Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Левченко Юлия Александровна

Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания
<
Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Левченко Юлия Александровна. Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Воронеж, 2006 236 с. РГБ ОД, 61:07-13/89

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания 12

1.1 Теоретико-методологические аспекты проблемы развития духовности личности подростка 12

1.2 Особенности подросткового возраста как сензитивного периода развития духовности личности средствами музыкально-эстетического воспитания 32

1.3 Модель развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического

воспитания 60

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания 80

2.1 Проблемы развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания в современной педагогической практике 80

2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания 102

2.3 Педагогические условия развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания 150

Заключение 164

Список литературы 167

Приложения 187

Введение к работе

Актуальность исследования. Существенные общественно-политические и социокультурные преобразования, произошедшие в нашей стране, представляют собой радикальные изменения образа жизни, системы ценностей и сознания людей. Они выразились в нарастающем расслоении общества по экономическим возможностям потребления культурных благ, резком сокращении числа культурно-просветительных учреждений, в свёртывании их финансирования.

Адаптация культурной сферы к рынку наполнила её новым, во многом противоречивым содержанием. С появлением новых форм собственности и источников финансирования культурио-досуговых программ, нередко наблюдается падение уровня исполнительского мастерства, появление низкопробных в художественном отношении произведений, слабая реализация воспитательного потенциала музыкального искусства.

Следствием этого, как отмечается в социологических исследованиях, является вытеснение эстетических потребностей, ценностей иа последние места в иерархии основных содержательных компонентов сознания молодёжи, а на первый план выходят прагматизм и навыки вычисления, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и к человеку вообще, пренебрежение нравственными ценностями. Ситуация такова, что о духовном состоянии общества, особенно молодёжи, мы можем судить по двум параметрам. Первый -рост преступности, который перешёл все мыслимые пределы, особенно среди подростков. Второй - детское одиночество как результат деструкции социальных связей. Всё это является результатом отсутствия адекватных духовных противовесов возрастанию негативных явлений в обществе. Поэтому с особой остротой стоит задача актуализации процесса развития духовности подростков.

Степень разработанности проблемы. В психологической и
педагогической литературе проблема, связанная с развитием духовности
личности в контексте культуры, через призму ценностного подхода
рассматривается в работах Е.В. Бондаревской, Е.П. Белозерцева,
Т.И. Власовой, И.А. Колесниковой, Л.П. Разбегаевой, Н.Е. Щурковой и др.
Рассматриваемые личностно-ориентированные культурологические

концепции основаны на человекоцентрированнои позиции, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.

Проблема духовности как социокультурного явления раскрывается в работах И.А. Соловцовой, Н.М. Борытко, Б.С. Братуся и др. В них отмечаются различия психологических оснований развития духовности в православной и светской педагогике, рассматривается тенденция поиска «точек соприкосновения» между различными педагогическими парадигмами.

Процесс развития духовности, с точки зрения антологического
подхода к личности, его сущности как целостности,

рассматривается в работах Л.М. Лузиной, Н.Н. Никитиной и др.

Исследованием воспитательных возможностей музыкального искусства занимались Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, В.В. Медушевский, Г.М. Цыпин, А.С.Петелин и др.

Тем не менее, в условиях общественных преобразований вопрос развития духовности личности подростка требует дальнейшего изучения. К настоящему времени выявлен ряд противоречий:

между процессом технократизации общества и падением его духовности, нравственных, моральных, этических, эстетических ценностей;

между необходимостью поворота общества к духовности, его ориентации на духовно-развитую личность и отсутствием

5 педагогических условий в образовательных учреждениях для развития духовности личности подростка;

между увеличением просветительных и воспитательных возможностей средств массовой информации и массовой реализацией низкопробных в художественном отношении культурно-досуговых проектов;

между большими возможностями музыкальной культуры в плане развития духовности подростков и недостаточным использованием этих возможностей в воспитательном процессе.

Выявленные противоречия позволили определить тему настоящего исследования: «Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания».

Проблема исследования - выявление педагогических условий становления и развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - развитие духовности личности подростка.

Предметом исследования являются педагогические условия развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута гипотеза, о том, что эффективность развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания обеспечивается, если:

раскрыто содержание понятий «духовность», «музыкально-эстетическое воспитание» применительно к процессу развития духовности личности подростка; определены направления процесса развития духовности личности подростка;

определена совокупность средств музыкально-эстетического воспитания, способствующих реализации данных направлений;

проанализированы возрастные особенности подростков и их влияние на развитие духовности личности средствами музыкально-эстетического воспитания;

разработана модель развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания;

выявлены педагогические условия, необходимые для развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания.

Для достижения цели исследования и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятий «духовность», «музыкально-эстетическое воспитание» применительно к процессу развития духовности личности подростка. Определить направления развития духовности личности подростка.

  2. Определить совокупность средств музыкально-эстетического воспитания, способствующих реализации данных направлений.

  3. Проанализировать новообразования подросткового возраста, позитивно влияющие на развитие духовности личности средствами музыкально-эстетического воспитания.

  4. Разработать и экспериментально проверить модель развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания.

  5. Выявить педагогические условия, способствующие развитию духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания.

Методологической основой исследования являются основные положения системного (А.Н. Аверьянов, B.C. Манешин, Ю.П. Сокольников и др.), деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), культурологического

7
(Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, И.Ф. Исаев и
др.) и личностыо-ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков,
И.С. Якиманская, В.А. Сластёнин и др.) подходов, исследования
воспитательных возможностей влияния музыкального искусства на
развитие духовности личности человека (Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая,
В.В. Медушевский, Г.М. Цыпин, А.С. Петелин и др.); психологические
исследования возрастных особенностей подросткового возраста
(Д.И. Фельдштейн, A.M. Прихожан, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина,
В.Н. Колюцкий, Т.В. Умнова и др.); исследования условий организации
воспитательного процесса (Л.И. Маленкова, И.А. Колесникова,

И.А. Соловцова и др.).

Особенности исследования обусловили выбор методов, адекватных задачам и предмету исследования:

теоретические (анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта учителей - музыкантов);

эмпирические (наблюдение, экспертные оценки, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ продуктов деятельности подростков).

Базой исследования являются муниципальные образовательные учреждения - гимназия имени Басова, СОШ № 28, хоровая студия «Тоника» Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детства и юношества Центрального района города Воронежа. Исследованием было охвачено 320 подростков.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыто содержание понятий «духовность», «музыкально-
эстетическое воспитание» применительно к процессу развития духовности
личности подростка;

- определены средства музыкально-эстетического воспитания,
направленные на развитие духовности личности подростка;

проанализированы особенности подросткового возраста, позитивно влияющие на развитие духовности личности средствами музыкально-эстетического воспитания;

выявлены педагогические условия, способствующие развитию духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие теории музыкально-эстетического воспитания; определены содержание, основные направления, методы развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания, выявлены педагогические условия реализации данного процесса. Разработана модель развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания, которая может являться теоретической основой организации процесса развития духовности подростков.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты
исследования используются при организации учебно-воспитательного
процесса в хоровой студии «Тоника» Дома детства и юношества
Центрального района г. Воронежа. Теоретические положения, результаты
исследования, а также учебно-методическое пособие «Развитие
духовности подростков средствами музыкально-эстетического

воспитания» могут быть использованы для организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Применительно к процессу развития духовности личности подростка понятие «духовность» определяется как интегративное качество личности, включающее совокупность интеллектуальных, эмоциональных, этических, эстетических свойств, выражающихся в потребности и способности воспроизводить и транслировать усвоенные «общечеловеческие» нормы

9 жизни и социального поведения, направленные на действия во благо других и самосовершенствование.

Процесс развития духовности личности подростка осуществляется по четырём направлениям: освоение общечеловеческих ценностей; изучение мировой и национальной культуры; познание самого себя; ориентация на позитивное отношение к Другому человеку, окружающему миру.

2. Музыкально-эстетическое воспитание - это ценностно-смысловое
взаимодействие субъектов, включённых в музыкально-творческую
деятельность, направленное на развитие духовности личности и
способствующее выработке и совершенствованию способности
воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в
искусстве и жизни, активно участвовать в творчестве, созидании по законам
красоты музыкально-эстетическими средствами.

Средствами музыкально-эстетического воспитания являются: специально подобранный музыкальный репертуар, включающий различные пласты музыкальной культуры (фольклор, духовная музыка, классическое наследие, произведения современных композиторов); музыкально-теоретические и историко-культурные знания в области музыкального искусства; средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, и т.д.).

3. Новообразованиями подросткового возраста, позитивно
влияющими на развитие духовности личности подростка средствами
музыкально-эстетического воспитания, являются: развитие психических
функций (повышенная эмоциональность, стремление к идеалу),
способствующее развитию нравственных, гражданских, эстетических
чувств, эмоциональной отзывчивости на окружающую действительность;
качественные изменения в интеллектуальной сфере (формирование
абстрактного, теоретического и др. видов мышления), способствующие
развитию самосознания подростков, усвоению общечеловеческих

10 ценностей; чувство взрослости, которое при создании определённых педагогических условий способствует развитию самоконтроля, самокритичности, способности к взаимодействию; становление Я-концепции, позволяющее развить способность к самооценке, самоанализу, рефлексии, саморазвитию.

4. Модель развития духовности личности подростка средствами
музыкально-эстетического воспитания включает цель (развитие
духовности личности подростка), задачи (обеспечение понимания и
усвоения подростками общечеловеческих ценностей, правил
взаимодействия с окружающим миром; формирование у подростков
ценностных ориентации, жизненных установок в соответствие с
общественными нормами; стимулирование саморазвития воспитанников),
соответствующие каждому уровню (фрагментарному, устойчивому,
динамическому) развития духовности личности подростка. В модели
обозначены формы (музыкальные лектории, концерты, музыкальные
гостиные и т.д.), методы (включение в коллективную творческую
деятельность, убеждение, анализ результатов деятельности,
эмоциональное стимулирование, включение в социальную практику
(Н.М. Борытко), демонстрация достижений, наставничество, музыкально-
эстетическое просвещение, положительный пример) и средства
педагогической деятельности (специально подобранный музыкальный
репертуар, музыкально-теоретические и историко-культурные знания в
области музыкального искусства, средства музыкальной
выразительности), которые обеспечивают развитие духовности личности
подростка по указанным направлениям.

5. Педагогические условия (обеспечение сочетания учебной,
просветительской и благотворительной деятельности подростков;
создание разновозрастного хорового коллектива; сохранение
преемственности, традиций коллектива; подбор соответствующего
репертуара; высокий уровень развития духовности личности педагога)

обеспечивают позитивную направленность музыкально-эстетического воспитания, способствующего развитию духовности личности подростка.

Апробация: результаты исследования и его основные положения отражены в тезисах выступлений автора на конференциях: Межрегиональная научно-методическая конференция «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж - 2004 г.), пятая Межрегиональная научно-практическая конференция (Воронеж - 2005 г.), шестая Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж: - 2006 г), пятая Международная научно-практическая конференция «Формирование социально активной личности - основа развития гражданского общества» из серии «Образование -XXI век» (Воронеж - 2005 г.).

Теоретико-методологические аспекты проблемы развития духовности личности подростка

Проблема духовности в условиях развития современного общества является одной из сложных и актуальных проблем всех сфер знаний: философии, социологии, педагогики, психологии и др. К ней обращались многие исследователи: В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, В.В. Знаков, Б.С. Братусь, В.А. Понамаренко, Т.А. Флоренская и др.

На основе исследований отечественных и зарубежных педагогов, философов и психологов сформировался значительный пласт научных знаний, позволяющий ближе подойти к сформулированной проблеме. Её раскрытие начинается с определения базового понятия исследования -«духовность».

«Духовность» - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии, где связывалось с действием самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежат функции творения и определения судеб мира и человека. В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, характеризующих сферу сознания, разума, так и в социокультурной сфере человека. В научных исследованиях психической сознательной деятельности оно практически не используется в силу своей «неоперациональности». Вместе с тем в последние годы это понятие стало часто употребляться в различных концепциях. Но его определение по-прежнему остаётся дискуссионным.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова [76, с. 40] понятие «духовность» имеет следующие значения: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряжённость человека в своих стремлениях с Богом.

В педагогическом энциклопедическом словаре [131, с. 81] «духовность» рассматривается как понятие, обобщённо отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него. Понятие «духовность», образованное от слова «дух», обнаруживается в обращённости человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремлённости человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу.

В современном словаре по педагогике под редакцией Е.С. Рапацевича [156, с. 212] «духовность» трактуется как выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других». С категорией «духовность» соотносятся потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Сходное определение «духовности» даётся в словаре по социальной педагогике под редакцией Л.В. Мардахаева [104, с. 88]. В нём же рассматривается понятие «духовное воспитание» [104, с. 44] как воспитание души; духовной культуры. Оно отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию человека в определённой культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства.

В психологическом словаре - справочнике под редакцией М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [53, с. 117] «духовность» рассматривается как высшая сторона внутреннего мира, которая проявляется в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря духовности равнозначна потере человечности. Длительный кризис духовности у отдельной личности ведёт её к деградации. Духовность несовместима с чёрствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды. Духовность может быть осознанной, осмысленной как проявление интеллигентности. Может быть частично не осознана - о таком человеке говорят: сердечный, добрый, искренний от природы.

В Большом толковом словаре по культурологии под редакцией Б. И. Кононеико [80, с. 131] «духовность» трактуется как специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. «Духовность» рассматривается как определённая позиция целостного сознания, нравственного, политического, религиозного, эстетического. Ведущую роль эта позиция занимает в сфере моральных отношений. «Духовность», равно как и «дух», «духовное», является главной категорией философско-теологической мысли, поэтому в религиозной этике духовность связывается с внутренней чистотой и умиротворённостью, со скромностью и послушанием. Однако, на наш взгляд, духовность следует рассматривать шире, в социальном плане как продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке». Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, по сути, теми качествами, которые возвышают личность над собственными физиологическими потребностями. В современной отечественной педагогике вопросами, связанными с проблемой духовности, занимались Е.В. Бондаревская, Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.П. Разбегаева, Н.Е. Щуркова, И.А. Соловцова, И.В. Силуянова, СБ. Крымский и др. И.А. Соловцова рассматривает понятие «духовность» в рамках светских философско-педагогических концепций. Она определяет данное понятие следующим образом: а) в социальном плане - часть менталитета народа; в этом смысле понятие «духовность» сопоставимо с такими понятиями, как «дух народа», «национальный характер»; б) в индивидуальном плане - свойство отдельного человека, то, что составляет его истинно человеческую сущность и определяет характер его бытия в мире и способность к саморазвитию [173, с. 8-9].

Особенности подросткового возраста как сензитивного периода развития духовности личности средствами музыкально-эстетического воспитания

Решение проблемы развития духовности личности подростка непосредственно связано с особенностями данного возраста. Важным звеном исследования является изучение характерных особенностей этого периода, так как знание психических и физиологических особенностей подростков позволит наиболее эффективно организовать воспитательный процесс.

Возрастные особенности - это специфические свойства личности, индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития... Возрастные особенности образуют определённый комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида [149]. Естественно, что каждый человек отличается присущими только ему свойствами, однако, в отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства людей. Рассмотрим общие закономерности возрастного и психофизиологического, умственного развития подростков. Подростковый возраст - это этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Существуют различные классификации данного периода. Основываясь на исследованиях О.О. Петровой и Т.В. Умновой, подростковый возраст охватывает промежуток от 10-11 до 14-15 лет [135].

Подростковый возраст имеет свои особенности, главной из которых являются качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Они последовательно охватывают четыре сферы: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Описывая новообразования подросткового периода, И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий определяют следующие зоны развития в подростковом возрасте:

1) пубертатное развитие (пубертат - период резкого ускорения физического или любого другого развития или созревания): тело ребёнка претерпевает значительные изменения, что влечёт за собой необходимость реконструкции телесного образа «я» и построения мужской или женской «родовой» идентичности;

2) когнитивное развитие: развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы;

3) социальная адаптация: подростковый период также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации (процессе становления личности через усвоение индивидом социального опыта, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу [48, с. 171], так как преобладающее влияние семьи постепенно сменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определённого статуса;

4) становление идентичности: в течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе самом и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основных направления развития: осознание временной протяжённости собственного «я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (выбор профессии, половой поляризации, идеологических установок) [75].

Закономерности органического созревания мозга и некоторых психических процессов и свойств, характерных для определённого возрастного периода, создают благоприятные условия для развития тех или иных качеств человека.

Задача нашего исследования, - учитывая особенности подросткового возраста, рассмотреть данный период как сензитивный для развития духовности личности с помощью средств музыкально-эстетического воспитания. При рассмотрении мы будем учитывать все четыре зоны развития подросткового периода, отмеченные И.Ю. Кулагиной и В Н. Колюцким.

В подростковом возрасте морфологическое развитие происходит неравномерно: пубертатный скачок сначала затрагивает внутренние органы, а мускулатура развивается позднее. Эти временные диспропорции могут быть приняты за окончательные, поэтому для подростков характерны воображаемые физические недостатки. В этот период у них возрастает тревожность, озабоченность и неудовлетворённость, связанная с их внешностью.

В связи с изменениями, происходящими во внутренней среде организма, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъёмом энергии, а с другой, - повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственные или физические переутомления, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания могут стать причиной нервных расстройств. Отсюда - тревожность, агрессия, дезадаптация в повседневной жизни. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Подросток, приспосабливаясь к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, начинает искать идеалы, на которые он стремится быть похожим. В младшем подростковом возрасте - это конкретный идеал, отражающий не столько качества личности, сколько типичные обобщённые поступки, в которых эти качества проявляются. Подросток выделяет преимущественно внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и поступков. В более старшем возрасте данная ситуация меняется. Идеал создаётся из достоинств разных людей. Как отмечают О.О. Петрова и Т.В. Умнова, к качествам, занимающим доминирующее положение среди достоинств, привлекающих подростков в людях, относятся нравственные качества (среди них большое место занимают товарищеские качества) и качества мужественности (среди них важное место занимают волевые качества) [135].

Повышенная эмоциональность, чуткость подростков, стремление к идеалу позволяет сделать вывод, что подростковый возраст - наиболее благоприятный период для развития их чувственной сферы, а именно таких чувств, которые необходимы для духовного развития человека -нравственные, гражданские, эстетические и др. Положительный фактор в данном процессе - музыкально-эстетическое воспитание. Важным моментом здесь является знание тех психофизиологических процессов, которые протекают в нашем мозге в процессе восприятия музыкального произведения.

Проблемы развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания в современной педагогической практике

Анализ проблемы, касающейся музыкально-эстетического воспитания подростков как основы формирования их культуры, духовного и нравственного становления, позволил установить, что она относилась к числу наиболее актуальных проблем ещё в 70-е годы XX столетия.

Научно-технические, социальные изменения, происходящие в обществе в это время, повысили роль музыкально-эстетического воспитания, способствующего всестороннему развитию личности. Поэтому данной проблеме уделялось большое внимание.

Несмотря на строгую идеологизацию данного процесса, что значительно ограничивало его содержание, были широко представлены культурно-просветительские учреждения. К середине 70-х годов в России существовало 1323 музея, которые посещало за год 133 млн. человек. В 1970 голу в стране имелось 128 тысяч массовых библиотек с книжным .и журнальным фондом 1307 млн. книг и журналов, 536 книг на 100 человек, а в 1976 году - 131 тысяч библиотек, фонд которых составлял более 1,5 млрд. книг и журналов, на 100 человек приходилось уже 603 книги. Кроме этого, работало 573 театра, в том числе 42 театра оперы и балета, 154,2 тысячи киноустановок, 135,4 тысячи клубных учреждений. Ежегодно в театрах и концертных залах бывало 245 млн. человек, а среднее число кинопосещений колебалось от 4,5 млрд. до 4,7 млрд. человек в год [198].

Функционирование большого числа просветительных учреждений способствовало расширению у подростков общего кругозора, повышению культурного уровня, формированию мировоззрения.

Музыкальному воспитанию как одной из составляющей эстетического воспитания, способствующей развитию художественного вкуса, формированию эстетических взглядов и суждений, развитию способности воспринимать, любить и понимать прекрасное, придавалось особое значение в развитии подрастающего поколения. Однако, как отмечал Р.Г. Рабинович, противоречие этого периода заключалось в том, что с течением времени отмечался всё больший интерес подростков к музыке, однако этот процесс был мало связан со школьным преподаванием. Об этом свидетельствуют исследования 1972 - 1977 годов [151, с. 53].

Было замечено, что, с возрастом, престиж уроков музыки среди школьников резко падал. Уже в 4 - 6 классах эти уроки нравились не более 5% учащихся. В то же время, от класса к классу росло число подростков, выбирающих музыку в качестве любимого вида искусства. О слабом влиянии школьного преподавания данного предмета на музыкальные интересы учащихся свидетельствовал тот факт, что музыке отдавалось предпочтение среди остальных видов искусств именно в тех классах, в которых преподавание музыки давно уже было завершено.

Сопоставление результатов опросов в течение 1972 - 1977 годов показывает, что в отношении подростков к музыке произошли основательные изменения [151]. Меньше стал процент одинаковых массовых предпочтений в музыке, что свидетельствует об индивидуализации музыкальных вкусов, расширении кругозора молодёжи в этой области искусства. Таким изменениям способствовали социальные факторы и, в первую очередь, средства массовой информации.

Существенные изменения были замечены также и в направленности музыкальных интересов и вкусов школьников. За несколько лет произошла буквально переориентация интересов подростков от серьёзной классической музыки к лёгкой эстрадной. Так, если в 1968 году симфоническая и оперная музыка нравилась 82 % подростков, то в 1972 году - 72 %, а в 1977 - всего 47 % [151, с. 55]. Соответственно прибавилось число школьников, выбирающих эстрадную музыку.

Как писал Р.Г. Рабинович, изменение музыкальных вкусов и интересов молодёжи свидетельствовало о том, что всё больше они попадали под влияние средств массовой информации. Результаты этого влияния были не однозначны.

Расширились возможности знакомства подростков с классической музыкальной культурой, способствовавшей разнообразию вкусовых предпочтений. Однако наблюдалось всё большее увлечение лёгкой музыкой и падение интереса к музыкальной классике с богатым воспитательным потенциалом, способствующим духовному и нравственному становлению личности подростка.

Исследования конца 70-х годов, проведённые социологической лабораторией Института художественного воспитания АПН СССР во многих городах, областях и республиках страны, показали, что прекращение обязательного музыкального воспитания школьников в старших классах явилось отрицательным фактом. Социологические исследования показали, что если в ответах учащихся (по седьмой класс включительно) встречались названия музыкальных сочинений русских и западных классиков, советских композиторов, названия опер, балетов, сонат, романсов, то в ответах восьми-, девяти-, десятиклассников исчезло даже упоминание о классической музыке. Ответы касаются названий произведений лёгкой эстрадной музыки [117].

Кроме того, практика показала, что факультативное преподавание курса «Основы музыкального искусства», введённое в старших классах в большинстве городов и областей, не нашло широкого распространения, осуществлялось в небольшом количестве школ и охватывало малое число учащихся. Так, в Москве из более, чем тысячи школ музыкальные факультативные занятия проводились лишь в тридцати-сорока школах [117].

Такая непопулярность музыкальных факультативов объяснялась тем, что в школах не создавалось должного отношения к этому курсу. Параллельно шли факультативные занятия по другим учебным дисциплинам, необходимым учащимся для поступления в вуз.

Назрела необходимость восстановить обязательные уроки музыки в старших классах как необходимое средство всестороннего развития подростков. Специальным решением коллегии Министерства просвещения СССР от 4 декабря 1970 года Институту художественного воспитания АПН СССР было предложено разработать экспериментальную программу по музыке с первого по десятый класс. Такая программа была создана. В ней предусматривалось выявление органических связей музыкального искусства с другими видами искусств и историей, исторический экскурс в эпоху, в которую жял и творил тот или иной композитор, синхронный анализ музыкальных сочинений и отражённых в них литературных творений, эмоциональное осознанное восприятие музыки [36].

Опытно-экспериментальная работа по развитию духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания

Представленная модель развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания легла в основу опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа ставила перед собой следующие задачи в соответствии с целью нашего исследования: - выявить у подростков уровень развития духовности личности в ходе анализа применяемых методик; - соотнести конкретное содержание работы с моделью развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания и определить, насколько практика соответствует предварительно разработанным теоретическим предпосылкам; - выделить и обосновать педагогические условия, способствующие обеспечению эффективного процесса развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания. Опытно-экспериментальная работа по развитию духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания проводилась автором диссертации с 2002 по 2006 год на базе муниципальных образовательных учреждений - гимназии имени Басова, СОШ № 28, хоровой студии «Тоника» Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детства и юношества Центрального района города Воронежа (МОУДОД ДДиЮ). Экспериментальную и контрольную группу составили подростки хоровой студии «Тоника» МОУДОД ДДиЮ города Воронежа общей численностью 54 человека в возрасте от 11 до 15 лет: из них - 28 подростков в экспериментальной группе и 26 - в контрольной.

Всего в эксперименте (констатирующем и формирующем) приняло участие 320 подростков. Задачей констатирующего эксперимента (2002 год) было определение уровня развития духовности личности подростка на современном этапе. С учётом определения понятия «духовность», данного автором, а также системы оценивания степени развития духовности личности подростка, приведённой в модели, критериями являлись личностные качества подростков, которые проявляются в следующих сферах: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляционной, предметно-практической, экзистенциальной; характер деятельности, поведение, поступки; результаты (продукты) деятельности подростков. Для решения задачи констатирующего эксперимента мы использовали следующие методики: І.Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра[143]. 2. Диагностику духовно-нравственной самооценки человека Дембо-Рубинштейн (в модификации М.В. Пронина) (Приложение №1); 3. Опросник для измерения художественно-эстетической потребности подростков B.C. Аванесова [143]. 4. Экспресс-диагностику эмпатии И.М.Юсупова [143]. 5. Модифицированный тест на определение силы воли Р.С. Немова (Приложение 2). 6. Модифицированный тест на определение личностного роста подростков П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова (Приложение 3). 7. Тест для определения основных мотивов выбора профессии О.Ф. Потёмкиной, Е.В. Потёмкина (Приложение 4). 8. Анкету для родителей «Деятельность вашего ребёнка и её результаты» (Приложение 5). Данные методики использовались в констатирующей и формирующей части эксперимента как инструмент исследования уровня развития духовности подростков. Мы использовали тесты для определения уровня развития личностных качеств подростков и характера деятельности вне школы. Для проверки эффективности разработанной модели был проведён формирующий эксперимент. Цель - проверка гипотезы нашего исследования об эффективности развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания на основе разработанной модели. Для достижения этой цели в процессе формирующего эксперимента решались следующие задачи: - использование разработанных форм, методов и средств для развития духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания, показать эффективность их применения в практической работе; - выявление педагогических условий, способствующих развитию духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания. Решая поставленные задачи опытно-экспериментальной работы в целом, мы учитывали четыре направления развития духовности личности. Для определения уровня развития духовности личности подростка, мы придерживались критериев системы оценивания, представленной в модели. В целях изучения интеллектуальной сферы индивидуальных качеств подростков, нами была использована методика Р. Амтхауэра, позволяющая измерить различные аспекты умственной деятельности человека. Выборка составила 320 подростков. Нас интересовали роль интеллекта в развитии духовности личности подростка.

Используемый нами тест позволил определить уровень интеллектуального развития подростков по измерению девяти функций интеллекта: 1. самостоятельность мышления, чувство реальности, здравый смысл, что необходимо для формирования внутренней независимости подростков от внешних влияний, выражающейся в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов; 2. индуктивное речевое мышление, способность точно выражать словесные значения, способность чувствовать, что необходимо для адаптации в социальном обществе, понимания и освоения национальной культуры и культуры других народов, способствующей интериоризации общечеловеческих ценностей, уважению человека любой культуры; 3. способность комбинировать, подвижность мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, что способствует формированию навыков анализа жизненных ситуаций, рефлексии; 4. способность к абстракции, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей, что способствует формированию у подростка сознательного отношения к своим действиям, умения оценивать характер поступков с нравственной точки зрения.

Похожие диссертации на Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания