Содержание к диссертации
Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУГГУНГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ.. ... 15
Этнокультурная среда как ценнсотно-нормативное пространство, 15-37
Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе в этнокультурной среде . 36-55
Содержание и структура готовности личности к социальной роите в этнокультурной
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ...90-172
1. Состояние готсзнооти и подготовки будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде.
3. Организация процесса формирования готовности к социальной работе в этнокультурной среде у студентов вуза...116-14
3. Анализ опытно-зксперимектальной работы по подготовке студентов к социальной работе в этнокультурной среде..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 173-179
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 180-195
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Этнокультурная среда как ценнсотно-нормативное пространство,
- Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе в этнокультурной среде
- Состояние готсзнооти и подготовки будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде.
Введение к работе
Актуальность и постановка проблеми исследования. Ситуация развития Российского общества конца XX века характеризуется кардинальными социально-экономическими и геополитическими переменами, нашедшими свое отражение в политической, экономической, национальной и культурной сферах жизни общества.
Ухудшение социально-экономического положения больших масс населения, интенсификация миграционных процессов, обусловленная эт-нополитическсй напряженностью во многих регионах страны, изменение годами устоявшегося жизненного уклада людей приводят к ломке ценностно-нормативных координат их поведения, дискомфорту во внутреннем мире.
В этих условиях необычайно актуализируется деятельность социальных служб. Социальная помощь населению, являясь мощным средством стабилизации общественной жизни в целом,, становится сегодня и реальным механизмом поддержки отдельного человека и социальной группы.
В настоящее время в вузах России осуществляется подготовка специалистов по социальной работе, деятельность которых задана запросами общества. Ориентиром для осуществления такой подготовки в регионах является государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 0ES100 - социальная работа. Однако ряд исследователей (Л.Б.Еадя, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, М.В.Фирсов) подчеркивают необходимость внимания к проблеме региональной системы подготовки специалистов по социальной работе. Это обусловлено разнохарактерностью "времени-пространства" не только разных обществ, но и разных регионов одного государства, требующей дифференциации различных; картин социума, учета их интеграции, взаимовлияния, противоречивого наложения.
Многонациональнооть региона, каким является Северный Кавкав и, в частности. Ставропольский край, обусловливает специфику дея- * тельности специалиста по социальной работе. Особенности ценностно-нормативного уровня народной культуры региона диктуют необходимость наполнения содержания профессиональной подготовки специальными знаниями, способствующими профессионально-этическому развитию личности специалиста по социальной работе, формированию его готовности к деятельности, основанной на этических кормах ьвакмо-" отношений в конкретной этнокультурной среде.
Феномен "этнокультурная среда" анализируется в трудах социологов, философов, культурологов, этнологов. Логика нашего иооле-
I дования предполагает изучение данного феномена в контексте культуры о выделением пространственной, временной и ценностно-нормативной характеристик.
Культура как категория философии, е своем общеметодологическом значении исследована как в работах отечественных (С.Ф.Аниси-мов, С.А.Арутюнов, B.C.Библер, Ю.В.Бромлей, А.Г.Здравомыслов, Л.М.Челидзе и др.), так и западных ученых (М.Вебер, Ф.Знаменский, У, Тома:-, Э.Фром и др.). Нормативный уровень культуры как ценностного образования рассматривали М.Вебер, Ф.Знаменский, У.Томас, В.П.Тугаринов, Н.З.ЧавчзЕЗДзе, Н.З.Соколов, и др. Фундаментальные предпосылки для исследования взаимодействия культуры, личности и общества е русле системного подхода созданы е работах Ю.В.Бром-лея , В.Ф.ВаЕшшна, Л.М.Дробижевой. 3,С.Маркарянз, Н.Н.Чебокоаро-ва. Авторами рассмотрены отдельные аспекты этнокультурной среды в рамках изучения этноса п производных от него систем.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что в настоящее время не определено понятие этнокультурной среды, недостаточно изучены такие ее аспекты как ценностный, нормативный, пространственный; отсутствует четкость в Еыделении соотношения ценностного к нормативного уроБкей этнокультуры.
Рассматривал проблему деятельности специалиста по социальной работе в этнокультурной среде, следует отметить, что успешность ее решения связана с наличием умений создавать условия для развития личности клиента в конкретном этнокультурном пространстве, приводить в действие разлргчкые механизмы по предупреждению и пре-* одолению этносоциальных конфликтов, регулировать отношения в системе иобщество-личность-культура'', использовать знания зтнозтикэ-та конкретной культурной группы в процессе общения с ее представителями ,
В отечественной гуманитарной науке проблема деятельности разрабатывалась в философии (П.Е.Капник, Э,В.Ильенков, Э.Г.Юдин, М.С.Каган и др.) и психологии (Б.Г.Ананьев, А.И.Леонтьев, В.А.Петровский, А.В.Петровский и др.). В последние годы появились исследования, посвященные профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, социальных педагогов (С.К.Григорьев, Л.Г.ГуолякоЕа, И.В.Неретик, Л.Е.Топчий, Е.И.Холостова и др.). Психологи С.А.Ееличева, И.А.Зимняя. Б.Ю.Шапиро отмечают личност-но-ориентированный характер социальной работы как профессиональной деятельности, ее гуманистический и культурологический аспекте. Профессионально-этический и коммуникативный компоненты профессиональной деятельности социального работника и педагога раскрываются Т.Е.Демидовой, А.А.Козловым, А.Е.Топчим, Е.й.Холостовой и Др.
Между тем до настоящего времени не подвергнута специальному анализу проблема деятельности специалиста по социальной работе в многонациональном регионе, не рассмотрена специфика данной деятельности, не разработана профессиогр&чма специалиста по социальной работе б этнокультурной среде как модель его личности и деятельности,
В исследованиях С.И,Григорьева, Л.БЛопчий, М.В.Фирссва и др. ставится проблема подготовки специалистов к деятельности в регионах, отличающихся многонациональным составом и спецификой этических норм жизнедеятельности. Между тем, вне поля зрения исследователей остается вопрос о том, каковы содержания и основы такой подготовки.
Б то же Бремя анализ реального состояния проблемы показал, что б региональной практике (б частности, Ставропольском крае) имеет место недостаточная готовность специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде. Это порождает определенные противоречия между теорией и объективными потребностями практики.
Учитывая данное обстоятельство, мы отмечаем существование теоретической и практической проблемы, которая сформулирована следующим образом: каковы содержание и пути подготовки будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде? Решение этой проблемы и составило цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе,
Предмет исследования - содержание и технология профессио- нальной подготовки студентов к социальной работе в этнокультурной преде.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи; - раскрыть содержание этнокультурной среды как цекност- * но-нормзтиЕного пространства; определить функциональные особенности и специфику профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в этнокультурной среде; разработать профессииграмму специалиста по социальной работе практикующего е многонациональном регионе; * - определить и экспериментально обосновать совокупность пе- дагогических условий, необходимых для аффективного формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в этнокультурной среде; - разработать практические рекомендации по подготовке сту дентов к данной профессиональной деятельности. " Гипотеза исследования основана на предположении о том, что подготовка студентов к социальной работе в этнокультурной среде может быть оптимизирована при следующих условиях; осуществление профессиональной подготовки как системно и вариативно организованного педагогического процесса, обеспечивающего профессиональное-этическое развитие и саморазвитие личности будущего специалиста; наполнение содержания подготовки специальными профессиональными знаниями, являющимися основой профессиональной компетентности специалиста, практикующего в конкретном многонациональном регионе; отбор содержания профессиональной подготовки на основе культурологического подхода; построение педагогических технологий профессиональной подготовки на основе личностно-деятельностного, индивидуально-творческого и диалогического подходов.
Общую методологическую основу исследования составил аксиоло- гический подход, б рамках которого человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Е процессе исследования такой подход поеволил сгруппировать различ ные теоретические концепции и объединить их вокруг исследуемой проблемы. * Теоретические основы исследования представлены фундаменталь- ными положениями общей педагогики, развиваемыми в трудах Э.Д.Днепрова, И.Ф.Исаева, И.Е.Котовой, А.Б.Мудрнка, В.А.Олаотени-на, Л.Ф.Спирина, Е.Н.Шиянова и др.; теории социальной работы и подготовки специалистов к ней (В. Г.Бочарова, Л. Г.Гуслякова, С.И.Григорьев, Н.А,Зимняя, Т.Г.Киселева. Н.Ф.Маслова, A.M.Паков, і Л.Б.Топчий, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, Б.Ю.Шапиро, Н.Е.Шмелева и др.);, результатами исследований содержания национ.зльного и регионального образования ( И.А.Арабов, Г.Н.Волков, Е.В.Еондаревская, В.Д.Шадриков, В.К.Шаповалов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы был использован комплекс методов, включающий теоретический анализ философской, социологической, ио-торкко-зтнографпческой, культурологической, психолого-педагогической литературы, а также литературы по социальной работе; наблюдение, опрос, анкетирование и моделирование; методы экспертных оценок и самооценки; формирующий эксперимент; отатистико-мятеме- O'iraHhrfdilVm h ЛгїіїШ ИОиЛкцишзимм,. уіи;_:.ае^ОВаНИЄ ОСуІДеСТБЛй-
Первый этап (1993-1995 гг.) связан о теоретическим осмыслением проблемы. На данном этапе изучалась философская, культурологическая, социологическая, психологе-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись концептуальные подходы к разработке темы, накапливался и изучался опыт профессиональной подготовки студентов к практической деятельности в этнокультурной среде, был выделен категориальный аппарат исследования.
Второй этап (1995-1996 гг.) - проведение констатирующего эксперимента; включенное наблюдение за процессом преподавания об-непрофессиональных и специальных дисциплин по социальной работе на лекционных, семинарских, лабораторных занятиях; анкетирование, интервьюирование, беседы, использование оценночно-прогностических методик о целью анализа ценностных установок студентов.
Третий этап (1936-1998 гг.) - проведение преобразующего эксперимента; обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; апробация и внедрение результатов опытно-экспериментальной работы; оформление диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал Ставропольский государственный технический университет. В экспериментальном исследовании приняли участие 90 будущих специалистов по социальной работе, обучающихся на гуманитарном факультете.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Деятельность специалиста по социальной работе в этнокультурной среде представляет собой профессиональную активность, направленную на формирование ситуации развития личности клиента как оубьекта этноса, поддержание его жизнедеятельности, индивидуальной и социальной субъектности, мобилизацию самозащитных усилий с учетом конкретных условий среды обитания (этнокультурной среды). Данную деятельность характеризует яркая выраженность ее зткчеоко-го аспекта, поскольку ее мотивационную основу составляет принятие * этических корм, базирующихся на гуманистической зтике взаимодействия .
2. Профеосиограмма специалиста по социальной работе, практи кующего в этнокультурной среде включает: профессионально-этичес кую направленность личности как совокупность устойчивых мотиеов профессиональной деятельности, основанных на гуманистической ори- ^ ентации личности и характеризующихся принятием ценностей социаль ной работы в этнокультурной среде; систему профессиональных зна ний о развитии личности в этнокультурной среде; умения организа ции жизнедеятельности клиента в конкретном многонациональном ре гионе; нравственные качества личности специалиста, необходимые для осуществления данной деятельности, * 3. Готовность к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в этнокультурной среде - зто интегративное личностное и социально - психологическое образование, представляющее собой единство ценностного отношения к социальной работе в этнокультурной среде и специальных знаний, умении и навыков в (Области общей этики социальной работы, этики социальной работы в многока- + циональном регионе, этнопедагогики и этнопсихологии, истории социальной работы в России, конфликтологии, технологии социальной работы. Динамическая структура взаимосвязанных профессионально-личностных составляющих данного образования может быть представлена такими компонентами, как мотивационно-ценностный, интел- лектуально-познавательный, операциональный.
4. Эффективность формирования профессиональной готовности к деятельности специалиста по социальной работе е этнокультурной среде детерминирована реализацией в образовательном процессе вуза условий, среди которых определяющее значение имеют: моделирование и реализация этой подготовки как системно и вариативно организованного педагогического процесса, обеспечивающего профессионально-этическое развитие и саморазвитие Будущих специалистов: наполнение содержания данной подготовки профессиональными знаниями. являющимися основой профессиональной компетентности специалиста практикующего в конкретном многонациональном регионе; отбор со-' держания профессионального образования на основе культурологического подхода; реализация диалогического, индивидуально-творческого и личноотно-деятельноотного подходов в педагогических техноло- 1 гиях профессиональной подготовки.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в постановке проблемы исследования, в определении функ- циональных обязанностей и специфики профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в этнокультурной среде, в разработке профессии?раммк специалиста по социальной работе в многонациональном регионе, в обосновании структуры и содержания готовности студентов к данной профессиональной деятельности к выявлении педагогических условий ее формирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и технологии подготовки специалистов по социальной работе к практической деятельности в этнокультурной среде, е разработке и апробации учебных курсов "История социальной работы в России", "Этика социальной работы", а также спецкурса "Этика со- циальной работы в многонациональном регионе''.
Достоверность результатов исследования достигнута методологической обоснованностью его исходных позиций, использованием комплексной методики, которую составили апробированные взаимодополняемые методы исследования, адекватные его предмету, задачам и логике, сочетанием количественного и качественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социализации и развития личности Ставропольского государственного университета (1993-1396 гг.), кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного технического университета (1996-1998 гг.); на краевой научно-практической конференции "Развитие, социализация и воспитание личности" (г. Ставрополь, 1993 г.); ка научных семинарах аспирантов кафедры педагогики и психологии высшей школы СтГТУ (1995-1998 гг.) и ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава университета (1994-1998 гг.). Результаты исследования нашли отражение в соответствующих публикациях автора, в научно-методических рекомендациях, которые внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного технического университета.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения, В диссертации имеется 1 схема, IS таблиц. В приложения включены отдельные исследовательские и научно-методические материалы .
Этнокультурная среда как ценнсотно-нормативное пространство,
Теоретический анализ проблемы этнокультурной среды предполагает выделить Е качестве отдельны:-: предметов исследования следующие: этническая культура как ценностно-нормативное образование и этнокультурная среда как ценностно-нормативное пространство.
Осмысление этнической культуры в ее ценностно-нормативном аспекте приводит, в свою очередь, к рассмотрению целого ряда фундаментальных категорий, среди которых основополагающими являются такие понятия, как "культура", "ценность", "норма", "этнос", "этническая культура", "ценности этнической культуры".
Многозначность понимания культуры породила многочисленные сложности, связанные научным определением этого понятия. По данным Л.Е.Кертмана (70) Е настоящее Еремя насчитывается более пятисот дефиниций культуры, что свидетельствует о неоднозначности данного феномена и об обусловленности его определения тем или иным подходом. Целям нашего исследования релевантен социально-ценностный подход к пониманию культуры, разработанный в трудах Н.Э. Чавчав ад з е, Л. М. Чел ид з е, С. Ф. Ан исимов а, ТЛ. Т. Фролов а и др. В русле этого подхода культура понимается как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сфера:»; бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная н преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
Социально-ценностный подход к анализу феномена культуры предполагает рассмотрение культуры Б аспекте, изучение регуляции поведения человека, социальных групп, функционирование и развитие общества в целом. При этой на первый план выдвигается ценностно-нормативное содержание культуры, использование данного подхода позволяет рассмотреть культуру в трех ее основных уровнях:
Первый - эмпирический, представленный учреждениями и организациями, институтами культуры (театры, библиотеки, кино, литература, искусство, наука, религия и др.) Оки могут быть объектом специальных исследований в области социологии искусстве, религги. науки и др.
Третий, высший уровень культуры, образует область туклзмен-тальных ценностей, идей, символов, значений. Они представляют собой как бы квинтэссенцию культуры, самую ее суть, так как в нем сконцентрированы наиболее жизненно важные ценности и смысл существования общества (79).
Необходимо отметить, что все три уровня между собой взаимосвязаны. В контексте нашего исследования значимыми ЯЕЛЯЮТСЯ ценностный и нормативный уровни. Высший ценностно-смысловой уровень культуры имеет непосредственное отношение к вопросам объяснения и понимания человеческого поведения и деятельности.
Теоретический анализ культуры как ценностно-нормативного образования предполагает прежде всего исследование таких аксиологических категории как "ценность" и "норма".
В отечественных философских и социологических исследованиях проблема ценностей активно стала изучаться в конце 50 х - начале 60-х годов. Анализируя существующие Е отечественной литературе теории ценностей, И.Н,Пурина выделяет три основных группы концепций;
Первая - "функциокалиотичеокая" . В ней ценность расоматри 1 взется как реальный предмет, имеющий функциональную значимость для людей, полезный теми или иными свойствами, т.е. ценность способна удовлетворять потребности людей, их нужды. Б этой концепции ценность сближается с понятием "благо".
Вторая - "оценочная". В этой группе концепций ценность представляется как идеал, стремление, отношение. Ока сводится к познавательному, духоЕно-практическому отношению субъекта к объекту, к оценке. третья - "сигнификативная" (значимостная). В этой группе це-ность либо просто отождествляется со значимостью, либо низводится до обыденно-литературного понятия ценности, употребляемого для обозначения всех форм человеческой значимости (143).
Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе в этнокультурной среде
Изучение состояния и перспектив подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в этнокультурной среде предполагает определение уровня готовности студентов к профессиональной деятельности в конкретной этнокультурной среде и анализ факторов, влияющих на формирование такой готовности Е процессе подготовки студентов Б учебном заведении,
Готовность к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в етнокультурний среде мы определили как интег-ративкое личностное и социально - психологическое образование, в структуре которого выделены мотивационко-ценностный, интеллектуально-познавательный, операциональный компоненты. Эти компоненты, отражая готовность специалиста к конкретной практической деятельности, являются Е определенной мере и интегративкой характеристикой его личности в целом. С позиции целостного подхода данное ик-тегративное социально-психологическое образование личности является сложной структурой, которую нельзя рассматривать как набор дискретных и относительно независимых элементов.
Рассматривая готовность в таком аспекте, мы анализировали ее отдельные компоненты, выделяя их лишь Б исследовательских целях, В этой связи нами были разработаны методики, позволяющие измерить как каждый структурный компонент готовности, так и целостное ее образование.
Для изучения данного феномена был использован комплекс мето дов Б констатирующем эксперименте; специально равраоотанкая картограмма, интегрирующая все структурные компоненты ГОТОВНОСТИ; индивидуальные и коллективные беседы студентами, преподавателями, кураторами групп; наблюдение ва деятельностью студентов; ранжирование; контент анализ творческих работ; прогностическая методика составления элементов "поофессиограммы" специалиста практикующего в этнокультурной среде и др,
Состояние готсзнооти и подготовки будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде
Анализируя выделенные суждения, студенты отмечали затруднения в однозначной классификации, что позволяло сделать вывод с единстве моральной истории человечества. Такие гадания способствовали осознанию значения национального фактора в истории развития нравственности, специфики функций традиционных нравственны; систем различных культур как Е период становления этнических общностей так и в на примере национальной группы, проживающей в Ставропольскок крае, студенты самостоятельно выделяли характерные особенности е нравственной системы, что способствовало осознанию необходимоеті изучения зтнозтикета культурных групп с которыми предстоит взаимодействовать социальному работнику в практической деятельности.
В теме "Сонекультурней среда как пенноетне нормативное образование" анализировались структурные компоненты этнической куль-туры. характеризующие качественную системную определенность этноса (материальная компонента, языковая, этнопсихологическая, сопи-онормативнан компоненты ;. Особенности этнокультурной среды Ставропольского крал рассматривались черев пространственно-временны характеристики данного феномена, Опрелелялаеь необходимость изучения компонентов конкретной ятнокультуры в процессе практически: деятельности специалиста по социальной работе, особенностей профессиональной деятельности специалиста в многонациональном регио не.
При рассмотрении специфики моральных норм и принципов в ре гионалъной системе социальной работы анализировались особенное! ценностно-нормативного содержания народной культуры Ставрополь ского края, специфика ценностей и норм данного этнокультурное пространства. В основе базовых принципов формирования региональ ной модели этики социальной работы в многонациональном регионе, том числе конкретного региона, были определены такие принцип как; принцип опоры на традиции и достижения национальной культу оы, науки, образования, быта; принцип учета поликультурной к мко гонзциокальной ориентации; принцип учета ценнсстно-кормзтивног содержания культуры.