Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Самарец Григорий Анатольевич

Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе
<
Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самарец Григорий Анатольевич. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 225 c. РГБ ОД, 61:01-13/1708-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Проблемы воспитания и развития личности в зарубежной и отечественной педагогике XVIII-XX столетия

1-1.1. Воспитание и развитие личности во Франции 17

1 - 1.2. Воспитание и развитие личности в Великобритании 35

2. Воспитание и развитие личности в России 59

ГЛАВА II. Задачи военно-патриотического воспитания XVIII-XX столетия

1. Военно-патриотическое воспитание в странах Европы 76

2. А) Военно-патриотическое воспитание в дореволюционной России 101

Б) Военно-патриотическое воспитание B^OJfH новой России 114

ГЛАВА ІII.Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России

1. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в дореволюционной России 133

2. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в СССР 153

3. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в новой России 169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191

БИБЛИОГРАФИЯ 206

ПРИЛОЖЕНИЕ 220

Введение к работе

России -«не подлежит ослабевать в военном деле» (Петр I) Долг перед Отечеством - святыня человека (ВЛ.Сухомлинский)

Актуальность проблемы. Противоречивость социально-экономической политики современной России влияет на все области жизнедеятельности человека. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение старой системы ценностей создало духовный вакуум. Эрозии подвергаются традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству.

В современных условиях острой проблемой общества и государства стала проблема содержания воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. Сегодня тысячи детей являются беспризорниками, другие - содержатся в детских домах, многие из подростков попадают в зону криминогенного влияния. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентации - показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

В системе учебных заведений, в связи с осложнением проблем морально-психологической подготовки молодежи к жизни, неотъемлемой стороной образовательного процесса является воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплинированности.

Основньыи направлениями патриотического воспитания становятся:

• отношение к государству (государственно-патриотическое воспитание, ориентированное на национальные интересы - патриотизм, чувство долга);

• отношение к обществу (гражданское воспитание, ориентированное на воспитание социальных качеств личности - гражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности);

• отношение к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии) ;

• отношение к профессии 1 (понимание общественной значимости своей профессии,

ответственности за качество своего труда).

• отношение к своей собственной личности как уникальной ценности1.

Исследуемая нами проблема - патриотическое воспитание будущих защитников Родины. Любовь к Родине воплощается в служении ее коренным интересам и является силой, которая укрепляет связь между ее народами. История свидетельствует, что воспитание патриотизма, готовности защитить свою Родину от врагов во все времена являлось гарантом безопасности государства, т.к. человечество, поднимаясь по бесконечным ступеням общественного прогресса, тысячелетиями тащило за собой длинный шлейф войн и конфликтов. Ученые полагают, что за последние пять тысяч лет на Земле произошло более 15,5 тысяч войн, в которых погибло свыше четьрех миллиардов человек, почти столько же, сколько насчитывает все современное население планеты 2.

Как указано в «Харперской энциклопедия военной истории» в период 1945 -1975 возникают проблемы сверхдержав в Ядерный век: конфронтация сверхдержав, технологическая революция; политические и экономические революции; экспансия мирового коммунизма; стремление к полицентризму; борьба за сохранение всеобщего мира (ООН) и американская экспансия и др. В период 1975 - 1997 гг. доминирует проблема технического вооружения, а также миротворчество (ООН), деятельность по разоружению. В то же время на территории бывшего Советского Союза возникают внутренние конфликты и войны.

Во все времена, когда общества были объединены в государства, военно-патриотическое воспитание было важной частью подготовки граждан к защите и укреплению своего государства во всей истории человечества. Ярким историческим примером военно-патриотического воспитания граждан было воспитание в Спарте (государство Лакедемон), где весь образ жизни определял ориентацию государства на постоянную боевую готовность. Когда житель Спарты достигал возраста семи лет, государство брало на себя всю заботу о его воспитании и обучении. Задачей государства была подготовка воинов, способных как к защите собственных границ, так и к захвату новых территорий. В этот период возникает идея противника (будь то варвары или представители сопряженных государств).

Патриотическое воспитание молодежи в России издавна было обусловлено тем, что на долю нашего Отечества за его многовековую историю выпало немало тяжких

испытаний. Уже с детства каждый мальчик готовился стать воином-защитником. В нем воспитывалась ответственность за семью, свое поселение. Чувство долга поднимало юношей на зашиту родной земли. В древнем памятнике русской истории «Велесовой книге» написано: «...трижды Русь погибающая вставала» 1. На протяжении столетий проблема зашиты рубежей страны имела решающее значение. Поэтому из века в век сменявшие друг друга несчетные поколения воспитывали своих патриотов, давали им военную подготовку, готовили армию защитников Отечества для расширения и укрепления его границ, что не было самоцелью, но было, по сути, средством выживания народов, населявших беззащитное евроазиатское пространство России. История показывает, что проблема военно-патриотического воспитания в России всегда стояла на первом месте.

Военно-патриотическое воспитание как предмет научного обсуждения требует включения таких понятий как «патриотизм», «гражданственность», «идеология», а также понятия «противник».

При исследовании понятия «патриотизм» было проанализировано большое число источников. В зависимости от социально-политической системы государства эти определения различны. Так, в энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, изданном в царской России, "возраст" патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и превышает оседло-земледельческий стаж человечества. Здесь задействованы не только кровно-родственные, биологические факторы, но и идеологические, духовно-мистические символы веры и героизма предков2. По определению В.Даля в словаре живого великорусского языка патриот - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб»3. А в словаре русского языка С.И.Ожегова патриотизм - это «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины»4 . В этих определениях понятие «патриотизм» означает просто «любовь к Родине», здесь оно не имеет идейно-политического подтекста.

Определение патриотизма периода социализма обусловлено социальными ценностями, идеологией и общественной психологией советского общества: Советский патриотизм - «чувство любви советских людей к социалистической Родине. Он неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и несовместим с любым

проявлением буржуазного национализма, шовинизма, космополитизма»1. «Идейной основой советского патриотизма является марксизм-ленинизм. Советский патриотизм - могучая движущая сила в развитии и укреплении СССР. Проявлением животворного советского патриотизма явились героические подвиги советских народов в тылу и на фронте в период Великой Отечественной войны»2.

В постсоветский период в условиях социального обновления российского общества понятие «патриотизм» определяется как «любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства»3. Философия определяет патриотизм как «одну из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества»4.

Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, малой родине известно уже с древних времен. С развитием государства патриотизм наполнился политическим смыслом, связанные с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов Отечества, а с углублением социальных антагонизмов патриотизм приобрел классовое содержание, где интересы классы были важнее интересов Родины. В СССР угроза Великой Отечественной войны выявила потребность в активизации патриотических чувств как важного средства идейно-психологической консолидации народа в противостоянии внешнему врагу. С распадом СССР в его бывших республиках, да и в самой России появились националистические организации под лозунгами патриотического движения. Такая ситуация опасна тем, что приводит к разжиганию национальной розни.

При анализе специфики военно-патриотического воспитания в Советском Союзе и современной России была рассмотрена: 1- Синкретичность /нерасчлененность/ понятия «патриотизм» в СССР и в новой России. 2- Как расходятся эти понятия.

Синкретичность понятия «патриотизм» в СССР и новой России: понятие «патриотизм» определяется как «любовь к Родине в 21 случае из 30; «преданность своему Отечеству, своему народу - 7 определений из 30; «стремление служить его интересам - 12 из 30; «сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества» - 5 из 30; «уважение к историческому прошлому, национальным и культурньм традициям» - 10 из 30; «готовность защищать свою Родину» - 13 определений из 30.

При исследовании - как расходятся понятия патриотизма в СССР и в новой России, было определено, что в СССР понятие «советский патриотизм» - это «беззаветная любовь к отечеству трудящихся, к родине социализма» встречается в 4 случаях из 30; «преданность делу социализма и коммунизма» - 5 определений из 30; понятие патриотизма как принципа коммунистической морали - 3 определения из 30; «социалистический патриотизм органически связан с интернационализмом и противоположен буржуазному национализму, а также космополитизму» - 7 определений из 30.

В новой России, которая постепенно входит в мировое демократическое пространство, понятие «патриотизм» определяется как «одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества. Угроза ядерного самоуничтожения или экологической катастрофы потребовала переосмысления патриотизма как принципа, повелевающего каждому способствовать вкладу своей страны в сохранение планеты и выживание человечества»- 3 определения из 30; «пренебрежительное отношение к патриотизму, как показало развитие России в первой половине 90-х годов, чревато активизацией стремления к обособлению отдельных республик от государства, забвением политиками национальных интересов и распадом государственности» - 1 случай из 30.

Анализируя понятие «патриотизм» в исследуемых источниках, можно сказать, что наряду с различиями здесь присутствуют сходные значения, с помощью которых можно вывести оптимальное определение понятия "Патриотизм».

Это; • любовь и преданность Отечеству; • уважение к культуре и лучшим национальным традициям; сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества; • готовность защищать интересы Родины.

Можно сделать вывод, что при всех социально-политических государственных системах это определение патриотизма является оптимальным. Нам представляется, что именно эти патриотические качества необходимо прививать воспитанникам в процессе военно-патриотического воспитания.

Гражданственность - сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству. Согласно Конституции РФ в понятие «обязанность по отношению к государству» входит определение: «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина»1. Таким образом, понятия «патриотизм» и «гражданствен -ность» органично связаны друг с другом.

Военно-патриотическое воспитание - это подготовка к защите Родины. Она актуальна и в мирное время. В новый исторический период проблема подготовки молодежи к защите рубежей современной России, военно-патриотического воспитания остается. Сегодня употребление понятия «вероятный противник» считается некорректным, однако, понятие «противник» остается (противник - тот, кто противодействует кому или чему-нибудь, враждебно относится к кому-чему-нибудь).

«В сложившейся ситуации конкретных врагов России прямо назвать, может быть, и нельзя. В то же время в военной науке существует понятие «эвентуальный противник»,- пишет адмирал В.П.Еремин. - И таковым может быть любое соперничающее государство, когда при отстаивании национальных интересов России перестанут быть действенными невоенные методы и средства безопасности. В этих условиях государство вынуждено будет со всей решительностью демонстрировать готовность защищать свои интересы и с применением военных сил и средств»1. Сегодня, по сведениям военных, вдоль границ России размещается более 500 дивизий других стран, отношения с которыми не приобрели однозначного дружественного характера. Это более чем внушительный инструмент угрозы...2. Поэтому остается в силе суждение Д.И.Менделеева о том, что «..России следует быть сильной военной державой, не страшась потребных для этого пожертвований»3. Формирование патриотических качеств и военная подготовка подрастающего поколения российской молодежи сегодня так же актуальны, как и в прежние времена.

Для решения современных педагогических задач по воспитанию патриотизма у молодежи возникает необходимость обращения к педагогической мысли предыдущих веков, как России, так и стран Западной Европы с целью использования педагогического опыта предшествующих поколений. Основной базой исследования послужили архивные документы, материалы, монографии и другие источники дореволюционного и последующих периодов, периодическая печать. В работе над диссертацией изучались и анализировались научные работы, посвященные исследованиям закономерностей формирования и развития личности в Англии (Р.Баден-Пауэлл, А.Бэн, Н.Коупленд, Д.Ланкастер, Д.Локк, Р.Оуэн и др.), во Франции (А.Бине, К.А.Гельвеций, Э.Демолен, Д.Дидро, Ж.Лакан, Ж.-П.Сартр, Сен-Симон, С.Френе, Ш.Фурье и др.) и в России (П.П.Блонский, Е.В.Бондаревская, К.Н.Вент

цель, В.В.Зеньковский, Э.А.Здановская, П.Ф-Каптерев, И. А. Колесникова, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), посвященные исследованиям по теории и практике педагогического образования (Дж.Бэдли, Дж.Грэй, Э.Лавлей, М.Леклерк, А.Леон, Ф.Магнус, К.Маклаф-лин, Т.Нанн, М.Реберыо, Б.Саймон, Д.Стоу и др.).

Проблемы воспитания патриотических качеств воспитанников военно-учебных заведений дореволюционной России нашли свое отражение в ряде педагогических исследований, а также в работах историков (Н.И.Алпатов, А.Н.Антонов, П.О.Бобровский, А. Д.Бутовский, П.А.Галенковский, В.Данченко, О.Левитский, И.Ф.Павловский, А.Д.Ромашкевич, В.Ф.Святловский и др.).

При исследовании проблемы мы исходим из предположения, что в истории отечественной и зарубежной педагогической науки и практики осуществления воспитательной работы можно найти много полезного и возможно применимого в современных условиях, как в теоретическом плане, так и в практическом. Связано это, на наш взгляд, с тем, что в истории развития России были периоды значительных изменений в развитии страны, в решении экономических и социальных проблем, что приводило и к изменению политики в области народного образования. И вполне возможно, что именно таким опытом располагали военно-учебные заведения России - Кадетские корпуса - XVIII-начала XX вв., в которых концентрировалось все лучшее, что было достигнуто в области педагогической теории и практики того времени. Предполагается, что изучение и применение, как в теории, так и на практике, этого опыта возможно на основе анализа процесса воспитания патриотических качеств, исследования социально-педагогических условий, обеспечивающих воспитание патриотических качеств, определения основных тенденций и путей патриотического воспитания кадетов дореволюционной России, т.к. сегодня воспитание у молодежи патриотизма, осознанных целей служения Отечеству порой не приносят желаемого результата ввиду недостаточной разработанности теории и требований практики. Поэтому в изменившихся условиях современного российского общества у воспитателей и воспитуемых - нечеткое понимание критериев и показателей воспитания патриотизма, в достаточной мере не обозначены пути и средства формирования необходимых качеств личности защитника Отечества.

К исследуемой проблеме, как показывает анализ литературы, обращались многие исследователи. Задачи патриотического и военно-патриотического воспитания гражданской молодежи и учащихся представлены работами А.Анохина, А.А.Ароно- ва, Л.Арзанова, А.К.Бруднова, А.Г.Голева, И.Ковтуна, И.Короткова,

Д.Кузнецова, В.И.Лутовинова, О.Павловой-Росляковой и др. Вопросы нравственного и патриотического воспитания военнослужащих получили освещение в ряде исследований А.В.Барабанщикова, В.К.Бахтина, В.Д.Голикова, В.П.Жуковского, Г.С.Карнеева, В.Н.Кузьмина, В.Ф,Кулакова, В.Л.Манилова, А.Смирнова и др.

По проблемам истории общего и военного образования в работе над диссертацией также изучались и анализировались труды З.А.Алферьевой, К.Ш.Ахиярова, А.В.Барабанщикова, В.А.Бухвалова, Б.Л.Вульфсона, А.Н.Джуринского, Н.Ефимова, З.А.Мальковой, Г.Никитина, В.Н.Сорока-Росинского, К.Д.Ушинского и др.).

Отдавая должное вкладу всех названных исследователей в разработку теории и практики патриотического воспитания, необходимо отметить, что подавляющее большинство из них изучали различные аспекты формирования патриотизма прошедших этапов развития нашего общества или узкоотраслевые задачи.

Концепция воспитания патриотизма у молодежи в условиях реформирования современного общества, его Вооруженных Сил в настоящее время разработана недостаточно, без учета изменений, происходящих в сознании людей, и слабо личностно ориентирована.

Потребность быть полезным своему народу, Отечеству является нравственным стержнем личности. Воспитание ценностных личных качеств, патриотизма начинается уже в детстве.

Современная педагогика определяет понятие «воспитание» как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека г. В широком смысле оно включает в себя весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу школы, молодежных организаций, семьи, но и влияние всего уклада жизни общества, его идей, воздействие обучения, образования, литературы, искусства, кино, радио, телевидения.

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетическое и физическое. Однако оно находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера.

Индивидуальное развитие человека в педагогике определяется как ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых его орга

ниэмом от момента зарождения и до конца жизни, становление человека как социального существа. Это очень сложный процесс, который выражается и определяется внутренними и внешними, естественными и общественными условиями 1. Чем полнее воспитание охватывает и организует многообразные действенные отношения растущей личности к окружающей естественной и общественной среде, тем успешнее протекает всестороннее развитие личности.

Человек в детские и юношеские годы не обладает опытом, знаниями, умениями и навыками поведения, которые необходимы ему для приобщения к труду и общественной жизни, он приобретает этот опыт, проходя длинный путь обучения /в семье и обществе/. Искусство воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку успех в его деятельности по изучению родного края, народного искусства и приобщению его к историко-культурному наследию. Это обеспечит успех в воспитании патриотов своей Родины. Патриотизм — это свойство личности, определяемое знанием (истории родного народа, его обычаев, традиций и т. д.); отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, пошли ли в систему ее ценностных ориентации и установок); поведением (в какой мере эти отношения — любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране — реализуются личностью в конкретных поступках и действиях)2.

Патриотизм, по мнению русского мыслителя И.А.Ильина, живет в той душе, для которой на земле есть нечто священное. И, прежде всего, в святынях народа. «Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше себя»3. «Наше будущее,- говорил Иоанн Кронштадтский, - зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя., хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории»4.

Патриотическое и военно-патриотическое воспитание тесно связаны в содержательном и организационном отношениях - ведь это целое и его составная часть. Патриотическое воспитание, как совокупное целое, призвано готовить к труду и обороне, т.е. формировать в молодом человеке граждански активные, социально

значупкые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с зашитой государственных рубежей. Военно-патриотическое воспитание, как часть совокупности, имеет четкую целевую установку - готовить именно к обороне, к защите отечества х.

Новое теоретическое осмысление основ патриотизма, военно-патриотическое воспитание граждан - актуальная задача настоящего и будущего, в которой решающую роль играет педагогика и педагогическая психология.

При определении предмета педагогики часто встречается понимание ее как категории воспитания. Такое понимание характерно для французской педагогической традиции, закрепленной в научной литературе А.Валлоном. В Англии - образование и воспитание называют одним словом - Education. В СССР педагогика разрабатывалась как теория коммунистического воспитания. Педагогика охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. В процессе военно-патриотического воспитания молодежи военные знания и военное воспитание учащиеся получают в процессе изучения общевоенных и специальных дисциплин. Патриотическое воспитание проходит в учебно-образовательном процессе при изучении предметов гуманитарного цикла. Гуманитарное образование выступает как аксиологическое (ценностное): гуманитарное знание с неизбежностью сталкивается с ценностями человека, культур и эпох 2.

Роль педагогической психологии в практике обучения и воспитания была осознана еще Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локком и др. Они подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

В процессе военно-патриотического воспитания новые психолого-педагогические подходы к обучению и воспитанию молодых людей открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллектива. Психология изучает содержание мотивационной сферы личности учащихся, ее направленности, ценностных ориентации, нравственных установок; различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях. Особое значение имеет психологический подход в воспитании через коллектив, по мере становления которого создается особая коллективная психология, регулирующая совместную деятельность патриотической направленности. Примерами таких

коллективов могут быть команды в военизированной игре «Зарница», «Орленок», скаутские отряды, группы в военно-патриотических объединениях и др. Такого рода социальные общности подобны небольшим воинским коллективам. Совместная деятельность в них является подготовкой к воинской службе.

В предлагаемом исследовании нами раскрываются содержание и методы военно-патриотического воспитания молодежи. Проблема исследования состоит в анализе социально-педагогических условий формирования патриотических качеств и чувств у молодых россиян.

Объект исследования: воспитание гражданственности и патриотизма в России и Западной Европе в XVIII-XX вв.

Предмет исследования: военно-патриотическое воспитание подростков и молодежи в России и Западной Европе.

Цель исследования: изучить опыт становления воспитания гражданственности и патриотизма в России и Западной Европе, проанализировав содержание и методы военно-патриотического воспитания и обобщив положительный опыт с целью использования в учебно-образовательном процессе. Этапы исследования:

В ходе проведенного исследования можно выделить три основных этапа: 1996-1997 гг. определялись основные подходы к разработке концепции исследования. Изучалась история, психологическая и педагогическая литература, в том числе - зарубежный опыт.

1998-1999 гг. анализировался опыт по военно-патриотическому воспитанию. Изучался опыт российских школ и военно-учебных заведений. Проводился анализ зарубежного опыта по военно-патриотическому воспитанию.

1999-2000 гг. были посвящены анализу проделанной работы, определению содержания военно-патриотического воспитания, окончанию написания диссертации.

Гипотеза исследования - процесс формирования патриотических качеств подростков и молодежи может быть результативньм при реализации следующих социаль но-педа гогических условий:

направленность образовательного и воспитательного процесса на формирование гражданской позиции, патриотических качеств;

использование воспитательного потенциала общеобразовательных и специаль

ных дисциплин в учебных заведениях;

формирование патриотических качеств в процессе практической и морально-психологической подготовки к жизни;

организация практической деятельности внешкольных общественных объединений патриотической направленности.

Задачи исследования:

Охарактеризовать основные направления воспитания гражданских и патриотических качеств личности;

Раскрыть содержание и методы военно-патриотического воспитания в отечественной и западной педагогике;

Изучить социально-педагогические условия учебно-воспитательного процесса по формированию гражданственности и патриотизма;

Исследовать социально-педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма в России и Западной Европе в условиях внешкольного воспитания.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы в аспекте изучаемой проблемы.

Методологией исследования является принципиальное положение философии, утвердившееся в педагогике и психологии XX в., о детерминации развития условиями и присвоением индивидом материальной и духовной культуры.

Научная новизна исследования заключается:

Обобщен опыт Великобритании, Франции и России по военно-патриотическому воспитанию за XVIII-XX столетия.

Выявлена тенденция, присущая политике данных государств, заключающаяся в ориентации на национальные интересы.

В определении комплекса социально-педагогических условий военно-патриотического воспитания молодежи в учебных заведениях дореволюционной, Советской и новой России, с целью возможного использования в педагогической практике.

Практическая значимость работы состоит в определении педагогических условий, содействующих становлению гражданской позиции молодежи, а также в готовности служению в Вооруженных Силах. Положения, выносимые на защиту:

Военно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную

деятельность государства и социальных институтов в учебных заведениях.

- Военно-патриотическое воспитание в процессе внешкольной деятельности есть организованный, управляемый процесс, который формирует личность школьника как гражданина и патриота.

- Военно-патриотическое воспитание осуществляется через понятийные конструкции и другие знаковые системы, которые формируют ценностные ориентации нового поколения.

- Подготовка мальчиков к службе в вооруженных силах государства - это насущная необходимость в современной военно-политической ситуации.

- Образовательно-воспитательная система современных Кадетских Корпусов

во всех изучаемых странах (Великобритании, Франции, России) является специально отработанной системой военно-патриотического воспитания будущих защитников Отечества.

Внедрение осуществлялось через:

Доклады на заседаниях молодых ученых по проблемам воспитания и развития личности кафедры психологии развития МПГУ;

Обсуждение диссертации в лаборатории гражданского воспитания Гос. НИИ Семьи и воспитания Российской академии образования и Министерства труда и социального развития РФ;

Публикации и тезисы на VI, VII, VIII конференциях молодых ученых Института развития личности РАО ( Гос.НИИ Семьи и Воспитания РАО и Министерства труда и социального развития РФ);

Обсуждение диссертации на объединении молодых ученых и аспирантов МПГУ. Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (256 источников]. приложений. Общий объем диссертации -225 страниц В первой главе диссертации «Проблемы воспитания и развития личности в педагогике XVIII-XX столетия» - рассматривается зарубежный и отечественный опыт воспитания и развития личности в педагогике Англии, Франции и России в XVIII-XX вв., раскрывается история становления системы воспитания гражданственности и патриотизма на Западе и в России.

Вторая глава содержит исследование проблемы военно-патриотического воспитания в странах Европы и России. В Англии и Франции анализируется военно-патриотическое воспитание: 1) в процессе вневойсковой добровольной военной подготовки; 2)военной подготовки в военно-учебных заведениях; 3) воспитание в работе общественных организаций скаутов. В царской России военно-патриотическое воспитание рассматривается в учебно-воспитательном процессе военно-учебных заведений - Кадетских корпусов. В СССР воспитание патриотизма анализируется - в школе: в учебно-образовательном процессе, начальной военной подготовке, работе пионерской и комсомольской организаций; деятельности внешкольных патриотических объединений, оборонных организаций, в работе военно-учебных заведений - Суворовских и Нахимовских военных училищ.

В третьей главе исследуются содержание и методы военно-патриотического воспитания в дореволюционной России, СССР и новой России конца XX века. Рассматриваются такие формы и методы военно-патриотического воспитания, как военная подготовка в школе (курс «Основы безопасности жизнедеятельности»), военизированные игры «Зарница» и «Орленок», деятельность внешкольных общественных организаций и объединений патриотического назначения (Российская оборонно-техническая организация, патриотические клубы, кружки, скаутские отряды и др.). Анализируется деятельность военно-учебных заведений - Кадетских корпусов, созданных в новой России, готовящих своих воспитанников к службе на гражданском и военном поприще на благо своего Отечества.

В заключении излагаются основные выводы исследования.

Воспитание и развитие личности во Франции

В нашей работе мы обращаемся к педагогической мысли Франции, Великобритании и России с целью исследования педагогического опыта предшествующих поколений. Рассматривая системы воспитания трех стран, мы выявляем в них подходы к гражданскому и патриотическому воспитанию и возможности использования их в практике современного военно-патриотического воспитания.

Опыт Франции и Англии нам интересен потому, что уже в XVIII в. Франция стала главным средоточием идей Просвещения. Большое влияние на образование и воспитание в Европе оказали идеи французских просветителей: Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Вольтера, К.А.Гельвеция и др. В это же время возникло Соединенное Королевство Великобритании в результате союза Англии с Шотландией и стало одной из мировых сверхдержав, задававшей тон, как в делах военных, так и в гражданских и имевшей богатый опыт в военном и патриотическом воспитании молодежи.

При исследовании проблем воспитания гражданственности и патриотизма во Франции понятие «гражданственность, гражданское самосознание» (conscience civique) во французском языке раскрывается как качества добропорядочного гражданина, смелость, патриотизм; воспитание, в котором упор делается на гражданский долг. Патриотизм (Patriot isme) определяется как любовь к Родине, желание быть преданньм ей и в случае надобности пожертвовать собой для ее зашиты, особенно при военных нападениях.

Проблема воспитания гражданских и патриотических качеств у подрастающего поколения во Франции, начиная с XVIII в., нами анализируется в процессе умственного, нравственного, физического и трудового воспитания. Известно, что развитие личности, ее сознание и поведение определяют общественные условия жизни, не прямо, непосредственно, а через деятельность, направляемую воспитанием. В XVI-XVIII вв. передовые мыслители Франции подвергли критике весь строй тогдашнего образования и воспитания. Гуманисты Ф.Рабле (1494-1553)1, М.Монтень(1533-1592)2 призывали изучать жизнь путем живых наблюдений, развивать у детей пытливость, сделать свободный интерес основой образования. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», своеобразной энциклопедии социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения, Ф.Рабле критерием для оценки личности ставил принцип образованности, полагая, что гуманистические идеалы индивидуального и социального бытия могут передаваться из поколения в поколение через соответствующим образом организованное воспитание. Письмо Гаргантюа сыну стало манифестом гуманистического воспитания с призывом совершенствоваться в науках и добродетелях. Он писал: «Ты достиг наивысшего совершенства не только в добродетели, благонравии и мудрости, но и во всех областях вольного и благородного знания.. Когда ты станешь зрелым мужем, тебе придется прервать свои спокойные и мирные занятия и научиться ездить верхом и владеть оружием, дабы защищать свой дом и оказывать всемерную помощь нашим друзьям, в случае, если на них нападут злодеи»1. Ф.Рабле очень точно показал, каким было военно-патриотическое воспитание в феодальном обществе, когда каждый защищал свою вотчину или соседа.

М.Монтень, французский философ эпохи Возрождения, также считал, что развитие человека не должно быть узкокнижным, изучению подлежит окружающая жизнь, природа, люди и отношения между ними. Большое внимание он уделял индивидуальности человека и говорил о людях, не похожих на него: «..Я тем больше люблю их и уважаю, что они иные, чем я. И ничего я так не хотел бы, как чтобы о каждом из нас судили особо..»2.

Процесс обучения, по М.Монтеню, должен носить творческий характер, а теоретическое образование он предлагал дополнить физическим воспитанием, привитием нравственных и эстетических начал. Ориентация на общечеловеческие ценности, физическое развитие способствовали бы формированию патриотических качеств личности.

Сторонником естественного воспитания был также Ж.Ж.Руссо (1712-1778)3. Огромное влияние на педагогику не только Франции, но и всей Европы оказали его мысли о свободном развитии природных сил детей, его антисословная идея общечеловеческого воспитания, мысли о труде как о важнейшем средстве развития человека. В романе «Юлия, или Новая Элоиза», главная идея которого - не оставлять человека на произвол инстинктов, а научить подчинять их себе, голосу разума - обобщены философские и педагогические идеи Ж.Ж.Руссо. Ведущий принцип педагогического романа «Эмиль, или О воспитании» - показать формирование личности и гражданской позиции воспитуемого.

Впервые подняли вопрос о влиянии общественных условий на формирование человека французские материалисты - К.А.Гельвеций и Д.Дидро. Они высказали идею светской школы, требовали изучения физики, математики и естественных наук, энциклопедического среднего образования.

Педагогические взгляды французского философа, просветителя Д.Дидро (1713-1784): нашли свое практическое выражение в составленном им по заказу Екатерины II «Плане университета или публичного образования всех наук для Российского правительства», где он, определяя роль образования в формировании человеческой личности, предлагал начинать обучение, переходя «от простых вещей к вещам более сложным, начинать с того, что является более полезным... Твердо блюсти соответствие между сообщаемыми знаниями и возрастом учеников»2 .

Во Франции Д.Дидро отстаивал принцип всеобщего обязательного бесплатного начального образования. Задача учителя, считал он - сделать из каждого своего воспитанника честного человека, внушить ему такие качества души, как твердость и справедливость, развивать в нем ум «здравый, просвещенный и обширный», широту кругозора, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму». Он призывал воспитывать нравственного человека, полезного для общества, гражданина и патриота.

Д.Дидро выступал в защиту реальных знаний и связь образования с практическими потребностями жизни. В этом заключается прогрессивное для этой эпохи значение его проекта. Многие мысли Д.Дидро о народном образовании получили распространение и оказали влияние на развитие педагогической теории.

Военно-патриотическое воспитание в странах Европы

Важным условием существования любого государства, нации является мир. Однако на Земле на протяжении веков и тысячелетий одна за другой вспыхивали войны. Поэтому в средневековой Западной Европе всегда сохранялась проблема зашиты Отечества, для чего решающее значение имела военная подготовка и военно-патриотическое воспитание молодежи.

Идея защиты, престижность воинской профессии широко поддерживалась государством и сохранялась даже в период смены феодальной формации на капиталистическую, абсолютизма в Великобритании на пуританизм, революционных перемен во Франции, изменения идеологии английского и французского общества.

Становление армии явилось важным этапом в процессе формирования Великобритании и Франции как национальных государств, в период, который характеризовался длительными войнами. Успешные действия армейских соединений, как показывает история, зависят как от военной подготовки, так и морального состояния войск. Значение морального фактора приобретает особое значение в эпоху войн с применением массовых армий.

Английская буржуазная революция (XVII в.) способствовала рождению английской национальной армии. Сформированная под руководством О.Кромвеля парламентская армия (1645) состояла из английских крестьян и ремесленников, т.е. была национальной, в то время как королевская - наемной. Рядовые англичане, вступившие в армию, были полны решимости отстоять обновленную Великобританию не только от королевских солдат, но и внешних врагов, т.к. верили, что борются за более счастливую жизнь, и были полны патриотическими чувствами.

Командование национальной армии основное внимание уделяло боевой подготовке войск и, опираясь на высокий моральный дух революционных войск, добивалось победы. В 1645 г. в сражении при Нейзби парламент- екая армия наголову разбила хорошо обученную королевскую армию1. Здесь исход решила моральная, а не физическая сила, т.е. патриотический дух национальной армии.

И в следующие десятилетия и столетия армия Великобритании принимала участие в различных войнах. На возникновение войн влияли факты политические, социальные и экономические. Войны велись, как правило, ради династических выгод и имели захватнический характер, например, войны в Европе или колониальные войны между великими державами за господство в Северной и Южной Америке, Африке, Азии и Австралии (приложение 1).

Для ведения военных действий Франции и Великобритании своей армии было недостаточно и они вынуждены были привлекать наемников, которые не всегда оказывались надежными и в критический момент уходили к противнику. Процесс формирования национальной армии, достаточной для проведения военных действий, проходил очень медленно. В этот период становления государств, время бесконечных войн, конечно, нельзя сбрасывать рост национального самосознания в народе, однако, в первую очередь под патриотизмом понималась верность монарху, патриотизм же в современном понимании слова не играл в общественно-политическом устройстве общества практически никакой роли.

В XVIII в. Англия, объединившись с Шотландией, стала Соединенным Королевством Великобритании. Развитие новых общественных отношений и изобретение нового оружия в XVIИв. позволили в Великобритании провести реорганизацию армии. Прежде всего, это проявилось в открытии военной школы - Британского Королевского Военного Колледжа в Сэндхерсте (1802), т.к. для ведения войн английской армии требовались образованные офицеры. Военно-патриотическое воспитание будущих офицеров обеспечивало надежность национальной армии, силу ее морального духа.

Армия Великобритании, занявшей ведущие позиции в мировой политике, в середине XIX в. комплектовалась на основе наемно-вербовочной системы. Но офицерские кадры английской армии были плохо подготовлены. Чаще всего офицерами становились представители господствующих классов путем покупки офицерских дипломов. Действенность британской армии ослаблялась «невежеством, как теоретическим, так и практическим», - пишет Харперская энциклопедия,- Образовательный уровень офицеров определялся не требованием службы, а скудным запасом знаний, которым обладал английский «джентльмен» г. Главную задачу воспитания нового поколения педагоги в английской школе видели в нравственном воспитании, считая идеалом воспитанного человека «джентльмена-христианина». Педагогическая система занималась «воспитанием характера». Физические упражнения, спорт, игры также были превращены в средства воспитания качеств лидера. Упор делался на совершенствование духа воспитанников. «Во-первых, моральные принципы, во-вторых, джентльменское поведение и, наконец, в-третьих, умственные способности»1,— такими принципами, например, руководствовался Т.Арнодц в Паблик скулз. Специальной военной подготовки учащиеся не получали. «Британский офицер почитал своим долгом во время боя вести своих людей на неприятеля и показьшать пример храбрости. Умение же руководить войсковой частью как бы не входило в его обязанности» 2. Тем не менее, английская армия славилась патриотическим настроем, высоким моральным духом своих офицеров и солдат, их смелостью и храбростью в бою.

В связи с постоянным участием в войнах состав армий Великобритании и Франции постоянно обновлялся. Большую роль в военных операциях играл военно-морской флот, который также нуждался в притоке новых военных кадров. К началу 20 века система обучения офицерского состава ВМС Великобритании базировалась на широкой общеобразовательной подготовке и патриотическом воспитании молодых людей в возрасте 13-18 лет. Для подготовки к службе на флоте в Великобритании была сформирована 1-я бригада морской лиги мальчиков (1899 г.), далее преобразованная в Морской Кадетский корпус, в котором моральные качества воспитанников развиваются на основе богатых военных и героических традиций. Военная подготовка здесь содержала строевую и огневую часть, специальную подготовку воспитанников на боевых кораблях и парусниках, где кадеты практически изучали морское дело3. Практические занятия на морских судах развивали такие черты характера, как смелость, уверенность в своих силах, ответственность. Традиции английского флота способствовали формированию гордости за свою армию, патриотического настроя.

В 1902 г. появилась элитарная Военно-Морская Школа с двумя центрами обучения: в Осборне и Дартмуте 4. Военно-патриотическое воспитание, военное обучение и боевая подготовка - такой путь проходит офицер в военной школе. Профессиональная армия является постоянной армией Великобритании.

Ее высокий уровень военной подготовки сыграл свою роль в Первой Мировой войне (1914-1918). Война началась между двумя коалициями капиталистических государств (германо-австрийский блок и Антанта: Великобритания, Франция и Россия) в связи с крайним обострением противоречий в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья, мировое господство.

В четырехлетней войне были победы и поражения. Английская армия не один раз доказывала важность морального фактора на войне, когда добивалась победы за счет патриотизма своих войск, который выражался в чувстве морального превосходства английских солдат за принадлежность к вооруженным силам Великобритании, как мировой морской державы.

В мирное время профессиональной армии также нужны хорошо подготовленные резервы. В 1920 г. был создан Военно-Морской Инженерный колледж в Плимуте1. Образовательно-воспитательный процесс в колледже включал воспитание патриотизма, формирование высоких военно-профессиональных качеств у будущих офицеров английской армии.

Содержание и методы военно-патриотического воспитания в дореволюционной России

Содержание и методы военно-патриотического воспитания в военно-учебных заведениях и в армии дореволюционной России были обусловлены задачей формирования личности защитника Отечества, преданного ему и готового на любые жертвы ради его безопасности.

Участие России в многочисленных войнах требовало дисциплинированной, хорошо обученной армии. В начале Северной войны, в которой участвовала коалиция -России, Дании, Саксонии и Польши против Швеции, Россия потерпела тяжелое поражение под Нарвой (1700), что показало несостоятельность русской армии и явилось толчком к ее реорганизации.

В период становления русской армии, когда возникла необходимость в подготовке офицеров, специалистов разных родов войск, стали создаваться военно-учебные заведения. Начало военному образованию в России положил Петр I, по указу которого в 1715 г. в Санкт-Петербурге создается Морская Академия, в которой сочеталось обучение общеобразовательное с военным. Здесь воспитанники обучались арифметике, геометрии, ружейным приемам, артиллерии, навигации, фортификации, географии, рисованию, изучали устройство корабля, обучали стрельбе из ружей. Была создана рота гардемарин. Летом воспитанники назначались в плавание на корабли. Наиболее способных гардемарин Петр I отправлял за границу для обучения морскому делу1.

Морская Академия в 1752 г. была преобразована в Морской Шляхетный Кадетский корпус. В курс обучения было введено военное судопроизводство, химия, начертательная геометрия, расширен курс морских наук, иностранных языков.

В 1856 г. при Морском Кадетском Корпусе открылись юнкерские классы, где читали лекции по математике, морским наукам, словесности. Внешняя муштра в Корпусе была ослаблена для развития большей самостоятельности воспитанников, их сознательного отношения к своим обязанностям. Главное внимание обращается на дисциплину, воинский дух. Усилены занятия гимнастикой, что создавало соревновательный дух, прививало любовь к спорту и физическим упражнениям. Введены занятия ручным трудом. Проводились практические занятия по лоции, устроен штурманский кабинет для изучения инструментальной части, химический, электротехнический кабинеты, радиотелеграф, учебно-артиллерийская батарея х. Весь учебно-воспитательный процесс, военная подготовка в Корпусе был направлен на воспитание образованного, физически здорового человека, военного профессионала. Специфика службы на корабле обусловливала высокую ответственность за выполнение военной задачи, способствовала развитию гражданского самосознания и чувства патриотического долга.

Ярким примером военно-патриотического воспитания будущих офицеров для сухопутной армии стали Кадетские Корпуса, первый из которых был создан по указу Анны Иоанновны (1732). Требования правительства России к офицерским кадрам определяли задачи нравственного и патриотического воспитания. В Кадетских Корпусах ставилась задача: "в каждом из кадет всесторонне развить физические и душевные силы, правильно образовать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующее значение в воспитании будущего офицера" 2.

Содержание военно-патриотического воспитания включало: умственное, нравственное и физическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание состояло "в постепенном и всестороннем приготовлении каждого воспитанника к нравственной деятельности, для которой воспитание физическое должно развивать в нем необходимые силы, воспитание умственное - сообщить ему потребные знания и уменья, а воспитание нравственное - направить волю его именно к такой деятельности" 3. Нравственное, умственное и физическое воспитание, тесно связанные между собой, способствовали всестороннему развитию личности будущего офицера, защитника Родины.

Умственное воспитание в Кадетских Корпусах.

С самого начала существования Кадетских Корпусов в России (1732) умственное воспитание было одной из основных задач. Учебные программы здесь соблюдали разумное сочетание утилитарных прикладных наук и общеобразовательных дисциплин 1. Опираясь на опыт западных стран, прежде всего Франции и Пруссии и по предложению П.И.Ягужинского, в программу обучения, наряду со специальными военными предметами, были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Изучалась «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных немецких и французских переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия (их введение, наряду с обучением верховой езде, фехтованию, танцам, было обусловлено закрытым аристократическим характером учебного заведения), юриспруденция, а также новые и древние языки 2. Геральдика и генеалогия возвращали воспитанников к российским корням, определяли значимость российских традиций и вызывали гордость за Отечество и патриотические чувства.

Основательно было поставлено и преподавание французского, английского, немецкого (некоторое время итальянского) языков. Трехлетний курс изучения предполагал в течение первого года усвоение воспитанниками начальных навыков чтения и письма на соответствующем языке, в ходе второго - овладение грамматикой и техникой перевода, к концу третьего - умение излагать свои мысли письменно 3. Об уровне образования воспитанников свидетельствуют те факты, что кадеты широко пользовались, как иностранными учебниками и литературой, так и всеми новейшими отечественными изданиями. Очень популярной была «Арифметика» Л.Ф.Магницкого. Позднее в корпусной библиотеке появились сочинения М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского, А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова. Пре подаватели корпуса разрабатывали и авторские учебники: «Руководство арифметики» -Я.П.Козельский (изд.1764 г.), «Практическая геометрия» - И.Назаров (1760), «Артиллерийские предложения» И.А.Вельяшев-Волынцев (1767). Высокая образованность воспитанников давали им возможность изучать как отечественные, так и зарубежные источники военной науки, вооружения, военных сражений, что являлось важнейшей теоретической военной подготовкой будущего офицера, имеющей патриотическую направленность, т.к. эти знания могли быть использованы в армейской службе, соевых операциях по защите своей страны.

Особый интерес к проблемам воспитания и образования в Кадетских Корпусах проявляла Екатерина II. В 1762 г. она писала: «Страсть этого года писать о воспитании..., формировании идеального человека и достойного гражданина». Своим главным советником по вопросам образования она назначила И.И.Бецкого, на которого в 1765 г. было возложено управление Сухопутньм Кадетским Корпусом и которым был составлен "Устав для Сухопутного Кадетского Корпуса". Этот Устав "составленный на началах гуманных идей французских философов, задавался целью совершенно перевоспитать целые поколения" х. Просветительские идеи Запада волновали передовые умы России, которые видели во внедрении этих идей возможность национального возрождения российского общества, укрепления государственных устоев, воспитания молодежи в духе патриотизма.

Похожие диссертации на Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе