Содержание к диссертации
Введение
Глава I Теоретико-методологнческие основы педагогической теории Д. Дьюи
1.1 Социально-философские основы прагматической теории Д. Дьюи 14
1.2 Педагогические взгляды Д. Дьюи на сущность образования как особой формы жизни учащихся 24
1.3 Уникальная личность учащегося как целевая установка в концепции воспитания Д. Дьюи 55
Выводы по I главе 73
Глава II. Использование прагматических идей Д. Дьюи в современной школе
2.1. Взгляды Д. Дьюи и И.Я. Яковлева на вопросы воспитания и обучения 78
2.2. Воплощение педагогических идей в учебно-воспитательном процессе современных образовательных учреждений 99
2.3. Использование педагогического опыта Д. Дьюи в обучении иностранному языку в условиях: современной высшей школы 129
Выводы по II главе. 149
Заключение 152
Список использованной литературы 160
- Социально-философские основы прагматической теории Д. Дьюи
- Уникальная личность учащегося как целевая установка в концепции воспитания Д. Дьюи
- Взгляды Д. Дьюи и И.Я. Яковлева на вопросы воспитания и обучения
Введение к работе
Модернизация системы образования, происходящая в последние годы в Российской Федерации, направлена на поиск оптимальных путей совершенствования обучения и воспитания. В современных образовательных программах подчеркивается, что главной ее целью является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, ставят принципиально новые задачи перед системой образования. Все больше требуется конкурентоспособных специалистов, которые могли бы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения*
Накопленный педагогический опыт может быть реально введен в процесс подготовки учащихся (студентов) к жизни, т.к, анализ основных понятий и положений, реконструкция идей и методов приводит к изменениям и инновациям. Обращение к историко-педагогическим исследованиям с современных методологических позиций представляется чрезвычайно значимым для выявления преемственности в образовании и его дальнейшего развития. И мы считаем, что исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли принесут не -меньшую пользу в развитии современной системы образования-
Современное состояние педагогической науки во многом определяется обращением ученых к разработке таких проблем, как индивидуализация обучения, способы самореализации личности, особенности формирования творческой, активной личности,
В этой связи в переживаемый нами период рождения новых педагогических парадигм закономерен большой интерес к крупным педагогам недавнего прошлого, чьи идеи в значительной степени сохраняют свою актуальность,
В 20 веке появились различные образовательные системы, которые провозглашают в качестве основной ценности развитие личности в процессе образования. Так называемое прогрессивное образование (в США) питалось идеями Д- Дьюи, Джон Дьюи - известный американский педагог, психолог» философ, профессор философии и педагогики нескольких американских вузов. Родился в Берлингтоне (США, штат Вермонт),
Отношение к американскому педагогу Д. Дьюи весьма противоречиво. Его книга «Школа и общество», переведенная в 1907 году на русский язык, принесла ему огромную популярность в нашей стране и оказала большое влияние на педагогические взгляды СТ. Шацкого, Н.К. Крупской, n.IL Блонского, А.В. Луначарского и других отечественных ученых того времени. В конце 1930-х годов «лучший философ современной школы», как называл его в начале века СТ. Шацкий, был отвержен, причиной чего явилась его поддержка Л, Д. Троцкого. Поэтому для многих поколений учителей Джон Дьюи предстал как «реакционный буржуазный философ и социолог».
Педагогические сочинения Д. Дьюи включают в себя более ста восьмидесяти монографий и статей, причем многие из них были долгое время закрытой страницей педагогической истории для целого поколения. Кроме того, ряд его работ не переведен на русский язык, С одной стороны, достаточно много статей н книг посвящено деятельности американского педагога, но, с другой - неверное толкование положений теории Д. Дьюи нередко приводило к негативным результатам- Сегодня с точки зрения исторической перспективы мы можем осмыслить новаторский характер педагогического эксперимента Д. Дьюи, а также выявить некоторые его недостатки,
В современных условиях, по нашему мнению, необходимо новое прочтение - педагогического наследия Д. Дьюи. Разумеется, не все в его выводах является бесспорным, не все его тезисы выдержали испытание временем. Но ряд его идей и рекомендаций, относящихся к коренным проблемам образования и воспитания (взаимосвязь школы и общества, пути развития познавательной самостоятельности учащихся, борьба против абсолютизации книжно-вербальных методов обучения, роль трудового обучения в процессе формирования личности), вполне вписываются в контекст современного педагогического мировоззрения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время педагогика стремится приблизить обучение и воспитание к личности ребенка, его природе, особенностям, В нашем исследовании мы основывались на современной интерпретации прагматизма, который рассматривается как совокупность действий, направленных на достижение реальных результатов, на воспитание активного, деятельного человека.
Прагматическая педагогика сегодня — это опора в образовании на интересы и способности учащихся, ориентация на их цели и ценности-Изучению трудов американского педагога посвящены работы зарубежных исследователей X. Перкинсона, Р. Раска, Дж. Скотланда. Философский аспект воспитания и образования в концепции Д. Дьюи рассматривается в трудах П. Херли, П.К, Кроссера, И.Н, Сидорова, Р.Б. Вестбрука, Д.В. Ермоленко, Л.С, Сентебова, Н,М. Лоуренса, А.С, Богомолова.
Исследованием педагогического наследия Д. Дьюи плодотворно занимались СТ. Шацкий, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, В.И. Малинин, В.В, Макаев, Ю.И. Еловой, Е.Ю. Рогачева, А.Э, Коробова. В их трудах представлен анализ и оценка педагогической деятельности Д. Дьюи, раскрываются отдельные положения его концепции. Работы Д. Дьюи, посвященные вопросам психологии, изучали Д.А- Гавриленко, М.С. Бейкер, Р.Б. Вестбрук, А.В- Гуреева,
На наш взгляд, представляется весьма целесообразным
использовать современный методологический инструментарий
для тщательного объективного анализа научного наследия
Д. Дьюи, внесшего заметный вклад в сокровищницу мировой педагогической мысли.
При анализе основных трудов Д, Дьюи мы учитывали
известную интерпретацию прагматического опыта
американского педагога, но особое внимание было уделено
первоисточникам. Мы допускаем, что ряд его идей уже
известны, но вопросы применения отдельных его положений в
современных образовательных учреждениях не
рассматривались-
Для проведения сопоставительного анализа идей Д. Дьюи и чувашских педагогов нами изучены наиболее значимые труды И.Я. Яковлева, Г\Н. Волкова, П.М. Миронова, А,Е. Землякова, Н.Г. Краснова, О.Г. Максимовой, Т.Н. Петровой, Г-Н. Плечова, практический опыт учителей ряда образовательных учреждений г. Чебоксары. При рассмотрении современных образовательных технологий и подходов мы ориентировались на работы Г.К. Селевко и И,С, Якиманской и др.
Анализ педагогического наследия Д. Дьюи, материалов о нем показал, что, несмотря на наличие исследований, посвященных его , деятельности, назрела необходимость переосмысления отдельных его положений и рекомендаций- Мы считаем, что в его опыте можно увидеть ценный материал для размышления о вечных педагогических проблемах, о проникновении их в современные вопросы педагогики.
В настоящее время ситуация в обществе изменилась в сторону большей открытости системы образования по отношению к различным видам культур. В результате обнаруживается противоречие между богатым положительным опытом, накопленном в зарубежной и отечественной педагогике и практике^ недостаточном его использованием в современных образовательных учреждениях. С учетом вышеизложенного сформулирована проблема исследования: каковы возможности использования прагматических педагогических идей Д. Дьюи в современной школе? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Актуальность и практическая значимость проблемы
обусловили выбор темы нашего исследования:
«Прагматические педагогические идеи Джона Дьюи и их использование в современной школе».
Объект исследования - прагматические педагогические идеи Д. Дьюи.
Предметом исследования является выявление
возможностей использования педагогического наследия Д. Дьюи в современной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что педагогическое наследие Д. Дьюи содержит положения, применение которых в современном образовании и воспитании позволит решить проблему формирования творческой, активной личности, найти пути и способы ее самореализации.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
Раскрыть социально-философские основы педагогического наследия Д. Дьюи.
Рассмотреть основные педагогические идеи Д. Дьюи.
Изучить опыт использования прагматических педагогических идей Д. Дьюи в современных образовательных учреждениях.
Рассмотреть возможности использования прагматических идей Д. Дьюи в обучении иностранному языку в условиях современной высшей школы.
Методологическую основу исследования составили
принципы: принцип историзма, принцип связи теории с
практикой, принцип научности, последовательности,
системности, объективности в подборе и оценке фактов и явлений; направленность образования и воспитания на формирование активной» творческой личности, носителя ценностей и традиций своего народа; рассмотрение
педагогических проблем через призму социокультурного
пространства; взаимосвязь исторического и современного;
гуманистическая направленность развития практики
образования и воспитания.
Для решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: теоретический анализ и систематизация философской, психолого-педагогической литературы; историко-ретроспективное изучение источников и документов; сравнительно-исторический метод; изучение и анализ нормативных документов регионального и федерального уровней; обобщение опыта лучших коллективов учебно-воспитательных учреждений; анализ и обобщение собственной педагогической деятельности в Чебоксарском кооперативном институте,
В процессе исследования нами изучены и
проанализированы следующие источники: труды Д. Дьюи по педагогике и философии в оригинале и в переводе; монографии, статьи, воспоминания о Д. Дьюи отечественных и зарубежных авторов; педагогическая, общественно-политическая и документально-художественная литература, отражающая отдельные аспекты темы исследования.
Исследование проводилось.в несколько этапов. Первый этап (1995 — 1997 гг.) был посвящен изучению монографий и статей американского педагога Д. Дьюи в оригинале. Простота и доступность изложения материала, круг поднимаемых проблем подвели нас к определению первоначальных позиций будущего исследования. На втором этапе (1997 - 2000 гг.) целенаправленно проводился анализ отдельных трудов русских и чувашских педагогов для
выявления преемственности, взаимосвязи идей Д. Дьюи и современных проблем, стоящих в области образования и воспитания.
На третьем этапе (2000 —2003) изучался и обобщался опыт
педагогов Чувашской Республики по использованию отдельных
идей и методов, - предложенных Д. Дьюи, в учебно-
воспитательном процессе; проводился системный анализ
собранного материала и его оценка; осуществлялось
оформление результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1, Особую актуальность приобретает основное положение Д, Дьюи о необходимости применения полученных знаний в ходе практической деятельности, с одной стороны, и с другой стороны, практическая деятельность дает возможность для обогащения теоретических знаний и ведет к продуктивной научной работе. Впоследствии эта его идея нашла отражение в современном принципе связи обучения и воспитания с жизнью. 2- Изучение трудов Д. Дьюи и И.Я- -Яковлева показало, что в их наследии много общих положений, которые нашли свое воплощение в последующих этапах становления и развития образования в России. Наиболее значимыми идеями являются их обоснование важности трудового воспитания в подготовке подрастающего поколения к жизни, применение педагогики действия, использование традиций в учебно-воспитательном процессе,
3. Изучение опыта использования прагматических
педагогических идей Д. Дьюи показало, что современные
образовательные учреждения успешно применяют
педагогическое наследие Д. Дыои в процессе воспитания и
обучения, адаптируя его к современным требованиям педагогической науки и школьной практики. Наиболее ценными являются идеи:
целенаправленная организация обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, признание его уникальности как необходимое условие целостного формирования личности;
практическая направленность обучения;
опора на жизненный опыт;
активность ребенка, формированию которой способствуют применение исследовательского метода, проблемный подход в обучении, различные проекты.
4. Как показал наш личный опыт, педагогические идеи Д. Дьюи
в обучений иностранному языку могут творчески
использоваться в современной высшей школе. Отдельные его
рекомендации (подход к овладению иностранным языком как
процессу и средству добывания знаний, учет индивидуальных
особенностей личности учащегося, создание ситуаций
проблемного характера, коммуникативная направленность
деятельности) согласуются с современными концепциями
обучения иностранному языку и способствуют
совершенствованию методики преподавания.
Научная новизна работы выражается в том, что на основе
тщательного анализа педагогического наследия Д. Дьюи и
материалов о нем сформировано новое представление о
Д. Дьюи как педагоге-новаторе и гуманисте. Нами проведен
сопоставительный анализ взглядов Д. Дьюи и И.Я. Яковлева, и
других прогрессивных чувашских педагогов; выявлены
возможности использования прагматического опыта Д. Дьюи в современной практике воспитания и образования.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что в нем обоснованы гуманистические идеи педагогической концепции Д. Дьюи, Полученные автором результаты исследования расширяют и уточняют известные факты педагогики и ее истории. Выводы и научное обоснование актуальности идей прагматической педагогики способствуют углублению и совершенствованию теоретических основ современной системы образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и положения могут обогатить курс «История образования и педагогической мысли»; могут быть использованы при проведении лекций, практических занятий по педагогике, философии и истории образования; позволят учителям школ и преподавателям вузов творчески подходить к достижениям прошлого, поскольку исторический материал может стать очень полезным инструментом в раскрытии изменения от традиции к инновации в педагогике. Более того, сопоставление опыта зарубежных и отечественных педагогов позволяет находить конструктивные идеи и дает возможность приблизить российскую систему образования к европейским стандартам. Результаты исследования можно применять в практике повышения квалификации учителей.
Обоснованность и достоверность результатов
обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, разнообразием используемых источников, в том числе
и оригинальных, анализом и обобщением педагогического опыта учителей и воспитателей Чувашской Республики.
Апробация и внедрение результатов работы
Апробация результатов исследования осуществлялась в
процессе проведения практических занятий по английскому
языку в Чебоксарском кооперативном институте, лекций по
истории образования в ЧГПУ имени И.Я. Яковлева. Разработана
программа спецкурса для преподавателей и учащихся по
проблеме связи образования с жизнью, опубликованы статье и
тезисы для широкого круга читателей. Результаты исследования
обсуждались на научно-практических конференциях,
проводившихся в городах Чебоксары (2001 — 2003 гг.), Саранске (2001г.)5 Ставрополе (2001г.), Москве (2002г,).
Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Социально-философские основы прагматической теории Д. Дьюи
В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики, В педагогике, как и во всякой другой науке, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных» но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов. В этой связи ретроспективный анализ дает основу для новых решений.
Прагматизм как философское течение возник в 70-х годах 19 столетия и получило распространение в 20 веке, оказав сильное влияние на духовную жизнь. Быстрые темпы науки, техники, промышленности подорвали основы идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Основные идеи прагматизма были высказаны Ч. Пирсом, Д. Дьюи, У, Джемсом, Д. Ми дом. Рождение прагматизма традиционно связывается с усилиями группы сотрудников Кембриджа в 1870-х годах («метафизического клуба», по Ч, Пирсу).
Прагматизм (греч. pragma — дело, действие) - философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Главный тезис прагматизма заключался в обвинении традиционной философии в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Ч. Пирс выдвинул программу «реконструкции философии»; по его мнению, философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а всеобщим методом разрешения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях в этом непрерывно меняющемся мире Исходные положения философии прагматизма следующие: 1, Познание есть практические действия, направленные на преобразование мира. Эти действия выступают основной формой жизнедеятельности человека- Они носят осознанный, целенаправленный характер.
2- Процесс познания включает ряд стадий, направленных на решение проблем, порождаемых затруднительными ситуациями. Высшие абстракции, идеи, философские категории, теории есть лишь инструменты, средства и методы действия- Все их действие целиком сводится к решению жизненно важных практических задач. Согласно этому, истина для прагматизма — это не более чем полезность. Такая трактовка истины ориентирует философию прагматизма на такие понятия как целесообразность, эффективность, практичность. Именно они и являются основными категориями этого философского направления.
3. Исходная стадия мышления - опыт. Благодаря мышлению человек накапливает и расширяет свой опыт. Мысль свидетельствует об уровне развития человека. Мышление — средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Ценность мышления, согласно прагматизму, обуславливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Содержание знания определяется его практическими последствиями.
4. Опыт есть совокупность субъективных переживаний человека. Таким образом, объективная реальность была представлена прагматизмом как некая данность человеку в чувствах действиях, замыслах и, в конечном счете, в его опыте.
Опыт включает активную деятельность как ответную реакцию организма на воздействия среды.
5, Реальная действительность непрерывно изменяется. Личность с помощью разума и собственных действий может изменить условия своей жизни.
Д. Дьюи считают систематизатором прагматизма, создателем школы инструментализма (версии прагматизма). Его последователями являются С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А- Мерфи и др.. Значение принципов, разработанных в инструментализме, вышло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления (операционализм П. Бриджмена, «социальный бихевиоризм» Дж.Г. Ми да, семиотическая концепция Морриса), так и будучи осмысленными в современных концепциях познания и знания в целом.
На протяжении всего философского творчества Д. Дьюи оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования. Прагматизм, по мнению американского ученого, осуществил переворот в философской традиции, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем.
Уникальная личность учащегося как целевая установка в концепции воспитания Д. Дьюи
В предисловии к «Введению в философию воспитания» СТ. Шацкий писал: «Ценность данной работы Д. Дьюи заключается в том, что он определенно ставит вопрос воспитания, как неразрывную часть социальной жизни, исходящую из нее, черпающую материал из ее практики и направленную на улучшение жизненных форм». [33,3].
Раскрывая сущность воспитания, Д. Дьюи утверждал, что оно является регулятором социальных изменений в обществе.
Воспитание дает возможность обществу непрерывно развиваться, обновляться. Благодаря воспитанию устанавливается преемственность поколений. Он писал: «Воспитание в широком смысле есть средство к продолжению социальной беспрерывной жизни... Общество не только продолжает существовать при помощи передачи опыта, при помощи общения, но можно прямо сказать, что оно существует лишь в этой передаче, в этом общении». [39,3].
Д. Дьюи рассматривал воспитание не как нечто налагаемое извне, а как рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет. Воспитание, по его мнению, есть развитие, совершенствование, видоизменение природных свойств и качеств индивида. «Задача воспитания -способствовать полному и свободному развитию тела и ума ребенка. Эти две стороны развития идут рука об руку, они неотделимы друг от друга, и не следует забывать, что они совершенно равноценны». [34,9]. Как известно, идея развития, создания условий для свободного развития духовных и физических сил ребенка — центральная идея реформы образования в России. Сказанное позволяет заключить, что взгляды американского педагога Д. Дьюи на отдельные проблемы воспитания и образования не утратили свое значение в современных условиях.
Для Д. Дьюи характерно любовно-уважительное отношение к детям. Жизнь ребенка с ее потребностями не менее ценна, чем жизнь взрослого. Трудно не согласиться с этим мнением. Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, утверждал ученый, и в школе он должен жить полноценной жизнью, отвечающей его интересам, потребностям, способностям развития. Детство, подчеркивает Д. Дьюи, это время бурного роста и развития. Ребенок активно осваивает окружающий мир, используя свои физические и интеллектуальные силы. Беда наших школ в том, что они озабочены, прежде всего, накоплением знаний, их количеством, а не тем, как происходит развитие ребенка. Д. Дьюи же обращает наше внимание на то, что «ребенок должен стать солнцем, вокруг которого вращаются все образовательные средства». [36,12].
Каждый ребенок- это ярко выраженная индивидуальность, и о настоящем образовании не может идти речи, пока дети рассматриваются как целое, как класс. Воспитатели, считал он, должны отмечать существующие громадные различия; они не должны стараться подводить всех под один лад и один образец. «Если ученики всегда выстроены в прямой ряд, ходят гуськом, получают знания по одному и тому же методу и должны их «возвращать» совершенно одинаково - мы никогда ничего не узнаем о детской душе». [34,77]. Нельзя не согласиться с этим высказыванием Д. Дьюи.
Многие исследователи считают, что в педагогике Д. Дьюи базовой является идея уникальности личности. Под уникальностью личности понимают особенности данного человека, которые являются закономерным результатом его развития: образ мышления, чувства, поступки. Именно личности необходимо помочь развиться, самовыразиться. Ученый был уверен, что знание индивидуальных особенностей учащихся приближает воспитателя к пониманию детства, и на основе такого понимания можно развить определенную схему воспитания, приближающуюся к научным и эстетическим идеалам.
Н.К. Крупская также поддерживала Д. Дьюи в том, что нельзя игнорировать индивидуальность ребенка. Изучив индивидуальность ребенка, его интересы, воспитатель может, давая постоянную пищу этим интересам, развивать и углублять их, преобразовывать их. Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достигнуть очень больших результатов. Попытка же подавить индивидуальность ученика, заставить его заниматься тем, к чему у него нет внутреннего интереса, ведет к раздвоению внимания, утомлению, к понижению активности организма, к ослаблению воли. [71,36].
Взгляды Д. Дьюи и И.Я. Яковлева на вопросы воспитания и обучения
К сожалению, не всегда мы следуем лучшим традициям того или иного народа, ищем новое, отвергая то ценное, что уже есть. В этой связи обращение к региональным историко-педагогическим исследованиям и сопоставление достижений различных народов представляется весьма значимым для выявления преемственности в образовании и его дальнейшего развития. В этом смысле компаративная педагогика дает нам редкую возможность сравнивать, анализировать взгляды просветителей, принадлежащих к различным культурам.
Достижения других стран весьма полезны, так как, во-первых, они позволяют избежать определенных ошибок, во-вторых, у нас появляется возможность черпать конструктивные идеи и драгоценный опыт. Например, СТ. Шацкий постоянно подчеркивал необходимость глубокого изучения всех особенностей национальной культуры каждого этноса и создания такой системы образования, которая органически вырастала из этой культуры, вбирая в себя все прогрессивное из нее. Он считал, что каждая школа должна стать культурнообщественным центром. [7,76].
В этой связи мы обратились к опыту Д. Дьюи и чувашского просветителя И.Я. Яковлева. В результате сопоставительного анализа мы выявили, что у этих двух представителей совершенно разных, на первый взгляд, культур есть общие черты. Первое, что хотелось бы отметить, это их отношение к традициям.
Педагогическая мысль чувашского народа, как и русская педагогическая наука, развивалась на лучших народных традициях. Прогрессивный педагог, гуманист И.Я. Яковлев стремился воспитать граждан, любящих родной край, испытывающих глубокий интерес к истории своих предков, имеющих основательные знания о своей родине, о жизни своего народа. Народные традиции — это основа всей его педагогической деятельности.
Д. Дьюи также считал важным учитывать традиции того или иного народа. Он говорил, что «since our population consists of members of many different ethnic identities and since indeed a single individual frequently has roots in more than one cultural group, education should prepare the next generation to live and function in a pluralistic society». (Наше население состоит из членов различных этнических групп и любой человек вряд ли имеет корни лишь- в одной культурной группе, поэтому образование должно подготовить следующее поколение жить и функционировать в многонациональном обществе). [211,373].
Решение проблем, стоящих в области воспитания и образования в целом, невозможно без учета региональных особенностей. В современном мире, поэтому, делается ставка на традиционную культуру воспитания, на этнопедагогическую концепцию. По мнению академика Т.Н. Волкова, это естественно и закономерно. «Национальная традиция воспитания практически является главным условием и возрождения любых национальных традиций, и национального возрождения в целом. Это основа основ». [20,63].
Компонент национально-регионального содержания образования обеспечивает вовлечение личности через усвоение национальных ценностей в мировую культуру. Изучение и исследование культурного наследия различных народов позволяет воссоздать картину их духовного развития, помогает дальнейшему расцвету их культуры, просвещения, науки и двигает в целом общество вперед.
Данные выводы подтверждаются практикой. Например, целью учебно-воспитательного комплекса школы № 6 г. Чебоксары является создание условий для разностороннего гармоничного развития личности, интегрированной в системе мировой и национальной культур, развития творческого потенциала учащихся, подготовка их к жизни и труду. В основу модели школы положена идея диалога культур.
Национально-региональный компонент включает в себя учебные разделы и курсы, отражающие национальное своеобразие культуры. Поэтому центральное место в содержании образования, занимает родной язык. В школе № 6 национальные традиции выступают как условие усвоения национальной культуры и духовных ценностей народа. В учебные программы по изобразительному искусству включен блок «Чувашское национальное искусство». Это знакомство с чувашскими художниками, их произведениями, национальной вышивкой, орнаментом. Также в учебный процесс введен такой предмет как «Чувашский и русский фольклор», который позволяет заложить в учащихся ту основу, на которой впоследствии формируются нравственные идеалы.