Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Самойленко Элла Владимировна

Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения
<
Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самойленко Элла Владимировна. Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2004 209 c. РГБ ОД, 61:04-13/2719

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения.

1.1. Историко-теоретический анализ развития системы детского технического творчества в России. 17

1.2. Развитие и современное состояние системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей в Ставропольском крае.

1.3. Педагогические возможности развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения.

Выводы.

Глава 2. Педагогические условия развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения.

2.1. Организационно-педагогическая модель функционирования Малой технической академии Краевого центра детско-юношеского технического творчества.

2.2. Педагогические технологии развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения.

2.3. Динамика развития системы технического творчества в .д условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения.

Выводы. 129

Заключение. 131

Литература 139

Приложения.

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. В начале 90-ых годов XX века в России начался этап эволюционного преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. У её истоков стояли такие ученые, как А.Г.Лсмолов, Л.К. Бруднов, М.Б. Коваль и др. Необходимость реформирования была связана с рядом причин, а именно: принципиальными изменениями, происходящими в общественном сознании (взгляд на человека, прежде всего, как на специалиста уступает место взгляду па человека как наличность); информационные, культурные, образовательные, досуговые услуги стали пользоваться все большим спросом как у детей, так и у родителей и др. В результате резко возросло значение неформального образования для личности и общества.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из таких видов признано дополнительное образование, «основное предназначение которого -удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей» и создать условия для творческой самореализации личности.

Дополнительное образование детей включает в себя несколько направлений деятельности, одним из которых является детское техническое творчество. На протяжении многих десятилетий, наряду с непосредственными занятиями в кружках, существовала и система заочных клубов. Работа в них в основном сводилась к распространению брошюр по пропаганде технических знаний, творческие усилия учащихся никак не объединялись, а выполненные ими задания не контролировались. Обучение техническому творчеству в заочных клубах отличалось прерывностью, фрагментарностью и не предоставляло возможность получения систематического образования. Такая система заочного обучения техническому творчеству в настоящее время потеряла свою актуальность. Современный ритм жизни требует более гибкого и эффективного подхода к процессу обучения в соответствии с запросами различных категорий обучающихся, использования в образовательном процессе инновационных технологий и технических средств.

Анализ реального состояния проблемы развития детского технического творчества подтверждает существование следующих противоречий: между сложившейся системой дополнительного образования детей и социальными требованиями равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от состояния здоровья и места проживания; между потребностями личности в самореализации, развитии творческих способностей и реальными условиями деятельности учреждений дополнительного образования детей; между интенсивным развитием информационных технологий и их медленной интеграцией в учебный процесс в системе дополнительного образования детей.

лстст—ilaiih'ilihuwi і творчеству, ()/,с?%ЩЩ^Щралицио..нь,х,

СПетер,

385«20

Стало очевидным, что на современном этапе нужна новая, универсальная гуманистическая форма обучения базирующаяся па использовании широт

но и новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия свободного диалогового обмена обучающегося с преподавателем. Этим требованиям в полной мере соответствует дистанционная форма обучения, представляющая собой целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению.

Следует отметить возросший интерес ученых к проблеме дистанционного обучения, что находит свое отражение в работах АЮАндрияшина, Т.Н.Денисовой (аспекты дистанционного обучения), И.Г.Захаровой (информационные технологии в обучении), АД. Иванникова (технологии дистанционного образования), М.Н Карпенко (предпосылки становления дистанционного образования; дистанционные образовательные технологии), В.О.Кулешова (дистанционное обучение студентов специальности «Радиотехника») С.АЛобачева (дистанционные образовательные технологии), Е.Н.Мещеряковой (дистанционное обучение юридическим дисциплинам), В.И. Овсянникова (сравнительный анализ традиционной и дистанционной формы обучения), Ю.Г. Репьева, С.И.Сергейчика (аспекты дистанционного обучения), АА Срибного, АН.Тихонова (технологии дистанционного образования), АЮ. Юганесян (проблемы обратной связи при дистанционном обучении) и др.

Фундаментальные предпосылки для изучения развития системы дистанционного обучения созданы в трудах АЛ.Ачдреева (сущность, технологии и организация дистанционного образования), Д.Б.Григоровича (технологии дистанционного обучения; модели дистанционного обучения), В.ГДомрачева (возможности и перспективы развития дистанционного образования в России; дистанционное обучение на базе электронной почты), Е.С. Полат (основы современного дистанционного образования), АН.Романова (технологии дистанционного обучения в системе заочного экономического образования), В.И.Соддагкина (дистанционные образовательные технологии), Ф. Саба (фундаментальные основы дистанционного образования), В.П.Тихомирова (дистанционные образовательные технологии), В.С.Торопцова (этика делового общения при дистанционном обучении) и др.

Таким образом, возрастающая актуальность, значимость, недостаточная разработанность проблемы использования дистанционной формы обучения техническому творчеству в условиях дополнительного образования детей определили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические возможности и условия развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система технического творчества в условиях дополнительного образования детей.

Предметом исследования стали педагогические условия развития системы технического творчества в указанном виде образования с применением дистанционной формы обучения.

В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения будет успешным, если для этого созданы следующие педагогические условия: организация обучения построена на основе принципа личностно ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса; осуществлена интеграция содержательно-технологических моделей дистанционной и традиционной форм обучения; создана организационно-педагогическая модель функционирования учреждения дополнительного образования, ориентированная на развитие технического творчества детей с использованием дистанционной формы обучения; внедрены соответствующие педагогические технологии и привлечены квалифицированные преподавательские кадры, способные использовать данные технологии.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования.

  1. Выявить педагогические возможности применения дистанционной формы обучения в развитии системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей.

  2. Разработать общие положения, цели и задачи развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения для регионов, аналогичных по условиям Ставропольскому краю.

  3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия функционирования модели учреждения дополнительного образования детей технической направленности, осуществляющего образовательные услуги с помощью дистанционной формы обучения.

Методологическую основу исследования составляют: системный подход, позволяющий относительно самостоятельные компоненты рассматривать не изолированно, а в их взаимосвязи в развитии и движении; целостный подход, предполагающий ориентацию педагогического процесса на целостные (интегративные) характеристики личности и рассматривающий личность как сложную психологическую систему, имеющую свою структуру и функции; гуманистический подход, означающий признание уникальности каждой личности, уважение сё интеллектуальной свобрды; личностно ориентированный подход, заключающийся в создании максимально благоприятных условий для овладения каждым обучающимся знаниями для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование; деятелыюстный подход, означающий обучение воспитанника целеполаганию, планированию, организации регулирования собственной деятельности, самоанализу и оценке результатов деятельности; полисубьектный (диалоговый) подход, означающий акцентирование внимания на отношениях субъектов образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития обучающихся; антропологический подход, который означает учет данных всех

наук о человеке (педагогики, психологии, социологии, биологии и т.д.) при построении и осуществлении педагогического процесса.

Вышеназванные подходы к использованию дистанционной формы обучения в развитии системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей ориентированы на развитие и проявление творческой индивидуальности ребенка и предполагают не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств воспитанников.

Теоретической основой исследования послужили: идеи о новой образовательной технологии XXI века - системе дистанционного обучения (АААндреев, А.В.Барабанщиков, Д.Б.Григорович, В.Г.Домрачев, В.Г.Кинелев, СА Лобачев, Е.С.Полат, Л.Н.Романов, Ф. Саба, В.И.Солдаткин, АН.Тихонов, В.С.Торопцов, АЮ.Уваров, и др.); положения Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России; теории и концепции развития творческих способностей (Г.Бабат, Дж. Гилфорд, , Н.Коган Э.П.Торрепс, П.К.Энгельмейер и др.); идеи личностно ориентированного подхода к образованию (Ш.Л.Амонашвили, Е.В.Боидарсвская, В.В.Сериков, и др.); теории и концепции деятельности системы дополнительною образования детей (АКБруднов, В.Л.Горский, Д.М.Комский, Л.П.Ляликов, С.КНикулин Ю.С.Столяров, и др.)

Этапы исследования. Исследование выполнялось в период с 2000 по 2004 год.

Первый этап (2000 г.). Проводился теоретический анализ литературы по теме исследования. На этом подготовительном этапе осуществлялись: подбор кадрового состава преподавателей, разработка новых образовательных программ реализации технологий дистанционного обучения и системы обратной связи между субъектами образовательного процесса. Второй этап (2001-2003 гг.). Проводилась экспериментальная исследовательская работа по развитию системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей нулем использования в Малой технической академии при Ставропольском Краевом центре детско-юношеского технического творчества дистанционной формы обучения. В этот период экспериментально проверялись новые образовательные программы реализации технологий дистанционного обучения, совершенствовалась система обратной связи между обучающимися и преподавателями. Третий этап (2004 г.) Обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.

Методы исследования: теоретический анализ исследований в области
технического творчества и дистанционного обучения, анализ и обобщение
практической педагогической деятельности, моделирование,

программирование, прогнозирование, экспериментальная проверка выдвинутых положений, тестирование, анкетирование, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследований явилась Малая техническая академия Ставропольского Краевого центра детско-юношеского

технического творчества, станции юных техников районов и городов края. В экспериментальной работе участвовали 343 слушателя Малой технической академии, 9 преподавателей Малой технической академии, 62 педагогических работника края (педагоги дополнительного образования, преподаватели технологии, мастера производственного обучения и преподаватели учреждений профессионального образования краевого подчинения).

Научная повита исследования заключается в том, что выявлен педагогический потенциал дистанционной формы обучения, позволяющий развивать систему технического творчества в условиях дополнительного образования детей не только с использованием компьютерных технологий; научно обоснованы и разработаны общие положения, цели и задачи дистанционной формы обучения, используемой для развития указанной системы. Доказана социальная целесообразность реализации данной формы обучения и ее влияние на развитие творческих способностей обучающихся и повышение результативности детского технического творчества независимо от места жительства ребенка. Показано, что дистанционная форма обучения восполняет дефицит педагогических ресурсов в условиях сельских районов.

Теоретическая значимость - исследования состоит в разработке
дидактических, организационных и методических основ развития системы
технического творчества в условиях дополнительного образования детей с
использованием дистанционной формы обучения; в выявлении

педагогических условий развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения: создание модели функционирования учреждения дополнительного образования детей технической направленности, осуществляющего развитие данной системы с помощью дистанционной формы обучения, в которой представлены задачи, функции и структура образовательной деятельности, а также модель научного поиска и схема взаимодействия преподавателя и обучающегося; наличие квалифицированных преподавательских кадров; использование правильно подобранных технологий.

Практическая значимость результатов исследования заключается в
следующем: в реализации разработанной модели функционирования

учреждения дополнительного образования детей технической направленности с использованием дистанционной формы обучения в деятельности Малой технической академии Краевого центра детско-юношеского технического творчества и в возможности трансляции этого опыта в аналогичных условиях; в определении условий обеспечения преемственности заочной и дистанционной форм обучения техническому творчеству; в создании предпосылок для дальнейшего развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием потенциала дистанционной формы обучения.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена верностью исходных теоретико-методологических позиций, использованием методов, соответствующих предмету и задачам исследования, достаточной широтой охвата экспериментальной исследовательской работой учреждений

дополнительного образования детей городов и районов края, использованием статистических и математических методов обработки информации. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Общие концептуальные положения развития системы технического
творчества в условиях дополнительного образования детей с помощью
дистанционной формы обучения, которые раскрывают дидактическую (цели,
содержание, дидактические принципы, субъекты, методы и средства
обучения, учебно-научная материальная база), организационную
(непрерывность обучения, открытость и индивидуальный подход в
проведении учебного процесса, централизм с центром дистанционного
образования на базе ведущего образовательного учреждения, наличие
преподавателей) и методическую (технологии, методики, приемы учебного
взаимодействия, использования учебных средств и обратной связи) основы
этого процесса.

  1. Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения происходит в процессе интерактивного (диалогового) асинхронного взаимодействия преподавателя и обучающихся между собой и со средствами обучения.(печатные издания, дискеты, аудио- и видеозаписи и др.), являющемся индифферентным к их расположению в пространстве и во времени.

  2. Педагогические возможности развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения заключаются втом, что:

обеспечивается возможность учащимся заниматься в удобное для них время, параллельно с основной учебной деятельностью и получать информацию независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности;

увеличиваются ресурсы, необходимые для роста творческого и интеллектуального потенциала воспитанников за счет самоорганизации и умения взаимодействовать с компьютерной техникой;

расширяется сфера общения субъектов образовательного процесса посредством использования специальной технологии, позволяющей осуществлять Их взаимодействие.

4. Педагогические условия развития системы технического творчества в
условиях дополнительного образования детей с использованием
дистанционной формы обучения включают:

организацию системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения на основе принципа личностно ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

интеграцию содержательно-технологических моделей дистанционной и традиционной форм обучения;

создание организационно-педагогической модели функционирования учреждения дополнительного образования, ориентированной на развитие технического творчества детей с использованием дистанционной формы обучения;

привлечение квалифицированных преподавательских кадров, способных развивать систему технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения.

Апробации и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на Всероссийском семинаре-совещании «Воспитание обучающихся в учреждениях начального профессиональною образования» (сентябрь 2003 г. г. Анапа, Краснодарский край), на котором было принято решение обобщить и распространить опьп работы Краевого центра детско-юношеского технического творчества по развитию системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения; на Международной конференции в рамках симпозиума «Элитное техническое образование» (ноябрь, 2003 г., г. Москва); на совещании директоров учреждений дополнительного образования детей Южного Федерального округа, проходившего в рамках II Международного конкурса имени АС.Макаренко (апрель 2004 г., г. Ессентуки); на ежегодных совещаниях директоров учреждений дополнительного образования детей технической направленности Ставропольского края.

Основные теоретические положения и практические результаты опытно-экспериментальной работы были представлены в ряде публикаций в местных и центральных печатных изданиях.

Основные положения опытно-экспериментальной работы внедрены в образовательный процесс Малой технической академии Краевого центра детско-юношеского технического творчества.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 149 страниц.

Во введении обоснована актуальность, поставлена проблема

исследования; определены цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; сформулирована гипотеза, определены методологическая и теоретические основы, организационные этапы и опытно-экспериментальная база исследования; охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические основы развития системы технического
творчества в условиях дополнительного образования детей с
использованием дистанционной формы обучения» -
представлен анализ
развития и современного состояния системы технического творчества в
России и в Ставропольском крае. Рассмотрены педагогические возможности
развития системы технического творчества в условиях дополнительного

образования детей с использованием дистанционной формы обучения.

Во второй главе - «Педагогическиеусловия развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения» - описана авторская организационно - педагогическая модель функционирования учреждения дополнительного образования детей, ориентированного на развитие технического творчества детей с использованием дистанционной формы обучения (Малая техническая академия Краевого центра детско-юношеского технического творчества); раскрыты педагогические технологии развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения; показана динамика развития данной системы.

В заключении излагаются основные выводы теоретической и практической исследовательской работы и намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Историко-теоретический анализ развития системы детского технического творчества в России.

«Техническое творчество» - сравнительно новое понятие в истории. Оно возникло в процессе усовершенствования человеком своих орудий труда и в результате разделения труда на творческий и нетворческий (65). Техническое творчество - это вид деятельности, характерный только для человека. Что же оно дало человеку? Ответ достаточно прост: мы живем не в природном, естественном, а искусственно созданном мире - «Мире Изобретенном» (50). Чем дольше будет жить человек, тем совершеннее будет этот мир. «Мир будущего, по мнению академика В.А.Трапезникова, это не мир таинственных машин и роботов, а мир деятельных людей, полностью развернувших свои творческие способности» (21).

Истории развития технического творчества посвящены работы Ю.К.Бабанского, Ф.И.Бойко, М.А.Блоха, Н.С.Боброва, В.А.Горского и других ученых. Что же такое техническое творчество? В основе технического творчества лежат открытые наукой объективные законы природы, и оно, по мнению А.Г.Спиркина, возникает при соединении умственного и физического труда и представляет собой их единство.

В последнее время интерес ученых к проблеме технического творчества значительно возрос. Однако единого мнения на проблему развития технического творчества нет, что создает широкий простор для дальнейшего изучения этой проблемы.

В.Е.Алексеев, Ю.К.Бабанский, С.М.Василейский рассматривают техническое творчество как педагогическое средство решения проблемы досуга школьников. Ю.Г.Крон определяет техническое творчество как «создание новых структур изделий» (42). А В.П. Тигров - как «деятельность в области техники и технологии, в процессе которой осуществляется поиск оригинальных способов решения технических задач и заданий, а результат обладает индивидуальной или общественной значимостью и объективной и субъективной новизной» (65). По мнению А.П.Ляликова, техническое творчество можно определить как вид деятельности, состоящий го следующей последовательности операций (50): постановка технической проблемы; поиск условий и способа ее разрешения; реализация решения «физической» формы; получение социально-нового положительного решения защита.

Исследованию различных аспектов развития технического творчества учащихся посвящены работы А.К.Бруднова, Н.П.Булатова, В.А.Горского, Б.И.Козлова, Г.И.Кругликова, АЛЛяликова, С.К.Никулина, М.Н.Скаткина, Ю.С.Столярова и др. По мнению Ю.С.Столярова и Д.МКомского, «детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезной новизны» (96). Разработке методологических основ развития технического творчества учащихся во внешкольных учреждениях посвящены работы В.А.Горсото (20). Им создана модель структуры процесса технического творчества учащихся; выявлено и обосновано содержание; систематизированы объекты технического творчества; определены тенденции развития самостоятельных добровольных форм организации технического творчества учащихся во внешкольных учреждениях; разработана методика использования алгоритмических и эвристических приемов поиска решений в процессе разработки и изготовления технических объектов. По мнению М.Н.Скаткина, «внешкольные учреждения обязаны пробудить у молодежи потребность в творчестве, заложить основы творческих способностей, научить самостоятельно решать творческие задачи не только в области техники, технологии и организации производства, но и в области науки, литературы и искусства» (91).

Научная и техническая самодеятельность в России имеет богатую историю, ее истоки уходят в глубь веков. По выражению С.А.Франка: «Два потока мировой истории схлестнулись в русской душе: восток и запад» (60). Еще в рабовладельческом обществе возникла противоположность между умственным и физическим трудом, которая привела к отделению воспитания и образования работников умственного труда от подготовки производителей материальных благ. Если работников умственного труда еще в глубокой древности готовили в специальных ппсолах, то подготовка «мастеровых людей» осуществлялась в процессе производства. Наиболее известной формой единения «работных людей» еще с XII века была артель, которая объединяла семьи и обеспечивала преемственность. Технические знания и умения передавались по наследству. Мастера учили своих детей изготавливать такие же вещи, которые изготавливали они сами, а до них их предки (45). Вследствие этого новации были чрезвычайно редки и распространялись медленно. По мере возникновения новых городов и роста старых стали расширяться и мастерские. Ремесленное производство стало постепенно становиться специализированным. В результате этого процесса появились мастерские, которые стали выпускать только какой-либо один вид продукции. Ремесленники одного профиля деятельности объединялись в цехи, жизнь и деятельность которых определялась специальным уставом. В любом цехе было большое количество учеников - детей и подростков. За свою работу они не получали оплаты, а в течение долгих лет постигали секреты мастерства только за кров и воду. Для детей ремесленников и их учеников создавались специальные цеховые школы, но в них обучение ограничивалось священным писанием, чтением, письмом, арифметикой и азами геометрии. Производственное обучение там отсутствовало. Для того чтобы стать подмастерьем, ученику требовалось несколько лет упорного труда. «Элиту» ремесленников составляли мастера. Их было не много, и лишь они владели в совершенстве секретами мастерства, и только они могли делать изобретения. Постепенно имущественный барьер между мастерами и остальной частью ремесленников увеличивался, и они превращались во владельцев производства. Ремесленный или ручной труд достиг предела совершенства к XVI веку. Увеличение спроса на продукцию ремесленников привел к распаду цехов и появлению мануфактур, а затем вследствие промышленного переворота появились и крупные промышленные производства - заводы. Но и на крупных производствах нашлось место для ремесленных мастерских, которые вручную изготавливали необходимые для работы инструменты. В этих мастерских при заводах так же, как и в ремесленных цехах, трудились ученики-подростки.

В России небывалое развитие промышленности связано с восшествием на престол царя Петра I. Бурный рост промышленного производства требовал большого количества грамотных, инициативньїх людей. Петр 1 сам учился в течение всей жизни и «не переставал заботиться о заведении училищ бороться с невежеством в русском обществе» (70). По возвращении из-за границы в 1698 году Петр развернул работу по созданию школ. В 1700 году «... велено на новом пушечном дворе построить деревенские школы и в тех школах учить пушкарских и иных нижних чинов людей, детей их словесной и письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам с прилежанием» (25). В 1701 году Виниус писал царю: «Собрано в школы 250 ребят, из которых выйдут хорошие инженеры ... и мастера» (70). В 1701 году по указу Петра 1 была создана Школа математических и навигационных наук. В этом учебном заведении профессиональная и общеобразовательная подготовка молодого поколения была соединена с трудовым воспитанием. По мнению Петра 1, «не токмо к морскому ходу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству» (70). Одним из первых, кто обратил внимание на техническую подготовку молодежи, был сподвижник Петра 1, выдающийся ученый В.Н.Татищев. Особое внимание в своих трудах ученый уделял педагогической проблеме обучения «искусствам и ремеслам». Им были сформулированы важнейшие положения соединения общего образования с трудовым. В 1714 году Петр 1 издает Указ: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей цифири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока сему не выучится» (8). Во время правления Петра 1 в России были учреждены разные школы, в том числе и инженерное училище.

Педагогические возможности развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения.

«Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества» (96). Все больший вес в обществе приобретает творческий труд, а значит, и творческая личность. Для удовлетворения запроса социума в творческих кадрах одного школьного предмета «Технологии» не достаточно. Тем более что в обучении молодежи трудовой деятельности в школе превалирующим методом является репродуктивный. Процесс обучения трудовым умениям сводится к передаче знаний от учителя к ученику. Ученик воспринимает знания уже в готовом виде. Использование проблемности, технического эксперимента, методов решения технических задач, к сожалению, в школьной практике еще редки. Поэтому главная роль в привлечении подростков к творческой технической деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей технической направленности. Основным достоинством такого вида обучения является его добровольность. И, как следствие этого, очень высокий потенциал. Детское техническое творчество - это не только вид деятельности, «состоящий в целенаправленном решении в идее и в форме материального воплощения какой-либо технической задачи, которая может включать в себя все элементы как субъективной, так и объективной новизны», но и эффективный способ трудового и политехнического образования (97).

Отличительной особенностью технического творчества от других видов творчества является его направленность на нахождение способа применения в практической деятельности, связанной с разработкой, созданием и применением технических устройств, научных данных. Изобретение отличает от других форм интеллектуальной творческой деятельности создание реального механизма или приема решения конкретной проблемы. Практически все модели и устройства, которые изготавливают юные техники, реально работают: модели самолетов летают, модели судов плавают, электронные устройства функционируют. Если даже модель стендовая и действует не в полном объеме, то все равно виден результат труда ребенка. А это дает положительный эмоциональный настрой и стимул к продолжению деятельности.

Детское техническое творчество - это не только практическая работа по изготовлению той или иной модели и устройства, но и расширение политехнического кругозора подростка. В процессе технической творческой деятельности ребенок сталкивается с потребностью в новых дополнительных знаниях не только по тому направлению деятельности, которым он занимается, но и по физике, математике, механике, аэродинамике и т.д.

Техническое творчество «не ограничивается материализацией

накопленных к данному моменту обществом знаний в конкретные технические решения... эти решения и есть новое знание; таким образом, техническое творчество - одна из форм познания» (50). В процессе самообразования у подростков вырабатываются те качества, которые во многом и определяют дальнейшее развитие творческой личности.

Техническое творчество способствует приобретению опыта технической деятельности, который позволяет на основе полученных знаний и умений приобрести новые, уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технической проблемы, способствует выработке умений переноса знаний и умений в новые условия применения.

Еще одной отличительной особенностью детского технического творчества является воспитательная ценность этого вида творчества. Поисково-конструкторская деятельность, исследовательская работа, самостоятельная постройка даже небольшого технического устройства дают ребенку превосходные навыки работы в коллективе, умения ставить научно-технические эксперименты, наблюдать и анализировать собственные достижения и неудачи.

Еще одной особенностью творческой технической деятельности можно считать развитие технического мышления и умственной активности. В отличие от обычного мышления в техническом мышлении сведения о техническом объекте не даются готовыми образцами, а абстрагируются графическими знаками и линиями (чертежами). Причем чертеж не дает готовый образец понятия, его нужно представить самостоятельно.

По своей сути техническое творчество является социальным процессом. Оно протекает в общественной среде, определяется ею и зависит от неё; в то же время положительные результаты технического творчества в свою очередь оказывают воздействие на экономические взаимоотношения в этой среде (50). Таким образом, техническое творчество - это непрерывный социальный процесс, отражающий изменения потребностей общества, который порождается и управляется ими.

Исходя из перечисленных особенностей детского технического творчества, можно сделать вывод о его необходимости и важности для удовлетворения возрастающих потребностей социума в творческой, активной, технически грамотной молодежи. Ведь стабильность государства, его экономическое процветание напрямую зависит от уровня образованности его граждан.

Богатый научно-технический потенциал системы образования, созданной еще в Советском Союзе, в условиях рыночной экономики нуждается в преобразованиях. На современном этапе особую актуальность приобретают инновационные формы и методы обучения с внедрением новых информационных технологий. России необходима такая система образования, которая обеспечила бы конституционное и общечеловеческое право молодежи на получение любого вида образования (от высшего до дополнительного) независимо от места проживания и социального положения. Этим задачам в полной мере соответствует дистанционная форма обучения, которую отличают от традиционных форм следующие характерные черты:

гибкость (возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, нерегламентированный отрезок времени для освоения материала); модульность (возможность сформировать учебный план, отвечающий групповым и индивидуальным потребностям);

параллельность (параллельное с профессиональным обучением); охват (одновременное обращение к разным источникам информации);

экономичность (эффективное использование учебных площадей, технических средств и т.д.);

технологичность (использование новейших технических достижений); социальное равноправие (равные возможности для получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья и т.д.); интернациональность (экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг).

Отличительной особенностью дистанционной формы обучения является то, что «нужное количество знаний доносится тому, кому это надо, причем - в определенное время» (В. Солдаткин). Принимая во внимание эти черты, можно говорить о возможности эффективного использования дистанционной формы обучения в России.

Во-первых, Россия владеет колоссальным интеллектуальным потенциалом, наш народ талантлив и восприимчив к знаниям.

Во-вторых, только дистанционная форма обучения обеспечивает индивидуальный выбор места и времени обучения без отрыва от основной деятельности.

Организационно-педагогическая модель функционирования Малой технической академии Краевого центра детско-юношеского технического творчества

Как уже отмечалось выше, в основе современной системы дистанционного обучения лежит система заочного обучения. Аналогично этому в основе дистанционной формы обучения молодежи техническому творчеству лежит система заочных клубов и консультаций. Свое начало она ведет с декабря 1926 года. Тогда Детская техническая станция (г. Москва) начала проводить первые заочные консультации по технике (97). Для их организации было подготовлено и издано девять красочных плакатов с чертежами и кратким описанием шара-монгольфьера, модели самолета, модельного электродвигателя, электрозвонка, ветряного двигателя, водяной турбины, «волшебного фонаря», детекторного и лампового радиоприемника. А в 1930 году Народный комиссариат просвещения РСФСР открыл Детский заочный университет. Среди его факультетов был строительно-технический, который включал в себя курсы юного изобретателя, юного техника, юного электротехника, юного радиотехника, юного автомобилиста, юного строителя и т.д. Однако творческие усилия слушателей этих курсов никак не объединялись, а выполненные ими задания не контролировались. Роль университета сводилась к выпуску брошюр по пропаганде технических знаний. Идея заочного университета позднее нашла воплощение в форме заочных кружков и клубов.

На протяжении многих десятилетий и в Краевом центре детско-юношеского технического творчества работал заочный клуб «Юный техник», членами которого были воспитанники станций юных техников края. Работа в нем строилась следующим образом. Члены заочного клуба в письмах просили дать консультацию по изготовлению той или иной модели, методисты

КЦДЮТТ искали в методических рекомендациях ответы на них и отсылали адресатам. Но со временем стиль работы заочного клуба перестал отвечать потребностям молодежи в новых прогрессивных технологиях. Поэтому было принято решение изменить существующий порядок заочного обучения техническому творчеству. В 2000 году в Краевом центре детско-юношеского технического творчества началась экспериментальная исследовательская работа по созданию на базе заочного клуба «Юный техник» нового структурного подразделения - Малой технической академии. Цель этой работы - развитие детского технического творчества с использованием дистанционной формы обучения.

На 1 этапе экспериментальной исследовательской работы (2000 г.) проводился теоретический анализ литературы по теме исследования. Мы познакомились с имеющимися по данному вопросу работами: А.А.Андреева (сущность, технологии и организация дистанционного образования), Д.Б.Григоровича (технологии дистанционного обучения; модели дистанционного обучения), В.Г.Домрачева (возможности и перспективы развития дистанционного образования в России; дистанционное обучение на базе электронной почты), С.А.Лобачева (дистанционные образовательные технологии), Е.С. Полат (основы современного дистанционного образования), А.КРоманова (технологии дистанционного обучения в системе заочного экономического образования), В.И.Солдаткина (дистанционные образовательные технологии), А.Н. Тихонова (технологии дистанционного обучения в России), В.П.Тихомирова (дистанционные образовательные технологии), В.С.Торопцова (этика делового общения при дистанционном обучении) и др. Разрабатывались структура работы Малой технической академии, новые образовательные программы реализации технологий дистанционного обучения, система контроля знаний обучающихся; подбирался кадровый состав преподавателей.

Проанализировав все имеющиеся модели дистанционного обучения (по способу получения образования), мы остановились на модели обучения «по типу экстерната», т.к. воспитанники учреждений дополнительного образования детей, учащиеся учреждений профессионального образования краевого подчинения и средних общеобразовательных школ края не могут посещать очные занятия вследствие отдаленности места жительства. Применение других моделей не представлялось возможным из-за отсутствия современных компьютерных систем в данных учреждениях.

Организация работы Малой технической академии (схема 1). Малая техническая академия — структурное подразделение Краевого центра детско-юношеского технического творчества, осуществляющее свою деятельность на основании образовательных программ, одобренных и утвержденных методическим советом Малой технической академии КЦДЮТТ. В своей деятельности Малая техническая академия руководствуется Уставом КЦДЮТТ и «Положением о работе Малой технической академии Краевого центра детско-юношеского технического творчества». Малая техническая академия в своей деятельности подчиняется руководству Краевого центра детско-юношеского технического творчества, действует в пределах перспективного плана работы КЦДЮТТ и имеет методический совет под председательством директора КЦДЮТТ. Академия дает дополнительное образование с использованием дистанционной формы обучения воспитанникам учреждений дополнительного образования детей, учащимся общеобразовательных школ и учащимся учреждений профессионального образования краевого подчинения в соответствии с выбранными направлениями деятельности. Направления деятельности: спортивно-техническое, включающее в себя авиа- и ракетомоделирование, судомоделирование и автомоделирование, основы рационализации и конструирования, автоматизированные технологии, радиотехника и электроника, музейная и поисково-исследовательская работа, радиожурналистика и тележурналистика, дизайн. Преподавательский состав Малой технической академии составляют преподаватели Ставропольского государственного аграрного университета, Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского колледжа связи им. В.А. Петрова, судьи Всероссийской категории по судо- и авиамодельному спорту, член Союза дизайнеров России.

Сущностью и содержанием обучения в Малой технической академии является самостоятельное индивидуальное выполнение обучающимися реальной учебной и конструкторско-исследовательской работы с целью получения дополнительных знаний по выбранному направлению деятельности. Малая техническая академия ставит перед собой следующие цели: развивать систему технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения; формировать у обучающихся представление о науке, методах и формах научной деятельности, оказывать им помощь в определении темы и проведении этапов конструкторско-исследовательской работы; развивать и расширять возможности самообразования обучающихся; более полно раскрывать способности обучающихся на этапе их поступления в высшие, средние учебные заведения. Малая техническая академия ставит перед собой следующие задачи:

1. Организовать в крае систему дистанционного дополнительного образования школьников и учащихся учреждений профессионального образования краевого подчинения в области технического творчества.

2. Дать воспитанникам учреждений дополнительного образования детей, учащимся общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования краевого подчинения углубленные знания по выбранному направлению обучения.

3. Реализовать в условиях академии модель научного поиска. Развить навыки научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности.

4. Формировать у обучающихся интерес к глубокому изучению технических, физико-математических, естественных и других наук. Возрождать в среде подростков установку на престижность занятий фундаментальными науками.

5. Привлекать высококвалифицированные кадры из высших учебных заведений к работе с детьми.

6. Выявлять одаренных детей.

7. Способствовать профориентации обучающихся, их профессиональному самоопределению в виде предоставления им рекомендательных писем при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения по техническим специальностям.

8. Вовлекать обучающихся в поисковую экспериментально-исследовательскую работу.

Похожие диссертации на Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения