Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Мангер Татьяна Эдуардовна

Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе
<
Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мангер Татьяна Эдуардовна. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тамбов, 2001 229 c. РГБ ОД, 61:02-13/246-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства 14

1. Непрерывная подготовка специалистов культуры и искусства как научно-педагогическая проблема 14

2. Пути совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства 27

3. Современное состояние системы непрерывной подготовки специа листов культуры и искусства в условиях многоуровневого вуза 105

Выводы 115

Глава 2. Опытно-экпериментальная работа по совершенствованию системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства 118

1 . Модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе 118

2. Организационно-педагогические условия реализации модели 140

3.Обоснование критериев оценки уровня готовности специалистов культуры и искусства к профессиональной деятельности 166

4.Результаты опытно-экспериментальной работы по совершенство ванию системы 184

В ы воды 193

Заключение 195

Список литературы 201

Приложения 214

Введение к работе

Актуальность исследования. Масштабность социально-экономических изменений, происходящих в России, их сложность, противоречивость и недостаточная научная обоснованность объективно обусловливают возрастание значимости системы образования. Именно система образования определяет формирование перспектив развития общества в целом и интеллектуального потенциала страны в наступающем столетии, является одним из стратегических направлений его развития.

Важной составляющей системы образования России является непрерывная подготовка специалистов для различных областей практической и научно-теоретической деятельности - включая культуру и искусство - способных решать задачи, обусловленные как общими тенденциями развития человеческой цивилизации, так и потребностями развития государства и общества.

Непрерывность рассматривается как фундаментальный принцип современного образования, в основе которого лежат интересы общества и улучшение качества жизни людей. В моделях непрерывного образования делается акцент на возможности продолжения образования на всех этапах жизнедеятельности человека. Информатизация общественной жизни и формирование новых экономических механизмов, действуя в тесной взаимосвязи, определили возможность практической реализации идей и концепций становления новой образовательной системы - в частности, системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Многоуровневая система позволяет: обеспечить вариативность обучения, способствуя реализации творческого потенциала личности; сделать более гибким обучение, способное реагировать на изменение социальных процессов; адаптировать специалистов к потребностям рынка труда; приблизить

отечественную систему подготовки специалистов к международным стандартам.

Не случайно в последние годы растет число работ в данной области, исследуется ряд аспектов, связанных со структуризацией учебных заведений, фундаментализацией образовательных программ, пересмотром Государственного образовательного стандарта, несоответствием содержания образования в сфере культуры и искусства современному этапу развития культуры и искусства, интеграцией учебного процесса, гуманизацией и гуманитаризацией образования и т.п. Все это говорит о том, что вошедшая в сферу культуры и искусства многоуровневая система непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства нуждается в совершенствовании и требует нового концептуального подхода к организации деятельности системы.

Анализ показывает, что необходимость совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства определяется следующими факторами: потребностью в формировании качественно нового уровня мышления и инновационного стиля деятельности; глубокой взаимосвязи всех звеньев в учебно-воспитательном процессе; возможностью наблюдать и развивать обучаемого на протяжении всего процесса обучения; просматривается усиление тенденций к разработке единой методологической основы в преподавании специальных и общих дисциплин, не только по содержанию, но и по методам и формам обучения; возросшей потребностью общества в высококвалифицированных специалистах.

Потребности в решении задач совершенствования системы образования в целом и одной из ее подсистем - подготовки специалистов культуры и искусства - стимулируют научный поиск путей удовлетворения этой потребности. Так, к настоящему времени проведен ряд исследований, раскрывающих методологические, теоретические, методические и технологические аспекты системы непрерывной подготовки различных специалистов. Данной пробле-

ме посвящены работы А.П. Аверьянова, А.В. Батаршева, А.П. Валицкой, В.М. Горлинского, В.И. Горовой, Р. Даве, М.С. Когана, А.И. Корженевского, Г. Коптаж, Ю.А.Кустова, А.В.Малиновской, М.И. Махмутова, A.M. Новикова, В.Я. Новоблаговещенского, Ю.А. Полянского, В. Руденко, Н.Руденко, Г.М. Цыпина, М.С. Чвановой и многих других.

Однако для современного этапа функционирования системы подготовки специалистов культуры и искусства характерно слабое развитие, отсутствие опоры на научно-обоснованную теорию формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности, усиление акцентов на решение технических и методических вопросов, изолированное друг от друга существование структурных элементов, дублирование учебного материала и т.п.

Анализ практики подготовки специалистов культуры и искусства позволил вскрыть основные ее противоречия. С одной стороны, в последнее время в обществе наблюдается тенденция к возрастанию востребованности высококвалифицированных специалистов культуры и искусства, с другой стороны -существующая система непрерывной подготовки функционирует в условиях нарушения преемственности, недостаточного внимания к развитию психофизиологических особенностей обучаемых на каждом этапе, ее инерционностью в ориентации на подготовку узкопрофильных специалистов.

С одной стороны, современное состояние системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства характеризуется стремлением к удовлетворению социального заказа в новых социально - экономических условиях, что проявляется в использовании отдельных технологий, методов, приемов обучения, с другой стороны - в педагогике слабо разработаны вопросы, связанные с научно-педагогическим и методическим обеспечением системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства.

Совокупность указанных противоречий и обусловливает проблему исследования, решение которой определяет цель - раскрыть педагогические

условия совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Объект исследования: процесс совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Исходя из поставленной цели и предмета исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического опыта была сформулирована гипотеза исследования: процесс совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства может иметь положительную динамику, а как следствие этого, уровень готовности специалистов к профессиональной деятельности может быть существенно повышен, при условии:

построения процесса обучения с опорой на теорию формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности и ориентации подготовки на целевую и содержательную преемственность каждого этапа;

совершенствования учебного процесса на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий и учета психофизиологических особенностей развития обучаемых на каждом этапе подготовки;

обеспечения личностно-деятельностной направленности образовательного процесса и ориентации на подготовку широкопрофильного специалиста.

На основе данной гипотезы сформулированы задачи исследования:

  1. Изучить современное состояние проблемы в педагогической науке и практике.

  2. Раскрыть сущность и направления совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства.

  1. Выделить и обосновать образовательные ступени становления личности в условиях непрерывного образования специалистов культуры и искусства.

  2. Разработать модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

  3. Выявить и экспериментально обосновать совокупность организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию подготовки специалистов в условиях многоуровневого вуза.

  4. Опираясь на результаты исследования, разработать учебно-методические материалы и рекомендации для педагогических, научно-педагогических и управленческих кадров.

Методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие закономерности довузовской подготовки специалистов, подготовки специалистов в вузе, повышения их квалификации. Разработка социально-педагогического подхода к проблеме исследования проводилась в логике развития профессионального образования и повышения качества деятельности педагогов в условиях новой социокультурной ситуации.

Теоретической основой исследования являются положения, определяющие содержание профессионально-деятельностного (Э.Б. Абуллин, Л.Л. Боч-карев, Ф.Д. Брянская, Н.А. Ветлугина, А.В. Малиновская, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, и др.); социально-педагогического (Ю.К.Бабанский, Э.Э. Карпова, Я.А. Коменский, В.Г. Кинелев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин и др.) подходов к формированию личности специалиста. Большое влияние на исследование оказали идеи социальной, культурологической и профессиональной ориентации и самоутверждения личности (А.В.Батаршева, Б.С.Гершунского, Р.М.Куличенко, И.А.Липского, Р.П. Миль-руда, В.А.Монастырского, О.В.Ромах, М.И.Старова, В.С.Торохтия и др.). Основные положения диссертации опираются на выводы специалистов в области

профессиональной подготовки специалистов культуры и искусства, непрерывного образования (Ф.Г. Арзаманов, А.С. Базиков, Э.А. Баллер, В.М. Гор-линский, В.М. Каирян, В.Руденко, Н. Руденко, Г.М. Цыпин и др).

В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в Internet. Среди них: электронные каталоги диссертационного зала РГБ, электронная документация на сервере Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и др.

Основными методами исследования были: теоретический анализ философской, научно-педагогической, психологической литературы с целью разработки концептуальных основ исследования, анализ учебно-программной документации, наблюдение, беседы с преподавателями, анкетирование, моделирование ситуации, методы опроса и самооценки.

Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерных средств: автоматизированных анкет самооценки, систем обработки числовой, текстовой, графической информации и др.

Основной базой опытно-экспериментальной работы были: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова, Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, Мичуринский государственный педагогический институт. Исследованием были охвачены учащиеся, студенты и слушатели системы повышения квалификации, всего около 300 человек.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:

На первом этапе в 1996-1997 годах проводилось накопление эмпирического материала, определялись методологические и методические подходы к решению проблемы, изучались результаты социологических исследований.

На втором этапе (1998-1999 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт. На данном этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) с целью проверки гипотезы была разработана методика исследования; организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой проводилось уточнение рабочей гипотезы и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования: уточнены сущность, содержание и пути совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе; выявлены образовательные ступени непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства, синхронизированные со ступенями становления личности специалиста (по Б.С.Гершунскому); разработана модель совершенствования системы, выявлена и экспериментально обоснована совокупность организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена модель совершенствования системы непрерывной подготовки, учитывающая социальный заказ общества на подготовку специалистов культуры и искусства, базирующаяся на обучении в деятельности, требованиях к знаниям, умениям и навыкам, к определенным свойствам личностно-значимых качеств специалиста, преемственности целей, содержания, форм и методов; разработаны научно-обоснованные рекомендации. В то же время исследование вносит определенный вклад в формирование целостного представления о содержательном и процессуальном аспектах непрерывного образования специалистов культуры и искусства.

Практическая значимость исследования состоит в принципиальной возможности использования содержащегося в нем теоретического и методического материалов и выводов для улучшения качества подготовки специалистов культуры и искусства в системе непрерывной профессиональной подготовки в условиях многоуровневого вуза.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. К настоящему времени сложились внешние и внутренние предпосылки необходимости совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства, приведение ее в соответствие с современными требованиями и социальным заказом общества. Внешние предпосылки обусловлены современной социокультурной ситуацией в стране и мире, потребностями общества, семьи, рынка образовательных услуг. Внутренние - динамикой научных знаний, индивидуализацией и дифференциацией обучения, кризисными явлениями в системе подготовки специалистов культуры и искусства на всех уровнях.

  2. Сущность совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства состоит в переходе указанной педагогической системы на более высокий качественный уровень целостности (агрега-тивный или гармонический) обуславливающийся рядом педагогических, организационных, экономических, социальных и технологических факторов. Переход осуществляется на основе создания организационно-педагогических условий и сопровождается повышением уровня готовности специалистов к профессиональной деятельности.

3. Модель совершенствования системы непрерывной подготовки специа
листов культуры и искусства включает следующие компоненты:

- содержательную (структура системы непрерывной подготовки; цели, принципы, функции, учебная информация, методы и формы обучения на каждом этапе подготовки);

- процессуальную (направления совершенствования, механизмы воздействия).

4. Педагогические условия, способствующие совершенствованию системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства включают: 1) научное, учебно-методическое обеспечение; 2) междисциплинарную интеграцию; 3) формирование содержания и методики обучения: на основе принципов обучения на каждом этапе подготовки, с учетом преемственности и психофизиологических особенностей обучаемых; 4) соответствие принципам функционирования современной информационной среды; 5) активизация субъект-субъектных отношений; 6) новые организационные формы и методы управления и обучения с использованием компьютерных технологий; 7) повышение роли практики.

Апробация и внедрение результатов. Исследование проходило при непосредственном участии автора в научно-экспериментальной работе кабинетов, отделов и кафедр Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. СВ. Рахманинова.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Ученых советах института (1999, 2000, 2001), Международной конференции (Самарканд, 2001), Всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 2001), областных научно-практических конференциях (Тамбов, 2000, 2001) и на кафедрах педагогического профиля ТГУ им. Г.Р. Державина (2000, 2001).

Материалы исследования внедрены в учебный процесс в формах: спецкурсов «Музыкальная литература» на каждом этапе обучения; методических материалов для управления учебно-воспитательным процессом на этапе довузовской подготовки; программы курса «Общее фортепиано»; различных учебных курсов для повышения квалификации преподавателей и администрации музыкальных школ, колледжей и училищ, школ и училищ искусств.

Достоверность результатов обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером опытно-экспериментальной работы.

Структура диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Здесь же излагаются положения, выносимые на защиту, данные об апробации работы и внедрении результатов.

В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства» на основе проведенного анализа состояния изученной проблемы в научной литературе и практике, теоретически обосновывается необходимость совершенствования системы; рассматриваются пути и механизмы совершенствования; анализируется современное состояние системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства» обоснованы критерии и организационно-педагогические условия совершенствования системы; представлена модель совершенствования системы непрерывной подготовки; анализируются основные результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщены результаты исследования; изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; сформулированы перспективные задачи дальнейших исследований изучаемой проблемы.

Содержание работы изложено на 200 страницах машинописного текста, в таблицах, схемах и рисунках, список основной использованной литературы содержит около 160 источников, 9 приложений.

Непрерывная подготовка специалистов культуры и искусства как научно-педагогическая проблема

Вопрос непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в свете научно-педагогической проблемы нельзя рассматривать, не учитывая тех изменений, которые происходят в образовании вообще. В сфере образования идет поиск приоритетной модели в пределах четырех основных тенденций [27]: первая - сохранение структурных качеств советской государственной системы, работающей по единообразным программам, имеющим установленный набор дисциплин; вторая - «экономический подход» или «рыночный тип образовательной системы»; третья - культурологическая; четвертая - культуротворческая, ставящая на первое место гуманистический аспект образования в процессе становления культурного самосознания.

Если говорить о первой тенденции, то важность ее состоит в том, что сохранение нормативных стандартов является неким общим ориентиром, для повышения качества знаний, для поиска объективных (общих) критериев оценки разного рода учебных заведений, с учетом их специфики и местных, региональных условий.

Строение образовательной системы в рамках «экономического подхода» сводится к определенному кругу образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных взглядов и финансовых возможностей. Но эта структура больше подходит развитым, индустриальным странам, так как роль индивида подводится под потребности производства, под господствующие правовые и ценностные установки. В России же всегда на первое место выходило духовное начало. Поэтому, учитывая нестабильность в экономике, малый опыт рыночных отношений, отказ от своих традиций грозит России постоянному отставанию от мировой образовательной системы.

Третья тенденция становления отечественной школы нового типа -культурологическая, по словам А. П. Валицкой: «развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира, грядущего постиндустриального общества. Она описывается сегодня в терминах надежды, как гуманный социум, способный гармонизовать отношения личности и государства, оправдать самое пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно-нравственного развития человечества от его технического прогресса. Особенность культурологических моделей состоит в том, что они ориентированы не государством и рынком, а культурой. Овладевая ее духовным и материальным богатством индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Культурологическая парадигма образования предлагает видеть школу инструментом и условием освобождения личности от репрессивного давления социума - государства, официальной идеологии производства, потребностей рынка» [27, С. 7].

В России эта тенденция распространяется путем утяжеления учебных планов за счет добавления гуманитарных образовательных курсов, что является основным противоречием в данном подходе.

Последняя, четвертая модель - культуротворческая - основана на гуманизации образования в процессе становления культурного самосознания. Создание среды развития с учетом возрастных психофизиологических и интеллектуальных возможностей личности - это и есть основа развития мировой культуры. Эта модель в дальнейшем открывает возможности для последующей, профессиональной специализации, а также снимает противоречия культурологического подхода. Эта модель наиболее надежна и удобна, хотя путь ее достижения дольше и труднее.

Проанализировав эти тенденции, можно придти к выводу, что существующий на сегодняшний день экономический подход к подготовке специалистов искажает понятие человеческого фактора в процессе развития, так как является очень ограниченным, в связи с чем многие исследователи данной проблемы видят конечную цель развития в совершенствовании самого человека, что выводит систему непрерывной подготовки специалистов вообще, и специалистов культуры и искусства в частности, на новый уровень развития людей: интеллектуальный, социальный, политический, нравственный и эстетический.

Во второй половине XX века концепция непрерывного образования приобретает главенствующую роль в развитии педагогической мысли, и впервые П. Ленграндом в 1965 году на форуме ЮНЕСКО была представлена концепция непрерывного образования, в которой основой всех образовательных начал становится человек, с предоставлением ему всех условий для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. Непрерывное образование в концепции рассматривается «как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования.

Пути совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, в XX веке оно стало важной сферой человеческой деятельности. Те достижения, которые были достигнуты в этой области, легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса привели состояние образования к определенному кризису. Российская система подготовки специалистов, безусловно, отражала то, что формировалось в экономической, политической, социальной и культурной жизни России после 1917 года.

Образование, являясь частью духовной жизни, всецело зависит от развития материального производства, и поэтому в России основное внимание уделялось подготовке специалистов для ведущих отраслей промышленности. Также, в основном, практиковались программы, ориентированные на «усредненного» студента, который поступал в учебное заведение благодаря системе льгот, а не в результате конкурсного отбора, что не всегда раскрывало способности учащегося и способствовало достижению того уровня, который соответствовал бы его индивидуальным возможностям.

Одной из особенностей, приведших образование к кризису, является также и чрезмерное преувеличение роли диплома вуза как к документу, который откроет путь на высокие ступени общественного положения, что становилось порой целью для человека, стоящего перед выбором своего дальнейшего жизненного пути, что приводит к потери профессионализма будущих специалистов.

Комплекс вопросов, связанных с тем, - чему учить, зачем и с какой целью, чем руководствоваться в обучении и т. д., - на определенных этапах имел разные подходы, трактовки и воззрения. А. С. Базиков, на основе анализа научно-педагогической литературы, выделяет несколько направлений развития образования [12, С.3 - 9].

В период дидактического материализма основная роль в развитии науки и культуры отводилась знаниям. Считалось, что чем больше различных знаний будет усвоено учащимся, тем надежнее он будет подготовлен для реальной жизнедеятельности. Большой вклад в данное направление внесли Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Беседова и др. Однако, как нередко это случается, верные, в принципе, теоретические посылки и установки искажались, выражаясь в элементарном экстенсивном подходе, что приводило к негативным последствиям. Объемный и мощный поток информации, который обрушивался на учащегося, т. к. каждый преподаватель считал свой предмет приоритетным, приводил к перегрузке, неприязненному отношению к учебе, знания усваивались бессистемно, поверхностно на сугубо репродуктивной основе. Данная концепция отвечает сознательной или подсознательной установке значительного числа педагогов-практиков и широко распространена в наше время.

Существовала также так называемая теория и «формального образования», истоки которой просматриваются еще у Гераклита, пользующаяся в наши дни особым вниманием, так как генетически связана с некоторыми принципами развивающегося обучения. Эта теория заключалась в противоположной позиции по отношению к «дидактическому материализму». Сущность ее в том, чтобы дать толчок развитию умственных «сущностных» сил, способностей, внимания, памяти, воображения, познавательных потребностей и интересов, не столько опираясь на факты и информационные материалы, сколько на умение учащихся оперировать знаниями, развивая в ходе обучения свои способности, свой интеллект. Подобный подход к содержанию и направленности обучения также имеет определенные основания в ментальности некоторых современных педагогов.

Позже, конец XIX - начало XX в. в., на авансцену мировой педагогики выходит теория «дидактического утилитаризма», приверженцами которой в Европе был Г. Кернештейнер, а в США - Дж. Дьюи. Теория была направлена на детерминирование и закрепление практического обучения и, соответственно, мышления учащегося, на формирование практического умения и навыков у детей и подростков в противоположность абстрактным, умозрительным операциям, характерным для традиционной школы. Положительным в данной теории является то, что получили развитие идеи междисциплинарных систем знаний, а также включение, где это возможно, игровой деятельности в учебную.

Модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе

Изучение проблемы системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе показало, что несмотря на присущие ей положительные стороны, она является несовершенной и требует тщательного анализа, опытно-экспериментальной базы для дальнейшего своего развития. Ей свойственны определенные недостатки, нуждающиеся в постоянном совершенствовании.

Исходя из анализа научной, психолого-педагогической, философской, научно-методической и научно-практической литературы, состояния системы в современных условиях, мы предлагаем следующую модель совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе в современных условиях (схемы 3, 4).

Ускорение научно-технического прогресса, переход к рыночным отношениям, гуманизация их и гуманитаризация высшего образования, информатизация общества, необходимость быстрой перестройки кадров в меняющихся условиях определяют целесообразность создания новой системы образования - системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе, цель которой создать все необходимые условия для развития личности на протяжении всей ее жизнедеятельности.

Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе имеет свои внешние и внутренние предпосылки.

Внешние предпосылки, по нашему мнению, обусловлены развитием общества и образования в целом, к которым мы относим политические, экономические и социокультурные. Политические предпосылки направлены на проведение целенаправленной политики по организации образования в сфере культуры и искусства, основанных на педагогической науке в целом и информатизации общества. Экономические предполагают новые механизмы государственного финансирования образования сферы культуры и искусства, привлечение внебюджетных средств, налогового стимулирования инвестиций, новые механизмы оплаты труда и экономии от масштаба образовательной деятельности. Социокультурные направлены на усиление социально-культурной ориентации подготовки специалистов культуры и искусства, связанных с интегрированием личностного образования и формированием образа жизни адекватного современным условиям.

Данные предпосылки формируют определенные потребности общества, которые включают в себя потребности рынка рабочей силы, рынка образовательных услуг, общества, семьи и личности.

Потребности рынка труда в специалистах культуры и искусства выдвигают определенные требования к их подготовке. Сегодня нужны специалисты с широкой культурой и гибким мышлением, с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом в контексте с единой общечеловеческой культурой, специалисты, отвечающие современным требованиям общекультурной и общенаучной подготовки.

В современных условиях возрастает роль широко развитой гармоничной личности, приобщение личности к высоким духовным идеалам и общечеловеческим морально-этическим ценностям, в чем роль творческого образования имеет важное значение, так как образованный, эстетически развитый человек сможет стать хорошим специалистом в любой отрасли. Образование в сфере культуры и искусства повышает общий культурный уровень всего общества в целом, что еще раз подчеркивает необходимость в специалистах культуры и искусства широкого профессионального уровня подготовки, что возможно только в условиях непрерывной подготовки в многоуровневом вузе.

Внутренние предпосылки совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе связаны с необходимостью разрешения проблем не только самой системы непрерывной подготовки, но и составляющих ее подсистем. К внутренним предпосылкам мы относим информационные, педагогические, воспитательные, коммуникационные и методические потребности разных категорий специалистов культуры и искусства, обучаемых в подсистемах системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе, оказывающие влияние на функционирование самой системы, перестройку ее работы на основе использования новых методологий обучения, интенсификации процесса обучения, внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, повышения квалификации педагогов, а также поиска путей создания многоуровневых вузов и обеспечения стабильности их работы в системе непрерывной подготовки.

Данные предпосылки находят свое отражение в организационно-педагогической, в учебно-воспитательной, в научно-исследовательской и практической деятельности, эффективная реализация которых возможна лишь в условиях подготовки в многоуровневом вузе.

Внутренние и внешние предпосылки совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе находят свое отражение в социальном заказе общества, цели которого направлены на удовлетворение профессионально-образовательных запросов личности и рынка труда в непрерывной подготовке специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе к профессиональной деятельности, а также на необходимость соответствия профессионально ориентированной образовательной среды подсистем системы непрерывной подготовки специалистов в многоуровневом вузе социальному заказу.

Организационно-педагогические условия реализации модели

К организационно-педагогическим условиям, обеспечивающим совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе, мы относим те формы, методы и средства организации обучения, которые с учетом преемственности, иерархии, психофизиологических особенностей обучаемых, внедрения в учебный процесс ТСО, будут способствовать интеграции учебного процесса и станут приоритетными в формировании гармонически развитой личности и готовности специалиста культуры и искусства к профессиональной деятельности.

Организационно-педагогические условия должны обеспечить непрерывность в преемственности начального общего профессионального образования детей, среднего профессионального образования, осуществляемых в структурных подразделениях вуза - школе и училище, высшего образования, реализуемого в вузе, тем самым, создав благоприятные предпосылки для дальнейшего профессионального совершенствования и формирования индивидуального профессионального менталитета специалистов культуры и искусства в условиях последипломного образования.

Условия, влияющие на процесс обучения в системе непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе многообразны, они взаимодействуют, переплетаются и изменяются в зависимости от специфической обстановки, в которой находится обучаемый. Изучение проблемы совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе дает нам право, в своем исследовании исходить из совокупности следующих теоретико-методологических положений, которые определяют организационно-педагогические условия реализации модели совершенствования данной системы:

1) Научное, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

2) Междисциплинарная интеграция как основу подготовки специалистов. Для этого необходимо изменение соответствующей программной документации, в которой будет преодолена разобщенность, "несостыкованность" между общегуманитарными, социокультурными дисциплинами, с одной стороны, и общепрофессиональными и специальными дисциплинами, с другой стороны.

3) Формирование содержания и методики обучения специалистов культуры и искусства с учетом традиционных и специфических педагогических принципов обучения на основе преемственности и с учетом психофизиологических особенностей обучаемых на каждом этапе подготовки.

4) Организация непрерывного процесса обучения специалистов культуры и искусства в соответствии с принципами функционирования современной информационной среды.

5) Активизация субъект - субъектных отношений (педагог - обучаемый, обучаемый - обучаемый), личностных позиций как субъективных факторов и дидактических условий. Повышение профессиональной подготовки педагога.

6) Введение в процесс обучения новых организационных форм и методов с использованием компьютерных технологий, что способствует более высокой профессиональной подготовке специалистов культуры и искусства.

7) Повышение роли практики (педагогической, исполнительской, технологической преддипломной без отрыва от обучения, с отрывом от обучения) - как один из основополагающих аспектов подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Для реализации предложенной нами модели совершенствования системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе помимо перечисленных теоретико-методологических положений, необходимо учитывать ряд основополагающих факторов, способствующих активизации учебного процесса и подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Это такие, как:

- проблемное обучение, направленное на формирование у обучаемого креативного (творческого) мышления. Приобретенные учащимися знания, умения и навыки должны существовать не сами по себе, изолированно, а находится в синтезе, сплачиваться в соответствующие механизмы творческой деятельности;

- развивающее обучение, способствующее всесторонней, универсальной подготовке специалиста культуры и искусства. Будущий специалист должен быть готов к выполнению различных, минимум двух - трех видов деятельности (например, исполнитель - композитор - педагог и т.п.);

- деятельностный подход к обучению, предполагающий развитие как творческих способностей, так и иных в деятельности. Любые психические функции индивида, процессы, происходящие в сознании и подсознании человека, детерминированы его деятельностью - ее целями, содержанием, фор-мо-структурой;

Похожие диссертации на Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе