Введение к работе
Актуальность исследования. На настоящем этапе общест-нно-экономического развития государства Узбекистан, харак-ризующемся кардинальными изменениями во всех сферах изни, первостепенное значение придасгся духовно-нравст-нным основам проводимых реформ. Свидетельством тому яв-істся выступление Президента Ислама Каримова на IX сессии пий Мажлиса Республики Узбекистан, на котором он под-:ркнул, что «каждое государство и каждая нация сильны, в ;рвую очередь, своей культурой и духовностью. Поэтому в иней стране с первых шагов по пути независимости большое іачснис придается порождению и дальнейшему развитию шей великой духовности, совершенствованию системы нацио-ального образования, укреплению его национальной осно-
В национальной программе по подготовке кадров в ка-;стве основного направления ресрормирования непрерывного эразования называется также «развитие духовных и нравст-:нных качеств обучающихся на всех уровнях и ступенях об-ізования на основе принципов национальной независимости и риоритста богатого интеллектуального наследия народа и бщсчсловсчсских ценностей»2.
Следовательно, духовно-культурное наследие, включающее ациональные педагогические ценности, призвано сыграть ре-іающую роль в общественном, экономическом и культурном рогрсссс Узбекистана при условии их творческого исполь-эвания в соответствии с современными требованиями и ус-овиями. Именно поэтому деятельность людей, боровшихся за росвещенис своего народа и процветание Родины и служивших слу развития национальной культуры, привлекает особое вни-іанис.
Одним из деятелей, оставивших богатое просветительско -едагогическос и литературное наследие, является известный редставитель джадидского движения Абдурауф Фитрат. Наряду
Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана //Речь [резидента Ислама Каримова на девятой сессии Олий Мажлиса еспублики Узбекистан 29 августа 1997 г.-Т.:Шарк,1997,-С\6.
Национальная программа но подготовке кадров // Гармонично развитое околыше - основа прогресса Узбекистана. Т., Шарк, 1997.- С. 45.
с такими представителями интеллигенции Туркестана, как И хакхан Ибрат, Махмудходжа Бсхбуди, Абдукадыр Шакуг Абдулла Авлони, Мунаввар Кары Абдурашидханоп, он ви большой вклад в дело просвещения и образования своего наро; Изучение творчества и деятельности писателя показывает, ч Абдурауф Фитр'ат был крупным ученым во многих облает науки, поэтом, драматургом, музыковедом, философом, гсогг фом, знатоком медицины и религии, литературоведом и язык ведом, а также заметным государственным и политическі деятелем, зрелым просветителем и умелым псдагогом-рс(}к] матором.
Педагогические воззрения и идеи об образовании воспитании отдельных представителей джадидизма, живших творивших в конце XIX и в начале XX века в Турксста исследованы в работах А. Фаттаева, З.Миртурсунова, А.Баба> нова, М.Махсумова, У.Далимова, Б.Касимова. Ученые Таджик стана (Гафур Ашуров), Азербайджана (Азиз Мухамсдов) и 1 тарстана (Ибрагим Нурилин) в своих исследованиях, посі щенных течению, джадидизма, положительно оценивают тве чество Фитрата и его просветительскую деятельность.
В плане нашего исследования наибольший интег. представляют работы ученых Узбекистана по изучению наелсд Фитрата -X. Болтабосва, М Ганиева,.Э. Каримова,.. Б.Каеьімої М. Курбановой, Г. Рахимовой, Ш. Турдисва, А. Шарафугдиної Б. Эргашсна, С. Эркинова. Однако в них рассматриваются с дельные аспекты жизни, творчества и общественно-политиче кой деятельности выдающегося просветителя, которые зачаст; трактуются в философском и литературоведческом плане.
Следует отметить интерес зарубежных ученых к личности деятельности Фитрата, проявляемый с 40-х годов нашего всі Предметом научного внимания турецких ученых - профессор Стамбульского университета Фуада Копрули, Заки Вали, Тогана, доктора Баймирзы Хайита и Ибрагима Яркина, япо ского ученого Хисао Кумацу - явились исследования Фитра по изучению классической литературы, его проевстительск деятельность, работа и «Чигатой гурунчи», его произведен «Мунозара».
Однако исследования как этих, так и вышеназванных г торов не содержат обобщения всех сторон многогранной де тсльности талантливого представителя узбекского народа, затрагивается педагогическая сторона его наследия. Между тем
материалы его просветительно - педагогической деятельности не только содержат большую дидактическую и воспитательную ценность, но и обнаруживают удивительную созвучность требованиям сегодняшнего дня в свете перемен, происходящих в духовной и культурной жизни Республики Узбекистан. В частности, в основе политических, нравственных, литературно-художественных и просвститсльско-псдагогических взглядов Фитрата лежат идеи воспитания молодежи в духе верности нации и Родине, опоры на наследие прошлого, борьбы за чистоту родного языка, развития узбекского искусства, воспитания всесторонне развитой личности, любви к прекрасному, стремления к духовному совершенству.
В связи со всем скианным становится очевидной необходимость использования произведений и передовых идей ученого-просветителя и процессе воспитания и обучения молодого поколения. Особенно важным и продуктивным, на наш взгляд, является приобщение студенческой молодежи к наследию Фитрата, так как для всестороннею охвата и глубокого понимания сущности его деятельности необходима определенная духовная, интеллектуальная и социальная зрелость, знание истории Узбекистана, которой обладают молодые люди этого возраста. И, конечно же, наиболее актуальной является задача изучения творчества Фитрата студентам педвуза - будущим учителям.
Таким образом, фрагментарность отражения многогранной деятельности Фитрата в научной литературе, значимость его наследия в контексте проблем развития современного общества, богатый художественно-эстетический и нравственно-воспитательный потенциал его взглядов, литературных сочинений и научных трудов, являющихся сегодня недостаточно востребованным в практике высших педагогических заведений вследствие теоретической и методической неразработанности вопроса, обусловил актуальность выбора темы исследования «Просветитель-ско-педагогические воззрения Абдурауфа Фитрата».
Объект исследования - научная, творческая, общественная и просиетитсльско-псдагогическая деятельность Абдурауфа Фитрата.
Предмет исследования - просветительские и педагогичес. кие воззрения Фитрата.
Цель исследования - обобщение проеветитсльско-педаго-гических воззрений Фитрата и разработка путей их использование в современном учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования. Приступая к данному исследованию, мы исходили из предположения о том, что эффективность использования педагогических идей Фитрата достигается в том случае, если:
проблема исследования будет рассматриваться с позиций идеологии независимости;
анализ его воззрений будет проводится в русле становления и развития его педагогической концепции, а также в связи с основными положениями джадидизма и эволюцией общественно-политических и идейных взглядов просветителя;
будет показана роль педагогических воззрений Фитрата в процессе развития образовательной системы в Туркестане;
. просветительско-псдагогичсские взгляды Абдурауфа Фитрата, основанные на идеях патриотизма и национальной гордости, будут рассмотрены как национальное наследие и использованы в системе народного образования в целях повышения эффективности воспитания нового типа личности.
Руководствуясь целью и рабочей гипотезой исследования,
были определены следующие основные задачи диссертационной
работы :
-
Исследовать, обобщить и систематизировать педагогическое наследие Фитрата, определить факторы, влияющие на формирование его педагогических взглядов, а также рассмотреть их отражение в его публицистической и литературной деятельности.
-
Раскрыть содержание педагогической деятельности выдающего просветителя и определить се место в развитии сие темы народного образования и педагогической мысли Узбекистана,
-
Проанализировать педагогические воззрения Фитрата с точки зрения их соответствия задачам современного учебно-воспитательного процесса и политики независимой Республики Узбекистан.
4 Наметить пути использования наиболее значимых и педагогически эффективных идей, теорий, учебников Фитрата в современной практике системы педагогического образования.
Методологи ческой основой исследования явились основополагающие принципы и идеология независимости Респуб-
лики Узбекистан, Закон «Об образовании», « Национальная программа по подготовке кадров» и другие директивные документы по вопросам образования и культуры, указы и статьи Президента, научное обоснование роли национальных традиций, форм и методов воспитания, необходимости сохранения и приумножения национальных педагогических ценностей.
Методы исследовании:
изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы, грудов по литературе и языкознанию, отражающих жизнь и творческую деятельность Фитрата;
анализ рукописей, учебников и учебных пособий А. Фитрата, архивных материалов;
беседы с людьми, знавшими А. Фитрата;
педагогический эксперимент.
Научная нопизгга и теоретическая значимость работы заключаются в том, что в ней:
впервые исследуется педагогическое наследие Фитрата;
выявлено просвстительско-педагогичсское содержание ei о общественной, публицистической, научной и литературно-творческой деятельности;
определены основные направления просветительской и педагогической деятельности А. Фитрата;
определены пути использования педагогического наследия Фитрага в практике средних общеобразовательных и высших педагогических учебных заведений;
разработана тематика занятий и тестовые опросники для студентов педвузов по использованию наследия Фитрата в курсе «педагогики» и «истории педагогики».
Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке путей и средств включения материалов о просветительско-педагогичсской деятельности Фитрага в курсы педагогики и истории педагогики высших педагогический учебных заведений. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы, научно-методические рекомендации вносят реальный вклад в повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, способствуют совершенствованию прс* подавання педагогических наук и вузе. Результаты данного кс-
8 следования могут быть использованы учеными, преподавателями вузовских касіюдр педагогики, учителями лицеев, гимназий и средних школ. Полученные выводы и рекомендации могут быть использованы на педагогических спецкурсах, семинарах, факультативах и при проведении воспитательных мероприятий.
Достоверность и обоснопанность результатов исследования обеспечивается опорой на обобщенные факты, полученные в процессе научного анализа литературных, публицистических, документальных и архивных источников, выбором методов исследования, соответствующим его задачам и логике, а также положительными результатами внедрения материалов о педагогических воззрениях Фитрата в сопрсменный учебно-воспитательный процесс.
На защиту выносятся следующие па/ожения. 1. Обоснование ценности просистительско-педлгогических воззрений Абдурауфа Фитрата с точки зрения современных направлений педагогической науки и задач духовного и культурно-образовательного возрождения независимой Республики Узбекистан.
2. Результаты анализа просвститсльско-педагогичсской деятельности Фитрата и созданных им учебников и пособий в ракурсе их дидактического и воспитательного потенциала.
3: Пути использования- материалов о передовых -взглядах и просветительско-псдагогичсской деятельности Фитрата в учебно-воспитательном процессе педвузов республики.
Апробация работы .осуществлялась-.путем научных сообщений на научно-теоретических и методических конференциях НГПИ в течение периода 1990-1997 г., на научно-практических конференциях в Сырдарьннском ГПИ (1991г.) и Ташкентском финансовом институте (1994г.); в форме обсуждения диссертации на совместном заседании кафедр педагогики и общественных наук Навоийского ГПИ и кафедры теории и истории педагогики ТашГПУ им. Низами, где она получила положительную оценку. Содержание работы отражено в методических пособиях, статьях, тезисах докладов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и рекомендаций, списка использованной литературы