Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Прокопьева Мария Михайловна

Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей
<
Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Прокопьева Мария Михайловна. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Якутск, 1999 172 с. РГБ ОД, 61:99-13/1021-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование семьи как самоорганизующейся среды воспитания 14

1.1. Философия и педагогика о семье как самоорганизующейся среде воспитания 14

1.2. Социально-педагогические условия становления самоорганизующейся среды семьи 29

1.3. Этнопедагогическое обеспечение самоорганизации семьи 43

Глава 2. Семья как самоорганизующаяся воспитательная система 64

2.1. Современное состояние проблемы формирования семейной самоорганизации 64

2.2. Использование дифференцированных форм педагогической работы с различными типами семей при создании самоорганизующейся воспитывающей среды 96

2.3. Модель семейной самоорганизации 120

Заключение ..133

Литература 141

Приложения 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. На любом этапе исторического развития государства именно состояние семьи, уровень ее самоорганизации, обеспечивающий стабильность, во многом определяет благополучие или неблагополучие отдельных членов общества. Не случайно во всеобщей Декларации прав человека (1984 г.) констатируется тот факт, что «материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь». Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. Приоритетность прав семьи нашла отражение в тексте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации (1993 г.), а также Конституции Республики Саха (Якутия) (1992 г.), где, в частности, говорится: «Воспитание в семье имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры. Каждый обязан заботиться о воспитании своих детей, готовить их к общественно полезному труду, растить их достойными членами общества» (ст. 38; 11; 34). Эти правовые акты, имеющие фундаментальное значение для развития, кодификации и гармонизации правовых суверенных пространств личности, семьи, общества, являются системообразующими документами и от педагогов требуют определенной направленности работы в помощь семейному воспитанию, поскольку именно в семье в один узел сходятся все государственные и личные проблемы.

В Республике Саха (Якутия) забота о поднятии престижа семейного образа жизни и роли женщины-матери, сохранении традиций и их преемственности по воспитанию детей и упрочению семьи возведена в ранг государственной политики. Принятая Палатой Представителей Государственного собрания «Ил Тумэн» Концепция семейного воспитания

(1995 г.) четко обозначила цель и задачи семейного воспитания. Данная концепция предусматривает целостную систему мер организационного, правового, экономического, социального и информационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи, а также на повышение ее ответственности за воспроизводство физически, духовно и нравственно здорового поколения. При решении данных задач мы исходим из понимания семьи как самоорганизующейся системы, становление которой осуществимо через создание самоорганизующейся воспитывающей среды, а также возрождение национальных традиций в контексте развития современной теории и практики семейного воспитания.

Реализация семейной концепции требует выделения главного в процессе формирования личности ребенка: воспитания качеств организованности, высокой социальной ответственности детей с малых лет перед собой и перед семьей. В связи с этим с особой остротой выступает задача создания среды, благоприятной для семейного воспитания.

Воспитательные функции семьи безграничны. Начиная с первых дней своего появления на свет, весь младенческий и дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, ее жизненным укладом. Здесь получают развитие его склонности, зарождаются симпатии, потребности, интересы, обозначается его характер: «Семья - своеобразный центр и фокус воспитания, в ней производится и творится человек - главное богатство общества» (135, с. 3 ).

«Семья дает главное, что не может дать никакой другой социальный институт - интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Семья -это жизненный «тыл» человека любого возраста. Для ребенка семья является всем Миром в его самых главных проявлениях», - справедливо отмечается в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.).

Ретроспективный анализ состояния системы семейного воспитания в различные периоды развития человеческого общества позволяет убедиться в том, что во все времена содержанием семейного воспитания являлась передача

подрастающему поколению накопленных знаний и умений, формирование нравственных норм поведения, обеспечивающих возможность самоорганизации жизнедеятельности человека. В семьях должны главенствовать любовь к детям, основанная на справедливости, труд как форма саморазвития и организации помощи другим, интеллект как способность постоянного, разумного осмысления действительности, основанная на глубоком познании культуры, и как фактор самовоспитания, - это три добродетели, которые, по глубокому убеждению А.С. Макаренко, сделают человека счастливым (100, 101).

Добиться понимания родителями значимости своей роли в качестве первых и основных воспитателей своего ребенка, восприятия его как личности, осознания самоценности его существования, создания благоприятной для его роста и развития самоорганизующейся воспитательной среды обитания и развития - вот каковы актуальные и основные задачи семейной педагогики.

Как показывает практика, в семьях, где родители осознают свою ответственность и роль семьи, дети, как правило, вырастают самостоятельными, творческими, уверенными в завтрашнем дне. Каждой семье присущи свои специфические формы взаимоотношений и взаимовлияний, что, в конечном счете, является формой организации и самоорганизации труда, быта, традиций, которые передаются от поколения к поколению. Тот факт, что в одной семье часто вырастают люди, увлеченные одним и тем же видом деятельности, с одинаковыми интересами и хобби, образуя династии, не раз доказывала история. Это явление можно оценить как результат создания самоорганизующейся развивающей предметной и нравственно-духовной среды, которая обеспечивает благоприятные условия для развития задатков и способностей, формирует профессионально-гражданские качества личности. Эти свойства можно отнести к области духовного наследия семьи.

Содержанием подобного процесса наследования является передача опыта старших поколений младшим, что в большей части проходит незаметно, буднично, без излишней суеты (27, 96, 139).

Человек, воспитывающийся в такой самоорганизующейся воспитательной среде-системе, воспринимает это духовное наследие, которое и составляет «стержень» самоорганизации - силу личности. Он проносит этот живой источник мудрости через всю жизнь и передает, в свою очередь, эстафету своим детям. Таким образом, осуществляется «круговорот» бытия.

О содержании, методах и подходах к семейному воспитанию высказывали в разное время свои взгляды еще основоположники педагогической науки Я.А.Коменский и И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо и Л.Н.Толстой, Н.И. Пирогов и Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинский. Они признавали, что «воспитание в семье в процессе повседневной жизни совершает великое таинство - формирование личности растущего ребенка» (100, 162).

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, в своих работах педагоги-исследователи выделяют разнообразные аспекты семейного воспитания:

опора на гуманистические идеи семейной педагогики в рамках теории «свободного воспитания» (Ж-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий, К.Н.Венцель);

использование принципов народности в системе общественного воспитания по теории К.Д.Ушинского (Е.В.Водовозова, М.И.Демков, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.Я.Яковлев);

определение семьи как фактор социализации личности ребенка, как «комплекс условий и средств» (В.Г.Алексеева, А.П.Баранова, И.В.Гребенщикова, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчева и др.);

воспитание «свободоспособной личности» (Б.З.Вульфов, О.С.Газман, А.В.Петровский);

применение теории психологической идентификации личности с этносом (С.А.Арутюнов, Г.Н.Волков, И.С.Кон, А.С.Мухина, Э.И.Сокольникова);

опора на народно-педагогические идеи в области воспитания детей (В.Ф.Афанасьев, Д.А.Данилов, М.Д.Гермогенова, А.А.Григорьева, М.Г.Колодезникова, Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, Л.СЯдрихинская);

- социальное воспитание в рамках «туэлбэнэн иитии» (воспитание всем миром) В.Н.Аргунова, М.П.Гурьянова, А.Г.Корнилова, Л.И.Омукова.

Теоретический анализ литературы подводит нас к пониманию, что
самоорганизация семьи - важный компонент семейного воспитания. В сущности,
это внутреннее упорядочение уклада семейной жизни и согласованность
действий родителей и детей на основе обоюдного желания взаимодействовать.
Современная отечественная гуманистическая педагогика рассматривает ребенка
как существо природное (биологическое), социальное (культурное) и как
экзистенциальное (независимое, самосущее, свободное), т.е.

«свободоспособную» личность (О.С.Газман). Ребенок, как личность стремится к автономному, нонконформистскому существованию - т.е. самостоятельно, независимо строить свои отношения со средой. Именно способность к самореализации интегрирует человека как целое, позволяет ему обеспечивать гармоничное существование. В этом контексте, на наш взгляд, большое значение приобретает самоорганизующаяся развивающая среда обитания, которая оказывает приоритетное влияние на формирование качеств личности.

В качестве такой среды выступает, в первую очередь, семья.

Семья, как среда воспитания, динамична, обладая способностью самоорганизации и саморазвития: результаты ее функционирования открывают возможности для постановки и решения новых задач, рождая новые формы отношений. Рост уровня самоорганизации семьи заключается прежде всего, в обогащении семейного образа жизни, увеличении ее социальной активности, ответственности, творческого потенциала, что делает взаимодействия между членами семьи более насыщенными, позволяет развиваться всем и каждому. Вот почему необходимо задействовать в семье принцип самоорганизации.

Между тем положение дел в практике семейного воспитания настоятельно требует разработки конкретного подхода к данной проблеме. Существующие программы, педагогические и методические рекомендации предназначаются, как правило, некой «абстрактной» семье: при этом не принимаются во внимание особенности самоорганизации в различных типах семей; не учитываются

особенности воспитания детей в семьях с различным уровнем развития самоорганизации; не используются возможности конкретной семьи при воспитании детей; недостаточно используется богатейший опыт народной педагогики в области семейного воспитания.

Реальная ситуация такова, что наблюдается тенденция ухудшения качества семейного воспитания. Именно семья - самая естественная и благородная среда для растущего человека низведена до примитивного уровня питания, одевания и наказания. Произошли глубинные деформации в психологии людей, которые стали следствием недостаточного материнского и отцовского тепла, атмосферы счастья. Наблюдается низкий уровень самоорганизации семьи,де обеспечивающий стабильность и благополучие, недостаточное использование ею педагогического потенциала в процессе воспитания детей через создание самоорганизующейся воспитывающей среды.

Следовательно, требуется определить условия, необходимые для повышения эффективности воспитания детей в семье. Для этого становится очевидной необходимость выявления того, какие трудности осложняют развитие процесса самоорганизации семьи. Как показывает опыт, эта проблема еще далеко не решена. Более того, в силу целого ряда обстоятельств эта проблема в настоящее время имеет тенденцию все более обостряться и усложняться. В научно-историческом плане проблема самоорганизации семьи как самоорганизующаяся среда воспитания в должной мере исследователями не акцентировалась.

Имеющиеся несоответствия между педагогическими требованиями,
предъявляемыми к семье, с одной стороны, и существующей практикой
семейного воспитания, с другой стороны, а также недостаточная
разработанность феномена семьи как самоорганизующейся среды и обусловило
выбор темы диссертационного исследования: «Семья как

самоорганизующаяся среда воспитания детей».

Объект исследования: процесс воспитания детей в семье.

Предмет исследования: семейная самоорганизация как педагогическое условие воспитания детей в семье.

Целью исследования является обоснование феномена семьи как самоорганизующейся системы и разработка путей и способов использования ее педагогического потенциала.

Гипотеза исследования состоит в следующем: воспитывающая сила семьи зависит от уровня ее самоорганизации как педагогической системы; сущность самоорганизации семьи заключается в ее способности укреплять собственный педагогический потенциал. Самоорганизующая воспитывающая среда в семье создается, если:

внутрисемейные отношения и уклад семейной жизни функционируют с опорой на трудовые, социальные, культурные и духовные ценности, образуя семейно-родовые традиции;

проводится систематическая дифференцированная работа с семьями с различным уровнем самоорганизации;

воспитание детей основывается на идеях и опыте этнической педагогики народа.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы определены следующие задачи исследования:

  1. Осуществить ретроспективный анализ состояния проблемы семейного воспитания.

  2. Раскрыть сущность, содержание и особенности семейной самоорганизации в разных типах семей.

  3. Экспериментально проверить адекватность разработанных путей педагогического обеспечения семейной самоорганизации.

  4. Подготовить методические рекомендации по основным аспектам семейной самоорганизации с опорой на использование этнопедагогических традиций воспитания.

Методологической основой исследования являются: философская теория о единстве сознания и деятельности, развития личности; социологические,

педагогические теории о социальной роли семьи и ее приоритете в процессе становления личности ребенка; теория развития личности на основе личностно ориентированной педагогики; положения гуманистической теории о развитии личности как процессе реализации потребности в саморазвитии, самовоспитании и самоактуализации.

Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по теме диссертационного исследования, личный опыт деятельности соискателя в области семейного и общественного воспитания и психолого-педагогический эксперимент в естественных условиях.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа велась в дошкольном образовательном учреждении № 9 «Кыталык» села Намцы, в Партизанской средней школе Намского улуса, прогимназии «Радуга» Амгинского улуса, детском дошкольным Центре Горного улуса, в школах-гимназиях № 8 и № 26 города Якутска.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, антропологической, этнографической, психологической, педагогической, нормативно-правовой и другой литературы по проблемам семейного воспитания, по теории самоорганизации, эксперимент в естественных условиях, дополненный наблюдением, интервьюирование, анкетирование, метод «Анализ бюджета времени» Липпольда, метод протоколирования по методике Реблица, заполнение «Дневника посещений».

Исследование проводилось поэтапно с 1993 по 1998 годы.

Первый этап (1993 - 1994) - поисковый. На данном этапе изучалась теоретическая литература по воспитанию детей в семье, нормативно- правовая база семейного права, литература по самоорганизации, обсуждалась тема исследования, определялись объект, предмет исследования, формулировалась гипотеза, определялись методология и общие очертания исследовательской концепции, разрабатывалась стратегия программы исследования.

Второй этап (1994 - 1997) - основной. Осуществлялся подбор методов изучения самоорганизации семьи. Разрабатывались критерии исследования.

Проводился эксперимент, в ходе которого уточнялись и корректировались программа и методы исследования. Велась дифференцированная работа с семьями, выявлялась эффективность содержания, форм и методов работы, проверялась научная достоверность выдвинутой гипотезы. Корректировалась концепция исследования. Проводилась математическая обработка полученных данных. Продолжалось изучение литературы.

Третий этап (1998) - завершающий. Проводилась интерпретация полученных данных, систематизировались и обсуждались полученные результаты, оформлялось диссертационное исследование.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются:

методологическим обоснованием работы, успешной реализацией комплексной программы исследования, адекватной его целям и задачам;

применением апробированных диагностических методов, проведением опытно-экспериментальной работы с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов;

использованием инновационных подходов педагогического опыта семейного воспитания с опорой на этнопедагогические традиции семейной самоорганизации.

Научная новизна заключается в разработке концептуальных положений о семье как самоорганизующейся воспитывающей среде.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована роль феномена самоорганизации в воспитании детей, разработаны структурные компоненты самоорганизации семьи, выявлены принципы, факторы, критерии и педагогические условия становления практики семейной самоорганизации.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- разработаны программы курса: «Семейная педагогика» и спецкурса
«Основы семейной самоорганизации» для студентов педагогического института,
воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных
классов;

разработаны методические рекомендации по работе с семьями для студентов - будущих социальных педагогов;

содержание феномена семьи как самоорганизующейся воспитывающей среды стало предметом освещения в рамках традиционных телепередач, посвященных проблемам семьи в Республике Саха (Якутия).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использованы и обсуждались: в выступлениях и сообщениях на заседаниях кафедры социальной педагогики и кафедры дошкольного воспитания педагогического института Якутского государственного университета; на коллегии Комитета по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Саха (Якутия); в докладах на научно-практических конференциях преподавателей ЯГУ (1994 - 1998); на 10 съезде женщин Якутии (1995); на научно-методических конференциях дошкольных работников Республики Саха (Якутия) (1997), на зональном семинаре учителей и социальных педагогов округа «Лена» (1998), на межрегиональной конференции по проблемам семьи и социума (Якутск-Москва) (1998); в лекциях по линии ИПКРО; использовались при руководстве курсовыми и дипломными работами студентов дошкольного отделения пединститута, в публикациях автора.

Основные выводы и рекомендации внедрены в практику работы и используются в детском саду № 88, № 21 «Кэнчээри», в школе-гимназии № 8 города Якутска, в детских садах № 3, № 5 «Кэскил», № 9 «Кыталык», в Партизанской средней школе Намского улуса, прогимназии «Радуга» Амгинского улуса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическое обоснование семьи как самоорганизующейся воспитывающей среды. Самоорганизующаяся воспитывающая среда в семье создается внутрисемейными отношениями, самим укладом семейной жизни на основе использования трудовых, социальных, культурных традиций и ориентации на духовные ценности как условие развития и саморазвития личности;

  1. Использование дифференцированных форм и методов педагогической работы с различными типами семей позволяет обеспечивать повышение педагогического потенциала семьи и оптимизирует создание самоорганизующейся воспитывающей среды семьи;

  2. Эффективность семейного воспитания повышается, когда семейная самоорганизация опирается на идеи и опыт этнической педагогики народа. Идеи и опыт этнической педагогики обогащают прогрессивные традиции домашнего воспитания.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений. В объем работы входят 172 страниц текста, 5 таблиц и 2 схемы. Список литературы включает 221 наименование, в том числе 5 на иностранном языке. В качестве приложений представлены: бланк открытого протоколирования «Анализ бюджета времени» по методике Реблица, бланк открытого протоколирования по методике «Анализ бюджета времени» Липпольда, авторская программа спецкурса «Основы семейной самоорганизации», анкеты для родителей, программа изучения условий семейного воспитания, пословицы и поговорки о вредных привычках, социально-педагогическая карта семьи, сценарий телепередачи «Дьуэгэ» («Подруга») и сценарий семейного праздника «Ысыах».

Философия и педагогика о семье как самоорганизующейся среде воспитания

В современных условиях особенно возрастает роль семьи в процессе становления личности, поскольку семья является первой реальной социальной средой ребенка. Это находит отражение в содержании Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.) и Конституции Республики Саха (Якутия) (апрель 1992 г.). Поднятие престижа семьи возведено в ранг государственной политики: во-первых, в рамках реализуемой Концепции семейного воспитания определены гуманистический характер образования и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности на основе возрождения морально-этических и духовных ценностей, этнопедагогики народа. Во-вторых, особый интерес для нас представляет Закон Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка», который регулирует правоотношения, возникающие в сфере защиты жизни, воспитания и развития ребенка в особых условиях Крайнего Севера, Арктики и Республики Саха (Якутия) на основе соблюдения следующих основополагающих принципов: - приоритетности прав ребенка; - создания благоприятной среды обитания; - гуманности, терпимости, сохранения индивидуальной личности ребенка; - равных прав и ответственности родителей за воспитание детей. Данный закон регулирует права ребенка и защиту его прав на выживание, развитие и нормы их обеспечения, предусматривает активное участие его в жизни общества как самостоятельного субъекта права. Указывается на приоритетность интересов ребенка в семье и обществе. Гарантируется свобода, необходимая ребенку для развития его физических, интеллектуальных, моральных, духовных и творческих способностей (глава 2, ст.2. «Права и обязанности ребенка»). В главе 3 «Права ребенка в семье», статье 24 указывается, что ребенок живет в семье как естественной среде, необходимой для его роста, благополучия и развития, защиты его прав и интересов со стороны родителей. Акцентируется, что ребенок имеет право на их заботу и совместное с ними проживание, что каждый ребенок имеет право на желанное рождение (ст. 32.П.1). «Родители обязаны создавать ежедневно условия для жизни ребенка и воспитывать в духе семейных традиций, уважения к традициям и обычаям предков, родному языку и культуре, прививать уважение к правам, свободе и достоинству других людей, гуманное отношение к природе и всему живому, научить их управлять своими поступками и критически их оценивать»,-подчеркивается в ст.26.п.2. Возможность решения этих проблем и применения в реальной жизнедеятельности этих принципов видится в создании системы семейного воспитания и образования, улучшении психологических и педагогических аспектов семейного воспитания, в творческом применении прогрессивных народных традиций. Чтобы раскрыть научное содержание понятия «семья», мы обращаемся к следующим фундаментальным наукам: философии, социологии, этнографии, антропологии, педагогике, психологии и соционике. Традиционный взгляд на семью основан на следующих положениях: - в философии семья рассматривается как «ячейка общества, необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство, где осуществляется взаимопомощь и взаимозащита и в центре которого, являясь кормильцами, находятся родители» (41,104,156, 138, 204); - в социологии семья рассматривается как малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений «доминирования-подчинения» (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах» (5; 33,102); - в этнографии - как «общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде», дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственно-трудовой деятельности родителей (10,13,36,30); - в антропологии - как биологическая заданность, наследственность и естественная природа человека (32,61, 154); - в соционике - как «процесс брачно-супружеских взаимоотношений и влияния этих взаимоотношений на формирование эмоционального, нравственно-духовного становления человека» (114, 89). - в психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как «процесс эмоциональной близости и влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, обеспечивающей повседневное общение с людьми, с окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности» (1,3,57,103,145); - в педагогике - как «институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей» (18, 22,70,92); Мы придерживаемся следующего определения: семья - это общность людей (двух и более), в которую они объединены на основе юридически оформленного брака, разделяют между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции, среди которых одной из главных выступает функция первичной (базисной) социализации личности. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождался интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления поколений. До середины 19 века f семья рассматривалась как исходная микромодель общества, а социальные отношения выводились из семейных: само общество философами и историками трактовалось как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья со всеми атрибутами патриархальности: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.д. (5,32,215). Поэтому интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни. Семья должна занимать ключевое положение среди социальных институтов благодаря своей экзистенциальной сущности, заключающейся в поддержании существования членов семьи и рождении-социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которая гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, способствуя воспитанию детей, их выживанию и существованию общества в целом. Отсюда следует, что основная функция семьи - воспитание и развитие детей, а самоорганизация как деятельность выступает условием эффективного воспитания детей в семье (5, 33). Фридрих Энгельс в своем фундаментальном труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» показал, что возникшая из парной семьи моногамная семья является признаком эпохи цивилизации, организуется и строится на основе владения частной собственностью. Владение частной собственностью предполагает «прочность брачных уз, когда дети выступают в качестве прямых наследников владения отцовским имуществом». Это явление не потеряло актуальности и в современном обществе, когда рыночные отношения активно внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. «Ведение домашнего хозяйства стало частным занятием... Муж в настоящее время должен добывать деньги, быть кормильцем семьи...»,- указывает Ф. Энгельс (204, С.51-54).

Социально-педагогические условия становления самоорганизующейся среды семьи

В отечественной научной литературе не существует пока единого общепринятого определения процесса самоорганизации. Каждый исследователь вносит свой компонент в понимании и трактовку феномена самоорганизации.

Как было сказано выше, мы исходим из принципа понимания семьи как самоорганизующейся системы, создаваемой в целях повышения ее собственного потенциала и социальной активности, гармонизации взаимоотношений между членами самой семьи и личности. Самоорганизованная семья перед каждым человеком открывает возможности проявления социального и духовного творчества, так как он и воспринимается, и становится активным субъектом в системе ее взаимоотношений в социуме, в том числе в семье, частью которой является.

Впервые к проблеме самоорганизации обратились зарубежные ученые Н.Винер, Ст. Бир, Г. Паск, У. Эшби и другие.

Теоретический анализ психолого-педагогичекой литературы по проблеме самоорганизации позволяет сделать вывод о наличии самых разнообразных подходов к ее рассмотрению: кибернетического, коммуникационно-технического, структурно-логического, личностного и деятельностного. В последние годы выделяют модульный подход (1, 2, 18, 78, 80, 95).

В рамках кибернетического подхода (М. Винер, Дж. Нейман, Г. Паск, У.Эшби и др.) самоорганизация рассматривается как сложная динамическая система, способная при изменении внешних и внутренних условий сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом опыта и знаний, которой присуща высокая форма адаптивности (28, 29, 93).

Авторы структурно-логического подхода, педагоги-ученые

А.К.Громцева, В.И.Загвязинский, И.Я.Конфедератов, связывают вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса с упорядочением структуры и логики содержания учебных предметов, учебников и методических пособий (63, 45, 131).

Сторонники личностного подхода Г.А.Губайдулина, А.Г.Ковалев, Н.С.Копеина, Н.С.Пейсахов и другие уделяют основное внимание изучению внутреннего содержания самоорганизации, что позволяет выявить для личности смысл познавательной деятельности, особенности реализации личных свойств, новые подходы к организации воспитательного процесса (84, 123).

Приверженцы деятельностного подхода Г.Добровецка, Г.Н.Гюрина, В.И.Донцов, Г.С.Закиров, В.А.Кушелев, В.С.Мулява и другие утверждают, что способность к внутренней работе над собой успешно формируется в деятельности, нацеленной на решение общественно и личностно значимых задач (77, 108, 149).

В последние годы С.С.Амирова выделяет модульный подход. Основной частью модульного подхода является индивидуализация, адаптация учебного материала к индивидуальному темпу обучения, запросам профессиональной и психолого-педагогической практики путем составления соответствующих комбинаций основных элементов курса общетехнических дисциплин и комплекса учебных тем курса (7).

Таким образом, в психолого-педагогической литературе нет единого, установленного определения феномена самоорганизации, несмотря на его достаточно широкую представленность в многочисленных исследованиях.

Различные подходы к определению сущности изучаемого понятия зависят от связанных с ним объектов. В одном случае самоорганизация понимается как умение или комплекс умений, входящих в структуру деятельности, в другом - как свойство или комплекс личностных свойств, когда объектом является сама личность.

В кибернетике самоорганизация рассматривается как универсальный принцип организации сложных систем, а именно: способность системы к адаптации, стремление к установлению определенного равновесия с внешней средой, характер взаимодействия со средой и т. д.

Существует кибернетический аспект философии, в рамках которого признается существование внутреннего и внешнего источника активности, целенаправленности и разумности (В.Г.Пушкин, Б.Г.Юдина и другие) (12, 131).

Нас интересует философско-социологический подход к проблеме самоорганизации, который оперирует такими категориями как саморазвитие, самодвижение, саморегуляция и включает в себя проблематику, связанную с общественными явлениями (В.А.Кушелев, В.Д.Комаров, Е.Н.Шульга) (198).

Самоорганизация в обществе рассматривается как результат развития самоуправления в рамках социальной организации. Следовательно, семья, являясь микросоциумом, ячейкой общества, в процессе жизнедеятельности постоянно самосовершенствуется, саморегулируется, самоорганизуется. Главным условием в этом процессе выступает активность самой семьи.

Самоорганизующейся системе свойственны сложность, надежность, относительная устойчивость, стремление к равновесию, адаптивность, вероятность, гибкость (А.А.Коротаев, Т.С.Тамбовцева). Все эти свойства присущи и семье как сложному и изменчивому образованию. Никто и ничто не может гарантировать по раз и навсегда установленным порядку, организации и управлению в семье, поскольку семья ежеминутно подвергается воздействию извне всевозможных факторов общественных отношений (экономических, политических, социальных), производственных отношений (уровень урбанизации, безработица), экологических изменений и катаклизмов, внутренних факторов (эмоциональный микроклимат, взаимоотношения между супругами, детьми, болезни, материальный достаток и т.д.). Следовательно, семья является образованием очень сложным, изменчивым и динамичным.

Вслед за положением Б.Н.Ананьева о значении интеграции наук, в данном случае фундаментальных наук о человеке, как психология и педагогика, мы рассматриваем самоорганизацию как деятельность, включающую следующие компоненты: самоорганизация в игровой, в быту и трудовой, учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, общении. Деятельность происходит на фоне осуществления самопроцессов и нравственной самоорганизованности, что в совокупности и на наш взгляд, составляет самоорганизацию семьи (дьиэ кэргэн бэйэтин дьаИаныыта, тэриниитэ, корунуутэ), дословно: («самоуправление, самоустройство, самообеспечение семьи»), причем с опорой на народные традиции самоорганизации семьи.

Под самопроцессами принято считать переход действий от самосознания к самовоспитанию и от него к самоконтролю, который осуществляется в деятельности на непроизвольном, произвольном, произвольно-творческом и творческом уровнях в зависимости от психолого-педагогических условий организации. Степень перехода самопроцессов обусловлена степенью проявления самостоятельности (7, 81, 79).

Чтобы глубже понять суть явления, мы рассматриваем и личность как саморегулирующуюся систему, входящую в систему деятельности, в игре, общении, жизнедеятельности, в процессе взаимодеятельности. Активность проявляется в характере реализации себя, мобилизации сил, реального учета своих возможностей. «Нельзя разделять, противопоставлять эти понятия, поскольку в первую очередь нас должна интересовать личность в деятельности»,- считает Б.Г.Ананьев.

Современное состояние проблемы формирования семейной самоорганизации

Ключевая идея диссертационной работы - концептуальное положение о семье как самоорганизующейся среде воспитания обусловила логику проведения нашего исследования. Выполнение первой исследовательской задачи позволило осуществить ретроспективный анализ состояния проблемы семейного воспитания, что потребовало обращения к трудам исторической, этнографической, социологической, педагогической, нормативно-правовой и другой литературы.

Осуществление второй задачи позволило раскрыть сущность и содержание феномена самоорганизации. Анализ теоретической литературы и собственный научный подход к семье как самоорганизующейся среде воспитания позволил связать самоорганизацию с проблемой семейного воспитания.

Выполнение третьей исследовательской задачи требует рассмотреть современное состояние проблемы формирования семейной самоорганизации в процессе деятельности. Для этого требуется экспериментально проверить адекватность выбранных путей педагогического обеспечения самоорганизации детей в семье. Целостный педагогический процесс объединил 4 основных направлений работы: Первое. Изучение и распространение правовых знаний среди родителей. Второе. Пропаганда педагогических знаний через ознакомление родителей с основами семейной самоорганизации. Третье. Ознакомление населения с лучшим опытом семейного воспитания путем организации телепередач. Четвертое. Ознакомление родителей и педагогов с этнопедагогическими традициями семейной самоорганизации. В этой связи, учитывая специфику проживания в городской и сельской среде, мы считаем целесообразным обратиться к особенностям сельских и городских семей с целью сравнения семейной самоорганизации.

Формирование городского образа жизни мы рассматриваем на примере города Якутска - столицы северного края, поскольку наш эксперимент проводился именно в городе Якутске.

С целью изучения самоорганизации как условия воспитания детей в семье и особенностей семейной самоорганизации городских и сельских семей нами был проведен эксперимент в естественных условиях в период с 1993 по 1998 годы. С целью получения достоверных и точных данных мы старались расширить географию нашего эксперимента. Экспериментом было охвачено всего 82 семьи и около 200 детей, в том числе: 40 городских семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, из них: с детьми дошкольного возраста - 12; с детьми только школьного возраста - 5; с детьми дошкольного и младшего школьного возраста - 23 семьи; трехпоколенных семей - 6. Структура сельских семей почти одинаковая: всего 42 сельских семей, в том числе: с детьми дошкольного возраста -15; с детьми школьного возраста - 9; с детьми дошкольного и школьного возраста -18; трехпоколенные семьи составляют 14 семей.

Следует отметить, что трехпоколенных сельских семей значительно больше, чем трехпоколенных городских семей. Мы не ставили задачу разделения семей по типам, а сопоставили данные по месту жительства, т.е. по типу поселения, с целью уточнения путей и условий становления самоорганизующейся воспитательной среды семьи. Отмечая важность и значение для самоорганизации семьи такого факта, как совместное проживание старшего поколения, мы сравнили количество трехпоколенных семьей.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы нами использованы следующие методы: метод «Анализ бюджета времени» Липпольда с применением закрытого протоколирования, метод открытого протоколирования по Реблицу, наблюдение, заполнение «Дневника посещений» и социально-педагогической карты семьи, анкетирование, интервьюирование.

Все полученные на начальном этапе исследования материалы - анкеты, протоколы, видеозаписи, статистические данные - тщательно изучались, обобщались и систематизировались.

В начале исследования с целью уточнения представлений о феномене самоорганизации мы охватили опросом более 120 человек. Приводим данные опроса. Выяснилось, что к самоорганизации относят ряд разнородных компонентов, которые мы разделили на два блока: первый блок: самоорганизация как деятельность—самообслуживание, бытовая самоорганизация, самоорганизация в игровой деятельности, самоорганизация в общении, самоорганизация в трудовой и досуговой деятельности, самопланирование, самоконтроль, самоорганизация в учебно-познавательной деятельности: самообразование, самодисциплина, саморегуляция. Второй блок: личностные качества человека самостоятельность, творческая активность, социальная ответственность, адекватная самооценка, самоконтроль, воля, разум, свобода мышления, демократизм, гуманность, пунктуальность, аккуратность, элегантность, уверенность в себе, положительное мышление, деловитость, уверенность.

На наш взгляд, самоорганизации как социально-психологическому феномену свойственны некоторые сущностные черты: самостоятельность, целеустремленность, осознанность, планомерность и систематичность.

Если рассмотреть самоорганизацию как деятельность, то, как показывают данные анкетирования и интервьюирования, самоорганизация содержит следующие компоненты: а) планирование и мотивация, которые выступают как первая стадия процесса самоорганизации, в рамках которой определяются цель деятельности, необходимая для этого средства, а также способы, эффективные в данных условиях. Как показали наблюдения, в семье планирование направляет непрерывный процесс поиска путей совершенствования уровня самоорганизации семьи за счет выявления дополнительных возможностей, условий и факторов. Планирование - это выражение надежды, оптимизма и желания, которые позволяет членам семьи ощущать себя участниками общего дела и служит раскрытию их потенциальных возможностей, открывает перспективу, подчеркивает значимость, нацеливает их на достижение поставленных целей. В любой деятельности присутствует мотив, потребность. В общении раскрываются деятельностно опосредованные связи между детьми и взрослыми, в которых они проявляют себя как личности. Мотивация активизирует всех членов семьи с тем, чтобы более эффективно достичь цели. Усилению мотивации способствует метод стимулирования членов семьи с малых лет и привитие им чувства понимания целостности семьи, что способствует личностно-семейной мотивации поведения; б) внутренняя организация и управление, как подтверждают данные анкетирования родителей, означают направленность на налаживание уклада жизни, формирование структуры семьи, то есть обеспечение всем необходимым для нормального жизнеобеспечения: наличие игрушек, игрового уголка, средства и оборудование для осуществления трудовой деятельности, учебными и другими принадлежностями, материальным достатком, создание морально-психологического климата, ценностных ориентации и т.д. Создание условий самоорганизующейся воспитывающей среды, которая гарантировала бы успех всем членам семьи и нацеливала бы их на творческое преобразование окружающей предметной среды, зависит от родителей, самих детей и других членов семьи; в) отсутствие контроля со стороны взрослых ведет к нежелательным последствиям, девиантности поведения и выступает как элемент обратной связи. В семьях по результатам контроля проводится корректировка личностных качеств в деятельности, например, в шутливой форме с использованием народного фольклора, пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. Чаще всего это явление наблюдалось у трехпоколенных семей. Совместное проживание старшего поколения с молодыми семьями положительно влияет на воспитание детей; г) наблюдения показали, что координация выступает как центральная функция, обеспечивающая слаженность и непрерывность действий и требований

Использование дифференцированных форм педагогической работы с различными типами семей при создании самоорганизующейся воспитывающей среды

Данные начального этапа работы стали отправной точкой следующего этапа исследования, который позволил продолжить решение третьей задачи диссертационного исследования. На этапе формирующего эксперимента мы ставили следующие задачи: углубление теоретических знаний по вопросам феномена самоорганизации; пропаганда педагогических знаний родителям; оказание помощи родителям в общении с детьми, решении педагогических ситуаций по проблемам воспитания; оказание методической помощи воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов в усвоении и применении на практике основ семейной самоорганизации; На этом этапе исследования опытно-экспериментальная работа проводилась дифференцированно со стабильными (С), нестабильными семьями (Н) и конфликтными семьями (К). Последовательно и дифференцированно нами был проведен формирующий эксперимент с семьями с применением следующих методов работы: 1. Анкетирование; 2. Беседа с родителями; 3. Решение педагогических задач-ситуаций; 4. Тренинги педагогического общения с детьми. Помощниками экспериментатора были педагоги: В.В.Конникова, В.И.Заровняева, Ф.Е.Романова, А.П.Львова - в дошкольном образовательном учреждении М.П.Прокопьева, Л.Н Бурнашева, А.И.Неустроева - в школе. Юридический всеобуч направлен на формирование у педагогов и родителей углубленного понимания своих прав и обязанностей в их единстве, чувства высокой гражданственности, ответственности, уважения к нормативно-правовым актам и на осознание необходимости их неукоснительного исполнения. С целью изучения и распространения правовых знаний нами проводились для родителей всех групп «Родительский лекторий». В общей сложности было охвачено более 250 человек. С целью повышения юридической грамотности, а порой - и ликвидации безграмотности родителей были прочитаны лекции по нормативно-правовой базе системы образования и семейного права. На «Родительских лекториях» мы проводили консультации и беседы с родителями по семейному праву. Изучали новый кодекс о семье и браке Российской Федерации, включая новые законы, утвержденные Государственным Собранием «Ил Тумэн» Республики Саха (Якутия), в частности, «Закон о правах ребенка», «Закон об образовании», «Об учителе», разъясняли Концепцию семейной политики в Республике Саха (Якутия). Опыт показывает, что повышение правовой культуры педагогов и родителей положительно влияет на весь общий ход учебной и воспитательной работы, как в образовательных учреждениях, так и в семье. Каждый человек должен хорошо знать нормы права, чтобы представлять, как поступать в той или иной ситуации, что можно и чего нельзя делать. Нами было рекомендовано включать в годовой план работы дошкольных образовательных учреждений и школ мероприятия, предусматривающие повышение правовой культуры педагогов и родителей: лекции, беседы, обсуждения, изучение отдельных нормативных актов, ответы на вопросы и другие мероприятия, а также рекомендовано оформление постоянно действующий стенд для родителей и педагогов. Нами был составлен сборник нормативных документов и разработаны методические рекомендации по повышению уровня правовых знаний. С целью углубления и пропаганды педагогических знаний среди родителей при ознакомлении с основами семейной самоорганизации были прочитаны теоретические доклады на следующие темы: «Понятие «семейная педагогика» и ее народные истоки», «Гуманистические идеи в отечественной и зарубежной педагогике», «Современные проблемы семейной педагогики», «Умеют ли современные родители воспитывать детей», «Типология семьи», «Что такое самоорганизация?», «Основы семейной самоорганизации», «Этнопедагогические ценности народов Якутии в системе воспитательной работе», «Роль и место народных обычаев и традиций при формировании семейно-бытовой культуры и семейной самоорганизации» и другие. В процессе работы было установлено, что родителей, прежде всего, интересовали вопросы семейного воспитания, актуальность и злободневность различных аспектов и проблем самопроцессов. Примечательно, что родители больше стали интересоваться педагогической литературой и особенно по основам семейной самоорганизации. Для семей типа Н и К проводили групповые и индивидуальные консультации на темы: «Что нужно знать молодым родителям о воспитании детей», «Режим дня и его роль в процессе воспитания самоорганизации», «Как воспитать самостоятельность?», «Как познать себя», «Организация семейных праздников», «Самоорганизация и подготовка детей к обучению в школе» и т.д. Индивидуальная работа с семьями типа К начиналась с установления доверительных отношений и рассмотрения проблем валеологии, в частности пьянства родителей в тесной связи с самоорганизацией. Рассматривая этот порок как отсутствие самоорганизации, проводили обследование семей по методу Э.Е. Бехтеля (после обязательного предварительного согласия родителей). Были прочитаны лекции и организованы индивидуальные беседы на темы: «О вреде пьянства», «Пьянство и потомство», «Если пьют родители», «Статистика преступлений» (с использованием материалов X съезда женщин Республики Саха (Якутия). Был использован богатейший этнопедагогический материал. Например, только на тему пьянства и алкоголизма нами собрано более 300 пословиц и поговорок на якутском и русском языках. Нами подготовлено учебно-методическое пособие «Пословицы и поговорки о вредных привычках». Анализируя собранный материал, мы обнаружили интересную особенность: в пословицах русского народа наблюдается высмеивание и иронизирование пьянства и алкоголизма, а в пословицах и поговорках якутского народа звучит предупреждение, предостережение и бичевание этих пороков. В работе с семьями типа К, использовались и другие педагогические методы: совместный анализ взаимоотношений ребенка с другими детьми, взрослыми в ДОУ, школе и в семье, создание педагогических ситуаций в семье и др. Использовались различные формы работы с родителями, в том числе нетрадиционные: педагогический ринг, деловые игры, вечера развлечений и т.д. Практиковалось посещение семей различных типов, серии занятий по развитию совместной деятельности детей и взрослых (игр, труда, чтения, национальных игр). Приводим пример использования дифференцированных форм педагогической работы с конфликтной семьей.

Похожие диссертации на Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей