Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного и патриотическо го воспитания сельских школьников 16
1.1. Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в трудах отечественных педагогов X1Х-ХХ вв 16
1.2. Развитие нравственного и гражданско-патриотического воспитания в воспитательных системах советского периода (20 - 80-е годы) 40
1.3. Этнокультурный подход как фактор формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей 62
Выводы по первой главе 79
Глава 2. Формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей у сельских подростков в условиях социокультурного центра 84
2.1 Взаимодействие с социумом - необходимое условие организации единого образовательного пространства на селе 84
2.2. Организационная модель социокультурного центра с этнокультурным компонентом 98
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных и патриотических ценностей у сельских подростков 127
Выводы по второй главе 141
Заключение 146
Список литературы 153
Приложения 173
- Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в трудах отечественных педагогов X1Х-ХХ вв
- Развитие нравственного и гражданско-патриотического воспитания в воспитательных системах советского периода (20 - 80-е годы)
- Взаимодействие с социумом - необходимое условие организации единого образовательного пространства на селе
- Организационная модель социокультурного центра с этнокультурным компонентом
Введение к работе
Актуальность исследования. Образование в России, как и во всем мире, переживает период затяжного кризиса. Многочисленные образовательные реформы последних лет только усложнили и без того непростую жизнь системы образования, поставили отечественную школу на грань катастрофы. В результате всех этих «свершений» образование утратило ориентиры своего развития. Экономические кризисы, политические потрясения, национальные противоречия, неопределенность жизненных устоев, потеря положительных идеалов, сложные экологические проблемы — все это лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность в обществе, способствует разрушению жизненных ориентиров. Главными критериями решения социальных проблем в современном обществе становятся духовно-нравственные ценности общества, любовь к Родине, народу, созидательно-добротворческая деятельность человека. На первый план выходит осознание необходимости патриотизма во всех его проявлениях.
Именно общеобразовательная школа должна формировать в сознании подрастающего поколения духовно-нравственные и патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. К сожалению, сегодня в педагогике с позиции современных требований слабо разработаны механизмы реализации этих архиважных вопросов на практике. Кроме того, успешная реализация этой проблемы осложняется недостаточной подготовкой педагогических кадров по воспитанию духовно-нравственных и патриотических качеств школьников в "условиях социально-экономических перемен и ослаблением воспитательных функций школы.
Провозглашение новых ценностных установок, противоречия, связанные с декларированием в государстве идеалов свободы, необходимостью глобальных перемен, падением уровня жизни большинства населения, ограничением возможностей для воспитания детей, усложнением реальных усло вий социального продвижения оказали существенное влияние на формирование и развитие современных школьников.
Вплоть до середины 90-х годов образование оставалось безнациональным, и не было серьезных попыток не только остановить, но хотя бы как-то замедлить разрушительные процессы. В последнее время на страницах педагогических изданий все чаще появляются статьи о необходимости возрождения национальной школы и обновления содержания учебного процесса в ней посредством введения национального элемента в учебные программы.
Анализ литературы показал, что в последние годы выполнено значительное число научно-теоретических и опытно-практических разработок по вопросам функционирования национальной школы (Е.П. Белозерцев, Т.С. Буторина, И.Ф. Гончаров, А.Я. Данилов, Н.К. Елаев, М.Г. Тайчинов, В.К. Шаповалов и др.).
Одни ученые и общественные деятели связывают проблему становления национальной школы с вопросом о необходимости возрождения православного образования в России (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Б.В. Емельянов, В.Н. Сагатовский, В.П. Секерин, А.Н. Стри-жев, Т.А. Петрунина, Т.И. Петракова и др.).
Другие тоже именно нравственный аспект считают основным, но понимают его шире, связывая духовное воспитание не только с религией, но и со всей русской традиционной культурой (Е.П. Белозерцев, Е.И. Власова, И.Ф. Гончаров, В.Н. Ганичев, Н.Д. Никандров, Л.Н. Погодина, В.Ю. Троицкий и др.).
Еще одна группа ученых главной чертой нового этапа развития национальной школы в РФ считает динамично растущее расширение роли родного языка, родной литературы и национальной культуры в содержании образования (Т.В. Ефимова, Ю.Г. Круглов, Д.С. Лихачев и др.).
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010», разработанной Министерством образования Российской Федерации и одобренной Правительством РФ в декабре 2001 года, в числе новых соци альных требований, предъявленных к системе образования, указывается: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. - С.З).
В этой связи возникает интерес к опыту развития национальной народной школы, которая воспитывает личность с положительной этической самоидентификацией в духе патриотизма, национальной гордости и достоинства, и в первую очередь, русской сельской школы. В данной ситуации сельская школа призвана подготовить своих выпускников к активной преобразующей деятельности в сельском социуме, которая в будущем смогла бы обеспечить селу благополучие и процветание. Сельские школьники должны быть готовы к освоению нового социального опыта, развивающего духовно-нравственные ценности, традиционно присущие менталитету российского сельского жителя.
В настоящее время сельская школа является основным (а порой единственным) интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов в деревне.
В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия модернизации образования на селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального, духовного возрождения сельского социума.
Социальный заказ сельской школе и его выполнение предъявлены в научно-педагогической литературе, педагогической публицистике, Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в федеральных и региональных программах развития образования.
Изучением процесса взаимодействия школы и семьи, учителя и роди телей и его особенностей в прошлом занимались многие видные ученые (К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский), а на современном этапе - B.C. Васильев, Г.К. Веденеева, А.В. Ефремов, В.А. Караковский, Н.В. Киселев, Н.С. Лейтес, Е.Н. Степанов, Г.Ф. Суворова, Л.М. Фридман и другие.
Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и школьного социумов нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных психологов (С.К. Вершиловский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Л. Махлин, Л.А. Петровская, Д.И. Фельдштейн, А. Маслоу и др.).
Этнокультурные и этнопедагогические особенности различных регионов России рассматриваются в работах С.А. Арутюнова, Г.Н. Волкова, Н.М. Лебедевой, Э.И. Сокольниковой, Г.У. Солдатовой, М.Г. Тайчинова, В.А. Тиш-кова и других.
Изучением сельского социума, его проблем и особенностей, процессов его изменения занимаются такие известные ученые, как В.А. Березина, И.В. Бесстужев-Лада, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Л.В. Данилова, В.В. Смирнов, Е.Н. Степанов, Г.Ф. Суворова, Л.Н. Тупикина.
Вопросам функционирования, развития и усовершенствования образовательных институтов на селе, системной модернизации сельской школы большое внимание уделено в работах В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, М.М. Плоткина.
К воспитанию сельского школьника прямо или опосредованно относятся исследования средовых воздействий на личность (О.И. Волжина, В.П. Голованов, Ю.С. Мануйлов, Н.Е. Щуркова и др.).
Продолжается традиция изучения ценностных и профессиональных ориентации сельских школьников (Г.Г. Силласте, А.А. Соколов, A.M. Цирульников и др.).
Процесс воспитания в сельской школе осуществляется на основе общепедагогических закономерностей, поэтому на его развитие влияет современное педагогическое знание (Б.С. Гершунский, СВ. Дармодехин, Б.Т. Ли хачев, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.).
Значимыми для нашего исследования являются научные работы, раскрывающие проблемы формирования личности, ее мотивации и ценностных ориентации (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Г. Здравосмыслов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская и ДР-)«
Научный интерес представляют также исследования, связанные с теорией и практикой педагогического проектирования (В.П. Беспалько, В.А. Гаврилин, А.В. Петровский и др.); педагогических систем и технологий (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, И.Я. Лернер, Г.К. Селевко, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.).
Современное состояние уровня развития общеобразовательных систем учебных заведений в России, испытывающих на себе разноплановые воздействия общественного реформирования, наиболее полно отражено в работах Б.С. Гершунского, Э.Д. Днепрова, А.А. Каспаржака, В.Ф. Кривошеева, К.М. Ушакова и других.
Разработка концепций моделей общеобразовательных учебных заведений освещена в трудах Ю.К. Бабанского, И.С. Батракова, А.В. Гаврилина, А.Г. Кармаева, О.А.Кармаевой, B.C. Леднева, В.А. Сластенина, ГА. Ямбурга и других.
Проблемы социального развития регионов, особенности региональных образовательных систем изучали Ф.В. Габышева, Р.Х Гиниятуллин, ГА.Гнатюк, СИ. Григорьев, М.А. Бендюков, М.Н. Борисов, В.И. Журавлев, ГА. Иванов, Е.И. Михайлова, Е.Н. Федорова, Н.Н. Чистяков и другие.
Необходимость разработки теоретических основ управления профессиональной подготовкой учительских кадров показана в трудах Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корнейчика, А.И. Пискунова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, М.Ф. Шабаевой.
Опыт реструктуризации сети сельских школ у нас в стране и за рубежом изучался Т.В. Абанкиной, Т.П. Згоржельской, О.Г. Лебедевым, Н.В. Киселевым, О.Э. Соборновой А.Ю.Скопиным.
Однако проблема формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей в условиях моделирования сетей сельских общеобразовательных учреждений пока не достаточно исследована в теории и практике, в связи с чем имеют место противоречия между:
-новой социокультурной средой, изменившимся укладом жизни в сельской местности и неготовностью современной сельской школы обеспечить качественное образование сельских школьников;
-необходимостью разработки моделей, ориентированных на улучшение социально-культурной ситуации на селе, повышения качества и доступности образования и недостаточным экономическим, научно-методическим обеспечением процесса моделирования образовательных и воспитательных систем;
- необходимостью выработки адекватной системы духовно-нравственных и патриотических ценностей и реальным ослаблением воспитательной функции школы, снижением ее роли в мировоззренческой подготовке молодежи к жизни в изменившемся обществе;
- объективным ростом в духовной жизни общества роли национальных культур, их ценностных систем и отсутствием в рамках компонентной организации содержания образования эффективного механизма сопряжения культур, включения потенциала национальных культурно-духовных ценностей в общую гуманитарную мировоззренческую подготовку учащихся;
- комплексированием образовательных учреждений, принадлежащим различным муниципальным образованиям или различного уровня подчинения и недостаточным нормативно-правовым и юридическим оформлением.
Данные противоречия порождают проблему исследования: теоретическое и методическое обоснование социально-педагогических условий реализации учебно-воспитательного процесса в сельской школе, направленного на формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей.
С учетом актуальности, недостаточной разработанности этой проблемы и необходимости разрешения указанных противоречий нами была выбрана тема исследования: «Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей у учащихся общеобразовательных учреждений на селе».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить социально-педагогических условия, необходимые для оптимального формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей учащихся сельских общеобразовательных учреждений (модель социокультурный центр с этнокультурным компонентом).
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей старшеклассников сельских общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования: социально-педагогические условия построения и развития региональных моделей реструктуризации сети сельских школ, способствующих формированию духовно-нравственных и патриотических ценностей учащихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности будет успешно реализовано, если:
формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей как качества личности будет являться одной из ведущих целей учебно-воспитательного процесса;
будет определено содержание этнокультурных духовных ценностей (в системе природа-человек-общество-культура), их педагогическое значение как фактора духовно-нравственного воспитания личности и механизмы функционирования (осмысление-осознание-понимание-принятие деятельности);
содержание этнокультурного компонента образования будет обеспечивать вариативность образовательного процесса с использованием идей и принципов народной педагогики;
- в сельском социуме будет создано единое образовательное пространство, стимулирующее у учащихся потребность приобщения к духовно-нравственным и патриотическим ценностям.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей в теории и практике.
2. Обосновать и экспериментально проверить социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей в сельском социокультурном центре.
3.Разработать методическое обеспечение технологии реализации социально-педагогических условий оптимизации процесса формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей на базе национальной культуры в условиях реструктуризации сети сельских школ.
Методологическую основу исследования составляют:
- личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса (В.П. Беспалько, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Д.Б. Эльконин);
- исследования проблем развития личности в условиях сельской культурно-образовательной среды (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Ю.Х. Трушина и др-);
-концептуальные идеи о специфике и особенностях подготовки и профессиональной деятельности учителей сельских школ (Л.В. Байбородова, М.И. Зайкин, Н.А. Морозова, Н.Л. Селиванова);
-идеи социообразовательного и социокультурного подходов к развитию сельской школы (А.Е. Кондратенков, A.M. Цирульников);
-положение о целостности содержания образования и педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, B.C. Леднев, Н.А. Половникова);
- концепция гуманитаризации образования (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Т.И. Петракова и другие);
-исследования проблемы формирования социально-позитивного типа личности (Ш.А. Амонашвили, Ю.О. Лебедев, В.А. Сухомлинский и др.)
Методы исследования определялись его методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, изучение педагогического опыта); аналитические (анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, сравнительный и логический анализ, методы системного анализа); эмпирические (изучение опыта, анкетирование, социометрические методы математической обработки данных).
Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности.
Этапы и база экспериментального исследования.
Исследование проводилось в период 1997 - 2004 гг. и включало несколько этапов.
Первый этап (1997 - 1999 гг.) - изучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме, проводился анализ состояния проблемы с точки зрения ее теоретической разработанности и практической реализации. На основе анализа литературных источников и опыта работы разработана программа исследования, определены концептуальные положения, необходимые для формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей учащйксорой этап (1999 — 2001 гг.) - осуществлялся поиск путей решения исследуемой проблемы, проводился мониторинг социально-демографических, экономических, психолого-педагогических факторов, обуславливающих готовность сельских школ различных регионов к реструктуризации имеющихся сетей. Определялись педагогические пути и средства noil строения оптимальных моделей реструктуризации.
Третий этап (2001 —2003 гг.) - проводилась опытно-экспериментальная работа в регионах, осуществлялась апробация разработанных моделей социокультурных центров с этнокультурным компонентом, обобщались и систематизировались результаты эксперимента.
Четвертый этап (2003 — 2004 гг.) — уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, обсуждались результаты исследования, подготавливался и оформлялся текст диссертационного исследования.
Базой исследования послужили сельские школы 2 регионов Российской Федерации, участвующие в эксперименте по реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений, а именно: Белгородской и Новгородской областей.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта; комплексным использованием научных методов теоретического и эмпирического исследования; значительным охватом работников управления образованием, директоров, преподавателей школ, родителей в ходе опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов исследования обеспечивалась разнообразием источников информации, подтверждением гипотезы исследования в процессе опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов исследования в различных условиях (различных регионах).
Научная новизна исследования заключается в том, что: -определен комплекс педагогических путей и условий (социально-педагогических, организационно-педагогических), ориентированных на повышение эффективности формирования духовно-нравственыых и патриотических ценностей: создание новых педагогических технологий, моделей организации образовательного процесса; четкое определение статуса и функций школы, выполнение ею запросов родителей;
-выявлены целевые установки, содержание образования в сельском со циокультурном центре, заключющиеся в более заметной национальной и духовно-патриотической направленности обучения;
-разработана модель образовательного процесса сельского социокультурного центра с этнокультурным компонентом, обеспечивающая формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что:
-полученные результаты содержат ряд научных положений и выводов, представляющих в совокупности теоретического обобщения и практического решения условия оптимизации процесса формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей в условиях реструктуризации сети сельских школ;
- обоснованы пути и способы усиления духовно-нравственного и патриотического воспитания за счет создания единого образовательного пространства на селе и внедрения этнокультурного компонента.
Практическая значимость исследования связана с тем, что разработаны, апробированы и внедрены в образовательный процесс сельской школы социально-педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных и патриотических ценностей. Разработанные автором модель развития социокультурных центров с этнокультурным компонентом и методические рекомендации могут быть использованы в работе сельских школ. Материалы исследования представляют теоретический и практический интерес для средних специальных и высших педагогических учебных заведений, а также для системы повышения квалификации работников образования.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Духовно-нравственные и патриотические ценности определяются как качество личности, отражающее ее стремление к осознанию нравственных норм на уровне общечеловеческих ценностей, проявляющееся в нравственной деятельности.
2.Процесс формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей у учащихся осуществляется как четкая последовательность трех взаи мообусловленных этапов: познавательно-мотивационного. направленного на развитие духовно-познавательных потребностей у школьников через организацию нравственного просвещения; эмоционально-оценочного, предполагающего развитие потребностно-эмоциональной сферы через введение учащихся в мир народной культуры (спецкурсы, творческие объединения, студии); деятельностного, направленного на развитие потребности в определении своего места в жизни и в обществе через введение учащихся в определенные педагогические ситуации нравственно-воспитательного характера. 3.Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей в сельских общеобразовательных учреждениях, являются:
- интеграция педагогических и социально-экономических факторов в образовательном процессе сельской школы;
-проектирование содержания этнокультурного компонента образования на основе требований государственного образовательного стандарта, обеспечивающего вариативность учебного процесса и способствующего изучению этнокультурных и исторических особенностей развития региона;
- выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных возможностей школьника и особенностей окружающего его образовательного пространства.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования представлены и получили одобрение на коллегиях Минобразования России, на Федеральном координационном совете по общему образованию, всероссийских научно-практических конференциях (Москва, Нижний Новгород, Ярославль), на ученых советах Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Института общего образования Минобразования РФ. По результатам исследования были подготовлены методические рекомендации для руководителей органов образования и педагогических работников.
Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в трудах отечественных педагогов X1Х-ХХ вв
Содержание, развитие и обогащение национальных ценностей и традиций во всех сферах духовной культуры общества и нравственного воспитания особенно становятся актуальными в свете проблемы дальнейшего реформирования отечественной школы с ориентацией на укрепление ее самобытности на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов педагогики.
Национальные ценности образования определяются исследователями (18, 112, 173) как своеобразные производные от общечеловеческих и от национальных и материальных ценностей данного общества и народа.
Характерными особенностями национальных ценностей образования следует признать: - их глубокие исторические корни в народной педагогике; - органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; - их способность обновляться и обогащаться в процессе их исторического развития, в то же время сохраняя преемственность со свойственными им традициями; - их способность на определенных этапах генезиса утрачивать свою актуальность или, наоборот, становиться приоритетными ориентирами движения вперед данной национальной школы и педагогической теории.
Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе практической деятельности, общечеловеческих и национальных гуманистических взаимоотношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, которые выступают как образцы, где сосредоточены лучшие черты, качества личности.
До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные ценности духовной культуры, ее традиции, особенности, недооценивался опыт народной педагогики. Между тем, еще К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью». (248, 156).
Изучение национальных ценностей образования, отразившихся в традициях народной педагогики, как составной части русской традиционной культуры, необходимо для восстановления целостной картины истории воспитательно-образовательных систем и теории педагогики, в частности, педагогической аксиологии в России.
Возникнув на Руси еще до принятия христианства, образование с принятием христианства, как и в Византиии, приобрело два направления развития: государственное и церковное. Эта организация сохранилась до конца XIX века, при этом в XIX веке появился новый тип школы - земская школа.
В начале XIX века Россия юридически провозгласила единую систему образования, в соответствии с европейскими стандартами, а в середине века перед страной встала проблема создания принципиально новой модели образования. И здесь величайшая роль принадлежит К.Д. Ушинскому, ставшему идеологом и теоретиком новой модели образования.
Глубоко проанализировав системы образования и воспитания ведущих стран эпохи, он пришел к выводу, что общая система воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. «У каждого народа, - писал К.Д. Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам» (248, 112). Он подчеркивал, что нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она хорошо обдумана, и что каждый народ в этом отношении должен использовать собственные силы. В основе модели образования Ушинского находится триада: народность - православие - наука, при этом великий русский педагог до сих пор является единственным теоретиком в педагогике, кто разработал педагогическое учение на основе принципа народности.
Необходимым принципом педагогической теории Ушинский считал единство просвещения, обучения народа - с его нравственным воспитанием. Он определил задачу воспитания, исходя из самих взглядов на народность, их своих общих благородных убеждений просветителя. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. Нравственность следует любовно прививать, заботливо холить. Нравственность - благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть». Ушинский ратовал за искреннюю, беззаветную любовь к своему народу, его языку, к родной природе, истории и возмущался тем, как мало внимания в школе уделяется родной истории, географии.
Выводя воспитательные цели из национальных ценностей, К.Д. Ушинский исходил, прежде всего, из психологических особенностей развития личности ребенка. По мнению Ушинского, духовный, внутренний мир ребенка действительно формируется под воздействием религиозно-нравственного воспитания, которое желательно начинать с младшего школьного возраста. Великий ученый пишет, что вместе с азбукой в этом же возрасте ребенок должен усваивать язык, природу, географию и историю своей ближайшей и обширнейшей Родины, «как человек и гражданин, точно так же, как и первые основания своей религии». (250, 33).
Развитие нравственного и гражданско-патриотического воспитания в воспитательных системах советского периода (20 - 80-е годы)
В силу сложившихся исторических условий отечественные педагоги 20 — 30-х годов, принявшие советскую власть и самоотверженно участвующие в становлении советского образования, выдвигали иные ценности национального образования, руководствуясь материалистическим мировоззрением и коммунистической идеологией, отрицающей не только религиозные догматы, но и всю идеологию русской духовности. Складывающаяся система воспитания вообще, и система гражданского и патриотического воспитания, в частности, резко отличалась от дореволюционной российской системы по целям, идеологическим и методологическим основам, а также по содержанию и методам, что было связано с отказом от прежних традиций во всех областях общественной жизни. Новое революционное мировоззрение отрицало не только религиозные догматы, но и всю историю русской духовной культуры. В трактовке общечеловеческих и национальных ценностей провозглашался приоритет классового подхода, а гражданско-патриотическое воспитание входило в систему идейно-политического воспитания учащихся, которое состояло из воспитания «социального инстинкта», общественных навыков, организации коммунистического сознания.
Как отмечают современные исследователи гражданского и патриотического воспитания (Дьяченко В.В., Кривошеев В.Ф., Суколенов И.В., Сергеев И.С. и др.), в этот период воспитание социального инстинкта включало в себя воспитание так называемого классового чутья; воспитание общественных навыков предусматривало воспитание в детях коллективной дисциплинированности, которая требовала определенного самоограничения, ответственности за выполнение общественной работы. При воспитании сознания ставилась задача овладения господствующей в то время в обществе идеологией, ребенок должен был воспитываться в интересах социалистического общества, и общественная направленность личности рассматривалась как важнейший результат всей воспитательной работы (157, с.455). По мнению А.В. Луначарского, воспитание в советской школе должно было готовить гражданина нового строя и государства (хотя им не отрицалась необходимость развития на коллективистской основе и индивидуальных особенностей человека).
Развитие педагогической теории и практики 20 - 30-х годов осуществлялось в условиях послереволюционного социалистического строительства. Новая школа являлась одной из тех сил, которые был призваны революцией для участия в переустройстве всего общества. Взгляд на новую школу как на школу, развивающую «общественную работу», стремящуюся «разрешить посильные для нее практические задачи по строительству новой жизни», содействующую повышению «общего культурного состояния окружающей ребенка среды», объединял многих государственных деятелей, ученых и практиков этого периода - А.В. Луначарского, Н.Н. Иорданского, Н.К. Крупскую, М.В. Крупенину, СТ. Шацкого, В.Н. Шульгина, А.С. Пинкевича, А.Г. Калашникова, М.М. Пистрака и др., в педагогических трудах которых при разнице теоретических и методических подходов прослеживается общее: - связь педагогической науки с коммунистическим мировоззрением, общими принципами советской философии, то есть диалектического материализма; - утопизм в учении о целях школы, которая «должна стать орудием коммунистического перерождения общества, проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
В этот период гражданское воспитание рассматривалось как антитеза национальному воспитанию, которое по сути своей считалось «буржуазным» (в отличие от «пролетарского» - интернационального). Н.К. Крупская подчеркивала, что гражданское воспитание, основанное на воспитании у молодежи чувство пролетарской классовой солидарности, выходит далеко за пределы понимания гражданственности как узконациональногогявления (Г40, С. 224). По мнению Н.К. Крупской, в центре процесса формирования гражданина должно было стоять мировоззрение - оценка школьником жизненных факторов, которое вырабатывалось у него на основе научных знаний.
Еще более радикальной была точка зрения В.Н. Шульгина, который считал, что надо воспитывать гражданина как борца за коммунизм, а не как представителя государства, поскольку оно отомрет, когда осуществятся цели рабочего класса.
Педагоги 20-х годов видели в учебном процессе средство развития активности и самостоятельности учащихся, независимости мышления, умения вырабатывать общую точку зрения - все то, что можно рассматривать как признаки критической, гражданской позиции (при этом задача формирования названных качеств в 20-е гг. доминировала над собственно учебными целями).
В качестве принципиально новой можно назвать идею гражданского воспитания учащихся средствами их внешкольной деятельности, нацеленной на преобразование окружающей среды. Средовые факторы становились предметом пристального изучения ученых этого периода, видевших в них источник интеллектуального, физического, нравственного, эстетического развития детей и взрослых. Подходя к вопросу о предмете и методологии педагогики, М.В. Крупенина, например, писала: «Нам представляется совершенно бесспорным, что педагогика среды должна стать неотъемлемой частью предмета педагогики».
СТ. Шацкий так охарактеризовал этот важный сдвиг в предмете педагогической науки: «от педагогики субъективной, эмпирической, отдельных удач и неудач, связанных с личностью учителя, мы переходим к педагогике объективной, отыскивающей наши удачи и неудачи в явлениях жизни, среды, с которой связаны и носителями влияний которой они являются».
Взаимодействие с социумом - необходимое условие организации единого образовательного пространства на селе
В современном сельском социуме, в условиях дезинтеграционных процессов, характерных для различных областей социальной жизни села, образование играет интегрирующую роль (16, 28, 35, 39, 70, 83, 108). Эта новая функция образования выражается в том, что именно образовательное учреждение, реализуя многочисленные педагогические и социальные функции, становится важным фактором сохранения жизнеспособности сельских сообществ, упорядочивает и гармонизирует его внутренние и внешние социальные связи, берет на себя решение задач, изначально не свойственных образовательному учреждению, но крайне необходимых, чтобы восполнить пробелы в социальной и культурной жизни села. Таким образом, наметившаяся в образовании тенденция интеграции различных педагогических и социальных функций в деятельности образовательных учреждений обусловлена компен-саторской ролью образования в социальном пространстве села.
Общеизвестно, что только соответствие нынешней системы образования потребностям изменившейся жизни, новым потребностям личности, сельской семьи, аграрного сектора в целом может вызывать активную поддержку (моральную и материальную) образовательных учреждений со стороны родителей, общественности, местной власти, сельского сообщества.
Идея интеграции образования и воспитания с социумом, образовательных учреждений со средой, получившая поддержку широкой педагогической общественности в начале 90-х годов и активизировавшая новаторские поиски педагогов, способствовала развитию различных интегративных моделей.
Основным механизмом реализации подобных моделей можно рассматривать социально-педагогическое партнерство, которое представляет со бой форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп социального сообщества, ведомств, ассоциаций, производственных организаций, учреждений образования (165, С.25).
Изучая специфику социокультурной и образовательной среды в сельской местности, исследователи (В.П. Бочарова, М.П. Гурьянова, Зайкин М.И, Суворова Г.Ф. и др.) отмечают как негативные, так и позитивные особенности.
Среди негативных можно назвать: - отсутствие в селе учреждений культуры и дополнительного образования; - удаленность от крупных культурных центров; - слабая материальная база, техническая и дидактическая оснащенность; - отсутствие высокопрофессиональных педагогических кадров; - малокомплектность школы, отсутствие параллелей; - обострение экономической ситуации в сельской местности, связанное с общим экономическим кризисом в стране; - нарушение привычных хозяйственных связей и взаимодействия в плане оказания материальной помощи учреждениям культуры и образования; - общий низкий уровень культурного развития села, частично объясняемый отсутствием культурной среды.
К позитивным особенностям сельской социокультурной среды относятся: - близость природного окружения и экологически чистая среда; - сохранение семейно-родовых связей и отношений, наличие семей, в которых проживают 3-4 поколения родственников; - отсутствие многонаселенности и стрессовых ситуаций, присущих мегаполису; - сохранение народных традиций и элементов народной культуры, знание обычаев, обрядов, ритуалов, фольклора и применение их в быту (40, 51, 70, 93, 238).
Все это позволяет наметить основные пути взаимодействия всех учреждений села с целью их общего влияния на формирование социокультурного пространства, выступающего в качестве духовно-насыщенной среды, способствующей духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и формированию национального самосознания школьников. Как показывают социологические исследования, современный сельский социум утратил «однородность» и стабильность: изменился возрастной состав жителей села (в основном, это люди старшего поколения), снизилась рождаемость, молодежь уезжает в город; поменялся национальный состав (заметно увеличился приток беженцев и переселенце различных национальностей); во многих деревнях стало нормой пьянство, нецензурная речь; утратили свое значение интеллектуальные, нравственные ценности; получил развитие феномен «социального сиротства» (Л.Н. Селиванова), когда сельская община, традиционно являющаяся мощным стабилизирующим фактором, все больше утрачивает свои позиции, а многие колхозы и совхозы разорились, лишив работы жителей села.
Сельская школа тоже переживает не лучшие времена: ветшает материальная база, у муниципальных органов власти практически нет средств на развитие учебно-методической базы, не хватает квалифицированных педагогов, чрезвычайно низок уровень заработной платы учителей, отсутствует или слаба компьютерная база.
Организационная модель социокультурного центра с этнокультурным компонентом
Теоретический анализ существующей практики, проведенный Институтом педагогики социальной работы РАО на базе 25 регионов России, показал, что наиболее типичная и самая распространенная модель в сельском социуме является интегративная модель образовательных учреждений, сформировавшаяся в результате их взаимодействия с производственными и социокультурными объектами социума (семей, сельхозпредприятием, сельским клубом, музеем, библиотекой, местной властью, ветеранами войны и труда, выпускниками школ, мастерами прикладного творчества и др.) в организации учебной и внеучебной деятельности.
Широкомасштабная инвентаризация типов и видов подобных интегра-тивных моделей позволила выделить следующие их разновидности:
Общеобразовательное учреждение «Сельский учебно-воспитательный комплекс» (УВК).
«Учебно-воспитательный комплекс» - государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы. УВК позволяет на практике реализовать идею воспитания как открытого процесса, благодаря соединению общего среднего образования с дополнительным образованием, подготовкой учащихся к сельскохозяйственному труду, музыкальным, физическим и художественным развитием школьников.
УВК создается преимущественно на базе средних (полных) школ, расположенных на центральных усадьбах хозяйств, с целью обеспечения благоприятных условий для обучения и воспитания учащихся, развития их интересов, творческих способностей, укрепления здоровья, формирования общей культуры личности, соединения общего образования учащихся с их художественным, физическим, эстетическим развитием.
Отличительной особенностью «Сельского учебно-воспитательного комплекса» является разветвленная сеть внеклассных занятий в системе дополнительного образования, когда в работу музыкальной, или художественной, или спортивной школ включается практически каждый обучающийся с 1 по XI класс.
Режим работы «Сельского УВК» строится на основе максимальной пользы для здоровья ребенка, переключения школьников с одного вида деятельности на другую, на основе чередования умственного труда с занятиями физкультурой, музыкой, хореографией, живописью.
Социально-педагогический аспект деятельности учебно-воспитательных комплексов состоит в создании целостной воспитательной среды на селе, в развитии творческого потенциала каждого отдельного ученика и школьного сообщества в целом, в обеспечении возможности оптимального соотношения общего и индивидуального в обучении, воспитании, развитии каждого обучающегося.
Функционирование УВК создает реальные предпосылки для развертывания социально-педагогической работы в открытой среде. Творческий потенциал школьного сообщества требует реализации, «выхода», который и предоставляет детям окружающая среда в лице родителей, специалистов хозяйства, жителей села.
Школа, интегрированная с учреждениями дополнительного образования, имеет реальные возможности для того, чтобы стать культурным центром села. УВК с широкой сетью кружков, секций, клубов может охватить всех учащихся, молодежь села познавательной деятельностью, общественно полезным трудом, художественным творчеством, физической культурой и спортом, то есть вовлечь детей, подростков, молодежь в орбиту развивающей деятельности.
В учебно-воспитательных комплексах создаются условия для того, чтобы разнообразить приемы стимулирования и мотивации учения, интенсифицировать межпредметные связи, активизировать общение, выделить главные, наиболее значимые элементы содержания уроков для дальнейшего закрепления их в практической деятельности. Посредством деятельности УВК расширяются и обогащаются социальные связи школы и среды, формируется творческое отношение к работе у учащихся и родителей. На основе совместной творческой деятельности детей и родителей формируются гуманные доверительные отношения.
Постоянное взаимодействие школы с культурными учреждениями, профессиональными творческими союзами стимулирует привлечение учащихся к художественному творчеству, способствует формированию устойчивого интереса к миру искусства, укрепляет желание углублять свои знания в этой области после окончания школы.
Общеобразовательное учреждение «Сельский социокультурный комплекс». Представляет собой общеобразовательную школу, интегрированную с образовательными, культурными, социальными учреждениями микросоциума и работающую с ними по единому плану в едином режиме.
«Сельский социокультурный комплекс» - государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительные образовательные программы, обеспечивающие единство содержания образования и воспитания учащихся в школе и вне ее, работающее как многопрофильный
В состав общеобразовательного учреждения «Сельский социокультурный комплекс» могут входить дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы (начальная, основная, средняя (полная)), учреждения дополнительного образования (их филиалы) и иные образовательные, культурные, социальные учреждения, а также учебные заведения системы повышения квалификации и переподготовки кадров.