Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Экологическое воспитание в истории образования чувашского народа . 22
1.1. Использование народной педагогики в экологическом воспитании подрастающего поколения 22
1.2. Экологическое воспитание в школьном образовании чувашского народа дояковлевского периода 46
1.3. Экологическое обучение и воспитание в педагогической системе И.Я. Яковлева 61
ГЛАВА II. Осуществление экологического обучения и природоохранительного воспитания в системе современного образования 112
2.1. Развитие природоохранной деятельности в Чувашии в послереволюционный период 112
2.2. Актуализация потенциальных возможностей содержания учебных предметов в экологическом воспитании и обучении учащихся 120
2.3. Преемственность экологического обучения и воспитания в общеобразовательной и высшей школе 143
Заключение 153
Список литературы 158
- Использование народной педагогики в экологическом воспитании подрастающего поколения
- Экологическое воспитание в школьном образовании чувашского народа дояковлевского периода
- Развитие природоохранной деятельности в Чувашии в послереволюционный период
- Актуализация потенциальных возможностей содержания учебных предметов в экологическом воспитании и обучении учащихся
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе в условиях развития индустриальной цивилизации, интенсификации технологических процессов проблемы экологии являются наиболее острыми и неотложными среди глобальных проблем человечества. Сильное вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Ведущий эколог Чувашской Республики Ф.А. Карягин отмечает, что «Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, экологизации всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Именно потому так актуальна проблема всеобщего и непрерывного экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры личности» [65. С. 45]. Мы разделяем мнение исследователя, действительно, в настоящее время охрана природы является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. Принятие новой концепции национальных систем образования в Российской Федерации, реализация закона «Об образовании» Российской Федерации, Чувашской Республики, Президентской программы «Новая школа», модернизация системы образования Чувашской Республики, Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире» выдвинули перед школой, перед педагогическими коллективами общеобразовательных школ и высших учебных заведений республики новые требования, затрагивающие все аспекты обучения и воспитания, среди которых экологизация приобретает доминирующую позицию, определяют острую необходимость формирования экологического мышления. [51. С. 20 ].
В системе обучения экологическое образование должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого - сделать каждого человека экологически грамотным, научить разумной практической деятельности, связанной с изучением окружающей среды и заботой о ее сохранении. В этих условиях возрастает роль школы, вуза, семьи, каждого учителя в приви-
тии учащимся любви к родной природе, в формировании моральной и гражданской ответственности подрастающего поколения за сохранение природной среды. Как утверждают ученые, школа должна уже сегодня нести ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.
Разработка современной стратегии развития воспитания и обучения требует всестороннего анализа и учета изменений, происходящих в обществе. Переход системы образования на новый уровень, соответствующий требованиям времени, невозможен без устойчивой системы духовных и нравственных ценностей народа, его национальной культуры. Одним из важных аспектов разработки путей её совершенствования является осмысление исторического опыта, накопленного школьным образованием. В «Национальной доктрине развития образования» указано, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [109. С. 99].
Исследователи отмечают, что национальная культура, система духовных и нравственных ценностей народа, содержащая в себе проверенные временем традиции этноса, всего человечества может и должна служить мощным фактором духовного развития подрастающих поколений. Такой подход соответствует традициям отечественной философской и педагогической мысли, в которых подчеркивается приоритет нравственных категорий при определении целей воспитания. Ориентиры для подрастающего поколения, как доказывают исследователи, заложены и проверены тысячелетним опытом, находятся в духовных корнях конкретного народа и человечества в целом. Главным направлением системы народного образования Чувашии является юспитание у подрастающего поколения нравственности и духовной культуры на обычаях и традициях чувашского народа, придание общеобразовательным школам действительно национального характера, формирование национального самосознания «посредством объединения общечеловеческих ценностей и национального начала», внедрением национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс.
5 На современном этапе педагогическая система ИЛ. Яковлева, разработанная на основе творческого использования народной педагогики, наследия классиков как отечественной, так и зарубежной педагогики, роль созданной им Симбирской чувашской школы в подготовке педагогических кадров для чувашских школ, педагогическая система великого патриарха по экологическому воспитанию учащихся, распространению экологических знаний среди воспитанников, учителей и сельского населения приобретают особенную актуальность. Поэтому существует объективная необходимость использования опыта и наследия И.Я. Яковлева на современном этапе в образовательно-воспитательном процессе.
Как отмечают исследователи, «сегодня общество приходит к пониманию роли экологического образования как основы нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни человека»[128. С. 3]. По мнению Н.Н. Моисеева, « в современный век мировоззрение человека начинается с экологии, с экологического мышления, а воспитание и образование человека - с экологического воспитания» [103. С. 12].
«Целью политики в образовании должно стать создание культурообразую-щей и природосообразной образовательной среды, благоприятствующей развитию личности, - подчеркивает академик РАО Г.В. Мухаметзянова. - Поскольку процессы формирования личности в значительной мере не детерминированы и имеют вероятностный характер, образовательная среда должна быть весьма разнообразной, учитывающей широкую вариативность природных и возрастных особенностей, интересов и склонностей людей, открытой для выбора различных образовательных траекторий» [107. С. 6].
Отдельные аспекты экологического состояния природной среды Чувашской Республики изучены рядом авторов (СИ. Андреев, Е.И. Арчиков, П.М. Верху-нов, Н.П. Воронов, Д.Г. Гурьев, А.В. Димитриев, Л.Н. Иванов, Ф.А. Карягин, А.Г. Корнилов, Н.М. Матвеев, А.Д. Плетнева-Соколова, М.М. Сироткина, Г.П. Чернова, А.Е. Яковлев и др.). Ими проведены исследования по конкретным вопросам влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природной среды.
Большую работу по экологическому просвещению проводит Ф.А.Карягин. Результаты проведенных в 1990-1999 гг. исследований им обобщены в статьях и в работе «Роль хозяйственной деятельности в изменении природной среды Чувашской Республики» (Часть 1, 2). В книге рассматривается история развития хозяйственной деятельности в Чувашской Республике с анализом причин и механизмов деградации природной среды. Характеризует экологическое состояние физико-географических и административных районов республики. Как утверждает автор, результаты его исследований использованы при разработке ряда государственных нормативно-правовых и программных документов.
В работе даны конкретные рекомендации по улучшению экологической ситуации в Чувашской Республике, экологического образования и воспитания населения. Пятая глава посвящена экологическому образованию, воспитанию и культуре. Автор предлагает на государственном уровне создать и реализовать комплексную систему развития экологического воспитания, образования, просвещения населения и подготовки профессиональных кадров специалистов-экологов. [65. С. 75].
Вопросы экологического воспитания учащихся в условиях Чувашской Республики в разной степени освещены в работах Н.В. Борисовой, В.Ю. Львовой, Г.С. Лялина, Н.М. Матвеева, Р.Т. Нероговой, Н.Л. Панченко, З.Н. Плечовой, Р.К. Репиной, Л.П. Тимофеевой, Г.П. Черновой, Е.Г. Шароновой и др.
В своих исследованиях Г.С. Лялин, Р.Т. Нерогова, Ф.А. Карягин показывают специфику процесса экологического воспитания, которая обусловлена ориентированностью учащихся на окружающую среду. Авторы считают, что проведение ботанических экскурсий имеют большое значение в экологическом воспитании школьников.
Н.М. Матвеев и В .П. Ковалев на основе изучения состояния экологического воспитания и обучения в общеобразовательных школах составили учебное пособие «Ялти шкулта вёренекенсене экологи пёлёвё парасси» («Экологическое образование сельских школьников»). Они подчеркивают, что стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающие
7 масштабы производственной деятельности людей все больше отражаются на окружающей среде. Ухудшение экологической обстановки, по мнению авторов, во многом зависит от общественного сознания, современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования экологической культуры у школьников и населения. [94. С. 34].
Работы Н.Л. Панченко и О.Г. Максимовой посвящены эколого-правовому образованию учащихся в системе дополнительного образования, по мнению авторов, «экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современных систем образования и общества в целом» [128. С. 3]. В исследованиях раскрыты научно-теоретические основы эколого-правового образования учащихся: сущность и содержание эколого-правового образования, экологические права личности, педагогические основы эколого-правового образования учащихся. Даны конкретные рекомендации по совершенствованию эколого-правового образования учащихся, выявлены педагогические условия по их совершенствованию, которые позволяют повысить эффективность работы всех звеньев системы образования по формированию экологической культуры молодежи.
В публикациях И.В. Павлова, И.И. Павловой, В.Г. Толстова-Атнарского, М.М. Эльдарова подчеркивается, что осуществление экологического воспитания на основе краеведческой работы способствует осознанию школьниками разнообразия связей между живой и неживой природой, большого значения природы в жизни человека; развивает потребность общения с ней и бережное отношение к окружающей среде.
Главная тема исследований М.В. Емельяновой, В.Ю. Львовой, Р.К. Репиной, И.В. Цветковой, Г.П. Черновой и др. - состояние экологического образования и экологическая воспитанность учащихся общеобразовательных школ республики. Авторы под экологической воспитанностью понимают совокупность экологических знаний, потребностей, отношений, способностей и деятельности, проявления их в повседневной жизни. На основе разных показателей они раскрыли исследуемый ими аспект проблемы.
В работе «Qyr санталакпа этем» («Природа и человек») А.Д. Димитриев и З.Н. Плечова отмечают, что гармонизация отношений человека и природы является обязательным условием формирования «человека нового типа». По мнению авторов, в решении экологических проблем важное значение приобретает анализ исторического и этнопедагогического опыта чувашского народа, выработавшего своеобразные методы регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды, общества и природы. Воспитание экологической культуры связано с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры. [36. С. 45].
В диссертационном исследовании М.В. Емельяновой рассматриваются значение и педагогические условия эффективного использования игровой деятельности в экологическом воспитании учащихся начальных классов.
Исследования Н.Н. Борисовой, Е.С. Захаровой, О.Г. Максимовой, Н.М. Матвеева, Р.Т. Нероговой, З.Н. Плечовой, Л.Т. Тимофеевой, Е.Г. Шароновой и др. посвящены отдельным формам, средствам и методам экологического воспитания школьников.
В работе Н.Н. Борисовой раскрыты основные условия природоохранительного воспитания и образования младших школьников, показано значение экологического краеведения, своеобразие этого процесса, его специфика в условиях Чувашской Республики. Автором разработана программа кружка «Экология родного края» для учащихся 3(4) классов начальной школы.
Многоаспектно проблемы экологического воспитания и образования учащихся изучались А.Д. Димитриевым. Им составлены учебники и пособия по экологии для общеобразовательных школ Чувашской Республики. А.Д. Димитриев подчеркивает, что большинство антропогенных проблем в Чувашской Республике сводится к тому, что «человек в процессе промышленного труда создает отходы, которые не уничтожает и не умеет пустить в круговорот» [35. С. 39].
Большие воспитательные возможности для формирования экологической культуры, природоохранного сознания и поведения у подрастающего поколе-
9 ния несет в себе многовековой опыт народа и его национальные традиции, нашедшие отражение в исторических и этнографических исследованиях Н.И. Ашмарина, Н.И. Золотницкого, П.В. Денисова, В.Д. Димитриева, Д.Е. Егорова, Л.А. Ефимова, Г.И. Комиссарова, В.К. Магницкого, Н.В. Никольского, А.К. Салмина, М.Я. Сироткина, Л.А. Таймасова, в этнопедагогических трудах Г.Н. Волкова, Е.В. Васильева, А.Е. Землякова, Т.Н. Петровой, Э.И. Сокольниковой, а также в отдельных публикациях на основе средств народной педагогики Н.Н. Андреевой, Г.М. Григорьевой, В.К. Кириллова, В.П. Ковалева, Л.В. Кузнецовой, Р.Н. Петровой, Ю.П. Сокольникова и др.
Нужно отметить большую ценность исследований, проведенных Г.Н. Волковым. Как талантливый этнограф, писатель, переводчик, критик, он внес большой вклад в изучение истории чувашского этноса и чувашской народной педагогики. Его труды получили высокую оценку научной и педагогической общественности не только в Чувашской республике, России, но и за рубежом. В «Чувашской народной педагогике» им подробно воспроизведены «древние и старинные педагогические традиции чувашского народа, многие из которых несут на себе печать вечности». В ней раскрывается сущность классических формул: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое»; «В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих». Автор утверждает, что национальный подъем возможен лишь на основе возрождения народных традиций воспитания. «Великие педагоги разных времен и народов, - подчеркивает Г.Н. Волков, - в своих работах опирались на народное творчество, развивали идеи народности, природосо-образности воспитания. Природосообразность является основным положением народной педагогики, определяющим во многом не только методы воспитания, но и его цели» [22. С. 120].
История воспитания и педагогической мысли чувашского народа на более раннем этапе, в XV-XVIII вв., рассматривается в исследованиях Т.Н. Петровой [131, 132]. Большая её заслуга - в выявлении воспитательных традиций, изучении истории развития народного образования, истоков экологического
10 воспитания подрастающего поколения, исследовании успехов и недочётов в процессе становления системы образования в течение четырёх столетий.
Система И. Я. Яковлева воспринималась современниками неоднозначно. В начале XX в. некоторые авторы, являвшиеся противниками системы из-за использования в школах родного языка учащихся, стали высказывать мнение о том, что она порождает сепаратистские стремления «инородческих племён». Осуществление системы И.Я. Яковлева среди чувашей в разной мере получило освещение в публикациях Д.Ф. Филимонова [188], В.Н. Назарьева [109], А.В. Ре-кеева [239], Г.И. Комиссарова [69], В.Н. Орлова [120]. В публикациях дореволюционных авторов были рассмотрены некоторые вопросы организации народного образования, однако всестороннего глубокого исследования данной проблемы с охватом широкого круга источников не было проведено.
В советское время из-за отрицательного отношения к идее христианского просвещения систематического, всестороннего изучения системы И.Я. Яковлева не велось, хотя введенный им в учебный план родной язык получил полные права в школьном образовании.
Одним из первых исследователей, глубоко занимавшихся изучением истории просвещения чувашского народа, был В.Т. Харитонов [192]. Он сумел впервые в истории педагогики всесторонне исследовать и обобщить систему народного просвещения чуваш в XIX в.
Разносторонней была научная и педагогическая деятельность М.Я. Сирот-кина. В своих трудах он показывает роль устного народного творчества в сохранении жизненного опыта, мудрости, этических норм, взглядов чувашского народа на общественные и природные явления. Следует особо подчеркнуть его историко-педагогические исследования деятельности Симбирской чувашской школы.
Н.В. Муромцев также исследовал деятельность Симбирской чувашской учительской школы по распространению грамотности и экологических знаний среди детей и взрослого населения.[106].
Большой вклад в историю чувашского просвещения внесли научные труды профессора Н.Г. Краснова. В результате многолетней упорной работы им собраны и проанализированы ценные материалы и документы о жизни и деятельности великого просветителя И.Я. Яковлева. Его труды представляют собой наиболее обобщенное и полное описание научно-педагогической деятельности основоположника чувашской письменности и создателя Симбирской чувашской учительской школы. Он отмечает, что система И.Я. Яковлева возникла на дидактических принципах и правилах, разработанных классиками отечественной и зарубежной педагогики. [76], [ 77].
История Симбирской чувашской учительской школы получила освещение в ряде работ сына просветителя, историка А.И. Яковлева [234], Т.П. Петрова (Тихан Петёркки) [130], И.Я. Яковлева (Саламбека) [245], П.Т. Золотова [239] и др. Внимание ряда исследователей было уделено общественно-политическим взглядам, философским и социологическим воззрениям просветителя, формированию его мировоззрения. [89, 92, 99, 164].
В последние годы многогранную научно-педагогическую деятельность выдающегося патриарха чувашского просвещения исследовал один из современных последователей его дела академик Л.П. Кураков. Внук просветителя И.А. Яковлев, доктор физико-математических наук, профессор МГУ в статье «Продолжение традиций чувашского просветителя» пишет: «Я очень рад, что среди чувашей нашелся такой преданный народу человек, который смотрит далеко вперед и уже готовит молодое поколение к XXI в. Лев Пантелеймонович руководствуется теми идеями, которые были высказаны И.Я. Яковлевым, моим
дедом, в своем «Завещании чувашскому народу». Далее он отмечает:
t «Многогранная научная и общественная деятельность академика Л.П.
Куракова является продолжением замечательных традиций чувашского просветительства, заложенных ещё в XIX в. выдающимся педагогом-просветителем И.Я. Яковлевым» [235. С. 2].
«Прометей из чуваш» - так назвал свою книгу Л.П. Кураков: «Настоящая книга посвящена выдающемуся чувашскому педагогу-просветителю Ивану
12 Яковлеву, продолжению в современных условиях начатого им ещё в прошлом веке просветительного движения и выполнения его заветов». Он подчеркивает, что ещё при жизни чуваши почтительно называли его «наш патриарх»: «Именно этим словом можно именовать человека, стоявшего у истоков чувашской письменности, воздать честь знаменитому земляку, благодаря которому о чувашах узнали за пределами России» [85. С. 13].
Большую работу по изучению и распространению педагогического наследия И.Я. Яковлева, опыта Симбирской чувашской школы проводит Научно-исследовательский институт И.Я. Яковлева в ЧТУ. «Всестороннее исследование научного наследия такого феномена чувашской культуры, каким является И.Я.Яковлев, не под силу отдельным лицам. Для этого необходимо объединиться, организовать научно-исследовательский институт», - отмечает Л.П. Ку-раков. [87. С. 10-12]. Данный Институт И. Я. Яковлева имеет своё «Положение», «Программу», «План издания трудов и архива И.Я. Яковлева».
Среди множества работ об Иване Яковлевиче Яковлеве следует выделить публикации А.Е.Землякова, в которых дана высокая оценка деятельности чувашского просветителя по трудовому и экологическому воспитанию. Он отмечает, что «большой интерес вызывает многовековой опыт народного воспитания и обучения чувашских детей и молодежи, изучение и освоение коллективного опыта народного воспитания, заложенного в устном народном творчестве и традициях чувашского народного воспитания и обучения молодежи в труде, быту, празднествах и в обыденной повседневной жизни. Анализ педагогического творчества народа, деятельности учебных заведений, педагогических идей и опыта деятельности народных просветителей, ученых, учителей-практиков и воспитателей с древнейших времен до наших дней дает основную картину решения этой проблемы в различные периоды истории чувашского народа» (54. С. 4).
Ряд диссертаций современных исследователей посвящен исследованию научно-педагогической системы И.Я. Яковлева: Н.Н. Андреевой [2], Т.В. Артемьевой [7], Е.В. Васильева [18], О.Н.Викторова [20], А.Е. Землякова [53], Н.Г. Краснова [76], И.В. Мукиной [105], Л.Ю. Трофимова [178] и др.
13 Анализ научно-исследовательских работ (Г.Н. Волков, Н.Г. Краснов, Л.П. Кураков, В.Д. Димитриев, М.Я. Сироткин, В.Г. Егоров, Н.П. Петров, В.Т. Харитонов, М.П. Макаров, Ф.Н. Петров, В.Я. Канюков, М.К. Енисеев, А.Е. Земляков, Т.С. Сергеев, Т.Н. Петрова, В.Г. Родионов, Г.Ф. Трофимов, О.Н. Викторов и др.) показывает, что в этих исследованиях рассматриваются вопросы научно-педагогического наследия И.Я. Яковлева в историко-педагогическом, литературоведческом и лингвистическом аспектах. Однако до настоящего времени не был проведен комплексный анализ экологических аспектов научно-педагогической деятельности И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской учительской школы. Поэтому существует объективная необходимость использования этнопедагогического опыта чувашского народа, просветителей народного образования, педагогического наследия И.Я. Яковлева по организации природоохранительной работы, по формированию экологического сознания и поведения учащихся в образовательно-воспитательном процессе в школах Чувашии в современных условиях.
Таким образом, налицо противоречие между объективной потребностью в научном осмыслении становления и развития экологического воспитания в истории чувашской школы и педагогики и отсутствием комплексных исследований, позволяющих на основе современной методологии провести историко-педагогический анализ данной проблемы.
В настоящее время наука во многом исходит из того, что проблемы реформирования и становления национальной школы в конце XIX и начале XX вв., содержание учебно-воспитательной работы в Симбирской чувашской учительской школе имеют большое значение для современной общеобразовательной и высшей школы. Это актуализированное требование послужило основанием выбора темы исследования: «Проблема экологического обучения и воспитания в истории чувашской школы и педагогики» (историко-педагогический анализ). Таким образом, актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, современным социально-экономическим развитием общества,
14 обострением экологической ситуации в целом, с другой - недостаточной ее теоретической и практической разработанностью.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать проблему исследования: Каковы предпосылки и исторические этапы зарождения и развития экологического воспитания и обучения в системе народного просвещения в Чувашии? Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: Экологическое обучение и воспитание в истории чувашской школы и педагогики.
Предмет исследования: Процесс становления и развития экологического обучения и воспитания в Чувашии (историко-педагогический анализ).
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1) проанализировать теоретико-методологические предпосылки зарожде
ния и развития экологического воспитания в Чувашии; выявить его регио
нально-национальную специфику, основные тенденции и особенности развития
экологического воспитания и обучения;
2) проанализировать научно-педагогическую систему И.Я. Яковлева по
осуществлению природоохранительного воспитания учащихся, содержание
программ, предметов естествоведческого и гуманитарного циклов в учебном пла
не Симбирской чувашской учительской школы; определить и обобщить средст
ва, методы и факторы экологического обучения и воспитания учащихся в
Симбирской чувашской учительской школе;
3) доказать историческую преемственность экологических идей и опыта
этнопедагогики, природоохранительного воспитания подрастающего поколе
ния; рекомендовать перспективные направления и условия дальнейшего разви
тия экологического обучения и воспитания в школах Чувашии.
Исследование проводилось в три этапа: I этап (1996-2000 гг.) - вхождение в проблему, определение её теоретико-методологических, собственно научных аспектов и исходных положений, на основе анализа историко-педагогической литературы была сформулирована
15 проблема исследования, его цель, объект, предмет и задачи, рассмотрены различные подходы к решению проблемы.
II этап (2001-2003 гг.) - был посвящен теоретическому исследованию доя-
ковлевского периода экологического просвещения чувашей, научно-
педагогического наследия И.Я. Яковлева и изучению и обобщению осуществ
ления экологического обучения и природоохранительного воспитания в систе
ме современного образования, сбору эмпирического материала как фактологи
ческой базы исследования. Сбор материала сочетался с его разносторонним
анализом и обобщением, осмысление практических аспектов позволило сфор
мулировать выводы нашего исследования в первичном варианте, которые впо
следствии уточнялись, обогащались в процессе изучения новых архивных, ли
тературных и иных материалов. В результате это позволило уже на втором эта
пе исследования приступить к литературному оформлению некоторых разде
лов диссертации.
III этап (2004-2006 гг.) - завершение литературного оформления диссер
тации. На протяжении всех этапов исследования велась апробация его резуль
татов, корректировка выводов; концепция исследования пропагандировалась
нами в докладах на Международных, Всероссийских, Республиканских научно-
практических конференциях, собраниях ученых, педагогов и студентов.
Методологической основой исследования являются труды классиков и современных ученых в области историографии педагогики, концепции целостности мирового педагогического процесса, философия гносеологического плюрализма, приоритет общечеловеческих ценностей. Мы руководствовались такими методологическими положениями, как принцип историзма в изучении педагогических явлений, учет социокультурных факторов, гуманистическая направленность развития педагогической мысли, практики образования и воспитания, ориентация образования и воспитания на формирование личности с национально-специфическими характеристиками, гуманизация и этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса.
\6
Для исследования рассматриваемой проблемы мы применяли комплекс методов, включающий: теоретический анализ психолого-педагогической, этно-педагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической, исторической литературы чувашских, отечественных и зарубежных авторов; изучение и анализ нормативных документов регионального и федерального уровня, учебных планов, программ и учебников; анализ и систематизация архивных материалов; обобщение личного опыта преподавательской и научно-исследовательской работы.
Мы опирались на теоретические и научно-методические труды классиков педагогики: Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.И. Ильмин-ского, И.Я. Яковлева, К. Насыри, отечественных и зарубежных педагогов: Ю.К. Бабанского, Т.Н. Волкова, А.Е. Землякова, А.Э. Измайлова, Н.Г. Краснова, В.К. Кириллова, М.Н. Матвеева, Г.В. Мухаметзяновой, И.Т. Огородникова, И.В. Павлова, Т.Н. Петровой, В.А. Сухомлинского, Я.И. Ханбикова, Г.П. Черновой, И.А. Чурикова и др.
В процессе исследования диссертант ознакомилась с учебными планами, программами, учебниками Симбирской чувашской учительской школы, имеющимися в фондах Государственной книжной палаты, Центрального государственного архива Чувашской Республики, Республики Татарстан, Ульяновской области, Национальной библиотеки Чувашской Республики, архива и библиотеки Чувашского государственного института гуманитарных наук, историко-педагогического музея И.Я. Яковлева ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, музея И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева ЧТУ им. И.Н. Ульянова, Литературного музея им. К.Иванова, провела анализ действующих программ и учебников, используемых в общеобразовательной школе, изучила «Рабочие программы по экологии» всех факультетов Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- выявлены и обобщены социально-исторические условия зарождения и развития экологического воспитания в Чувашии;
проанализирован процесс становления и непрерывной эволюции экологического обучения и воспитания чувашской молодежи в плане изучаемой проблемы;
раскрыто, что коренные изменения в педагогической культуре чувашского народа произошли во второй половине XIX и начале XX вв. в результате просве-тительско-педагогической деятельности И.Я. Яковлева;
показано, что положительный опыт, накопленный чувашской народной педагогикой и школой, заслуживает изучения и творческого использования;
обоснованы гуманистические идеи экологического обучения и воспитания, выдвинутые просветителями и деятелями народного образования, проанализированы их педагогические воззрения в исследуемом аспекте.
Теоретическая значимость исследования заключается:
в целостном осмыслении зарождения и развития экологического воспитания подрастающего поколения, в обосновании психолого-педагогических условий эт-нопедагогического опыта чувашского народа, просветителей народного образования;
в обогащении подходов к решению задач экологического воспитания и образования подрастающего поколения;
в обосновании возможностей гуманитаризации и этнопедагогизацйи учебно-воспитательного процесса в современной школе;
в определении путей и возможностей использования идей и опыта И.Я. Яковлева по экологическому воспитанию учащихся, базирующихся на народных традициях, в современных условиях развития национального образования.
в введении в научный оборот малоизвестных идей из народных воспитательных традиций и ранее не обнародованных материалов;
в раскрытии новаторского опыта чувашского просветителя И.Я. Яковлева в организации природоохранительной работы, в формировании экологического сознания и поведения учащихся, населения, в обосновании возможностей его использования в школах Чувашии в современных условиях;
в расширении и углублении полученными результатами исследования известные ранее факты историко-педагогической и этнопедагогической науки, обо-
18 гащении ее новыми данными и сведениями. Выводы и предложения вносят определенный вклад в историю отечественной и региональной педагогики, общеобразовательной и высшей школы. Материалы исследования могут служить основой для дальнейших теоретических разработок по вопросам теории и методики экологического обучения и воспитания подрастающего поколения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно:
дополняет раздел курса региональной истории педагогики и образования новыми выводами, теоретическими положениями и фактическим материалом;
вносит определенный вклад в разработку проблемы истории развития нерусской школы, в формирование экологической культуры и нравственности подрастающего поколения;
собранные данные позволяют формировать правильное отношение к культурному и историческому наследию своего народа, позволяют использовать накопленный в прошлом опыт в современных условиях;
- способствует творческому подходу к достижениям прошлого, выработке
корректного отношения к педагогическому наследию прошлого, учитывать учеб
но-воспитательные возможности на народных традициях и обычаях;
позволяет внедреить комплексную систему непрерывного экологического и национального воспитания и образования;
способствует обогащению содержания всего педагогического образования;
дает возможность использовать преподавателям вузов, учителям научно-методический материал о зарождении, становлении и развитии экологического воспитания в Чувашии и рекомендации по творческому использованию педагогических достижений по формированию у учащихся природоохранного сознания и поведения при чтении ими лекций, на занятиях спецкурсов и практических занятий по педагогике, истории образования, яковлевоведению.
- в ходе работы над исследованием разработаны и апробированы тематика
лекций и практических занятий, методические рекомендации по использованию
опыта предшествующих поколений и научно-педагогического наследия И.Я.
19 Яковлева по экологическому обучению и воспитанию учащихся в современной школе;
разработаны рекомендации «Экологическое воспитание в сельских школах» (в помощь учителям);
разработано учебное пособие «Экологическое обучение и воспитание в научно-педагогической системе И.Я. Яковлева».
Достоверность и обоснованность проводимого исследования, выводов обеспечивается его методологической и теоретической базой, аргументированностью основополагающих положений, научных рекомендаций, использованием комплекса методов исследования, анализом национальной экологической политики правительства в школьном обучении, обоснованностью исходных теоретических позиций о значении опыта предшествующих поколений и педагогического наследия в продолжении нравственно-духовного опыта.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в непосредственной педагогической деятельности автора в качестве учителя экологии Чувашского национального лицея имени Г. Лебедева, старшего преподавателя кафедры материаловедения и экологии Чувашсекого государственного университета имени И.Н. Ульянова. Материалы исследования неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры материаловедения и экологии ЧТУ имени И.Н. Ульянова, на различных научно- практических конференциях: Международная научно - практическая конференция «И.Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья» (Чебоксары, 1993); Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя национальной школы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений» (Канаш, 1994); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях» (Чебоксары, 1995); Международная научная конференция «И.Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества» (Чебоксары, 1998); Межрегиональная научная конференция «Языки, духовная культура и история народов Средне-
20 го Поволжья» (Ульяновск, 2003); Международная научно- практическая конференция «Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде» (М.; Чебоксары 2004); Международный симпозиум «Диалекты и история тюркских языков во взаимодействии с другими языками» (Чебоксары, 2004), Международная научно- практическая конференция «Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде» (М.; Чебоксары, 2004); Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти М.М. Михайлова» (Чебоксары, 2005); Всероссийская научно-практическая конференция «Сопоставительное изучение разнотипных языков: научный и методический аспекты» (Чебоксары, 2006); Международная научно-практическая конференция «Проблемы межъязыковых контактов и модернизации филологического образования в национальной школе» (Йошкар-Ола, 2006), Региональная научная конференция «Актуальные проблемы межъязыковых и межкультурных контактов»: П Грузовские чтения (Йошкар-Ола, 2007).
Основное содержание диссертации отражено в 23 публикациях автора. Результаты исследования опубликованы в методических пособиях, статьях, тезисах к научно-практическим конференциям. Общий объем публикаций составляет более 40 п. л.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исторические и социально-экономические предпосылки становления и развития экологического воспитания в Чувашии. Каждая эпоха и культура, педагогические традиции чувашей, деятельность народных просветителей раскрывают ту или иную сторону природоохранительного воспитания, наполняют его новым содержанием и усиливают его значимость. Решающую роль в формировании любви к природе и бережного отношения к окружающей среде играет чувашская народная педагогика, а в становлении системы просвещения, развития педагогической мысли, создании системы экологического обучения и воспитания в Чувашском крае сыграла просветительская деятельность выдающегося чувашского педагога И.Я. Яковлева.
Издавна бытующие в народе экологические ценности, взгляды чувашского народа о необходимости гармонии взаимоотношений человека с природой сформулировали строгие нормы. Творческое использование педагогического опыта народа и его просветителей по экологическому воспитанию учащихся в историко-педагогическом процессе при разработке современных воспитательных систем, направленных на гармоническое развитие личности, упорядочит систему воспитательных воздействий, способствует формированию социально-экологической ответственности у подрастающего поколения.
Всестороннее исследование и обобщение научно-педагогического наследия и идей чувашских просветителей по экологическому обучению и воспитанию учащихся представляет ценный вклад в педагогическую науку, историю образования.
Освещение преемственности экологических идей и опыта этнопедаго-гики, природоохранительного воспитания в истории чувашской школы и педагогики. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева, опыт Симбирской чувашской школы по нравственно-экологическому воспитанию учащихся весьма актуальны и востребованы сегодня в гуманизации и этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной и высшей школе.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Использование народной педагогики в экологическом воспитании подрастающего поколения
Являясь глубоко национальным по своей сущности, содержанию и характеру, воспитание отражает многогранные традиции, духовность данного народа. Академик Л.П.Кураков отмечает: «Народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей нации и всего человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. Народ вместе с тем и первый по времени, самобытности, талантливости педагог и воспитатель» [85.С. 4-5]. Становление и утверждение национальной системы воспитания осуществлялось в течение многих столетий. Выдающиеся философы, этнографы, психологи и педагоги издавна доказывали, что каждый народ имеет собственные, исторически сложившиеся формы и средства национального воспитания. «В трудовом народе,- утверждает Г.Н.Волков,- испокон веков выработались самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия» [22.С. 61]
У чувашского народа в системе подготовки подрастающего поколения к жизни экологическое воспитание занимает важное место, составляет ее основу. Чувашская народная педагогика сохранила и передает из поколения в поколе 23 ниє опыт отношений народа к природе, ее растительному и животному миру, опыт жизни по законам природы и общества. Экологическое воспитание представляет собой вооружение детей природоохранительными знаниями, формирование навыков бережного отношения к окружающей среде, активное их участие в природоохранительной работе. За тысячелетия чувашский народ накопил богатый природоохранительный опыт и связанные с природой традиции. Народ ощущал себя частицей природы, осознавал неразрывную связь с ней. «Для чувашей связь с природой, разумное использование ее богатств,- как отмечает автор «Чувашской народной педагогики» Г.Н. Волков,- это образ их жизни. Мать в своей колыбельной песне, убаюкивая ребенка, сравнивает его с предметами природы, подчеркивает идею гармонии маленького человека с окружающим его миром. Поэтизация окружающей природы делает ребенка неразрывной частью родной природы» [22. С.60]. Природа является одним из основных средств воспитания юного поколения, через отношение к природе у детей формируются правильное мировоззрение, нравственные основы личности, Г.Н, Волков считает, что «Природа - это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, и Вселенная, травы и букашки, заповедные (по-чувашски усыновленные) леса, священные дубравы и родники, это и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и др.» Он подчеркивает, что «в педагогике чувашей ясно видно стремление все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы,- подчинить задачам воспитания детей», слово «сут анталак» (мир, Вселенная, природа) в такой форме бытует только в чувашском языке. [22. С. 62], В чувашских сказках, преданиях, пословицах, поговорках, песнях говорится о вечности природы. Природа для чувашей представлялась единым живым организмом, поэтому они считали, что нельзя вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи. Автор 17-томного словаря чувашского языка Н.И.Ашмарин пишет, что в чувашском языке для раскрытия значения слова «природосообразность» употреблялось слово «килёшу» и однокоренные с ним слова: «килёшуллё», «килёшуллёх», «килёшлё», означающие «согласие», «приличие», «мир», «гар 24 мония». «Детям внушалось, что добрым, благопристойным, приличным является только то, что не противоречит гармоническим законам природы. Приличие в словах и поступках состоит именно в соблюдении гармонии между человеком и природой. Непристойные выражения старые не одобряют, называя их противоестественными» [10. С. 214].
Труд, природа, естественность, человечность оказывали положительное влияние на формирование духовной жизни народа, на воспитание подрастающего поколения. Т.Н. Петрова подчеркивает, что через вечные духовные ценности мы знакомимся с прошлыми эпохами и поколениями. [131. С. 12).
По мнению А.Э. Измайлова: «Природосообразность воспитания с древних времен была ядром народной педагогики. Народ учил молодое поколение жить в природе, любить ее, хорошо ориентироваться в окружающей среде, знать приметы погоды, повадки животных и птиц и т.д.» [60. С. 228].
«В истории формирования экологического сознания народа, - отмечает Ф.А. Карягин, - особое место занимают экологические кризисы, которые, как и все живущие на Земле люди, предки наши испытывали не раз. Экологические кризисы давали своеобразный импульс, толчок в развитии экологического сознания, которое в процессе жизнедеятельности реализовалось в действиях: в виде элементов фольклора, обрядов, традиций и компонентов этнопедагогики. Например, после рождения ребенка чуваши покупали какую-нибудь живность или сажали дерево, чтобы Сыхча мог обосноваться на нем и защищать душу ребенка» [65. С. 102].
Особое внимание чуваши уделяли священным деревьям, их они считали живыми организмами, требовали не допускать по отношению к ним насилия, грубости. Лес - материальное и духовное богатство народа. Отношение народа к лесу выражено в пословицах и поговорках: «Лес - наше здоровье», «Лес -наше богатство», «Лес - источник радости», Если срубил одно дерево, посади два. В народных песнях поется о пользе леса: «Хурама та хуран» («Вяз и береза»), «Сём варманта пилеш пур» («В густом лесу есть рябина»), «Юри кайрам вармана» («Специально пошел в лес»), «Ан аван, шёшкё» («Не гнись, орешник») и др.
Многие исследователи отмечают, что чуваши гнездятся около рек и оврагов, там, где есть лес и вода. По мнению Д. Мадурова, «располагая деревни на склоне оврагов, чуваши преследовали несколько целей. Во-первых, наиболее полно используются площади, предназначенные для посевов. Во-вторых, в оврагах устраиваются пруды и маленькие запруды для домашней водоплавающей птицы. Склоны, обращенные к солнцу, наиболее выгодны для посевов ценных сортов овощей и плодовых деревьев. Насаженные вдоль улиц и склонов ивы в сочетании с водоемами и защищенная от ветра низменность создают благоприятный микроклимат для жизнедеятельности человека» [96. С. 12].
«Чувашскую деревню, - пишет Г.И. Комиссаров,- легко отличить по внешнему виду: если вы издали увидите рощу, которая потом окажется деревней, то знайте, что вы видите чувашскую деревню. Чуваши очень любят деревья, а потому их села напоминают рощу. В оврагах они сажают ветлы, на гумнах, кроме них, березы, а около домов и на улицах, кроме плодовых деревьев, сажают рябину, черемуху, липу, вяз, осину и др. Чувашские деревни богаты бывают и осиновыми рощами, которые дают летом прохладу и во время пожаров служат защитой от огня» [69. С. 10] . Усадьба чувашского крестьянина обычно состоит из двора, сада, огорода и гумна. Гумно, огород обычно обсажены деревьями. Сад имеется не у каждого, но почти у каждого чувашина есть несколько яблонь, плодовых кустов. Каждая семья имеет хмельник, за которым ухаживает с особым усердием. По словам Г. Комиссарова, «чувашенин любит природу, а потому любит красоту и в саду, и на дворе, и на улице. Он находит большое удовольствие, когда видит чистоту и порядок у себя на дворе и на улице. На улице, против дома, часто приходится встречать палисадник. Часто и часть двора отгораживается и обращается в сад. Вообще усадьба чувашенина имеет красивый вид и производит приятное впечатление» [69. С. 12].
Экологическое воспитание в школьном образовании чувашского народа дояковлевского периода
В традиционных культурах различных народов не было экологии в современном смысле. Но в культуре каждого этноса существовал и существует особый компонент, отражающий взаимодействие человека с окружающим миром. Воспитательные идеи народа, по мнению Г.Н. Волкова, являлись частью совокупности знаний о природе и обществе, входили в состав общего комплекса сведений трудящихся о жизни и окружающей действительности. Просветители чувашского народа изучали чувашские народные традиции, обычаи, устное народное творчество, использовали в своей научно-педагогической деятельности. Указом от 23 февраля 1867 г. при управлении Казанского учебного округа была учреждена должность инспектора чувашских школ. На эту должность в феврале 1867 г. был назначен Н.И. Золотницкий (1829-1880). Родился он в селе Первое Чурашево (ныне Марпосадский район) в семье местного священника. Получил высшее филологическое образование в Казанском университете, после окончания которого началась его научно-педагогическая деятельность.
Главной его обязанностью была организация образования среди чувашского народа, кроме того, ему пришлось участвовать в разработке и утверждении новой системы инородческого просвещения. Н.И. Золотницкий, выполняя миссию, возложенную учебным округом и Братством св. Гурия, выезжал в чувашские села. Он посетил Чебоксарский, Дцринский, Козьмодемьянский уезды для организации образования чувашского населения, во время поездки выяснилось равнодушие, даже отрицательное отношение чувашских крестьян к школам. Н.И. Золотницкий заметил, что дети не посещали школы, их загоняли туда силой, но и это не имело успеха. Он уговаривал крестьян отдать детей в школу, но крестьяне ему заявили, что дети проводят в школе время впустую, только мучаются, так как они не понимают, чему их учат.
В 1866 г. Н.И. Золотницким составлен «Солдалык кнеге» - первый чувашский календарь, автор в нем дает пояснение названиям дней недели и месяцев. Книга представляла собой чувашские народные праздники, с разъяснением их значения, сроков проведения, разъяснения даны на чувашском языке. Им были составлены также «Чувашла волама шотлама да виренни» (Обучение чтению по-чувашски и счету); «Изложение катехизиса и обязанностей христианских». Книги и учебные пособия Н.И.Золотницкого, по мнению исследователей, несмотря на недостатки, в свое время сыграли положительную роль в распространении грамотности среди чувашского населения, послужили фундаментом становления чувашского просвещения. «Чуваш кнеге» - первый чувашский букварь. Многие тексты и предложения описывают народную жизнь, в книге использованы чувашские пословицы и поговорки: «Q/JTTQ аслати аватать», «Е лемесёр ларма намас», « улла ?ырла нумай», «Вахат иртсен ырла татма кайма сё» и др.
В должности инспектора он работал до 1871 г., после этого Н.И. Золотниц-кий стал больше заниматься наукой. Составленный им «Корневой чувашско-русский словарь» в 1879 г. был удостоен медали Российского географического общества. Автор поясняет, что к « Корневому чувашско-русскому словарю» приложены разные сравнительные этнографические заметки о предметах верования, обрядах и обычаях инородцев, исследования по части имен географических и т.п. Всего в словаре 22 приложения. Например, приложение П «Названия родственных отношений». Здесь автор показывает своеобразность в названиях родства у инородцев, род, потомство, семейство, брак, родство; этикетные особенности в родственных названиях и т.п. В приложении Ш «Названия Бога, неба и светил небесных» описывает отношение чувашей к этим явлениям и планетам. Так, «Гром олицетворяется у чувашей в виде деда (Аслади, ман ада). У чуваш слово Тора, как и у черемис юмо, юма, первоначально в древности означало духовное небо, которое они боготворили, из единого доброго бога составилось несколько богов, из которых каждый представлял собою одно какое-либо свойство прежнего единого доброго божества, и каждый носил название Тора с прибавлением свойства, им представляемого. К этим божествам присоединились потом и обоготворенные силы природы и за ними напоследок явились боги - покровители полей, домов, лесов, урочищ и проч. Почти каждому из главных богов чуваши стали приписывать создание той или иной части Вселенной. Так, улти Тура сотворил звезды и небесное жилище богов, Сут-Тёнче-Тура - создал свет, Хёвел Тура - солнце, Уйах Тура - луну, ил Тура - ветер и т.д. Вместе с тем Тора - высшее существо - Бог и небо, может и покарать виновных (Тура хаярё). Солнце, по понятиям чуваш, представляется существом одушевленным, имеющим жену и детей (хёвел ашшё, хёвел амашё, хёвел ывалёсем), уши, крылья и ноги (хёвел халхи, хёвел ?уначё, хёвел ури). «Хёвел-тура приводится у Сбоева,- отмечает Золотницкий,- в числе небесных добрых богов под №10».
У В. Сбоева луна занимает 11-е место в числе небесных добрых богов под именем Уйах Тура с женою и детьми. Чуваши представляют луну небесным караваем или кругом сыра, который по временам подвергается съедению колдуном или ведьмой. Затмение луны у чуваш выражается фразою: «Уйаха вупар сиет» («Луну вубор съедает»). В рекрутской песне поется: «алтар витёр сул куранать, эпир каяс сул ?ава; уйах витёр уй куранать, эпир варсас уй сава». («Сквозь мерцание звезд видна дорога, той дорогой нам идти; сквозь свет луны виднеется поле, на том поле воевать нам». Звезды у чуваш не имеют особого божества, заведующего ими, как у черемис. Звездами, по их мнению, управляет сам Султи Тура-властитель надзвездного мира. Млечный путь по-чувашски называется «Кайак хур сулё» («Дорога диких гусей»). Как доказывают ученые, перелетные птицы во время отлета летят обыкновенно с северо-востока на юго-запад, водяные же иногда несколько уклоняются по течению рек на юг, что соответствует направлению Млечного пути. По определению В. Даля, у русского простонародья Млечный путь называется «птичий путь».
В некоторых местностях чуваши называют Плеяды ала салтар -решето-звезды. Венера-планета - утренняя звезда по-чувашски Шу-рампус. алтаре, т.е. звезда утренней зари. Вечерняя звезда у чуваш - Хёвел анас. синчи салтар, т.е. звезда на закате солнца, или западная. Одно из созвездий у чуваш носит название квенте салтар (коромысло-звезда). Это, по мнению Н.И. Золотницкого, Орион -одно из прекрасных созвездий (названное по имени сильного и могучего охотника древних времен).
Развитие природоохранной деятельности в Чувашии в послереволюционный период
Исследователи Г.Н. Волков, П.В. Денисов, В.Д. Димитриев, Ф.А. Карягин, В.Ф. Каховский, В.К. Кириллов, Т.Н. Петрова и др. отмечают, что природоохранная деятельность нашего государства, в том числе и чувашского, имеет длительную историю. Сохранение знаменитых приволжских дубрав они связывают с учреждением заповедных лесов военного назначения в Х1У-ХУП веках по природоохранным указам Петра 1. В соответствии с указами не разрешалось рубить деревья по берегам рек на расстоянии не ближе к ним 25-50 верст. Помещикам запрещалось рубить дубовые леса на своих землях, при нарушении данного указа их сурово наказывали. В соответствии с царским указом леса, принадлежащие заводам, нужно было разделить на 25-30 лесосек, из которых ежегодно разрешалось вырубать только одну, чтобы не нарушать лесовозобновление.
Еще до революции в Чувашском крае известным лесоводом Б.И. Гузов-ским и его последователями были заложены хорошие традиции лесовосстанов-ления. Чувашские крестьяне принимали активное участие в посадке лесов и уходе за ними. [180].
«Государственное управление природопользованием и охраной природы усилилось в советский период, хотя специальные государственные органы по охране природы были учреждены лишь в конце 80-х годов»,- отмечает Ф.А. Карягин. По его мнению, важными законодательными актами государственной природоохранной политики советского государства, касающимися Чувашской Республики, были: «Основной закон о лесах», подписанный 27 мая 1918 г.; «Декрет об охоте» (подписан 20 мая 1920 г.), предусматривающий охрану животных, учреждение заповедников, охотничьих хозяйств и т.д.; «Декрет об охране памятников природы, садов и парков» от 16 сентября 1921 г., декларирующий неприкосновенность участков природы, изъятых из хозяйственного пользования в научных целях, сохранения разных объектов живой и неживой природы. [65. 104]. В 1924 году в России было создано общество охраны природы. До создания государственных органов вопросами экологии занималось Всероссийское общество охраны природы (ВООП), которое имело в союзных и автономных республиках свои организации. Чувашская республиканская организация общества охраны природы также входила в состав ВООП. Первичные организации этого общества были на каждом предприятии, в школе и т.п. Организации общества охраны природы вели пропагандистскую работу среди населения, школьников и проводили массовые мероприятия по озеленению, а также противоэрозионную борьбу. Ф.А. Карягин пишет, что Чувашская республиканская организация охрана природы добивалась хороших результатов, объясняет причину таких успехов как работой активных руководителей, так и умелым использованием сложившихся традиций чувашского народа по отношению к природе. «Чувашская организация ВООП в середине 30-х гг. под руководством партийных и советских органов организовала массовую посадку деревьев вдоль строящейся автомагистрали Чебоксары - Канаш, а в послевоенные годы, участвуя в реализации сталинского плана преобразования природы, -в создании полезащитных лесных полос», - отмечает Ф.А. Карягин. [65. 106]. В 1935 году Чувашская Республика была удостоена ордена Ленина за большие успехи в сельском хозяйстве и дорожном строительстве.
В период индустриализации страны, сплошной коллективизации сельского хозяйства, а также в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства были приняты законодатеьные акты по регулированию эксплуатации природных ресурсов и охране природы. В 60-е гг. в республике усилились эрозионные проблемы. Ученые причинами этого процесса считают облесение, высокую степень распаханности земель, высокую плотность населения, результаты интенсивного дорожного строительства в 30-е гг. (так как для строительства использовали местный камень со дна оврагов, рек), что также отрицательно отразилось на состоянии оврагов. Нужно отметить большую работу Чувашской республиканской организации ВООП по борьбе с эрозией почв.
В 1972 году состоялась Стокгольмская конференция ООН по охране окружающей среды, которая способствовала активизации природоохранной работы во всем мире. Наше государство также активно включилось в эту работу. В сентябре 1972 г. Верховный Совет страны принял постановление «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов». Министерствам и ведомствам страны, союзных и автономных республик было поручено разработать программу по охране природы, создавать специальные отделы, службы и подразделения.
Ученые заметили ухудшение экологической обстановки в стране с середины 80-х гг., которое вызвало значительную тревогу населения. Обеспокоенность населения усилилась вследствие крупных техногенных аварий и катастроф, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС, которые нанесли значительный урон окружающей среде и здоровью людей. В результате были созданы специальные государственные органы по охране природы. [25]. Архивные документы свидетельствуют, что в конце 80-х гг. в Чувашской Республике было более 2500 первичных организаций ВООП, более 100 советов охраны природы заводов, фабрик, колхозов, совхозов, общеобразовательных и высших учебных заведений. Первичные организации ВООП проводили природоохранительную работу совместно с партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями. Так, в 60-80 гг. они ежегодно проводили операции «Родник», «Живая вода», «Муравей» и т.д. В конце 80-х гг. по предложению органов охраны природы весной и осенью проводились «экологические» субботники по озеленению и благоустройству территорий предприятий, организаций и учреждений, прилегающих улиц, скверов и парков.
В школах Чувашской республики велась активная работа по организации природоохранительной работы, разведению садов, выращиванию саженцев и т.п. Министерство просвещения, обком комсомола, республиканская пионерская организация поддерживали экологическую работу молодежи. В каждой школе были организованы кружки юных натуралистов, цветоводов, велись опытно-экспериментальные работы на пришкольных участках, работали «голубые» и «зеленые» патрули, в некоторых школах были организованы школьные лесничества. Отличались особой активностью Кошноруйская основная общеобразовательная школа Канашского района, Болыпе-Яльчикская средняя школа Яльчикского района, Большеяушская средняя школа Вурнарского района, Шоршелская средняя школа Марпосадского района, Ибресинская средняя школа №2, Тойсинская средняя школа Батыревского района и др.
Актуализация потенциальных возможностей содержания учебных предметов в экологическом воспитании и обучении учащихся
В 8, 9 классах на уроках чувашского языка с материалами на тему «Человек и природа» встречаются почти на каждом уроке: во-первых, так же, как и в предыдущих классах, при изучении программного материала выполняют грамматические задания по текстам, описывающим природу, по отрывкам из художественных произведений писателей, поэтов, посвященных природе, сохранению окружающей среды, с текстами изложений, диктантов на экологическую тему; во-вторых, на уроках повторения, для которых в большинстве случаев в книге даны связные тексты. Автор учебника включил в свои книги хорошие тексты, позволяющие вести учителю экологическое просвещение с учащимися и их родителями. Так, из 298 упражнений для учащихся 8 класса 52 посвящены природе, природным богатством, животному и растительному миру, бережному отношению к природной среде и т.п.
Для учащихся 9 класса в учебник включено 166 упражнений, из них 14 посвящены экологической теме. Предлагаются темы сочинений: «Таван ялам» («Родное село»), «Шупашкарам, савна Шупашкарам» («Чебоксары - город мой любимый»), «Атал» («Родная Волга») и др.
При повторении изученного в 8 классе учащиеся выполняют упражнение 313. Они списывают текст упражнения под названием «ырма та тухасшан ёслетёр» («Пусть и овраги работают на урожай»), заменяя числительные словами. В учебнике имеются тексты на такие темы: «Юханшыв сыхлавси» («Хранитель реки»), «( анталака санама вёренер» («Учитесь наблюдать погоду»), «Йывас епле ёрчет?» («Как размножается дерево?»), «Юман» («Дуб»), «ырансене - ешёл тум» («Берегам - зеленый наряд»), «Мухтав сана, Атал» («Слава тебе, Волга»), «Айапла-ши куккук?» ("Виновата ли кукушка?»), «Тавралах чёрёлет» («Пробуждается природа»), «Вёрене» («Клен»), «Сиплё курака сыхлас пулать» («Надо оберегать лекарственные травы») и др.
В учебнике имеются задания перевести с чувашского языка на русский, тематика текстов связана с животным и растительным миром, с жизнью птиц и рыб, обитающих в чувашских реках и озёрах, лесах и полях.
На уроках чувашской литературы учащиеся знакомятся с произведениями, описывающими отношения человека к природе: «Шёшкё» («Орешник») М. Трубиной, «Тёлёнмелле кёнеке» («Удивительная книга») Г. Харлампьева, «Пачар ёшнинчи усіїанкара» («На рябчиковой поляне») В. Игнатьева, «Шуршал йамрисем» («Шоршелские ветлы») В. Алендея, «Атте-анне сёрё» («Земля предков») М. Юхмы, «Ирхи Атал» («Утренняя Волга») И. Ивника -5 класс; «Пучах» («Колос») А. Лукина, «Сурхи хирте», «С акар» («На весеннем поле», «Хлеб») А. Воробьёва, «Улап дёре» («Земля Улыпа») В. Погильдя-кова, «Килсе курсамар» («Приходите посмотреть») Ю.Семендера, «!ырма Кусми» («Кузьма-речник») А. Емельянова, «Сынна ыра ту» («Делай людям добро») П. Афанасьева - 6 класс; «Кайак тусё» («Друг птиц») Д. Кибек, «Юман» («Дуб») А. Галкина, «Ылтан хурт» («Золотые пчелы») М. Сениэля -7 класс; «Хырсем ёмёрех ем-ешёл» («Вечнозеленые сосны») В. Алендея, «Таван сёршывам» («Родина») Р. Сарпи - 8 класс; «Байкал» Н. Бичурина, «Нарспи» К. Иванова, «Симёс ылтан» («Зеленое золото») А. Артемьева, «Юратрам эп, хиреем, сире» («Полюбил я вас, поля») Я. Ухсая - 9 класс; «Шура хуранпа каласни» («Беседа с белой березой») Я. Ухсая, «Хура сакар» («Черный хлеб») Н. Ильбека, «Юманлах сулса такмарё» («Дубняк не сбросил листья») А. Афанасьева, «Шура лили» («Белая лилия») Н. Петров-ской-10-11классы. Кроме них, привлекаются на урок публицистические материалы на тему «Охрана природы». В практику учителей-филологов вошло проведение конкурсов на лучшего чтеца стихотворений, рассказывающих о природе, красоте родного края, охране окружающей среды.
На уроках развития речи учащиеся пишут сочинения на экологическую тему. Учителя проводят экскурсии, связанные с темой прочитанных произведений или которые предстоит изучать, они помогают школьникам постичь тайны природы, ощутить её красоту, любить и беречь её.
На уроках русского языка экологическое воспитание можно систематически и последовательно осуществлять, используя тексты упражнений, подбирая соответствующие тексты, картины, вводя их в ткань урока, задавая соответствующие вопросы, используя пословицы и поговорки, песни, привлекающие внимание к данной проблеме, предлагая определённые темы для классных и внеклассных творческих работ, для диспутов, устных журналов на экологическую тему, выпуск бюллетеней, стенных газет, проведения викторин, научно-практических и читательских конференций и др.
В чувашской школе в 5-9 классах русский язык изучают по учебникам "Русский язык" для национальных школ Российской Федерации. "Береги растения, береги животных - всё это частица твоей земли, твоей Родины" - под таким девизом включены в учебники русского языка тексты упражнений, дающие возможность в доступной форме организовать работу по охране окружающей среды. Например, этой теме посвящены в 5 классе из 830 упражнений 76, в 6 классе из 680 - 45, в 7 классе из 550 - 40, в 8 классе из 331 - 46, в 9 классе из 280 - 35 упражнений. Во многих текстах упражнений тема охраны природы тесно связана с темой любви к Родине, темой труда для блага Отечества. Учитель должен убедить учащихся в том, что чем больше человек исследует и познает природу, тем больше он откры-вает её для себя, пристальный взгляд на окружающую жизнь может привести к интересным, хотя и небольшим открытиям. Тексты художественных произведений положительно влияют на восприятие красоты окружающей природы, учат быть более внимательным, наблюдательным.
В учебниках немало текстов на экологическую тему для пересказов, изложений: «Наши юннаты», «Мальчик и птица», «Климат», «Любовь к земле», «Путь к природе», «Руки человека», «Меняется ли климат?», «Жить всегда» и др. По просьбе учителя учащиеся в этих текстах определяют основную мысль, высказывают или пишут своё мнение о прочитанном или прослушанном.
Пословицы и поговорки - народная мудрость, один из видов устного народного творчества, народное изречение по поводу различных жизненных явлений много в них поучительного. Авторы при изучении многих тем в учебники включили пословицы и поговорки. Их тематика, содержание позволяет учителю организовать беседу об отношении к природе, к её дарам и богатствам, к животным, птицам, растениям, у учащихся в процессе рассуждений постепенно будет складываться нужная и верная на сегодняшний день позиция гражданина, в которой чувство ответственности за сохранение природы будет главным. Например, в упражнениях 96, 126, 155, 158, 165, 190, 195, 321 и др. (8 класс) удачно подобраны пословицы и поговорки, которые позволяют закрепить грамматический материал и провести беседы. Дня примера приведём несколько пословиц и поговорок: «Плодоносящее дерево всегда поливают. Одними надеждами цели не достигнешь. Дерево смотри в плодах, а человека - в делах. Хлеб выращивают золотые руки сеятеля. Не беречь поросли - не видать деревьев. Жить - Родине служить».