Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические предпосылки исследования подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников стр. 12
1.1 . Интеркультурное воспитание как философская и социально-педагогическая проблема стр. 12
1.2. Состояние проблемы подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников в теории и практике вузовского образования стр. 32
1.3.Характеристика сформированности готовности будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников стр. 55
Выводы по главе 1 стр. 78
Глава 2 Обогащение содержания и методов подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников стр. 81
2.1. Спецкурс в системе подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников стр. 81
2.2. Видеотренинг как метод подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников . 102
2.3.Организация опыта студентов по интеркультурному воспитанию школьников в процессе педагогической практики стр. 115
Выводы по главе 2 стр. 129
Заключение стр. 131
Литература стр. 135
Приложения стр. 149
- Интеркультурное воспитание как философская и социально-педагогическая проблема
- Состояние проблемы подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников в теории и практике вузовского образования
- Спецкурс в системе подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников
- Видеотренинг как метод подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников
Введение к работе
Характерная черта современного мира - глобализация общественной жизни, развитие интеграционных процессов, охватывающих экономику, социальные отношения, науку, культуру, образование.
В настоящее время наблюдается тенденция к установлению связей между различными регионами земного шара на основе международного разделения труда, что неминуемо ведет к развитию международной коммуникации, культурному и информационному обмену, усилению взаимодействия и взаимовлияния народов, стран, цивилизаций в самых различных сферах социальной жизни.
Современный мир переживает глубокий и многоаспектный кризис. Человечество не в состоянии разрешить многочисленные проблемы. Научно-технический прогресс, объединивший народы, способен уничтожить мир, в котором мы живем. Среди его последствий -экологический кризис, широкомасштабные военные конфликты с использованием оружия массового поражения, жестокие тоталитарные режимы власти в ряде стран, обезличивание субъектов коммуникации по сети Интернет. Мировое сообщество охвачено технофобией и опасениями, что развитие науки и техники уничтожает исторически сложившийся тип одухотворенного мыслящего человека, ведет мир к катастрофе. Опыт развития человечества убедительно показывает невозможность преодолеть кризис путем насильственного преобразования социально-экономических отношений. Для прогрессивных изменений общественных отношений необходимы глубокие изменения в сознании и поведении людей.
Все это актуализирует задачи подготовки и развития личности будущего учителя в противоречивых условиях глобализации современного мира. Ситуация усугубляется тем, что подготовка педагогических кадров нередко ведется вне широкого контекста мировой и отечественной культуры.
Согласно Закону Российской Федерации «Об Образовании», одной из задач общего образования является способствование интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру.
Достойный статус России в современном мире может обеспечить только такая система образования, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства традиций отечественной и мировой культур, которая отвечает потребностям современности.
Таким образом, назрела объективная необходимость подготовки учителя, способного не только передать учащимся хорошие знания по предмету, но и научить их уважать традиции и обычаи своего и других народов, использовать эти знания в повседневной жизни, стремясь найти взаимопонимание с представителями других культур, то есть, подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников.
Вопросы интеркультурного воспитания рассматривались в работах Г. Ауернхаймера, М. Борелли, В. Вакоунига, П. Гштетнера, Л.В. Куликовой, А.П. Лиферова, Г. Пойкерта, А. Томаса, Ю. Циммера.
Теоретическими предпосылками обоснования интеркультурного воспитания школьников явились исследования феномена культуры и философии образования Ю.Ф. Абрамова, М.М. Бахтина, В.И. Белого, B.C. Библера, Ю.Б. Борева, B.C. Заковряшиной, В.И. Кудашова, Ю. Рот, Л.А. Харисовой, Г.И. Чижаковой.
В отечественной педагогике личностно-ориентированные культурологические основания образования рассматривались в работах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Е.Е. Боровковой, Ж.Л. Витлина, Э.П. Задорожной, О.Е. Ломакиной, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, Т.С. Сухобского, М.О. Фаеновой, В.К. Шаповалова, В.Н. Шевякова, М.И. Шиловой.
В практике советской школы и педагогики был накоплен богатый опыт интернационального воспитания. Оно предусматривало классовое единение народов разных национальностей в борьбе за уничтожение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Таким образом, интернационализм рассматривался как принцип отношений между нациями и связывался в основном с областью политики.
Условия открытого мирового пространства, развитие международных экономических и культурных связей объективно диктуют необходимость трактовки интернационализма как принципа толерантности и уважительного отношения к представителям различных культур. Следовательно, необходимо разработать соответствующее содержание и методы интеркультурного воспитания.
В целом можно сказать, интеркультурное воспитание школьников привлекает внимание философов и педагогов, однако специальному исследованию процесс подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников не подвергался. Значимость решения задач интеркультурного воспитания школьников и подготовки будущего учителя к их решению, неразработанность научно-методической организации этих процессов послужили основанием выбора темы исследования: «Подготовка будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников».
Цель исследования - обосновать теоретические педагогические аспекты подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников и апробировать пути обогащения ее содержания и методов.
Объект исследования - образовательный процесс в педвузе.
Предмет исследования - обогащение содержания и методов подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников.
6 Гипотеза исследования. Подготовка будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников станет эффективной, если в образовательном процессе педагогического вуза будут предусмотрены:
интеграция знаний по дисциплинам общекультурного, психолого-педагогического блоков и предмету «иностранный язык»;
видеотренинг, позволяющий в деятельностном подходе решать задачи интеркультурного воспитания школьников и активизировать эмоционально-волевую сторону готовности;
актуализация опыта студентов в сфере интеркультурного воспитания школьников на педагогической практике.
Для реализации цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «интеркультурное воспитание» и определить степень разработанности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Разработать критерии и показатели готовности будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников и определить уровни ее сформированности.
Обогатить содержание и методы подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников, разработав и апробировав: педагогический интегрированный спецкурс, сориентированный на когнитивную подготовку; видеотренинг, направленный на формирование эмоционально-волевой готовности; организовав опыт педагогической деятельности студентов по интеркультурному воспитанию школьников.
Теоретико-методологической основой исследования явились: философские и психолого-педагогические концепции, раскрывающие общенаучные категории «культура», «культурологический подход», «культурный синтез»; наследие классической и достижения современной
философской мысли, лежащей в основе глобального объединения людей и интеграции России в мировую цивилизацию; достижения социологии, антропологии и культурологии; идея гуманизации современного образования; концепция личностно-ориентированного культурологического подхода обучения и воспитания; идеи школы «диалога культур»; законодательные документы о современной школе, воспитании подрастающего поколения, о системе высшего профессионального образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического анализа философской, социологической, культурологической, педагогической, психологической, методической литературы; эмпирические методы: анализ тематических планов дисциплин, преподаваемых на факультете иностранных языков КГПУ, анкетирование студентов и преподавателей, беседа, опрос, оценка и самооценка, метод рейтинга; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в группах I, IV, V курсов факультета иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета.
В целом в исследовании приняли участие 552 человека. Из них 88 преподавателей факультета иностранных языков КГПУ, 44 студента экспериментальной и 45 студентов контрольной групп.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - 1997-1998 уч. год - изучение исследуемой проблемы на основе анализа философской, социологической, культурологической, педагогической, психологической, методической литературы и тематических планов дисциплин, преподаваемых на факультете иностранных языков КГПУ, выявление уровней интеркультурной
воспитанности и готовности студентов педагогического вуза к интеркультурному воспитанию.
Второй этап - 1998-2000 уч. год - поиск способов подготовки
будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания
школьников, разработка и проведение интегрированного педагогического
спецкурса, направленного на подготовку будущего учителя к решению
задач интеркультурного воспитания школьников, проведение
формирующего этапа педагогического исследования, рефлексия.
Третий этап - 2000-2001 уч. год - анализ и обобщение полученных результатов, оформление текста диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
раскрыта сущность и дано определение интеркультурного воспитания, его целей, задач, что открывает возможность дальнейшего исследования проблем межкультурной коммуникации;
обоснован личностно-ориентированный культурологический подход в подготовке будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания;
разработаны критерии и показатели готовности будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмоционально-волевого и операционального компонентов;
разработаны теоретические основы и в опытно-экспериментальной работе обогащены содержание и методы подготовки, способствующей повышению уровня готовности будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников.
Практическая значимость исследования: разработана программа педагогического интегрированного спецкурса; предложена система видеотренинга; предложены рекомендации по организации опыта педагогической деятельности студентов по интеркультурному воспитанию
школьников в процессе педагогической практики, что может быть использовано в педагогическом образовании при чтении спецкурсов, проведении специальных семинаров, а также в работе по повышению квалификации учительских кадров.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию и теорию интеркультурного воспитания в определении исходных положений; синтезом философских и психолого-педагогических подходов в обосновании ведущих идей; применением методов и методик, адекватных целям, задачам, гипотезе; положительными результатами опытно-экспериментальной работы в вузе, показавшей правомерность положений разработанной гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры немецкого языка и кафедры педагогики КГПУ. Диссертационный материал апробирован на конференциях: «Немецкий язык - язык бизнеса, культуры и образования» (Красноярск, 1998 г.), «Взаимодействие языков и культур на рубеже тысячелетий» (Красноярск, 1999 г.), «Управление образовательным процессом в педагогическом вузе в свете современных требований к подготовке специалистов» (Красноярск, 1999 г.), «Проблемы становления интеллигенции в образовательных системах» (Красноярск, 1999г.).
Основные положения диссертации отражены в публикациях.
На защиту выносятся следующие положения: 1. «Интеркультурное воспитание школьников» есть процесс социализации личности в духе сотрудничества, толерантности и взаимоуважения, основной целью которого является формирование личности человека, способной к адекватной и эффективной жизнедеятельности в многокультурном пространстве, обладающей развитым чувством
понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с представителями различных культур.
Критериями и показателями, характеризующими уровни готовности студентов к решению задач интеркультурного воспитания школьников, являются знания, необходимые для осуществления интеркультурного воспитания школьников; осознание значимости разнообразия культурных ценностей, понимание сущности интеркультурного воспитания, его значимости и необходимости; умения применять эти знания в практической воспитательной деятельности: оказание помощи представителям инокультур, опыт интеркультурного взаимодействия, опыт педагогической деятельности по интеркультурному воспитанию; наличие соответствующих ценностных ориентации: обладание чувством гордости за свою культуру, уважительное отношение к представителям инокультур, восприимчивость к их нуждам.
Насыщение содержания спецкурса философскими, психолого-педагогическими и методическими знаниями в области теории и практики интеркультурного воспитания обеспечивает его влияние на когнитивный компонент готовности будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников.
Видеотренинг, благодаря созданию ситуаций сравнения культур, стимулирует уважительное отношение и восприимчивость к нуждам представителей других культур; создавая эмоциональный фон, способствует диалогу культур; обеспечивает переход в субъектную позицию; готовит к работе с детьми в деятельностном режиме.
Педагогическая практика студентов способствует закреплению, углублению и обогащению знаний по теории интеркультурного воспитания и их использованию при решении конкретных педагогических задач; освоению и совершенствованию умений организовать мероприятие по интеркультурному воспитанию
11 школьников; формированию навыков самостоятельной педагогической деятельности по интеркультурному воспитанию; использованию дидактического материала урока для интеркультурного воспитания школьников.
6. Спецкурс, видеотренинг и опыт педагогической деятельности в комплексе создают благоприятные условия для формирования готовности студентов к интеркультурному воспитанию школьников, поскольку обеспечивают целостность и взаимосвязь когнитивного, эмоционально-волевого и операционального компонентов готовности.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух
глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка и
приложений.
Интеркультурное воспитание как философская и социально-педагогическая проблема
Задачами данного параграфа является рассмотрение, уточнение, конкретизация понятия «интеркультурное воспитание» и его сущности.
Впервые термин «интеркультурное воспитание» появился в 70-х годах XX века. Он пришел в Россию из зарубежной педагогики, и его содержательное ядро образует понятие «культура».
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. На сегодняшний день не существует определения культуры, которое можно было бы считать исчерпывающим. Насчитывается свыше пятисот дефиниций культуры. Культура является важным фактором творческой личности, условием обогащения её духовного мира и постижения важнейших общечеловеческих ценностей, ибо «культура это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек». (11). По определению А.Томаса, культура - «универсальная система ориентации, но типичная для каждого общества, организации и группы»(148). Она влияет на мировосприятие, мышление, ценности и поступки всех ее представителей и определяет тем самым их принадлежность к обществу. Данное определение «культуры» позволяет увидеть глобальность и в тоже время индивидуальность каждой культуры.
Как «антропологический феномен, порождение беспредельно богатой человеческой субъективности, выявление всей человеческой природы во всем многообразии ее высоких и низменных обнаружений» понимает культуру М.М. Бахтин и утверждает, что человек является творцом культуры (14).
Определению М.М. Бахтина близко определение В.Ю. Борева: «культура - это феномен человеческого духа, сформированного практически-критической деятельностью людей» (21).
По мнению Л.В. Колобовой, «культура - это развивающееся явление. В ней непрерывно наблюдается процесс приобретения ею новых качеств, присвоения необходимого, ценного. С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции общества» (56). Общечеловеческая культура отличается многообразием, поскольку представляет собой органичный сплав создаваемых всеми народами ценностей. Такой процесс происходит в ходе культурно-исторического развития каждого народа, имея различные источники. Основным достижениям на пути прогресса народ, как правило, обязан своим собственным усилиям, которые получают национально-самобытное воплощение. Каждое этническое сообщество создает свои культурные формы, которые существуют веками. Историческое единство культур не означает их тождественности, каждая культура самобытна, обладает собственным путем развития, собственными ценностями.
В характеристике культуры Л. Гетце отмечает, что культуры не гомогенны, а многогранны, они - не что-то статическое, их развитие исторически обусловлено и они подвержены изменениям, они охватывают все жизненное пространство человека и принципиально равноценны (138).
«Хороших» и «плохих» культур нет, отмечает Е.В. Бондаревская: «каждая культура права» (28).
Но наиболее полное и точное определение на наш взгляд дает Российская педагогическая энциклопедия, которого мы и придерживаемся в нашем исследовании: «культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (94). В этом определении нам представляется особо важным акцентировать внимание на человекотворческую функцию культуры и взаимообъединяющую и взаимообогащающую роль культур.
Все культуры - есть звенья единого всемирного исторического процесса. Человеческую цивилизацию следует рассматривать как «хранилище» всех культур, представляющую собой «не простую их сумму, мозаику, а целостное воплощение их интегративного единства, как сложную систему, образованную на основе взаимосвязи различных культур» (117). Культурные связи являются постоянным и существенным компонентом общения между народами. Как отмечает B.C. Заковряшина, все эти компоненты не только дополняют друг друга, но и вступают в сложное взаимодействие, где каждый обнаруживает свою самостоятельность и специфику. Культура представляется ареной, на которой происходит наиболее устойчивое взаимодействие народов, их взаимное обогащение и понимание. Весь ход развития человеческой цивилизации, несмотря на кровопролитные войны и деспотические режимы, свидетельствует о неуклонном сближении народов, их культурной и хозяйственной жизни. Научно-техническая революция привнесла невиданное ускорение в эти процессы. Мир, сохраняя всю гамму красок национального, все более становится единым и взаимозависимым. «Открытость внешним влияниям, взаимодействие - важное условие успешного развития любой культуры. Развитие самой культуры происходит благодаря множественности культур» (42).
Состояние проблемы подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников в теории и практике вузовского образования
Задачей данного параграфа является анализ философских, психолого-педагогических исследований, рассматривающих проблемы подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников.
Проблема подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников требует рассмотрения понятия «подготовка». Анализ научной литературы по проблеме свидетельствует о том, что нет общности взглядов на сущность этого понятия.
По определению Н.В. Кузьминой, подготовка - это «процесс формирования в личности студента готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в профессиональной деятельности» (61), которая по мнению Н.Т. Селезневой «формируется через развитие способностей студентов» (96).
Е.П. Белозерцев рассматривает понятие «подготовка» как часть «профессионального воспитания учителя» (15).
При наличии различных толкований понятия «подготовка» (Е.П. Белозерцев, СВ. Бобрышев, Н.В. Кузьмина, Н.Т. Селезнева, В.А. Сластенин и др.) в процессе профессиональной подготовки студентов выделяются методологический, теоретический, методический и практический аспекты. Эти аспекты имеют место и при подготовке к интеркультурному воспитанию.
Под методологической подготовкой мы понимаем процесс усвоения и использования студентом целостной системы знаний, методов и способов познания и преобразования действительности в соответствии с ее принципами.
Теоретическая подготовка предполагает усвоение студентами знаний по теории интеркультурного воспитания, особенностях интеркультурного воспитания в современных условиях, знания целей и задач интеркультурного воспитания.
Методическая подготовка обеспечивает студентов знаниями о содержании, методах, формах и средствах данного направления воспитательной работы.
Практическая подготовка - это система методологических, теоретических и методических знаний и умений, необходимых для решения задач интеркультурного воспитания школьников на практике.
В концепции и программе обновления профессионально-педагогической подготовки учителя в КГПУ выделяются аксиологический (ценностный), онтологический (содержательный), праксиологический (деятельностный) аспекты (58).
На основе проведенного анализа нами были выделены и основные компоненты подготовки: присвоение знаний (трансмиссия знаний); оценочный (оценивание, интерпретация и присвоение полученной информации); ориентационно-практический (репродуктивное использование полученной информации в искусственно создаваемых ситуациях); побудит ельно-мотивационный (творческое использование информации в реальных условиях).
Разделяя мнение Е.П. Белозерцева о том, что подготовка есть часть профессионального воспитания учителя, мы поставили в плоскость рассмотрения вопрос о роли человека в постиндустриальном обществе.
Поскольку в современных условиях человек должен не только адаптироваться к стремительным социальным переменам, но и уметь практически оценить происходящее и наметить пути дальнейших преобразований, одной из главных целей высшего образования является подготовка студента к плодотворному творческому участию в жизни общества.
В условиях глобализации современного мира, открытости мышления, стирания границ человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска наиболее эффективных путей коммуникации с другими людьми. Некоторые исследователи, в частности Т.К. Клименко, в качестве наиболее оптимальной методологической основы образования определяют синергетическое миропонимание. Это современное направление философии позволяет развить концепцию человеческой жизнедеятельности как системы синергетического уровня, «целостность которой раскрывается через множество измерений и обуславливается процессами самоорганизации, характерными для открытых систем» (55), ярким примером которых выступает культура.
Чтобы войти в современный мир со всеми его сложностями, проблемами и противоречиями, человек должен быть способен к диалогу, пониманию других культур, пониманию специфики развития современной истории.
Этим требованиям отвечает герменевтически ориентированный тип образования, в основе которого заложен тезис: понимание открывает мир человеку, а человека миру, показывая смыслы, давая их почувствовать. Понимание, по мнению М.М. Бахтина, всегда носит диалогический характер. Герменевтическое утверждение о диалогичности понимания является важным для осмысления сущности интеркулътурного воспитания и исследовано нами при организации подготовки будущего учителя к интеркультурному воспитанию школьников.
Спецкурс в системе подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников
Объективно происходящий процесс дифференциации научно-педагогического знания, практические потребности педагогического образования вызвали к жизни систему специальных курсов.
Обобщив данные теоретического анализа научной литературы и исходя из гипотезы, задач исследования, мы пришли к выводу о необходимости разработки специального педагогического интегрированного спецкурса, который готовил бы будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников. Для педагогического вуза профессиональная подготовка - это подготовка учителя-педагога. Поэтому при построении спецкурса необходим выбор такой тематики, которая бы расширяла знания по предмету и по психолого-педагогической теории и практике, дополняла вузовскую программу с учетом индивидуальных интересов и способностей студентов.
Педагогическая интеграция - это разновидность научной интеграции, осуществляемая в рамках педагогической теории и практики.
Интегрированный спецкурс - это учебный предмет с более высоким уровнем целостности содержания, чем линейные курсы. Основными признаками педагогического интегрированного процесса являются педагогическая целенаправленность и относительная самостоятельность.
Конструирование интегрированного курса - это процесс, которому присуща последовательность протекания, поэтому в нем правомерно выделение следующих этапов (62): 1 .Определение цели и задач курса; 2.Подбор объектов интегрирования и выделение системообразующего стержня; 3.Создание собственно структуры курса; 4.Организация процесса обучения по созданной программе; 5.Оценка эффективности курса.
По такой логике и в соответствии с темой исследования был разработан интегрированный спецкурс по педагогике «Интеркультурное воспитание школьников». Его цель - обогащение теоретических знаний через интеграцию иностранного языка, педагогики и психологии для подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников. Программа спецкурса была рассчитана на 32 часа.
Задачи спецкурса: изучение потребностей студентов в информации об интеркультурном воспитании школьников; систематизация имеющихся и приобретение новых знаний студентами в области интеркультурного воспитания школьников; приобретение студентами знаний о других культурах; познание студентами самих себя как представителей этнокультуры; обучение студентов наиболее продуктивным способам взаимодействия со школьниками в интеркультурном воспитании; стимулирование к решению задач интеркультурного воспитания школьников на педагогической практике.
Подбор объектов необходимых знаний осуществлялся с учетом интегрирования и синтезирования их по общекультурному, психолого-педагогическому блокам дисциплин и предмету «иностранный язык» и обеспечивал тем самым междисциплинарное единство.
Системообразующим стержнем курса были определены усвоение студентами теоретических знаний и видеотренинг по иностранному языку как предмету, обладающему большим воспитательным потенциалом и являющимся своеобразным «окном» в мир иной культуры.
Создавая программу спецкурса, мы опирались на различные источники, к которым относятся: документы, книги, журналы, телевидение; разработки комплекса наук о человеке - философии, педагогики, социологии, культурологии, этнографии, антропологии; традиции и опыт отечественных и зарубежных образовательных учреждений; свой собственный опыт.
Особое место занимала научная литература по дидактике высшей школы, работы известных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.А. Кандыбович, А.В.Петровский), педагогов (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.А.Сластенин, Т.А. Стефановская, М.И. Шилова), философов (М.М. Бахтин, В.И. Белый, B.C. Библер,) и социологические исследования, характеризующие студенчество как социальную группу (A.M. Гендин, Р.А. Майер, М.И. Сергеев, А.Н. Фалалеев). Немало полезной информации мы почерпнули из зарубежного опыта интеркультурного воспитания, который представлен такими учеными как Г. Ауернхаймер, М. Борелли, В. Вакоуниг, Г. Пойкерт, Ю.Рот, А.Томас,
Содержание спецкурса основывалось на праве выбора студентов. Для этого было проведено специальное изучение интересов и потребностей студентов. Оно показало, что все студенты (100 %) считают необходимым знание культуры других народов и более всего заинтересованы в тех знаниях, которые ведут к эффективному межкультурному взаимодействию, но не осознают роли этих знаний в осуществлении интеркультурного воспитания школьников. Выявив основной круг проблем, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели, мы дифференцировали их. Критерием дифференциации учебного материала был уровень заинтересованности в получении знаний о культуре страны изучаемого языка для повышения своего общекультурного уровня.
Видеотренинг как метод подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников
С каждым годом влияние и популярность видео заметно возрастает. Оно пришло в культуру не вдруг. В нашей стране зарубежная «диковинка» стала появляться в середине 70-х годов сначала у некоторых видеолюбителей, в официальных учреждениях и организациях. Теперь же видео превратилось в основную форму организации досуга, ориентированную, прежде всего, на развлечения. Оно стремительно вошло в нашу жизнь, стало неотъемлемой частью эстетической культуры личности и общества в целом. Видео - носитель и источник информации о мире, зеркало жизни культуры народа. Особую тягу к видеокультуре испытывает молодежь, что делает эстетико-воспитательные возможности этого феномена современной культуры необычайно широкими.
В.А. Сластенин отмечает, что усиление интенсивности познавательной деятельности студентов требует внедрения в учебно-воспитательный процесс аудиовизуальных средств. Практический опыт и экспериментальные исследования привели к выводу, что в основу комплексного применения различных аудиовизуальных средств целесообразно положить фрагменты видеофильмов.
Видео обладает специфическими возможностями, такими как: непосредственность (действие напрямую), тренинг визуального восприятия, аутентичность, интеграция вербального и невербального языков, содержательный потенциал. Его использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Видео подобно книге в том, что может быть и научно-популярной, и научной, и политико-пропагандистской, и спортивной, и учебником, и альбомом репродукций, в том числе репродукций того, что книгой репродуцировано быть не может: спектаклей, концертов, цирка, зрелищ. Жанровый и тематический спектр видео способен оказаться не менее разнообразным чем в библиотечном каталоге. Но видео - это не книга. Именно его отличие от книги в состоянии внести в учебно-воспитательный процесс новые элементы. Видео и печатные тексты дополняют друг друга как две половинки одного шара. То, что может быть достигнуто при помощи одного, не может быть достигнуто при помощи другого и наоборот. Вслед за Ц. Швердтфегером мы выделяем следующие различия между печатным текстом и видео (таблица 13).
Современные учащиеся и студенты относятся «к поколению видео», в то время как преподаватели и учителя в большей массе «родом» из до-видео-поколения .
Нельзя не согласится с мнением, что в настоящее время педагоги оказались неподготовленными к встрече со столь мощным средством массовой коммуникации и не осознают всех его возможностей в своей педагогической деятельности. Сегодня видео используется как элементарное средство языковой наглядности, без учета его богатейших интеркультурных возможностей, способных активизировать процесс социализации личности. Это объясняется профессиональной неподготовленностью учителей в этой области. Вузы не занимаются подготовкой учительских кадров к применению видео как средства интеркультурного воспитания. К тому же неосведомленность учителей, что представляет собой интеркультурное воспитание, препятствует им самим разработать соответствующие методики работы с видео. Умение воспринимать, понимать интеркультурную информацию, подаваемую с видеоэкрана, умения передавать ее становятся повседневными для современного человека и относятся к области интеркультурного воспитания. Таким образом, наше исследование показывает, что остается открытым вопрос по интеркультурному воспитанию школьников и подготовке будущего учителя к решению его задач на материале видео в процессе изучения иностранного языка.