Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Володина Ольга Владимировна

Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа
<
Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Володина Ольга Владимировна. Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2002 201 c. РГБ ОД, 61:03-13/1143-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. «Теоретическое обоснование педагогической деятельности учреждения культуры клубного типа».

1.1. Педагогическая направленность деятельности клубных учреждений 11

1.2. Характеристика сущности клубного учреждения и его педагогического потенциала 31

1.3. Структурно-функциональная модель реализации педагогического потенциала клубного учреждения 50

ГЛАВА 2. «Условия реализации педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа».

2.1. Технологические приемы реализации педагогического потенциала клубного учреждения 78

2.2. Организационные и финансовые условия реализации педагогического потенциала клубного учреждения 101

2.3. Деятельность творческих работников по реализации педагогического потенциала клубного учреждения 119

Заключение 142

Список литературы 156

Приложение 170

Введение к работе

Актуальность темы и постановка проблемы исследования

Социально-педагогическая деятельность учреждений культуры определяется влиянием множества факторов и зависит от духовных потребностей общества и личности.

За годы реформ и обновления в России значительно изменилась существовавшая система народного образования и ушла в прошлое система коммунистического воспитания. Сегодня наблюдается отсутствие программы целостной социально-педагогической работы с человеком, его воспитанием в сфере учебной, трудовой, досуговой деятельности, подготовки его к самостоятельной и активной деятельности в социуме. Учреждения культуры клубного типа являются важнейшим элементом системы социокультурных институтов. Их специфика состоит в том, что они действуют в сфере досуга, их посетителями являются люди, абсолютно добровольно пришедшие в клуб.

Сегодня учреждения культуры, если они хотят выжить и быть востребованы, должны уйти от концепции «культурного обслуживания» к деятельности, позволяющей открыть и развить потенциальные возможности каждого человека. Для этого в учреждениях культуры необходимо создать внутреннюю, динамичную систему воспроизводства культуры, передачи идей, образцов поведения, оценок, стандартов досуга, обеспечить оптимальные условия для познания, отдыха, творчества, направленные не только на потребление, но и на создание культурных ценностей.

Налицо противоречие между состоянием социально-педагогической деятельности учреждения культуры и объективной потребностью личности и общества в ее оптимизации в современных условиях.

Следовательно, актуальность темы определяется научной и практической потребностью исследования педагогического потенциала учреждения культуры.'

Проблема исследования сформулирована следующим образом: в чем заключается педагогический потенциал учреждения культуры клубного типа и

v-i

\*

каковы условия влияния этого потенциала на воспитание личности в сфере досуга. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - социально-педагогическая деятельность учреждения культуры клубного типа.

Предмет исследования - процесс реализации педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать возможности учреждения культуры клубного типа для развития личности.

  2. Проанализировать педагогический потенциал учреждения культуры клубного типа.

  3. Разработать структурно-функциональную модель реализации педагогического потенциала.

  4. Определить условия реализации педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективная реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа с целью включения человека в различные сферы творческой деятельности и оптимизации процесса его социализации возможна, если:

- педагогический потенциал рассматривается как один из основных ресурсов

учреждения культуры;

деятельность учреждения культуры строится в соответствии со структурно-функциональной моделью реализации педагогического потенциала;

созданы необходимые условия реализации педагогического потенциала данного учреждения культуры;

деятельность клубных работников стоится в соответствии с моделью творческо-педагогического развития.

Общей методологической основой исследования явились системный и культурологический подходы, положения о социально-педагогической

направленности деятельности учреждения культуры клубного типа как одного из социокультурных институтов, действующих в сфере досуга; о взаимосвязи управления и самоуправления педагогическим процессом; о полисубъектности педагогического взаимодействия.

Теоретической основой исследования послужили основные положения теории личности, изложенные в трудах А.Г.Асмолова, Л.С.Выготского, И.Б.Котовой, А.И.Леонтьева, ' теории социализации Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, И.С.Кона, Б.ФЛомова, А.В.Мудрика, Е.Н. Шиянова, исследований клубного учреждения как социально-педагогического института -в трудах МА.Ариарского, Б.И.Березина, Д.М.Генкина, А.Д.Жаркова, Ю.Д.Красильникова, Г.Л.Тульчинского, С.В.Чуриловой.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 10 лет (1992-2001 г.г.), в три этапа. Первый этап (1992-1995 г.г.) - этап изучения и анализа философской, социологической, педагогической, экономической и специальной литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе проходила разработка программы, методики и определение инструментария исследования, отбор базы для проведения экспериментальной работы.

На втором этапе (1995-1999 г.г.), носившем характер экспериментального исследования, проводилось изучение объективных возможностей совершенствования процесса организации деятельности Дворца культуры и спорта профсоюзов, посредством реализации его педагогического потенциала, развития педагогической направленности его деятельности. В этих целях была разработана программа, предусматривающая анализ комплекса слагаемых развития педагогического потенциала во всех структурах и направлениях деятельности Дворца. Проведена экспериментальная работа по выявлению оптимальных условий деятельности Дворца и их влияния на реализацию педагогического потенциала клубного учреждения.

На третьем этапе (1999-2001 г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по обеспечению условий реализации педагогического потенциала, обобщался эмпирический материал. Осуществлялось подведение итогов исследования, делались научные и практические выводы, разрабатывались методические рекомендации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Ставропольский Дворец культуры и спорта профсоюзов.

Методы исследования, В ходе проведения исследования была сделана попытка найти методики, позволяющие характеризовать Дворец: как социально-педагогический институт, уточнить ряд системообразующих понятий: конкурентоспособность культурных услуг, программа развития педагогической направленности, разработка структурно-функциональной модели реализации педагогического потенциала. Был использован комплекс методов, включающий теоретический анализ педагогической и социальной литературы, составления анкет, схем, опросных листов, бесед, которые проводились со всеми категориями посетителей и сотрудников Дворца, контент-анализ, Экспертные оценки, качественные и количественные обработки данных, а также анализ финансовой деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта деятельность учреждения культуры клубного типа в новых условиях, соответствующих изменениям в обществе. Создана структурно-функциональная модель реализации педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа, отражающая взаимосвязь всех его основных элементов, функций, а также логику удовлетворения потребностей личности и общества в направлении их развития и формирования новых ценностей средствами творческой досуговой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов, выводов и рекомендаций в практической деятельности учреждений культуры клубного типа независимо от их

месторасположения и объема работы. Материалы диссертации могут быть использованы при разработки программ культурно-досуговых учреждений, а также при проведении лекций и практических занятий на краевых курсах повышения квалификации клубных работников, семинарах Ассоциации работников учреждений культуры профсоюзов. Кроме того, результаты исследования дают возможность разработать программы по реализации педагогического потенциала клубных работников с целью их личностного и профессионального роста и творческого развития участников клубных объединений.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечена

методологической основой исходных позиций, применением методик, адекватных цели, задачам и предмету исследования, согласованностью теоретических положений и выводов между собой и соответствие их данным эксперимента. Обобщающие выводы сделаны на основе количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы. Теоретические выводы проверены и подтверждены экспериментально.

Основные положения, выносимые за защиту:

  1. Педагогические функции (развития, обучения, воспитания) учреждения культуры клубного типа как многофункционального культурно-просветительного института определяются изменяющейся социокультурной, экономической ситуациями и направлены на социализацию личности посредством удовлетворения ее потребности в самодеятельности, досуге, общении через включение ее в конкретный вид художественно-творческой деятельности.

  2. Педагогический потенциал клубного учреждения мы понимаем как совокупность его возможностей, позволяющих осуществлять педагогические функции путем включения личности в творческую, самостоятельную деятельность в соответствии с ее потребностями и интересами. Реализация педагогического потенциала клубного

учреждения предполагает выполнения ряда условий, при которых воспитание осуществляется в процессе общения в клубном объединении, а обучение проходит в процессе овладения знаниями, умениями и навыками в избранном виде творческой деятельности. Обе эти функции способствуют реализации функции творческого развития личности в процессе ее социализации. Педагогический потенциал взаимосвязан с художественным, творческим, технологическим, организационным /административным/, кадровым и финансовым потенциалами учреждения культуры, а его реализация определяется действенностью структурно-функциональной модели. 3. Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа предполагает создание следующих условий: х- содержательных, которые способствуют разнообразию видов художественно-творческой деятельности, активизации творческих объединений;

технологических, обеспечивающих внедрение новых форм работы, проведение совместных мероприятий, наличие подготовительных групп и коллективов-спутников;

- организационных, включающих планы и социально-творческий заказ, штатное расписание, должностные инструкции, наличие стабильности кадров и органов самоуправления;

финансово-технических, характеризующих наличие материально-технической базы, бизнес-плана, спонсоров, рост заработной платы и выполнение финансового плана;

имиджа, который оценивается по отзывам в прессе выступлениям на семинарах, проведению творческих лабораторий, количеством наград, выступлений вне Дворца, количеством участников, ставших профессионалами, динамикой посещаемости.

Степень реализации педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа определяется на основе критериев, соответствующих указанным условиям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научно-практической конференции студентов Высшей профсоюзной школы культуры (Санкт-Петербург, 1998 г.), на Всероссийских семинарах работников учреждений культуры профсоюзов (Москва, 1999 г., 2000 г.), краевых семинарах клубных работников Ставрополья (1997-2001г.г.). Результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений. Введение.

Педагогическая направленность деятельности клубных учреждений

Коренные перемены, происходящие в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах деятельности современного российского общества, вызвали резкие структурные и ценностные изменения в мировоззрении личности, в результате чего был разрушен социально-культурный механизм, обеспечивающий целостность и стабильность общественной жизни. Они выявили отставание духовного развития и низкий уровень культуры части населения, ее неспособность к восприятию и формированию деловых и творческих отношений к себе, жизни, труду. Сегодня стоит задача изменения взглядов, требований, ориентации на формирование социальной системы и, как следствие, на социальное развитие человека, его способности адаптироваться к обстоятельствам жизни, т.е. на социализацию личности.

В вопросе о том, когда на жизненном пути индивида происходит включение его в эту систему, т.е. происходит его социализация, нет единого мнения. Одни ученые считают, что социализация охватывает определенный период жизни индивида, другие - что она охватывает всю жизнь. Они определяют социализацию как целенаправленный непрерывный процесс включения личности в систему общественных связей через усвоение ею различных знаний и приобретение опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения личных и общественно-значимых потребностей. Социализация личности происходит под влиянием социальных, культурных, педагогических, экономических, природных, психологических, наследственных, нравственных, эстетических и других факторов с целью вовлечения индивида в активную жизнедеятельность, развития способностей решать свои проблемы на любом этапе собственной жизни путем саморазвития и саморегулирования поведения в соответствии с нормами, принятыми в данном обществе.

Основной смысл социализации состоит в том, что коллективный опыт многих поколений людей становится востребованным современным обществом, которое изучает, отбирает лучшее и создает предпосылки для дальнейшей передачи его последующим поколениям. Этот опыт приобретает значение особой социальной ценности, определяющей отношения человека к человеку, обществу, природе и т.п., то есть к среде обитания.

В течение жизни на человека оказывают влияние трудовые и учебные коллективы, семья, средства массовой информации и т.д. Он проходит сквозь строй воспитателей, испытывая, так называемое, «влияние» извне, которое представляет собой назидательные установки, регламентирующие и контролирующие действия. Индивид вольно или невольно принимает параметры требований своего окружения — соответствовать определенному образцу. Социализация осуществляется под воздействием, с одной стороны, целенаправленных, контролируемых, осознанных процессов, а с другой стороны - стихийных процессов, но так или иначе имеющих влияние на формирование личности. Соответственно различаются целенаправленная и стихийная формы социализации. К первой относится специально разработанная система средств воздействия на человека, направленная на формирование его личности в соответствии с целями общества, его «социальным заказом» на личность определенного типа. Вторая форма - стихийная социализация характеризуется автоматическим усвоением социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Ни одна из форм не может быть самодовлеющей и самодостаточной. Процесс развития обеих форм находится в постоянной взаимозависимости, взаимопроникновении и взаимодействии друг с другом, потому что индивид, выступающий как объект социализации, является в то же время и субъектом общественной активности, творцом новых общественных форм. Социализация дает возможность индивиду усвоить систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему организовать свою жизнедеятельность в качестве полноправного члена общества.

Социальная среда представляет собой комплекс социальных условий данного общества, которые исторически развиваются с одной стороны, и индивидуализируются - с другой. При этом индивидуализация обусловлена не самим индивидуумом, а его социальным статусом и местом в структуре общества. Жизненная среда - семья, компания, класс, трудовой коллектив, двор, досуговое объединение - выступают для конкретного человека на уровнях, определенных психолого- педагогической наукой, как «усвоение», «присвоение», «освоение». Индивиды, объединенные в коллективы и общества, создают и организуют социальную среду накопленного поколениями опыта.

Характеристика сущности клубного учреждения и его педагогического потенциала

Внимание ученых всегда привлекала проблема рассмотрения учреждения культуры клубного типа как социально-культурного института. В теории клубной педагогики Бирженюк Г.М. рассматривал их как целостный объект, как явление, как социальный институт (20), Соловьев B.C. - как работу (163), Витебский Л.Я.(ЗЗ) и Триодин В.Е.(176) как клубный воспитательный процесс, но ни одно из исследований не исключало социальный и педагогический аспекты в деятельности клубных учреждений. Они всегда были необходимы как социокультурные институты, с целью формирования нового человека и распространения духовных ценностей в период свободного времени.

Клубные учреждения коренным образом отличаются от других социокультурных институтов. Театр, филармония, телевидение, кино являются для посетителей лишь источниками эстетического наслаждения, информации, просвещения, т.е. создают условия для развития человека в процессе потребления культурных ценностей. Клубное учреждение, кроме этого, дает возможность для творческой созидательной деятельности. Его посетители могут, например, не только слушать концерт, но и сами, воспользовавшись клубными инструментами и консультацией музыкального руководителя, заняться исполнительской деятельностью.

Исторический опыт, который имел клуб как социальный институт начал складываться еще у первобытных народов в виде так называемых «Мужских домов», у греков времен Гомера клубом была кузница, у римлян - баня, на Руси - завалинка. «Клуб по своей социально-психологической сущности остается везде и всегда одним и тем же местом отдыха и общения. Клуб первобытных народов ничем не отличался от клубов современных цивилизованных народов, а клуб буржуа от пролетарского» [46,32].

В истории развития социокультурных институтов клубного типа в нашей стране можно выделить три периода, предшествующих сегодняшнему этапу.

Первый из них относится к 20-м годам и характеризуется наличием разновидностей клубных учреждений, таких, как народные дома, избы-читальни и клубы-объединений, действовавших в стенах клубного учреждения или сами по себе, но, как правило, с индивидуальным членством.

Второй этап охватывает 30-е - 50-е годы. Клуб в этот период являлся чисто идеологическим учреждением, выполнявшим директивы правительства и государства.

Третий этап - это 60-е — начало 80-х годов, когда клуб предстает как симбиоз учреждения и самодеятельных объединений, причем самодеятельности в рамках учрежденческой формы.

Современное клубное учреждение может быть представлено единством двух составных частей - управленческой и творческой. В клубном учреждении учрежденческий аспект условно свободно отделяется от творческого, самодеятельного.

Деятельность штатных работников представляет управленческую часть и не является самодеятельностью. Они, работники учреждения, и должны согласно его законам подчиняться указаниям его руководящих органов, т.к. от них зависит оценка деятельности, зарплата и сама возможность занимать то или иное место. Их задача, на базе имеющихся возможностей, создать условия для возникновения, рождения, сохранения и распространения культурных ценностей. Поэтому нельзя считать их деятельность, оторванной от творческих задач. Она является опосредованной педагогической деятельностью, т.к. подготовка спектакля, запись музыкальной фонограммы, изготовление декораций, костюмов тоже несут воспитательную нагрузку, являются составной частью репетиционной творческой работы, а значит, участвуют в клубном педагогическом процессе.

Технологические приемы реализации педагогического потенциала клубного учреждения

В 1992 году Дворец культуры и спорта профсоюзов был переведен на полный хозрасчет. По разным причинам было прекращено финансирование из профсоюзного бюджета. Перед коллективом встал вопрос: допустить продажу здания Дворца и дальнейшее перепрофилирование его деятельности или продолжить работу, но на условиях самофинансирования. За сохранение учреждения культуры эксперимента по переходу на полный хозрасчет было несколько аргументов, т.к. Дворец: - являлся культурным центром города, любимым местом отдыха жителей; - обладал крепкой материально-технической базой; - к тому времени наработал огромный опыт в области организации досуга; - был лидером среди клубных учреждений по разработке и проведению новых массовых форм работы; - объединил творческий потенциал лучших работников культуры города; - представлял собой коллектив единомышленников, в штате которого трудилось более 350 человек, в 83 творческих клубных объединениях занималось свыше 7 тысяч человек, а посещаемость различных мероприятий суммарно достигла 150 тысяч человек в месяц.

Решение продолжить работу стало началом переходом Дворца на деятельность в условиях полного хозрасчета, который был возможен в условиях научной организации труда. Это, прежде всего, касалось педагогического процесса как самого востребованного в клубном учреждении. Задача заключалась в том, чтобы сделать его надежным как с воспитательной и образовательной точек зрения, так и с финансовой. Элементом научной организации и гарантом надежности является технология клубного педагогического процесса, которая способна выявить невостребованные и реализовать не освоенные до определенного времени педагогические возможности клубного учреждения, т.е. реализовать его педагогический потенциал.

В переходе Дворца на полную самоокупаемость можно выделить 3 этапа, которые первоначально были сформулированы на эмоциональном уровне: 1 этап - выжить, учась работать в новых условиях. 2 этап - жить, достигая стабильности. 3 этап - развиваться, совершенствуя достигнутое.

На первом этапе необходимо было осмыслить тот опыт работы, который был накоплен до 1992 года. Прежде всего это касалось опыта организации самоокупаемых творческих коллективов, платных массовых мероприятий, а также создания таких видов деятельности, которые были не характерны для учреждений культуры, но которые могли дать быстрый и эффективный приток денежных средств.

С целью изучения возможности создания новых творческих объединений и перевода на частичную самоокупаемость действующих бесплатных клубных объединений был проведен опрос посетителей Дворца по проблеме: с какой целью они пришли во Дворец и за что они готовы платить?

Условно участники опроса были поделены на несколько групп:

Первая группа - дети, которых привели родители для занятий в различных клубных объединениях. Для родителей детей дошкольного возраста характерно желание лучше подготовить ребенка к школе — научить чистой и правильной речи, общению, дать первые навыки рисования, пения, танцам. Родители отмечали, что такие занятия помогут воспитать в ребенке доброту, трудолюбие, желание творить, легко войти в школьный коллектив, найти общий язык с родителями, научиться ценить и с пользой проводить свободное время.

Вторая группа — участники коллективов художественной самодеятельности, которые пришли научиться конкретному умению: петь, танцевать, физически развиваться и как сопутствующее желание найти новых знакомых.

Третья группа - те, кто обусловил свой приход во Дворец желанием общаться и те, кто хочет помочь Дворцу в том или ином деле. Это участники любительских объединений и родители (бабушки, дедушки, близкие знакомые), чьи родственники занимаются в различных клубных формированиях.

В первой и во второй группах мы видим ярко выраженное желание достичь педагогических целей обучения и воспитания.

Представители третьей группы не связывали свой приход во Дворец с педагогическими целями. Участники клубных любительских объединений среди причин называли: одиночество, желание расширить круг общения, удовлетворить свой интерес к чему-либо. Родители кружковцев, которые в какой-то мере обязаны находиться во Дворце, готовы были оказать помощь перед выступлениями коллектива (переодевать участников, вести кино-фотосъемку, оформлять кабинеты, продавать билеты, сопровождать в другие города на конкурсы, шить костюмы и т.д.). Они хотели, чтобы в коллективе царил дух творчества, единения и т.п. Можно сделать вывод, что для них большое значение имело эстетически организованная педагогизированная среда.

Организационные и финансовые условия реализации педагогического потенциала клубного учреждения

Программа упорядочила систему процедур по поддержке, развитию и обеспечению культурно-педагогической деятельности, связала воедино механизмы совершенствования административной и творческой части деятельности Дворца.

Предстояло правильно организовать выполнение программы социально-педагогического развития «Дворец - наш дом». Анализ данных, полученных в ходе исследования во Дворце, показал, что реально использовать два варианта организационной деятельности. Первый - модифицировать существующие организационные структуры в новые, более гибкие, в которых творческая и управленческая составляющие существовали как достаточно самостоятельные и независимые виды деятельности. Второй вариант - поиск новых подходов и резервов в организационной деятельности, т.е. выработка новых идей, создание новых механизмов действия в новых социальных отношениях.

Программа социально-педагогического развития «Дворец - наш дом» дала прогноз и возможность создания структурно-функциональной модели реализации педагогического потенциала. Задача организационной деятельности заключалась в проектировании этой модели на основе формирования новых отношений и организационных механизмов, охватывающих все стороны отношений во Дворце. При этом необходимо было учитывать не только вхождение в рыночные отношения и переход на полную самоокупаемость, но и сохранение бесплатных культурно-педагогических услуг, стремительное развитие социокультурных процессов на основе возрождения национальной духовности и самодеятельности народа. Поэтому оптимальный путь развития организационной деятельности - разумное сочетание двух вариантов.

Сотрудникам и участникам клубных объединений необходимо было получить гарантии, что их деятельность, внесенная в программу, получит финансовое, творческое, кадровое и информационное обеспечение независимо от того приносит она доход или осуществляется на бесплатной основе. Реализация программы стала динамическим процессом. С целью вариантности путей реализации было решено ежегодно проводить не только рассмотрение программ социально-педагогического развития конкретных клубных объединений и отделов Дворца, но и «Аукцион идей», призванный стать оперативным источником обновления программы «Дворец - наш дом».

В «Аукционе» участвуют все клубные объединения Дворца, их общественные советы, родительские комитеты, инициативные группы, общественность, работники культуры города и края. «Аукцион идей» позволяет достичь две цели. Первая — выслушать всех и на базе разных идей, оценок достичь определенной степени общественного консенсуса. Вторая цель еще более конструктивна — на основе общественного мнения и идей специалистов определить проблемы и приоритеты развития на ближайший творческих сезон. «Аукцион» проводится в помещении клубных объединений в течение трех дней перед закрытием творческого сезона и отчетом Дворца перед населением. Эта форма подведения итогов хорошо зарекомендовала себя, поскольку внесла в педагогический процесс новый современный дух соревнования. Победа на «Аукционе идей» не воспринимается руководителями как победа лучшего по профессии, что всегда очень болезненно для творческих работников.

Итоги «Аукциона» дают возможность победителям создать приоритетные направления деятельности и получить гарантированную финансовую поддержку Дворца, которая закрепляется в заявке или в заключении социально-творческого заказа. Руководитель клубного объединения автоматически включается в штат сотрудников и получает гарантированную зарплату. Он вправе ходатайствовать о выделении определенного числа штатных единиц, финансовых средств на пошив костюмов, постановку спектакля, участие в различных конкурсах и фестивалях. Заявки поступают на экспертизу в художественный совет, далее рассматриваются правлением Дворца. Вопрос о финансировании программы выносится один раз в год, а отчеты о выполнении и коррективы вносятся один раз в квартал. В заявке, кроме общих сведений (наименование клубного объединения, автора заявки, численности и т.д.), формулируется социально-педагогическая ценность или новизна данного предложения и сумма, необходимая для его реализацию. Дворец не выделяет клубному объединению или инициативным группам средства на покрытие расходов по проекту в полном объеме, поэтому авторы отвечают на вопросы: кто оказывает финансовую поддержку и на каких условиях; кто и сколько средств уже выделил; имеются ли гарантийные письма и договоры о намерениях; какие доходы предполагается получить от внедрения данного предложения (от продажи билетов, концертных программок, печатной продукции и проч.).

Похожие диссертации на Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа