в таблице, в период с 1991 по 1998 гг. число учащихся в начальной школе выросло с 3,3 млн. до 5,1 млн., в средней школе - с 426,4 тыс. до 467,6 тыс. человек, общее число учителей увеличилось с 87,2 тыс. до 121, 7 тыс., а общее количество школ выросло с 10 тыс. до 11,1 тыс.

Вместе с тем, не смотря на отмеченный прогресслоказатели в целом по стране продолжают оставаться низкими: школы посещает менее 50% детей начального школьного возраста и менее 10% среднего школьного возраста1. Остается пока острой проблема недостатка школ, особенно в сельской местности.

Имеющиеся школы значительно удалены от места проживания учащихся. Некоторые школы находятся на расстоянии 5 до 10 км от дома и родители не в состоянии доставить туда своих детей без страха за их безопасность. Не искорена еще косность некоторых родителей, не понимающих пользы знаний и использующих труд своих детей в домашнем хозяйстве за счет посещения школы. Особенно это проявляется в сельских регионах. Кроме того, из-за низкого уровня доходов подавляющей части населения многие семьи не в состоянии оплатить обучение своих детей в платных школах, а бесплатных не хватает.

Похожие диссертации на Становление системы общеобразовательных школ в Эфиопии