Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Глущенко Светлана Сергеевна

Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого
<
Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глущенко Светлана Сергеевна. Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 173 c. РГБ ОД, 61:04-13/1152

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-исторические основы педагогической деятельности Л.Н. Толстого

1. Социально-исторические предпосылки и идейные истоки формирования социально-педагогических воззрений Л.Н. Толстого 15

2. Эволюция взглядов Л.Н. Толстого на воспитание и образование, роль среды, семьи, труда в воспитании ребенка 30

3. Анализ философско-педагогических исследований творчества Л.Н. Толстого конца XX - начала XXI вв.: 46

социально-педагогический аспект

Глава II. Характеристика социально-педагогических идей Л.Н.Толстого

1. Взгляды Л.Н. Толстого на задачи школы для крестьянских детей

2. Воззрения Л.Н. Толстого на проблему учителя 80

3. Социально-педагогическая деятельность Л.Н. Толстого по оказанию помощи нуждающимся

4. Природа как фактор духовно-нравственного воспитания личности

Заключение 119

Список использованной литературы 122

Приложение 152

Введение к работе

Актуальность исследования. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) -великий русский писатель, мыслитель, педагог, чье творчество оставило глубокий след в интеллектуальной жизни России и в. отечественной педагогике. Педагогика-это вторая творческая вершина его могучего таланта [173]. : Педагогическое творчество Л.Н.Толстого многогранно и многоаспектно. Художественные произведения, литературно-педагогические статьи, публицистика, философские эссе, мемуарная литература составляют богатейшее историко-культурное, педагогическое наследие России. Оно заключает в себе огромный пласт социально-педагогических идей, которые, с одной стороны, оказали определенное влияние на духовную жизнь общества и школы дореволюционной России, с другой — нашли подтверждение в последующем развитии образования в нашей стране и за рубежом.

" Обращение к социально-педагогическим взглядам Л.Н. Толстого имеет
"" 'важное научное й практическое значение в контексте модернизирующегося
< общества и обновляющегося образования. ;

' В условиях изменившейся социальной ситуации, деформации духовно

v нравственных ценностей,'роста социальных проблем особенно актуальны

". идеи ЛІН: Толстого о смысле жизни человека, его назначении, самосо-

вершенствовании личности, влиянии среды на формирование ребенка,

воспитании и образовании.

'у ' В современных условиях, когда российская деревня вернулась к

реалиям многоукладного хозяйства и многообразия форм' собственности,

когда социальное расслоение и бедность стали нормой жизни села, а сельская

школа остро нуждается в частной инициативе и глубоких преобразованиях,

обращение к педагогическому творчеству Л.Н. Толстого приобретает особое

значение, так как вызвано необходимостью всестороннего осмысления и

изучения педагогических достижений великого мыслителя, творившего на

рубеже ХІХ-ХХ веков в схожих с сегодняшними социально-экономических условиях.

Л.Н. Толстой жил в эпоху бурного роста общественно-политического движения, реформ, которые открыли новые возможности для общественного развития, породили процессы обновления в воспитаний и образовании. Его педагогическая деятельность осуществлялась во времена подъема прогрессивной " демократической - педагогической мысли, широкого общественно-педагогического движения, не имевшего себе равного в мире по размаху и идейному содержанию.

Интерес к социально-педагогическим идеям Л.Н. Толстого обусловлен потребностью развивающейся науки - социальной педагогики — в исследовании исторических основ ее становления и развития.

Историография творчества мыслителя огромна. Золотой фонд литературы о педагогическом творчестве Л.Н. Толстого составили работы конца XIXвека: библиографов (Н.Н. Апостолов, П.И. Бирюков, В.Ф. Булгаков, А.Б. Гольденвейзер, Н.Н. Гусев), писателей, публицистов, литературных критиков (И.А. Бунин, Н.К. Михайловский, Д.И. Писарев, * . A.M. Скабичевский, Д.И. Тихомиров, П.Н. Ткачев, Н.Г. Чернышевский), педагогов и методистов — современников Л.Н. Толстого (В.И. Водовозов, В.А. Евтушевский, Н.Ф. Бунаков, Е.Л. Марков, П.М. Нойков, С.А. Рачин-ский, К.Д. Ушинский, К. Штауба); мыслителей и педагогов первой трети XXвека (Ш. Бодуэн, К.Н. Вентцель, Н.К. Грунский, С.Н. Дурылин, П.Ф. Каптерев, Э. Кросби, Н.К. Крупская, В.И. Ленин, Д. Леон, А.В. Луначарский, Д.Д.Семенов, Н.В. Тулупов, Н.В.Чехов, С.Т.Шацкий), 50— 70-х годов XXвека (В.А. Вейкшан, А. Ветлугин, Н.К. Гончаров, В.В. Зеньковский, Н.А. Константинов, В.А. Лебедева, Е.Н. Медынский, Я. Фрезе), 90-х годов XXвека - начала XXI века (Т.Т. Бурлакова, М.Н. Дудина, Н.В. Кудрявая", М.А. Лукацкий, СИ. Маслов, Л.З. Немировская, Е.Н. Орлова, Е.И. Поливанов, О.В. Хлопенова, А.В. Шадская, Н.А. Шайденко, А.А. Шаталов) и др.

..5

Современники Л.Н. Толстого к его педагогическим исканиям отнеслись неоднозначно: одни восхищались смелостью и новизной педагогических взглядов Л.Н. Толстого, у них возникало желание следовать им; другие

* подвергали критике теоретические статьи Л.Н. Толстого на педагогические
темы; третьи просто игнорировали его педагогический опыт.

Однако уже в начале XX века идеи Л.Н.Толстого о гуманном '" ' отношении к ребенку, развитии "творческих способностей детей, доступности — и занимательности в обучении, осуждение им авторитарного воспитания были подхвачены педагогами-новаторами во всем мире.

В советский период, как отмечает Н.В. Кудрявая, в педагогическом

наследии Л.Н. Толстого усматривалось «прогрессивное начало». Вместе с
тем его педагогическое творчество рассматривалось в контексте идеологи
ческих установок ленинских статей, что не позволяло исследователям
объективно подойти к изучению многих граней педагогического таланта
Л.Н.Толстого, раскрыть истинный смысл его педагогических сочинений,
религиозно-нравственного учения. Одни исследователи относили
Л.Н. Толстого к сторонникам свободного воспитания, другие отмечали

склонность Толстого-педагога к парадоксам, «незрелость» и слабость мысли, идеализацию природы ребенка, первобытно-патриархальных деревенских отношений. Одной из самых характерных черт педагогического учения и творчества Л.Н.Толстого, по мнению третьих, было отсутствие в них цельности, синтеза. По точному определению Н.В. Кудрявой, в советский период к анализу педагогического наследия Л.Н. Толстого был применен классово-исторический подход.

Демократизация современного общества и образования позволяет с л*** позиции историко-педагогического и социально-культурного подходов подойти к изучению педагогического наследия и педагогической деятельности Л.Н. Толстого.

. б

Среди публикаций 90-х годов XX - начала XXI вв., имеющих большой
значение для нашего исследования, можно назвать работы Т.Т. Бурлако-
вой[36], А.А. Горелова [274], М.Н. Дудиной [270], Е.А. Жукова [99],
,# Н.В. Кудрявой [135], М.А.Лукацкого [159], Е.И.Рачина [224], В.Б. Реми-

зова [227] и др.

В контексте проблематики нашей работы особый интерес

представляют исследования Г.А. Вагапова (развитие познавательных

интересов и творческих способностей детей в опыте Яснополянской школы

Л.Н.Толстого); Н.В. Волоховой (взаимосвязь духовных ценностей в

социально-философском учении Л.Н.Толстого); И.Г. Жук (некоторые

* вопросы формирования познавательных потребностей и интересов в

педагогической теории Л.Н. Толстого); А.Е. Зубарева (природа как фактор

нравственного воспитания в педагогическом наследии Л.Н. Толстого);

Л.Н. Калмыковой (проблема развития творческих способностей детей в

педагогике Л.Н. Толстого); А.А. Кудишиной (философия образования

Л.Н.Толстого); Л.И.Кучиной (социальная философия Л.Н.Толстого);

Н.А. Моисеевой (социально-философские аспекты .концепции воспитания и

образования Л.Н. Толстого); А.К. Петрова (педагогическая деятельность

Л.Н. Толстого); Е-.И.*Поливанова (педагогические идеи Л.Н. Толстого как

средство" гуманистического воспитания подростков); Н.В. Самойличенко

(развитие идеи свободного воспитания в педагогике Ж.-Ж. Руссо,

Л.Н. Толстого, Н.К. Вентцеля); М.Н. Ушевой (реализация гуманистических

идей Л.Н. Толстого в современной педагогике); А.А. Шаталова (проблемы

народной школы в педагогике Л.Н. Толстого) и некоторых других.

Однако авторы вышеперечисленных исследований, изучавшие

vf* педагогическое наследие Л.Н. Толстого, не ставили своей целью

систематизацию социально-педагогических идей Л.Н. Толстого. Если и

затрагивались социально-педагогические взгляды педагога и мыслителя

(С.Ф. Егоров [276], Н.А. Моисеева [173], В.А. Фокин [310], М.Н. Ушева [305],

А.А. Шаталов [327]), то рассматривались они либо в контексте исследуемых в диссертациях проблем, либо в научных статьях и не являлись объектом самостоятельного исследования.

Наличие реально существующей потребности в изучении социально-педагогических идей Л.Н. Толстого и отсутствие до настоящего времени целостного научного исследования обусловили постановку проблемы исследования, суть которой -— в определении социально-педагогического — потенциала творчества Л.Н. Толстого, его значения для современного развития образования и воспитания личности.

Все вышесказанное и определило выбор темы нашего исследования: «Социально-педагогические воззрения Л.Н. Толстого».

Цель исследования заключается в систематизированной характеристике социально-педагогических взглядов Л.Н. Толстого на основе историко-педагогического и социально-культурного подходов.

Объектом исследования являются педагогическая деятельность и педагогическое творчество Л.Н. Толстого в контексте социально-эконбмичёских и социально-культурных условий их развития.

" Предмет исследования: процесс формирования и развития социально-педагогических взглядов Л.Н. Толстого. ' , '

Задачи исследования: ' ( » ?'

1. Проанализировать историографию педагогического творчества
Л.Н. Толстого, осуществить анализ его социально-педагогических идей в
исследованиях отечественных ученых.

  1. Раскрыть социально-исторические предпосылки и идейные истоки формирования социально-педагогических взглядов Л.Н. Толстого, их сущность, характерные черты.

  2. Охарактеризовать социально-педагогические взгляды Л.Н. Толстого на роль школы, учителя, семьи, труда, природы в духовно-нравственном воспитании и образовании личности, на социальную помощь нуждающимся.

. 8

4. Определить вклад Л.Н: Толстого в социальную педагогику как науку и область практической деятельности.

Методологическую основу исследования составляют историко-философские, историко-педагогические, социально-педагогические, педагогические теоретические положения в трудах отечественных и зарубежных исследователей, представляющие собой совокупность идей о личности как высшей" "ценности общества, о взаимодействии и взаимовлиянии среды и личности, о творческой сущности личности и всестороннем и гармоническом характере ее развития, о роли воспитания в социальном формировании личности.

Для нашей работы особую значимость имели положения философии и методологии профессионального педагогического образования (Б.З. Вуль-фов, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, Г.Г. Силласте, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков) и др.

": Теоретическую базу диссертационного исследования составили:

теоретические положения социальной педагогики и социального воспитания, изложенные в трудах отечественных ученых (СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин, Л.С. Выготский), а также современных исследователей (А.Й. Арнольдов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, А.С. Вишняков, М.ГЇЇ Гурьянова, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов,' Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина и др.);

методологические и общепедагогические работы отечественных историков педагогики' (С.Ф. Егоров, А.Н. Джуринский, Е.Н. Медынский, А.В. Овчинников, Е.Г. Осовский, М.Г. Плохова, З.И. Равкин, Ф.А. Фрадкин, М.Ф. Шабаева и др.);

идеи, изложенные в трудах, воспоминаниях, мемуарной литературе современников Л.Н.Толстого, в которых описаны.и проанализированы социальные и экономические проблемы крестьян, вопросы социальной помощи нуждающимся, общественная деятельность Л.Н. Толстого (А. Алек-

сандров, В.М. Величкина, В.А. Маклаков, Н.К. Михайловский, А.С. Пруга-
вин, В. Скороходов, Т.Л; Сухотина-Толстая, С.А. Толстая, С. Украинский); в
статьях исследователей XX века (М.А.Арефьев, Т.Н. Архангельская,
'*' А.Белов, О.А.Голиненко, А.Г.Давыденкова, О.Е.Ершова, С.С. Жислина,

В.И. Крутиков, А.А. Петухов).

Источниковедческую базу исследования составили как
"**' "" опубликованные, так-и архивные-материалы. Источники, - использованные
при написании работы, можно разделить на следующие группы: 1)
педагогические сочинения и философские труды Л.Н. Толстого: статьи,
материалы журнала «Ясная Поляна», учебные книги; 2) книжные и архивные
'* фонды Государственного музея Л.Н.Толстого, музея-заповедника усадьбы

«Ясная Поляна»; документы и материалы Государственного архива Тульской
области; 3) дневники, записные книжки Л.Н. Толстого, письма; 4) мемуарная
литература, биографические материалы; 5) монографические и
диссертационные' исследования, научные статьи, тезисы, посвященные
педагогической и общественной деятельности Л.Н.Толстого, проблемам
воспитания и образования, социальной помощи нуждающимся;
' '? '*' Методы' исследования включали изучение, систематизацию,

;,ч0 ' теоретический анализ философской, историко-педагогической, психолого-
; педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме
исследования: сравнение, сопоставление; теоретическое обобщение;
сравнительно-исторический анализ педагогических, философских трудов,
художественных произведений Л.Н. Толстого; системно-структурный анализ
источников; исторический метод исследования в единстве' с логическим
анализом рассматриваемых явлений.
v» Исследование проводилось с 2000 по 2003 год и включало три этапа.

Первый этап (2000-2001) - изучены состояние и степень разработки проблемы исследования; проведен анализ социально-педагогической,

психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования; определены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.

Второй этап (2001-2002) - проанализированы педагогические,
'$> философские работы Л.Н.Толстого; осуществлен теоретический анализ

работ, имеющихся в книжных фондах музеев, библиотеках. Разработан спецкурс «Социально-педагогические воззрения Л.Н. Толстого» для студентов-вузов', педагогических колледжей,' обучающихся по специальностям «социальная педагогика», «социальная работа».

Третий этап (2002-2003) - проведены теоретическое обобщение,
систематизация результатов исследования; осуществлены апробация
'> спецкурса, оформление результатов, полученных в ходе научно-

исследовательской деятельности в виде диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

заключаются в раскрытии социально-исторических предпосылок и идейных

истоков формирования социально-педагогических воззрений Л.Н.Толстого;

систематизации ' и обобщении его социально-педагогических идей;

"' обосновании совокупности « социально-педагогических взглядов

' JLH. Толстого; выявлении социально-педагогического подхода Л.Н. Толстого

*/ к исследованию проблем воспитания, образования, обучения крестьянских

детей, работы школы для крестьянских детей, деятельности учителя,

организации социальной помощи нуждающимся; раскрытии сущности этого

подхода; определении вклада Л.Н. Толстого в социальную педагогику как

науку" и область'"практической деятельности; характеристике значения

педагогического наследия Л.Н. Толстого для развития' современной

социальной педагогики; дополнении и расширении историографии

^ исследований, посвященных педагогическому наследию и педагогической

деятельности Л.Н. Толстого.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования, раскрывающие совокупность социально-педагогических

взглядов Л.Н. Толстого, источниковедческую базу исследований, буду!"
способствовать формированию новаторского педагогического мышления,
педагогической 'культуры специалистов, занимающихся проблемами
') модернизации образования и воспитания.

Разработанный спецкурс «Социально-педагогические воззрения

Л.Н. Толстого» для студентов педагогических колледжей и вузов,

. . - "обучающихся . по специальностям -«социальная работа», «социальная

педагогика», может быть адаптирован к условиям различных

образовательных учреждений.

Материалы, основные положения и выводы исследования могут быть

») использованы в дальнейших исследованиях по истории социальной

педагогики, а также в научной, преподавательской, лекционной работе, в

учебно-педагогической практике учреждений высшего, среднего, начального

профессионального образования, общего среднего и дополнительного

'" 'образования, прй'создании учебных пособий, чтении лекционных курсов по

!iV- истории 'педагогики и социальной педагогике, при организации и проведении

' .!!"-:, спецкурсов,; "практических занятий и семинаров для студентов, учащихся

образовательных учреждений.

"'"'#; '.' Достоверность и обоснованность выводов и полученных

'.*"" .*: результатов исследования определяются выбором комплекса используемых

научных методов, адекватных природе изучаемого объекта и задачам

исследования, широтой привлекаемых источников исследования, а также

' "'',/!: качественным анализом и систематизацией полученных результатов.

' Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись

путем выступления автора на ежегодных научных сессиях докторантов,

л аспирантов и соискателей Института педагогики социальной работы РАО

(Москва, 2000-2003 гг.); на XXVIII Толстовских (студенческих) чтениях

і-

«Духовное наследие Л.Н.Толстого в контексте мировой культуры и этики ненасилия» (Тула, 18-20 ноября 2002 г.), Толстовских чтениях 2002 г.

. 12

(Москва, 2-22 ноября 2002 г.); XXIX- Международных Толстовских чтениях
(Тула - Москва, 1-5 сентября .2003 г.); а также на научно-практической
конференции Государственного научно-исследовательского института семьи
'/ и воспитания РАО «Экология и культура: приоритеты воспитания XXI века»

(Москва, 10 декабря 2002 г.), конференции Института философии РАН «Толстой в истории русской мысли» (Москва, 28 октября 2003 г.). .... ..'. Результаты ^..исследования отражены .в научных - статьях,

опубликованных в профессиональных журналах и научных сборниках,
разработанном спецкурсе «Социально-педагогические воззрения
Л.Н. Толстого».
щ На защиту выносятся следующие положения:

1. Взгляды Л.Н.Толстого на социальную среду, семью, проблемы

образования, воспитания, социальную помощь представляют собой

исторически и социально обусловленную совокупность педагогических

воззрений Л.Н.Толстого.

' ;v'~ 1 " *" 2.'Выдвинутые "Л.Н. Толстым положения о воздействии окружающей

'' ''" ': среды^'различных:ёе факторов, их влиянии на формирование ребенка дают

^'',,: основание' причислить' его к ярким представителям теории и практики

;" ' отечественной -педагогики конца XIX-начала XX вв., внесшим заметный

вклад и в историю социальной педагогики. .

3. Вклад Л.Н.Толстого в социальную педагогику определяется
многоплановостью его педагогической деятельности: как педагога-

"" -'' 'экспериментатора, исследователя, теоретика и практика педагогики.

4. Модернизация современного российского образования с
применением социально-педагогических идей Л.Н. Толстого рассмат-
ривается как важное условие нравственного воспитания личности и
гуманизации образования.

Социально-исторические предпосылки и идейные истоки формирования социально-педагогических воззрений Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой прошел большой и знаменательный путь, отразивший целую эпоху русской жизни. Он был свидетелем и деятельным участником шестидесятилетней истории России XIX века, вместившей такие эпохальные события как: Крымская война, общественный подъем конца 50-х годов, отмена крепостного права в 1861 году, народничество, русско-турецкая война, убийство царя, литературная деятельность И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина; педагогическое творчество С.А. Рачинско-го, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, жизнь и творчество А.П. Чехова, М. Горького. Л.Н. Толстой, по определению Л. Соболева, был «свидетелем весьма сознательным и деятелем чрезвычайно самобытным» [285, 3], что не могло не отразиться на его социально-педагогических взглядах.

Жизненный путь Л.Н. Толстого давно является предметом самого пристального изучения библиографов, филологов, философов, психологов, педагогов. Отмечая - иногда вслед за самим мыслителем — кульминации этого пути, особое внимание в своей работе мы уделили исследованию истоков формирования социально-педагогических воззрений Л.Н. Толстого, анализу общественно-политических реалий России, социальных проблем общества, в контексте которых, на наш взгляд, мыслитель формировал свои взгляды и убеждения.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии. Его родители (мать - Мария Николаевна Волконская, отец — Николай Ильич Толстой) умерли рано.

Многие исследователи отмечают, что в душе Л.Н. Толстого всегда жил образ матери, с которым он сверял свои поступки и мысли. Она была «необычайно скромна, равнодушна к людским пересудам, сдержанна, хотя бывала и вспыльчива, никогда никого не осуждала, была на редкость правдива и искренна» [144,26].

Особая роль в становлении личности Л.Н. Толстого принадлежит его отцу. По словам Л.Н. Толстого, ему нравилась независимость отца. «Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона». И это чувство собственного достоинства увеличивало любовь и восхищение сына перед отцом.

Огромное влияние на формирование жизненных принципов Л.Н. Толстого оказала тетушка - Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница бабушки Л.Н. Толстого. По воспоминаниям Льва Николаевича у нее он учился духовному наслаждению любить. Она учила не словами, а «всем своим существом заражала любовью». Т.А. Ергольская не допускала телесных наказаний детей, а также крепостных крестьян там, где могла иметь влияние. В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой описал такой случай из своего детства. Возвращаясь с учителем с прогулки, он встретил управляющего и помощника кучера Кривого Кузьму, и узнал, что те шли на гумно наказывать Кузьму." «Не могу описать ужасного чувства, которое произвели на меня эти слова и вид доброго и унылого Кузьмы», - вспоминает Л.Н. Толстой. Вечером он рассказал о случившемся тетушке, Татьяне Александровне. Она очень возмутилась тем, о чем поведал Л.Н. Толстой, и с упреком сказала: «Как же вы не остановили его?».

Уже в раннем детстве он замечал, что его мечты и окружающий мир не совпадают, что есть идеальный мир и мир реальный. Это вытекало в форму противоречия, над которой Л.Н. Толстой стал задумываться. Он стал понимать, что в жизни есть препятствия, с которыми он не в силах бороться, которым приходится покоряться, терпеть их, переносить разочарования, обиды, боль.

Детские годы Л.Н. Толстого, прошедшие в патриархально-религиозной атмосфере дворянской усадьбы, в кругу семьи под влиянием близких ему людей, оказали непосредственное влияние на формирование его дальнейших социально-педагогических воззрений. Огромное влияние на становление его личности, взглядов на жизнь оказали духовность матери, ее религиозность, правдивость и искренность; мужество, независимость и доброта отца; самоотверженность и любовь Т.А. Ергольской.

В 1841 году после смерти родителей Лев с братьями и сестрой переехал жить в Казань к единственной родной тете, в 1844 году - поступил на факультет восточных языков, который был самым блестящим в Казанском университете по составу профессоров и качеству преподавания. Начав заниматься с большим интересом, впоследствии молодой Толстой все реже стал посещать лекции, увлекшись пребыванием в светском обществе. «Стремление стать человеком светским заставляло его бывать на балах и вечерах, приобретать качества, необходимые в свете: отличный французский выговор, красивые ногти, умение танцевать и вести беседу с равнодушной миной и выражением изящной скуки» [144, 41]. На восточном отделении философского факультета Казанского университета Л.Н. Толстой проучился один год.

Л.Н. Толстому не удалось сдать переводные экзамены в университете, и он решил перейти на юридический факультет, где проучился еще два года, Приняв решение заниматься самостоятельно, Л.Н. Толстой считал, что добьется гораздо больших результатов. С тех пор всю жизнь он занимался самообразованием.

Светская жизнь, увлекшая молодого Толстого, противоречила его пристрастиям и увлечениям. Светское общество призрением и насмешками откликалось на все его лучшие побуждения, а падения, страсти встречало хвалой и поощрением. Именно в годы учебы в Казанском университете Л.Н. Толстой испытал первый духовный кризис, обусловленный взрослением и разочарованием в своем стремлении к правдивости, нравственности, а также нормами жизни светского общества.

Эволюция взглядов Л.Н. Толстого на воспитание и образование, роль среды, семьи, труда в воспитании ребенка

Взгляды Л.Н. Толстого на проблемы воспитания и образования рассмотрим в контексте их значимости для современной теории и практики социальной педагогики, с позиции их востребованности для осуществления системной модернизации современного образования.

Обширен и разнообразен круг статей, в которых Л.Н. Толстой высказал свои позиции по вопросам образования и воспитания. В их числе: «О народном образовании» (1862), «Воспитание и образование» (1862), .«Прогресс и определение образования» (1862), «О народном образовании» (1874), «О свободной школе» (1901), «Мысли о воспитании» (1902), «Об образовании» (1909) и др.

Анализ одной из основных педагогических статей Л.Н. Толстого «Воспитание и образование» (1862), вызвавшей в свое время наибольшую полемику в педагогическом мире, где взгляды автора отличались от официально принятых теоретических установок в педагогике, позволил нам выделить актуальные для современной социально-педагогической теории и массовой практики теоретические положения. Особо отметим современность звучания идей Л.Н. Толстого о разделении понятий «воспитание», «образование», «преподавание», о «преподавании как одном из главных средств воспитания», о том, что «всякое преподавание носит в себе воспитательный элемент», об образовании как свободном отношении людей, имеющем «своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им».

В ситуации резкой дифференциации уровня жизни людей, усиления тенденции социальной дифференциации в образовательной сфере, социальной поляризации молодежи, вновь актуальны мысли Л.Н. Толстого о назначении воспитательных учреждений, которое по его мнению, «состоит преимущественно в распространении образования между всеми сословиями, а не в поддержании образования в исключительно завладевшем им сословии».

. Особое звучание сегодня приобретают идеи Л.Н. Толстого о том, что вынесенные из учения знания должны быть приложимы к жизни, нравственные привычки, вынесенные из учения, состояли в уважении к старшим, учителям, главное - чтобы не было в учениках праздности и лени. «В самом деле, - отмечал Л.Н. Толстой, — люди готовятся для жизни, для труда; каждый труд требует, кроме привычки к нему, порядка, правильности и главное - уменья жить и общаться с людьми». Обозначенные Л.Н. Толстым социальные ориентиры учения представляют собой четко сформулированные цели, задачи обновления современного общего образования, которые современная педагогическая наука и практика должны взять на вооружение.

Изучение педагогической статьи Л.Н. Толстого «Воспитание и образование» показало вневременной характер идей мыслителя о ненасильственной передаче воспитательного элемента науки, необходимости свободы в деле преподавания. В частности, Л.Н. Толстой отмечал, что «воспитательный элемент, положим в истории, в математике передается тогда, когда учитель страстно любит и знает свой предмет; только тогда любовь эта сообщается ученикам и действует в них воспитательно». Важное значение для современной социальной педагогики как науки и области практической деятельности имеет данное Л.Н. Толстым определение понятия «образование». Во-первых, конструктивна и актуальна сегодня для теории социальной педагогики идея Л.Н. Толстого о том, что предметом педагогики должно и может быть образование. Во-вторых, данное Л.Н. Толстым определение понятия «образования» указывает на его социально-педагогический характер, ориентирует современную образовательную практику на использование потенциала «внешнего мира», «жизненного образовательного влияния», учет «влияния жизни». Л.Н. Толстой рассматривал образование широко: как «последствие всех тех влияний, которые жизнь оказывает на человека», как «влияние на человека всех жизненных условий», как важное средство развития духовных сил людей. По его мнению, детские игры, страдания, наказания детей родителями, книги, работа, учение насильственное или свободное, искусство, наука, жизнь - все образовывает.

В современных условиях модернизации общего образования, когда социальный заказ образованию формулирует не только государство, но и общество, в том числе и семья, жизненно важными становятся идеи Л.Н. Толстого об учете потребностей родителей в образовании детей. Мыслитель обращал внимание на то, что родители, начиная с крестьян, мещан до купцов и дворян, жалуются, что детей их воспитывают в «чуждых их среде понятиях». «Крестьяне и мещане, - отмечал Л.Н. Толстой, — не хотят школ, приютов и пансионов, чтобы не сделали из их детей белоручек и писарей вместо пахарей». Фактически Л.Н. Толстой выдвинул одно из главных методологических оснований модернизации содержания образования, суть которого в ориентации на потребности личности и семьи, в обновлении школьных знаний учащихся.

Чрезвычайно важны сегодня идеи Л.Н. Толстого об образовании, учитывающем исторические особенности жизни русского народа, его потребности, а также социально-экономические условия России. Эти мысли прозвучали в письме к Е.П. Ковалевскому, брату министра народного просвещения, от 12 марта I860 года. По мнению Л.Н.Толстого, народное образование только тогда смогло бы удовлетворить потребности народа и создать необходимые условия для народного образования без использования насильных средств, когда оно было бы передано в руки общества, интересы которого связаны со степенью образования народа. «Насущнейшая потребность русского народа есть народное образование.

Взгляды Л.Н. Толстого на задачи школы для крестьянских детей

Одна из задач нашего исследования заключалась в- систематизации взглядов Л.Н. Толстого на задачи школы для крестьянских детей. Раскрытие данного вопроса потребовало изучения различных источников, которые можно объединить в три группы.

Во-первых, предметом нашего анализа стали педагогические статьи Л.Н. Толстого: «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (1862), «О народном образовании» (1862), «Дневник Яснополянской школы за 1862 год», «О свободном возникновении и развитии школ в народе» (1862), «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят» (1862); письма Л.Н.Толстого к родным и деятелям науки и культуры.

Во-вторых, в процессе исследования изучены работы видных философов, ученых, писателей, педагогов, таких, как: Н.Н.Гусев [76; 811, Н.В.Чехов [320], Е.Л. Марков [165; 167], Н.К. Грунский [70], Э.Кросби [128], Н.Г.Чернышевский [319], Н.К.Крупская [147], С.Т.Шацкий [329], К.Н. Ломунов [157], Н.К.Гончаров [63], Е.Н. Медынский [168], В.А. Вейкшан [41] и др. Следует отметить, что труды таких авторов, как Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, Е.Н. Медынский, К.Н. Ломунов, Н.К. Гончаров, В.А. Вейкшан, опирались на содержание статей В.И. Ленина о Толстом, несущих определенную идеологическую установку на марксистско-ленинскую теорию о человеке и обществе.

Третью группу анализируемых источников составили статьи, монографии, диссертационные исследования, учебно-методические, методические пособия, посвященные исследованию данной проблемы. В ходе исследования были проанализированы диссертационные работы: А.А. Шаталова (Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого, 1995), А.К.Петрова (Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого, 1953); статьи, тезисы: С.Ф. Егорова (Ясная Поляна: школа и журнал, 2002), Н.В. Кудрявой (Лев Толстой: «Закон движения вперед образования», 2000, Аксиология педагогики Л.Н.Толстого, 1999), Б.Т.Лихачева (Лев Толстой-в современной жизни и педагогике, 1998), Л.З. Немировской (Школа будущего в педагогике Л.Н.Толстого, 1998), В.Б. Ремизова (В опыте ребенка есть все то, чего не знают взрослые, 1998), В.З. Кунина (Яснополянская школа-лаборатория им. Л.Н.Толстого, 1998), Ю.Азарова (Исповедальная педагогика Льва Толстого: как прожить свою жизнь, 1998), К. Степанова (Л.Н.Толстой: проблемы образования и воспитания, 1998), И.А.Соловкова (Опыт Яснополянской школы Л.Н. Толстого, 1996), Т.В. Романовой (Принципы толстовской педагогики в преддверии нового века, 1995) и др.

Отличительной особенностью начала XIX века в области образования стало создание новых школ, открывающихся помещиками в своих усадьбах. В 1847 году была открыта школа помещиком Ивановым в Епифанском уезде Тульской губернии. Несколько школ было устроено графом Бобринским в Богородицком уезде [320]. В 1849 году такой школой стала школа графа Л.Н. Толстого для крестьянских детей в имении Ясная Поляна. Она явилась попыткой молодого Толстого помочь бедным и нищим крестьянам улучшить их быт и стала первым опытом в его дальнейшей педагогической деятельности.

По мнению исследователя истории педагогики А.Н. Джуринского [85], в 50-е годы XIX века в обществе. широко распространился взгляд на просвещение как способ изменения действительности. В педагогике стало нарастать внимание к отдельной личности. Одновременно изучение характера, быта, потребностей народных низов стало рассматриваться как необходимое условие выработки принципов воспитания и обучения.

Л.Н. Толстой видел пропасть между образованием привилегированных сословий и отсутствием каких-либо знаний у большинства населения. В этом разрыве он усматривал источник многих социальных бедствий. Просвещение в народе должно было устранить деспотизм и насилие, суеверия и несправедливость в существующем обществе.

Лев Николаевич принялся за школьное дело в 1859 году, спустя десять лет после его первой пробы. В этот раз круг его задач расширился. Он искал ответы на вопросы: чему, как и для чего должен он учить крестьянских детей. Л.Н. Толстой сам вел занятия в Яснополянской школе и, как отметил Н.В. Чехов, был одним из первых педагогов того времени, который усомнился в правильности общепринятых решений вопросов народного образования.

Взгляды его на задачи школы для крестьянских детей основывались на принципах свободы, общедоступности, равенства в отношениях между учителем и учеником, естественности отношений, а также, говоря современным языком, вариативности подходов в обучении, творчестве и активности учеников, развитии в них самостоятельности и самодостаточности. То есть использовались принципы противоположные тем, на которых основывалось общество: зависимость, сословность, неравенство, гнет, унижение, самодержавие, эксплуатация и т.д.

Идея создания школы для крестьянских детей была следствием необходимости, которая диктовалась социально-экономическими факторами. В условиях борьбы за социальное равенство, защиту потребностей и интересов крестьян народная школа являлась одной из попыток улучшения социального положения народа путем просвещения. Школа для Л.Н. Толстого стала лабораторией для проверки на . практике его педагогических взглядов.

Воззрения Л.Н. Толстого на проблему учителя

В своей педагогической деятельности Л.Н. Толстой значительное место отводил проблеме учителя. Характерной чертой его педагогического творчества явилось рассмотрение учителя как профессионала в своем деле, как важного фактора социализации личности, ее духовного развития.

На проблему учителя Л.Н. Толстой смотрел как с педагогической, так и с социально-педагогической точки зрения.

Анализ педагогических статей Л.Н. Толстого «О методах обучения грамоте», «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?», «Общие замечания для учителя», «О народном образовании» (1874), «В чем главная задача учителя?» позволил нам сделать вывод о том, что Л.Н. Толстой рассматривал учителя как активного субъекта действия, оказывающего огромное влияние на учеников. В частности, в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» он писал: «Новые і учителя прибыли в школу, и новые влияния начали отражаться в ней» [294, 134].

Л.Н. Толстой отмечал, что на учителя, как представителя общества взрослых, возлагается высокая ответственность за воспитание и образование ученика - личности - представителя подрастающего поколения. По словам Л.Н. Толстого, воспитатель является первым ближайшим человеком, над которым дети делают свои наблюдения и выводы, которые они потом прикладывают ко всему человечеству.

Опираясь на идею свободы в воспитании в процессе обучения, определявшую естественные взаимоотношения учителя и ученика, Л.Н. Толстой создавал школу, которая не только прививала навыки чтения и письма, но и помогала жить. Глубокая уверенность в том, что успех школы во многом зависит от верных межличностных отношений (между учеником и учителем, а также учениками между собой), позволила создать «живую школу». Она была местом нравственного совершенствования детей, помощником в познании окружающей действительности. По мнению Толстого-педагога, «школа, учитель, книга - суть такие же явления жизни, как родительский дом, работа, лес и небо» [294, 236]. Для того, чтобы в школе приобреталось наибольшее число знаний, отмечал Л.Н. Толстой, необходимо свободное отношение учеников к школе, к учителю, к книге такое же, как и отношение учеников к природе и ко всем жизненным явлениям. Единственные основания для развития педагогики Л.Н. Толстой видел в изучении жизненного и свободного образования, в постоянных опытах.

От учителя Л.Н. Толстой требовал постоянной работы над собой, совершенствования своего мастерства, любви к своей работе, творческой деятельности, внимания к ученику и его способностям. В статье «В чем главная задача учителя?» (1909) он і обращал внимание на важность школьного дела. Толстой-педагог говорил о том, что школьное дело может быть не только не нужным делом, одним из самых вредных, пустячных и дурных дел, но оно может быть и одним из самых полезных дел, которому могут посвятить свою жизнь люди.

Л.Н.Толстой высказывал мысль о профессиональных качествах, которыми должен обладать учитель. Когда учение строится на учет? интересов ребенка, развивает его любознательность и стремление к познанию нового, необходимость требования внимания со стороны ученика исчезает сама собой, применение строгости и принуждения отпадает. Учитель, знающий и любящий свой предмет, сможет заинтересовать ученика, создать условия для возникновения у него естественного интереса.

А истоки знания предмета лежат в любви учителя к своему делу. В статье «О народном образовании» (1874) Л.Н.Толстой утверждал, что «всякий учивший детей, вероятно, замечал, что чем хуже сам учитель знает предмет, которому он учит; чем меньше он его любит, тем ему нужнее строгость и принуждение; напротив, чем больше учитель знает и любит предмет, тем естественнее и свободнее его преподавание» [293, 377].

В первую очередь, важным условием в деле образования для Л.Н.Толстого являлась любовь к ученикам и преданность своему делу. Любовь к детям настолько сильная и искренняя, что была дороже всех профессиональных знаний. «Для того чтобы, несмотря на это всегдашнее недовольство собою, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество. Это же качество восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретает недостающее знание. Качество это есть любовь» [293, 342]. Далее Л.Н. Толстой отмечал, что если учитель имеет только любовь к делу, то он будет хорошим учителем. «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, то он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не .имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, утверждал мыслитель, то он - совершенный учитель» [293, 342].

К делу преподавания - благородному, но трудному, требующему полной отдачи, напряженному, терпеливому, кропотливому - он относился серьезно и трепетно: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» [293, 399].

Похожие диссертации на Социально-педагогические воззрения Л. Н. Толстого