Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Чистякова Элла Эрнестовна

Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе
<
Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чистякова Элла Эрнестовна. Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Магнитогорск, 2002 220 c. РГБ ОД, 61:03-13/807-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Принцип светскости образования как условие становления и развития государственной школы 15

1.1. Сущность принципа светскости школьного образования и его функции 15

1.2. Детерминированность государством процесса становления и развития принципа светскости школьного образования 35

Глава II. Основные этапы становления и развития принципа светскости образования в российской государственной школе 62

2.1. Истоки принципа светскости образования в государственной школе дореволюционной России 62

2.2. Становление и развитие принципа светскости школьного образования и его функционирование в советское время 82

2.3. Развитие принципа светскости образования в государственной школе постсоветской России 121

Заключение 148

Список литературы 164

Приложения 186

Введение к работе

Актуальность исследования. Важнейшим условием эффективного реформирования современного российского общества является развитие и совершенствование системы образования. Национальная доктрина образования и федеральная программа развития образования на 2001-2005 гг. нацелены на формирование гармонично развитой, гуманистически ориентированной, творчески активной личности учащихся. Однако их успешная реализация возможна, в частности, при условии всестороннего изучения и использования мирового и отечественного опыта развития образования, особенно школьного, которое имеет уникальную историческую судьбу, сопряженную со сменой образовательных парадигм, отделением школы от церкви, реанимацией старых форм школьного образования и наполнением их новым содержанием.

В этом контексте безусловный интерес представляет изучение опыта становления и развития светского школьного образования.

Впервые вопрос совместимости школьного образования с принципом светскости встал в фокусе научного понимания в XVII в. в Европе. К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс и др., обращаясь к проблеме школьного образования, прямо или опосредованно исследовали проблемы взаимодействия государства и школы, школы и церкви, государственной политики в области образования, место и роль принципа светскости.

Становление принципа светскости в школьном образовании России, его истоки и особенности рассматривали историки и педагоги: М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, П.Г. Редкий, Н.В. Чехов, Ш.И. Ганелин,

А.В. Ососков, В.З. Смирнов, Д.И. Латышина, Ф.Ф. Королев, Т.Д. Корнейчик, З.И. Равкин, М.М. Персиц, П.Г. Рындзюнский, С.Ф. Егоров.

На уровне научных достижений педагогики своего времени они попытались выявить некоторые закономерности становления принципа светскости государственного школьного образования в России и показать его специфику в отличие от Европы, что в значительной мере способствовало диалектике общего и особенного в этом процессе.

Значительную роль в теоретико-методологическом осмыслении принципа светскости школьного образования сыграла советская педагогическая школа. Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский и др., применяя конкретно-исторический метод анализа, вскрыли отдельные негативные стороны предшествующей модели школьного образования и научно обосновали его новую парадигму, акцентируя внимание именно на светскость школы, приняв непосредственное участие в ее реализации. Они показали противоречивость утверждения данного принципа в школьной практике и отмечали, что он в корне изменяет сущность и содержание школьного образования.

Исследования принципа светскости школьного образования во второй половине XX века не отличались широким научным плюрализмом, Н.А. Константинов, Э.И. Моносзон, А.Н. Алексеев и др. в этот период однозначно рассматривали его как основополагающий принцип государственной политики в области школьного образования, не подвергая глубокому научному анализу.

Проблема принципа светскости в школьном образовании не стала предметом пристального изучения и в постперестроечное время. Принцип светскости школьного образования рассматривается как раз и навсегда установленный и не подлежащий внимательному осмыслению. И о нем говорится лишь в контексте государственной политики в области школьного

образования (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.Н. Джуринский, В.А. Мижериков и др.).

В целом можно сказать, что рассмотрение проблемы светскости школьного образования осуществляется в основном в двух направлениях: первое - является продолжением зарубежной и отечественной социокультурной традиции и прослеживает принцип светскости школьного образования в контексте обучения и воспитания учащихся (А.А. Августевич, М.И. Махмутов, Б.Т. Лихачев, А.И. Колодин, Л.В. Сурова и др.). Второе направление - связано с анализом принципа светскости школьного образования как одного из принципов государственной политики в области образования (Н.А. Константинов, В.А. Сластенин, А.Н. Джуринский, В.А. Мижериков и др.).

Все это свидетельствует о сложности феномена светскости школьного образования и ее неоднозначной оценке.

Анализ историко-педагогических исследований показывает, что, во-первых, проблема светскости школьного образования комплексная по своему характеру, имеющая исторический и педагогический аспекты. Во-вторых, на сегодняшний день явно недостаточен ее историко-педагогический анализ, который до настоящего времени не был предметом специального исследования. В-третьих, принцип светскости школьного образования практически не разработан в педагогике и отсюда вытекает противоречие между необходимостью его дальнейшего научного осмысления и состоянием разработанности в педагогической науке. Это заставляет пересмотреть сложившиеся стереотипы в подходе к нему, выявить его сущность, определить место и роль з российской системе школьного образования через изучение исторического опыта его становления и развития, устранив то, что мешает его прогрессивному воздействию на школьное образование.

Вместе с тем, в современном российском обществе, осуществляющем сложнейший и весьма противоречивый переход от моноидеологичности к полиидеологичности, от воинствующего атеизма к религиозному плюрализму, от единообразия школьного образования к многообразию и вариативности, четко обозначились противоречия между:

объективной тенденцией усиления светского характера школьного образования и активизацией попыток социального института православной религии, других конфессий воздействовать на процессы школьного образования;

правовым установлением и законностью принципа светскости в российской государственной школе и его реализацией в образовательном пространстве;

потребностью учителей и школы в целом в научном осмыслении принципа светскости и его недостаточным научно-методическим и информационным обеспечением;

- необходимостью использовать позитивный нравственно-
воспитательный потенциал религий и слабой теоретической
подготовкой современных учительских кадров в области
религиоведения, права, культурологии;

- усилением требований общества к личности школьника, его
гражданственности, мировоззренческой зрелости, творческой
самостоятельности и современным школьным образованием.
Важность и актуальность данной проблемы, ее недостаточная

теоретическая разработанность и необходимость разрешения названных противоречий обусловили выбор темы исследования: "Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе".

Объект исследования — российская государственная школа.

Предмет исследования — процесс становления и развития принципа светскости образования в российской государственной школе.

Цель исследования - выделение на основе историко-педагогического анализа основных тенденций и закономерностей становления и развития принципа светскости образования в российской государственной школе, уточнение его места и роли в системе принципов школьного образования.

В соответствии с выделенными объектом и предметом исследования, поставленной целью определены следующие задачи:

  1. Уточнить сущность принципа светскости образования, его статус и функциональную роль в государственной школе.

  2. Выявить важнейшие условия становления и развития принципа светскости образования в государственной школе.

  3. Определить основные этапы становления и развития принципа светскости образования в российской государственной школе, их тенденции и закономерности.

Методологической основой исследования являются идеи и концептуальные положения об образовании как объективном процессе, его задачах, сущности, основных методологических принципах (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский); о конкретно-историческом подходе к проблеме воспитания и развития личности, о роли общественного воспитания и умственного образования, а также роли диалектического метода в процессе воспитания творчески мыслящей личности (К. Маркс, Ф. Энгельс); о светском характере образования как необходимом условии гармоничного развития человека - гражданина (А. Дистервег, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, Н.И. Пирогов); о содержании, принципах и методах современного школьного образования (Ю.К. Бабанский, Э.Д. Днепров, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин и др.).

В диссертационном исследовании использовались системно-структурный, функциональный, конкретно-исторический, аксиологический, культурологический и институциональный подходы, позволившие рассмотреть принцип светскости как сложное, целостное образование, состоящее из совокупности структурных иерархических элементов, и проследить противоречивый неоднозначный процесс его осуществления в истории российской государственной школы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общефилософские методы, а также: историко-педагогический и сравнительный анализ литературных и философских источников, документальных материалов по теме исследования, методы конкретно-социологического ^исследования: анализ официальных документов, анкетный опрос, интервьюирование, статистический метод обработки конкретно-социологических и статистических материалов.

Источниковедческой базой исследования явились:

- Основной закон государства - Конституция РСФСР 1918 г.;
Конституция РФ 1993 г.; Декреты Советской власти 1917-1918 гг. - "О
передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение
Народного Комиссариата по просвещению", "О прекращении выдачи средств
на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей, на
совершение церковных обрядов", "Об упразднении в школах должности
законоучителя", "Об отделении церкви от государства и школы от церкви";

федеральные законы РФ - "Об образовании" от 10 июля 1992 г. и в редакции от 13 января 1996 г.; "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 1 октября 1997 г.;

Постановления и инструкции, инструктивные письма Правительства России, РСФСР, СССР, РФ, Государственной Комиссии Наркомпроса, Наркомюста, Министерства народного образования СССР, Министерства

образования РФ, городских отделов народного образования г. Санкт-Петербурга и Магнитогорска, отдела народного образования Челябинской области;

— решения съездов и партийных конференций РСДРП, ВКП(б), КПСС;

- международно-правовые акты: "Всеобщая декларация прав человека"
от 10 декабря 1949 г., "Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и
дискриминации на основе религии или убеждения" от 25 ноября 1981 г.;

— материалы Государственного архива РФ (фонд 353); архива
Министерства образования (фонды ГСВ, ГУСа, 680, 1575, 2306);
Государственного архива г. Санкт-Петербурга (фонды 39, 442, 966); архива
Музея истории религии РАН (рукописный фонд) и архива Краеведческого
музея г. Магнитогорска (рукописный фонд);

- статистические материалы - "Народное просвещение в РСФСР в
основных показателях" (1928 г.); "Народное просвещение РСФСР в цифрах
за 15 лет Советской власти" (1932 г.); "Народное образование в РСФСР"
(1970 г.); "Народное образование и культура в СССР" Статистический
сборник (1989 г.);

- материалы периодической печати: журналы "Народное просвещение"
за 1918, 1919, 1920 гг.; "Революция и церковь" за 1918-1920 гг.; "Педагогика"
за 1993-2002 гг.; "Народное образование"; "Вестник высшего образования";
"Наука и религия" за 1980-2001 гг.; газеты: "Известия ВЦИК"; "Известия
Совета депутатов Москвы и Московской области" за 1918-1920 гг.;
"Независимая газета - Религии" за 2000-2002 гг.; "Учительская газета";
"Первое сентября" за 1996-2002 гг.;

— материалы социологических исследований, в том числе проведенные
автором в 2000-2001 гг. в школах г. Магнитогорска и Санкт-Петербурга.
Объектом исследований явились 744 учащихся выпускных классов

общеобразовательных школ и 300 учителей школ г. Санкт-Петербурга и Магнитогорска.

Данная источниковедческая база дает возможность для комплексного историко-педагогического исследования заявленной проблемы.

Изучение проблемы исследования осуществлялось в хронологической последовательности: дореволюционное, советское и постсоветское время. Основой такой периодизации выступает тип государства и соответствующая ему определенная система государственного школьного образования.

Изучение процесса становления и развития принципа светскости школьного образования на протяжении указанного исторического времени позволяет выявить и понять его общие тенденции, закономерности и специфику развития. Научный анализ светскости школьного образования в дореволюционное время охватывает временные рамки с допетровского времени до октября 1917 г. и нацелен на выявление ее истоков; в советское время (1917-1991 гг.) - на исследование тенденций, связанных с процессом установления (конституирования) советским государством принципа светскости как одного из основополагающих в новой системе школьного образования и его функционирования, в постсоветское время (1991 г. -настоящее время) - на изменение его статуса и роли в современной системе государственного школьного образования.

Географические рамки нашего исследования ограничены Россией. Это обусловлено тем, что на территории России находились органы государственного управления школьным образованием, которые в первую очередь осуществляли принцип светскости. Именно на этой территории наиболее четко проявлялись основные тенденции и закономерности в осуществлении светского образования. Кроме того, знакомство с реализацией принципа светскости в школьном образовании национальных регионов показало, что при существовавших, например, в СССР

централизации и единообразии в школьном образовании специфика заключалась лишь в темпах и отдельных региональных особенностях, обусловленных экономической, национальной и религиозной структурами. Положения, выносимые на защиту:

1. Принцип светскости образования - одно из важнейших объективных
исторических условий становления и развития государственной школы, это
результат отделения церкви от государства и школы от церкви, это такой
принцип государственной политики в области образования, который
закреплен правом, включающим в себя демократизм, гуманизм, объективизм,
научную рациональность, историзм, толерантность и публичность и
выполняющий познавательную, мировоззренческую, аксиологическую и
управленческую функции.

2. Принцип светскости государственного школьного образования
детерминирован природой государства, его определяющей и формирующей
ролью, включающей правовое обеспечение, законодательно закрепленное и
имеющее юридическую силу воздействия и непосредственного
осуществления, информационное обеспечение и нормативное поведение
субъектов образовательного процесса, ответственных за характер его
реализации.

3. Процесс становления и развития принципа светскости образования в
российской государственной школе значителен по времени
(дореволюционное, советское и постсоветское время), осуществляется
сложно, противоречиво и поэтапно, сопровождаясь рядом общих тенденций
и закономерностей, изучение которых позволит извлечь уроки из прошлого и
правильно определить приоритеты в государственном образовании на
будущее.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Уточнена сущность принципа светскости образования, определены его структура, статус и функции в системе российского государственного школьного образования.

  2. Обоснована определяющая и формирующая роль государства как важнейшего условия становления и развития принципа светскости школьного образования.

  3. Определены этапы становления и развития принципа светскости школьного образования и раскрыта их специфика на основе систематизации имеющихся историко-педагогических исследований и введенных в научный оборот новых архивных материалов и результатов социологических исследований, проведенных автором.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

  1. Уточнены понятие "принцип светскости образования", а также категории и понятия, определяющие специфику принципа светскости школьного образования.

  2. Обоснована ведущая роль принципа светскости образования в развитии российской государственной школы.

  3. Выявлены тенденции и закономерности становления и развития принципа светскости образования в российской государственной школе в различное историческое время.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Восполнен пробел в историко-педагогическом изучении истории становления и развития принципа светскости образования в российской государственной школе.

  2. Материалы исследования могут использоваться в общеобразовательной школе при разработке учебных программ по истории, литературе, мировой художественной культуре, обществознанию в целях повышения эффективности обучения и воспитания школьников, в

преподавании истории педагогики в вузе, в системе повышения квалификации работников образования.

3. Разработаны и апробированы учебные программы курсов "Мифология" и "Священные книги мировых религий" для учащихся школ г. Санкт-Петербурга, учебная программа спецкурса "Русское православие и культура" для системы повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены исходными методологическими положениями, интеграцией подходов и многообразием методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, использованием большого источниковедческого материала и его интерпретацией в историко-педагогическом дискурсе, репрезентативностью и статистической достоверностью полученных результатов социологических исследований, проведенных в школах г. Санкт-Петербурга и Магнитогорска, сопоставлением полученных результатов с опытом обучения и воспитания учащихся в системе государственного школьного образования, апробацией идей и результатов в различных формах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
в выступлениях на педсоветах и заседаниях методических объединений
школы № 571 г. Санкт-Петербурга (Невский район), на заседаниях кафедры
педагогики МаГУ, докладов на: VII Международной конференции по
педагогике ненасилия "Воспитание свободной, независимой, ответственной
личности" (г. Санкт-Петербург, 1994 г.); на Всероссийских конференциях
"История образования и просвещения в России XIX-XX вв." (Москва, 1994
г.); "Культура. Образование. Духовность" (Бийск, 1999 г.); на межвузовских
конференциях "Логика социокультурной эволюции" (Бийск, 1996 г.),
"Образование на рубеже веков" (Санкт-Петербург, 1998 г.); "Проблемы
совершенствования художественно-эстетического образования и

воспитания" (Магнитогорск, 2001 г.). По теме диссертации опубликованы 11

научных работ (статьи, тезисы), учебные программы курсов "Мифология" и "Священные книги мировых религий", предложенные автором и апробированные им в процессе преподавания истории и мировой художественной культуры в школах г. Санкт-Петербурга.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы (294 наименования) и приложений. Общий объем диссертации составляет 220 страниц.

Сущность принципа светскости школьного образования и его функции

Целью параграфа является анализ историко-педагогической литературы по исследуемой проблеме, определение и уточнение понятийного аппарата, раскрытие сущности принципа светскости образования, его структуры, статуса и функций.

В условиях современной трансформации российского общества исключительно важную роль играет светский характер системы государственного школьного образования, являющейся источником знаний и просвещения учащихся и важным инструментом в борьбе с различными пережитками, консервативными традициями, способствуя секуляризации общества.

Государственное школьное образование, являясь относительно самостоятельной системой, призвано осуществлять систематическое обучение и воспитание учащихся, ориентированное на овладение научным знанием, нравственными ценностями и нормами, правилами поведения, умениями и навыками, содержание которых определяется социально-экономической и политической природой общества, уровнем его развития. Так, если в дореволюционное время составной частью государственного школьного образования было религиозное воспитание, то в современных условиях религиозное образование и воспитание осуществляются в негосударственных учебных заведениях либо в рамках семьи, т.к. религия и церковь отделены от государства и под его контролем находится вся система школьного образования.

Одновременно с этим происходят и серьезные модификации в самом понятии образования. Так, до 1917г. школьное образование в отечественной педагогике (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков и др.) трактовалось как просвещение, обучение, воспитание. В советское время общепризнанной была трактовка образования как процесса и результата "овладения учащимися системы научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей" (27, с. 9-10).

В современных философских и педагогических исследованиях дается новое, более расширенное определение понятия "образование" как целостного социального явления со всеми признаками и особенностями междисциплинарной макросистемы, обладающей, по меньшей мере, четырьмя аспектами: как ценности, системы, процесса и результата и выступающего как совокупность взаимосвязанных подсистем различных звеньев общего и профессионального образования - дошкольного, школьного, среднего профессионального, высшего и т.д. (59). Именно этим понятием мы и будем оперировать в нашем исследовании.

Углубленное и адекватное целям и задачам исследование заявленной проблемы также вызывает потребность в уточнении категорий становления и развития.

"Становление" как категория диалектической логики впервые постулируется Г. Гегелем в работе "Наука логики". Он формулировал ее как первое определение идеи развития (56, с. 96). Категория становления как бы отражает то, что явление существует, но лишь в стадии формирования, зарождения нового качественного состояния, т.е. перехода из небытия в бытие. Становление - это появление того, чего не было раньше, это реализация перехода возможности в действительность и, следовательно, промежуточное состояние явления. Переход же возможности в действительность сопряжен с трудностями, являющими собой отражение противоречий. Возможность отражает ту объективную тенденцию, которая являет собой будущее. Действительное же существует как реализованное бытие или как осуществленная, реализованная возможность, предстающая как единство уничтожения старого качественного состояния явления и возникновения нового. Сущностью этого процесса и является становление, связывающее возможность и действительность, опосредуя их, являя собой переходное, среднее состояние явления.

Мы согласны с утверждением В.М. Гордона о том, что "становление -процесс, главная черта которого состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы. Становление есть единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения, ведущее к результату, ставшему; оно выступает как процесс зарождения возможности и превращения одной из них в действительность" (258, с. 126).

Сущность становления как промежуточного состояния между возможностью и действительностью применительно к принципу светскости государственного школьного образования означает, что в дореволюционное время в России создалась реальная возможность его возникновения. Она была обусловлена всем ходом предшествующего общественного развития и, начиная с XVIII века вплоть до октября 1917 г., имела противоречивый характер, сопряженный с трудностями реализации. И только с октября 1917 г., в результате отделения церкви от государства и школы от церкви, произошло разрешение противоречия, приведшее к абсолютно новому -становлению принципа светскости школьного образования как одного из принципов государственной политики в области образования. Это явление возникло в общественной жизни России впервые, не имея аналога в предыдущем. Поэтому уточнение категории становления позволяет более глубоко раскрыть и осознать диалектику возникновения и формирования нового в российской общественной жизни — принципа светскости государственного школьного образования. Данная категория помогает понять историческую ситуацию, связанную с возникновением принципа светскости, специфику его переходного состояния и общественного развития, раскрыть ростки нового, прогрессивного в государственном школьном образовании, связанные с принципом светскости, и остаточное, старое в нем, увидеть диалектику развития российского государственного школьного образования.

Детерминированность государством процесса становления и развития принципа светскости школьного образования

Целью параграфа является анализ обусловленности принципа светскости российского школьного образования государством, обоснование его формирующей и определяющей роли в процессе становления и развития данного принципа.

Объективная необходимость научного осмысления детерминированности государством принципа светскости школьного образования обусловлена, на наш взгляд, рядом причин.

Во-первых, недостаточной изученностью данной проблемы в истории отечественной педагогики. Фрагментарно рассматриваются истоки принципа светскости государственного школьного образования (М.И. Одинцов, Д.И. Латышина, И.И. Августевич), частично раскрывается содержание принципа светскости в школьном образовании и пути его утверждения в первые годы Советской власти (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, Ф.Ф. Королев, Т.Д. Корнейчик, З.И. Равкин, Е.Н. Медынский) и односторонне анализируется принцип светскости применительно к постсоветскому времени либо как принцип обучения и воспитания учащихся (А. Колодин, Л.Н. Сурова, М. Махмутов), либо как принцип государственной политики в области образования (В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко).

Во-вторых, определяющим и формирующим влиянием государства на утверждение принципа светскости школьного образования и характером его воздействия на школьное образование.

Так, по мнению Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корнейчика, З.И. Равкина (Очерки по истории светской школы и педагогики 1921-1931), "все развитие школы и ее работа - состояние материально-технической базы, рост школьной сети, школьная система, учебные планы и программы, организация учебных занятий и школьного режима обусловливаются политическими и экономическими задачами на данном этапе общественного развития..." (116, с. 10). От того, как государство претворяет этот основополагающий принцип школьного образования в жизнь, который человеческая цивилизация осмысливала с XVII в., во многом зависят многие проблемы общественного развития. Если в дореволюционное время в России государство было тесно связано с церковью и религией, то и о становлении принципа светскости школьного образования не могло быть и речи, намечались лишь только подходы к нему со стороны прогрессивных педагогов и мыслителей.

Специфическим свойством государственного влияния на осуществление принципа светскости является его распространенность на всю систему государственного школьного образования. В зависимости от типа российского государства, его культурно-исторических традиций, особенностей религиозной жизни, усилий самой государственной власти мера этого влияния безусловно различна.

Принцип светскости государственного школьного образования государство устанавливает законодательно и обеспечивает его соблюдение своей властной силой, гарантируя право граждан на образование, независимо от их убеждений и отношения к религии.

Насколько государство поддерживает законодательно закрепленные нормы, в частности, школьной жизни, зависит упорядочение, а значит и эффективность ее функционирования. Поэтому характер, содержание и границы этого влияния не есть величина постоянная, она меняется, отражая и развивая принцип светскости.

Государство придает принципу светскости школьного образования свойство системности. Оно имеет принципиальное значение, так как обеспечивает принципу светскости целенаправленность, согласованность, координацию, субординацию с другими принципами, рациональность и эффективность.

В качестве ведущей детерминанты принципа светскости образования в государственной школе особо следует выделить его правовое обеспечение, закрепленное в законе и потому имеющее юридическую силу воздействия и непосредственного осуществления, одновременно подкрепленное также традициями и обычаями народа.

Правовое обеспечение принципа светскости в школьном образовании включает в себя единство общественного, социологического и нормативного аспектов.

Правовое обеспечение принципа светскости в школьном образовании предполагает его общественный аспект, т.е. объективное осознание общественной потребности в нем, осознание его людьми как должного и сущего, актуального для дальнейшего прогресса общества. Так смена общественной парадигмы в Октябре 1917 г. в России объективно поставила вопрос о смене образовательной парадигмы, создании принципиально новой системы школьного образования, свободной от основополагающего влияния православной церкви, религии вообще, а следовательно, своевременности принятия соответствующих правовых норм, актуальных по направленности и содержанию. Такими первыми законодательными актами советского государства, устанавливающими принцип светскости в школьном образовании, были Декреты "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного Комиссариата по просвещению", "О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов", "Об упразднении в школах должности законоучителя", "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (233; 234; 235; 236).

Вслед за этими законодательными актами светский характер школьного образования устанавливается ст. 582 первой Конституции РСФСР 1918 г., которая, являясь отражением определенной системы общественных отношений, задавала обществу и системе школьного образования целевую и ценностную структуру, закладывала в них ту конституционную основу, согласно которой они должны развиваться (237).

Какое бы большое значение мы не придавали данному положению Конституции 1918 г., главное все же состоит в его практической реализуемости, в том, какое влияние оно оказало на становление и развитие принципиально новой системы школьного образования. По существу впервые именно советским государством была сформирована правовая основа осуществления свободы совести, уничтожения феодальных привилегий духовенства и церкви, лишения церкви всех государственных, финансово-административных функций и участия в школьном образовании и, следовательно, утверждения принципа светскости в народном образовании.

Истоки принципа светскости образования в государственной школе дореволюционной России

Целью данного параграфа является исследование на основе анализа эволюции педагогической мысли истоков принципа светскости образования в государственной школе в дореволюционное время.

Данная проблема в истории педагогики освещена недостаточно. Отсутствуют монографические и коллективные исследования и она лишь частично рассматривается в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, Н.В. Чехова, П.П. Блонского, В.И. Водовозова, В.З. Смирнова, А.В. Ососкова, Н.Н. Кузьмина, Д.И. Латышиной.

История становления государственной школы в России имела свои особенности, что отличало ее от западноевропейской традиции, где вплоть до эпохи Просвещения система образования подрастающего поколения была прерогативой церкви, ее монашеских орденов. Процесс становления государственной школы в России был обусловлен длительным и сложным процессом христианизации, византийской моделью отношений между светской и религиозной властью. Поэтому, начиная с эпохи Ярослава Мудрого, наряду с учебными заведениями, находящимися в полном подчинении у православной церкви, появляются и государственные учебные заведения.

Первая школа открывается в Киеве для детей феодальной знати. В XV-XVI вв. школы существовали при Софийском соборе, Киево-Печерском и Михайловском монастырях, и образование в них было преимущественно богословским. Первой книгой, по которой учили грамоте, был "Псалтирь" -сборник древнееврейской культовой поэзии. Грамотность на Руси распространяла православная церковь и поэтому образование было проникнуто религиозным содержанием.

"До XVIII века, - отмечает исследователь русской культуры Б.И. Краснобаев, — и дворяне, и посадские люди, и крестьяне учились читать по одним и тем же азбуковникам, пластирю, часослову" (119, с. 57).

Отечественная педагогика допетровского времени во главу угла ставила обучение и воспитание в духе традиций и нравственности Ветхого Завета и Домостроя. Так, для просветителя И.Т. Посошкова пастыри церкви являлись главными народными просветителями, и кроме православия, все остальные религии рассматривались как заблуждения и ересь. Поэтому М. Лютера он бранит, а Коперника называет "проклятым", "Богу суперником" (129, с. 160). Лишь в XVIII в. были созданы государственные светские школы и предпринята попытка сформировать систему народного образования, что было продиктовано переменами в социально-экономической жизни России (формированием внутреннего российского рынка, развитием торговли, военного дела, возникновением мануфактур и т.д.). Петр I, будучи заинтересованным в грамотных людях, большие надежды возлагал на "устройство школ по епархиям". Однако, по мнению историка, государственного деятеля В.Н. Татищева, он обманулся, так как архиереи были больше склонны "конские и денежные заводы созидать, чем заниматься школьным делом" (246, с. 110).

В петровское время в образовании происходят изменения. В его религиозной основе акцент делается на Новый Завет, и школьное обучение дополняется элементами научности. В.Н. Татищев считал, что наука необходима для правильного понимания веры, для разумного управления государством, правильного ведения своих дел и укрепления добрых нравов.

Именно В.Н. Татищев отделяет светскую часть образования от религиозной, считая, что она должна быть в основном направлена на изучение учащимися арифметики, русского и немецкого языков, русской истории и географии, знание отечественных и гражданских законов, таким образом, он акцентирует внимание на познавательной функции светского образования.

Во второй половине XVIII в. в послепетровский период идет дальнейший процесс формирования системы народного просвещения. В 1786 г. были учреждены два типа народных училищ (главные - 5 лет и малые - 2 года). По Уставу народных училищ предполагалось обязательное преподавание Закона Божьего, ибо православная церковь в то время была частью государственного аппарата и обер-прокурор Синода являлся "оком государевым".

В 1782-1786 гг. была осуществлена школьная реформа, которая предусматривала создание четырехклассных народных училищ в губернских городах и двухклассных в уездах. Однако народные училища были открыты только в городах и поэтому крестьянские дети лишались возможности на образование. К началу XIX в. в Российской империи было создано 288 народных училищ, в которых обучалось более 22 тыс. человек, а к 1855 г. -уже—насчитывалось около 20 тыс. начальных школ, половина которых находилась в ведении православной церкви (32, с. 112).

Поэтому в педагогике главный акцент делается на нравственное воспитание, а не на умственное. Значительную роль в этом сыграл просветитель И.И. Бецкой,. который основу православного воспитания видел в обучении Закону Божьему. Он полагал, что Катехизис необходимо изучать и в начальном, и в подростковом возрасте вместе с письмом, арифметикой, географией, рисованием и бытовым трудом и ремеслом. Аналогичные идеи высказывал А.Я. Поленов. Он, являясь одним из первых критиков в России крепостного права, считал, что в программу обучения в крестьянских школах должны входить "церковная и гражданская печать", а также элементарные сведения в области религии. Он полагал, что учебная работа, проводимая дьячком в школе под контролем священника, должна дополняться специальными беседами священника с детьми по воскресным дням в церкви на религиозные темы (129, с. 182).

В начале XIX в. в систему народного образования, подчиненного Министерству народного образования, входили приходские училища, уездные училища, гимназии в губерниях и университеты. Гимназии давали законченное среднее образование и готовили к поступлению в университет.

В 1804 г. с принятием нового Устава гимназий из их учебных планов исключаются философия, политическая экономия, коммерческие науки, сокращается курс естествознания, но вводится Закон Божий. Впервые он был введен в 1809 г. в гимназии Казанского учебного округа и просуществовал в российской школе вплоть до октября 1917 г. Об этом периоде истории образования в России XIX в. известный деятель просвещения Д.И.Тихомиров писал как о формально-дисциплинарном явлении в семье и казарменно-полицейском в школе. Что же касается обучения детей из народа, то, по его словам: "дьячок и отставной солдат розгой учили грамоте по книге церковной и Евангелие, тогда как запретная весть о царстве любви, равенства и свободы заботливо хранилась за царскими дверями на престоле" (227, с. 246).

Становление и развитие принципа светскости школьного образования и его функционирование в советское время

Целью параграфа является рассмотрение становления и развития принципа светскости государственного школьного образования в советское время.

Проблемы, вставшие перед системой школьного образования в первые годы Советской власти, формы и методы строительства новой школы исследовались советскими педагогами П.П. Блонским, Е.Н. Медынским, Ф.Ф. Королевым, П.Д. Корнейчиком, З.И. Равкиным, Н.А. Константиновым и др., работы которых по истории становления и развития советской школы и педагогики 20-30-х гг. стали классикой (35; 114; 115; 116; 112; 146; 149; 150; 151; 152). Однако в трудах указанных авторов проблема светскости школьного образования не выделяется в качестве отдельной проблемы, а рассматривается в общем контексте становления советской школы. Теоретические основы принципа светскости школьного образования разрабатывали Н.К. Крупская и А.В. Луначарский, которые приняли непосредственное участие в его осуществлении (121; 122; 123; 124; 125; 138).

Отношение учителей к строительству новой школы, раскол в их среде в первые годы Советской власти и противостояние политике советского государства анализирует П.Г. Рындзюнский (221). Он показывает историю борьбы внутри учительства, распад ВУСа и формирование нового профессионального Союза Учителей, стоявшего на платформе Советской власти и полного отделения школы от церкви.

Аспекты светскости школьного образования в контексте периодизации советской педагогики (первый - 1917 — начало 30-х гг.; второй - начало 30-х - 1945 гг.; третий - 1945 г. — настоящее время) рассматривает А.Н. Джуринский.

В целом анализ работ свидетельствует, что проблема принципа светскости школьного образования рассматривалась крайне недостаточно и только в период становления советской школы, ибо позднее она не подвергалась теоретическому переосмыслению. Светскость школьного образования трактовалась однозначно и постулировалась как незыблемый принцип государственной политики в области школьного образования. Все это несомненно актуализирует проблему светскости школы.

В нашем исследовании становление и развитие принципа светскости школьного образования в советское время охватывает время с октября 1917 по начало 90-х гг. В его рамках мы выделяем два этапа: 1917—1929 гг. и 1930 - начало 90-х гг. Интегративным критерием такой периодизации выступают задачи и характер реализации принципа светскости школьного образования.

Прежде всего следует отметить, что процесс становления и развития принципа светскости советской школы качественно новое явление, связанное со сменой модели общественного развития и принципиально новой заданностью сущности и содержания школьного образования, т.е. государственной политики в сфере образования. Под ней мы понимаем деятельность государства (систему мер), направленную на построение и развитие советской школы. Ее высшей ценностью являлось достижение всестороннего развития личности каждого ребенка, расширение его кругозора, обогащение его внутреннего мира; включающее такие ценности, как гуманизм, демократизм, светскость, свободу; целью — строительство единой, трудовой и светской школы; нормами - конкретные правила, законы, ведущие к ее достижению, предполагающие отделение церкви от государства и школы от церкви, полное осуществление свободы совести.

Первый этап (октябрь 1917 - 1929 гг.) - это этап теоретического осмысления принципа светскости школьного образования и его практического становления в контексте новой парадигмы школьного образования. Ее содержание определяет Н.К. Крупская в докладе к первому Всероссийскому съезду учителей в 1918 г. Она подчеркивала, что если "буржуазия сделала из школы орудие порабощения масс", воспитывала "послушного, исполнительного, усердного, услужливого рабочего, религиозно-смиренного, с узким умственным кругозором, застрахованного от влияния всяких социализмов", то в новых условиях школе предстояло стать "проводником идейного, организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс, в интересах полного подавления сопротивления эксплуататоров и осуществления коммунистического строя" (286. оп. 20, ед.хр. 3, л. 16). Н.К. Крупская в статье "Проблемы коммунистического воспитания" четко разводит цели светского и религиозного воспитания, указывает, что главной целью религиозного воспитания является превращение человека в раба божьего, "боящегося смотреть и видеть, не смеющего ни о чем судить ... убить в ребенке самостоятельную мысль, убить в нем жажду, радость жизни" (123, с. 115).

Аналогичные взгляды на светский характер школы высказывает А.В. Луначарский. Он рассматривает светскость как один из принципов государственной политики Советской власти в области образования, главная задача которой - воспитание человека, соответствующего "великому переходному времени", т.е. человека, "который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Новый гражданин должен быть преисполнен пафоса политико-экономических отношений социалистического строительства, ими жить, их любить, в них видеть цель и содержание своей жизни" (138, с. 445). Конкретизируется эта идея в Постановлении ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" от 5 сентября 1931 г. В нем указывалось, что "в период социализма, когда пролетариат осуществляет окончательное уничтожение классов в условиях обостренной классовой борьбы, исключительно важное значение приобретает выдержанное коммунистическое воспитание в советской школе и усиление борьбы против всяких попыток привить детям советской школы элементы антипролетарской идеологии" (265, с. 499).

Похожие диссертации на Становление и развитие принципа светскости образования в российской государственной школе