Содержание к диссертации
Введение
1. Детский праздник как объект педагогического исследования 12
1.1. Сущность и воспитательный потенциал детского праздника 12
1.2. Процесс подготовки и проведения детского праздника 32
1.3. Критерии эффективности организации детского праздника 60
2. Содержание и методика организации детского праздника 78
2.1. Обогащение содержания культурно-досуговой деятельности детей ... 78
2.2. Взаимосвязь организации и самоорганизации детского праздника 108
2.3. Условия повышения педагогической эффективности праздничной деятельности 133
Заключение 163
Список литературы 173
Приложение 187
- Сущность и воспитательный потенциал детского праздника
- Процесс подготовки и проведения детского праздника
- Обогащение содержания культурно-досуговой деятельности детей
- Взаимосвязь организации и самоорганизации детского праздника
Введение к работе
На современном этапе реформирования различных сфер общественной жизни актуализируется разработка научно-практических основ сферы досуга, в том числе исследование социально-педагогических аспектов детского праздника. Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.
В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.
Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.
В подростковой среде наблюдаются разрыв нравственного сознания и поведения, явный недостаток опыта гражданского поведения, активизировались деструктивные процессы, углубилась маргинальность. К тому же в массовой практике наблюдается увлечение вербальными методами воспитания, слабо внедряются формы массовой, коллективной творческой деятельности, детские массовые праздники порой не отвечают потребностям формирования у
подростков социально значимых качеств.
Эти сложности и противоречия во многом обусловлены тем, что современная педагогика детского праздника пока еще не нашла достаточного отражения в исследованиях и научной литературе, хотя учение о празднике (эортология) имеет долгую историю.
В отечественной науке интерес к празднику возник в 30-е годы XIX века. Первый соответствующий российский труд «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837) принадлежит основоположнику отечественной эортологии И.М.Снегиреву, охарактеризовавшему существенные моменты содержания праздника как явления культуры.
Народную праздничную культуру изучали представители отечественной филологической науки XIX века (А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, И.П.Сахаров, А.В.Терещенко и др.).
Массовый праздник первых лет советской власти стал предметом культурологических и социально-педагогических исследований уже в самом начале 20-х годов. П.М.Керженцев, А.В.Луначарский, А.И.Пиотровский изучали праздник как одну из форм общественной жизни народа.
Большой вклад в создание и развитие концепции советского школьного праздника внесли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая, Н.С.Шер и др.
В 50-60-е годы изучением праздника стали заниматься такие выдающиеся этнографы, философы, литераторы, как М.М.Бахтин, А.А.Белкин, П.Г.Богатырев, Д.С.Лихачев, ВЛ.Пропп, В.И.Чичеров и др.
70-80-е годы характеризовались возрастанием интереса к исследованиям праздничной культуры. Появились монографии, брошюры, диссертации, в которых авторы с разных точек зрения осмысливали те или иные особенности этого многогранного феномена. Значительная часть публикаций о праздниках посвящена их рассмотрению с точки зрения историко-этнографической науки (Л.А.Абрамян, В.П.Даркевич, А.И.Мазаев, А.Ф.Некрылова, В.К.Соколова,
С.А.Токарев, Л.А.Тульцева). Вопросам праздничной культуры посвящены труды деятелей искусства, режиссеров массовых праздников (Б.Н.Глан, Б.Н. Петров, А.Д. Силин, В.А. Триадский, И.М. Туманов, И.Г.Шароев).
В последние годы усилилось внимание к праздникам при исследовании трансляции обычаев и традиций, становления новых обрядов (В .И. Брудный, М.Я. Задорожная, Н.М.Закович, П.П.Кампарс, Д.М. Угринович). Праздник стал предметом философского осмысления (А.И. Арнольдов, Я.П.Белоусов, А.В.Бенифанд, Л.С.Лаптева, Я.В.Ратнер), объектом анализа как педагогическое и социально-культурное явление (А.С.Аксенов, Д.М.Генкин, А.Д.Жарков, А.И.Мазаев, О.И. Марков, М.А.Поола, Н.В. Семенова, Л.А.Сургинене, А.И. Чечетин).
В 90-е годы весомый вклад в разработку вопросов теории и методики организации праздника внесли работы А.В.Бенифанда, О.В.Немиро, Д.В.Тихомирова, Г.П.Черного, С.А.Шмакова.
Интерес к проблемам праздника проявляют историки, социологи, психологи зарубежных стран (Я.Бинчак, К.Жигульский, Л. Косик, С.Крыстев, Н.Мизов, Б.Суходомский, И.Хейзинга).
Разработке названных проблем существенно способствовали общепедагогические труды Ю.К.Бабанского, Б.Т.Лихачева, Л.И.Новиковой, в последние десятилетия - П.И.Пидкасистого, И.П.Подласого, Н.Е.Щурковой.
Ценные материалы для уточнения и углубления ряда положений рассматриваемого исследования содержатся в трудах психологов К.А.Абульхановой-Славской, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.
Соотношению праздника и игры посвящены исследования З.М.Богуславской, В.М.Григорьева, А.В. Запорожца, Е.А.Покровского, А.С.Прутченкова, И.И.Фришман, И.И.Шангиной.
Большое значение для осмысления проблем организации детского праздника имеют теоретические положения и практические выводы,
содержащиеся в работах таких специалистов в области педагогики, как Ю.П.Азаров, И.П.Иванов, А.Н.Лутошкин, А.В.Мудрик, М.М.Поташник.
Решению задач исследования способствовало изучение работ Л.В. Байбородовой, В.П.Голованова, О.И.Грековой, А.В.Иващенко,
Э.Ш.Камалдиновой, В.А.Караковского, Л.Е.Курнешовой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой, Б.А.Титова, А.Б.Фоминой и др.
Изучение проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения составили труды Г.Н.Волкова, Б.З.Вульфова, Ю.Г.Круглова, М.Н.Лазутовой, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, А.Д.Солдатенкова.
Различные аспекты воспитания в процессе досуговой и художественно-творческой деятельности рассматривались в кандидатских диссертациях А.А.Авдеевой, М.И.Алдошеной, А.Ю.Гончарук, Т.М.Гришиной, Б.А.Дейч, Е.И.Корнеевой, А.А.Мурашова, А.Л.Погонченкова, Т.М.Полевой и др.
В работах Д.М. Генкина, А.И.Мазаева, А.Ф.Некрыловой, Г.Н.Тубельской, Г.П.Черного, С.А.Шмакова раскрываются важные теоретические и методические аспекты формирования личности подростка в процессе праздника.
При всей ценности указанных выше работ они не затрагивали педагогические аспекты организации детского праздника, хотя и создали позитивные предпосылки для специального исследования таких аспектов.
Между тем, актуальна потребность школ, учреждений дополнительного образования детей в научно обоснованных рекомендациях, связанных с решением важной для науки и массовой практики проблемы: какова зависимость педагогической эффективности детского праздника от процесса его организации.
Необходимость научно-обоснованного решения этой проблемы обусловила выбор темы нашего исследования:
«Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника».
Объект исследования - взрослые и дети, участвующие в подготовке и проведении детского праздника.
Предмет исследования - педагогический процесс организации детского праздника.
Цель исследования - обоснование возможности и средств Повышения педагогической эффективности детского праздника как одного из факторов развития личности ребенка.
В соответствии с предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: организация детского праздника эффективна, если:
обеспечены оптимальные формы взаимодействия детей и взрослых в процессе организации детского праздника;
выявлены, проанализированы и учтены педагогические основы такой организации в реальных ее условиях;
праздник включен в систему деятельности образовательного учреждения как ее культурно-воспитательный компонент;
- производится промежуточная и итоговая диагностика эффективности детского праздника.
Объектом и предметом, целью и гипотезой исследования обусловлены его задачи:
1. Осуществить научно-педагогический анализ сущности и воспитательного потенциала детского праздника как особой формы взаимодействия друзей и взрослых.
2. Обосновать критерии педагогической эффективности организации праздника для детей.
3. Охарактеризовать условия повышения педагогической эффективности праздничной деятельности.
4. Разработать методические рекомендации учителям школ, вожатым и педагогам учреждений дополнительного образования по усовершенствованию воспитания школьников средствами детского праздника.
Методологической основой исследования явились: системно-структурный и системно-функциональный подход к изучению педагогических аспектов процесса организации детского праздника.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы в ходе исследования применялись следующие методы: изучение философской и психолого-педагогической литературы, констатирующий и формирующий эксперименты, метод социологического опроса и анализа, наблюдения за деятельностью педагогов и детей, беседы с учителями, анкетирование, изучение письменных работ учащихся, тестирование, анализ праздничных сценариев, программ, школьной документации.
Исследование проводилось в течение девяти лет, охватив более 100 школ и внешкольных учреждений Москвы и области, Краснодарского края, республики Калмыкия и других регионов России, и прошло ряд этапов.
На первом (1992-1995 гг.) изучалась философская, социологическая, педагогическая, психологическая, этнографическая, искусствоведческая, а также методическая литература, сценарии праздников для детей и подростков, разрабатывалась концепция исследования, накапливался опыт подготовки и проведения детских праздников (около 300 праздничных программ, в которых приняло участие около 100 тысяч детей, педагогов и родителей).
На втором этапе (1995-1997гг.) осуществлялся формирующий эксперимент на базе Московского городского Дворца творчества детей и юношества, а также ряда школ и детских центров Москвы и Московской области.
На третьем этапе (1997-2001 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа по организации детских праздников в системе культурно-досуговой работы школ и учреждений дополнительного образования, разрабатывались и проверялись научно-методические рекомендации, уточнялась результативность предлагаемых материалов; осуществлялось литературное оформление материалов и результатов исследования.
Достоверность исследовательских данных обеспечена адекватностью и комплексностью методического аппарата; репрезентативностью выборок; органически единством исследовательского поиска и практики, в том числе личным опытом автора в качестве главного режиссера-постановщика международных, федеральных и городских детских праздников.
Научная новизна исследования состоит:
- в выявлении педагогической сущности и функций детского праздника;
- в комплексном изучении его влияния на развитие социальной активности, духовной культуры и гражданское становление детей;
в апробации педагогических условий формирования потребностей детей в рациональном использовании досуга, условий, способствующих творческому обогащению интересов школьников во внеучебной деятельности.
- в разработке концепции открытой комплексной программы «Праздники Детства».
Теоретическая значимость работы связана:
- с определением педагогических основ организации детского праздника в системе образовательных учреждений.
- с обоснованием программы взаимодействия взрослых и детей, опирающейся на принципы педагогики сотрудничества как педагогическую стратегию.
Практическая значимость исследования:
- разработаны научно обоснованные рекомендации по подготовке и проведению различных по содержанию и уровню детских праздников, по организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков;
- разработана методика поэтапной организации совместной деятельности педагогов и детей при комплексном использовании разнообразных педагогических технологий;
- выводы и рекомендации исследования могут быть применены в деятельности педагогов, организаторов, вожатых школ и летних детских
лагерей, социальных работников, организаторов культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей.
Апробация результатов исследования проводилась на Всероссийских научно-практических конференциях в Москве
(1992,1994,1999,2000), Санкт-Петербурге (1998, 1999, 2001), Анапе (1994, 1995), Элисте (1996, 1997), Сочи (1997), на научно-методических семинарах в Краснодаре (1996), Новороссийске (1998), Москве (1995, 1997, 1998,2000,2001); на семинарах-практикумах для педагогов-организаторов, культорганизаторов, вожатых в Севастополе (1992); Королёве Московской обл.(1993,1995,1997, 1998,2000); Калининграде (1996); Красногорске Московской обл. (1993, 1994); в лекционных курсах по теории и методике организации детских праздников в Московском институте повышения квалификации работников образования (1997-2001); в публикациях творческой лаборатории журнала «Вожатый»: при постановке международных, федеральных детских праздников и реализации программы Московского комитета образования «Столичное образование».
В ходе подготовки и проведения ряда фестивалей детского творчества:
- «Юные таланты Московии» - городской фестиваль детского творчества учреждений образования (1992-2001);
- «Надежда» - городской фестиваль детского творчества детей школ-интернатов (1989-1999);
- «Казачок» - фестиваль детских коллективов России (1994-1998). Автор участвовал в подготовке и проведении таких Международных,
Всероссийских и городских детских праздников как «Рождественский благотворительный бал» (1992), Первый международный конкурс юных талантов «Музы и дети» (1993), Международный день семьи - Программа ООН (1994), «Салют, Победа!» -детский праздник, посвященный 50-летию Победы (1995), «Москва - открытый мир Детства» - детский праздник, посвященный 1 Всемирным Юношеским Играм (1998), «Творчество юных - Юбилею Столицы»-празднование 850-летия Москвы (1997), «Пушкину потомки
посвящают» - творческая акция школьников, посвященная 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина (1999), «Дети на пороге XXI века» - торжественное открытие международной встречи детей (2000), «Город Детства на Воробьевых горах» — праздник в рамках Дня Города (2001),"Дети-Дедам"-праздничная программа детских творческих коллективов города, посвященная 60-летию битвы под Москвой (2001) и др.
На защиту выносятся:
- педагогические основы организации детского праздника в учреждениях образования, включающие совместную творческую деятельность детей и взрослых, адекватную технологию организации детского праздника, систему разнообразных средств организации празднично-досуговой деятельности, отвечающих особенностям различных категорий детей (социальным, возрастным, индивидуально-типологическим и др.), критерии эффективности этой деятельности;
-системно-структурная и системно-функциональная модель современного детского праздника, реализуемая поэтапным подходом к его организации;
- обоснование комплекса условий эффективности организации праздника, среди которых целесообразность тематических программ, вариативность сценариев детских праздников, научно-методическое сопровождение организационной деятельности.
- концепция открытой научно-практической программы «Праздники Детства», предусматривающая целостный научно-педагогический подход к празднично-досуговой деятельности детей.
Структура диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 304 наименований и приложения.
Сущность и воспитательный потенциал детского праздника
Чтобы определить сущность детского праздника, необходимо понять природу самого праздника, его значение в истории и жизни общества.
Методологическое изучение категории "праздник" дает, на наш взгляд, возможность раскрыть реальную диалектическую взаимосвязь человеческих поколений, более глубоко проникнуть в существо преемственности различных мировоззрений, создать строгую научную базу для развития методики внешкольной воспитательной работы.
Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного: «Кончил дело - гуляй смело». (12 с. 13)
Еще древние философы обратили внимание на сущность и многообразие такого явления как праздник.
Платон в своих «Законах» рассматривает праздник как вместилище высших ценностей человеческого существования, способных поддержать социальную систему в состоянии равновесия через красочное богатство жизни. Исходным принципом в истолковании сущности праздника является наслаждение, дарованное человеку, наделенному чувством ритма и гармонии.
«Живые существа не могут сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, им хочется двигаться и шуметь,.скакать, прыгать, играть, издавать резкие звуки, испытывая при этом удовольствие.» (197 с. 117) А верно направленные удовольствия и страдания, по Платону, составляют мощную воспитательную систему.
Аристотель также относит праздник к области воспитания, формирования и просвещения, потому что человеческая природа требует от нас не только умения хорошо трудиться, но и способность быть праздными, ибо праздность есть свобода, как начало всех начал, когда речь идет о человеке и его жизни. Поэтому праздник предпочтительнее труда и есть цель последнего. Праздник и высокое наслаждение им даруемое, завершают деятельность, придают ей законченность. Концепция праздника Аристотеля имеет еще одну важную особенность. Речь идет о выявлении специфики праздничной жизнедеятельности. До него праздник рассматривался как свободное времяпрепровождение. Аристотель отказывается от этого. "...В настоящее время, - говорит он, -большинство смотрит на праздник как на забаву и развлечение, и это тем легче делать, что данное явление включает в себя забаву и много других естественных и безвредных развлечений". (16 с. 192)
Краткое фрагментарное рассмотрение истории массового праздника можно начать с эпохи Древней Греции и Рима. Разумеется, праздники были и значительно раньше, они сопровождали развитие человеческого общества с самых первых этапов его существования. Однако эти праздники были стихийны, не вычислялись из единого жизненного потока.
В эпоху Древней Греции и Рима мы видим тщательно подготовленные и организованные народные празднества, несущие в себе элементы сценарной разработки, режиссуры, выдвигающие специальную категорию организаторов.
У древних греков праздник являлся одной из самостоятельных, развитых и чрезвычайно популярных форм досуга, представлявшегося им более деятельным и активным состоянием, чем труд. Именно по-этому большинство древнегреческих праздников носило характер игр, состязаний. Известны, например, Дельфийские, Пифийские, Немейские, Панафинские игры. Вершиной греческих игр-праздников и своеобразным спортивным театром стали знаменитые Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном городе Олимпии раз в четыре года. На время игр полностью прекращались и войны между полисами.
В Древней Руси мы находим сведения о праздниках у Монаха Летописца /1068/. «Ведим бо игрище утоптанные и множества людей на них, которые теснят друг друга при виде зрелищ бесом задуманных. А церкви пусты стоят, даже во время общих молитв в них мало оказывается молящихся ...».
Многие видные государи и политики считали праздник важным государственным делом. Российский император Пет 1 Великий, осуществляя ряд важнейших преобразований в России, специально издал «Указы» о проведении больших празднеств на Руси. Описание праздников того времени дает А.О. Ишимова в своей книге «История России в рассказах для детей»: «Сколько других праздников видите Вы в течении года? Сколько блистательных праздников зимою, в Праздник Крещения, весною, в дни Святой недели на Дворцовой площади, где вы не налюбуетесь на искусные движение войск и удивительное проворство черкесов! А кто из нас не бывал на Царицыном лугу, когда государь делает там смотр всей гвардии. Стало быть, вы имеете понятие о праздниках, какие бывают нынче в Петербурге». (115 с.391-392)
В начале XX века в России было немало праздников окрашенных революционной романтикой. Волнующими, памятными событиями стали праздничные представления, устроенные в двадцатом году в ряде городов Советской страны, и в первую очередь в Петрограде: «Гимн освобождению труда» и «К мировой коммуне», разыгранные 1 Мая и 19 Июля 1920 года на площади Народных зрелищ, у портала бывшей Фондовой биржи; постановка «Блокада России», исполнявшаяся под открытом небом на Каменном острове; массовая инсценировка «Взятие Зимнего дворца», число участников, которой превысило шесть тысяч человек, а количество зрителей заполнивших дворцовую площадь, более ста тысяч.
О праздниках можно говорить много, но суть остается неизменной: праздники составляют самую яркую страницу в жизни человека.
Процесс подготовки и проведения детского праздника
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Иными словами, педагогический процесс -это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Системно-структурный и педагогический анализ детского праздника убеждает в том, что проникнуть в его сущность и объяснить роль в целостном педагогическом процессе, руководствуясь каким-то одним принципом, невозможно. Отсюда безуспешность попыток создать универсальную концепцию праздника, пригодную на все случаи и времена. Это, однако, не означает отсутствия у праздника общих закономерностей. Они несомненно есть, но выявить их можно лишь с помощью методологических принципов анализа, которыми мы и будет руководствоваться, обосновывая собственную точку зрения на исследуемый предмет и опираясь при этом на утвердившиеся в науке идеи, выводы и наблюдения. К настоящему времени трудом большой группы ученых - Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, И.П. Подласова, Н.Л. Селивановой,А.Д. Солдатенкова, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой. и др. создана обширная литература, посвященная целостности процесса воспитания. В ней не только накоплен, проанализирован и обобщен обширнейший и многообразный фактический материал, но и раскрыты многие важнейшие закономерности этого процесса. Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом. И тем не менее в последние годы учеными-падагогами высказывается определенная неудовлетворенность состоянием исследования в целом, прежде всего - его методологическим уровнем. Остро осознаваемая необходимость развития методологии исследования теории формирования личности, на наш взгляд, детерминирована социально. В современных условиях, когда концепция пересмотра всех сторон общественной жизни в нашей стране привела к кардинальной смене парадигмы в понимании и объяснение любых социальных процессов современного противоречивого мира во всем его многообразии, необходимость совершенствования самой методологии изучения педагогического процесса воспитания, новых подрастающих поколений становится совершенно очевидной. Как отмечает И.П. Подласый: «Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая их этих систем функционирует в определенных внешкольных условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия.» (199 с. 181) В нашем исследовании мы будем рассматривать детский праздник в качестве одной из систем целостного педагогического процесса. Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности: как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, - праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания; как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности; как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Категория «деятельность» - одна из наиболее общих философско-психологических категорий, охватывающих огромный мир самых разнообразных явлений и процессов. Философия рассматривает деятельность «как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование». (270 с. 151) Философия классифицирует деятельность по глобальному критерию, разделяя ее на материально-производственную и духовно-практическую, а также на репродуктивную и продуктивную, то есть воспроизводящую и творческую. Человеческая деятельность выступает прежде всего как предметная, под которой мы понимаем всякую человеческую деятельность, связанную с воздействием на предмет (объект). Существо вопроса, однако, заключается не столько в определении этого элемента деятельности, сколько в том, каким образом осуществляется предметное воздействие и, в частности, какие именно виды деятельности предполагаются при этом. В рамках настоящей работы мы оставляем в стороне вопрос структуры деятельности. В последние годы вышел ряд работ, в которых эта проблема анализируется в различных аспектах. В русле нашей проблемы особенно важно, что практическая деятельность рассматривается как диалектическое единство объективного и субъективного, духовного и материального. А предметная деятельность связана с теоретическим (духовным) и практическим (материальным) воздействием на предмет и составляет важнейший элемент целостной человеческой деятельности. Что же дает, может дать деятельный подход к празднику для выяснения его специфических возможностей, его статуса в человеческом мире? Прежде всего, необходимо отметить, что и исторически, и логически (исторически это обнаруживалось неоднократно) именно деятельностный подход создавал наиболее очевидные, наиболее перспективные возможности для выявления диалектической природы праздника, способов решения в нем антиномий теоретического и практического, познания и оценки, чувственного и рационального, необходимости и свободы, причинной и целевой обусловленности. В советской педагогике утверждалось положение о том, что детское сознание и поведение формируются в процессе многообразной деятельности и в тесной связи с ней, под воздействием всех объективных и субъективных факторов. А.С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей воспитываются человеческие качества — духовные и физические. Подчеркивая основополагающее значение деятельности для полноценного воспитания личности, разработав ряд различных вопросов, связанных с развитием этой проблемы, педагогическая теория, тем не менее, не имеет завершенной концепции целостного процесса воспитания личности в деятельности.
Обогащение содержания культурно-досуговой деятельности детей
Сложные условия реформируемого общества создают сегодня тот непростой социальный контекст, в котором существует и входит в XXI век российская школа. Может ли школа или внешкольное учреждение опираясь лишь на собственные ресурсы, вывести детей из тупика бездуховности, субкультуры? Опыт показывает, что в этом вопросе необходима опора на новые формы и содержания всей культурно-образовательной деятельности, к которой можно отнести и детский праздник. Необходимо консолидировать, упорядочить усилия всех учреждений образования в рамках единых гуманистических ориентированных воспитательных систем.
«Вся история педагоги свидетельствует о том, что идеи гуманистического воспитания зарождалась в практике педагогов, становились частью теоретического багажа педагогики. Другое дело, что выйти в массовую практику они не могли, не будучи подкрепленными некоторой критической массой гуманности в обществе», - пишет академик РАО Г.Н. Волков. (46 с. 7) Эти слова напрямую относятся к российской воспитательной традиции, всегда носившей общественный, ориентированный на социум, характер, обеспечивающий за счет этого быстрые темпы позитивной социализации детей. Гуманистические концепции такой социализации, опиравшиеся на традиции народной педагогической культуры, разработаны в трудах просветителей-демократов Д.И. Писарева, А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, которые понимали народную педагогику как педагогику свободы и любви, тесно связанную с жизнью народа, общества. Эта идея пронизывает главный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания», в котором подробно рассмотрены вопросы о взаимообусловленности влияний воспитания и социальной среды, идеи об образовательных учреждениях, открытых окружающему социуму, организующих воспитание, обучение и жизнедеятельность детей в тесной взаимосвязи со средой их обитания. «Вопрос не в том, как воспитывать, а в том, как жить», - так выразил неразрывную связь воспитания и общественного прогресса Л.Н. Толстой. Воспитательные системы Яснополянской школы, «свободных школ» К.Н. Вентцеля, Н.В. Чехова, СТ. Шацкого исходили из понимания педагогического процесса как духовного взаимодействия его участников на основе погружения в культуру и жизнь общества. Глобальное звучание идеи открытого, общественного характера воспитания человека получила в русле учения В.И. Вернадского о соучастии каждого в «сотворении ноосферы», при котором человеческое творчество направляется не только «вовнутрь» - на самопознание и созидание своего Я, но и «вовне» - на преобразование мира, поиск новых идей, обогащающих общество. Существенным вкладом в разработку представлений об общественном характере воспитания явилась разработка в 20-30 годах Л.С Выготским, А.Н. Леонтьевым и А. Р. Лурия культурно-исторической теории - концепции развития личности в процессе социализации индивида. Признавая ребенка полноправным субъектом воспитания, они заявили, что видят его воспринимающим историю как свое прошлое и чувствующим ответственность перед будущим как перед своим будущим. В дальнейшем данная теория была развита в трудах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. и сильно повлияла на формирование научных концепций социально ориентированного воспитания. Принципиальное значение имела разработка концепций взаимообусловленности школы и среды СТ. Шацким и А.С Макаренко. В опыте СТ. Шацкого школа была нацелена на то, чтобы вносить свою лепту в жизнь, изменять ее к лучшему. Этой задаче служили его «форпосты культуры», особые школьные бюро по изучению края, включавшие ребят в поисковую работу, социальное проектирование и творчество. «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте -родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом ребенка. Весь это «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя», - писал А.С. Макаренко о сути средового подхода к воспитанию. (158 С. 14) В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского ему удалось так организовать труд и жизнь коммунаров, что по мере погружения в производственный процесс, в отношения самоуправления, носившие творческий характер, дети менялись на глазах. Творческое освоение идей СТ. Шацкого и А.С. Макаренко в практике советской школы уже в предвоенные годы привело к реализации межведомственного принципа в воспитании детей. Уровень интегрированное институтов воспитания, достигнутый в этот период, свидетельствовал о формировании основ воспитательной системы, далеко выходящей за рамки отдельной школы. Конечно, направленность такой системы детерминировалась тогда авторитарными началами общественной жизни. Преодоление их постепенно стало осуществляться в 50-е годы, когда идеи средового подхода в воспитании преемственно закрепились в разработках ученых психологического направления методологии воспитания (П.М. Якобсон, Л.И. Божович и др.), в частности, концепции направленности личности. Впоследствии они получили развитие в трудах Б.П. Битинаса, Н.В. Бурдакова, О.С. Газмана, Т.А. Гришиной, А.В. Зосимовского, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Т.Ф. Лысенко, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Э.М. Шилиной и др.
Взаимосвязь организации и самоорганизации детского праздника
На современном этапе общественного развития к пониманию необходимости создания более совершенной школьной технологии приходят многие педагоги, хотя при ее разработке возникают серьезные трудности. Школьная практика, к сожалению, пока ориентируется в основном на количественные показатели, престижность праздников, что приводит к формальной их организации. Поэтому необходима четко разработанная педагогическая технология организации и структуры массового детского праздника. Технология ( от греч. «Techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, слово) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в производстве продукции.
На протяжении последних лет понятие «педагогическая технология» прочно входит в педагогическую науку. Ядром этой технологии является разработка проблем построения учебного процесса и особенно уточнение и детализация целей обучения, стандартизация обучения, стандартизация обучающих процедур, эффективная обратная связь в ходе обучения. Педагогическая технология все активнее внедряется в воспитательый процесс. Под технологией воспитания понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах воспитания, практическое использование которой обеспечивает направленное воздействие на внутренний духовный мир личности. Понятием « педагогическая технология » В.А. Сухомлинский обозначал пути реализации перспективных планов работы коллектива педагогов по воспитанию человечности, доброты, отзывчивости, правдивости, чуткости. Он настаивал на том, чтобы свободное от учебных занятий время было наполнено большим смыслом, насыщено поисками, творчеством и эстетически окрашено. Раскрывая существо сложного механизма развития творческих начал в целостном педагогическом процессе, В.А.Сухомлинский призывал к постоянному поиску. Он считал, что любой замысел связан с тысячами повседневных явлений, с необходимостью находить технологические решения для воплощения интересной коллективной мысли. О роли педагогической технологии в процессе воспитания всесторонне развитой личности интересны высказывания Ю.П.Азарова, Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной, В.С.Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Л.Е. Щурковой. «Современное образование уже характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Если рассматривать педагогические технологии как организационно-методический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от учителя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства.» ( 193 с.З)
В чем же смысл и содержание понятия «технология организации массового детского праздника?» Рассматривая праздник как целостный педагогический процесс, связанный единством целей, методов, средств и приемов, исходим из того, что в первую очередь необходимо воспитывать у подростков творческую общественную активность, учить их гуманизму и взаимопомощи. Весьма ярко показал влияние праздника на социализацию личности польский социолог К.Жигульский. «Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневности, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память. Он оказывается прежде всего поводом к самоотождествлению - в дни праздника молодежь часто яснее, чем в других случаях, осознает себя, свое единство с общественной группой. Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции, к которой дети и молодежь приобщаются естественным образом -через непосредственное участие в торжествах. Знание праздничного ритуала и обычая является, с одной стороны, условием действительного участия в празднике, с другой стороны, чертой принадлежности к определенной группе и ее культуре. Во время праздника в различных формах - зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической, реалистической -отображается прошлое группы, мифическое и историческое, а также современность, нынешняя ситуация. Поэтому праздник служит и для ориентации детей и молодежи во времени, в котором жила или живет группа, в том числе и представитель молодого поколения, относящий себя к данной группе.» (95 с.311) Мы согласны с концепцией К.Жигульского и подчеркиваем: детский праздник должен быть организован педагогически целесообразно.
Педагогически целесообразная организация массового праздника, активное включение личности в празднование, особенно тогда, когда остается в прошлом принудительное участие в праздновании, когда оно все чаще становится добровольным делом подростка, составляет по существу основу педагогической технологии празднества. Достаточно полно характеризует организацию праздников А.Д. Жарков, не сводя ее к организаторскому виду деятельности. «Порой трудно представить, - пишет автор, - какой огромный комплекс действий необходимо совершить при подготовке и проведении праздника, сколько усилий надо приложить, чтобы добиться взаимодействия, слаженности участников мероприятия.