Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях глубоких политичес -юіх к социально-экономических преобразований в наяе# стране народ педагогической наукой со всей остротой встали проблемы до -ыократического обновления учебно-воспитательной работы, оспо -боэденио ее ох авторитарного и декларативного характера. Разви -тае новых общественных отношений неизбежно выдвигает вопроси совершенствования и разностороннего развития личности, требует осшслэпия совокупности всех влияний на формирование человека. Одним аз важных вопросов воспитания молодого поколения остается воспитанта конкретных нравственных з трудовых качеств: трудо -любно, совесть, чостность, долг, уважение к старшим, преданность, правдивость, имеющие глубокие корни в яизни простого народа- В условиях критического осмысления вашей действительности, когда происходит переоценка общечеловеческих данностей, крайне необходима правдивость з пониманий явлений и событий прошлого а настоящего, непримиримость к недостаткам, углубление духовности во всех сферах жизнедеятельности учащихся и студентов. В этом большая роль принадлежит учителя в совместной деятельности не только с родителями, но и с самими воспитуемкма.
Немаловажное значение в развитии личности играют преем -ственность традиций предшествующих поколений, умелое использо -ваниа всего богатства народной мудрости, которая содержит ценные идеи и опыт воспитания, обогаздащая мировую педагогическую ынсль.
Материалы народной педагогики, основа которых захожена в произведениях устного народного творчества, в обычаях и обря -дах служат источником развития гуманистической культуры личности." Тем не менее, глубокое изучение научных трудов Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашшова,К.Т.Тургунбаева, Я.И.Ханбикова подтверждает наше предположение о* недостаточном уровне использования кдей и опыта народной педагогики'в практике учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и в подготовке студентов педагогичес -ких вузов к учительской профессии.
Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего означает разрушение связи мевду поколениями, что наносит непоправимый урон в формировании и развитии личности.
Видные деятели педагогики - Н.К.Крупская, В.А .Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий,Р.А.Сухомлинский отмечали необходи -мость использования богатого педагогического наследия народов.
Этой проблеме посвящены также їруди известных учеты. Н.А.Кон -стантинова, С.Р.Раджабова.А.Э.Измайлова, М.Орифи, Т.Бердиева, М.Балтабаева.Б.Урумбаева, ЭДарыева,Ы.Ачилова и других.
Разносторонне исследованы проблемы народной педагогика ученими разных национальностей. Среди них - зачинатель иссле -дований многонациональной народной педагогики, духовно-педагогической общности народов России, других стран Г.Н.Волков, рус ских /Г.С.Виноградов, Б .А .Александров^.П.Васильцова/, татар / Я.И.Ханбиков, З.Г.Нигматов/.украинцев /М.И.СтельмаховиУ, белорусов /А.П.Орлова/, якутов /В.А.Афанасьев/, грузин /А.Ф.Хкн-тибкдзе/, азербайджанцев /А .Ш.Гашимов/,адыгов/А .И.Шоров/, дагестанців /Л.А.Мирзоев/, узбеков /Б.А.Кадыров/ и др.
Прогрессивные традиции народной педагогика и их эфрзктив-ные пути в деле воспитания человеческой, личности рассштрива -ется в исследованиях С.Исаева, А.Чотанова, А.Алиева.Г.Бицония, к.Саднкова, Э.;.дрзохонова, Т.Тимошиной, АЛйфояк и др.
Определенный вклад в решении вопросов исследования избран ной нами проблемы сыграли изучение трудов, посвященных культур и быту банкирского народа-.С.Руденко, М.Садцкова,Р,Кузевва,Д.Ва леева, Ф.НадрдошоЙ, А.СулеиУанова.Т.Ягудина, С.Янгузина.
Выявления прогрессивных традиций, разработки путей их использования в учебно-воспитательной работы обшообразбватель -них школ нашли отражение в работах ряда педагогов. Заслуживает вникание диссертационные исследования Ю.З.Кутлугильдиной, где рассматриваются основные идеи нравственного воспитания башкир: патриотизм, совестливость, честь, подготовка к семейной яизни на конкретных исторических и социально-бытовых материалах.
З.Д.Киекбаева раскрывает сущность и содержание зстетичос кого воспитания башкирского народа: использование его традиций в современной школе автором утверждается как один из факторов улучшения воспитательной работы.
Физическое, трудовое и нравственное воспитание в родовом и феодальном обвдственно-экэнокическом формациях нашли отраже жение в трудах Т.К.Исхакова, где учений анализирует общие подходы к данным проблег/лм.
Как показывает наїла исследование, прогрессивные народные традиции и их использование в учебно-педагогическом процессе являются галоизученнкгли, еще много аспектов в г>той области не-
иследованн , нет ни одной монографии по башкирской народной пе -дагогикв. Особенно следует указать, что во всех работах объектом изучения являются учащиеся общеобразовательных школ. Специальные яе исследования, посвященные использованию прогрессивных тра -диций при подготовке студентов педагогических вузов к учитель -ской профессии в настоящее время отсутствуют.
Анализ учебников, изучение опыта работы учителей башкирского языка и литературы, учителей труда, классных руководителей, данные констатирующего эксперимента показывают, что содержание обучения и воспитания пока не отвечают запросам современных требований развития личности.
Итак, возникло противоречие между потребностью, необходи -мостьп использования прогрессивных традиций народной педагогики в разностороннем развитии старшеклассников и в подготовке студентов педагогических вузов к учительской профессии и недостаточной разработанность»? теории и методики организации этого процесса как в школе, гак и в педагогических учебных заведениях.
Данное противоречие обусловило, в свою очередь, поиск ре -шения научной проблемы , сущность которой заклинается в опреде -лении содержания, методов, приемов и средств нравственного и трудового воспитания башкир, с одной стороны и в создании научно обоснованной разработки методики использования их в практике учебно-воспитательной работы школ и вуза - с другой.
Актуальность проблеыы, ее практическая значимость и недос -таточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования: " Прогрессивные традиции нравственного а трудового воспитания башкир и их использование в практике учзбно-воспита -тельной работы."
" ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - опыт нравственного и трудового воспи -тания башкирского народа..
. ПРИМЕТ ИЄСЖЮВАНЩ - процесс развития прогрессивных традиций нравственного и трудового воспитания башкирского народа.
ИЖЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить и обосновать воспитательные возможности традиций башкирской народной педагогики и разработать педагогически эффективную методику использования их в практике учебно-воспитательной работы по нравственному и трудового1 вэспи -танию старшеклассников и в подготовке студентов педагогических вузов к учительской профессии.
1. Раскрыть сущность и исторические условия возникновения и развития нравственных и трудовых традиций башкирского народ-., их
_ 4 -
роль в жизни общества,
-
Установить, каше нравственные ж трудовые требования предъявляет башкирский народ подрастающему поколению.
-
Выявить прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир.
-
Экспериментально проверить эффективность использования прогрессивных нравственных и трудовых традиций башкир в практике учебно-воспитательной работы школ и педагогических вузов.
Ь. Внедрить в доступных масштабах результаты исследования в практику общеобразовательных и высших школ.
В нашей гипотезе предполагалось, что специально разрабо -таїшая научно обоснованная методика использования прогрессивных традиций нравственного и трудового воспитания башкир способствует разностороннему развитию старшеклассников и студентов педа -гогических вузов, если:
осуществлять комплексный подход приобщения учащихся и студентов к прогрессивным народным традициям;
осуществлять педагогическую пропаганду и просвещение среда населения;
разработать специальную научно обоснованную методику использования прогрессивных традиций нравственного и трудового воспи -тания башкир, основанную на принципах гибких технологий'.
МВТОДОЛОГИЧЕСКО^ ОСНОВО^ являются общефилософская'мысль о роли народа в создании духовной и материальной культуры", об от -ношении его к наследию прошлого, "о сущности традиций и их роли в жизни народа, своеобразии и самобытности культур различных народностей и народов, о нравственности и нравственном воспитании.
Б нашей исследовании мы исходим такеє из принципа единства национального, межнационального и общечеловеческого; учета подъема национального самосознания народа и необходимости в связи с этим не только выявления национальных традиций, форм, средств, методов и приемов воспитания, но и использования их в рамках со -огветсгвующих этнокультурных общностей.
В исследованиях мы опирались на труды ведущих педагогов и психологов:Г.Н.Волкова, А.Ш;Гашшова,Э.А.Изшйлова,Ф.А.Хинти -бвдзе, Я.И.Ханбикова, В.В.Давьщова, В.Н.Занкова и др. Изучение их работ позволило подойти к проблеме эффективности использования народных традиций в нравственной и трудовом воспитании старшеклассников и в подготовке студентов к учительской профессии С ПОЗИЦИИ современны:' научно-педагогических знаний.'
Для решения поставленню, задач и проверки правильности ви -двинутой гипотезы в ходе исследования бия использован комплекс методов: теоретический анализ литературы: трудов выдающихся со -ветских педагогов о роля прогрессивных традиций народного воспитания; исследования з области философии, психологии, отражающих современное' состояние проблемы; произведений башкирского на -родного творчества; исследований по истории, краеведению, этно -графин, фольклору; програш, учебных изданий для башкирских икол с целью выявления возможностей использования в них прогрессивных традипий; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, педагогический эксперимент, анализ и обобщение, исторический.
Все перечисленные методы применялись в тесном взаимодействии.
В исследовании проблемы можно выделать несколько этапов.
Первый этап / 1988-1Э89ГГ./ был поисковый, который осуществлял изучение современного состояная проблемы в теории и практике работы учителей и преподавателей с целью накопления материалов первичных наблюдений и определения возможных путей решения ис -следовательских задач. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе ./ 1989-1990 гг./ была сделана разработка исходных параметров исследования на основе следующих методов: беседы, включенные наблюдения, анкетирования.
Третий этап / 1йУ0-1991 гг./ заключался в проведении экс -леримента и проверке замысла на опыте национальных школ и рус -ско-башкирского, национального отделений филологического фа -кулмета Стерлигашкского государственного' педагогического института.
Четвертый этап / 1991-1992 гг./ - обобщающий, ь процессе которого были осуществлены анализ и обработка получанной инфор -мации, сделаны соответствующие выводы.
В процессе работы изучены следующие источники: устное поо -тическое творчество башкирского народа, обряды, обычаи, народные праздники, игры, мировоззрение, шежере/родословная/, монографии виднейиих. советских педагогов и психологов, религиозные книги, государственные документы. Постановления о .народном образовании. ' НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования
заключается в следующем:
определено конкретное содержание положительных тради -пий башкирского народа, способных оказать нравственное а трудовое воздействие на старшеклассников и студентов педагоги -ческих вузов;
выявлены методы, приемы, средства нравственного и трудої го воспитания башкир, обеспечивающие эффективность использо -вания прогрессивных народных традиций в практике учебно-воспитательной работы, общеобразовательных и высших школ.
разработана научно обоснованная специальная методика использования прогрессивных традиций в гроцессе нравственного
и трудового воспитания старшеклассников и в подготовке студентов педагогических вузов к учительской профессии.
ПРАКТИЧЕрКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что она вооружает учителей, классных руководителей, воспитателей груш продленного дня теоретически обоснованной и практически проверенной методикой использования прогрессивных традиций в нра] ственном и трудовом воспитании старшеклассников и в подготовке студентов педагогических вузов к учительской профессии. Ра; работанная диссертантом программа спецкурса " Прг-гэеесивнь» народные традиции" и методика использования их в практике учебно-воспитательной работы общеобразовательных и высших шко. направлены на совершенствование нравственного и трудового воспитания на примере положительных героев.
ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных данных в ходе исследования подтверждается методологической обоснованностью его исходных предпосылок; соответствием выводов наших исследований с выво дами научных работ ученых педагогов и психологов; проведенной опытно-экспериментальной работой, результаты которой ввразг. -лись в возросшем разностороннем развитии старшеклассников и студентов педагогических вузов.
АПРОБАЩЯ и ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования осущес: лились но плану научно-исследовательской проблемной лаборатории / ШИШ / Стерлитамакского пединститута и лаборатории "Подготовка будущего учителя к воспитательной рабс-ге" Казанского, пединститута; докладывались в научной Всесоюзной конференции / Уфа,1988/,в научной конференции молодых ученых и аспирантов / Казань. 1УУ1/, в научных конференциях/ Казань,U92,Горно-Алтайск, 1931/,в Международной тюркологической конференпии/Казані 1аЭ2/. Е'аучно-ыетодкческие рекомендации используются в Башкир ском институте повышения квалификации работников народного об-
- 7 -разования, в Стерднбашевской, Т-'овосубхангуловской, Мусятовс.чой а других средних общеобразовательных школах республики, Основные положения исследования были использованы при разработке и чтении спецкурса " Прогрессивные народные традиции" на фило -логическом факультете Стерлитакакского пединститута, а таив в ляти публикациях автора.
На защиту выносятся: 1. Исследование сущности, содержания,, основных форм---, методеft прогрессивных нравственных я трудовых традиций башкир как со -циально-педагогической категории.
2„ Система фольклорных материалов, раскрывающая содерксаняе прогрессивные традиций, их педагогические возможности. 3. Научно обоснованная методика использования прогрессивных традиций нравственного и трудового воспитания, обеспечивающая эффективность развития личности старшеклассников и подготовки студентов к учительской профессии.
СТРУКТУРА диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.