Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Принцип народности: история и современность, готической мысли России
1 Идея народности в истории общественно-педагогической мысли России .
2. Разработка принципа народности как основы воспитания и обучения в педагогике XX века
3. Народность как. теоретическая основа деятельности современной сельской школы
Глава II. Реализация принципа народности в деятельности современной сельской школы .
1. Реализация принципа народности на уровне
2. Принцип народности во взаимодействии школы и образовательной среды села
3. Анализ деятельности сельской общеобразовательной школы по реализации принципа народности (на примере Новодубовской, средней школы)
Заключение
Список литературы
Приложения
- Идея народности в истории общественно-педагогической мысли России
- Разработка принципа народности как основы воспитания и обучения в педагогике XX века
- Реализация принципа народности на уровне
- Принцип народности во взаимодействии школы и образовательной среды села
Идея народности в истории общественно-педагогической мысли России
Приступая к реализации программы исследования, и руководствуясь принципом единства исторического и логического в педагогическом познании, мы сочли необходимым обратиться к истории вопроса. Считаем, что для объекта и предмета нашего исследования зто представляет особый интерес.
Позиция сторонников идеи народности имеет прочное не только педагогическое, но и научно-философское обоснование. Своими корнями она уходит во вторую половину XVIII века. Уже з то время в трудах Ломоносова М. В., Новикова Н. И,, Радищева А.Н. идея народности ставилась в качестве ведущей проблемы российского образования.
Ломоносов М. В. одним из первых выдвинул идею народности, которая получила свое дальнейшее развитие в передовой русской философии, литературе, педагогике. Ученый резко осуждал подражание западноевропейской культуре. Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к русской культуре, ее преумножение - являлось для него главным "Честь российского народа требует, чтобы показать способность его в науках и что наше Отечество может пользоваться своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но в рассуждении высоких знаний", - писал он (23, 655).
Борьба Ломоносова М. В. за самостоятельность русской науки, за честь и достоинство русского народа была проникнута идеей народности в ее демократическом понимании. Демократическая организация образования, по Ломоносову,- путь к преодолению социальных преград между людьми, путь к формированию культурных людей из народной среды. Общеобразовательная школа должна обслуживать детей различных слоев населения, считал он. В письме к графу И. И. Шувалову "О сохранении и размножении российского народа з 1761 году М.Б.Ломоносов писал о необходимости отмены сословных ограничений в образовании юношества. Эти условия им были закреплены в .
Ученый был глубоко убежден, что народная среда, .несомненно, может выдвинуть способных к учению, одаренных, талантливых детей, что из среды русского народа и других народов России могут выйти великие ученые.
М.В,Ломоносов придавал огромное значение науке, просвещению и воспитанию в решении таких важнейших задач, стоящих перед обществом, как ликвидация экономической и культурной отсталости России, улучшение положения народа. К решению вопросов просвещения и воспитания он подходил с точки зрения заложенной им идеи народности. Все достижения науки, свои открытия в области физики, химии и других отраслей знаний он стремился поставить на службу Отечеству и народу.
Особое внимание для развития идеи народности воспитания имели его труды в области русского языка и литературы. Они способствовали созданию основы для практического использования идеи народности в процессе воспитания и обучения, так как родному языку и литературе в решении этого вопроса отводится особая роль.
М.3.Ломоносов рассматривал российскую школу как учебное заведение, дающее прочные знания отечественного языка, на котором должно строиться все дальнейшее обучение. Благодаря его усилиям, в гимназиях появились классы русского языка. По его убеждению, для глубокого образования каждому учащемуся необходимо овладеть русским языком. Он требовал, чтобы уже в первом классе дети могли "читать в совершенстве.
Разработка принципа народности как основы воспитания и обучения в педагогике XX века
Одним из направлений исследования принципа народности в жизнедеятельности школы явилось изучение постановки данного вопроса в теории и практике педагогики XX века. Неустойчивость экономического и социально-политического развития, общественные потрясения, как в начале, так и в конце нынешнего столетия несомненно сказались и на развитии отечественного образования. В XX веке продолжаются поиски ответов по содержанию и характеру образования. Философское обоснование необходимости создания своего отечественного образования дают В. В. Розанов, А. к. Ильин. Являясь сторонником идеи народности образования, S. В. Розанов указывал на "беспочвенность русской мысли", которая выражалась в подражании западным образцам, в стремлении переделать "структуру русской души", на забвение "христианской традиции", для которой просвещение есть высшее земное дело, украшающее и возвеличивающее человека. Все это, отмечал он, ведет к слабости национального сознания", к потере своей национальной идеи (150, 235-239). В.В. Розанов много размышлял о духовной сущности человека, о цели и смысле жизни. Смысл жизни человека, по Розанову, неотъемлем от смысла и сущности его образования. Мы разделяем точку зрения академика Белозерцева Е. П. на то, что розановские принципы образования более полно и точно раскрывают сущность народного образования в России. 3. Принцип индивидуальности. Его суть заключается в том, чтобы была сохранена индивидуальность ученика, учителя, учебного материала, как драгоценного дара человека, его творчества. Через взаимодействие индивидуальности учителя, ученика посредством учебной дисциплины и совершается образование. Самое существенное в образовании происходит в результате взаимодействия, сотрудничества ученика и учителя. Каждый из разных "Я" индивидуален. 2. Принцип целостности. Целостность явления - это некоторое его совершенство, высокий уровень развития. Целостность - это определенная качественная полнота, уровень развития, внутреннее единство образования, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его способе функционирования, в его специфическом качестве. Целостность личности - это степень ее сформированности, собранности, интегрированности и их проявлений. Целостная личность, как правило, характеризуется разносторонностью, гармоничностью своего развития. 3. Принцип единства типа впечатлений. Знания, переживания, эмоции индивидуума в процессе образования происходят из одного источника. "Вес образующие впечатления" (Б.В.Розанов) системы национального образования происходят из источника русской исторической культуры: своя история, своя культура, православие как часть ее, своя экономика, свая национальная психология, своя народная педагогика (107, 193-194). То есть, принцип единства типа впечатлений предусматривает укоренение любого образовательного учреждения в истории и культуре, этническом и художественном наследии своего народа. Таким образом, можно констатировать, что принципы образования, выдвинутые В. В. Розановым, по нашему мнению, самым тесным образом связаны с принципом народности, более того, предполагают его,или другими словами, принцип народности вбирает в себя данные принципы. Необходимость воспитания, основанного на народных началах, подчеркивал русский философ И. А. Ильин. Передача национального духа от поколения к поколению, считал он, поможет сохранить национальный облик народа и избежать соблазна национализма. "Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с ней связь великое горе; ... тоска по ней естественная, а отчаяние в своем роде противоестественно .. ., человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим дорогам, обезличенным интернационалистом. Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту работу необходимо с детства",- писал он (63, 200-201). И.А.Ильин утверждал, что Родина есть национально-воспринятая, взращенная и в земные дела вработанная святыня; нельзя пога- сить в себе эту святыню; ею надо жить, ее нельзя отдать в порабощение или попрание другим народам: за нос стоит бороться и умереть.
Реализация принципа народности на уровне
Реализация принципа народности на уровне содержания и технологии образования требует соответствующих изменений в целом всего учебно-воспитательного процесса. Школа, если она национальна по содержанию, должна приобщать ребенка к национальной культуре, к народным идеалам, системе нравственных ценностей и запретов, развивать лучшие стороны русской души, восстановить русские святыни. То есть, реализация принципа народности, на наш взгляд, станет возможной, осли к содержанию образования будут предъявлены соответствующие требования: в нем должны быть представлены все богатства народной культуры, достижения науки и техники нашего народа, история Отечества, родной язык, родная природа; четко видны духовные истоки, корни, цели бытия и ценности русского народа, нормы его поведения, уклад жизни, традиции, устои.
Мы разделяем точку зрения Е. П. Белозерцева на то, что содержание образования любого русского учебного заведения должно включать в себя три взаимосвязанных компонента: компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю русской православной культуры; компонент, создающий условия для вступления ЛИЧНОСТИ в равноправный диалог с имеющийся ино-культурным окружением; компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые общецивилизованные процессы. Исходя из этого, учебный план школы имеет три раздела (Федеральный, Национальный, Школьный), каждый из которых имеет в себе специфику общероссийского социокультурного контекста, сохранения самобытности и местных особенностей и условий.
Конкретно-предметное наполнение национального компонента, обеспечивающего личности возможность самоидентифицироваться как представителю русской культуры, составляют государственный язык, отечественная история, родная литература, география России, предметы естественно-научного и физико-математического цикла, культура народов России, история представленных в ней религий. С помощью этого содержания образования решаются задачи не только культурно-национальной самоидентификации личности, но и осваиваются представления о значимом другом", которые служат основой цивилизованного диалога представителей различных культур, гармонизации межэтнических отношений в пределах единого государственного поликультуоного простоанства.
Содержание национального компонента включает учебный материал, знакомящий с историей, географией своего региона, края, своей местности. В его содержание могут войти предметы: история региона, географическое и литературное краеведение и др, Кроме того, национальный компонент ориентирует обучаемых на более подробное и глубокое изучение разделов учебных курсов, особенно важных для выбора будущей профессиональной деятельности в условиях данной местности,
Такое содержание образования, на наш взгляд, позволит вооружить детей знаниями по истории, культуре народа, укрепить связующие нити с истинно русскими историко-культурными традициями, с корнями русской нации.
Обновление содержания образования на основе принципа народности предполагает также наполнение содержания учебного материала традиционных предметов дополнительными сведениями об истории, культуре, вкладе России в мировую цивилизацию.
Приведем в качестве примера, как это сделали на уроках физики учителя Ново-Дубовской школы.
Принцип народности во взаимодействии школы и образовательной среды села
Исходя из сформулированных выше положений, реализацию принципа народности во взаимоотношении школы и образовательной среды села мы рассматриваем, как социально-педагогический процесс, укорененный в реальную жизнь села.
Давно замечено, что школа функционирует и развивается в определенной образовательной среде, характеризующейся историей и перспективами социально-экономического и культурного развития, национальными особенностями, традициями, географическим: и природным положением жизненного пространства, определенным уровнем и особенностями развития и подготовки контингента обучающихся, потребностями и запросами пользователей образования в образовательных услугах, наличием уровней квалификации, профессионализма педагогических кадров. Вот почему нельзя дать глубокий, объективный анализ деятельности школы, не изучив и не оценив правильно те условия, в которых она живет и развивается: существующие мезофакто-ры (этнокультурные условия, тип поселения), социальное, предметно- эстетическое и природное окружение.
Реализация принципа народности в жизнедеятельности современной сельской школы показана в диссертации на примере средней общеобразовательной школы с. Ново-Дубовое Хлевенского района Липецкой области.
Село Новое Дубовое основано во второй половине XVII века солдатами гарнизона из общей цепи Белгородской укрепленной черты. Жители села испокон веков связаны с земледелием, с хлебопашеством. Асстари сохранились многие старинные обряды: косщение, венчание, помощь всем миром, если кого-то постигла беда. Жители села имеют давние, крепкие родственные связи, прочными корнями связаны со своим краем. Из 1726 человек, проживающих в селе, 1620 человек - местные жители. Национальный состав - 99,4%-русские.
На территории села находятся сельская администрация, Лом культуры, детский сад, сельская библиотека, медицинский пункт, отделение связи, магазины, сельскохозяйственный производственный кооператив "Ново-Дубовский" (СХПК), комбинат бытового обслуживания, средняя школа.
В Ново-Дубовской средней школе обучаются 215 учащихся, работают 33 преподавателя. Учащиеся школы практически все родственники. 23 преподавателя - выпускники шкоды. Основной кадровый потенциал СХПК "Ново-Дубовский" составляют бывшие учащиеся школы. Национальный состав учащихся 99, 6%-русские, О, 4% - украинцы.
От того, какие отношения сложатся между средой и школой, зависит успешное решение задачи по созданию единой воспитательной системы села, способность школы воспроизводить и развивать свой педагогический потенциал, представляющий совокупность прогнозируемых результатов образовательной деятельности и их реальное состояние в конкретных условиях, при существующих кадровых, материальных, финансовых и учебно-методических ресурсах.
В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что реализация принципа народности во взаимодействии школы и образовательной среды села предполагает связующую и координирующую функцию школы как одно из важных направлений ее работы. Осуществив эту функцию, школа устанавливает и поддерживает систему связей и отношений со всеми организациями и учреждениями села (детским садом, Домом культуры, сельской библиотекой, медпунктом, администрацией села, сельскохозяйственным кооперативом и т.д.).