Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Толстолуцких Надежда Петровна

Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении
<
Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Толстолуцких Надежда Петровна. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 1997 168 c. РГБ ОД, 61:98-13/41-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Творческое саморазвитие личности как цель личностно ориентированного обучения .

1.1. Теоретико-методологические основы творческого саморазвития личности 13

1.2. Компонентный состав и структура творческого саморазвития личности 39

1.3.Подходы к построению модели педагогической системы творческого саморазвития личности...57

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 74

ГЛАВА II. Модель педагогической системы творческого саморазвития личности старшеклассника .

II.1. Результаты констатирующего эксперимента ... 76

II.2. Модель педагогической системы как условие творческого саморазвития старшеклассника ... 106

II.З. Содержание и результаты формирующего эксперимента 107

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 138

Заключение 140

Список литературы 147

Приложения

Введение к работе

Актуальность проблемы. Современное общество, переживающее период радикальных изменений, предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, требуются активные, творчески мыслящие личности, способные жить и работать в новых социально-экономических условиях.

Реализация данных требований существенно меняет социальный заказ, адресованный школе. Вместо прежней установки на подготовку послушного и дисциплинированного исполнителя возник заказ на формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности на основе творческого саморазвития. В связи с этим в современном обществе начали создаваться условия для переориентацию школы на организацию качественного иного уровня учебно-воспитательной работы и перевода ее в режим развития и саморазвития творческой личности обучаемого.

Актуальность проблемы творческого саморазвития вызвана коренными преобразованиями современной школьной практики, которая в связи с требованиями личностью ориентированного обучения основным качественным критерием рассматривает уровень творческого саморазвития личности. Эффективное решение данной проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств саморазвития личности.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической, социальной, философской литературы и изучение опыта общеобразовательных школ, работающих в режиме традиционного функционирования , выявили ряд существенных недостатков, устранение которых требует разработки гибких моделей организации развивающего учебного процесса. Как отмечает В.И.Шукшунов: " Во всем мире признание решающей роли творческого и образованного человека сопровождается неудовлетворенностью состоянием современного образования " ( 185,14 )

В создавшихся условиях проблема творческого саморазвития личности приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований. Ее активно разрабатывают ведущие ученые стран мирового сообщества ( Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, Г.Лозанов, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Торренс, В.Франкл и др.). В отечественной науке проблема творческого саморазвития личности исследуется на междисциплинарном уровне, привлекая внимание крупнейших теоретиков и практиков ( В.И. Андреев, Д.Б.Богоявленская, В.И.Заика, И.С.Кон, Т.В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев и др.).

В контексте данной проблемы значительно возрос интерес современной науки к исследованию процессов "самости в трудах античных философов (Гераклит, Сократ, Марк Аврелий, Плотин, Бл. Августин и др.)» в концепциях мыслителей эпохи Просвещения ( Ж.-Ж. Руссо, И.Гердер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.), в философских теориях субъективного идеализма ( И.Кант, Л.Фейербах, И.Фихте и др.) и экзистенциализма (А.Камю, Ж.Сартр). Приобрели новое звучание философско-этические воззрения М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, П.А.Флоренского.

Разработана проблема развития творческого мышления учащихся в процессе обучения в школе и вузе (Н.И.Ильясов, А. И. Кочетов, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Лук и др.), рассмотрена психология творческого мышления ( Т. В. Кудрявцев, А.М.Матюшкин, И.Н.Семенов, С.Ю.Степинский и др.) анализируется творческость как качество личности ( С.Ариети. Э.Крик, Р.Мэй, Д.Б.Богоявленская, Е.Л.Яковлева, А.Ф.Эсаулов).

Отдельные аспекты проблемы творческого саморазвития личности исследуются в практике работы немногочисленных инновационных школ (В.И.Андреев, В.С.Библер, С.Ю.Курганов. В.А.Караковский, Г.Л.Каспржак, А.Н.Тубельский и др.), где на основе содружества педагогов-теоретиков и учителей-практиков исследуются закономерности, разрабатываются принципы и правила саморазвития, рассматриваются методики генерирования новых идей, апробируются различные типы творческих заданий и психолого-педагогических тестов.

При всей несомненной значимости данных исследований необходимо отметить, что они во многом носят теоретико-методологический характер, в то время как практика работы современной школы испытывает острую потребность в конкретных технологиях творческого саморазвития школьников в условиях личностно ориентированного обучения.

В результате этого целый ряд проблем, связанных с творческим саморазвитием личности, остается недостаточно разработанным. В их числе: отсутствие системности в видении самой проблемы творческого саморазвития; недостаточная четкость в понимании сущности психолого-педагогического феномена "творческое саморазвитие личности ; неполное раскрытие механизмов его становления и развития; отсутствие критериев оценки уровней его сформированности на различных этапах становления личности школьника; неразработанность нсихолого-педагогических условий и средств творческого саморазвития личности в системе личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса; отсутствие концепций и механизмов системной реализации выше названных условий и средств.

Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых:

- социальный заказ современного общества на активную личность выпускника, способного к творческой созидательной деятельности;

- потребность в создании условий и средств, в разработке механизма творческого саморазвития личности старшеклассника, связанных с корректировкой содержания учебно-воспитательного процесса в системе личностно ориентированного обучения.

Данная работа является составной частью коллективного исследования психолого-педагогической проблемы формирования и развития творческой личности учащихся и студентов, разрабатываемого на кафедре педагогики Саратовского государственного университета.

Объективная потребность практики в формировании творческой, саморазвивающейся личности выпускника и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории и практике определили выбор темы исследования.

Объект исследования - процесс саморазвития личности в педагогическом классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования составляют психолого педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассника в системе личностно ориентированного обучения.

Гипотеза исследования состоит в следующем: творческое саморазвитие старшеклассников будет проходить успешно, если:

- оно будет рассматриваться как приоритетное направление становления его целостной личности в процессе осуществления творческой деятельности;

отбор содержания творческой деятельности старшеклассников и методика ее организации будут осуществляться с позиций системно-целостного подхода на основе требований личностно ориентированного обучения;

- управление процессом творческого саморазвития личности старшеклассника будет строиться с учетом логики его продвижения по следующим этапам: ориентировочному, поисковому, преобразующему, интегрирующему.

Цель исследования - разработать и апробировать на практике научно обоснованную педагогическую систему творческого саморазвития старшеклассников.

Задачи исследования:

- с позиций личностно ориентированного обучения уточнить сущность понятий: "творческое саморазвитие личности", "условия творческого саморазвития", "педагогическая система творческого саморазвития";

описать компонентный состав, структуру, уровни и показатели творческого саморазвития на различных этапах становления личности старшеклассника;

- разработать механизм эффективного функционирования педагогической системы творческого саморазвития старшеклассников;

- предложить программы интегративных курсов "Педагогика творчества" и "Условия творческого саморазвития личности ,

методические пособия и рекомендации для учителей школ, преподавателей и студентов педагогического вуза.

Методологической основой исследования служат:

философские концепции творчества и его роли в становлении личности ( М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, И.Кант, П.А.Флоренский и др.);

психолого-педагогические теории развития творческой самодеятельности личности ребенка ( Я.А.Коменский, А.Маслоу, К.Роджерс, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.Франкл, С.Френе, С.Т.Шацкий, Р.Штейнер и др.);

- исследования процессов "самости" личности в философии и психологии ( Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.С.Кон, В. А. Лекторский, А.Н.Леонтьев, Г.Лозанов, А.Т.Спиркин, Е.В.Шорохов и др.);

- концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса ( Е.П.Белозерцев, В.П.Беспалько, Е.Н.Ильин, В.В.Краевский );

теория эвристического обучения ( В.И.Андреев, Г.И.Железовская, Н.Ю.Посталюк, А.З.Рахимов и др.).

В процессе исследования были использованы следующие частные, адекватные содержанию и взаимоироверяемые методы: теоретико-методологический анализ научной литературы и программных документов; изучение и обобщение опыта работы преподавателей школы и вуза; психолого-педагогический эксперимент ( констатирующий и формирующий), в ходе которого использовались наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, методы математической обработки итоговых данных.

Этапы и опытно - экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно, с 1993 по 1997 годы на базе общеобразовательных классов средней школы № 7, педагогических классов школ № 7 и 5, физико-математического факультета Балашовского педагогического института, методического кабинета отдела образования г. Балашова.

На первом этапе ( 1993 - 1994 г.г. ) изучалось состояние разработанности проблемы в науке, исследовалась практика работы традиционных и инновационных учебных заведений, определялись возможности различных воспитательных и дидактических средств в организации процесса творческого саморазвития личности, разрабатывалась методика формирующего эксперимента.

На втором этапе ( 1996 - 1996 г.г. ) велось экспериментальное применение разработанной модели педагогической системы творческого саморазвития личности старшеклассника, координировалась деятельность преподавателей школы и вуза, велась работа с учителями города и района, студентами различных факультетов Балашовского пединститута.

На третьем этапе ( 1996 - 1997 г.г. ) завершался формирующий эксперимент, проводилась его корректировка; выводы, полученные в ходе опытно-экспериментального исследования, внедрялись в практику работы вуза и деятельность органов образования.

Научная новизна исследования.

1. Теоретически углублены представления о сущности творческого саморазвития личности, уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс творческого саморазвития старшеклассников в условиях личностно ориентированного обучения.

2. Описаны качественные характеристики и разработана комплексная методика выявления уровней творческого саморазвития старшеклассников на различных этапах их личностного становления. Предложенная система контрольно-оценочных методик вносит определенный вклад в разработку проблемы диагностирования творческого саморазвития личности.

3. Выявлен комплекс психолого-педагогических условий, необходимых и достаточных для становления творческого саморазвития в системе личностно ориентированного обучения, обоснованы пути их интеграции.

4. Создана педэ / ческая система, интегрирующая структуру, содержани/s/ аучно-методическое обоснование и технологическое о(х .ечение процесса саморазвития старшеклассников в учебной и творческой деятельности.

Практическая значимость исследования в том, что:

- разработанная модель педагогической системы творческого саморазвития старшеклассников, интегрированные курсы "Педагогика творчества и "Условия творческого саморазвития личности", методические разработки и рекомендации позволяют целенаправленно совершенствовать процесс обучения в современной школе;

выявленные качественные характеристики позволяют определить уровень творческого саморазвития старшеклассников на различных этапах их личностного становления и добиться большей результативности по созданию в школе развивающей среды;

- предложенная система творческих заданий, направленных на саморазвитие старшеклассников, используется в практике работы массовых и инновационных учебных заведений г. Балашова, применяется в программе спецкурса "Условия творческого ф, саморазвития личности , который проводится на физико математическом факультете Балашовского педагогического института;

результаты проведенного исследования способствуют А реализации требований личностно ориентированного обучения к процессам развития и саморазвития школьников.

Достоверность и обоснованность исследования 4t определяется опорой на методологию изучения саморазвития личности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования; длительностью эксперимента, перепроверкой полученных результатов; апробацией А выводов в массовой аудитории на курсах повышения квалификации учителей при Балашовском пединституте; личном участием автора в экспериментальной и практической деятельности; опытом работы 3 автора исследования в качестве учителя и директора школы, руководителя педагогической практики, преподавателя педагогики; внедрением полученных результатов в практику работы учителей общеобразовательных школ Саратовской области. На защиту выносятся:

А 1. Понятие о творческом саморазвитии как самодвижущихся и саморазвивающихся изменениях личности, возникающих в «ф результате внешних и внутренних воздействий в процессе разнообразной деятельности.

2. Педагогическая система, представляющая взаимосвязанный поэтапно усложняющийся комплекс целевых установок, определенного предметного содержания и оптимальных технологий Л созидательной деятельности, результатом которой является творческое саморазвитие старшеклассников.

3. Психолого-педагогические условия, средства и механизмы эффективного функционирования самоорганизующейся и самодвижущейся системы развития старшеклассников в процессе осуществления разнообразной творческой деятельности.

4. Система контрольно-оценочных и диагностических методик, позволяющих выявить уровень творческого саморазвития старшеклассников на различных этапах их личностного становления.

Апробация и внедрение результатов. По мере проведения исследования результаты докладывались на научно-методической конференции "Развитие самоценной активности обучающихся (Балашов, 1996 ), научно-методическом семинаре "Путь в науку -формирование творческой личности инженера"( Камышин, 1997), региональной научно- «практической конференции "Философия современного образования: проблемы и перспективы" ( Саратов, 1997 ).

Результаты исследования используются в системе лекционно-практических занятий педагогического вуза, практике работы педагогических классов средних школ № 5 и № 7 г. Балашова, работе курсов повышения квалификации учителей ( г.г. Балашова и Саратова ). Материалы исследования положены в основу спецкурса "Условия творческого саморазвития личности", который на протяжении ряда лет ведется на различных факультетах Балашовского педагогического института.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы и 6 приложениях.

Теоретико-методологические основы творческого саморазвития личности

Глобальный характер преобразований, происходящих сегодня в нашей стране и в мире, обусловлен, прежде всего, гуманизацией общественной жизни, что неминуемо требует переориентировать педагогическую теорию и практику на человека и его саморазвитие в процессе активной, творческой, созидательной жизнедеятельности. Подобный подход возможен лишь в рамках личностно ориентированного образования, которое строится на принципиально иных приоритетах в обучении и воспитании подрастающего поколения, формирует гармонически развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию и предполагает постановку и решение целого комплекса новых задач: разработку новой парадигмы образования, имеющую личностную ориентированность; - осознание самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности; - признание разностороннего развития личности целью и предназначением человека- понимание творческой природы деятельности, осознание необходимости дли ее реализации духовных затрат и самосовершенствования личности;

- развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности: тонкого восприятия прекрасного и безобразного, эмпатии, чуткости, восприимчивости к искусству в различных видах его проявления (1,44).

В связи с этим неизмеримо возрос интерес педагогики к исследованию процесса творчества как ключевому понятию в структуре саморазвивающейся личности, появилась потребность осмыслить проблему творческого саморазвитии с позиций педагогики, философии, психологии, социологии, новых отраслей научного знания.

Для раскрытия сущности творческого саморазвития личности необходимо рассмотреть коррелирующие с ним понятия: "творчество /творческость", "творческая деятельность,""творческое мышление','креативность', саморазвитие личности .

Проблема роли творчества в саморазвитии личности - далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания.

Одними из первых к проблеме творческого саморазвития обратились философы. Об их глубоком интересе к этому предмету можно судить по многократным попыткам создать "теорию творчества", среди которых стремление познать мир в процессе художественной интуиции (Аристотель, Платон, Шопенгауэр), раскрыть метафизическую сущность бытия через религиозно- этическую интуицию (Ксенофонт, Сократ, Плотин, Ф.Аквинский, Бл.Августин, Шеллинг, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев и др.).

Следует отметить, что одно из первых упоминаний о творческом саморазвитии принадлежит Гераклиту, который выдвинул тезис: " Я исследую самого себя". Затем мы находим его у Сократа, который призывал своих учеников познавать самих себя. Обращенность к внутреннему миру в сочетании с высоко развитой самооценкой встречаются у М.Аврелия и Плотина, которые говорили о необходимости обращения души на себя".

Как отмечается в ряде исследований, посвященных истории становления проблемы творческого саморазвития (Д.Б.Богоявленская, Б.А.Лезин, В.Н.Пушкин, Я.А.Пономарев, Е.А.Яковлева и др.) : "Попытки эти не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали действительность на уровне поверхностных явлений, нередко - фантастически, резко искаженно, идеалистически" (131, 4). Решающий шаг в активном изучении творческого саморазвития был сделан в эпоху Просвещения, деятели которого способствовали утверждению научных взглядов на сущность человеческой личности как субъекта собственного познания. В трудах А.Вольтера, Ж.-Ж.Руссо, К.Гельвеция, И.Гердера и др. прослеживалась глубокая взаимосвязь идей свободного саморазвития личности с проблемами гуманизма нового времени и культуры образования. Существенный вклад в развитие проблемы творческого саморазвития внесла этико-эстетическая концепция И.Канта, давшего философское осмысление сущности творческого саморазвития, при котором личность характеризуется как субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования, поскольку "человек делает себя сам".

Для творческого саморазвития, по миопию И.Канта, требуется только свобода... пользоваться собственным разумом" (123, 277). У каждого человека от рождения есть неограниченная возможность "развернуть все свои способности" (123, 280).

Широко используя методику сократовских "вопрошающих диалогов", И.Кант открывал новые перспективы для саморазвития личности в процессе обучения, характеризуя его как "открытие себя и того, что в нас". Следуя задачам анализа саморазвития личности, И.Кант выделял в структуре саморазвития ряд других понятий: самопринуждение, способность к сопротивлению, чувство долга, самоуважение. Подобная культурная и нравственная контекстность творческого саморазвития личности определила направление дальнейших поисков в философии образования, рассматривающей саморазвитие как переосмыслении личности себя в культуре.

В отечественной философии теория творческого саморазвития опирается на идеи самопознания и самосовершенствования Н.А.Бердяева, культурологическую концепцию М.М.Бахтина, на идею становления "пассионарной личности" Л.Н.Гумилева, на приоритеты духовных ценностей П.А.Флоренского и имеет глубокие исторические корни.

Компонентный состав и структура творческого саморазвития личности

Для эффективного воздействия на творческое саморазвитие личности старшеклассника необходимо выявить состав и структуру данного феномена, представить его как целостность. Творческое саморазвитие личности можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и как результат творческой деятельности. Эти трактовки находят отражение в различных подходах к выявлению состава творческого процесса.

Так, в работах П.К.Энгельмейера ("Теория творчества") в составе творческого процесса выделяются: - желания, основанные на интуиции и порождающие замысел; знания и рассуждения, на основе которых вырабатывается схема или план выполнения творческого действия; - умения, на основе которых конструктивно выполняется творческий замысел (цитируется по 102,23). Применительно к техническому и научному творчеству аналогичный состав представлен в работах М.А.Блоха ("Творчество в науке и технике"): возникновение идеи (гипотезы, замысла); ее доказательство; реализация (цитируется по 102, 38). Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, рассматривая процесс научного творчества, выделял следующие компоненты в его составе: накопление фактов путем наблюдений и экспериментов; возникновение идей и фантазий; проверка и развитие идей (цитируется по 102, 51).

Таким образом, состав творческого процесса, разрабатываемый в рамках методологической концепции бессознательного творчества в своем общем виде представлен: - сознательной работой (особое деятельностное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новых идей); бессознательной работой (созревание проблемы, инкубация направляющей идеи); - переходом бессознательного в сознание - вдохновение, открытие идеи в гипотетическом виде; развитием идеи, ее окончательным оформлением и проверкой.

Нетрудно заметить, что описанные компоненты творческого процесса есть по существу стадии решения познавательных проблем" (131, 84), что далеко не тождественно составу творческого процесса. Указанное противоречие выявляется потому, что творческие процессы нельзя сводить целиком к процессам психическим, а само творчество - отождествлять с мыслительной задачей. В.А.Моляко ("Творческая одаренность и воспитание творческой личности", "Проблемы экологии творчества и разработка подхода к изучению творческой одаренности") в составе творческой деятельности выделяет следующие компоненты: биофизические свойства; анатомо-физиологические задатки; сенсорно - перцептивные блоки (повышенная чувствительность, интеллектуальные возможности); эмоционально - волевые качества; уровень продуцирования новых образов; фантазия, воображение (70, 90). А.М.Матюшкин, опираясь на работы крупнейших исследователей проблемы творчества (Дж.Берлайн, А.В.Брушлинский,Э.А.Голубева, А.В.Запорожец, В.А.Крутецкий, Т.В.Кудрявцев, Н.С.Лейтес, Н.Н.Подьяков, Я.А.Пономарев, И.В.Равич-Щербо, В.М.Русалов, В.М.Теплов и Др.)» определяет следующие компоненты в составе творческой деятельности:

- познавательная мотивация как доминирующий мотив деятельности; -исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

- возможности достигать оригинальных решений; - возможности прогнозировать и предвосхищать; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки (108, 16).

Я.А.Пономарев, рассматривающий творчество как механизм развития (130, 131, 132), исходит из того, что 'этапы развития явления трансформируются в структурные уровни его организации, выступающие затем в качестве функциональных ступеней дальнейших продуктивных взаимодействий (131, 73).

Исходя из этого, состав творческого процесса представляется в следующем виде: потребности в новых знаниях, творческой деятельности; средства по удовлетворению данных потребностей; система знаний, получившая качественный скачок на основе приобретенных средств (131, 99).

Следует отметить, что все перечисленные исследования анализируют творческий процесс, что детерминирует характер нашего толкования состава творческого саморазвития личности.

В рамках данного исследования с позиций системно - деятелъностного подхода творческое саморазвитие личности мы понимаем как сложную, целостную систему, представляющую собой единство элементов и связей между ними. Ранее было отмечено, что творческое саморазвитие может претендовать на роль эквивалента целостной личности старшеклассника, так как, являясь интегративной характеристикой, охватывает все компоненты личностной структуры.

На основании этого в составе творческого саморазвития мы выделяем три личностных компонента, наполненных специфическими характеристиками и показателями: мотивационный, рефлексивный, операционный. Мотивационный компонент в составе творческого саморазвития личности выделяется на основе того, что творческое саморазвитие основывается на различных видах деятельности, характер подходов к которой регулируется мотивационной сферой личности. Как отмечает Х.Хекхаузен: "Мотивацией объясняется выбор между различными возможными действиями, между возможными содержаниями мышления, интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов ' (180, 33).

Мотивационный компонент в составе творческого саморазвития определяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение личности к целям и ценностям творческой деятельности, к собственному развитию в процессе реализации данной деятельности. В связи с этим неадекватная мотивировка может сказаться на структуре и эффективности творческой деятельности.

Результаты констатирующего эксперимента

Для разработки модели педагогической системы творческого саморазвития личности старшеклассника на начальном этапе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:

1) выявить место творческой деятельности как средства саморазвития личности старшеклассников в структуре учебно-воспитательного процесса современной школы и в требованиях личностью ориентированного обучения;

2) проанализировать состояние массовой практики по организации творческого саморазвития личности старшеклассников;

3) продиагностировать уровень творческого саморазвития учащихся педагогических и общеобразовательных классов средней школы.

Для решения намеченных задач были проанализированы основные программные документы, определяющие требования к личности выпускника современной школы. В результате анализа было установлено, что в "Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации и в его региональном варианте заложены определенные возможности для творческого саморазвития личности, поскольку предусматривается целый комплекс мер, направленных на усиление гуманитарных и личностных компонентов учебно-воспитательного процесса:

- углубленное изучение предметов гуманитарного и художественно- эстетического циклов;

- введение спецкурсов по мировой художественной культуре, риторике, истории языка, религиоведению; разработка широкой и многоаспектной программы по краеведению (история и природа Саратовского края; песни, сказки, фольклор народов Поволжья; творчество саратовских писателей и поэтов);

- ведение предметов культурно-этического плана (речь и культура общения, культура поведения, этикет и др.) (6, 3-20). Следующим этапом работы в ходе констатирующего эксперимента было выявление возможностей для творческого саморазвития, открывающихся перед современными школьниками в условиях личностно ориентированного обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в концепции личностно ориентированного обучения заложен большой потенциал для творческого саморазвития личности, поскольку оно предполагает реализацию целого ряда требований, актуальных для становления процессов самости : главной ценностью личностно ориентированного обучения выступает личность ребенка, ее становление в различных культурных и творческих средах, стимулирующих индивидуальное и коллективное творчество; целью личностно ориентированного обучения является воспитание целостного человека, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности; это единство лежит в основе понимания образовательных процессов, обеспечивающих целостное развитие ребенка; образовательный процесс должен включать в себя поддержку и развитие природных свойств и индивидуальных способностей личности, оказывать ей помощь в становлении социальности, культурной идентификации и творческой самореализации; содержание образования ориентировано на ценности мировой, национальной и региональной культуры, имеет культурологический, интегративный и жизнеобеспечивающий характер; - критерии оценки качества образования должны не только выявлять уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и диагностировать характер и уровень саморазвития личности как целостности;

личностно ориентированные образовательные системы характеризуются индивидуальной адаптивностью, выражающейся в том, что ядро личности составляет культура жизнедеятельности. Процессу творческого саморазвития в условиях личностно ориентированного обучения способствует и тот факт, что основным процессуальным компонентом данного обучения выступает учебная ситуация, актуализирующая личностные функции обучаемого и базирующаяся на трех технологических подходах:

а) "технологии задачного подхода", связанной с трансформацией содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач;

б) "технологии учебного диалога", связанных с созданием дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъективно- смысловое общение, рефлексию и самореализацию личности;

в) "технологии учебно-имитационной игры , обеспечивающей создание условий состязания, конфликтности, творчества (118, 39).

В соответствии с концепцией В.В.Серикова: "Триада задача -диалог - игра" составляет базовый методический комплекс личностно ориентированного обучения" (155, 37).

Из проведенного анализа видно, что в теоретических основах современного обучения заложены определенные возможности для творческого саморазвития личности. В связи с этим стало необходимым выяснить, реализуются ли данные возможности в практике работы общеобразовательной школы. С этой целью в рамках констатирующего эксперимента было проведено анкетирование учителей и учащихся школ г.Балашова.

Анкетирование учителей проводилось в ходе организации разного рода педагогических практик в школах города и района, в процессе работы в педагогических классах СШ. № 7. Учителям предлагались анкеты, содержание которых позволяло оценить следующие качественные показатели: ' - характер и объем теоретических знаний о сущности творческого саморазвития личности; - личностное отношение учителей к феномену творческого саморазвития и необходимости его становления у учащихся; - уровень владения методикой стимулирования процесса творческого саморазвития; - умение диагностировать уровень творческого саморазвития учащихся. Анализ полученных результатов показал, что в учительской среде имеют место значительные расхождения в мотивах отношения и характере осмысления сущности творческого саморазвития личности школьников, а также методике создания необходимых психолого-педагогических условий для успешного протекания данного процесса в ходе обучения в современной школе.

Учителя различных школ, в массе своей, утверждали, что в ходе профессиональной деятельности ориентируются на процесс творческого саморазвития личности. В этом, вероятнее всего, отражалось их знакомство с требованиями личностью ориентированного обучения и с новой концепцией воспитательной работы, делающей упор на становление процессов самости у формирующейся личности выпускника (Приложение 2.).

Однако, анализ анкетного материала свидетельствовал о том, что основная масса практических работников школ не понимает сущности творческого саморазвития, определяя данное понятие как творческую деятельность или процесс творчества". Лишь незначительное число учителей указало, что под творческим саморазвитием следует понимать интегративную характеристику личности ученика.

Модель педагогической системы как условие творческого саморазвития старшеклассника

На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана модель педагогической системы творческого саморазвития личности старшеклассников, при построении которой мы ориентировались на методологические положения деятельностиой теории учения: концепцию творческого саморазвития личности (В.И.Андреев); теорию интериоризации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев); теорию поэтапного формирования мыслительных действий (П.Я.Г альперии, Н.Ф.Талызина); теорию учебной деятельности (В.В.Давыдов, А.К.Маркова, Д.Б.Эльконин).

Разрабатывая модель педагогической системы, мы исходили из общей гипотезы нашего исследования, согласно которой процесс творческого саморазвития старшеклассников станет в определенной мере управляемым, если будет удовлетворять ряду специально организованных психолого-педагогических условий.

Во-первых., проектирование и отбор содержания заданий, ориентированных на творческое саморазвитие личности, па наш взгляд, должны осуществляться на основе учета; - ориентации на основные компоненты базовой культуры личности; - организации работы по различным направлениям творческой деятельности; использования разнообразных видов, форм и методов самостоятельной творческой работы; - соединения теории и практики творческого саморазвития; - координации деятельности преподавателей школы и вуза; - совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся; создания положительной установки учащихся на творческое саморазвитие; постепенного перевода творческой деятельности в деятельность педагогически ориентированную.

Во-вторых., для полноценного творческого саморазвития личности в ходе занятий необходимо создавать особую творческую обстановку, которая по мнению М.В.Кларина основывается на ряде принципов.

1. Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям, чтобы старшеклассник был готов к творческому поиску, ему надо помочь обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими, одноклассниками и учителями. Их не должно тревожить, будут ли приняты или осмеяны их творческие опыты. Они не должны бояться сделать ошибку.

2. Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение "показаться на поверхности , важно вовремя зафиксировать их, впоследствии прояснить, упорядочить, оформить и использовать.

3. Воздерживаться от оценок. .Это позволяет учащимся расширить поток идей, больше времени и внимания уделять свободному размышлению над решением творческой задачи.

4. Показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскивания новых ассоциаций и связей. Это предполагает не только побуждение к образному мышлению, но и сочетание спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении, стимулирует включение в процесс решения творческих задач.

5. Давать возможность умственной разминки. .Обстановка совместного группового поиска творческих решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Для преодоления этого необходимо предлагать старшеклассникам тренинги, позволяющие освоиться в новой для них ситуации.

6. Поддерживать живость воображения., которое является фундаментом всякого творческого акта.

7. Дисциплинировать" воображение и фантазию, контролировать их. .Это предполагает после создания обстановки внутренней свободы вводить "инкубационный период для "созревания идей", после чего все творческие идеи обсуждаются и критически пересматриваются.

8. Развивать восприимчивость., т.е. повышать чувствительность восприятия, широту и насыщенность в постижении окружающей действительности.

9. Помогать учащимся видеть общую направленность их творческой деятельности. Важно, чтобы старшеклассники воспринимали творческие задачи не как развлечение, а как средство собственного творческого саморазвития.

В-третьих., необходимым условием творческого саморазвития является сотворчество старшеклассников и педагога, поскольку в конечном итоге не знания о путях творческого саморазвития и не отдельные творческие умения учителя обеспечивают у учащихся развивающий эффект, а их воплощение в реальном поведении педагога, что, но мнению Е.Торранса, выражается: - в признании ценности творческого мышления, - развитии чувствительности детей к стимулам окружения, - свободном манипулировании объектами и идеями, - умении дать конструктивную информацию о творческом процессе, - умении развивать конструктивную критику, - поощрении самоуважения, - рассеивании чувства страха перед оценкой (156, 215).

В-четвертых., педагогическое руководство творческим саморазвитием старшеклассника предполагает очень высокую инструментовку, поскольку любое жесткое управление негативно воздействует на креативность личности. В психолого-педагогичсской литературе описаны следующие аспекты в общении учителя с учащимися, препятствующие процессу творческого саморазвития: вынуждепие к конформизму в решениях и взглядах; авторитарные установки и окружение; ригидность учителя, недостаточная развитость его творческого мышления; проявление сарказма и насмешек, резкость в оценках; жесткая ориентация на успех; недоброжелательное отношение к личностям с ригидным мышлением.

При построении модели педагогической системы, мы основывались на системном подходе, с позиций которого все звенья педагогического процесса должны максимально стимулироватъ творческое саморазвитие личности. В соответствии с этим модель педагогического процесса разрабатывалась как определенная стратегия, которая реализовывалась на основе следующих принципов: - ориентация на творческую разнообразную деятельность как средство саморазвития; - учет неповторимости личности каждого субъекта деятельности; обеспечение дифференцированного и индивидуально-творческого подхода к личности;

- открытость, динамичность и вариативность содержания, форм и методов творческой деятельности; - развитие активности, креативности и инициативности всех субъектов творческой деятельности.

В ходе формирующего эксперимента использовались различные виды анализа накопленных эмпирических данных:

1) комплексный, основанный на вычленении и отслеживании компонентов, входящих в структуру творческого саморазвития старшеклассников; 2) уровневый, основанный на выявлении уровня сформироваиности каждого структурного компонента творческого саморазвития; 3) сравнительный, основанный на сопоставлении уровней творческого саморазвития старшеклассников в условиях традиционного и экспериментального обучения. С этой целью использовались разнообразные методы психолого-педагогического исследования: включенное наблюдение, самоанализ, рейтинг, тестирование, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности старшеклассников. Для окончательной обработки результатов эксперимента использовались методы математической статистики.

Похожие диссертации на Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении