Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Суетин Илья Николаевич

Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области)
<
Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области) Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суетин Илья Николаевич. Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Суетин Илья Николаевич;[Место защиты: Ульяновский государственный университет].- Ульяновск, 2014.- 310 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-педагогическое обоснование становления и развития системы музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке 18

1.1. Теория и практика становления отечественного музыкального профессионального образования 18

1.2. Социально-культурные особенности развития музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке 44

1.3. Система непрерывного музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке и этапы ее становления и развития 76

Глава II. Формы и основные направления образовательной деятельности музыкальных учебных заведений Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке 116

2.1. Содержание и основные направления образовательной деятельности учебных заведений начальной музыкальной профессиональной подготовки 116

2.2. Образовательная практика музыкального профессионального образования педагогической направленности 148

2.3. Среднее и высшее музыкальное профессиональное образование исполнительской направленности: основные формы и направления образовательной де-ятельности 175

Заключение 214

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В сложившихся условиях, когда происходит вхождение России в единое мировое образовательное пространство, в педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели профессионального образования в целом, и музыкального – в частности. Одним из важных аспектов научного поиска является обеспечение исторической преемственности имеющихся отечественных культурно-педагогических традиций. Становление и развитие музыкального профессионального образования в России имеют длительную историю. На всех его этапах существовали факторы, которые либо способствовали положительным изменениям, либо тормозили этот процесс. Советская модель музыкального профессионального образования позволяла реализовать принцип непрерывности в процессе подготовки специалистов (школа – среднее специальное учебное заведение – высшее учебное заведение). В 90-е годы XX века в стране произошли коренные изменения в системе музыкального профессионального образования, которые затронули все его ступени (начальную, среднюю, высшую). В частности, детские школы искусств (ДШИ) и детские музыкальные школы (ДМШ) были отнесены к системе дополнительного образования детей. В результате снизилось качество профессионально-ориентационной работы и значительно сократилось число абитуриентов средних специальных учебных заведений. В области высшего музыкального образования в первом десятилетии XXI века во многих отечественных вузах произошел переход на двухуровневую систему: бакалавр – магистр. Это породило целый ряд серьезных проблем в создании новой модели подготовки музыканта-профессионала.

В настоящее время идет интенсивный научный поиск ответа на вопрос, какой должна быть система музыкального профессионального образования в России. Ее совершенствование невозможно без изучения и использования положительного опыта прошлого. На этом фоне проявляется повышенный интерес исследователей к изучению и обобщению прогрессивных педагогических достижений предшествующих поколений и культурного наследия не только в масштабах страны, но и отдельных регионов. Актуальность историко-педагогических исследований регионального уровня сегодня уже не подлежит сомнению – они позволяют связать воедино прошлое и настоящее, соединить общегосударственные процессы с региональными, выделив их особенности. Изучение и осмысление регионального педагогического опыта способствуют лучшему пониманию современных процессов реформирования региональных систем образования с учетом достижений региональной педагогики.

Среди российских регионов и регионов Поволжья Симбирская губерния выделяется своим уникальным культурным пластом, соединившим культурные и духовные ценности искусства, образования и общественных институтов. Известные имена писателей, поэтов и музыкантов Симбирской губернии (С. Аксаков, А. Варламов, И. Гончаров, Д. Давыдов, Н. Карамзин, Д. Минаев,
Д. Ознобишин, К. Розов и др.) позволяют утверждать о значительном вкладе данного региона в отечественное культурное наследие. История музыкального образования – один из пластов духовного наследия края, который вобрал в себя творческий и педагогический опыт лучших земляков-музыкантов и который заложил фундамент музыкального образования, трансформировавшегося в начале XX века в профессиональное музыкальное образование. Кроме того, в результате административно-территориальных изменений, Симбирский – Ульяновский край, интегрируя свои территории в соседние регионы, оказал музыкально-культурное и музыкально-образовательное влияние на современные Самарскую область, республику Мордовию, Чувашскую республику, республику Татарстан, что является весомым не только для Среднего Поволжья, но и для России в целом.

В настоящее время проявляется повышенный интерес исследователей к изучению проблем отечественной музыкальной педагогики и образования.
В этой связи следует назвать труды ученых В.Д. Булгакова, Н.В. Николаевой, Г.А. Прасловой, Н.А. Терентьевой, М.В. Харионовской и др. Исследования по региональной музыкальной педагогике принадлежат В.И. Адищеву, С.Е. Беляеву, С.И. Дорошенко, Ф.Ш. Салитовой и др. Некоторые аспекты, связанные с историей музыкального профессионального образования, затрагивают музыковеды, культурологи, историки: М.А. Белокрыс, М.Ц. Гончикова, Т.В. Марчишина и др. Нельзя не отметить авторов, исследования которых так или иначе связаны с развитием музыкального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области. В рамках искусствоведческого подхода существуют работы И.А. Каторгиной, С.Б. Петрова, Е.Г. Сковиковой и др. В исследованиях В.Г. Арискина, Н.В. Пугачевой, И.П. Саранцева и др. отражены особенности деятельности отдельных учебных заведений музыкального профиля.

Следует отметить, что по истории педагогики и образования уже существует ряд диссертационных исследований, связанных с музыкальным образованием на различных территориях России: «Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX – начале XX века»
Ю.Н. Вязьмина, «Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков» Н.И. Ивановой, «Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801г.-1941 г.)» В.И. Кряжева и др. Однако сфера музыкального профессионального образования в рамках историко-педагогического исследования до настоящего времени широко не рассматривалась.

Немаловажное значение для современной педагогической науки и практики имеет создание полного и объективного представления о происходящих в России педагогических явлениях и процессах в области музыкального профессионального образования. Исходя из представлений о прогностической роли историко-педагогического знания, проблема профессионального музыкального образования выступает как общая проблема современной профессиональной педагогики и требует детального изучения на конкретно-историческом материале типичного российского административно-территориального субъекта.

Вместе с тем до настоящего времени не предпринималась попытка обобщить материал, связанный с проблемой становления и развития системы музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке, и многие аспекты не являлись предметом направленного педагогического рассмотрения, что и обусловило тему исследования: «Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области)».

Анализ деятельности профессиональных музыкально-образовательных учреждений в XX веке в Симбирской губернии – Ульяновской области позволил выявить следующие нерешенные проблемы современного музыкального профессионального образования: из-за недостаточной изученности теоретического и организационного опыта, накопленного в предшествующие периоды (дореволюционном и советском), остаются неизвестными историко-педагогической науке основные направления, формы и методы организации системы музыкального профессионального образования; позитивный опыт преемственности в процессе подготовки специалистов и музыкального просвещения населения в системе музыкального профессионального образования XX века оказался невостребованным современными образовательными системами.

Анализ исследований, рассматривающих процесс становления и развития системы музыкального профессионального образования, позволяет нам увидеть противоречие между потребностью использования регионального опыта в ходе современной модернизации образования и недостаточностью его историко-педагогического анализа. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему данного исследования. Она заключается в определении теоретических оснований музыкального профессионального образования; организационных форм и методов взаимодействия с органами государственной системы; выявлении степени эффективности, итогов и последствий, позитивного и негативного историко-педагогического опыта создания региональной системы музыкального профессионального образования в XX веке.

Цель данного исследования – выявить особенности становления и развития системы музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке.

Объект исследования – процесс развития отечественной системы музыкального профессионального образования в XX веке.

Предмет исследования – система музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке.

В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические основы становления и развития музыкального профессионального образования в России.

  2. Выявить социально-культурные факторы, оказавшие влияние на развитие музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке.

  3. Обосновать структурные компоненты системы музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке в их эволюционном развитии.

  4. Определить этапы развития системы музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке.

  5. Изучить особенности организации образовательной деятельности в учебных заведениях музыкального профиля исследуемой территории.

Методологической основой данного исследования являются принцип историзма, который предполагает рассматривать процесс становления и развития региональной системы музыкального профессионального образования в тесной связи с политическими, экономическими и социально-культурными процессами, которые происходили на исследуемой территории; системный подход, позволяющий рассмотреть систему музыкального профессионального образования с позиций комплексного рассмотрения всех факторов, влияющих на ее динамику. Системный подход позволяет рассматривать региональную систему музыкального профессионального образования как подсистему отечественного образования, обладающую определенной самостоятельностью и в то же время тесно взаимосвязанную с другими подсистемами и элементами образовательной системы.

Важное концептуальное значение при изучении предмета исследования имеют:

- методология историко-педагогической науки (Е.В. Бережнова,
Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, С.Ф. Егоров, Н.А. Желваков, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, С.В. Куликова, Д.И. Латышина, З.И. Равкин, М.В. Савин, Л.А. Степашко, Б.К. Тебиев, А.Н. Шевелев и др.), позволившая определить цель, задачи и основные направления исследования проблемы выявления позитивного историко-педагогического опыта развития региональной системы музыкального образования;

- теория гуманизации и гуманитаризации образования (А.П. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, М.И. Богомолова, Е.В. Бондаревская, М.В. Бугуславский, А.В. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, И.Д. Лельчицкий, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.), позволившая рассматривать организацию и содержание образовательного процесса с позиций личностно-ориентированного подхода;

- работы отечественных ученых в области истории отечественного музыкального образования и педагогики (В.И. Адищева, М.А. Белокрыс, С.Е. Беляева, В.Д. Булгакова, Ю.Н. Вязьмина, Е.Ю. Глазыриной, С.И. Дорошенко,
С.М. Едунова, Н.И. Ивановой, Н.А. Мироновой, Е.В. Николаевой, Г.А. Прасловой, Н.А. Терентьевой, М.В. Харионовской, А.П. Юдина и др.), позволившие составить представление о генезисе теории и практики отечественного профессионального музыкального образования в XX веке.

В ходе исследования важная роль отводилась изучению работ в области краеведения по истории музыкального образования (В.Г. Арискина,
Н.В. Пугачевой, И.П. Саранцева и др.), в которых описана деятельность ряда региональных учебных заведений музыкального профиля дореволюционной и советской России. Некоторые работы по музыкальной культуре Симбирской губернии – Ульяновской области (И.А. Каторгиной С.Б. Петрова, Е.Г. Сковиковой и др.) позволили создать представление о концертной и музыкально-просветительской жизни исследуемой территории во второй половине XIX – XX веков.

Источниковедческую базу исследования составили документы Национального архива Республики Татарстан, Государственного архива Ульяновской области, Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, Ульяновского городского архива, Димитровградского городского архива, муниципальных районных архивов Ульяновской области (Мелекесского, Барышского, Старомайнского, Чердаклинского, Ульяновского, Сенгилеевского, Тереньгульского, Новоспасского, Старокулаткинского, Павловского, Николаевского, Инзенского, Карсунского, Вешкаймского), архивов образовательных учреждений (Ульяновского музыкального училища, Ульяновского музыкально-педагогического колледжа №2, методического кабинета по учебным заведениям Ульяновской области при областной ДШИ, Большенагаткинской ДШИ), а также периодическая печать.

Методы исследования. В работе использован ряд методов историко-педагогического исследования. При изучении и обобщении научных источников, включая диссертационные и монографические исследования по проблеме, были использованы методы теоретического междисциплинарного анализа и синтеза, методы сравнительного историографического анализа. При исследовании использовались сравнительно-исторический, историко-типологический методы, а также общенаучные методы системного и структурно-функционального анализа.

Этапы исследования.

I этап (2009-2010 гг.). Осуществлялась поисково-аналитическая работа по накоплению и отбору материалов, связанных с историей музыкального профессионального образования в России в целом и в Симбирской губернии – Ульяновской области – в частности. Проведенный анализ философской, искусствоведческой и педагогической литературы позволил обосновать тему диссертационной работы, выделить ее объект и предмет, определить задачи и методы исследования, разработать план исследования.

II этап (2011-2012 гг.). Работа с фондами архивов Республики Татарстан и Ульяновской области. Были выявлены и систематизированы документы, раскрывающие основные направления и содержание процесса организации системы музыкального профессионального образования. В результате изучения и сопоставления документов были выявлены основные характеристики музыкального профессионального образования Симбирской губернии – Ульяновской области в контексте общегосударственных тенденций в исследуемый период. В результате была выработана концепция структуры диссертации, осуществлялась практическая апробация собранного материала на конференциях в виде публикации печатных изданий и научных работ.

III этап (2013-2014 гг.). Были проведены итоговое обобщение и анализ собранных материалов, осуществлялась их дальнейшая апробация на научных конференциях и в публикациях. Осуществлялась работа по оформлению диссертации, педагогической корректировке основных положений и выводов.

Хронологические рамки исследования определены на основе изучения генезиса проблемы становления и развития профессионального музыкального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области и охватывают период всего XX века. Нижняя граница определяется временем возникновения первых учебных заведений музыкального профиля. Верхняя граница приходится на конец XX века, период модернизации, активного поиска путей развития отечественной системы профессионального образования.

Научная новизна исследования:

- конкретизированы теоретические основы становления и развития отечественного музыкального профессионального образования в XX веке, базирующихся на принципах непрерывности, ранней профилизации, связи теоретического обучения с формированием практических исполнительских навыков в форме публичных выступлений, интеграции отечественного и зарубежного методического опыта, единства всестороннего развития музыканта и узкой специализации, духовно-нравственного начала в обучении;

- выявлены социально-культурные факторы, оказавшие существенное влияние на формирование музыкального профессионального образования Симбирской губернии – Ульяновской области: экономические, политические, демографические, гендерные, социальные, этнические;

- определены структурные компоненты системы непрерывного музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области рассматриваемого периода (органы управления, основные ступени музыкального профессионального образования (начальная музыкальная профессиональная подготовка, музыкальное профессиональное образование педагогической направленности, среднее и высшее музыкальное профессиональное образование исполнительской направленности), учебные заведения, учреждения повышения квалификации, основные направления эволюции учебных заведений;

- определены этапы становления и развития системы непрерывного музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области: (возникновения (1900 – 1917 гг.), становления (1918 –
1958 гг.), стабилизации (1958 – 1991 гг.), трансформации (1991 – 2000 гг.));

- актуализированы организаторская деятельность и педагогическое наследие музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов Симбирской губернии – Ульяновской области XX века: А.В. Абуткова, И.И. Волкова, А.В. Каторгина, Н.С. Косарина, М.Р. Люстгартена, С.М. Максимова, Н.Н. Манвеловой, Я.Г. Медина, П.Ф. Павлова, А.Я. Пузырева, И.С. Степанова, А.Т. Тимея,
П.Ф. Частикова, Е.В. Цетнерской-Пузыревой, Г.И. Шадриной и др., что позволило создать более полную картину развития регионального музыкального профессионального образования;

- на основе отчетов, учебных планов и программ проанализированы особенности организации образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях начальной музыкальной профессиональной подготовки, музыкального профессионального образования педагогической направленности, среднего и высшего музыкального профессионального образования исполнительской направленности исследуемой территории в XX веке, что может способствовать разработке образовательных программ областей и краев по проблемам музыкального профессионального образования в рамках приоритетных общероссийских национальных проектов;

- систематизированы и введены в научный оборот большое количество неизвестных источников архивных материалов, включая неопубликованные материалы из фондов Государственного архива Ульяновской области.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обосновании совокупности положений, позволяющих определить культурно-общественную значимость музыкального профессионального образования Симбирской губернии – Ульяновской области в контексте общероссийских образовательно-педагогических процессов; в определении периодизации становления и развития системы непрерывного музыкального профессионального образования на исследуемой территории; в актуализации музыкально-педагогического наследия Симбирской губернии – Ульяновской области, что обогащает теорию и практику отечественного музыкального профессионального образования. Содержащаяся в исследовании упорядоченная совокупность понятий, положений, идей и подходов к организации региональной системы непрерывного музыкального профессионального образования может быть квалифицирована как решение проблемы выявления организационно-теоретических основ, особенностей и условий исследуемой территории, способствующих становлению и развитию музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области. Раскрыто содержание внедренных учебных программ и методов преподавания музыкальных дисциплин. Выявленные факты, их анализ и теоретическое обобщение способствуют формированию нового взгляда на историю профессионального музыкального образования, критическому использованию этого опыта в современных
условиях.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью их внедрения в практику: они могут быть эффективно использованы в сфере образования для социальных, педагогических, методических и содержательных задач модернизации профессионального музыкального образования; в демонстрации материала, содержащего новые факты, имена в рамках педагогического краеведения, что способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения музыкантов; в использовании основных положений и выводов исследования при создании учебных и учебно-методических пособий, спецкурсов по истории музыкального профессионального образования в провинции, учебных программ для учебных заведений начальной музыкальной профессиональной подготовки, среднего и высшего музыкального образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных положений; применением комплекса совокупных методов; разносторонним анализом представительной источниковедческой базы, состоящей из архивных документов и фактологического материала; применением комплекса взаимодополняющих источников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система непрерывного музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области как административно-территориального субъекта России начинает формироваться в начале XX века. В течение данного столетия ее структура включала в себя следующие компоненты: органы управления, основные ступени музыкального профессионального образования (начальную музыкальную профессиональную подготовку, музыкальное профессиональное образование педагогической направленности, среднее и высшее музыкальное профессиональное образование исполнительской направленности), учебные заведения, учреждения повышения квалификации, основные направления эволюции учебных заведений – и имела целью удовлетворение потребности исследуемой территории в музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических кадрах. Основные направления эволюции учебных заведений имели тенденцию к преемственности.

2. Исследование, проведенное с опорой на разнообразные, в том числе архивные источники, подтвердило наличие основных социокультурных и исторических факторов, влияющих на развитие системы музыкального профессионального образования Симбирской губернии – Ульяновской области, которые несли в себе как положительные, так и отрицательные последствия. К ним относятся бедность значительной части населения, отсутствие должного количества музыкально-педагогических кадров, социально-этнический аспект (охват процессом обучения различных национальностей и сословий), интенсивная музыкально-культурная жизнь на исследуемой территории; аспекты гендерной статистики, присвоение области статуса «Родина Ленина».

3. Музыкальное профессиональное образование, хотя и развивалось в рамках общепринятых в историко-педагогической науке этапов, в масштабе исследуемой территории имело свои временные рамки, обусловленные региональными особенностями. К ним относятся этап возникновения (1900 – 1917 гг.), становления (1918 – 1958 гг.), стабилизации (1958 – 1991 гг.) и трансформации (1991 – 2000 гг.). Дробление в исследовании данного периода носит не случайный характер, а обосновывается поворотными моментами как в российской истории, так и в истории исследуемой территории. В развитии системы музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке наблюдается цикличность. Относительно стабильные периоды сменяются периодами значительных реформ и поиска новых путей развития. Специфика региональной системы музыкального профессионального образования заключалась в реализации принципов непрерывности, ранней профилизации, связи теоретического обучения с формированием практических исполнительских навыков в форме публичных выступлений, интеграции отечественного и зарубежного методического опыта, единства всестороннего развития музыканта и узкой специализации, духовно-нравственного начала в обучении.

4. Положительным примером для современного этапа разработки образовательных программ областей и краев по вопросам музыкального профессионального образования в рамках приоритетных общероссийских национальных проектов может служить опыт организации образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса в частных и государственных учебных заведениях музыкального профессионального образования Симбирской губернии – Ульяновской области. Такие формы и направления в организации образовательного процесса, как тщательная работа с контингентом, профессиональная ориентация учащихся, педагогическая и концертная практика, учебно-методическая работа преподавательского состава, наставничество, музыкальное просвещение населения, работа с родителями учащихся и одаренными детьми позволяют решать задачи сохранения многолетних педагогических традиций и реализации рационального подхода к разработке регионального компонента содержания профессионального музыкального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были отражены в докладах и опубликованы в сборниках научных трудов: материалах Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной науки и образования» (Уфа, 2010г.), Всероссийской научной конференции молодых ученых «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2010г.), Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современная парадигма науки и образования» (Уфа, 2010г.), Международной научно-практической конференции «Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса» (Саратов, 2010г.), Международной научно-практической конференции «Профессия учителя: вчера, сегодня, завтра» (Ростов-на-Дону, 2011г.), Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное искусство: история, опыт, проблемы, перспективы» (Чебоксары, 2012г.). Выводы исследования вошли также в научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля «Альманах современной науки и образования» (Тамбов, №1 (44), 2011г., ISSN 1993-5552), научное периодическое издание «Сибирский педагогический журнал» (8/2011г., ISSN 1813-4718), теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование» (8/2011г., ISSN 1990-679Х), научное психолого-педагогическое издание «Казанский педагогический журнал» (№3(87) 2011г., ISSN 1726-846Х), научный журнал «Вестник Тверского государственного университета» (№22, 2012г., ISSN 1999-4133), научный журнал «Симбирский научный вестник» (№2(8), 2012г., ISSN 2224-1620). На основе материалов диссертации автором разработаны учебное пособие по спецкурсу «Музыкальное профессиональное образование в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке» и монография «Этапы развития музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области», предназначенные для студентов музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских специальностей. По теме диссертации опубликовано 14 работ, в том числе 4 из них в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 440 наименований, из них 8 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 310 страниц, из них 264 страницы основного текста и 46 страниц приложений. Работа содержит 53 рисунка, 11 таблиц и 30 приложений.

Социально-культурные особенности развития музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке

Формированию отечественной системы музыкального профессионального образования предшествовал длительный путь эволюции. Для полного и объективного представления о процессах, происходивших в деле подготовки специалиста музыкального профиля в России в XX веке, необходимо обозначить основные тенденции предшествующих периодов.

Потребность в подготовке музыкантов возникла в древности. Например, в таких странах, как Египет и Китай, существовали храмовые, дворцовые, военные музыканты, которые проходили целенаправленное профессиональное обучение. Как отмечается в некоторых исследованиях: «В древнем Китае в XI – III веках до н. э., в эпоху Чжоу, музыкальное образование, которое направлялось специальным дворцовым ведомством под наблюдением императора, играло заметную роль в жизни общества и заключалось, главным образом, в том, что мальчиков обучали пению, игре на инструментах и танцам» [108, с. 764].

Анализ литературных источников показывает, что во времена античности идет зарождение профессионального обучения игре на инструментах. Под подобным обучением в этот период понималось такое, при котором конечной целью исполнителя было не собственное удовольствие, а удовлетворение музыкальных вкусов и потребностей публики [185]. Таким образом, сформировалась потребность общества в музыкантах-практиках.

Вторым направлением в общественной практике было использование музыкального искусства как средства воспитания подрастающего поколения.

Во времена античности в число предметов для обучения детей были включены музыка и пение [8; 35; 167; 181; 185]. Ю.Н. Вязьмин в своей работе отмечает: «С древних времен музыкальное воспитание оказывало существенное влияние на формирование всесторонне развитой личности. Великие философы, ученые, просветители, педагоги различных эпох и общественных формаций, стран и народов ставили музыкальное искусство на одну из важнейших ступеней общего воспитания и образования» [35, с. 11].

Воспитанием своих учеников посредством музыки занимался Пифагор (приблизительно 570 – 490 гг. до н.э.). Пением под лиру с использованием определенных мелодических приемов он вместе с учениками совершал психотерапевтические занятия по два раза в день, тем самым настраивая сознание учеников на созидательный лад [63; 179].

Выдающиеся мыслители античности Платон и Аристотель отводили музыке важное место в процессе воспитания подрастающего поколения [21; 44; 58; 184]. Ю.Н. Вязьмин отмечает, что они рассматривали музыку «как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека» [35, с. 11]. Аристотель в своем труде «Политика» наряду с другими проблемами рассматривал вопросы музыкального воспитания. Вопросы музыкальной эстетики изложены им в работах «О возникновении животных», «Поэтика», «Риторика», «Метафизика», «О душе» [139; 167; 185].

Вышеприведенные примеры подтверждают особое значение использования музыки для нравственно-эстетического развития личности.

Следует отметить, что такие понятия, как «музыкальное образование» и «музыкальное воспитание», имеют различную научную трактовку. Понятие «музыкальное образование» имеет несколько значений: - музыкальное образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Под музыкальным образованием понимают также систему организации музыкального обучения в музыкальных учебных заведениях [104, с. 361]; - музыкальное образование – процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Под музыкальным образованием нередко понимают и саму систему организации музыкального обучения. Основной путь получения музыкального образования – подготовка под руководством педагога, чаще всего в учебном заведении [108, с. 763].

Музыкальное образование подразумевает дальнейшее использование накопленного опыта в музыкальной деятельности. Другое назначение имеет музыкальное воспитание. «Музыкальное воспитание – процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, область эстетического воспитания» [104, с. 361]. Педагогические кадры, необходимые для сферы музыкального воспитания, должны обладать профессиональными музыкальными навыками и иметь музыкальное образование.

Анализ научной литературы показывает, что хотя понятие «профессиональное образование» появилось значительно позднее (принято считать, что термин «профессиональное образование» впервые употребил французский министр народного просвещения Дюрюи в 1863 году [25]), уже в древности музыкальное образование подразделялось на общее (музыкальное воспитание) и специальное (музыкальное профессиональное образование). В этой связи справедливы слова Е.Н. Николаевой, которая считает, что «основанием для такого подразделения служит убежденность педагогов-музыкантов в том, что музыкальное образование имеет две во многом отличные ветви. Это музыкальное образование специальное, задачей которого является обучение будущих профессиональных музыкантов, и музыкальное образование общее, задача которого обучение музыке, по возможности, всех без подготовки обучающихся к профессиональной музыкальной деятельности» [123, с. 4].

Система непрерывного музыкального профессионального образования в Симбирской губернии – Ульяновской области в XX веке и этапы ее становления и развития

Для того, чтобы рассмотреть социально-культурные особенности развития музыкального профессионального образования исследуемой территории в XX веке, необходимо раскрыть экономические, политические, демографические, культурные факторы, способствующие или препятствующие данному процессу, а также динамику национального и социального состава лиц, охваченных музыкальной профессией, особенности гендерной статистики.

На рубеже XIX-XX столетий в стране происходили определенные социально-экономические изменения, связанные с развитием военно-феодального империализма, а также промышленным кризисом. Отрицательные последствия имели голод 1901 года в 12 губерниях России (в том числе в Симбирской) и начавшаяся в 1904 году Русско-японская война. К положительным моментам следует отнести то, что с 1897-го по 1917 год протяженность железных дорог в стране выросла с 58 миллионов до 71 миллиона верст. С 1897-го по 1916 год численность населения России выросла с 125,6 до 165,7 миллиона человек (на 32 %) [178, с. 81-91]. Симбирская губерния в начале XX века развивалась в русле общегосударственных тенденций и шла по капиталистическому пути развития. Происходил рост промышленного производства. Особенностью было то, что значительный процент рабочих исследуемой территории работал на суконных производствах. На подобных фабриках в конце 90-х годов XIX века работало 37,5% всех рабочих исследуемой территории, а в 1905-м это число составило более 50% [86, с. 18]. Это, несомненно, способствовало росту экономики губернии.

Музыкально-культурная жизнь в Симбирской губернии находилась на достаточно высоком уровне. К началу XX века на исследуемой территории существовала активная концертная жизнь с участием местных и приезжих музыкантов (об этом свидетельствуют исследования в области искусствоведения И.А. Каторгиной [72; 114], Е.Г. Сковиковой [138; 157], С.Б. Петрова [138; 157] и др.). Создаются и успешно функционируют различные общества: «Общество изящных искусств» (1896 г.) [65], «Музыкально-драматическое и художественное общество» (1907 г.) [72]. Подобные объединения оказывали влияние на развитие музыкального образования. В цели музыкально-драматического и художественного общества входило способствование развитию талантов и их субсидирование на получение образования в высших учебных заведениях, в том числе в консерваториях [157]. Несмотря на это, как отмечают некоторые исследователи, «…широкие народные массы не имели доступа к профессиональной музыкальной культуре…» [72, с. 7]. Связано это было с отсутствием правительственной политики в этом направлении.

Одной из причин медленного развития музыкального профессионального образования было также и то обстоятельство, что три четверти населения Симбирской губернии было неграмотным. Большинство детей не имело возможности получить начальное образование (около 80%), а нерусское население исследуемой территории было неграмотным почти в 100% случаев. К 1914 году в Симбирской губернии (в современных границах Ульяновской области) функционировали только 828 начальных и 4 средние школы [86, с. 235]. Особенно остро вопросы отсутствия грамотности относились к сельскому населению. Это не могло способствовать развитию музыкального просвещения и образования на исследуемой территории.

Однако ключевым фактором, тормозившим процессы развития музыкального профессионального образования, было то, что на исследуемой территории до начала XX века не существовало ни одного специализированного музыкального учебного заведения.

В области педагогического образования во второй половине XIX века были открыты учреждения, в которых учащиеся получали навыки преподавания пения и музыки в общеобразовательных учебных заведениях, но это не могло удовлетворять возрастающие культурные потребности Симбирской гу бернии. Зависимость от внешних источников профессиональных кадров была колоссальной.

Несомненными музыкальными центрами в этот период являлись Москва и Петербург (консерватории были открыты еще в середине XIX века). В Поволжье к таким центрам относились Нижний Новгород (с 1873 года существовало музыкальное училище), Казань (музыкальное училище было открыто в 1904 году), Саратов (в 1912 году была открыта третья отечественная консерватория). Подобные учебные заведения оказывали существенное влияние на развитие музыкального просвещения и образования в регионах.

В Симбирской губернии центры по распространению профессионального музыкального образования (частные музыкальные школы) появились только в начале XX века. Закономерной является полная зависимость исследуемой территории в этот период в музыкально-исполнительских кадрах от внешних источников. Кроме того, если учесть платность обучения в данных школах и дороговизну музыкальных инструментов [92], можно предположить, что доступ в данные учреждения был только у немногочисленной состоятельной части населения губернии. Несомненно, для повышения культурного уровня общества требовались серьезные преобразования в деле музыкального воспитания и образования, связанные с необходимостью открытия специализированных учебных заведений на территории губернии, созданием условий для обеспечения доступности обучения в данных заведениях и др.

Одними из факторов, влияющих на развитие музыкального профессионального образования, были особенности национального и социального состава населения Симбирской губернии, которые можно рассмотреть на примере Симбирской чувашской учительской школы (семинарии), Порецкой учительской семинарии, Симбирской женской учительской семинарии.

Рассматривая этнический состав воспитанников Симбирской чувашской учительской школы в 1916/1917 учебном году, приведенный в работе Н.Г. Краснова, следует отметить значительное преобладание учащихся чуваш ской национальности (рис. 1). На женских педагогических курсах при Симбирской чувашской учительской школе в этом же году ситуация была похожей (рис. 2) [54, с. 466]. Учитывая тот факт, что чувашское население исследуемой территории было относительно малочисленным, а число учащихся учительских семинарий (школы) Симбирской губернии дореволюционного периода было примерно одинаковым (в 1910/1911 учебном году в Порецкой учительской семинарии обучалось 139 человек, в Симбирской чувашской учительской школе - 96) [Там же, с. 140], нельзя не отметить численное превосходство чуваш в получении педагогического образования (в том числе музыкального) на территории губернии. Таким образом, существование национально ориентированных учебных заведений способствовало развитию музыкального просвещения и образования определенных этнических групп и служило примером для других народов Симбирской губернии в использовании положительного опыта, характерного для многонационального региона.

Образовательная практика музыкального профессионального образования педагогической направленности

Отрицательную роль на развитие страны в целом и исследуемой территории в частности сыграло начало Великой Отечественной войны. Многие граждане (особенно мужского пола) ушли на фронт. Все экономические ресурсы государства были направлены на скорейшую победу [86]. Данное событие нанесло урон экономике, нарушило демографические процессы, ослабило культурные связи.

После войны в Ульяновской области, как и по всей стране, идет восстановление народного хозяйства. Происходит динамичное развитие транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного, авиационного) и связи. Значимым событием было введение в эксплуатацию автомобильного моста через Волгу [Там же]. Если до Великой Отечественной войны область относилась к числу территорий с преобладанием сельскохозяйственного производства, то после ее окончания на развитие промышленности, демографию и экономику повлияла эвакуация промышленных предприятий из западных областей СССР, после Победы они остались на ее территории (например, Ульяновский автомобильный завод и др.) [145]. Это экономически укрепило Ульяновскую область.

Значительные изменения произошли в 40-е годы в области развития музыкальной культуры и музыкального образования Ульяновской области. В марте 1943 года при областном отделе искусств было создано Ульяновское областное концертно-эстрадное бюро (КЭБ) [82]. Впоследствии КЭБ преобразовано в филармонию (1944 г.). В этот период были открыты дошкольное педагогическое училище (1946 г.) и культурно-просветительная школа (1947 г.), где в учебный план входили музыкальные дисциплины [72]. На этом фоне области все больше требуются квалифицированные специалисты. Несмотря на это, по-прежнему оставалась зависимость исследуемой территории от внешних источ ников подготовки музыкально-педагогических и музыкально-исполнительских кадров – это подтверждают нижеприведенные примеры.

Если рассмотреть особенности образования педагогических коллективов народных консерваторий Симбирской губернии, можно отметить, что они были полностью укомплектованы специалистами, получившими образование либо за границей, либо в крупных городах России. Например, в Симбирской народной консерватории преподавали выпускники Петербургской придворной певческой капеллы А.В. Абуткова и И.И. Волкова [175]. В числе преподавателей этого же учебного заведения была Е.М. Савелова-Созентович – выпускница Петербургской консерватории [158].

В документах Государственного архива Ульяновской области содержатся сведения о штате преподавательских работников Сызранской народной консерватории за 1919 год (Приложение 14). Многие преподаватели окончили ведущие музыкальные профессиональные учебные заведения России и зарубежья. К числу их относятся Московская консерватория, Рижский музыкальный институт, Берлинская академия, Музыкальный институт в Варшаве, Петербургская консерватория, Казанское музыкальное училище, Виленское музыкальное училище, Ростовское музыкальное училище, Пензенское музыкальное училище, Вальморская учительская семинария [255, Л. 8] .

Аналогично дело обстояло в области музыкального профессионального образования педагогической направленности. Например, преподавателем музыки и пения в Порецком педагогическом техникуме в 1924 году являлся В.А. Костылев (выпускник регентских курсов в Петрограде) [223, Л. 66]. В 1925 году в Сызранском педагогическом техникуме преподавателем музыки и пения, а также руководителем хорового кружка работала Н.Г. Зальмунина (Московская консерватория) [260, Л. 113об].

Зависимость исследуемой территории от внешних источников подготовки кадров в 40-е годы подтверждает статистика по Ульяновской культурно-просветительной школе. Если рассмотреть кадровый состав учебного заведения в 1948/1949 учебном году, то следует отметить, что все преподаватели были выпускниками столичных музыкальных учебных заведений (Московский институт искусств, Московский музыкальный техникум, Московский музыкальный институт) [320, Л. 41].

Многие преподаватели Ульяновской ДМШ (1954 г.) были выпускниками Свердловской, Ленинградской (Петербургской) консерваторий. Специалистов со средним специальным музыкальным образованием область обеспечивали такие заведения, как Ростовское, Пензенское, Ивановское, Житомирское, Башкирское, Московское, Куйбышевское музыкальные училища [352, Л. 171]. Педагоги музыкальной школы Володарского района г. Ульяновска в этом же году имели дипломы таких учебных заведений страны, как Одесская консерватория, Свердловская консерватория, Казанская консерватория, Казанское музыкальное училище [353, Л. 110]. Несмотря на то, что существовала государственная система распределения выпускников учебных заведений, не всегда приезд в Симбирскую губернию – Ульяновскую область дипломированных специалистов являлся делом добровольным и сознательным, что имело и отрицательные последствия.

Среднее и высшее музыкальное профессиональное образование исполнительской направленности: основные формы и направления образовательной де-ятельности

Значительные изменения в области музыкального профессионального образования Ульяновской области произошли на третьем этапе (1958 – 1991 гг.). В результате деятельности Министерства просвещения и Министерства культуры РСФСР в этот период в стране сложилась сложная иерархия учебных заведений музыкального профиля. Детская музыкальная школа с семилетним курсом обучения готовила исполнителей игры на различных инструментах. К средней ступени музыкального образования относились музыкальные училища с четырехлетним курсом обучения, выпускниками которых становились инструменталисты, певцы, хормейстеры, теоретики. Наиболее одаренные выпускники музыкальных училищ становились студентами консерваторий. К среднему звену относились также музыкально-педагогические училища (выпускники – учителя музыки школ и музыкальные руководители детских садов) и училища культуры и искусств. Высшую ступень подготовки музыканта составляли консерватории, музыкально-педагогические институты, институты культуры и искусств. Есть сведения, что к 1975 году в СССР функционировали 5234 музыкальные школы, 231 музыкальное училище, 10 училищ искусств, 12 музыкально-педагогических училищ, 20 консерваторий, 8 институтов искусств, 3 музыкально-педагогических института, 48 музыкальных факультетов при педагогических институтах [32, с. 10]. К моменту распада СССР произошло еще большее увеличение учебных заведений музыкального профиля (к 1988 году насчитывалось 22 консерватории, 3 музыкально-педагогических института, 8 институтов искусств, 250 музыкальных и 2 хоровых училища, более 20 училищ искусств, более 8000 детских музыкальных школ и 28 средне-специальных музы кальных школ [104, с. 361]). Следует отметить, что основная масса учебных заведений находилась на территории РСФСР.

В Ульяновской области музыкальное профессиональное образование педагогической направленности перестает существовать на уровне специализации. Связано это было с тем, что в 1958 году было открыто дирижерско-хоровое отделение на базе дошкольного педагогического училища [129]. С этого момента стала осуществляться полноценная подготовка специалистов музыкально-педагогического профиля. Следует также отметить, что в этот период повышается качество отбора абитуриентов. Министерство просвещения РСФСР в 1959 году направляет новые требования. В числе основных критериев следует назвать наличие музыкальных данных (музыкальный слух, память, здоровый голосовой аппарат), навыков игры на одном из музыкальных инструментов (скрипка, рояль, народные инструменты) [299, Л. 17-18]. С этого момента можно было говорить о полноценной подготовке специалиста музыкально-педагогического профиля.

В 1958 году существенные изменения произошли в деле переподготовки учителей пения общеобразовательных школ Ульяновской области. Связано это было с появлением на базе Ульяновского областного института усовершенствования учителей (существовал с 1943 года) кабинета пения. К его основным задачам относились изучение состояния преподавания пения в школах области и оказание помощи в его улучшении, обобщение опыта и достижений преподавателей учебных заведений, совершенствование методической базы образовательных учреждений. С этой целью раз в полугодие проводились курсы усовершенствования учителей, которые включали занятия по разучиванию музыкальных произведений, изучение музыкальной грамоты, знакомство с жизнью и творчеством композиторов, посещение лекций-концертов в областной филармонии и др. [220, Л.141-146]. Появление подобного кабинета являлось значимым событием для исследуемой территории, так как учителя общеобразова тельных учреждений области получили возможность совершенствовать свой профессиональный уровень и после окончания учебного заведения.

Впоследствии появляется обособленное учебное заведение (в соответствии с постановлением совета министров РСФСР №162 от 8 февраля 1963 года и на основании решения исполкома Ульяновского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся №1/136 от 21 мая 1964 года приказом Министерства просвещения РСФСР №222 от 23 июня 1964 года на базе дирижерско-хорового отделения Ульяновского дошкольного педагогического училища организовано Ульяновское музыкально-педагогическое училище (УМПУ)). На основании приказа министра просвещения РСФСР №141 от 18 июня 1968 года и приказа облоно №185-д от 4 июля 1968 года Ульяновское музыкально-педагогическое училище переименовано в Ульяновское музыкально-педагогическое училище №2 (УМПУ №2). В функции училища входила подготовка учителей пения и музыки для общеобразовательных школ. На начальном этапе обучение осуществлялось согласно учебному плану, утвержденному Министерством высшего и среднего специального образования СССР 12 июня 1965 года [218, Л. 5]. В училище существовало 6 комиссий: дирижерско-хоровая, теоретическая, по педагогической практике, вокальная, народных инструментов, фортепианная [Там же, Л. 6]. Учитывая тот факт, что подобных учебных заведений в стране было немного, это являлось положительным фактором для развития на исследуемой территории музыкальной профессии в целом и данного направления в частности.

С 1972/1973 учебного года в педагогических училищах РСФСР были введены новые учебные планы по специальности №2009 «Музыкальное воспитание» (постановлением Министерства просвещения РСФСР от 22 августа 1972 года №193-5у-22) [288, Л. 73]. После окончания учебного заведения выпускник получал квалификацию «Учитель пения, музыкальный воспитатель» [303, Л.41]. В соответствии с учебными планами Министерство просвещения вело активную политику в обновлении программ педагогических училищ для новой специальности №2009 «Музыкальное воспитание». К примеру, были опубликованы программы по хороведению (1979 г.) [183], анализу музыкальных произведений (1980 г.) [7], дирижированию (1981 г.) [47] и др. Строгая методическая регламентация способствовала упорядочению требований к подготовке специалистов на всей территории страны.

Существующие министерские программы дополнялись собственным авторским поиском преподавателей учебных заведений на местах. В частности, на базе УМПУ №2 создавались собственные авторские курсы, программы, разработки. В 1989 году преподаватель Л.В. Кострюкова совместно с преподавателем Ульяновского государственного педагогического института им. И.Н. Ульянова В.П. Будыхо опубликовала авторскую разработку «Преподавание методики музыкального воспитания в детском саду. Методика изучения темы: «Игра на детских музыкальных инструментах»» [26]. Подобный опыт был оправдан и позволял эффективно использовать наработки преподавателей применительно к условиям конкретного учебного заведения страны.

Положительные изменения в исследуемый период произошли с учреждениями начальной музыкальной профессиональной подготовки, которые входили в структуру Ульяновского областного управления культуры (организовано 28 июля 1953 года в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР №887 от 22 июля 1953 года на базе объединения областных отделов культурно-просветительной работы и по делам искусств). Этому ведомству подчинялись отделы культуры горисполкомов (курировали работу городских ДМШ) и райисполкомов (курировали работу сельских ДМШ) [41].

Похожие диссертации на Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии – Ульяновской области)