Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Аметова Лидия Анатольевна

Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе
<
Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аметова Лидия Анатольевна. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 326 c. РГБ ОД, 61:03-13/1118-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24

1.1. Зарубежные исследования формирования арттерапевтической культуры младших школьников средствами музыкального и изобразительного искусства 24

1.2. Отечественные исследования формирования арттерапевтической культуры младших школьников средствами музыкального и изобразительного искусства 60

1.3. Моделирование педагогической технологии использования арттерапии в начальной школе с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников 100

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 138

2.1. Психолого-педагогическое обоснование технологии формирования арттерапевтической культуры младших школьников 138

2.2.Экспериментальное исследование педагогических условий формирования арттерапевтической культуры младших школьников 195

2.3. Комплексная диагностика: критерии отбора художественного материала и его оценки, методики замера уровня арттерапевтической культуры младших школьников 240

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 264

ЛИТЕРАТУРА 274

ПРИЛОЖЕНИЯ- 288

Введение к работе

Актуальность исследования. Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания средствами искусства. В системе образования искусство традиционно рассматривается как важнейшее средство эстетического развития и формирования школьников. В фундаментальном процессе развития личности эстетическому воспитанию принадлежит исключительно важная роль, поскольку оно закладывает основы мироощущения, мирочувствования и миросозерцания за счет положительных эстетических эмоций как фундамента мировоззрения. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики нарушений и сохранения здоровья учащихся, защиты детской психики от агрессивных воздействий среды.

Новые задачи образования и воспитания обусловлены комплексным характером проблематики картины современного мира, в котором приходится развиваться и формироваться подрастающему поколению. Они включают в себя: обострение социальных процессов, приводящих к повышению психологического напряжения в обществе, последствия научно-технического прогресса, проявляющиеся в экологических проблемах, в частности, загрязнении окружающей среды, техногенных катастрофах, возрастании информационных потоков и многом другом. Все это оказывает существенное влияние на развитие и формирование подрастающего поколения, находя выражение в снижениях показателей физического и психического здоровья детей, приводя к особенностям возрастного развития, как распространенным, типичным для детей определенной возрастной категории, так и сугубо индивидуальным, в том числе, с учетом особенностей влияния наследственных факторов и воспитания.

Таким образом, перед системой образования встают задачи расширения сферы психолого-педагогической коррекции учащихся. Эти задачи связаны, в том числе, с усилением инновационных педагогических процессов, направленных на максимальное развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен. Сегодня, по свидетельствам педагогической и психологической науки, искусство способствует развитию механизмов психологической защиты от вредных внешних влияний среды, формированию арттерапевтической культуры школьников.

Назрела необходимость усовершенствования и организации педагогического процесса в школе в целях сохранения психологического здоровья школьников, в особенности младших классов, наиболее подверженных вредным внешним влияниям среды в силу возрастных психологических особенностей, и поэтому нуждающихся в психологической защите. Нынешнее состояние школы не позволяет эффективно решать задачи сохранения психологического здоровья детей и требует научной разработанности новых подходов к этой проблеме.

Актуальность исследования заключается в изучении возможностей использования различных видов искусства в рамках учебно-воспитательного процесса в качестве средств арттерапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний у детей с нормальным уровнем развития, состояний, как распространенных, типичных для значительной части детей младшего школьного возраста, так и сугубо индивидуальных. Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между реальными потребностями общества в профилактике нарушений психологического здоровья подрастающего поколения и недостаточно эффективной реализацией воспитательно-обучающего и психологического потенциала искусства в учебно-воспитательном процессе в современных условиях общеобразовательной школы в целях сохранения психологического здоровья детей, а также недостаточно использующимся эстетическим потенциалом искусства, содействующим максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Именно искусство, как мощнейпшй фактор воздействия на личность человека, способно помочь сформировать арттерапевтическую культуру младших школьников, как часть общей культуры каждого учащегося, представляющую собой общечеловеческий опыт, подлежащий усвоению. Цели и задачи формирования арттерапевтической культуры в свою очередь определяют основное содержание образования по предметам художественно-эстетического цикла, необходимое для формирования этой культуры, и (или) содержание образования по предметам художественно-эстетического цикла, смоделированное с учетом этих целей и задач, позволяет сформировать арттерапевтическую культуру. Арттерапевтическая культура понимается нами как культура использования учащимися имеющихся арттерапевтических знаний, умений и навыков профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний своего организма, для снятия стрессов, усталости и др. негативных состояний младших школьников средствами изобразительного и музыкального искусства, а также культура взаимоотношений в коллективе.

В настоящее время большое значение приобретает стратегия творческого саморазвития образовательно-воспитательных систем, а значит и творческого саморазвития личности (В .И. Андреев). В связи с этим важно рассматривать воспитание как целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и самосознания (Г.М. Коджаспирова, В.И. Слободчиков, В.А. Андреев, И.В. Вачков и др.).

Формирование арттерапевтической культуры младших школьников рассматривается нами в социально-психолого-педагогическом аспектах. С одной стороны, в связи с освоением младшими школьниками арттерапевтической культуры как части общечеловеческой культуры и перевода ее в личный опыт, что способствует интеграции личности младшего школьника в современную культуру и его (школьника) социализации, с другой, в связи со стимулирующей ролью искусства в развитии личности учащегося, включающей в себя этапы самопознания, саморазвития и самотерапии средствами искусства, а с третьей, использование воспитательно-обучающего эстетического потенциала искусства в учебно-воспитательном процессе в современных условиях общеобразовательной школы является "ярким неповторимым источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи" (Б.Т. Лихачев), содействующим максимальному развитию личности ребенка, формированию его мотивов и ценностей. Весь вышеперечисленный комплекс взаимодействий осуществляется в целях профилактики нарушений и сохранения психологического здоровья детей, а также коррекции негативных психоэмоциональных состояний. Степень научной разработанности проблемы. Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен, до наших дней дошли высказывания античных философов Аристотеля, Платона, Пифагора, Сократа о влиянии искусства на организм человека и разнообразные проявления человеческой деятельности. В Иудее, Индии, Древней Греции, Китае предпринимались попытки изучения цвета и применения его в диагностике болезней, а также изменения психологических состояний средствами песнопения и молитв. Исследования в области воздействия искусства на человека проводились многими отечественными и зарубежными педагогами, психологами, философами. История взаимоотношении человека и искусства насчитывает много веков. В процессе культурно-исторического развития общества менялись эстетические взгляды, круг изучаемых проблем, цели и задачи искусства. Во времена античной культуры греческие натурфилософы и пифагорейцы полагали, что эстетика, которая, в свою очередь, была частью философии, должна стремиться к созданию целостной картины мира.

Широкое распространение получили взгляды русских философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, Е. Трубецкого о роли искусства в развитии, формировании и оздоровлении человека. Подчеркивалась роль красоты для духовного самоисцеления человека. В культуре Древней Руси, хотя это не потеряло своей актуальности и в наши дни, Сергий Радонежский воспринимался как "нравственное богатство народа" (В.О. Ключевский), его образы в произведениях древнерусской живописи и русской духовной музыки обладают потенциальными воспитательными, эстетическими и арттерапевтическими возможностями. Использование сюжетов и образов древнерусской живописи Андрея Рублева, Дионисия и др., русской духовной музыки Д.С. Бортнянского, А.Т. Гречанинова, М.И. Глинки, B.C. Калинникова, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского и др. имеют большое значение для духовного самоисцеления средствами искусства. Величайшими русскими просветителями и педагогами были В. Мономах, Ф. Куницын, С. Медведев, Е. Славинецкий, С. Полоцкий. Неоценимый вклад в развитие педагогической мысли внесли И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов, Ф.М. Малиновский, Н.И. Новиков, А.Я. Поленов, И.Т. Посошков, М.М. Сперанский, В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

В области философии искусства исследования проводились Тертуллианом, Ф. Аквинским, А.Г. Баумгартеном, Л. да Винчи, Г.В. Гегелем, Г.В. Лейбницем, Ф.В.Шеллингом, Ж.Ж. Руссо и др.

Современная отечественная эстетика является правопреемницей замечательного наследия зарубежной и российской эстетической мысли. В области философии музыкального искусства известны взгляды Аристотеля, Платона, Пифагора, а также Ж.Ж. Руссо, А. Ф. Лосева и других. Платон в частности говорил о возможности использования музыкального искусства для оздоровления психики человека: "...Гармонию, пути которой сродни круговращению души, музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия - хотя в нем только и видят нынче толк, - но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой" (131,т.3,с.11,121).

Аристотель разработал учение о мимесисе - представление о внутреннем мире человека и воздействии на него при помощи искусства. В теории мимесиса было представлено учение о катарсисе - очищении души человека в процессе восприятия произведений искусства. Неоценимый вклад в теорию и практику использования искусства в целях оздоровления и гармонизации внутреннего мира человека внесли античные философы Аристотель, Платон, Пифагор, Сократ. В трудах Аристотеля "Никомахова этика" (12, с.554 -560) и "Метафизика" (121, с.31) отражены процессы "самости" - самопознания, саморазвития, самореализации средствами искусства. Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы и в России, направляя ее на решение круга проблем, связанных с практикой лечения нервно-психических, соматических заболеваний. В последнее время в арттерапш получило распространение использование музыки для нормализации эмоционально-волевой сферы личности, так как любое течение болезни связано с изменениями в аффективных структурах.

Ученые в области психологии изобразительного искусства: 3. Фрейд, Р. Арнхейм, Г. Рид, Э. Крамер, Э. Крис, К. Юнг, М. Люшер и др. исследовали возможности светоцветовой терапии, арттерапии для оздоровления организма человека. Широкое распространение получили взгляды 3. Фрейда на природу изобразительного искусства. М. Люшер усовершенствовал использование цвета в психологической диагностике. К.Г. Юнг, И. Якоби выделили соответствие цветам определенных психических функций человека. М. Наумбург отмечала, что наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде всего, проявляются в виде образов, М.Г. Бетенски исследовала особенности восприятия искусства в арттерапевтическом процессе, Г.М. Ферс разработал содержательную интерпретацию арттерапевтических детских рисунков.

В области педагогики изобразительного искусства широкую известность получили взгляды Т. Кампанеллы, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, которые рассматривали возможности использования изобразительного искусства как средства саморазвития и самопознания личности. Т. Кампанелла, Я.А. Коменский выделили законы воспитательной деятельности и роль искусства в развитии и воспитании, процессы самопознания, саморазвития искусством. Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци подчеркнули важность развития природных способностей детей, чувственного опыта познания, творческого мышления и интуиции. Р. Штайнер продолжил исследование роли чувственного познания для младших школьников в развитии и формировании эмоционального мира ребенка средствами искусства, а также подчеркнул важность предметов художественно-эстетического цикла в учебно-воспитательном процессе.

Специалисты в области отечественной психологии и педагогики искусства: Б.М. Теплов, В.И. Петрушин, В.Н. Кузин, М.Л. Лазарев, Б.Г. Ананьев и другие продолжили традиции Л.С. Выготского, который в поисках путей построения объективной психологии искусства в качестве ее "клеточки" избрал эстетическую реакцию на художественное произведение (М.Г. Ярошевский). В. И. Петрушин, М.Л. Лазарев и др. разработали научно-методические рекомендации для работы с детьми в целях оздоровления детского организма средствами искусства.

Освещение проблем художественно-творческой активности в процессе обучения школьников изобразительному искусству осуществлялось в специальных философских работах Е.А. Ануфриева, Г.З. Апросяна, Ю.Ф. Бухалова, Т. С. Лапиной и других. Эти проблемы применительно к школьникам исследовались Л. П. Аристовой, Н. М. Сокольниковой, И. Ф. Харламовым, Т.И. Шамовой.

Особое внимание в диссертации уделялось концептуальным подходам к оздоровлению детского организма средствами искусства, освещенным в трудах Т.И. Баклановой, Т.С. Комаровой, Л.Д. Лебедевой, Н.М. Сокольниковой. Н.М. Сокольникова большое внимание уделяет вопросам самопознания и саморазвития средствами искусства, в частности, развитию "художественно-творческой активности, которая, в том числе, предполагает развитие процессов эмоционально-чувственного восприятия произведений искусства, фантазии, воображения, которые, в свою очередь, находя выражение в разнообразных видах художественной деятельности живописи, графике, декоративной работе - являются чувственным и эмоциональным началом самовыражения". Т.И. Баклановой разработаны критерии диагностики уровня музыкальной культуры учащихся, на основе и по образцу которых нами были разработаны критерии диагностики арттерапевтической культуры младших школьников по изобразительному и музыкальному искусству. Т.С. Комаровой раскрыто значение творческой изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка, роль преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Л.Д. Лебедевой систематизированы концептуальные подходы к использованию арттерапии в образовании как педагогической технологии.

Адаптация и модификация отечественного арттерапевтического опыта в русло общей педагогики сегодня представляет большой интерес для российской педагогической практики (в диссертации упоминаются в этой связи имена и труды Т.И. Баклановой, И.В. Вачкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.И. Копытина, Т.Ю. Калошиной, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой, О.В. Платоновой, Н.М. Сокольниковой, Н.Ю. Жвитиашвили, Е.Б. Фанталовой и мн. др.).

С точки зрения нашего исследования, представляют интерес концептуальные основы арттерапии, разработанные Л.Д. Лебедевой. Она рассматривает подходы к использованию арттерапии в школе как педагогической технологии, в частности, в своих диссертационных исследованиях "Педагогические основы арттерапии" и "Педагогические основы арттерапии в образовании" (2000, 2002 гг.) (Ульяновский Государственный педагогический университет). Мы разделяем концептуальные подходы к использованию арттерапии как педагогической технологии, разработанные Л.Д. Лебедевой. В ее исследованиях представлен подход традиционного использования изобразительного искусства и продуктов изобразительного творчества в качестве арттерапевтического фактора, дается изложение технологии арттерапевтического рисования. Мы также разделяем точку зрения, когда в арттерапевтической работе необходимо опираться на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Лебедева направляет свое исследование в русло образования студентов и учителей по педагогическим основам арттерапии.

Таким образом, как показывает анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований, такому важному аспекту этой проблемы, как разработка педагогической технологии использования арттерапии в начальной школе, уделялось недостаточно внимания. Возникает противоречие между фундаментальными теоретическими исследованиями и реальной практикой образования. Отсутствие педагогических технологий и методик использования арттерапии в начальной школе с целью активизации процессов "самости" у младших школьников - самопознания, саморазвития, самотерапии средствами искусства, как профилактики и самокоррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний, существенно затрудняет практическое использование арттерапевтического и психокоррекционного потенциала искусства в начальной школе.

Проблема - каковы педагогические условия и технология формирования арттерапевтической культуры младших школьников?

Цель исследования - разработать педагогическую технологию использования арттерапии в начальной школе.

Задачи исследования:

1.Дать теоретическое обоснование педагогической технологии использования арттерапии в начальной школе, обеспечивающей формирование арттерапевтической культуры младших школьников, с учетом опыта зарубежной и отечественной педагогики, общей психологии, психологии искусства и художественного творчества, специальной психологии и коррекционнои педагогики, клинической психологии и психотерапии, арттерапии в области преподавания предметов художественно- эстетического цикла.

2.Выявить педагогические условия формирования арттерапевтической культуры младших школьников.

3.Разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию использования арттерапии в начальной школе, обеспечивающую формирование арттерапевтической культуры применения учащимися арттерапевтических знаний, умений и навыков профилактики и самокоррекции негативных психических состояний своего организма, с учетом особенностей возрастного развития, с одной стороны, и воздействия возрастающих информационных потоков, с другой, а также культуры взаимоотношений в коллективе.

4.Разработать научно-методические рекомендации по формированию у младших школьников арттерапевтической культуры. Объект исследования - процесс использования арттерапии в начальной школе.

Предмет исследования - процесе использования арттерапии в учебной и внеклассной работе по музыкальному и изобразительному искусству с младшими школьниками.

Гипотеза исследования - эффективность применения разработанной нами педагогической технологии использования арттерапии в начальной школе, направленной на обеспечение развития и формирования арттерапевтической культуры младших школьников, с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний, возможна при условии психолого-педагогического моделирования арттерапевтического процесса, который включает выполнение системы следующих педагогических условий:

- осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики арттерапевтического процесса, которая наряду с педагогической диагностикой уровня арттерапевтической культуры (критериями выявления уровня арттерапевтической культуры, критериями отбора художественного материала для арттерапевтических целей, критериями выявления уровня художественной направленности личности учащихся, их вкусов, интересов и потребностей) включает также психологическую диагностику эмоционально-психологических состояний младших школьников;

- психолого-педагогическое проектирование арттерапевтического процесса осуществляется на основе результатов диагностики и предполагает постановку целей, задач и перспектив развития арттерапевтического процесса, разработку на этой основе индивидуальной и (или) групповой программ развития арттерапевтической культуры. Основное содержание образования по предметам художественно-эстетического цикла необходимо формировать, в том числе, с учетом целей и задач арттерапевтической культуры. Для этого предлагается использование арттерапевтической программы "Сам себе Арттерапевт", которая направлена на развитие и формирование арттерапевтической культуры младших школьников через стимулирование процессов внутреннего психического развития: самопознания, саморазвития и самотерапии средствами искусства;

- психолого-педагогическое моделирование арттерапевтического процесса представляет совокупность результатов психолого-педагогической диагностики и проектирования, проведение занятий по разработанным на их основе индивидуальной и (или) групповой программам развития арттерапевтической культуры в рамках индивидуальной и (или) групповой работы, в зависимости от целей и задач арттерапевтической ситуации. Для осуществления этих целей предлагается использование арттерапевтической программы "Сам себе Арттерапевт" (основное содержание, формы и методы арттерапевтической работы), а также системы коррекционно-развивающих мероприятий на основе арттерапевтических методик (сеансов арттерапии, психологических новелл с использованием средств искусства музыкального и изобразительного, деловых и интерактивных игр, психолого-педагогических тренингов арттерапевтических навыков, музыкальных и художественных фитосалонов и т.п.) – все вышеперечисленные мероприятия в совокупности позволят закрепить приобретенные арттерапевтические знания, умения и навыки на практике;

- анализ и самоанализ результатов арттерапевтического процесса позволит выявить либо позитивную динамику в протекании арттерапевтического процесса (баланс психодинамических сил детского организма как ощущение эмоционально-психологического благополучия), либо, при необходимости, наметить перспективную систему коррекционно- развивающих мероприятий с целью достижения позитивных результатов этого процесса.

Эффективность формирования арттерапевтической культуры учащихся младших классов может быть существенно повышена, если:

- арттерапевтические методики будут разрабатываться с учетом особенностей возрастной психологии и, в том числе, психологии искусства,

- формирование содержания обучения по предметам художественно- эстетического цикла будет скорректировано с учетом психолого- педагогической диагностики образовательного процесса;

- основы педагогического проектирования и моделирования уроков по искусству (музыки, изобразительного искусства, народного и декоративно- прикладного искусства и т. д.) будут направлены на формирование арттерапевтической культуры каждого учащегося (арттерапевтическая культура рассматривается нами как культура использования имеющихся арттерапевтических знаний, умений и навыков снятия эмоционального напряжения, успокоения, гармонизации эмоциональных и психофизиологических состояний организма средствами искусства: музыкального, изобразительного, театрального, литературного и др.).

Теоретико-методологические основы исследования соответствуют комплексному характеру проблемы и включают в себя: концепции и теоретические труды о философско-методологических и психолого-педагогических аспектах искусства как средствах развития, формирования и оздоровления личности крупнейших отечественных и зарубежных философов: Аристотеля, Платона, Сократа, А.Г. Баумгартена, Г.В. Гегеля, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Ю.Б. Борева и др.; педагогов и психологов: Т. Кампанеллы, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Люшера, Р. Арнхейма, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Кузина, М.Л. Лазарева, С.Л. Рубинштейна и др.; педагогов, разработавших концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т.И. Баклановой, Н.М. Сокольниковой, Т.С. Комаровой, Л.Д. Лебедевой; специалистов в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и арттерапии: В.М. Бехтерева, В. Вундта, Б.Ф. Ломова, Т.Ю. Калошиной, СВ. Шушарджана, В.И. Петрушина, А.И. Копытина, Н. В. Серова, Г.Э. Бреслав, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.; основные положения отечественных дидактов, касающихся оптимизации процесса обучения, его содержания и целей: Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина; теоретические исследования, связанные с проблемами самовоспитания, саморазвития и творческой активности учащихся: В.И. Слободчикова, В.И. Андреева, И.В. Вачкова, а также внедрение интенсивных педагогических технологий в профессиональное образование: А.П. Беляева, A.M. Столяренко и др.

Методы исследования: для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих психодиагностических и экспериментальных методов, направленных на системное изучение личностных особенностей, психических состояний младших школьников и позитивную динамику этих состояний в результате их терапии средствами искусства:

- теоретический анализ информационного материала научной литературы по исследуемой проблеме;

- наблюдение (включенное, непосредственное, опосредованное, дискретное, монографическое);

- сбор и анализ вербальной информации (беседа, интервью);

тесты, опросники, проективные методики, шкальные техники (диагностика эмоционально-волевой сферы личности - тест цветовых выборов Люшера, тест арттерапевтических знаний, умений и навыков).

Опытно-экспериментальными базами исследования послужили: ГОУ Детский сад - начальная школа № 1664 г. Москвы, средняя школа № 971 г. Москвы.

Первый этап (1998-2000) - поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической, искусствоведческой и методической литературы определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология, методы, понятийный аппарат. Были разработаны критерии диагностики арттерапевтическои культуры учащихся, на основе которых выявлялся уровень арттерапевтических знаний, умений и навыков гармонизации учащимися собственных эмоциональных состояний

средствами искусства. Кроме того, проводились анализ и синтез информационного материала научной литературы по исследуемой проблеме. Второй этап (2000-2001) - опытно-экспериментальный. На этом этапе проводился констатирующий вариант эксперимента с целью выявления исходного уровня готовности учащихся к формированию арттерапевтической культуры. Для осуществления этой цели использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих психодиагностических и экспериментальных методов (арттерапевтическая экспериментальная методика "Искусство как самопознание, саморазвитие и самотерапия"), направленных на системное изучение личностных особенностей, психических состояний младших школьников и позитивную динамику этих состояний. Кроме того, нами применялись методики, использующие психогармонирующие функции искусства.

С целью развития и формирования арттерапевтической культуры нами разрабатывалась арттерапевтическая программа «Сам себе Арттерапевт», осуществлялась экспериментальная педагогическая деятельность. Кроме того, создавалась педагогическая технология психолого-педагогического моделирования художественно-образовательного процесса, включающая в себя психолого-педагогическую диагностику как уровня художественной и музыкальной культуры учащихся, так и психологических состояний учащихся, психолого-педагогическое проектирование формирования арттерапевтических навыков в процессе обучения музыке и изобразительному искусству, а также навыков самопознания и самотерапии средствами искусства, собственно само психолого-педагогическое

моделирование уроков художественно-эстетического цикла с учетом целей и задач развития и формирования арттерапевтической культуры младших школьников, и анализ результатов арттерапевтического процесса.

Третий этап (2001-2002)- обобщающий. Разработана педагогическая технология и методика формирования арттерапевтических навыков у младших школьников, включающая три этапа: - этап - ступени самопознания "Цвета, звуки - мысли и чувства" (арттерапевтические знания); 2 - этап - саморазвитие и самооценка "Краски и звуки - настроения и состояния" (арттерапевтические умения); 3 - этап -самотерапия ("Искусство как самотерапия, или волшебная сила искусства -целительная сила искусства").

Проведен анализ эффективности арттерапевтической программы «Сам себе Арттерапевт», педагогической технологии и методики, разработанных для этой программы с использованием эмпирических методов - наблюдения, тестирования, анкетирования, беседы. На основе разработанных критериев была выявлена позитивная динамика в развитии и формировании арттерапевтических навыков, которая нашла отражение в снижении детской тревожности, гармонизации психоэмоциональных состояний учащихся, повышении показателей творческого развития и самобытного начала в структуре личности учащихся. На данном этапе была апробирована технология реализации арттерапевтической программы. Автором были разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению арттерапевтической программы в работе с детьми младшего школьного возраста. Данные рекомендации легли в основу учебных курсов для студентов МГОУ на кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики "Методика начального обучения изобразительной деятельности " и "Методика начального обучения ручному труду".

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

-впервые в научно-педагогических исследованиях разработана педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний младших школьников, систематизированы и расширены концептуальные подходы использования арттерапии в начальной школе с учетом адаптации и модификации имеющегося арттерапевтического опыта, разработана арттерапевтическая программа и методики к ней;

-разработана комплексная диагностика уровня арттерапевтической культуры младших школьников: критерии отбора художественного материала и его оценки, методики замера уровня арттерапевтической культуры (владение знаниями, умениями, навыками гармонизации эмоционально-психологичечских состояний средствами искусства). Практическая значимость данного исследования состоит в том, что:

- разработана педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе, стимулирующая процессы самопознания, саморазвития, самотерапии, где искусство выступает в качестве стимулятора этих процессов;

- разработана программа "Сам себе Арттерапевт" и методики по формированию арттерапевтической культуры учащихся младших классов "Волшебная исцеляющая сила искусства" с использованием интерактивных и деловых игр, психолого-педагогических тренингов арттерапевтических навыков, сеансов арттерапии;

- результаты исследования могут найти применение в деятельности дошкольных и школьных образовательных учреждений, а также в системе подготовки и переподготовки кадров образования и культуры.

Результаты исследования внедрены:

-в деятельность образовательного учреждения № 1664 "Начальная школа -детский сад" г. Москвы; в содержание образовательного процесса на основе арттерапевтической программы "Сам себе Арттерапевт" и методических рекомендаций к ней;

- в деятельность Московского государственного областного университета, на психолого-дефектологическом факультете, кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики, отделениях логопедии и олигофренопедагогики в виде разработок программы и методического пособия для студентов, аспирантов и педагогов "Методика преподавания изобразительной деятельности" и "Методика преподавания ручного труда";

- в деятельность Института новых образовательных систем в рамках работы курсов повышения квалификации учителей художественно-эстетического цикла (изобразительного искусства и музыки) в форме разработки и организации лекционно-теоретических занятий по психолого-педагогическому моделированию арттерапевтического процесса в начальной школе и экспериментальной методики "Искусство как самопознание, саморазвитие и самотерапия", в виде разработки методического пособия для учителей "Поурочный, тематический, итоговый контроль знаний по музыке", комплекта контрольно-диагностических заданий по интегрированному курсу "Искусство" и по диагностике уровня художественной и арттерапевтической культуры учащихся, в виде аналитической информации по экспертизе знаний, а также методического пособия - хрестоматии для учителей музыки и изобразительного искусства "Родной мир музыки" - русская классическая музыка, которая, в том числе, предназначена и может использоваться для арттерапевтических целей; организации семинаров-практикумов и мастер классов по "Музыкальной психотерапии и арттерапии" для учителей художественно-эстетического цикла городов Пензы, Нижнего Новгорода, Братска, Оренбурга, Набережных Челнов, Казани, Новокузнецка, Калининграда, Анапы и других городов и регионов России, а также разработки сценариев деловых и интерактивных игр по музыкотерапии и арттерапии.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в форме

публикаций в научно-методической литературе; - участия в разработке учебных программ по использованию изобразительного и музыкального искусства в арттерапевтических целях ("Сам себе Арттерапевт", "Искусство как самопознание, саморазвитие и самотерапия"); - на семинаре для руководителей образовательных учреждений Северо-Восточного округа г. Москвы, проходившем на базе ГОУ Детский сад - начальная школа № 1664 г. Москвы 26 ноября 2001 года, на тему: "Преемственность дошкольного и начального школьного образования в рамках образовательной модели на

основе традиционной художественной культуры, здоровьесберегающий аспект";

-на семинарах-практикумах и мастер классах по "Музыкальной психотерапии и арттерапии", которые проводились в Институте новых образовательных систем в период с 1997 по 2001 учебные годы для учителей художественно-эстетического цикла городов Пензы, Нижнего Новгорода, Братска, Оренбурга, Набережных Челнов, Казани, Новокузнецка, Калининграда, Анапы и других городов и регионов России;

-на 5 Всероссийской научно-практической конференции в г. Москве "Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации" (18-22 июня 2002 г.), в секции для детей и подростков "Психологическая терапия и психологическая помощь детям и подросткам" была представлена программа "Сам себе Арттерапевт", а также доклад на тему "Искусство как эмоциональный Ренессанс: самопознание, саморазвитие, самотерапия средствами искусства". На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективное использование педагогической технологии арттерапии в начальной школе обеспечивает формирование арттерапевтической культуры младших школьников с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний.

2.Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе (основное содержание, формы и методы работы) состоит в психолого-педагогическом моделировании арттерапевтического процесса, который включает набор операций по психолого-педагогической диагностике, психолого-педагогическому проектированию собственно, психолого-педагогическому моделированию арттерапевтического процесса (формированию арттерапевтической культуры) с учетом и на основе результатов психолого-педагогической диагностики и проектирования, с использованием системы коррекционно-развивающих мероприятий, анализа результатов арттерапевтического процесса, который позволит сделать

выводы и (или) констатировать позитивные результаты либо наметить перспективную систему коррекционно-развивающих мероприятий.

Основное содержание педагогической технологии использования арттерапии в начальной школе представлено в арттерапевтической программе "Сам себе Арттерапевт" и методиках к ней, а также комплексной диагностике протекания арттерапевтического процесса.

З.Моделирование арттерапевтического процесса в начальной школе необходимо осуществлять на основе комплексной диагностики, которая включает критерии отбора художественного материала и его оценки, методики замера уровня арттерапевтической культуры (уровней овладения знаниями, умениями, навыками гармонизации эмоционально-психологических состояний средствами искусства), так как это является условием успешности и эффективности всей педагогической технологии в целом.

4. Разработанная педагогическая технология: арттерапевтическая программа "Сам себе Арттерапевт" и методики к ней, а также комплексная диагностика арттерапевтического процесса в начальной школе активизирует и стимулирует процессы творческого саморазвития личности учащегося средствами искусства, так как искусство выступает в качестве симулятора внутреннего психического развития, самопознания, саморазвития, самотерапии, а также социализации ребенка.

5.Формирование арттерапевтической культуры младших школьников осуществляется наиболее эффективно при выполнении системы следующих педагогических условий:

- обновление методики преподавания изобразительного искусства и музыки на основе ее обогащения педагогической технологией использования арттерапии в начальной школе;

- основное содержание образования по предметам художественно-эстетического цикла необходимо формировать, в том числе, с учетом целей и задач арттерапевтической культуры;

- отбор художественного материала для арттерапевтических целей необходимо осуществлять с учетом духовно-нравственных ценностей произведений искусства;

- формирование художественной культуры младших школьников (художественных и музыкальных вкусов, интересов, потребностей, ценностных ориентации) оказывает существенное влияние на уровень развития и формирования арттерапевтической культуры.

6. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников обеспечивается системой коррекционно-развивающих мероприятий, которая включает в себя:

-сеансы арттерапии, психологические новеллы с использованием средств искусства (музыкального, изобразительного) в кабинетах психологической разгрузки;

-организацию музыкальных и художественных фитосалонов по специальной методике;

-деловые и интерактивные игры, психолого-педагогические тренинги арттерапевтических навыков в учебной и внеурочной деятельности с учащимися начальной школы.

7. Внедрение разработанной педагогической технологии использования арттерапии в начальной школе, программы и методик должно осуществляться с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей учащихся начальной школы и особенностей развития детей с нормальным уровнем развития, состояний как распространенных, типичных для значительной части детей младшего школьного возраста, так и сугубо индивидуальных в рамках учебно-воспитательного процесса.

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. В работе содержатся таблицы и графики, рисунки и схемы, анкеты, программа и методические рекомендации, сценарии занятий и праздников.

Зарубежные исследования формирования арттерапевтической культуры младших школьников средствами музыкального и изобразительного искусства

Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних. Элементы теории педагогики начали складываться во времена античной культуры в соответствии с потребностями общества и на основе опыта воспитания детей, обобщенного в поговорках, пословицах, сказаниях и эмпирических знаниях, накопленных в период первобытнообщинного строя. Идеи о воспитании возникали и развивались внутри зарождающейся общей теории воспитания, которая, как и другие области знаний того времени, входила в состав единой тогда науки - философии. Античная педагогика отразила поиск содержания, методов, средств воспитания детей различных возрастов, стремление дифференцировать педагогические явления, описать их, ввести необходимые термины и выработать соответствующие понятия.

Получает научное обоснование возрастная периодизация, вычленяются умственное, нравственное, эстетическое воспитание (Аристотель). Делаются первые шаги к обоснованию возрастного своеобразия процессов воспитания и обучения, их специфики в младшем школьном возрасте (Платон, Аристотель). Намечается тенденция учета, психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей (Аристотель, Квинтилиан), определяется специфическая проблематика младшего школьного возраста, рассматривается значение младшего школьного возраста в последующем становлении личности, роль взрослого в формировании свойств личности младшего школьника, роль движений, речи, игры в его развитии. Ставится вопрос о подготовке детей к систематическому учению в школе (Аристотель, Квинтилиан).

Практика и теория воспитания младших школьников в период античной культуры нашли свое отражение в художественных произведениях, в философских и социально- политических трудах. Наиболее систематизировано, они представлены в сочинениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля, римского оратора и педагога Квинтилиана.

История развития арттерапевтической педагогики прослеживается с древних времен. Зарождение, становление и развитие учения о проблемах воспитания и обучения детей с нарушениями развития известно со времен античной культуры. " В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. Не более гуманным было отношение общества к людям, страдающим психическими расстройствами в средневековой Европе. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции, будучи отнесены к "одержимым нечистой силой или злым духом". Первые попытки гуманного отношения к душевнобольным, а также научного подхода к этим заболеваниям были предприняты французским врачом- психиатром Филиппом Пинелем (1745-1826)". (136,5)

В области педагогики использование искусства, музыкального или изобразительного, для арттерапевтических целей, в частности, возможности использования искусства как средства саморазвития личности и самопознания личности имеет свою историю, и представляют для нас интерес, так как в данном диссертационном исследовании предпринимается попытка использования искусства как средства самопознания, саморазвития, самокоррекции и самореализации. Интересно проследить пути развития педагогической мысли с этой точки зрения.

Отечественные исследования формирования арттерапевтической культуры младших школьников средствами музыкального и изобразительного искусства

Воспитание и обучение древних славян (восточнославянских племен) издревле проживавших на территории современной России, прошло, как и у всех народов, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы. Воспитание детей восточных славян осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общества, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и пр. При этом, прежде всего, усваивались обряды, обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков. Обучение ремеслам и искусствам, например, изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему пиктографическому (от латинского - рисованный красками и греческого - пишу) письму. Картинные знаки пиктографического письма передавали целостные сообщения, не расчлененные на отдельные слова, вследствие чего при его характеристике исследователи возникновения древней письменности используют термин "картинно-синтетическое письмо" или "фразеография".

Совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны старших обучающе-направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, в совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследствованных от своих предков. Необходимость заботы о физическом развитии детей и передачи им опыта хозяйственной деятельности была очевидной потребностью в борьбе за существование. Не случайно в этом направлении наметилась тенденция педагогического прогресса - накопление бытовых средств обучающе-воспитательной направленности. Некоторые из них включались в ритуальные обряды, в систему атрибутов магических действий. "Характерным в этом направлении было использование игрушек-талисманов, фигурок животных и людей, изготовленных из различных материалов, обнаруженных, например, при захоронении подростков эпохи верхнего палеолита на Дону, у с. Костенки. Подобные находки встречались в археологических раскопках и в других странах мира. Можно предположить, что с помощью таких игрушек-талисманов дети знакомились с основными приемами совместной охоты, что являлось своего рода средством наглядного обучения реальным охотничьим действиям" (67,11)

Динамика социального развития приводила постепенно и к известной упорядоченности воспитания. Именно с этим связана имевшая место, в то время, как установили исследователи-этнографы, попытка осмыслить процесс воспитания в ходе развития магического образа мысли", обусловленного обрядовыми действиями тотемизма. В этом процессе складывались приемы передачи традиций и практического опыта: подражание повадкам животного тотема, который наделялся человеческими качествами, примеры поведения по образу и подобию предка-героя, ритуальная имитация, инсценировки предстоящей охоты, рыбной ловли с распределением ролей и т.д.

Можно сделать вывод о том, что древние славяне использовали в процессе воспитания детей приемы, явившиеся своего рода предшественниками современных интерактивных, деловых игр и психолого-педагогических тренингов по развитию определенных психологических качеств, подготавливающих воспитанников к дальнейшей жизни. В данном случае речь идет о развитии ловкости, смелости, находчивости, необходимых для охоты и о формировании коммуникативных навыков. Интересно, что для развития ребенка применялись, выражаясь современной педагогической терминологией, игры драматизации, игры инсценировки, а так же музыка и ритуальные танцы, предметы древнего декоративно-прикладного искусства (игрушки-талисманы).

Психолого-педагогическое обоснование технологии формирования арттерапевтической культуры младших школьников

Для формирования арттерапевтической культуры младших школьников необходимо создание системы педагогических условий, что в свою очередь и обуславливает значимость разработки новой педагогической технологии психолого-педагогического моделирования образовательной среды и арттерапевтического процесса в современной школе как эффективной педагогической технологии, обеспечивающей формирование арттерапевтической культуры младших школьников. В настоящее время понятие "педагогическая технология" рассматривается комплексно и складывается из совокупности научных подходов, которые при всем разнообразии мнений находят общие черты, на которых в дальнейшем и выстраивается понятие педагогической технологии. Так, академик Б.Т. Лихачев считает, что "педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств..." (93, с.147). В "Энциклопедии педагогических технологий" А.К. Колеченко (80, с. 150) дается следующее определение: "Под педагогической технологией мы будем понимать набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными задачами". В учебном пособии для высших учебных заведений "Педагогика: наука и искусство", в разделе Теория и технология педагогического процесса" автора Т.А. Стефановской говорится: "Организация педагогического процесса - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса. К основным компонентам педагогического процесса мы относим педагогический мониторинг, проектировочную, собственно организаторскую, гностическую деятельность" (164,с.258). В.И. Андреев в учебнике "Педагогика" рассматривает: "Педагогическую инноватику как педагогический мониторинг и педагогическую прогностику" (9,431). П.И. Пидкасистый рассматривает "технологию обучения, которая состоит в изучении всех элементов обучающей системы и в проектировании процесса обучения... специфические черты технологии обучения: диагностично поставленные цели, ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, постоянная обратная связь (текущая и итоговая оценка результатов), воспроизводимость всего обучающего цикла". (137, с.181-182)

В рамках нашего диссертационного исследования под педагогической технологией мы будем понимать набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений и навыков и отношений в соответствии с поставленными задачами" (А.К. Колеченко). Соответственно, нами будет подразумеваться такая педагогическая технология, которая использует набор операций по конструированию, формированию и контролю арттерапевтических знаний, умений, навыков и отношений арттерапевтической культуры, то есть педагогическая технология психолого- педагогического моделирования образовательной среды и арттерапевтического процесса, которая включает набор операций по психолого-педагогической диагностике (контролю арттерапевтических знаний, умений, навыков, выстраиванию отношений - интерактивный аспект, эмоционально-психологических состояний учащихся, художественных задатков и способностей), психолого-педагогическому проектированию (конструированию арттерапевтических знаний, умений, навыков и отношений, выстраиванию целей по развитию процессов самопознания, саморазвития и самотерапии средствами искусства), собственно психолого-педагогическому моделированию арттерапевтического процесса (формированию арттерапевтической культуры с учетом и на основе результатов психолого-педагогической диагностики и проектирования, с использованием системы коррекционно-развивающих мероприятий), анализа результатов арттерапевтического процесса, который позволит сделать выводы и (или) констатировать позитивные результаты либо наметить перспективную систему коррекционно-развивающих мероприятий.

Похожие диссертации на Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе