Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Кокоева Разита Тембулатовна

Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры
<
Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кокоева Разита Тембулатовна. Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2006 198 с. РГБ ОД, 61:06-13/1935

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Этническая культура как средство формирования нравственного сознания молодежи .14

1.1. Сознание и этнокультура, понятие и взаимосвязь 14

1.2. Модели нравственного сознания. История и современное состояние 46

1.3. Культурно-информационное пространство как педагогическое условие формирования нравственного в личности подростка 65

1.4. Педагогические предпосылки формирования нравственного сознания - включение его в ситуацию выбора ценностей 71

Выводы 79

ГЛАВА II. Экспериментальная система формирования нравственного сознания студентов среднего учебного заведения средствами этнокультуры 81

2.1. Анализ исследования ценностных ориентации студентов среднего учебного заведения и студентов высшей школы 81

2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов 109

2.3. Рекомендации педагогическим работникам (по результатам исследования ценностных предпочтений у подростков двух возрастных категорий (15-16 и 17-18 лет)) .130

Выводы 132

Заключение 135

Литература 142

Приложение

Введение к работе

Постановка и актуальность проблемы. Актуальность проблемы возникает под влиянием потребностей общества и призвана содействовать гуманистическим идеям и общественному прогрессу.

Время - это мера сопротивляемости пространства. От его характера, информационной насыщенности, емкости зависит и течение времени. Одной из реалий нашего времени, логически вытекающей из современного состояния общества, является, на наш взгляд, пустота и аморфность, обволакивающая сознание людей. Духовная культура, вбирающая в себя совокупность явлений психики, суммы знаний и эстетически - ценностных переживаний, образует эмпирический опыт, выражающий определенную позицию человека в мире. Подлинно сознательная личность - это личность, строящая свою жизнь на непреходящих духовных ценностях, имеющих общечеловеческую перспективу. Однако рассогласование всех общественных связей, деформация межличностных отношений, разобщение и отчужденность поколений, утрата бесценных традиций и, в какой-то мере, наследование культурного опыта,- все это приводит к такому состоянию человека, когда он теряет внутренний духовный стержень, скрепляющий в единое целое его практическую жизнь. Нет сомнений, что дисгармония, царящая в обществе, зиждется на экономических, социальных и исторических событиях времени, на духовном дисбалансе, установившемся в сознании людей. Заполнить эту брешь возможно, сохраняя и передавая из поколения в поколение представления о добром и вечном. Эту задачу, наряду с семьей, должна решить сегодня и школа. При этом, процесс взаимодействия учителя с учеником должен быть подчинен следующему принципу: учитель создает конкретные жизненные образы, предоставляя ученику выбор системы ценностей. Подобный подход развивает у под-

4 ростков самостоятельное мышление, свободное самоопределение и

ответственность за свои поступки, побуждает их беречь, уважать духовные богатства, формирует соответствующее поведение. Как известно, под непосредственным влиянием ближайшего окружения личности, формируются сумма ее ценностных ориентации, жизненная позиция, выражающаяся в деятельности, общении, в повседневном поведении и, в конечном итоге, в ее социальной позиции. Этот сложный и многофакторный процесс будет комплексным и действенным, если сочетать воздействия на сознание человека науки, искусства и политики, с вовлечением его в активную деятельность (интеллектуальную, познавательную, общественно-политическую, культурную и трудовую), с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в группах, коллективах и объединениях.

Условия развития материальной и духовной жизни, как показывает развитие цивилизации, могут видоизменяться, но накопленные человечеством неоспоримые духовные ценности, такие как народное искусство, обычаи и традиции вечны. Они передаются потомкам и играют исключительную роль в формировании духовного и критического мышления, самосознания личности, которой кроме знаний необходимы нравственная опора, любовь к культурным ценностям, своему народу, уважение и почитание его традиций. Соприкосновение с ними ребенка позволяет ему с малых лет усвоить определенные нравственные заповеди, сохранить и передать их в будущем своим детям. В живом организме социума, функциональная предопределенность есть у каждого народа. Однако только этно-культура, как своеобразная миниатюра поликультуры, способна раскрыть свое содержание с помощью материальных и духовных ценностей. Для этого, этнос, обладающий своей информационной программой во имя созидания нации, должен расконсервировать свой интеллектуальный банк памяти и начать оперировать с уже

5 созданными духовными богатствами. Педагогический опыт показывает, что творческое использование семьей и школой таких средств этнической культуры, как искусство, традиции, обычаи и нравы в воспитании личности позитивно влияют на развитие ее духовного самосознания.

Во второй половине XX века (70-80 гг., 80-90 гг.) появились
научные работы, в которых проблема нравственного сознания под
ростков впервые находит свое отражение, становится предметом
комплексного исследования, проводимого через призму достижений
философии, этики, психологии и социологии. Вопросом нравствен
ного сознания в его историко-педагогическом осмыслении в свое
время занимались отечественные ученые-педагоги

Е.В.Бондаревская и Э.П.Козлов. В научных трудах И.Е.Марьенко «Основы процесса нравственного воспитания школьников» и «Нравственное становление личности школьника» данная проблема выступает в качестве составного компонента общего процесса нравственного воспитания школьников. В работах дана характеристика теоретических основ, этапов нравственного развития и становления личности, уровней воспитанности подрастающего поколения, предложена система мер, обеспечивающих повышение эффективности воспитательного процесса.

Интересны и научные изыскания Н.И.Болдырева, подчеркивающего: уровень нравственной воспитанности подрастающего поколения определяется степенью развития его морального сознания в соответствии с возрастными особенностями.

Проблема нравственного сознания рассматривалась в трудах О.С.Богданова, В.С.Турин, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова и др.

Значительный вклад в разработку ее теоретических основ вне
сли исследования Ш.А.Амонашвили, А.Г.Ахвердов,

И.В.Гребенников, Е.Д.Марьясис, В.А.Сухомлинский, А.Г.Хрипкова, Э.М.Черепова и др.

Отдельные аспекты рассматриваемой тематики в условиях национальных республик в 80-е годы XX века освещались И.А.Арабовым, Р.И.Байчоровой, Н.С.Верещагиной, О.Р.Кунц, Ф.Т.Кущетеровой, К.Б.Семеновым, И.А.Шоровым и др.

Определенный вклад в исследование нравственного сознания
внесли и ученые Республики Северная Осетия-Алания
Ю.А.Белогуров, С.Г.Ваниева, С.З.Габисова, Л.К.Гостиева,
Т.А.Гуриев, Э.С.Дзуцев, З.В.Канукова, З.К.Каргиева, Т.Б.Кодзаев,
В.К.Кочисов, К.В.Кулаев, А.М.Магометов, Б.А.Тахохов,

А.А.Хадарцева, А.Х.Хадикова, Х.Х.Хадиков, Е.Е.Хатаев,

З.Б.Цаллагова и др.

В работе над данной проблемой большую помощь нам оказали работы ученых, посвященные культуре и быту осетин, народов Северного Кавказа: В.И.Абаева, Р.С.Бзарова, М.М.Блиева, Ю.С.Гаглойти, Ф.Х.Гутнова, Б.А.Калоева, М.М.Ковалевского, Г.А.Кокиева, В.А.Кузнецова, В.Ф.Миллера, А.А.Магометова, Б.В.Техова, В.Х.Тменова, В.С.Уарзиати, В.Цагараева и др.

В работах Л.М.Архангельского, В.И.Бакштановского, В.А.Бачинина, Д.Ж.Валеева, Л.Б.Волченко, В.Т.Ганжина, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, В.П.Коблякова, Н.В.Рыбаковой, Ф.Б.Садыкова был заложен фундамент системного анализа понятия «нравственная культура». Следует учесть, что многие из них (Д.Ж.Валеев, Л.Н.Коган, Ф.Б.Садыков и А.К.Уледов) оценивали нравственную культуру в плане исследования нравственного сознания.

Изучение научной литературы по данной тематике выявило отсутствие обобщающих работ, в которых исследуется развитие данной проблемы в ее педагогическом аспекте; исследования вклада

7 ученых и педагогов - практиков 60-80-х годов XX века в ее решение; не использование достижений педагогики данного периода в воспитательной работе образовательных учреждений. Между тем, современная педагогика и образовательные учреждения испытывают потребность в научно-обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у студенческой молодежи тех нравственных ценностей, которые ведут к формированию ее нравственного сознания. При этом особенно важно определить реально достижимые задачи, средства и методы, выявить специфику данного процесса в соответствии с возрастом и полом учащихся.

Вопросам нравственного сознания подростков, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, выявлении их ценностных ориентации, динамики и развития нравственного сознания средствами этнокультуры до сих пор не уделялось достаточного внимания. В связи с этим проблема, поднимаемая в нашем исследовании, приобретает актуальность и требует дополнительного изучения.

Недостаток исследований, связанных с ее решением, возможность и целесообразность использования соответствующего позитивного исторического опыта отечественной науки в современных условиях определили тему нашего диссертационного исследования: «Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры».

Проблема диссертационного исследования состоит в выявлении и анализе опыта развития теории нравственного воспитания молодежи, определении возможностей и особенностей формирования ее нравственного сознания средствами этнокультуры. Решение этой проблемы и определило цель исследования.

Объект исследования - теория и практика формирования нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры.

8 Предмет диссертационного исследования - система отношений

и связей общечеловеческой и национальной культур, детерминирующих формирование высокого уровня нравственного сознания молодежи, обучающейся в среднем специальном учебном заведении.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что гармоничное сочетание общечеловеческой и национальной культур является одним из средств формирования нравственного сознания молодежи. Оно будет наиболее эффективным, если:

выявить нравственный потенциал и систему гуманистических ценностей содержания этнокультурных традиций осетинского народа и социально-профессионального пространства учащейся молодежи в условиях республики Северная Осетия -Алания;

раскрыть влияние этнических ценностных ориентации осетинского народа на формирование его сознания;

определить систему ценностей студентов колледжа, влияющих средствами этнокультуры на формирование их нравственного сознания;

разработать и внедрить в образовательный процесс среднего специального учебного заведения авторскую методику развития ценностных ориентации формирующих нравственное сознание студентов.

Цель диссертационного исследования, исходная гипотеза, объект и предмет исследования определили совокупность следующих исследовательских задач:

1. Выявить и проанализировать опыт развития теории нравственного сознания молодежи, представленный в трудах философов, психологов и педагогов предыдущих эпох и современности и существующий региональный опыт.

  1. Проанализировать с позиций историзма актуальность и возможности гармоничного сочетания национальных и общечеловеческих ценностей как одного из способов формирования нравственного сознания студентов колледжа и вуза;

  2. Определить сущность и особенности развития нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры;

  3. Разработать и внедрить авторскую методику, способствующую успешному развитию нравственного сознания студентов колледжа средствами этнокультуры;

  4. Выявить педагогические условия, методы и формы использования средств этнической культуры в процессе развития нравственного самосознания личности.

Методологическую основу исследования составили философ
ские и педагогические положения развития нравственного сознания,
анализ трудов классиков и современных педагогов и философов
(Р.Декарт, Я.А.Коменский, Дж.Локк, М.Мамардашвили, Ж.Ж.Руссо,
А.Тойнби, К.Д.Ушинский, А.Швейцер, О.Шпенглер, Э.Фромм,
К.Ясперс). Важными для нашего исследования были этнопедагоги-
ческая концепция воспитания и образования Г.Н.Волкова, труды
этнологов, освещающие вопросы национальной и общечеловеческой
культуры (С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей,

Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.А.Тишков и др.); исследования психологов, обобщающих основные положения деятельного подхода к формированию нравственной культуры (К.А.Абульханова-Славская, Л.А.Зеленов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и др.); современные исследования теории и практики нравственного сознания, методики исследования ценностных ориентации (М.Рокич).

В качестве базы исследования были выбраны Владикавказский колледж электроники и факультет социологии и психологии и эко-

10 номический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогических, философских источников научной информации, диссертационных сочинений по вопросам формирования нравственного сознания подростков; констатирующий и формирующий эксперименты, позволившие получить подтверждение выдвинутой гипотезы исследования и внедрить некоторые авторские рекомендаций и педагогических новаций в образовательный процесс среднего специального учебного заведения..

Организация и этапы исследования:

Диссертационное исследование осуществлялось с 1999 по 2006 годы в четыре этапа:

I этап - (1999 - 2000 гг.) - рекогносцировочный - изучение
философской, психолого-педагогической и социологической лите
ратуры, осуществление первичных наблюдений, их анализ и обоб
щения.

II этап - (2000 - 2002 гг.) - констатирующе-поисковый - ис
следование содержания и структуры нравственного сознания сту
дентов, выявление с помощью констатирующих методик уровня его
сформированности, определение исходных позиций исследования:
объекта, предмета, проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и
методов, понятийного аппарата.

III этап - (2002-2003 гг.) - опытно-экспериментальный -
проверка общей гипотезы исследования, моделирование и уточне
ние путей и педагогических условий формирования нравственного
сознания молодежи; конкретизация методологии, уточнение поня
тийного аппарата, изучение опыта университетов по использованию

возможностей формирования нравственной культуры студентов в ходе учебно-воспитательного процесса.

IV этап - (2003-2006 гг.) - обработка и систематизация полученных данных, уточнение теоретических положений, формулирование основных выводов, разработка и апробирование в ходе учебно-воспитательного процесса предлагаемых рекомендации, завершение работы над диссертацией.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

выявлены динамика и особенности формирования нравственного сознания у подростков (в разных пограничных возрастных группах);

определены ценностные ориентации, входящие в этнокультуру и влияющие на формирование нравственного сознания молодежи;

разработана и внедрена авторская методика выявления ценностных ориентации (на материале устного народного творчества);

составлены психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на повышение качества учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

  1. Исследовано понятие «нравственное сознание» в философском, педагогическом и психологическом смыслах.

  2. Выявлены нравственный потенциал, система гуманистических ценностей, содержащихся в этнокультурных традициях осетинского народа, и социально-профессиональное пространство учащейся молодежи в условиях республики Северная Осетия-Алания;

  3. Обозначены особенности нравственного сознания подростков (15-16 лет) - студентов колледжа.

  1. Определена и проанализирована система ценностей студентов колледжа, влияющих на формирование нравственного сознания через элементы этнокультуры (Нартовские сказания, пословицы и поговорки).

  2. Разработана и внедрена авторская методика развития ценностных ориентации учащейся молодежи (на материале устного народного творчества).

Практическая значимость исследования. Разработаны и вне
дрены в общеобразовательный процесс средних специальных учеб
ных заведений рекомендаций для учителей-предметников и психо
логов, направленные на совершенствование учебно-
воспитательного процесса и правильный выбор подростками ценно
стей, влияющих на их нравственное сознание, а в дальнейшем — и
поведение; способствующие повышению качества работы со сту
дентами всего педагогического коллектива.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, логической структурой и содержанием диссертационной работы, внедрением авторских рекомендаций, способствующих повышению качества профессиональной деятельности учителей, в образовательно-воспитательный процесс, достоверностью выводов, вытекающих из статистической обработки результатов эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Нравственный потенциал, система гуманистических ценностей и этнокультурных традиций осетинского народа, влияющих на формирование нравственного сознания студентов колледжа.

  2. Нравственное сознание - психическое отражение человеком реальности, при котором происходит его оформление в виде множества образов, символов, норм и идеалов. Именно оно включает его в ситуацию выбора ценностей, их осмысления, нравственно-

13 мотивационного отношения, помощи в анализе своих действий, поступков и характера субъективно-нравственного пространства. Это проявляется в деятельности по нравственному воспитанию студентов и характеризует субъективно нравственное пространство, в котором они живут.

  1. Целеобразующая роль нравственного сознания концентрируется на развитии целостной личности с определенной иерархией нравственных ценностей, что ведет к структурированию процессов самовоспитания и самореализации.

  2. Эффективность овладения студентами нравственными ценностями определяется непосредственным изучением ими национальной культуры.

5. Педагогическая целесообразность организации личностной
практики для проявления молодежью нравственных качеств и цен
ностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры психологии факультета социологии и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, на научно-практических и научно-теоретических конференциях в городах Майкопе (1999 г.), Пятигорске (2001, 2005), Махачкале (2002 г.). Материалы исследования были внедрены в учебно-воспитательный процесс факультета психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова и Владикавказского колледжа электроники.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (163 наименования) и приложений.

Сознание и этнокультура, понятие и взаимосвязь

Античные мыслители, в частности древнегреческий философ Плотин (III в. н.э.), заложил основы серьезной проработки темы духовной сущности и связанной с ней проблемы сознания. Плотин не только обнаружил духовный опыт, но и попытался рассказать о его содержании людям. В духовном опыте он выделяет три уровня. Первый - высший, где происходит отдохновение в Божественном. Чтобы выйти на этот уровень, надо, учил Плотин, пробудиться от своего тела, прийти к самому себе, стать недосягаемым для высшего мира. Именно так можно приобщиться к красоте, исполненной величия, испытать блаженство слияния с Божественной простотой, прожить лучшие моменты своей жизни. Но долго, а тем более вечно, находиться в этом состоянии человек не может: он с необходимостью опускается на второй уровень - рассуждения. Этот уровень, на котором человека одолевает многообразие чувств, мыслей, помыслов, связанных с жизнью «по стихиям мира сего». Третий уровень - низший. Здесь господствуют инстинкты и страсти. Сознание в структуре духовного опыта, по мнению Плотина, есть как бы возмещение нашей недостаточности, нашей несостоятельности, проявляющейся в том, что нам не дано пребывать постоянно в состоянии Божественной простоты. Если бы мы могли это делать, то жизнь духа стала бы нашей жизнью. Сознание - это своеобразный центр между двумя теневыми зонами: безмолвной, не осознающей себя жизнью нашего «я» в Боге, и молчаливый, характеризующийся бессознательностью жизни нашего тела [124. 85].

Человек имеет божественно-духовную сущность, и для того, чтобы стать тем, что он есть, он должен ощутить, пережить жизнь своего «я» в Боге, т.е. «побывать на высшем уровне своего духовного опыта, прикоснуться к святости». По Плотину, у всех людей есть способность выйти на высший уровень самих себя, на уровень Божественной мысли нашего «я», ибо до своего рождения мы были частицами духовного мира, не отделенными от него. Пробудить в себе духовное существо очень трудно, ибо занятые заботами о земных делах, о телесном, мы слабо ощущаем в себе жизнь духа, не всегда умеем отгородиться от всякого постороннего шума, от телесных желаний, для того, чтобы душа наша могла остаться наедине с Богом. Однако на высших уровнях духовного слияния, духовной простоты, где нет ни чувств, ни эмоций, ни мыслей «я» погружается в состояние безмолвия: оно просто пребывает в высшем мире, безмолвно переживая лучшие минуты жизни. Сознание, считает Плотин, дано нам для того, чтобы мы помнили: в своей обычной жизни мы отдалены от Бога, однако можно совершить переход на уровень Божественного отдохновения с целью очищения. Сознание есть своеобразная память о нашей земной ничтожности и нашей возможности достигать Божественное, становиться Божиим.

Выделив три уровня в духовном опыте человека, Плотин поместил сознание на втором, между двумя другими - высшим и низшим, где сознания нет. Следовательно, это сферы бессознательного. Высший уровень нашей жизни в Боге - это безмолвное, рефлективное блаженство, где «я» не господствует, не осознает своей автономности. Низкий уровень - молчаливая бессознательная жизнь нашего тела. Сознание находится между двумя сферами бессознательного. По Плотину, сознание - это отражение бессознательной нашей жизни в Боге. Сознание - способность воспроизвести переживание духовной простоты. Оно не связано с жизнью тела, не отражает этот низкий уровень бессознательного. Однако скажем, что Плотин не понял бы 3. Фрейда, ибо согласно Плотину, сознание не связано с теми процессами, которые протекают, например, в области сексуальных физиологических влечений [124. 86-87].

Как мы видим, высшей реальностью, единственной субстанцией у Плотина признается бы, поэтому все содержание рассуждений о сознании и личности сводилось к «выведению» того и другого из этой высшей реальности, к ссылке на зависимость их от Бога.

Наиболее отчетливо сформулировал идею сознания применительно к психике виднейший мыслитель античной философии -Аристотель. Систематически обобщив научные достижения своего времени, он выдвинул ряд тезисов, касающихся понимания сознания (душа). Душа, по Аристотелю, присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. В своем трактате «О душе» Аристотель пишет: «... душа есть причина и начало живого тела... душа есть сущность одушевленных тел». Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы. Душа имеет три различных уровня: вегетативный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Восприятие, т. е. способность иметь ощущения, характерно для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией разумной души. Ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела, но разум, разумная душа не связана с телом, она вечна. Разуму, наконец, «лучше не быть связанным с телом» [124. 123].

Приоритетная сторона античного осмысления психики заключалась в рассмотрении ее и по материалу, и по способу организации как отражения жизни космоса, т. е. как пассивного по своей сущности процесса. Что бы человек ни думал и ни чувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в свою очередь подчинены судьбе. Действие и сила мысли понималась как реализация общих законов космоса.

Более античный разум космичен и является обобщением действительного мира, выступая как синоним универсальной закономерности, проявляющейся каждый раз по-разному в психической деятельности индивидов, то в средние века разум рассматривается уже как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничего по собственному произволу. Подлинный разум трактуется как своеобразная черта бога, а человеку оставляется лишь мгновение величественного образа божественного разума.

Учитывая то, что высшей реальностью, единственно важной категорией признавался бог, то все содержание рассуждений о сознании и личности сводилось к «выведению» того и другого из этой высшей реальности, к ссылке на зависимость их от бога. Интересно, что тем не менее в недрах христианства возникает чрезвычайно особенная идея спонтанной активности души, причем понятие души включало в себя уже признак сознательности.

В творчестве выдающегося философа средних веков Фомы Ак-винского раскрываются некоторые истины, характеризующие человеческую душу как сознание.

Во многих своих трактатах (комментарии, касающиеся Аристотелевых работ «О душе», «О небе и земле», полемический трактат «О единстве разума против аверроистов») Ф. Аквинский рассуждает о чувствах, памяти и других душевных способностях, об их взаимных связях, о познании. При этом он исходит из аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы. Душа является формирующим принципом, действующим во всех жизненных прояв 18 лениях. Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи субстанция. Этим обуславливаются ее неуничтожимость и бессмертие. Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она не может быть разрушена сама по себе. Таким образом, человеческую жажду бессмертия Ф. Аквинский считает доказательством бессмертия душевной субстанции. Ф. Аквинский идет от Аристотеля, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств. Он различает вегетативную душу, присущую растениям, ее он отличает от сенситивной, которую имеют животные (чувственные восприятия, стремления и свободное произвольное движение). У человека к этому всему прибавляется интеллектуальная способность - разум. Человек имеет разумную душу, которая выполняет функции и двух низших душ. Разуму Ф. Аквинский отдает предпочтение перед волей. Если мы познаем вещи на основе их внешней реальности, а не их внутренней сущности, то отсюда вытекает кроме прочего вывод, что собственную душу мы познаем опосредованно, а не непосредственно, через интуицию [124. 234].

Педагогические предпосылки формирования нравственного сознания - включение его в ситуацию выбора ценностей

Именно нравственное развитие представляет собой то событие жизни, в котором человек обнаруживает «что он есть» и «что он не есть», иными словами, постигает подлинность своего бытия. Образно говоря, нравственный мир образует пространство, в котором человек проходит путь к самому себе. Незамысловатая с логической точки зрения тождество «я-человек» является важнейшим достижением этого пути и составляет острейшую онтологическую проблему. В нем, этом логически простом равенстве, выражается обретение человеком самого себя, своей собственной сущности, которая становится достоянием человеческого существа или общности вопреки всем превратностям существования.

Если видеть в духе путь человека к самому себе, тогда следует признать - и это принципиально необходимое признание - что нравственное развитие человека не есть нечто отличное от действительной жизни. Поскольку реальностью человеческого бытия является практика, действительность жизненного выбора и поступка, то и обретение человеком самого себя есть задача и процесс реального бытия. Нравственное развитие совершается в том же пространстве, времени, что и реальная человеческая жизнь; в тех же событиях, в которых протекает жизнь, нравственность находит свое место, появляется, развивается, терпит ущерб... Действительным содержанием сознания является реальное измерение места человека в мире. Здесь необходимо остановиться на таком виде нравственной деятельности, как внутренняя творческая поисковая работа. Молодой человек способен многообразно проявляться вовне, вступать в разнообразное общение и отношения. Но усваивает он, трансформиру 72 ет в свойства, качества, поведения собственной личности только

проходя через его личный опыт, пропускается сквозь сознание, осмысляется и перерабатывается во внутреннем диалоге. Наедине с самим собой, в своем сознании и воображении человек способен совершить творческий поиск, личное переосмысление мира, познание законов его развития, формирование мировоззрения: идеалов, взглядов, убеждений. Питаемый достижениями этнической культуры, общечеловеческими ценностями, молодой человек будет гармоничным, способным к самоанализу, самооценке, самостимулированию. Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из» первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сутью нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлениям о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал. На путях движения к нравственному идеалу подростка, юноши и девушки переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях, познание себя, определение нравственной позиции, проявление нравственной воли. Нравственные искания постоянно ставят молодого человека перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением [37. 232-236].

Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения является нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.

Заключительным компонентам нравственного сознания и поведения является нравственные навыки и привычки, которые возникают и закрепляются в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности, нравственных отношений и поведения. Наступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравственное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающимся в контроле. Сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственной личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация -порождаемое ею нравственно-чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты. Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у студентов свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения [18. 22-28].

Анализ исследования ценностных ориентации студентов среднего учебного заведения и студентов высшей школы

Целью факторного анализа является группирование признаков в факторы, объединяющие сходные признаки. Факторы характеризуются своими нагрузками - долями входящих в них признаков (их величина составляет от 0 до 1). Если нагрузки от признака на данный фактор составляет более 40 %, то обычно считается, что такая нагрузка значима. В противном случае в фактор признак не вхо 82 дит. Обычно, первый фактор имеет наибольший вес, по сравнению со следующими. Число факторов как правило меньше числа признаков, т. к. в факторном анализе нам необходимо уменьшить число параметров характеризующих систему. Поэтому, если исследуемая система описывалась N признаками, то число факторов для этой системы редко превышает 3 - 5. В классическом примере о "коэффициенте интеллектуальности" учащихся описывает один фактор вместо 6 признаков - по числу исследуемых оценок.

Широко используется т. н. вращение факторов, которое помогает интерпретировать полученные результаты. Дело в том, что на каждый фактор приходится много нагрузок от разных признаков, и выделить из них более значимые достаточно трудно. Поэтому можно провести вращение в пространстве признаков таким образом, чтобы на каждый фактор приходилось как можно меньше признаков, что сильно облегчает интерпретацию факторов.

Изложим математические модели факторного анализа на основе двух подходов:

1) основываясь на дисперсиях и коэффициентах ковариации между наблюдаемыми переменными и

2) в терминах самих наблюдаемых переменных.

С помощью этих подходов выявляются разные аспекты метода, однако необходимо понимать, что математическая модель в обоих случаях является одной и той же.

Модель в терминах наблюдаемых переменных. Рассмотрим факторную модель применительно к матрице данных (детерминированный случай). Математическая модель выражается уравнением X=FA +E

где X - Nxp матрица данных; F - Nxk матрица значений факторов; А - рхк матрица факторных нагрузок; Е - Nxp матрица остатков, к -число используемых факторов. Это число может быть задано в про 83 цессе анализа или определено разными способами после анализа.

Оно почти всегда меньше числа переменных р, а часто значительно меньше.

Для произвольного элемента матрицы данных, например расположенного в п-й строке и і-м столбце, из модели вытекает следующее соотношение в скалярных обозначениях:

Для произвольной строки х (это /?-мерный вектор статистических наблюдений) имеем x=fA +e

Уравнение является фундаментальным для всех видов факторного анализа. Оно показывает, что каждая наблюдаемая переменная (элемент вектора х) является взвешенной суммой факторов и, кроме того, члена, содержащего ошибки, или остатки. Произведение представляет собой векторную оценку х, вектор е - разность между этой оценкой и наблюдаемым вектором. Предполагается, что остатки не коррелируют с факторами. Вектор-строка / содержит факторы, а элементы матрицы А - это вклады каждой переменной в факторы.

Изложенные представления иллюстрируются на рис. 1.а. Рассматривается простой случай 3 переменных, обозначенных на диаграмме прямоугольниками. Предполагается, что переменные связа 84 ны с одним фактором, умножая который на коэффициенты ц, , , можно получить приближенную оценку переменных xl,x2,xi соответственно. Элементы ех,е2,еъ представляют собой разности между оценками и приближенными значениями.

Соответствующие основной модели уравнения в нашем примере имеют вид

Если бы оказалось, что аппроксимация наблюдаемых значений неудовлетворительна, можно было бы рассмотреть двухфакторную модель, как схематически показано на рис. l.b. Здесь каждая переменная с помощью весовых коэффициентов связана с факторами /; и

Содержательный смысл членов последнего модельного уравнения недостаточно очевиден, поэтому необходимо остановиться на его обсуждении.

Напомним, что в соответствии с уравнением и рис. 1 каждый вектор-столбец матрицы X - это переменная, для которой имеется п наблюдений (объектов). Вектор-строка матрицы X - это один объект, на котором измерены р переменных.

Тот факт, что существует только к таких свойств (к р), показывает, что в исходной матрице данных содержится некоторая избыточность информации.

Вектор / в уравнениях - это обычная вектор-строка матрицы F. Это -мерный случайный вектор, описывающий состав данного объекта в терминах гипотетических переменных, или факторов, т.е. значения факторов на данном объекте. Матрица А факторных нагрузок содержит коэффициенты, которые следует использовать для взвешивания факторов при оценке значения данной переменной. Вектор-столбец матрицы А можно рассматривать как набор коэффициентов, описывающих состав фактора в терминах исходных переменных. Из этого частного представления следует, что фактор является линейной комбинацией исходных переменных. Это утверждение используется в методе главных компонент.

В общем случае наличия р переменных и к факторов систему уравнений можно переписать следующим образом: должно быть равно р, по одному для каждой переменной. Выражение представляет собой регрессию переменной х, на факторы

Л Л --- Л с остатком et. Разница между данной и обычной регрессией состоит в том, что факторы непосредственно не наблюдаемы. В остальном все предположения и результаты регрессионной модели имеют место в данном случае. Линейная комбинация

Ci=a,\f\+ai2f2+...+aikfk называется общей частью переменной хп так как эта доля переменой некоторым образом связана с другими переменными благодаря их связям с факторами. Обычно считается, что остаточный член е, является суммой двух некоррелированных частей st и є,: Е, - это погрешность измерений, a s, - специфическая часть переменной х,; s, является той долей переменной хп которая не связана ни с влиянием факторов, ни с ошибками измерений. Под ошибками измерений понимают ошибки, которые имеют место при многократном измерении свойства на одном и том же объекте; общеизвестно, что результаты каждого такого измерения всегда различны.

LINK4 Рекомендации педагогическим работникам (по результатам исследования ценностных предпочтений у подростков двух возрастных категорий (15-16 и 17-18 лет)) LINK4 .

Использование ведущих ориентационных ценностей ребят (здоровье, счастливая семейная жизнь, познание, наличие хороших

1 и верных друзей) для мотивации образовательно-воспитательного процесса;

2. Формирование у студентов понятий, пропагандирующих здоровый образ жизни;

3. Анализировать и учитывать данные о том, насколько широк разброс предпочтений тех или иных ценностей в группах ребят отличающихся друг от друга по тендерному признаку. Говоря о ген-дерном признаке, следует учитывать разные условия социализации, в которых развиваются мальчики и девочки, что, соответственно, формирует у них разное отношение к тем или иным ценностям.

4. Необходимость проведения педагогической консультации со студентами с помощью чего указать, на какие ценности необходимо обратить внимание.

5. Кроме того, формирование условий для приобщения студентов разной этнической социализации к культуре осетин, способствующее познанию другой культуры через собственную.

6. Знание учителями особенностей нравственных ценностей

осетин.

С учетом полученных данных возможно формирование не только ближайших, но и отдаленных перспектив обучающихся, так как без дальнейшей временной перспективы человек больше подвержен влиянию случайных факторов.

Теоретические и практические положения данного исследования позволили нам придти к следующим выводам.

1. Использование методов диагностики и прогнозирования нравственных ценностей в контексте воспитательного процесса дает возможность более глубже постичь внутренний мир студента.

2. На основе анализа нравственного сознания студентов разработаны методические и дидактические положения для использования этнопедагогических материалов в процессе воспитания, использования потенциальных воспитательных возможностей народной педагогики в нравственном воспитании студентов оказывают существенное влияние на формирование нравственного сознания студентов, динамики развития нравственных ценностей.

3. Использование психолого-педагогических рекомендаций учителям и воспитателям, основанных на научном эксперименте и влияющих на учебно-воспитательный процесс.

Выводы

Исследования данной главы позволило прийти к следующим выводам: для студентов колледжа значимыми ценностями являются: здоровье, материальная обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей и жизненная мудрость; для студентов вуза - здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь и счастливая семейная жизнь, т.е. на основании сравнительного анализа отметим, что есть факты ценностных отличий для студентов колледжа (на основании четырехэтапной методики) результирующими рангами оказались: семья, интеллект, уверенность в себе и созидание. Здесь мы наблюдаем динамику: если после исследования ценностных ориентации выявлены: здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей и жизненная мудрость, то после проведения анализа нравственных ценностей выявлены следующие: семья, интеллект, уверенность в себе и созидание.

Таким образом, формирование нравственного сознания:

1) активизирует ценностно-смысловой компонент сознания и личности студента, побуждает к осмыслению этнических и общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, соб 133 ственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентации;

2) дает представление о внутреннем мире человека (его духовно-нравственной, эмоционально-волевой и познавательной сферах), о его месте в окружающем мире (природе, социуме, времени);

3) приводит к осознанному усвоению знаний и понятий о культуре своего народа и духовных ценностях;

4) учит выделению, анализу и оценке духовно-нравственного аспекта действительности, поведения, отношений с точки зрения эталонов и образцов, представленных в этнической культуре;

5) формирует у студентов приемы и способы организации познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности, устойчивых форм поведения в соответствии с имеющимися у них индивидуальными особенностями студентов и усвоенными национальными образцами и нормами;

6) на основе самопознания, самоотношения и самооценки личность переходит к элементам саморазвития личности;

7) познание себя и уверенность в себе способствует переходу личности к активной учебной и коммуникативной деятельности.

Как показало наше исследование, для успешного формирования самосознания личности необходимо:

1. Выявить нравственный потенциал, систему гуманистических ценностей и этнокультурных традиций, оказывающих влияние на формирование нравственного сознания студентов, концентрируясь на развитии целостной личности с определенной иерархией нравственных ценностей, элементов самовоспитания и самореализации. Эффективность овладения нравственными ценностями определяется непосредственным изучением студентами национальном культуры.

Похожие диссертации на Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры