Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Назарова Лилия Рашидовна

Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий
<
Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Назарова Лилия Рашидовна. Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 162 c. РГБ ОД, 61:03-13/761-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 10

1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению творчества 10

1.2 Возрастные особенности подростков в творческой деятельности 29

1.3 Педагогические условия развития творческой активности учащихся 47

1.4 Методика обучения изобразительному искусству и творческая активность учащихся 60

Выводы по главе 77

Глава 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МОДУЛЬНОГО КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 80

2.1 Структура и содержание модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе 80

2.2 Критерии развития творческой активности учащихся 91

2.3 Ход, содержание и итоги опытно-экспериментальной работы 99

Выводы по главе 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

БИБЛИОГРАФИЯ 124

ПРИЛОЖЕНИЯ 135

Введение к работе

Актуальность исследования. Принципиальные изменения,

происходящие в обществе в настоящее время, переместили акценты в содержании школьного образования. Прежде всего, провозглашены приоритеты общечеловеческих ценностей. Изменились требования к человеку в системе новых экономических и социальных отношений, связанные с переориентацией на удовлетворение нестандартных потребностей, отходом от «конвейерного производства» и повышением роли производства интеллекту-альноёмких «продуктов». Изменились требования к подготовке специалистов. В создании современной эстетической среды значительную роль стали играть новые информационные технологии, в том числе компьютерные. Использование гибких организационных структур, повышение требований к эстетике и качеству выпускаемых изделий привели к устойчивому спросу на творческую личность, способную генерировать новые идеи, быстро осваивать новые технологии, обладающую визуальной культурой, художественным вкусом, способную оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы. Очевидно, что воспитание таких специалистов должно начинаться уже на этапе общего образования.

Сложившаяся система общего образования включает начальное художественное образование. Традиционно это делается в рамках изучения образовательной области «Искусство» на уроках изучения мировой художественной культуры и художественного труда. Помимо курса МХК, учащиеся школ в рамках программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.» изучают такие предметы, как основы рисунка, живописи и композиции, обязательные для художественного образования. Существующий курс МХК (мировой художественной культуры) не вполне соответствует сегодняшним реалиям. Курс «Мировая художественная культура 6-11 кл.» ориентирован на воспитание у учащегося умения грамотно воспринимать произведения искусства (навыки эстетико-искусствоведческие). Традиционное школьное художественное образование не ставит задачу развития умения всю совокупность идей, приёмов, методов художественной деятельности по анализу и синтезу от осознания проблемы доводить до реализации идеи в проекте и реальном изделии.

Широкое распространение компьютерной техники и совершенствование программного обеспечения привели к тому, что труд дизайнера без использования компьютера в настоящее время немыслим. С другой стороны, графические возможности современных компьютеров и простота интерфейса программ привели к широкому использованию компьютерной графики в среднем образовании. При этом обучение использованию компьютерной графики происходит большей частью на уроках информатики и заключается в освоении программных средств. Однако такое обучение, осуществляемое без учёта творческой составляющей изобразительной деятельности детей, приводит к использованию учащимися шаблонных графических приёмов, создаёт определенный стереотип в рисунках, отрицательно действует на развитие творческих возможностей.

Специфика изобразительной деятельности с использованием компьютера даёт возможность школьникам создавать всё новые и новые вариации формы и цвета объекта за счёт внесения элементов творческого порядка, что способствует развитию всей совокупности компонентов творческого потенциала личности учащихся.

Противоречие: между необходимостью развития творческого потенциала личности учащихся в изобразительной деятельности и недостаточным теоретическим осмыслением практики школьного художественного образования с использованием новых информационных технологий.

Проблема исследования: каким образом обеспечить развитие творческой активности учащихся в процессе преподавания модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики с использованием информационных технологий.

Проблема определила цель исследования: разработать педагогические основы развития творческой активности учащихся в процессе изучения модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики.

Всё вышеперечисленное определило тему исследования: развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

Объект исследования: развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства и компьютерной графики.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности учащихся основной школы в изобразительной деятельности с использованием новых информационных технологий будет эффективным, если:

— будет проведён анализ отечественного и зарубежного опыта руководства

изобразительной деятельностью школьников с использованием компьютера;

— будет определена система критериев оценки развития творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием новых информационных технологий;

— будут выделены среди прочих те педагогические цели, которые непосредственно влияют на развитие творческой активности учащихся и на их основе разработан модульный курс изобразительного искусства и компьютерной графики;

— будут определены педагогические условия эффективности развития творческой активности учащихся при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе;

— будут определены эффективные методы и формы развития творческой активности учащихся в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий (коллективные и индивидуальные формы организации проектной деятельности учащихся).

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогических исследований выявить подходы к развитию творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

2. Определить систему критериев оценки развития творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

3. Выделить среди общих педагогических целей, лежащих в основе учебно-воспитательного процесса те, которые непосредственно влияют на развитие творческой активности учащихся и на их основе разработать модульный курс изобразительного искусства И компьютерной графики.

4. Определить педагогические условия, повышающие эффективность развития творческой активности учащихся при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе.

5. Определить эффективность методов и форм развития творческой активности учащихся в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Р.Арнхейм, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, М.Г. Ярошевский и др.), по теории художественного образования и воспитания (B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев), концепции использования информационных технологий в образовании (А.А. Кузнецов, Ю.А. Первин, Е.С. Полат).

Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных учёных в области применения компьютерных технологий в школьном образовании (М.Ю. Бухаркина, Ю.М. Горвиц, Н.А. Лепская, В.Р. Лещинер, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Б.Хантер и др.). Исследование продолжает серию диссертационных работ, посвященных развитию творческих способностей учащихся в процессе преподавания изобразительного искусства и художественного труда в средней школе (Н.А. Лепская, О.И. Нагель).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования и обобщение научных идей и взглядов; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов художественной деятельности учащихся); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается согласованностью методологических позиций, единством теоретической и практической деятельности, опорой на новейшие достижения в области художественной педагогики и компьютеризации образования, разносторонними методами исследования, многолетней практикой автора в области художественной педагогики, воспроизводимостью предлагаемых приёмов и методов обучения.

Исследование проводилось в несколько этапов с 1994 по 2001 г.г. на базе кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО, средней общеобразовательной школы с углублённым изучением области знаний «Технология» № 1299 и Детской Школы Искусств № 12 «СТАРТ» г. Москвы.

Первый этап (1994-1996 гг.): изучение психолого-педагогической литературы по вопросам детского творчества, наблюдение за изобразительной деятельностью учащихся среднего школьного возраста с целью изучения творческой активности, анализ и обобщение материалов на методическом уровне.

На втором этапе (1996-1999 гг.) была выдвинута гипотеза, проверка

которой осуществлялась в процессе констатирующего и формирующего педагогических экспериментов, которые сопровождались последующим анализом, систематизацией и обобщением полученных данных. В результате опытно-экспериментальной работы были выявлены условия наиболее эффективного развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста в изобразительной деятельности и разработаны критерии оценки развития творческой активности в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

На третьем этапе (1999-2001 гг.) проводилась обработка информации, полученной в процессе эксперимента, оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. На основе анализа психолого-педагогических исследований определена система критериев оценки развития творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий (способность генерировать новые идеи; способность осваивать новые информационные технологии; обладание визуальной культурой и художественным вкусом; умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы).

2. Выделены среди общих педагогических целей, лежащих в основе учебно-воспитательного процесса те, которые непосредственно влияют на развитие творческой активности учащихся и на их основе разработан модульный курс изобразительного искусства и компьютерной графики (такие, как овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков; развитие художественного восприятия и обучение практической изобразительной деятельности в компьютерном классе; развитие образного мышления учащегося и ознакомление его с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики на современном оборудовании в компьютерном классе).

3. Обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность развития творческой активности учащихся при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики (такие, как ориентация модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики на вариативность выбора техник исполнения; стимулирование инновационной деятельности; использование современных дизайнерских технологий; достаточный уровень материальной базы).

4. Определена эффективность методов и форм развития творческой активности учащихся в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе (коллективные и индивидуальные формы организации проектной деятельности учащихся).

Практическая значимость исследования: разработан и апробирован модульный курс «Основы изобразительного искусства и компьютерной графики», используемый в практической работе средней общеобразовательной школы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Применение компьютера как средства гуманитарного образования — возможный и необходимый компонент интеграции научных и художественных дисциплин, способствующий развитию творческой активности учащихся.

2. Критериями оценки развития творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий являются:

— способность генерировать новые идеи;

— способность осваивать новые информационные технологии;

— обладание визуальной культурой и художественным вкусом;

— умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы.

3. В основе разработанного модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики лежат те педагогические цели, которые непосредственно влияют на развитие творческой активности учащихся (такие, как овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков; развитие художественного восприятия и обучение практической изобразительной деятельности в компьютерном классе; развитие образного мышления учащегося и ознакомление его с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики на современном оборудовании в компьютерном классе).

4. Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием компьютера детерменировано рядом педагогических условий (таких, как ориентация модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики на вариативность выбора техник исполнения; стимулирование инновационной деятельности;

использование современных дизайнерских технологий; достаточный уровень материальной базы).

5. Развитие творческой активности учащихся зависит от методов и форм преподавания основ изобразительного искусства и компьютерной графики в общеобразовательной школе (проектный метод обучения, коллективные и индивидуальные формы проектной деятельности).

Апробация основных положений диссертационного исследования проводилась на занятиях изобразительным искусством и компьютерной графикой учащихся ДШИ № 12 «СТАРТ» и школы с углублённым изучением области знаний «Технология» № 1299 г. Москвы. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО. Материалы исследования докладывались на конференциях: XI конференции «Информационные технологии в образовании» (ноябрь 2001 г.), IV Всероссийской научной internet-конференции «Компьютерные технологии и моделирование в естественных науках и гуманитарной сфере» (май 2002 г.), августовском педагогическом совете учителей технологии (Москва, 2001 г.), на семинарах учителей информатики и технологии школ Москвы и Московской области. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Психолого-педагогические подходы к изучению творчества

Развитие творческой активности — это педагогическая деятельность по развитию личности учащихся. Естественно, что формирование эффективных способов такой деятельности невозможно без тщательного анализа различных подходов к изучению творческой деятельности личности. В первую очередь нас интересуют такие понятия, как «творчество» и «креативность» (способность к творчеству).

Психологии творчества посвящены тысячи страниц научных монографий и популярных работ, поэтому, не претендуя на исчерпывающую характеристику существующих в настоящее время взглядов на сущность творчества, его результативных и процессуальных аспектов, а также опыта построения развивающих творческую активность программ, мы остановимся на некоторых моментах, которые дадут возможность составить систематизированные представления об основных понятиях, отражающих различные грани феномена творчества, творческого процесса и продукта, а также очертить контуры разработанной нами авторской программы.

Прежде всего отметим, что в большинстве определений творчества, независимо от того, носят они обобщённый или частный характер, отчётливо проявляется ориентация на процессуальную или продуктивную стороны творчества. Так, С. А. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т. д.» [122, С.482]. Подобную точку зрения формулируют A.M. Матюшкин и К.К. Урбан, определяющие творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ (boundary breaking) [83,162]. По мнению М. Г. Ярошевского, «...творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» [148, С.20].

Приведённые определения, иллюстрирующие попытки определить творчество по его продукту, содержат некоторое ограничение. Бесспорно, и очевидно, что сущность творчества проявляет себя в творческих продуктах: идеях, поведении, материальных объектах. В то же время описания результатов творчества, продвигая нас к познанию его сущности, не дают полного представления об этом феномене. С нашей точки зрения, более продуктивны определения творчества, акцентирующие внимание на его процессуальном аспекте. Отдавая отчёт в субъективности производимого нами выбора, отметим, что наиболее глубокое на наш взгляд определение творчества принадлежит В.М. Бехтереву. В книге «Общие основы рефлексологии человека» он определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта [12, С. 12]. Также и К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой — обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни [118, С.411].

AckoffL. и Vergara Е. [151] выделяют две группы подходов к определению сущности творчества:

подходы, ориентированные на поиск источников;

подходы, ориентированные на процесс.

В первую группу могут быть включены, по крайней мере, три подхода:

1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс по сути своей экстернализацш продуктов воображения посредством взаимодействия.

2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс является реализацией естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.

3. Психометристы, такие как Дж. Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.

В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию ассоцианистов, которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдалённые ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальт-психология исходит из того, что творческое мышление — это и не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определённое реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека-субъекта. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания; источник активности, направленной на объект.

Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления [154, С.281—287] или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения [117]. Смит и Карлссон рассматривают креативность с психоаналитической точки зрения, определяя её как способность принимать материал из подсознания в сознание [152, С.130].

Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность его неотъемлемым атрибутом, мы согласны с определением Н.Ю. Хрящевой и СИ. Макшанова, что «Креативность — способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта» [113, С.175].

Педагогические условия развития творческой активности учащихся

В последние годы в развитии различных направлений и отраслей психологической и педагогической наук, несмотря на специфику решаемых ими задач, всё более отчетливо проявляется одна существенная тенденция. Она состоит в стремлении исследовать субъекта - человека (ребёнка, подростка, взрослого) в его истинных субъектных качествах, изучить возможности, процессы и условия саморазвития и самораскрытия человека на разных уровнях его субъектного бытия, показать активную творческую роль человека в реализации отношений с разными сферами действительности, а также в построении своей жизнедеятельности.

В общей форме проблема человека как субъекта своей деятельности и поступков, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, отчётливо заявлена в отечественной психологической литературе теоретико-методологического уровня (Богоявленская Д.Б., Леонтьев А.А., Леонтьев В.Г., Матюшкин A.M., Неменский Б.М, Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Сухомлинский В.А., Теплов Б.М., Ярошевский М.Г, Ушинский К.Д.) [16,69,70,83,92,110,122,126,129,133,149].

Мы согласны с Конопкиным О.А. в том, что «...наблюдаемое в настоящее время всё более отчётливое и частое проявление в психологических работах «субъектного подхода» к решаемым задачам отнюдь не случайно. При всех сложностях своего развития эта тенденция формировалась в отечественной психологии при решении более общих и относительно частных проблем, в более или менее открытом и самостоятельном виде или при реализации частных аспектов исследований, в контексте разных научных направлений и не совпадающих научных парадигм» [59, С.5].

Логика научных фактов и их концептуального осмысления и обобщения закономерно выдвигала и выдвигает проблему субъектного становления и бытия человека в число наиболее глобальных и актуальных для психологической науки в целом. И, конечно же, проблема субъектных качеств человека и закономерностей их развития является отчётливо актуальной для педагогической науки и для различных видов практической педагогики.

Немалую роль в осознании важности названной проблемы сыграло и достаточно быстрое, во многом качественное изменение требований к человеку как члену общества, произошедшее в нашей социальной действительности. Последнее, в свою очередь, поставило перед всей системой образования задачи максимального раскрытия в человеке его активных деятельностных начал, его индивидуально своеобразного творческого потенциала, т.е. раскрытия и развития именно субъектных личностных качеств человека.

Сегодня можно говорить о том, что обсуждаемая тенденция перешла на новый уровень своего развития. В теоретических и эмпирических исследованиях вопросы субъектного развития и бытия человека всё чаще решаются в качестве специальных, исходно выделенных задач. Субъектные возможности и способности человека всё более учитываются и используются как основания при построении исследований, при интерпретации эмпирических данных, при планировании и осуществлении разного рода педагогических контактов и т.п. В качестве показательных иллюстраций к сказанному можно привести весьма значительные работы Богоявленской Д.Б. (см. выше), Орлова В.И. [95], Волоховой Е.С. [27], Лепской Н.А. [72] и других исследователей.

«Субъектный подход», не препятствуя дифференциации и специализации исследовательских задач и направлений в психологии, вместе с тем является фактором реализации методологических, концептуально-теоретических связей, даёт дополнительные существенное основание для развития и связи педагогики и психологии.

Субъектное бытие человека многоаспектно, оно обеспечивается темой всей человеческой психики и реализуется в разнообразных формах. Одним из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека является его произвольная осознанная активность, обеспечивающая достижение принимаемых человеком целей. В понятии субъект акцентируется в первую очередь, активное, деятельностное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные с действительностью связи. Не случайно при содержательном анализе субъектных характеристик человека, тем более в контексте какой-то конкретной проблемы, речь идет о человеке как о субъекте деятельности, социального поведения, общения, поступка, саморазвития, т.е. как о субъекте той или иной осознаваемой целенаправленной активности, которая имеет для него определённый смысл и относительно которой человек выступает как её инициатор, творец, хозяин. Проведённый анализ и определение сущности понятия «субъектный подход» (см. выше) позволяет перейти к осмыслению и педагогическому анализу специфики включения новых информационных технологий в учебно-творческую деятельность на основе художественного творчества.

Философы и психологи выделяют следующие виды деятельности: преобразовательную, познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, художественную. В рамках этих основных видов различают: материальную и духовную, производительную и потребительскую, репродуктивную и творческую деятельности [20,29,39,69,122].

Учитывая разнообразие, сложность и специфичность человеческой деятельности, в дидактике выделяют общие для всех видов деятельности элементы, подлежащие усвоению, независимо от характера конкретного дела человека:

знания (о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности);

опыт осуществления известных способов деятельности, воплощаемый в умениях и навыках;

опыт творческой деятельности;

опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности [73].

Каждый элемент выполняет свою функцию по формированию личности.

Взаимосвязь элементов выражается ив том, что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других элементов {там же). Этот вывод является важным для нашего исследования в аспекте взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности.

Структура и содержание модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе

В первой главе нашего исследования мы сделали попытку раскрыть сущность и содержание в психолого-педагогических исследованиях таких понятий как «творчество», «интеллект», «креативность», «воображение», «одарённость», «творческие способности», «надситуативная активность», их взаимоотношения и методы диагностики. Также в первой главе проводится анализ понятия «творческая активность» и определяется его специфика применительно к данному исследованию; выявляются признаки творческой активности учащихся, и даётся их характеристика.

В первой главе подробно раскрывается сущность и содержание понятия «творчество» как деятельность, как психический процесс, как вид деятельности. Проведённый анализ показал отсутствие единства во взглядах на определение сущностной характеристики и на выделение основных признаков перечисленных выше категорий, но, тем не менее, позволил выявить общие признаки в различных подходах.

После проведённого анализа теоретико-педагогических концепций художественной педагогики перейдём к изучению концепции учебной деятельности, на которой построена программа модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе.

Требуется, прежде всего, определить основания предмета, в которые, согласно концепции учебной деятельности, должны быть положены исходные отношения, порождающие влияние компьютерных технологий на развитие творческой активности в изобразительной деятельности учащихся общеобразовательной школы.

Учебный процесс в массовой школе мало изменился со времён Гербарта, предложившего классно-урочную систему и определённую схему ведения урока. С тех пор кардинальным образом изменилось содержание обучения, появилось огромное количество новых средств обучения. Всё это так и вместе с тем современное образование придерживается парадигмы обучения, принятой в XIX веке — учитель-учебник (как система средств обучения) — ученик. Эта система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса пока не реализуются на практике в должной мере. Между тем общество информационных технологий или как его называют «постиндустриальное общество» в отличие от индустриального общества конца XIX -середины XX века в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Таким образом, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем для того, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней достойное место; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; быть способными генерировать новые идеи, уметь творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать и анализировать необходимые для решения проблемы факты, вьщвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и сопоставления с вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); уметь самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровня; быть коммуникабельными и контактными, уметь работать сообща в различных областях, различных ситуациях и в различных социальных ролях. Таким образом, нужна новая парадигма образования: ученик — предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) — учитель [44]. Какие же условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и чёткого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определённые коммуникативные умения, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в своей школе, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий