Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Мищенко Елена Алексеевна

Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект)
<
Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мищенко Елена Алексеевна. Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 2001 185 c. РГБ ОД, 61:02-13/1491-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Бурятия накануне и после отмены крепостного права в россии и отражение этих перемен в области бурятского просвещения и школьного дела . 11

1. Особенности социально-экономической и культурно-образовательной жизни бурятского народа . 12

2. Ламаизм и его влияние на народное образование в Бурятии. 40

3. Осуществление в Бурятии светского начального образования и влияние на этот процесс школьных реформ в России во второй половине XIX века — начале XX века. 65

ГЛАВА II. Русские и бурятские просветители и их вклад в развитие народной школы в бурятии во второй половине XIX — начале XX века . 86

1. Общественно-педагогическая деятельность и взгляды русских и бурятских просветителей в организации народных школ. 86

2. Воплощение педагогических взглядов русских и бурятских просветителей в развитие народных школ в Бурятии во второй половине XIX — начале XX века . 128

Заключение 158

Список использованной литературы. 165

Приложения 182

Введение к работе

Актуальность исследования определяется потребностями педагогической теории и практики в выявлении сущности управления процессом социализации учащихся специального (коррекционного) учреждения, а также в создании организационно-педагогических условий, от реализации которых зависит успешное социальное развитие учащихся специальной (коррекционной) школы.

В современных условиях развития социально-экономической ситуации в стране особую значимость приобретают проблемы наиболее полной интеграции выпускников специальной (коррекционной) школы, достижение ими ощущения социального комфорта и равноправия, обретение возможности самореализации в трудовой деятельности и полноценной активной жизни.

Конкретная научная проблема, на решение которой направлено данное исследования, проявляется в противоречиях между: провозглашенными в нормативных документах задачами коррекционной школы, связанными с социальной адаптацией воспитанников, и невозможностью их эффективного решения традиционными, сложившимися в педагогической практике действиями; социальными и профессиональными требованиями к управленческой деятельности директора специальной (коррекционной) школы обеспечить позитивную динамику социального развития учащихся и недостаточностью теоретико-методологического обоснования сущности процесса социализации детей с проблемами в развитии и особенностей управления им; стремлением педагогов специальной (коррекционной) школы добиваться позитивных личностных изменений воспитанников и неадекватностью профессиональных педагогических позиций, реально влияющих на процесс социализации детей с проблемами в развитии.

В связи с этим представляется актуальным исследование деятельности руководителя по проектированию и управлению педагогической системой, создающей условия для полноценной социализации учащихся с проблемами в развитии.

Цель исследования: обоснование специфики управленческой деятельности руководителя по организации процесса социализации учащихся специального (коррекционного) учреждения и определение условий его практической реализации.

Объект исследования, процесс социализации учащихся специального (коррекционного) учреждения.

Предмет исследования: управленческая деятельность руководителя по организации процесса социализации учащихся специального (коррекционного) учреждения.

Гипотеза исследования: управленческая деятельность руководителя позволит повысить эффективность процесса социализации учащихся специального (коррекционного) учреждения при выполнении следующих организационно-педагогических условий: если осуществлено проектирование целостной педагогической системы специального (коррекционного) учреждения, позволяющей обеспечить положительную динамику социального развития детей с проблемами в развитии; процесс обучения учащихся специального (коррекционного) учреждения основан на использовании метода проектов; создана служба сопровождения и поддержки учащихся на основе диагностических критериев результативности процесса социализации детей с проблемами в развитии; специальное (коррекционное) учреждение выступает интегрирующим центром социализации детей с проблемами в развитии в районе.

Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования.

На основе анализа научной литературы и изучения опыта работы конкретных специальных (коррекционных) школ раскрыть сущность и содержание понятий, характеризующих процесс социализации учащихся специальных (коррекционных) учреждений.

Разработать функциональную модель педагогической системы, ориентированной на решение актуальных задач социализации детей с проблемами в развитии.

Обосновать содержание и специфику управленческой деятельности директора коррекционного учреждения по организации процесса социализации детей с проблемами в развитии.

Разработать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия эффективного процесса социализации учащихся коррекционного учреждения.

Теоретико-методологические основания исследования.

Методологическую функцию в исследовании выполняли: психологические, психолого-педагогические теории социальной детерминации развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, Л.П.Буева, И.С.Кон, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.); отечественные исследования в области социальной и коррекционной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.И.Лубовский, С.Л.Рубинштейн, Ж.И.Шиф и др.); методологические подходы к анализу деятельности, ее нормированию и регулированию (Б.А.Воронович, А.М.Гендин, В.А.Карташев, А.И.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, О.К.Тихомиров, Н.Н.Трубников и др.).

Теоретическими основаниями исследования выступали: базовые положения современной теории управления образованием (Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский, О.Е.Лебедев, В.Н.Максимова, П.В.Худоминский, Е.А.Ямбург и др.); социологические и психолого-педагогические исследования в области теоретических и методических аспектов организации педагогического процесса и различных аспектов педагогической деятельности (И.С.Батракова, З.И.Васильева, С.Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, Н.И.Монахов, Л.М.Перминова, Н.Ф.Радионова, С.АРасчетина, Е.Э.Смирнова, Г.С.Сухобская, А.П.Тряпицына, В В.Тумалев и др.); развиваемые положения о сущности и особенностях проектирования в педагогической деятельности (П.Даккер, Е.С.Заир-Бек, Е.И.Казакова, О.Е.Лебедев, М,М.Поташник, О.Г.Прикот, В.Е.Радионов, П.Хилл и др.); идеи отечественных педагогов об обучении и социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников (В.Ю.Карвялис, В.П.Кащенко, Н.Л.Коломинский, А.В.Маллер, М.С.Певзнер и др.).

Методы исследования: теоретический анализ социологической, социально-психологической и педагогической литературы по проблематике исследования; анализ управленческой документации; анкетирование, интервьюирование учащихся и педагогов; контент-анализ сочинений учащихся; педагогическое наблюдение; эксперимент.

Экспериментальная база исследования. государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения основного (общего) образования для обучающихся с отклонениями в развитии - школы №№ 432, 10 Колпинского района Санкт-Петербурга, курсы повышения квалификации учителей трудового обучения на базе СПбГУПМ.

Основные этапы исследования:

1 этап - 1997-1998 гг. - Анализ состояния проблемы, ее представленности в научной литературе; разработка теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы; определение сущностных характеристик основных понятий исследования; изучение опыта коррекционных учреждений. этап - 1998-1999 гг. - Экспериментальная проверка основных гипотетических положений; апробирование и проверка эффективности педагогически целесообразных условий социализации учащихся вспомогательной (коррекционной) школы. этап - 2000-2001 гг. - Теоретическое осмысление и описание результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

Процесс социализации детей с проблемами в развитии детерминируется теми педагогическими условиями, которые специально проектируются (задаются) в специальной (коррекционной) школе. Одним из таких значимых условий является способ организации деятельности учащихся, который в итоге определяет качественные характеристики и последствия их социального развития.

Критериями социального развития учащихся коррекционной школы являются: социально-нормативное поведение учащихся, овладение учащимися коммуникативными умениями, адекватная самооценка и допрофессиональная подготовленность.

Специфика деятельности руководителя по проектированию и реализации процесса социализации учащихся коррекционного учреждения заключается в разработке организационной модели, обеспечивающей целостность обучения, воспитания и профессионального становления учащихся; мобилизации педагогического коллектива на решение нетрадиционных задач, связанных с изменением содержания и методов обучения детей с проблемами в развитии.

Научная новизна и значимость результатов исследования: исследована и раскрыта сущность процесса социализации учащихся специального (коррекционного) учреждения; выявлено значение проектной деятельности как способа организации процесса социализации детей с проблемами в развитии в коррекционной (вспомогательной) школе; обосновано влияние профессиональной педагогической позиции коллектива на социальное развитие учащихся; обозначены подходы к классификации профессиональных позиций учителей коррекционной (вспомогательной) школы; определена специфика деятельности руководителя по проектированию и реализации процесса социализации детей с проблемами в развитии в специальной (коррекционной) школе.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что: разработаны и апробированы программы учебных дисциплин образовательной области «Технология» для специальных (коррекционных) школ; разработано пособие для учащихся специальных (коррекционных) школ «Дизайн-альбом проектной деятельности» и методические рекомендации для учителей по руководству выполнением дизайн-проектов; разработаны методика комплексной диагностики динамики социального развития детей с проблемами в развитии и методика анализа профессиональной позиции педагога коррекционной школы по проблемам социализации воспитанников; разработана программа лекционно-практических занятий на базе школы для студентов дефектологического факультета Ленинградского государственного областного университета им.Л.С.Пушкина.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью теоретико-методологических позиций и непротиворечивостью концептуальных положений; использованием методов, соответствующих задачам работы и специфике отдельных этапов исследования; подтверждением полученных теоретических выводов данными педагогической практики.

Апробация основных концептуальных положений исследования осуществлялась: на международных научно-практических конференциях: «Проблемы специальной психологии и педагогики: новые технологии в коррекционной работе» (Санкт-Петербург, 1999), «Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности» (Гродно, 2001), Российско-Фламандской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка» (Санкт-Петербург, 2001), межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие науки и практики в развитии систем специального образования» (Санкт-Петербург, 2000); через участие в международном семинаре Министерства образования РФ и Британского Совета «Метод проектов в технологическом образовании школьников» (Санкт-Петербург, 2001), городском семинаре по проблемам реабилитации «Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов» (Санкг-Петербург, 1999); в процессе организации и руководства городским конкурсом профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди учащихся 9-х классов с недоразвитием интеллекта (1991-2001).

Структура диссертации отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Особенности социально-экономической и культурно-образовательной жизни бурятского народа

Территория нынешней Республики Бурятия, где коренное население составляло значительную часть общей численности ее жителей, не была выделена в самостоятельную административную единицу. Она входила в состав Иркутской губернии и Забайкальской области.

В литературе территория, занимаемая бурятами Иркутской губернии называется Западной Бурятией, а территория, занимаемая бурятами Забайкальской области — Восточная Бурятия.

Социально-экономические и культурно-образовательные процессы в них протекали по-разному, что было вызвано большим влиянием русских поселенцев и православного миссионерства в Западной Бурятии и широким распространением буддизма (ламаизма) в Восточной.

По данным переписи 1897 года население Иркутской губернии составляло 515 070 человек, Забайкальской области — 672 072 человека. Основную массу коренного населения, включающую тунгусов, эвенков, бурят и др. народности составляли буряты, в Иркутской губернии — 110 тыс. человек, в Забайкальской Области — 78 тыс. человек. [87, т. 1,с.43].

В изучении истории Бурятии исследователи исходят из общности социально-экономических процессов в центре и на окраине. Однако, вполне естественно для национальной окраины то, что в Бурятии были свои особенности: многоукладность экономики, своеобразие в развитии общественного строя, в недрах которого сформировалась народная педагогика.

Дореволюционная Бурятия была аграрным районом. По состоянию на 1 января 1914 года сельское население Забайкальской области составляло 85,9%. Хозяйство было преимущественно животноводческим. Восточные буряты, составлявшие 28,1% сельского населения области, владели 51,1% всего скота, в Иркутской губернии бурятские хозяйства засевали 18,1% всех посевов губернии и владели 30% всего скота. [86, с.9-10]. Несмотря на то, что земледелие в виде посева ячменя, гречихи и проса наблюдалось еще в XII веке, буряты засевали значительно меньше земли, чем русские крестьяне и казаки. Это объяснялось тем, что основная масса бурят занималась скотоводством. Е.М.Залкинд, характеризуя основные отрасли бурятского хозяйства отметил, что оно "к середине XIX века приблизилось по своему уровню, а местами и сравнилось с местным русским хозяйством..., с русской деревней, а в еще большей степени — с городом, с зарождающейся промышленностью... Бурятский улус переходил постепенно на рельсы мелкотоварного производства, хотя этот процесс был еще далек от завершения." [79, с.115.].

Различные промыслы играли в хозяйственной жизни населения немаловажную роль, оставаясь тем не менее подспорьем к основному виду деятельности.

Важной тенденцией этого периода было усиление и укрепление торговых связей с русским городом и деревней. Торговля с русскими, с одной стороны, разоряла бурят, а с другой — стимулировала подъем экономики, способствовала повышению продуктивности отраслей хозяйства, внедрению новых видов хозяйственной деятельности. Развитие торговли приобщало бурят к рынку, постепенно они начали освобождаться от форм натурально-патриархального уклада жизни. Товарность сельского хозяйства вела к классовому расслоению бурятского улуса, обнаруживается применение зажиточной группой в своем хозяйстве наемного труда. Рынок сбыта продукции сельского хозяйства в значительной степени способствовал товаризации земледелия и скотоводства, втягиванию крестьянских хозяйств в товарно-денежные отношения, развитию капиталистических отношений.

Начавшееся в 1891 году строительство Транссибирской магистрали открыло Бурятию, как и всю Сибирь, для Российского и мирового рынков, для дальнейшей крестьянской колонизации и промышленного освоения, что ускорило течение всех социально-экономических процессов, усилило сопряженность жизни окраины с жизнью страны. И тем не менее Бурятия того времени с полунатуральным характером основной массы крестьянских хозяйств была, прежде всего, источником выкачивания золота, пушнины, сырья, продуктов сельского хозяйства, рынком сбыта промышленных изделий по повышенным ценам, колонизационным резервом, местом каторги и ссылки.

К началу XIX века буряты представляли собой организованные родовые группы с наследственными или выборными родоначальниками, которые вели переговоры с русскими властями по наиболее важным вопросам.

Ламаизм и его влияние на народное образование в Бурятии.

Особенность Бурятии составляет то, что по ее территории проходит граница культур Центральной Азии, Китая и России, где обнаруживается условность деления на Восток и Запад. Если в XVIII веке для России Западом была Западная Европа, то в конце XIX века для Бурятии Западом была Центральная Россия. Пребывание бурят с XVII века в едином Русском государстве, целенаправленное воздействие царского правительства и православной церкви оказало сильнейшее воздействие на образ жизни, уровень культуры и мышления бурятского народа. Но тем не менее, ядро бурятской культуры оставалось чисто восточным. В этом решающую роль сыграл распространившийся в XVin веке на территории Бурятии буддизм в форме ламаизма.

".На западе разгорался свет новой цивилизации с огромными завоеваниями в области техники, науки, теоретической мысли. Но не он первый бросил свои лучи в степи Халхи и Южной Сибири. С своеобразным светильником, взятым из буддийского храма, явился первый в эти степи лама- и лама тибетский. Он принес пищу для алкавшей мысли кочевника в священных книгах Тибета, заключавших и религиозные, и философские, и научные трактаты." [96, с.37].

Исследованием вопросов истории буддизма занимаются частные науки — религиоведение, буддология, монголоведение и другие, данные которых облегчают изучение рассматриваемой проблемы [20, 24,36,47,51,52].

В рамках историко-педагогических исследовании наблюдается односторонне-негативная оценка роли ламаизма в просвещении бурятского народа. Вполне объяснимо, что к таким выводам принуждала господствующая политическая система. Объективный взгляд позволяет выявить и положительные моменты.

В VII веке н.э. буддийские миссионеры проникают в Тибет, а затем в Монголию. И если в Индии буддизм вынужден был уступать брахманизму, а в Китае соперничать с конфуцианством, то в Тибете и Монголии он получил широкое, почти беспрепятственное распространение. В Тибете буддизм, преодолев сопротивление языческой религии, на многие века стал государственной религией. Монголы познакомились с буддизмом в ХШ веке, во время завоевательных походов Чингис-хана и его сыновей. Внук Чингис-хана Хубилай (1260-1294 гг.), основатель Юаньской династии, объявил буддизм государственной религией.

Буддизм был одним из множества религиозных учений Индии, но только одному ему удалось распространиться за пределами своей родины, потому что с самого начала буддизм носил в себе не только элементы национально-индийской, но и общечеловеческой культуры.

В Забайкалье первые ламы появились задолго до размежевания русских и китайских земель и установления пограничных вех в 1727 году. Прибывали они из Тибета и Монголии с проповедью учения Будды в той его интерпретации, которую оно получило в "северном буддизме", или ламаизме. В 1741 году царское правительство впервые обратило внимание на распространение ламаизма среди бурят, обнаружив за Байкалом 11 капищ и 150 лам. Тогда же вице-губернатор Иркутской провинции Ланг предписал Селенгинской воеводской канцелярии "всех наличных лам привести к присяге на верноподданство России и взять с них обязательство под угрозой смертной казни не только переходить заграницу, но даже ни явно, ни тайно, ни под какими предлогами, сношений с заграничными людьми не иметь". Это число лам тогда же признано было достаточным для местных жителей и утверждено комплектным именным указом императрицы .Елизаветы Петровны. Ламы получили от сибирских властей "дозволение проповедовать между кочующими племенами веру ламайскую и освобождены от ясака и других повинностей" [47, с.49-50].

15 мая 1853 года было утверждено "Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири". Положением закреплялось сосредоточение власти и административного управления всеми дацанами в руках одного хамбо-ламы, определено допустимое количество дацанов и "штатных лам". Вторая половина XIX века была периодом бурного расцвета буддийской церкви в Забайкалье.

Общественно-педагогическая деятельность и взгляды русских и бурятских просветителей в организации народных школ.

Развитие светской народной школы и педагогики в Бурятии связано с таким явлением как просветительство, представлявшем собой особый феномен национального общественного сознания, отражавшим традиционные и современные, общечеловеческие и национальные, религиозные и языческие, государственные и племенные стороны народной жизни, синкретизм его мировосприятия. Важной особенностью, наложившей отпечаток на светское просветительство в Бурятии явилось многовековое совместное проживание с русским народом, многоплановое, в том числе образовательное взаимодействие с ним.

Просветительство в Бурятии связано с именами ученых-востоковедов О.М.Ковалевского, А.В.Попова, А.А.Бобровникова, А.М.Позднеева, С.Ф.Ольденбурга, Д.А.Клеменца, Г.Н.Потанина и других, представителей сибирской интеллигенции, преемниками декабристов А.В.Игумнова, Д.П.Давыдова, Н.В.Паршина и других, оказавших большое влияние на становление бурятских просветителей, учителей.

Своеобразие национального просветительства заключается в том, что они в условиях отсталости, низкой образованности больший- ства соплеменников оказались способными подняться на общероссий ский, общечеловеческий уровень понимания национальных проблем, обобщить и сконцентрировать в себе философские, социальные, куль турологические, образовательно-воспитательные, духовно- религиозные проблемы, потребности и интересы своего народа.

Просветительство формируется там и тогда, когда появляются общественные деятели, способные охватить всю социокультурную ситуацию своей эпохи, своего общества, отрефлексировать реалии этой ситуации.

Просветительство, как всякое явление общественного сознания необходимо рассматривать в динамике конкретных условий места и времени. Отсюда целесообразно обратиться к его определению, выделенному в рассматриваемый период.

Н.Г.Чернышевский писал, что "российский просветитель знает потребности публики, проникновенно чувствует желание быть не столько специалистом, сколько энциклопедистом, просветителем своей нации". [195, с.588-589.].

Н.А.Добролюбов настаивал: просвещая народ, постоянно учиться у него, знать его внутреннюю жизнь. [64, с.588-589.].

Г.В.Плеханов отмечал; "принесение пользы Родине путем распространения в ней света науки — программа, которую ставили себе все просветители". [141, с. 318].

В советский период, как классическое, использовалось ленинское определение просветительства из работы "От какого наследства мы отказываемся". В.И.Ленин выделил три характерных черты просветительства как общественно-политической мысли: первая — горячая вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической областях, вторая — горячая защита просвещения, самоуправления, свободы и вообще всесторонней европеизация России, третья — отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян. [106, с.5-550.]. Жесткое использование ленинского определения привело к его узкоклассовой трактовке, созданию идеологических стереотипов в изучение этого явления. В литературе просветители критикуются за неумение подняться до уровня понимания классовых противоречий, за недооценку опасности религии. Национальное просветительство рассматривалось как форма противостояния политике официальных властей. Отмечая решающую роль просветителей в развитии светского образования, необходимо отметить, что этому объективно способствовала политика МНП и ряда российских научных обществ, направленная на создание народных школ с использованием родного языка в обучении, на издание учебной и иной литературы, на работу в области этнографии и истории народа. Просветительство развивалось вне официальных рамок, но отнюдь не только как форма конфронтации правящим структурам.

В этом контексте и следует рассматривать деятельность просветителей в развитии образования и педагогической мысли в Бурятии.

Процесс становления и развития светского образования в Бурятии происходил по мере роста национального самосознания, с одной стороны, и утверждения демократических начал в русской педагогике, с другой. Так создаются благоприятные условия для ускорения процесса формирования национального просвещения. Внутринациональные просветительские интересы начинают получать все более активную и ощутимую поддержку со стороны прогрессивной общественно-педагогической мысли.

Воплощение педагогических взглядов русских и бурятских просветителей в развитие народных школ в Бурятии во второй половине XIX — начале XX века

Главной задачей просветительства было осуществление мер по развитию и подъему образовательного уровня населения, эта задача могла быть решена только через развитие начального образования, то есть через широкое создание школ для первоначального обучения с изучением родного языка.

Реализация идеи создания подлинно национальной школы по задачам и курсу преподаваемых предметов принадлежит последующей эпохе, но большое наследие просветителей второй половины XIX — начала XX века послужили базисом для дальнейшей разработки вопросов обучения и воспитания, развития научно-педагогических знаний.

Теоретические и методические основы изучения родного языка заложили ученые Казанского университета О.М.Ковалевский, А.В.Попов, А.А.Бобровников и другие. Понимая огромное значение в обучении учебных книг и пособий, видя крайних недостаток в них, они приступили к их созданию.

На основе материалов, собранных в Бурятии, они издали первые учебники в типографии Казанского университета: "Монгольско-российский словарь" (1832 г.), "Краткая грамматика монгольского книжного языка" (1835 г.), "Монгольская хрестоматия" в двух томах (1836-1837 гг.), "Монгольско-русско-французский словарь" в трех томах (1844, 1846, 1849 гг.) Ковалевского и "Монгольская хрестоматия для начинающих обучаться монгольскому языку" (1836 г.), "Арифметика на монгольском языке" (1836 г.) Попова. Все эти труды были удостоены Демидовской премии, академик Я.И.Шмидт, рецензируя их, высоко оценил теоретические и практические знания монгольского языка авторами пособий.

Учебная литература Ковалевского и Попова получила высокую оценку и учителей бурятских школ, о чем свидетельствуют многочисленные просьбы о высылке книг в Иркутск. [214, 218]. В связи с этим Ковалевский просил разрешения напечатать 500 экземпляров его хрестоматии, столько же учебников по арифметике Попова. Они были "введены в бурятских школах в число руководящих книг". Д.П.Давыдов раздавал в награду отличившимся ученикам Онинского, Баргузинского, Кударинского, Цулгинского, Куналейского приходских училищ монгольские книги Ковалевского. [214,215,216]

По пособиям Ковалевского и Попова обучались как в училищах Бурятии, так и в Казанской и Иркутской гимназиях. Их учебники имели большое познавательное и воспитательное значение, способствовали умственному развитию учащихся.

Казанские ученые четко разработали и методику обучения монгольскому языку. Обучение чтению и письму проходило при наличии звукобуквенного анализа, при сопоставлении звуковой и графической формы слова на двух языках, зрительной и слуховой фиксации. Учение о звуках и буквах было тщательно разработано Ковалевским применительно не только к средней и высшей школе, но и к начальной. Учебники были составлены с учетом требований современной им грамматики. В обучении требовали многократных упражнений в чтении легких изречений из хрестоматии. Чтение легких изречений, басен, сказок, коротких повестей, по словам Ковалевского "завлекали к чтению", способствовало приобретению новых знании из литературных источников.

Так, вовлекая учеников в активную работу с учебником, учитель должен был обращать внимание на содержание изучаемого материала, который вызывал интерес, расширял знания, обогащал память новыми фактами, оказывал воспитательное воздействие. Например, грамматический разбор предложений проводился на специально подобранных текстах: Я желаю учиться. Между богатым и нищим, знаменитым и низким нет различия. Будьте почтительны к родителям, любите их от всего сердца и живите согласно, и др. [91, с. 180-185.].

Ковалевский и Попов, сопоставляя факты родственных языков монгольского языка с русским, разрабатывали методы и приемы сравнения в преподавании. Широко пропагандировали обратные переводы в системе практических упражнений. По их убеждению, ученик должен уметь мыслить и на родном и на русском языке.

Учителя бурятских школ руководствовались в своей работе указаниями Казанских педагогов. Так, в отчете за 1845 г. по Онинскому училищу говорилось, что "кроме обучения в 1 классе письму и чтению на монгольском языке, во 2 классе обучали монгольской грамматике и заставляли детей делать переводы с монгольского языка на русский и обратно". [216].

Первые монгольско-русские учебники определяли не только программу обучения чтению, усвоение грамматики с орфографией, развитие устной и письменной речи, но и включали в свое содержание мировоззренческие идеи, связанные с историей восточных народов, сообщали новейшие научные сведения о современном человеке, его сознании, сравнение и взаимосвязь языков. Книги "Монгольская хрестоматия для начинающих обучаться монгольскому языку из двух частей и постатейный словарь должны были, по словам автора, знакомить учащихся с разнообразными литературными сочинениями. В книге 10 глав, представляющие отдельные повести, отрывки из литературных источников. Первая содержит "наставления к правителям народа". Вторая повесть рассказывает об одном из Перерождений Шакъямуни. В третьей — легенда из "Море притч", о перерождении Будды. Четвертый отрывок обрисовывает нравы степных жителей, в пятой — читатель знакомится с историей Чингис-хана. Шестой отрывок о происхождении монгольских букв, о первоначальном введении буддизма у монголов, переводе религиозных книг на монгольский язык. В седьмой изложен трактат России с Китаем, заключенный в 1727 году, который знакомит читателей с торговыми и политическими отношениями стран. В восьмой главе монгольский текст "Об истинном направлении наставлений ученых посредством распространения школ", где говорится о необходимости воспитывать детей, учреждать народные училища, уважать ученых как образцов нравственности. Девятая глава — о воспитании детей, десятая — раскрывает текст о правилах нравственной философии. [136].

Похожие диссертации на Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения (Управленческий аспект)