Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Барабанова Ирина Ильинична

Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века
<
Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барабанова Ирина Ильинична. Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 2007 195 с. РГБ ОД, 61:07-13/1305

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-теоретические предпосылки исследования проблем эстетического воспитания в системе среднего и высшего образования 16

1.1. Понятийно-терминологическое обеспечение эстетического воспитания в условиях среднего и высшего педагогического образования (конец 1950-х-1990-е гг.) 16

1.2. Исследование вопросов системы эстетического воспитания личности 38

1.3. Определение цели эстетического воспитания личности 53

1.4. Подходы и методы исследования вопросов системы эстетического воспитания личности 64

Выводы по первой главе 77

Глава 2. Исследование основных факторов и условий эстетического воспитания личности в условиях средней и высшей школы 88

2.1. Разработка вопросов среднего и высшего педагогического содержания эстетического воспитания и образования личности в системе образования 88

2.2. Проблема принципов, организационных форм, методов, средств, способов деятельности и условий эстетического воспитания личности в условиях средней школы и высшего педагогического образования 115

2.3. Проблема мониторинга при реализации модели эстетического воспитания в системе непрерывного педагогического образования 136

Выводы по второй главе 154

Апробация и внедрение 162

Заключение 163

Список литературы 168

Введение к работе

В условиях перехода России к рыночной экономике воспитательные функции образования были сведены к минимуму. В результате в обществе, особенно в молодежной среде, произошли переоценка духовных ценностей и нравственных норм, ориентация на прагматизм и меркантильность как критерии успеха, стали проявляться социальная апатия, безразличие к судьбе страны. Кризисное состояние общества отразилось и на общественном сознании, что повлекло усиление негативных тенденций в состоянии общей культуры и, соответственно, в образе жизни россиян, частью которых были восприняты ложные стереотипы низкой значимости духовных и эстетических ценностей.

В связи с этим проблема совершенствования эстетического воспитания личности приобрела особую актуальность.

К настоящему времени осмыслено, что современное воспитание должно содержать общегуманистическую составляющую, что в школах и вузах оно должно быть ориентировано на духовное становление личности будущего специалиста. В связи с осознанием необходимости гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания назрела необходимость воспитания новой личности, с высоким уровнем общей и эстетико-художественной культуры, поэтому появилась востребованность обществом, всеми учебными заведениями, системой повышения квалификации теоретических и практических разработок эстетического воспитания и образования. Следовательно, появилась необходимость обращения к исследованиям по эстетическому воспитанию.

Отечественной педагогикой в этой области накоплен богатейший опыт. Казанскими учеными, главным образом кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета (КГУ), во второй половине XX в. на теоретическом и практическом уровне была разработана система эстетического воспитания учащихся, студентов, в том числе будущих учителей, которая, однако, остается недостаточно востребованной как преподавателями различных учебных заведений, так и учеными-педагогами.

Осмысление этого наследия выступает в настоящее время как объективная необходимость и потому, что труды казанских ученых второй половины XX в. по эстетическому воспитанию и образованию в их совокупности не подвергались до сих пор специальному изучению и в современной педагогике нет полного представления об истинном вкладе этих ученых в теорию и практику эстетического воспитания.

Таким образом, актуальность темы исследования вызвана несколькими противоречиями:

  1. Современное развитие общества демонстрирует, с одной стороны, последствия разрушения в эпоху перестройки системы идеологических ценностей в различных областях, в том числе в советской педагогике, в ее теории воспитания, и снижение общего уровня культуры, в частности культуры эстетической (равно как и эстетической образованности); с другой стороны, наличие инновационных процессов, происходящих в различных областях жизни, в том числе в педагогической теории и практике различных учебных заведений, поскольку образование и воспитание всегда являются частью общего процесса развития общества.

  2. Однако возникло новое противоречие - между реализацией инновационных разработок и появившейся тенденцией забвения наработок прошлого.

  3. В настоящее время осмыслена необходимость воспитания личности, обладающей духовной и эстетико-художественной культурой, и необходимость проведения педагогических исследований, посвященных эстетическому воспитанию, но при этом системные исследования научно-педагогического наследия ученых в области эстетического воспитания личности не проводятся.

  4. Общественная потребность в повышении уровня эстетической воспитанности и образованности личности, ее эстетической культуры приходит в противоречие и с реально сложившейся практикой эстетического воспитания во многих современных учебных заведениях с недостаточно развитыми терминологическим обеспечением эстетического воспитания, его формами и средствами, с отсутствием методик его осуществления, критериев эстетической сформированности личности и др.

5. Казанскими учеными, прежде всего педагогами КГУ, накоплен значительный теоретический и практический опыт в разработке проблем эстетического воспитания личности, но он остается недостаточно востребованным, в том числе современными образовательными учреждениями. Между тем, исследования, проводимые в области эстетического воспитания, не всегда учитывают противоречия и всю многомерность категории «эстетическое воспитание», выявленные казанскими учеными во второй половине XX в.

Так определилась проблема исследования: какова целостная система, теория и практика эстетического воспитания, разработанная представителями Казанской школы эстетического воспитания во второй половине XX в.? Актуальность этой проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века».

Выбор хронологических границ исследования обусловлен тем, что именно во второй половине XX в. на основе методологических и теоретических разработок ученых-педагогов КГУ (Б.П.Рождественского и его учеников -Г.А.Петровой, Т.В.Шуртаковой, Д.А.Сладковой, К.В.Игнатьевой, Р.А.Низамова и др.) была создана Казанская школа эстетического воспитания (система эстетического воспитания в Татарстане).

Объект исследования - теория и практика эстетического воспитания учащихся и студентов, в том числе будущих учителей, представленные в исследованиях казанских ученых второй половины XX в.

Предмет исследования - процесс и результаты разработки казанскими учеными системы эстетического воспитания.

Цель исследования - анализ наследия казанских ученых в области эстетического воспитания: раскрытие содержания трудов по эстетическому воспитанию учащихся и эстетическому развитию студентов, в том числе будущих учителей, в контексте гуманистической ценности и актуальности этих исследований для современной педагогической теории и практики.

Исследование проводилось, исходя из следующих предположений:

-Решение проблем эстетического воспитания во второй половине XX в. связано с такими определяющими сторонами общественной жизни, как политика, экономика, культура, что подтверждает анализ исследованной литературы.

-В силу детерминированности воспитания доминирующей идеологией и зависимости цели, содержания и форм эстетического воспитания от существующего государственного заказа к педагогике эстетическое воспитание объявлялось воспитанием политизированным, подсистемой коммунистического воспитания. Если целью последнего было всестороннее развитие подрастающего поколения, то целью эстетического воспитания - содействие этому процессу: воспитание людей, непримиримых к западной идеологии, в частности к ее эстетике.

-Однако в трудах ученых-педагогов, вынужденных ориентироваться на политический заказ, внимание акцентировалось не на идеологической подоплеке эстетического воспитания, а на его гуманистической сущности, что и определило практическую значимость научно-педагогического наследия ученых, его актуальность для массовой педагогической практики.

Поскольку суть педагогических новаций определяется потребностями общественного развития, в настоящее время, когда осмыслена необходимость гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания, в том числе воспитания эстетически развитой личности, и когда гуманистическая сущность этого наследия особенно актуальна, возникла необходимость обращения к трудам ученых, посвященных эстетическому воспитанию личности.

Так определилась базовая идея исследования: изучение научного наследия казанских ученых в области теории и практики эстетического воспитания не потеряло своей актуальности, применение их трудов в современной педагогике и в современном образовательно-воспитательном процессе будет способствовать его гуманизации и гуманитаризации, позволит воспитывать гуманистическую личность, повысит уровень подготовки специалистов любой области, будет способствовать развитию гуманистического мировоззрения, воспитанию творческого отношения к учебной и трудовой деятельности.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи: 1 .Проанализировать понятийно-терминологическое обеспечение теории эстетического воспитания в трудах казанских ученых (содержание базовых понятий: эстетического воспитания и самовоспитания, художественного воспитания, эстетического образования и самообразования, развития; эстетической подготовки, культуры, деятельности; системы эстетического воспитания).

  1. Выявить основные тенденции и особенности в исследовании казанскими учеными во второй половине XX в. проблем эстетического воспитания и условий его осуществления (для этого выявить методы и подходы ученых-педагогов к исследованию вопросов эстетического воспитания; цель, основные факторы и условия оптимизации содержания эстетического воспитания учащихся, студентов, будущих учителей; принципы, организационные формы, методы эстетического воспитания и условия его осуществления).

  2. Выяснить, как решалась проблема мониторинга (диагностики качества эстетического воспитания: выявления показателей оценки эстетических качеств личности, уровня ее эстетической воспитанности, критериев сформированности эстетической культуры).

  3. Определить этапы исследования учеными-педагогами во второй половине XX в. основных проблем эстетического воспитания, разработки и реализации системы эстетического воспитания личности.

  4. Обосновать ценность научно-педагогического наследия казанских ученых в области эстетического воспитания для современной педагогической теории и практики учебно-образовательных учреждений.

Теоретико-методологической основой исследования стали диалектическая теория познания, идея системного анализа содержания педагогического наследия ученых по эстетическому воспитанию с учетом конкретной исторической и социокультурной ситуации, современные концептуальные подходы к истории педагогики; методологическая концепция единства нравственного и эстетического; положения концепции татарского народного просвещения; концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан с целью обогащения процесса учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры, искусства; другие

концепции, теории, подходы, а также работы, связанные с вопросами эстетического воспитания: по исследованию общих и методологических основ системы эстетического воспитания (Б.Т.Лихачев, Н.И.Киященко, М.Ф.Овсянников, Л.А.Волович, М.В.Волин и др.); по исследованию проблем психологии художественного восприятия, воображения, творчества; общих вопросов психологии, психологии искусства и общения; психологии обучения и воспитания, развития мышления учащихся в процессе их обучения; по исследованию психологических основ развития эстетической культуры (Л.С.Выготский, Б.С.Мейлах, Т.В.Шуртакова и др.). Использовались учебники по педагогике и эстетике (Ю.К.Бабанский, В.И.Андреев, Ю.Б.Борев и др.), философские и педагогические работы по проблемам комплексного, системного, деятельностного, личностного, программно-целевого, целостного подходов в педагогических исследованиях (Л.А.Волович, Г.А.Петрова, В.И.Андреев, Ю.Л.Булышева и др.). Анализировались работы, посвященные вопросам становления Казанской педагогической школы второй половины XX в. (Я.И.Ханбиков, Р.В.Шакиров, Р.Р.Исхакова и др.) и Казанской школы эстетического воспитания (Г.И.Королева, Е.М.Галишникова, М.Т.Аминов и др.), системно-концептуального анализа реформ образования и этапов его развития (Р.В.Шакиров, З.Т.Шарафутдинов, Г.Н.Гусак), гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Л.А.Волович, Т.В.Шуртакова, Г.В.Мухаметзянова, М.И.Надеева, Л.А.Казанцева и др.), развития и саморазвития личности преподавателя и студентов (В.И.Андреев, Г.А.Петрова, С.Г.Добротворская и др.). Исследовались работы, посвященные проблемам формирования мировоззрения в процессе художественного и эстетического воспитания (Т.В.Шуртакова, Е.М.Галишникова, Н.А.Константинова и др.), взаимосвязи эстетического воспитания с проблемным обучением (М.И.Махмутов, Д.В.Вилькеев и др.), с умственным, нравственным, физическим, трудовым и политехническим воспитанием (Б.П.Рождественский, Г.А.Петрова, Т.В.Шуртакова), развития эстетического идеала (Л.А.Волович, Д.А.Сладкова и др.), гуманистического (Б.П.Рождественский, Г.А.Петрова, Т.В.Шуртакова, Л.А.Волович и др.) и творческого (Е.Е.Журавлева, Н.А.Гордеева, Н.В.Маклакова, М.Е.Шишигина и др.) развития личности, национального искусства (Г.В.Мухаметзянова, С.И.Раимова, Н.Х.Халитова и др.). Исследовалась литера-

тура, посвященная принципам и методам эстетического воспитания (Б.П.Рождественский, Г.АЛетрова, О.А.Хабриева и др.), его терминологическому обеспечению (Б.С.Мейлах, В.С.Безрукова, Г.А.Петрова, О.А.Хабриева, Л.В.Поселягина и др.), интеграции эстетического воспитания с нравственным (В.Ш.Мельникова, В.М.Хомякова и др.), трудовым (Б.П.Рождественский, Г.А.Петрова и др.) и другими видами воспитания.

Проблема исследования изучалась в историческом аспекте с опорой на следующие положения:

-единство двух процессов: ретроспективного осмысления достигнутого с интроспекцией - объективной оценкой современного состояния;

-освещение педагогической теории с точки зрения тех исторических условий, в которых она раскрывалась и складывалась;

-раскрытие генезиса, объяснение и трансформация явлений, процессов, понятий;

-объективное раскрытие прогресса исторической науки с анализом достижений и недостатков.

Методы исследования: научно-теоретический анализ методологической, педагогической и психолого-педагогической, философской литературы по вопросам эстетического воспитания и образования школьников и студентов, в том числе будущих учителей; историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ трудов ученых в области эстетического воспитания; анализ методов исследования ученых; систематизация и обобщение опыта казанских ученых; синтез методов эмпирического (сопоставления изученной научной литературы, всего комплекса источников) и теоретического исследования (рассмотрения изученных фактов на основе применения системного подхода, исторического, сравнительного, причинно-следственного анализа явлений и процессов); исторический метод.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1994 - 1997 гг.) - анализ трудов ученых-педагогов по эстетическому воспитанию.

Второй этап (1998 - 2000 гг.) - систематизация работ казанских ученых по эстетическому воспитанию; изучение возможностей эстетического воспитания в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла: русского языка, литературы, культуры речи, риторики, педагогики, культурологии, этики, этикета и др.

Третий этап (2001 - 2006 гг.) - подготовка и публикация монографии по теме исследования, учебно-методических пособий по культуре речи, других работ; написание диссертационной работы; ее оформление.

Источниковой базой исследования явились официальные документы, регламентировавшие цели педагогики, постановления КПСС и правительства; труды отечественных ученых по проблемам эстетического воспитания; методологическая, педагогическая, психолого-педагогическая литература, опубликованная казанскими учеными; материалы педагогических конференций, научно-практических семинаров; научно-методическая литература, опубликованная учеными-педагогами КГУ по проблемам эстетического воспитания; диссертационные работы по вопросам эстетического воспитания; философские и социологические исследования ученых.

Научная новизна исследования:

Доказана целостность и преемственность в развитии системы эстетического воспитания средней и высшей школы в исследованиях ученых Казанской педагогической школы второй половины XX в.

Выявлены этапы становления Казанской школы эстетического воспитания во второй половине XX в. (исследований учеными-педагогами КГУ проблем эстетического воспитания и внедрения результатов этих исследований), связанные с основными этапами развития народного образования (законом ВС СССР 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССС», принятием в 1961 г. на ХХП съезде КПСС программы строительства коммунизма, постановлением ВС СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» 1984 г., приказом министерства просвещения РСФСР «О совершенствовании систем непрерывного образования педагогических кадров учреждений просвещения РСФСР» 1987 г., законами «Об образовании» ВС РТ 1992 г. и «О внесении изменений и дополнений

в закон РФ «Об образовании» 1995 г. и др.): 1. Разработка терминологического аппарата, применение совокупности методов исследования проблем эстетического воспитания и разработка подходов к этим исследованиям, разработка и внедрение системы эстетического воспитания учащихся на основе его начальной диагностики, разработка системы эстетического воспитания студентов (конец 1950-х-1960-е гг.); 2. Осуществление исследований проблем эстетического воспитания на основе системного подхода, использование совокупности подходов к исследованию вопросов эстетического воспитания, разработка и внедрение системы эстетического воспитания студентов с диагностикой его качества (1970-е—1980 гг.); 3. Разработка и внедрение системы эстетического воспитания будущих учителей, теоретическое осмысление и классификация категориального аппарата эстетического воспитания (принципов, форм, методов), теоретическое осмысление процесса осуществления управления воспитанием творческих способностей студентов, внедрение управления процессом развития эстетического сознания личности (1981-1991 гг.); 4. Завершение разработки терминологического аппарата, осмысление необходимости многомерного подхода к исследованиям проблем эстетического воспитания на основе системного подхода, внедрение системы научного управления эстетическим воспитанием студентов, разработка системы эстетического воспитания преподавателей (1992-1999 гг.).

Установлена совокупность методов исследования учеными процессов эстетического воспитания (в конце 1950-х—1960-е гг. - наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, изучение творческих работ и др.; в 1970-е гг. - методы математической статистики, контент-анализа, состояния независимых характеристик, социометрические и др. методы; в 1980-е гг. - метод лингвопедагогического эксперимента) с их классификацией (теоретические методы исследования, опытно-экспериментальные, эксперимент) и подходов к этим исследованиям (комплексный, системный, программно-целевой, деятельностный, личностный).

Выявлено, что учеными-педагогами была разработана и реализована на практике теория эстетического воспитания (разработан терминологический аппарат; выявлены цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы, условия эстетического воспитания; показатели, критерии, уровни его качества и др.).

Проанализированы недостатки предложенной педагогами КГУ системы эстетического воспитания личности (отсутствие планирования и контроля за разработкой и практическим воплощением вопросов эстетического воспитания; недостаточная разработанность понятийно-терминологической базы; осуществление попыток управления лишь отдельными процессами эстетического воспитания); выявлено, что если бы проблемы эстетического воспитания разрабатывались учеными не только в рамках моноидеологии, то результаты примененного ими системного подхода были бы более значимыми.

Теоретически обосновано, что исследования ученых не потеряли своей актуальности и при изменившихся условиях: глобализации информатизации; перехода от техногенной культуры к антропогенной; коммерциализации, т.е. ограничения доступности, высшего образования; «диалога культур» и т.д.

Обоснованы причины актуальности разработанной учеными-педагогами КГУ теории эстетического воспитания (акцентирование внимания не на политическом, а на психолого-педагогическом и гуманистическом аспекте эстетического воспитания, на его взаимосвязи со всесторонним развитием творческой личности, ее познавательной деятельности, формированием ее мировоззрения, с гуманизацией и гуманитаризацией образования и воспитания).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует обогащению истории педагогики и образования новыми данными об основных тенденциях и особенностях теории и практики эстетического воспитания, разработанных представителями Казанской педагогической школы во второй половине XX в.

Проанализированы историко-теоретические предпосылки исследования проблем эстетического воспитания в системе среднего и высшего педагогического образования. При изучении понятийно-терминологического обеспечения теории эстетического воспитания выявлены четкое разграничение основных понятий (эстетического и художественного воспитания; эстетического самовоспитания, образования, развития; эстетической подготовки, культуры, деятельности; системы эстетического воспитания) и их дифференциация - по отношению к учащимся, студентам, учителям, преподавателям. При выявлении методов исследования

вопросов теории эстетического воспитания и подходов к ним установлена их дифференциация, т.е. область применения (при исследовании эстетического воспитания; эстетических способностей личности; человека как целостной развивающейся личности; при комплексном исследовании и воспитании личности; при изучении вопросов интенсификации творчества студентов). При исследовании моделирования казанскими учеными системы эстетического воспитания (его цели, задач, содержания) выявлены: ее дифференциация - по отношению к учащимся и студентам, в том числе будущим учителям; совокупность принципов, форм, методов, средств, условий и пути осуществления эстетического воспитания в системе средней и высшей школы; деятельность субъектов реализации модели эстетического воспитания в системе непрерывного образования (проблема мониторинга). При исследовании вопросов развития Казанской педагогической школы во второй половине XX в. и системно-концептуального анализа реформ образования выявлены этапы становления Казанской школы эстетического воспитания (конец 1950-X-1960-е, 1970-Є-1980, 1981-1991, 1992-1999 гг.) и их взаимосвязь с основными этапами развития народного образования. Установлено, что казанские ученые выявили взаимосвязь эстетического воспитания с другими видами воспитания, со всесторонним развитием личности, ее познавательной и творческой активности, формированием мировоззрения, с гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания. Таким образом, определены ценность и актуальность теоретических исследований проблем эстетического воспитания личности и методик его осуществления для современной педагогической теории и практики. Проведенное исследование позволило конкретизировать и расширить представление об истинном вкладе казанских ученых в разработку проблем эстетического воспитания; сделать вывод о том, исследования представителей Казанской педагогической школы значительно обогатили отечественную теорию и практику эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные и систематизированные положения, выводы и обобщения казанских ученых по проблемам эстетического воспитания личности могут быть применены в научных исследованиях, в практической работе преподавателей общеобразовательной и

высшей школы, в системе повышения квалификации, в том числе при создании базовых учебных программ, специальных курсов. Библиографическая часть исследования, отражающая наиболее полно публикации ученых по проблемам эстетического воспитания, может служить источником для информационных служб по педагогике высшей школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в монографии, учебно-методических пособиях, научных статьях, тезисах докладов. Важнейшие результаты исследования докладывались на всероссийских, республиканских, региональных научно-практических и научно-методических конференциях и семинарах (Москва, 2000, 2006; Чебоксары, 2001; Саранск, 2006; Казань, 1993, 1995, 1996, 1998, 2000, 2005, 2006). Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе работы соискателя в качестве преподавателя учебных дисциплин «Русский язык», «Русская литература 19-20 вв.» (Казанский архитектурно-строительный университет, 1991-2003), «Культурология», «Культура речи», «Этика» (Казанский кооперативный институт, 1996-2003), «Культура делового общения» (Казанский государственный технологический университет, 1996-1997), «Деловой этикет», «Русский язык» (Российский государственный гуманитарный университет, 2004-2005), «Риторика», «История мировой культуры», «Этика делового общения» и др. (Современная гуманитарная академия, 1998-2007).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Базовые понятия терминологического аппарата эстетического воспитания, прежде всего системы эстетического воспитания, которую можно трактовать как подсистему в ее взаимосвязи с другими системами (общего воспитания, высшего образования, эстетической подготовки и др.) и подсистемами (виды воспитания; семья, микросреда, учебный процесс и др.); как совокупность компонентов (цель, задачи, система взаимосвязанных и взаимодействующих факторов - элементов содержания, система принципов, форм и методов воздействия, система педагогических условий осуществления, мониторинг); как систему ее составляющих (систем эстетического воспитания учащихся, студентов, учителей, преподавателей).

  1. Основные тенденции и особенности теории и практики эстетического воспитания, разработанные казанскими учеными, в том числе педагогами КГУ: специфичность примененных ими методов и подходов (использование совокупности методов исследования и многомерного подхода к исследованиям на основе системного подхода); применение системного подхода при исследовании проблем эстетического воспитания: его содержания (выделение системы элементов - с дифференциацией по отношению к учащимся, студентам, будущим учителям), принципов, форм, методов и условий осуществления; своеобразие форм и методов формирования мировоззрения в процессе художественного воспитания учащихся и студентов; специфика условий и результатов мониторинга при внедрении теории эстетического воспитания в практику средней и высшей школы.

  2. Показатели результатов мониторинга: уровни эстетического восприятия, художественного кругозора учащихся и студентов, их эстетического развития, составляющие эстетическое сознание, эстетической деятельности, оценка эстетических качеств личности, критерии сформированности эстетической культуры, эффективности эстетического воспитания, необходимые для управления им.

  3. Периодизация этапов становления Казанской школы эстетического воспитания во второй половине XX в. (исследований учеными-педагогами КГУ проблем эстетического воспитания и внедрения результатов их исследований): конец 1950-х-1960-е гг. - ранний этап, 1970-е—1980 гг. - промежуточный этап, 1981-1991 гг. - поздний этап, 1992-1999 гг. - завершающий исследования этап.

5. Обоснование гуманистической ценности и актуальности исследований Казанской школы эстетического воспитания для современной педагогической теории и практики (осмысление научно-педагогического наследия казанских ученых второй половины XX в. приобретает особое значение в контексте идей современной педагогики, в том числе творческого саморазвития личности). Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, выводов по каждой главе, сведений об апробации и внедрении, заключения, библиографического списка использованной литературы в количестве 280 работ.

Понятийно-терминологическое обеспечение эстетического воспитания в условиях среднего и высшего педагогического образования (конец 1950-х-1990-е гг.)

Одной из составляющих современной стратегии образования должна быть концепция эстетического воспитания. В современной педагогике она определяется как руководящая идея для систематического осуществления процесса эстетического воспитания, как конструктивный принцип воспитания (Е.М.Галишникова). Поскольку «ни одна система не возникает на пустом месте... всякая более сложная система имеет предшественника или основу» [61, с. 109], то для того, чтобы судить о системе, необходимо проанализировать процесс ее становления, динамику развития, ее предпосылки.

Историко-теоретическими предпосылками исследования проблем эстетического воспитания в условиях современной средней и высшей школы в образовательном пространстве Республики Татарстан является накопленный в 1960-1990-е гг. казанскими учеными (Л.А.Воловичем, Е.М.Галишниковой и др.), главным образом кафедры педагогики и психологии КГУ (Б.П.Рождественским и его учениками Т.В.Шуртаковой, Г.А.Петровой, Д.А.Сладковой, К.В.Игнатьевой, Р.А.Низамовым; а также Г.В.Мухаметзяновой, Г.И.Королевой; Ю.Л.Булышевой, Е.Е.Журавлевой, В.Ш.Масленниковой и др.), теоретический и практический опыт моделирования системы эстетического воспитания личности в системе среднего и высшего педагогического образования, представленный в научных трудах этих ученых второй половины XX в., а также общественное мнение. Поскольку эстетическое воспитание способствует обогащению, обновлению и совершенствованию системы общего и педагогического образования, его осмысливают как феномен образовательной деятельности и как целевую функцию в системе непрерывного педагогического образования (Л.А.Волович), поэтому эстетическое воспитание всегда являлось предметом обсуждения самого разного уровня. Таким образом, к общественному мнению как компоненту историко-теоретических предпосылок исследования проблем эстетического воспитания можно отнести средства массовой информации, литературу разных жанров и прочее. Под предшествующим опытом как составной частью историко-теоретических предпосылок понимается вся совокупность элементов системы эстетического воспитания: понятийно-терминологическое обеспечение системы; все факторы и условия системы эстетического воспитания и образования; принципы, организационные формы, методы, пути, условия и средства эстетического воспитания; мониторинг в эстетическом воспитании как диагностирование эстетического восприятия, художественного кругозора, уровня эстетического развития, культуры, вкусов, воспроизводящего воображения для разработки вопросов научного управления процессами эстетического воспитания личности. Под понятийно-терминологическим обеспечением эстетического воспитания понимается совокупность основных теоретических понятий эстетического воспитания, разрабатывавшихся в трудах казанских ученых второй половины XX в.

В первую очередь, внимание ученых начиная с конца 1950-х - начала 1960-х гг. было привлечено к осмыслению вопросов терминологии, основных теоретических понятий, к исследованию сущности, задач, значения и своеобразия эстетического воспитания (начиная с 1970-х гг. - системы эстетического воспитания и его цели), что хорошо прослеживается по временным параметрам (1960, 1970, 1980,1990-е гг.).

Можно отметить, что, несмотря на достаточно активное исследование отечественными учеными проблем эстетического воспитания, вопросы терминологии к началу 1960-х гг. не были разработаны. Казанские исследователи в своих трудах второй половины XX в. оперируют такими терминами (причем, наполненными различным содержанием), как эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетическое образование и самообразование, художественное воспитание и образование, система эстетического воспитания, эстетическое развитие и саморазвитие, эстетическая подготовка, эстетическая культура, эстетическая деятельность. В 1960-е гг. казанские ученые, прежде всего кафедры педагогики и психологии КГУ, исследуют суть, значение, цель и задачи эстетического воспитания в его сопоставлении с художественным воспитанием и эстетическим образованием; в 1970-е гг., продолжая эти исследования, они расширяют поле своих теоретических исследований и вводят в него понятия эстетической подготовки, эстетической деятельности, эстетического развития, а также утверждают понятие эстетического самовоспитания. В 1980-е гг. педагоги КГУ продолжают активно разрабатывать теорию эстетического воспитания, рассматривая ее как относительно самостоятельную систему и как подсистему коммунистического воспитания. Детально разрабатывая эту теорию, они по-прежнему работают над осмыслением вопросов терминологии, определением задач эстетического воспитания, связывая его и со всесторонним развитием личности, и с ее целостным развитием, и с развитием творческой личности, а также с эстетической подготовкой, образованием, культурой учащихся, студентов, учителей; размышляют о процессах эстетического самообразования и самовоспитания, о значении эстетического воспитания. В 1990-е гг. казанские ученые завершают анализ сущности, задач и конечной цели эстетического воспитания, понятий эстетического образования и развития, эстетической культуры, эстетической подготовки учителя.

В первую очередь ученые осмысливали сущность понятия «эстетическое воспитание». Если в 1960 г. Б.П.Рождественский, Г.А.Петрова и Т.В.Шуртакова [273] дают лишь общее его определение (эстетическое воспитание - составная часть коммунистического воспитания и сложный, многогранный процесс), то позже приводятся более пространные определения. Так, Л.А.Волович [46] дал развернутое определение эстетического воспитания в сравнении с эстетическим образованием: «Если эстетическое образование - это процесс овладения богатством мировой сокровищницы художественной культуры, то эстетическое воспитание ... процесс воспитания развитого эстетического вкуса, воспитания ... эстетического чувства на основе эстетического идеала ... в отличие от эстетического образования как процесса восприятия результатов творчества - художественных ценностей; эстетическое воспитание - воспитание в процессе самого творчества безотносительно к деятельности человека» [46, с.9].

Исследование вопросов системы эстетического воспитания личности

К началу 1960-х гг. в отечественной педагогике не существовало научных разработок системы эстетического воспитания ни для различных уроков, ни тем более для учебно-воспитательного процесса в целом и признавалось, что «такая система может быть создана лишь в результате общих усилий учителей и методистов» [16]. Однако в КГУ в эти годы активно разрабатывались теория эстетического воспитания и практические рекомендации по его осуществлению. Так, Б.П.Рождественским, Г.А.Петровой, Т.В.Шуртаковой рассматриваются, в частности, вопросы эстетического воспитания на уроках литературы и во внеклассной работе по литературе, вопросы воспитания эстетического отношения к природе, анализируются такие факторы эстетического воспитания, как архитектура, живопись, пение, музыка; вопросы эстетики труда, поведения, быта [273]. Связывая эстетическое воспитание с умственным, нравственным, трудовым и физическим, исследователи констатировали необходимость разработки системы эстетического воспитания в школе. Поскольку такой системы не было, рекомендовалась Примерная программа воспитательной работы в школе 1960 г., разработанная АПН РСФСР. Педагоги КГУ составили в 1960 г. Примерный план художественного воспитания в процессе внеклассной работы в 8-летней школе (для 5-8 классов), Объяснительную записку к нему, Примерную тематику внеклассных музыкальных бесед (с 1-го по 11-й классы), библиографию и список иллюстраций, которые можно использовать при осуществлении эстетического воспитания как на уроках, так и во внеклассной работе. Ими [273] приведены программы музыкальных произведений для прослушивания, их тематика, методика проведения музыкальных занятий; образцы бесед на тему о творчестве живописцев, тематика вечеров и лекций, посвященных живописи; тематика докладов, лекций, экскурсий по ознакомлению с архитектурой и методика их проведения; методические разработки литературных вечеров, тематика пьес для постановки в школьном театре и методика работы над пьесами; описание проведения праздников, связанных с природой. Подробно рассмотрены вопросы планирования эстетического воспитания в школе на уроках и во внеурочной работе, отмечена необходимость создания художественного совета в школе для проведения эстетического воспитания в каждом классе и общего плана воспитательной работы в школе. Таким образом, ученые представили разработанную ими систему эстетического воспитания в средней школе во внеклассной работе и на уроках по литературе. Однако они планировали продолжить исследования [273, с.4].

Б.П.Рождественский, Г.А.Петрова, Т.В.Шуртакова, К.В.Игнатьева в конце 1960-х гг. рассуждают не просто об эстетическом воспитании, а о системе такого воспитания, подчеркивая, что важнейшая ее составляющая - эстетическое воспитание действительностью, жизнью (рассматривается ряд факторов эстетического развития: природа, общественные явления, архитектура, труд и др.), которое осу ществляется и на уроке, и во внеклассное время в школе и семье; оно должно быть доступным, систематичным и последовательным, учитывать психологические особенности учащихся, их запросы, интересы. Кроме того, «содержание эстетического воспитания должно соответствовать современному уровню культуры» [265, с. 15]. Ученые характеризуют систему эстетического воспитания как динамичную и гибкую, считая необходимым создание специальной программы по эстетическому воспитанию (первой такой попыткой были «Рекомендации по эстетическому воспитанию в 8-летней школе» АПН РСФСР 1964 г.), и приводят свою Примерную программу по эстетическому воспитанию во внеклассной работе с 1-го по 10-й классы [265].

В 1970-е гг. казанские ученые продолжают исследования по теории и практике эстетического воспитания как системы. Д.А.Сладкова изучает вопросы развития у учащихся эстетических идеалов на уроках литературы и необходимость разработки системы эстетического воспитания на этих уроках («Необходима определенная система в работе, основанная на научных принципах... Только в этом случае правомерно говорить о формировании эстетических идеалов» [212, с.9]) и подчеркивает, что система в эстетическом воспитании учащихся на уроках литературы «не может быть произвольно выбранной: она должна быть прежде всего обусловлена самим содержанием предмета в его системе, программой курса», быть целенаправленной, длительной и подчиненной применению смежных искусств на уроках литературы (система должна быть и в использовании на уроках литературы живописи, музыки или кино) [212, с. 10]. Ценным является разработанная Д.А.Сладковой система уроков по следующим произведениям русской литературы: «Евгению Онегину», «Мертвым душам», «Герою нашего времени» [212].

О необходимости введения системы эстетического воспитания в школе указывала в ряде работ Г.А.Петрова. Она указывает на то, что эстетическое воспитание является системой средств (окружающая действительность, природа, человеческие взаимоотношения; все виды искусства), и подчеркивает: «В системе эстетического воспитания в школе наибольшее место отводится художественной литературе, искусству слова, которое раскрывает перед читателем картину жизни, человеческих взаимоотношений, дает оценку жизни» [169, с.З].

В Объяснительной записке к составленной ею Примерной программе специального курса «Эстетическое воспитание в школе» Г.А.Петрова указывает на необходимость введения спецкурса для знакомства с активно разрабатываемой и внедряемой системой эстетического воспитания в школе. Курс был предназначен для студентов историко-филологического факультета 4-5-го курсов КГУ; его целью являлось ознакомление будущих учителей с важнейшими понятиями эстетического воспитания, со спецификой видов искусства, подготовка к ведению факультативных занятий по искусству в школе и, что особенно важно, ознакомление с методами и формами осуществления системы эстетического воспитания в школе на уроках и во внеклассной работе [187].

Л.А.Волович констатирует вхождение в жизнь понятия системы эстетического воспитания. Он делает вывод о том, что «более 2 тыс. работ в своих названиях имеют тот или иной аспект эстетического воспитания» [47, с.5]. Но, кроме монографии Н.И.Киященко «Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР», «в отечественной литературе пока еще нет работ, в которых была бы проанализирована система эстетического воспитания подрастающего поколения как комплексная программа» [47, с.7] (заметим, однако, что в то время были опубликованы работы о системе эстетического воспитания, например, «Вопросы теории эстетического воспитания», МГУ, 1971; «Марксистско-ленинская эстетика как творческая основа эстетического воспитания» А.И.Бурова; «Технические проблемы формирования эстетической культуры трудящихся» В.Ю.Скатерщикова; «Современные проблемы эстетического воспитания» Н.И Киященко, В.В.Неверова и др.). Ценным в работе Л.А.Воловича является выделение аспектов исследования проблемы системы эстетического воспитания: педагогического, психологического, социально-политического, собственно эстетического, философского, - по тому, в рамках какой науки осуществляется анализ проблемы, и констатация их органического единства.

Разработка вопросов среднего и высшего педагогического содержания эстетического воспитания и образования личности в системе образования

В 1960-е гг. в педагогике не был разработан комплексный подход к исследованию учебного процесса как целостной системы, вследствие этого не была представлена и совокупность педагогических условий, способствующих реализации эстетического начала в учебной деятельности. Анализируются лишь отдельные элементы в содержании эстетической подготовки. Б.П.Рождественский [273], обозначая различие эстетического и художественного воспитания (художественное воспитание осуществляется средствами искусства), основным элементом содержания эстетического воспитания считает искусство, называя его ведущей формой воспитания (в 1980-е гг. учеными-педагогами КГУ оно будет отнесено к элементу содержания, а Г.А.Петровой и - к формам эстетического воспитания [177, с.28]). Другими элементами содержания эстетического воспитания, по Б.П.Рождественскому, являются внеклассная и внешкольная работа (позже Г.А.Петровой эти элементы содержания эстетического воспитания будут отнесены и к его формам [177, с.24,28]).

Такие элементы содержания эстетического воспитания, как эстетика труда, поведения, быта учащихся, анализируют Б.П.Рождественский и Г.А.Петрова [273]. Они указывают, что чувство красоты труда возникает в процессе приобретения производственных навыков, что необходимо воспитывать чувство подлинной красоты вещей, формы изделий; понимания свойств материала, роли народных игрушек, национальной вышивки, кружев и т.д. Нужно проводить выставки детского творчества, развивать трудовые традиции.

Ученые указывают на органическую связь эстетики поведения с нравственным воспитание, на сложность этой работы. Внимание должно быть уделено развитию эмоционально-нравственных качеств, влияющих на поведение, раскрытию красоты человеческих отношений, сердечного отношения к людям [273, с.40].

Значительное внимание отводится эстетике оформления школы («Оформление школы должно быть продумано от начала до конца: вход, двери, вестибюль, коридор, классы, зал, учительская и раздевалка» [273, с.50]).

Т.В.Шуртакова обозначает еще одну задачу школы - развитие у детей чувства прекрасного средствами природы: «прекрасными нам кажутся такие качества природы, которые прекрасны и в человеческой жизни (гордость, независимость, изящество)» [273, с.67]. Воспитывать эстетическое отношение к природе должны все учителя с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Ценным выводом является понимание Т.В.Шуртаковой необходимости выработки системы такой работы (перечисляются ее компоненты: прогулки в лес, туристические походы, беседы и лекции, практическая работа по озеленению школы, праздники, связанные с природой). Приводятся рекомендации по проведению этой системы работ, в том числе тематика бесед, описание праздников, методика проведения экскурсий (что вполне актуально).

Об эстетическом воспитании во внеклассной работе по литературе и о художественном воспитании на уроках литературы пишет Г.А.Петрова. Она называет систему работ по эстетическому воспитанию во внеклассной работе: организация работы литературного кружка, задачей которого является развитие воображения, художественного вкуса, активного эмоционального отношения к литературным героям, усвоение исторического подхода к произведению; это эстетическое воспитание в драматическом кружке с его задачей (помимо общей - содействия всестороннему развитию ребенка) воспитания культурных, с развитым художественным вкусом детей; организация литературных вечеров, конференций, диспутов, обсуждения спектаклей, работы литературного журнала. Приводятся методические разработки литературных вечеров, методика анализа литературных произведений, тематика пьес для постановки в школьном театре, методики работы над пьесой, подготовки конференций, диспутов и т.д. (все это может использоваться и в современно школе).

Такой элемент содержания эстетического воспитания и образования, как живопись, изучает Т.В.Шуртакова. Она обозначает задачи школы: «учащиеся должны познакомиться с произведениями лучших мастеров русской, советской, зарубежной живописи, научиться «читать» картины: разбираться в их содержании, в художественных средствах, отличать высокохудожественные произведения от слабых картин» [273, с.231] и два направления работы: в процессе преподавания учебных предметов и во внеклассной работе. Приводится система работы по эстетическому воспитанию средствами живописи: беседы об искусстве (дается методика их проведения с учетом возраста), о жанрах живописи, творчестве живописцев (с подробным описанием их составления и проведения); доклады, лекции и вечера, посвященные творчеству мастеров живописи; экскурсии в картинные галереи, в музеи (дается методика их проведения).

Б.П.Рождественский дает подробную характеристику таким элементам содержания эстетического воспитания и образования, как архитектура (с тематикой и методикой проведения лекций, экскурсий, бесед, вечеров, с разработкой экскурсий по Казани, что, во-первых, в силу своей актуальности может использоваться и в современной практике, а во-вторых, также представляет систему работ по эстетическому воспитанию средствами архитектуры), пение и музыка (в соавторстве с Я.М.Гиршман). Обозначаются задачи музыкального воспитания и образования: научить правильно и выразительно петь, дать знание музыкальной грамоты, привить навыки пения по нотам, знакомить с выразительными средствами музыки, с творчеством композиторов, с основными направлениями и жанрами музыкального искусства, развить голос, музыкальный слух, музыкальную память, внимание, воображение. Приводятся разработанные ими тематика бесед, лекций, концертов, анализ музыкальных произведений, методика проведения лекций-концертов, бесед, музыкальных викторин, радиопередач (что также может применяться в современных образовательных заведениях).

Таким образом, проанализированы многие элементы (уже представляющие систему) содержания эстетического воспитания и образования учащихся в школе.

В последующем Б.П.Рождественский и Г.А.Петрова анализируют такой элемент содержания эстетического развития (лишь кратко представленный ими ранее [273]), как окружающая среда школьника. Речь идет об эстетическом воздействии одного из ее элементов - художественном оформлении школы [151]. Исследователи определяют его задачу («Художественное оформление школы ... должно воспитывать у учащихся бодрое, жизнерадостное настроение, обеспечивать наибольшую работоспособность» [151, с.4]) и приводят перечень педагогических требований, которые должны определяться: задачами школы, формирующими личность, ее эстетические вкусы и идеалы; назначением школьного помещения; гигиеническими и психологическими требованиями; архитектурными особенностями типового проекта здания; эстетическими требованиями к оформлению. Главным условием называется обилие света и воздуха и чистота (представлены рекомендации по подбору цветов окраски помещений с учетом коэффициента отражения, по оформлению стен картинами, стендами и т.д. и по их содержанию). Приводятся и рекомендации по оформлению фасада, вестибюля, коридоров (с рекомендациями выбора тем и примерного распределения тем по этажам, с описанием оформления этажей по темам), классных комнат, кабинетов (с советами по подбору цветов окраски, выбору занавесей, портретов для стен, оборудования, размеру мебели и описанием оформления кабинетов пения, рисования, домоводства, мастерских, спортивного зала), актового зала, учительской, библиотеки, столовой и т.д.

Проблема принципов, организационных форм, методов, средств, способов деятельности и условий эстетического воспитания личности в условиях средней школы и высшего педагогического образования

В 1960-е гг. учеными применяется диагностика уровней эстетического развития, исследуются вопросы планирования и организации эстетического воспитания в школах, пути осуществления, формы, методы эстетического воспитания, в том числе организации (повышения познавательной активности, эмоциональности на уроках, самостоятельности, творческого подхода).

Б.П.Рождественский, Г.А.Петрова, ТДШуртакова [273] приводят разнообразные средства, пути и формы осуществления эстетического воспитания: использование на уроках литературы произведений живописи, графики, кино, театра; истории - сведений о развитии архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, театра; географии - об архитектурном облике городов; биологии - о мире природы; физики, химии, математики необходимы порядок, чистота, аккуратность, наглядность, культура речи учителя; на уроках рисования, пения, музыки - ознакомление с произведениями живописи, архитектуры, скульптуры, музыки; на физкультуре нужно следить за красотой движений, осанки, походки. Необходимы и факультативы по различным видам искусства, а продолжаться работа по эстетическому воспитанию должна во внеклассной и внешкольной работе в кружках, на вечерах, олимпиадах и т.д.

Исследователи указывают, что необходимо разрабатывать вопросы планирования: (продумывать планы учебно-воспитательной работы школы, классных руководителей, общий план воспитательной работы школы - с учетом материала школьной программы по рисованию, пению, музыке); определенной системы знаний (например, на уровне сочетания учебной и внеклассной работы), создания художественного совета школы из учителей различных дисциплин (в ведении которых должны быть вопросы содержания и методов эстетического воспитания на уроках и во внеклассной работе). Должны проводиться лекции, обсуждение методических разработок и т.д.

Ученые приводят примеры применения конкретных форм и методов работы: при использовании на уроках и во внеурочной работе произведений живописи должна проводиться работа среди преподавателей (организация семинара по эстетическому воспитанию, на котором обсуждались бы доклады, литература об искусстве, проводились лекции) и школьников (беседы, тематические школьные вечера, лекции, экскурсии, организации картинных галерей в школе, составление альбомов и сбор репродукций, итоговые конференции учащихся средних и старших классов). Методы работы на уроках литературы - выразительное чтение, беседа по анализу произведения, обсуждение, диспут, письменные отзывы на произведения, прослушивание музыки и др. В работе литературного кружка могут применяться методы выбора произведения для анализа, выразительного чтения (в том числе для развития воображения), сравнения, постановки ремарок. Необходимо также развивать активное эмоциональное отношение к литературным героям и произведению (методы наблюдения за характером, настроением, поступками героев и анализа произведения), к форме произведения (методы беседы и анализа многообразия тем, разнообразия жанров, композиционных приемов, богатства языка, поэтических средств). Разнообразны формы работы драматического кружка: литературные вечера, диспуты, обсуждение спектаклей, литературный журнал и др.. На уроках пения и музыки могут применяться следующие формы: слушание музыки, разучивание песен, беседы, лекций, концерты, викторины, радиопередачи.

Б.П.Рождественский, Г.А.Петрова на научной конференции КГУ 1965 г., обсуждая лишь один метод - параллельного изучения литературы и других видов искусства, применения на уроках литературы произведений смежных искусств, приходят к выводу о необходимости создания системы «путей, средств и методов осуществления взаимосвязи всех видов искусства в процессе учебной и внеклассной работы» [202, с. 125].

Ученые-педагоги КГУ [42] называют пути и формы работы, которые были внедрены ими: «Примерный план художественного воспитания для 1-4 и 5-8 классов»; в старших классах школ - спецкурсы по «Основам марксистско-ленинской эстетики» и «Истории искусств»; переподготовка учителей литературы, истории в ТИУУ для ведения этих курсов; в школах после проведения экспери мента по исследованию уровня художественного кругозора учащихся 2-11-х классов выявлен кругозор учащихся, разработаны рекомендации для учителей; для проведения в школах системы работ по эстетическому воспитанию и ведения факультатива по основам эстетики и искусствоведению с 1963-64 уч.г. при Общественном университете учителя создан факультет искусствоведения для учителей с привлечением к работе Союзов художников, композиторов, научных работников, преподавателей консерватории, театрального училища, музыкально-педагогического факультета КГПИ; кафедра составила также программу (совместно с Союзами художников и композиторов) для курсов повышения квалификации классных руководителей в ТИУУ (по основам эстетики, вопросам изобразительного искусства, истории музыки); в КГУ на историко-филологическом факультете читаются курсы по истории изобразительного искусства, по эстетическому воспитанию в школе, проводится практикум по методике выразительного чтения и др. В школах начата систематическая работа по повышению эстетической культуры учителей, развертывается самостоятельная работа учителей, многие из которых становятся слушателями музыкальных, художественных факультетов Народных университетов, создаются опорные школы по эстетическому воспитанию, вопросы эстетического воспитания обсуждаются на районных методических секциях. Кафедра стремится к тому, чтобы «придать всем этим формам и видам работы с учителями определенный, плановый характер» [42, с.204].

В 1969 г. педагоги КГУ делают вывод о внедренных кафедрой видах и формах работы: создана программа по эстетическому воспитанию во внеклассной работе с 1-го по 10-й классы; в школах введены факультативы по литературе, музыке для 7-10-х классов, в ТИУУ - курс для учителей «Эстетическое воспитание» [273]. Ученые приводят перечень форм и методов для внеклассной работы. Формы эстетического воспитания: а) предваряющее изучение на уроке темы программы (при изучении, например, творчества А.М.Горького - посещение литературного музея писателя); б) сопровождающее изучение - в виде экскурсии, посещения театра, литературного вечера, концерта с последующим использованием материала на уроке; в) изучение обобщающего характера, расширяющего кругозор, - конференции, занятия в кружках, комплексные вечера; формы внеклассной работы в плане самостоятельного эстетического и художественного развития: клубы юных любителей литературы и искусства; школьные лектории по искусству, киностудии, театральные студии; кружки художественной самодеятельности; школьные вечера по творчеству писателей, композиторов, художников; постановка детских опер, других музыкальных произведений. Названы новые формы эстетического воспитания: викторины, КВН, экспедиции в «Мир прекрасного», работа Дворцов пионеров, филармонии, городских университетов художественной культуры для учащихся старших классов, ТЮЗов. Перечислены методы эстетического и художественного воспитания: лекции, беседы, диспут, конференции, рефераты, доклады, выставки, самостоятельная работа с искусствоведческой литературой, коллекционирование репродукций, музыкальные записи, выпуски рукописных журналов, стенгазет, бюллетеней (требованием к ним является обеспечение глубокого эмоционального восприятия произведений искусства, развитие способности рационального анализа, эстетических способностей). Исследователи говорят о необходимости планового эстетического воспитания и указывают на то, что в школах внимание уделяется музыкальному или изобразительному искусству, чем нарушается принцип разностороннего эстетического и художественного воспитания. Накоплен опыт планирования работы по эстетическому и художественному воспитанию в школах Татарии.

Похожие диссертации на Разработка системы эстетического воспитания Казанской педагогической школой во второй половине XX века