Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского Портнов Константин Петрович

Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского
<
Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Портнов Константин Петрович. Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Портнов Константин Петрович; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2008. - 233 с. РГБ ОД, 61:08-13/732

Введение к работе

Актуальность исследования. История развития просвещения и педагогической мысли, синтезирующая в себе мировоззренческие, идеологические и образовательно-воспитательные аспекты национально-культурного наследия, внесет существенный вклад в решение задач целостного представления духовной культуры народа

В современных условиях образовательно-воспитательной политики необходимо уметь пользоваться большими возможностями народной педагогики, именно той спасательной силы, в которой нуждается общество, человечество Из поколения в поколение народ передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым неоценимую ценную историю материальной и духовной культуры общества Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей нации и всего человечества В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но и единственной и неиссякаемый источник ценностей духовных, народ первый по времени, самобытности, талантливости он наилучший педагог и воспитатель В то же время « Степень цивилизованности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деградации» (Г Н Волков)

В условиях нестабильности поиск эффективных путей обучения и воспитания принимает характер особой необходимости Разрабатываются национальные проекты, национально-региональные образовательные программы «Национальная доктрина развития образования в РФ», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Национальный проект России «Образование», «Стратегия развития образования в Чувашской республике» (2008) и другие Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России Обращение к историческому опыту, прогрессивным традициям народного воспитания, творческому наследию видных деятелей национального просвещения, литературы и искусства способствуют подъему духовно-нравственной культуры каждого этноса, возрождению и сохранению на этой основе вечных педагогических ценностей народа

Систематизация педагогического пласта духовной культуры по различным историческим периодам даст возможность также применить на практике неизученные до сих пор и нереализованные концептуальные идеи передовых мыслителей, общественных деятелей и просветителей Одним из таких видных ученых в истории чувашского просвещения является Н В Никольский - энциклопедического образования человек, историк, этнограф, фольклорист, лексикограф, языковед, журналист, редактор, издатель, переводчик, музыковед, иссле-

дователь медицины, статистик, краевед, архивист, экономист, агроном, просветитель, педагог, основатель учебных заведений, общественный деятель, администратор, руководитель государственного аппарата Этот список отражает его широкомасштабную и многоплановую деятельность В Поволжье не было человека, подобно Никольскому, с таким же широким кругозором, глубочайшими знаниями, своим умом «вспахавшего и засеявшего» все поле гуманитарных и других наук и участвовавшего во всех процессах передовой мысли и дел своего времени С твердой уверенностью можно назвать Н В Никольского чувашским Ломоносовым Он был твердо убежден только грамотный и помнящий свою историю, сохраняющий традиции и духовные богатства народ будет чувствовать себя свободным, здоровым, счастливым и надеется на большое будущее

Просветительская и педагогическая деятельность Н В Никольского с самого начала отличалась большим разнообразием Он преподавал чувашский язык, историю и этнографию чувашей, историю христианского просвещения инородцев Поволжья, подготавливал и редактировал самые различные брошюры и книги на чувашском языке, учебники и учебные пособия, был основателем, редактором и издателем первой чувашской газеты «Хыпар» (1906)

В своих работах («Народное образование у чуваш», «Основы инородческого просвещения», НВ Никольский связывает успехи просвещения чувашей со 2-ой половины XIX века прежде всего с «народной школой», в которой средством обучения выступает родной язык Он видит в этом условия для культурного и экономического подъема чувашей, мечтает о распространении спели них общечеловеческих ценностей, возможности обучения «высшим наукам» и т д

Особую ценность для нашего исследования имеют фундаментальные труды ГН Волкова, убедительно и доказательно раскрывающие духовно-педагогические ценности народа Они ясно указывают пути возрождения, сохранения и развития этноса, народа, в конечном счете, государства

Одним из важных источников исследовательской базы науки этнопедаго-гики, основанной ГН Волковым, стали собранные НВ Никольским многотомные этнографические труды НВ Никольский скрупулезно и тщательно выявлял этнопедагогические источники, собирал, сохранял все свидетельства проявления творческого духа чувашской нации, подготавливал и публиковал программы для собирания сведений о чувашах, об инородцах Поволжья (1904, 1911, 1913, 1916, 1919) Он координировал и направлял в народ обширную сеть своих корреспондентов из числа грамотных крестьян, учителей, священников, служащих, учащихся, которые собирали этнографический материал по его анкетам и вопросникам На протяжении многих лет он и сам вел полевые экспедиционные наблюдения, изучал самые различные архивы, собственноручно делал сотни, тысячи выписок

На основе этого материала сложился уникальный рукописный фонд Н В Никольского, который, насчитывает 260 томов Большая часть этого фонда хранится в Научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН) Фонд Никольского является хранилищем оригиналов и копий исторических документов, этнографических, фольклорных и лингвис-

тических полевых материалов, источников смешанного характера, документов по истории христианизации чувашей и национального просвещения, текстов (рукописных списков) литературных произведений Научное наследие НВ Никольского в целом и его рукописное собрание в частности, по словам эстонского фольклориста, профессора Вальтера Андерсона, «драгоценнейшая культурная сокровищница чувашского народа»,

Имя выдающегося деятеля чувашского просвещения и педагогики Н В Никольского на долгое время было предано забвению Незаслуженно игнорировалось имя Никольского в монографиях видных ученых-чувашеведов, хотя его научный авторитет и заслуги были выше других исследователей и деятелей дореволюционного и послереволюционного времени Только в конце 1980-х гг стало возможно открыто говорить и писать о притеснениях первого профессионального ученого-этнографа НВ Никольского, об искусственном создании вокруг него нетворческой обстановки

Сегодня, хотя и с опозданием, наследие НВ Никольского начало возвращаться к народу Вышли в свет два тома четырехтомного собрания Н В Никольского На высоком уровне прошло празднование 125-летия со дня рождения просветителя чувашского народа Проспекту в г Чебоксары, Чебоксарскому педколледжу, Васькасинской школе Моргаушского района ЧР присвоено имяНВ Никольского

НВ Никольский оставил бесценное научное, литературное и педагогическое наследие Однако, в силу ряда обстоятельств как объективных, так и субъективных, оно остается до сих пор практически неисследованным Последнее время появились несколько работ о выдающемся деятеле чувашского народа. Но до сих пор не подвержены глубокому изучению просветительская и педагогическая деятельность Никольского

Всесторонний анализ и оценка этнографического фактического материала, аккумулированных в фонде Н В Никольского, так же этнопедагогических идей Н В Никольского должны восполнить пробел в изучении истории и развития просвещения чувашского народа и народов Поволжья, педагогической мысли, учебной практики школ разных уровней

Таким образом, имеет место между насущной потребностью в использовании в процессе воспитания и в современной системе просвещения и образования народных традиций и этнопедагогических идей известных просветителей, педагогов и отсутствием целостного развернутого исследования наследия НВ Никольского Этим противоречием обусловлен выбор темы исследования и определена его проблема каковы содержание и просветительская роль деятельности и этнопедагогических идей НВ Никольского7 Решение данной проблемы составляет цель исследования

Объектами исследования являются этнографические и этнопедагогиче-ские труды Н В Никольского, его литературно-публицистическое наследие

Предмет исследования - просветительская и педагогическая деятельность Николая Васильевича Никольского

Гипотеза исследования просветительское и этнопедагогическое наследие Н В Никольского содержит ценные идеи и практические предложения для

воспитательного процесса в обществе, для повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, приобретения педагогического опыта, а его личность - примером для молодежи, воспитателей, педагогов, руководителей

Выдвинутая нами гипотеза исследования потребовала решения следующих задач

проанализировать жизнедеятельность Н В Никольского и показать условия и процесс формирования его просветительских и этнопедагогических идей,

обобщить, проанализировать и раскрыть просветительские и этнопе-дагогические идеи Н В Никольского,

определить культурно-историческую роль жизни и деятельности Н В Никольского в истории чувашского просвещения, национальной системы образования, этнопедагогики и в современном педагогическом процессе, выделяя в его творчестве проблемы, актуальные для современной педагогической науки и практики, в частности идеи гуманизации и этнопедагогизации образования,

определить основные направления использования просветительских этнопедагогических идей НВ Никольского в процессе воспитания и в реформировании современной образовательной системы

Хронологические рамки исследования охватывают последнее десятилетие XIX века и первую половину XX века, период формирования мировоззрения просветителя и педагога и наиболее активный, плодотворный этап его жизни и деятельности

ники, но и данные смежных наук (истории, этнографии, этнологии, языкознания, литературоведения, философии, психологии, экономики)

Источниковой базой послужили опубликованные и неопубликованные материалы дореволюционная монографическая литература общепедагогического и историко-этнографического характера, дореволюционная центральная и местная общественно-политическая, педагогическая и общая периодическая печать, циркуляры, распоряжения, постановления, докладные записки, ежегодные обозрения, отчеты, статистические данные изучаемого периода ответственных лиц, органов власти и общественных объединений, учебники и учебные пособия по истории России, педагогике, этнопедагогике, публицистика, отражающая отдельные аспекты, темы исследования, публикации и диссертации ученых-исследователей, связанные с деятельностью Н В Никольского и с историей развития школы и просвещения Чувашии, сочинения выдающихся педагогов о народности воспитания, образовательном потенциале народной педагогики, опубликованные и хранящиеся в архивах рукописные материалы Н В Никольского, полевые материалы -воспоминания его родных и знакомых

Документальной базой исследования послужили фондовые материалы отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Центрального государственного архива Чувашской Республики (ЦГА РФ), Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН), Научных архи-

bob Марийского и Мордовского научных исследовательских институтов (НА МарНИИ), (НА МордНИИ), отдела рукописей и редких книг научной библиотеки им Н И Лобачевского Казанского государственного университета

Методологические принципы, которыми руководствовались при работе над исследованием единство исторического и логического, связь теории с практикой, объективность в подборе, оценке фактов и явлений, системный подход к действительности, рассмотрение вопросов просвещения, воспитания, обучения в их развитии и взаимосвязи через призму этнопедагогического, социокультурного пространства

Исходя из основ диалектики, принципов изучения закономерностей общественного развития, учитывались экономические, социально-политические, конкретно-исторические условия и предпосылки, обусловившие формирование мировоззрения и взглядов НВ. Никольского, оценили его заслуги с точки зрения той эпохи и тех условий, когда и где он жил и работал

Методами исследования для решения намеченных задач и целей явились историко-педагогический анализ фактического материала указанных выше источников, сравнение данных с архивными документами, сопоставление правительственных документов с тем, как решал вопросы просвещения и педагогики Н В. Никольский, анализ его общественно-просветительской и научной деятельности, этнопедагогического наследия

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1999-2003) изучались историко-библиографические источники, а также архивные материалы, были определены методологические подходы, первоначальные позиции исследования

Второй этап (2003-2006) был посвящен тщательному изучению первоисточников - трудов НВ Никольского и этнографических фактических материалов, аккумулированных в фонде Никольского, осуществлялся историко-педагогический анализ собранного фактического материала и дана его оценка.

На третьем этапе (2006-2008) проводились апробация и систематизация подвергнутых анализу материалов Составлен список использованной литературы Сделаны соответствующие научно-практические выводы, оформлены результаты исследования

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Процесс становления личности просветителя и педагога чувашского народа НВ Никольского и формирования его демократического, гуманистического мировоззрения происходил в окружающем этнопедагогическом пространстве и под влиянием социально-политических событий в истории его народа

  2. Основу этнопедагогического наследия НВ Никольского составляют духовно-нравственные ценности народа, отраженные в духовной и материальной среде, в устном народном творчестве этноса, отношение к родному языку -условие сохранения и развития Нации и общества, основа воспитания - бережное отношение к многовековым нравственным ценностям и традициям народа и широкое применение их в воспитательно-образовательной практике молодого поколения

  1. Н В Никольский - продолжатель дела «пионера чувашского просвещения» (А В. Луначарский) И Я Яковлева, человек, представляющий новую генерацию чувашской интеллигенции, обозначивший новые направления чувашского национального возрождения, подняв его цели и задачи на более высокий уровень.

  2. Обоснование возрастающей актуальности использования наследия Н В Никольского в современном учебно-воспитательном процессе

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые изучены и обобщены этнопедагогические идеи в наследии Н В Никольского, намечены перспективные возможности их использования в современных условиях, в научный оборот введены ранее не обнародованные архивные материалы

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования, обосновывающие просветительскую, педагогическую деятельность и этнопедагогические идеи Н В Никольского, вносят новые существующие подходы к рассмотрению историко-педагогического наследия педагогов прошлого на междисциплинарном уровне Полученные результаты исследования расширяют и углубляют известные ранее факты педагогической науки, обогащают ее новыми данными, открывающими перспективы для прикладных исследований

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащихся в нем материалов в условиях активизации национально-региональных образовательных программ, при разработке учебников, учебных пособий, программ по литературе с национально-региональным компонентом и родной литературе для образовательных учреждений, а также для дальнейшей исследовательской деятельности Знания о личностях-символах (Г Н Волков), о пассионарных личностях (Л Н Гумилев) содействуют творческому подходу учителей школ и преподавателей вузов к достижениям прошлого, позволяя учитывать их в своей педагогической деятельности

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, многообразием использованных источников, в том числе архивных и рукописных, тщательным историко-педагогическим анализом фактов и явлений.

Апробация и внедрение результатов работы. Изложенные в исследовании основные положения и выводы нашли отражение в научных публикациях, в статьях газет и журналов, теле-радио передачах, выступлениях на Яковлевских, Ашмаринских чтениях, на международных, всероссийских, региональных и республиканских научно-практических конференциях (Республиканская научно-практическая конференция «Духовное просвещение как основа национального развития этноса и государства», Москва, 2006 г, международная научно-практическая конференция «Великая этнопедагогическая миссия женщины», Чебоксары, 2006 г, всероссийская научно-практическая конференция «Этноэстетика ремесел и рукоделия в современных образовательных учреждениях», Тюмень, 2006 г , всероссийская научно-практическая конференция «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в Рос-

сии», Самара, 2004 г, межрегиональная научно-практическая конференция «Этнопедагогизация процесса обучения и воспитания в современном образовательном учреждении», Чебоксары, 2005 г, республиканская научно-практическая конференция «Обучение чувашского языка и литературе в городе и использование в процессе образования и воспитания добрыми традициями чувашского народа», Чебоксары, 2004 г., республиканская научно-практическая конференция «Место и роль национально-регионального компонента образования в духовном просвещении», Казань, 2005 г, Межрегиональный «Круглый стол» «О сохранении этнокультурного наследия народов Республики Марий Эл и Чувашской Республики», Йошкар-Ола, 2007 г, республиканская научно-практическая конференция «Яковлевоведение история и современность», Ульяновск, 2007 г, Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация национально-регионального компонента в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса», Чебоксары, 2008 г

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений

Похожие диссертации на Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского